Использование ИКТ в историко-краеведческой деятельности
методическая разработка по истории на тему

Колохматов Сергей Георгиевич

 Как придать историко-краеведческому образованию деятельностный характер? Как заинтересовать школьника изучением истории своего села, малой Родины? Ведь без добровольности поисковая работа не сможет затронуть чувства ребёнка и пробудить в нём любовь к Отечеству. Одним из способов решения этих проблем является применение в историко-краеведческой деятельности информационных технологий. Применение ИКТ в краеведении является не данью моде, а необходимым условием работы. Мы живем в информационном обществе. Это значит, что знание, информация по-прежнему представляет собой большую ценность. Но в наше время значительно возросла и ценность деятельности. Нужно не только знать, но и уметь найти нужную информацию, представить её в определённой форме. Современные информационные технологии расширяют эти возможности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ikt_i_kraevedenie.doc255.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Хакасия

Республиканский конкурс: «Электронные образовательные ресурсы с использованием свободного программного обеспечения в 2011году»

Гуманитарное направление

Использование ИКТ в историко-краеведческой деятельности

         

                                                   

Автор: Колохматов  Сергей Георгиевич,

Учитель истории

МОУ Кировская СОШ  

 

Кирово 2011

Колохматов Сергей Георгиевич

место работы:  МОУ Кировская СОШ

Алтайского района,  Республики Хакасия

должность:  учитель истории,     обществознания.  Е-mail : gogakolo@mail.ru

Введение

В современном историческом образовании краеведение приобретает важное значение. В Базисном учебном плане 2011 года отводятся часы для введения интегрированного предмета “Краеведение” или краеведческих модулей в рамках учебных предметов федерального компонента (история, география, биология, искусство, технология). В советской школе был накоплен богатый опыт использования краеведческого материала на уроках истории и во внеклассной работе. По мнению А.А. Вагина, автора методики преподавания истории “краеведческий подход в обучении истории имеет ряд преимуществ в познавательном и воспитательном отношениях”.

   Изучение истории страны, событий далёкого прошлого, настоящего нашей страны невозможно без обращения к истории родного края, нашей малой родины. Хакасия имеет богатую историю, она тесно сплетена с великой   русской историей.                                                                                                                

Введение на уроке местного материала создаёт своеобразную психологическую ситуацию, характеризующуюся “живым ощущением” исторического прошлого. Привлекая краеведческий материал, я стараюсь приблизить историческое прошлое к сознанию школьников. Значение такой работы в том, что учащиеся становятся как бы соучастниками событий и привлекаются к осознанию роли родного края в жизни страны определённого периода. Воспитание патриотизма должно осуществляться не столько словами, сколько деламиКак придать историко-краеведческому образованию деятельностный характер? Как заинтересовать школьника изучением истории своего села, малой Родины? Ведь без добровольности поисковая работа не сможет затронуть чувства ребёнка и пробудить в нём любовь к Отечеству. Одним из способов решения этих проблем является применение в историко-краеведческой деятельности информационных технологий. Применение ИКТ в краеведении является не данью моде, а необходимым условием работы. Мы живем в информационном обществе. Это значит, что знание, информация по-прежнему представляет собой большую ценность. Но в наше время значительно возросла и ценность деятельности. Нужно не только знать, но и уметь найти нужную информацию, представить её в определённой форме. Современные информационные технологии расширяют эти возможности.

Актуальность представленного опыта

Все дальше в прошлое уходят события Ве ликой Отечественной войны. Выросло уже не одно новое поколение, которое знает о войне лишь по книгам и фильмам. Но никогда не померкнет в веках подвиг советских солдат. Их именами называют сёла, улицы. В селе Кирово есть улица Жаворонкова. Но лучшим памятником героям – землякам и всем погибшим в той войне - ПАМЯТЬ. Сохранение её для потомков.

Вот уже 70 лет минуло с той поры когда коварный враг напал на нашу страну ,это было началом трагических и героических событий войны. Много народа не вернулось домой. Они остались на бесчисленных полях сражений, в пепле концлагерных печей, на суше и на море. Везде. Сейчас можно услышать, что не осталось тайн, и мы знаем всё о той войне.

Если мы знаем всё о войне, то откуда щемящая тоска, которую чувствуешь, когда звучит гимн Великой Отечественной – « Вставай, страна огромная»? Откуда боль, от которой некуда деться, когда из под вороха современных фотографий выглянет пожелтевший уголок военной фотокарточки, где обнявшись, стоят погибшие тогда и умершие недавно? И где граница, которая разделяет наш многообразный и динамичный мир, оставшейся за кадром кинохроники тех жестоких лет? Нет, последнее слово о войне ещё не сказано. Достоин восхищения подвиг советского народа в Великой Отечественной войне. Непосильное бремя тягот и страданий вынесли на своих плечах солдаты и офицеры, рабочие и колхозники.                                    Каким вырастет  новое поколение? А способен наш народ и сейчас на повторение подвига единения, братства и  священный долг защиты Отечества?  Хорошо ли нам живущим  ныне быть равнодушными к тому, чтобы бессмертные подвиги наших соотечественников, их имена и родные места остались неизвестными? «Не должно этого быть!» решили мы, и началась серьёзная работа.

Опыт использования

Совместная работа школы, общественных организаций, СДК становится системой работы с молодым поколением. Ведётся большая поисковая деятельность. Есть уже определённые результаты. На сегодняшний день  у нас в селе проживают 78 тружеников тыла. Более трёхсот жителей села воевали на фронтах, из которых погибло 203 человека. Мы провели поисковую работу – сверили списки погибших кировчан, которые размещены на сельском памятнике с Книгой Памяти, оказалось что 45 участников войны не указаны на обелиске, и о 59 солдатах в Книге Памяти нет не строчки. Люди отдали свои жизни и о них ничего не известно кроме года их рождения. Возможно причина в том что в начале войны с.Кирово относилось к Минусинскому району, а в 1944году образовался Алтайский район.   Также возможна путаница по Книгам Памяти – Хакасии и Красноярского края. Наша задача исправить эту ситуацию.  Как сказал фронтовик Михаил Дудин: - «Неизвестных солдат нет и быть не может, потому что мы живые, защищенные их кровью, ходим по нашей земле, дышим этим воздухом жизни, растим детей на радость нашему грядущему».

Мы стараемся больше внимания уделять ветеранам войны и труда, ведь с каждым годом их становится всё меньше и меньше… Ведется работа по сбору материалов о каждом ветеране, проживающем в нашем селе. Собрали сведения о 92 участниках войны, и 46 тружениках тыла. Фотографии и биографические сведения поместили в альбомы - «Помнит мир спасённый», « Их трудом ковалась Победа», которые хранятся в школьном музее. Самое  ценное, что ученики узнают о боевых и трудовых подвигах своих  прабабушек  и прадедушек. С какой гордостью ребёнок произносит: « Это мой предок!» Чтобы все его услышали и узнали об этом.

Долг нашего поколения – сохранение памяти о войне. Для подрастающего поколения скоро останутся только фотографии, видео. Если в 1980 году было 87 ветеранов Великой Отечественной войны, то сейчас их осталось только 5. В школе мы проводим встречи с ветеранами Великой Отечественной войны  «Вспомним как это было» и тружениками тыла « Всё для фронта, всё для победы» - рассказы записали на видео. Совместно  с СДК собираем фотографии и письма с фронта всех участников войны. О 87 ветеранах в сельской библиотеке оформлена папка « Их помнят, их знают, ими гордятся!». Там же оформлены тематические папки: «Фронтовики наденьте ордена», « Всегда на первом рубеже», « Свой век мы прожили не зря», « Мне Родину спасать досталось»

Данная   методическая разработка, связана с решением творческой задачи в области антифашистской пропаганды, патриотизма, развития интереса молодого поколения к истории Великой Отечественной войны,  направлена на ознакомление с историческими событиями того времени, воспитание уважения и глубокой признательности у молодого поколения к ветеранам войны и тыла, к людям, отстоявшим мир на земле, веру в торжество справедливости и правды;

Данная разработка в виде ученических проектов была представлена в республиканском конкурсе «Нет фашизму», где была отмечена дипломом и ценным подарком.

Материалы можно использовать как на уроках истории,  но особенную ценность   они представляют для внеклассной работы со школьниками

Краеведческий материал способствует самостоятельной умственной деятельности учащихся, позволяет осуществлять поисковую работу на более доступном и близком материале. Учащиеся 9 - 11 классов имеют определённые навыки самостоятельной и исследовательской работы, поэтому я привлекаю их к подготовке исследовательских работ с которыми ребята выступают на ученических конференциях, наиболее интересными находками делятся на уроке при прохождении программного материала. Изучение  и сбор статистических данных об участниках Великой Отечественной войны по селу Кирово, анализ, сравнение источников оформление собственных данных.Учащиеся занимаются сбором материала об истории села и его улиц, школы, колхоза, фотографий, рассказов очевидцев, писем. Эта работа помогает им в познании современности, в установлении связи с изучаемым на уроке материалом. “Богатое, знаемое вами прошлое – ваше личное или вашего города, села, страны – делает человека мудрым, всепонимающим” - писал академик Д.С. Лихачёв. (Кожухова Е.А. Воспитание историей. Наследие и личность: путь к причастности. – М.: Знание, 1984. (Новое в жизни, науке, технике. Серия “Этика”, № 10, стр. 3)

Основные этапы.

1.Анализ известных исторических фактов, определение вопросов, интересующих ребят, постановка (формулирование) проблемы исследования.

2.Встречи и беседы с ветеранами Великой Отечественной войны, свидетелями событий, работа с материалами музея школы и материалами СДК

3.Оформление слайдов текстовой, графической информацией. Создание презентаций.

4.Защита проектов и последующая демонстрация презентаций в памятные дни, тематических классных часах, уроках информатики и истории, творческих уроках для учащихся разных классов.

Вывод

 Таким образом, организация работы учащихся через использование ИКТ в историко-краеведческой деятельности позволяет создать условия для решения следующих задач:

  1. знакомство учащихся с событиями, происходившими в годы Великой Отечественной войны
  2. конкретизация ими теоретических знаний, полученных на уроках истории в том числе применением компьютерных средств;
  3. формирование у учащихся чувства сопричастности с историей родной страны;
  4. укрепление взаимопонимания между представителями разных поколений.

Всё это помогает духовно-нравственной ориентации подростков в жизни, их социальной адаптации, развитию и саморазвитию личности в целом. Кроме того, интеграция двух направлений - гуманитарного и технического - способствует:

  1. активизации мыслительных процессов; развитию мышления;
  2. расширению рамок творческой деятельности учащихся;
  3. формированию практических навыков поисково- исследовательской работы;
  4. развитию ключевых компетенций, прежде всего информационной;
  5. получению опыта эмоционально-ценностных отношений к истории и людям родного края;

В результате происходит формирование таких качеств личности, которые сегодня особенно востребованы: диалогичность мышления, умение вести интеллектуальный диалог, самостоятельность в процессе добывания знаний, творческая активность. А в совокупности все отмеченные факторы создают ту среду, в которой происходит становление личности патриота, осознающего ценности родной истории и культуры, имеющего чёткую гражданскую позицию, готового своим трудом преумножать благополучие родной земли. Так использование ИКТ в историко-краеведческой деятельности становится эффективным средством гражданско-патриотического воспитания учащихся.

При подготовке использованы материалы:

Федеральная архивная служба России (Росархив):
kinarh@online.ru: http://www.rusarchives.ru

Федеральный электронный ресурс «Подвиг народа»http://podvignaroda.mil.ru/

 Президентская библиотека, электронный читальный зал http://www.prlib.ru/Pages/Default.aspx

Генеалогический форум ВГД ,   Архивы Красноярского края,

Минусинский  архив (Красноярский кр.)

Книга Памяти по Республике Хакасия

Фонды краеведческого музея Алтайского района, РХ.

Материалы Кировского СДК, школьного музея МОУ Кировской СОШ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА деятельности историко-краеведческого музея «Истоки»

   В основе учебно-воспитательной работы по предлагаемой программе лежит методика развивающего обучения и воспитания, активизация познавательной деятельности подростков, их вним...

Метапредметный потенциал историко-краеведческой проектно-исследовательской деятельности

Исследовательская работа посвящена изучению возможностей проектно-исследовательской деятельности школьников, способов их привлечения к работе высокого уровня сложности и самостоятельности, а также воз...

Статья "Воспитай патриота (использование на уроках литературы при изучении рассказа Б.Васильева «Экспонат №…» материалов историко-краеведческого музея гимназии)"

Статья "Воспитай патриота(использование на уроках литературы  при изучении рассказа Б.Васильева «Экспонат №…»  материалов историко-краеведческого музея  гимназии)"...

Использование ИКТ в историко-краеведческой деятельности как средство гражданско-патриотического воспитания учащихся.

Текст доклада для выступления на ЦИО НМЦ  32-й Международной Конференции «Школьная информатика  и проблемы устойчивого развития» по теме«Использование ИКТ в историко-к...

Использование ИКТ в историко-краеведческой деятельности как средство гражданско-патриотического воспитания учащихся

Воспитание гражданина и патриота всегда было важнейшей задачей, которую общество ставило перед школой. Сегодня гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения приобретает особую значимост...

Методическая разработка "Использование историко-краеведческого материала на уроках информатики".

На первый взгляд история и краеведение мало вписываются в такую точную науку как информатика. Но только на первый взгляд. Я считаю, что элементы историко-краеведческого материала на уроках информатики...