Москва - центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва
методическая разработка по истории (6 класс) на тему

Елизарова Виктория Олеговна

Презентация содержит карту Московского княжества и схему Куликовской битвы; репродукции картин, посвященных данной теме, основной вывод по уроку, для закрепления - текст с ошибками. К презентации прилагается сопроводительный текст (навигация по слайдам), а также документы для работы на уроке

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kulikovskaya_bitva.rar1.62 МБ
Microsoft Office document icon soderzhatelnaya_chast_uroka.doc72.5 КБ
Microsoft Office document icon dokumenty.doc30 КБ

Предварительный просмотр:

Сопроводительный текст к презентации

«Москва – центр борьбы с ордынским владычеством.

Куликовская битва».

Слайд №1.

Учитель: «Здравствуйте, ребята. Из материала прошлого урока вы узнали о том, как началось объединение русских земель вокруг Москвы, познакомились с князем Иваном Калитой и его деятельностью по усилению Московского княжества. Чтобы продолжить данную тему, нам необходимо вспомнить ключевые моменты прошлого урока».

Слайд №2. 

Проверка домашнего задания. К доске вызывается первый ученик. Задание (при щелчке мыши на карте появляются задания):

  1. показать на карте княжество, ставшее политическим центром Руси в XIII веке;
  2. рассказать о политической системе Руси в XIII веке.

Ответ учащегося:

  1. политическим центром Руси в XIII веке стало Владимирское княжество.
  2. Главным на Руси в XIII веке считался великий князь владимирский, который назначался Ордой из представителей владимиро-суздальской династии. Носить титул великого князя владимирского было очень почетно, так как он поддерживал отношения с Золотой Ордой, имел право сбора дани, был судьей в спорах русских князей. Также в распоряжении владимирского князя были богатые и плодородные владимирские земли и право на княжение в Новгороде Великом.

Взаимоотношения между князьями регулировались особыми договорами. Если князья договаривались как равноправные стороны, они называли себя «братьями». Если один князь признавал другого сильнейшим, то называл его «отцом» или «братом старейшим», а себя – «братом молодшим».

К доске вызывается второй ученик.

Задание:

  1. Показать на карте Московское и Тверское княжество.
  2. Рассказать как произошло возвышение Москвы при Иване Калите. Показать на карте расширение границ Московского княжества, произошедшее в XIII-XIV в.в.

Ответ учащегося:

«Иван Калита правил с 1325 по 1340 г.г. В период его правления происходит возвышение Московского княжества. Для усиления своего владения Калита стремился использовать Орду. Когда в 1327 году в Твери вспыхнуло восстание против ордынских баскаков, Иван Калита помог хану Узбеку в подавлении восстания и получил ярлык на великое владимирское княжение, а также право сбора дани для Орды со всех русских земель.

Калита старался поддерживать хорошие отношения с Золотой Ордой: исправно платил дань, щедро одаривал хана и его жен, всегда сохранял учтивость и покорность в общении в ханом.

Также Калита покупал земли в соседних княжествах, создавая московские опорные пункты в чужих землях.

При Иване Калите Московское княжество становится сильнейшим на Руси. Значительно расширяется территория Московского княжества».

Вывод (делает учитель):

«Политические успехи московских князей возвысили Москву над другими княжествами. Московское княжество стало одним из самых сильных политических центров Руси. Оно превратилось также и в духовный центр русских земель».

Учитель: «Сегодня мы познакомимся с внуком Ивана Калиты – Дмитрием. Сильным и смелым князем, который продолжил славное дело своего деда по объединению русских княжеств. Также Дмитрием было нанесено первое крупное поражение Орде в битве на Куликовом поле».

Слайд №3.

Учитель: «Тема нашего урока: «Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва».

Учитель просит записать тему урока в тетрадь.

Слайд №4.

Учитель: «В конце урока мы должны будем ответить на вопрос: «Что способствовало победе Дмитрия над монголами на Куликовом поле?»

Примечание: желательно, чтобы проблемный вопрос в течение урока находился перед глазами учеников. Если в классе есть меловая доска, следует на ней написать данный вопрос. Если доски нет, то можно написать вопрос на листе ватмана.

Учитель: «А теперь давайте познакомимся с Дмитрием поближе».

Слайд №5.

Учитель: «Посмотрите на схему. Мы видим, что Дмитрий являлся сыном Ивана II и внуком Ивана Калиты.

На престол Дмитрий вступил в 1359 г. в возрасте 9 лет. Но, несмотря на столь юный возраст, он был не по годам развитым мальчиком.

Взгляните на портрет Дмитрия, написанный художником Глазуновым. Мы видим ясное, умное лицо. Глаза, в которых застыла решимость, твердый подбородок, свидетельствующий о сильном характере. Именно таким и был Дмитрий.

В начале своего княжения Дмитрию пришлось бороться за владимирский ярлык с нижегородским князем, а затем с тверским. Силой заставил Дмитрий тверского князя Михаила отказаться от ярлыка в пользу Москвы. Михаил и Дмитрий подписали договор, по которому владимирский престол становился наследственным владением московских князей. Таким образом, судьба престола стала решаться на Руси, а не в Орде.

Слайд №5.

Учитель: «Также Дмитрий заменил деревянные стены Московского кремля белокаменными – более прочными к штурмам. Взгляните на картину Васнецова, на ней мы видим Москву в новом белокаменном одеянии».

Вопрос классу: «Что можно сказать о Московском княжестве при Дмитрии? Укрепило ли оно свои позиции?»

Ответ учащихся: «Да. Дмитрию удалось сохранить ярлык на княжение владимирское, а также он укрепил Москву, обнеся ее прочными белокаменными стенами».

Учитель: «Ребята, давайте посмотрим, что в это время происходило в Орде».

Слайд №6.

Учитель: «В конце 50-х г.г. XIV в. в Орде начались усобицы. За 20 лет там сменилось 25 ханов. Эти события получили название великой замятии. В результате усобиц Золотая Орда распалась на 2 части: Западную и Восточную. В Западной части власть захватил хитрый военачальник Мамай. Мамай не являлся потомком Чингисхана, поэтому он должен был доказать, что достоин занимать ханский престол, укрепив пошатнувшееся влияние Орды на Русь.

Тем временем на Руси почувствовали слабость Орды: Дмитрий Иванович посылает Мамаю смехотворно маленькую дань, словно издеваясь над ханом. Конфликт между Русью и Ордой был неизбежен».

Слайд №7.

Учитель: «11 августа 1378 г. на территории Рязанского княжества, на берегу реки Вожи Дмитрий смело повел в бой свои полки и разгромил ордынцев. Сражение на Воже выявило блестящие военные способности Дмитрия. Эта битва продемонстрировала возросшую мощь Руси. Также в результате битвы Русь прекратила выплачивать Орде дань».

Учитель просит записать дату битвы в тетрадь.

Вопрос классу: «Как мог отреагировать Мамай на поражение? Что он должен был предпринять?»

Ответ учащихся: «Мамай должен был взять реванш. Он не мог оставить свое поражение, не отомстив. К тому же хану было необходимо доказать, что он достоин престола Чингисхана».

Учитель: «Как готовились и какие цели ставили перед собой обе стороны, станет ясно из документа, с которым вам предстоит поработать».

Слайд №8.

Учитель раздает отрывки из документа «Сказание о Мамаевом побоище». Обращает внимание класса на вопросы, на которые необходимо ответить, прочитав документ.

Вопрос I варианта: Каковы цели похода Мамая на Русь?

Ответ учащихся: покорение Руси, возобновление выплаты дани. Учитель также просит одного из учеников зачитать отрывок из источника, подтверждающий его слова.

Вопрос II варианта: Каковы действия князя Дмитрия перед битвой?

Ответ учащихся: Дмитрий разослал гонцов по всей земле русской с просьбой к своим братьям прийти на помощь. Учитель также просит одного из учеников зачитать отрывок из источника, подтверждающий его слова.

Учитель: «Каким было соотношение сил сторон? Давайте рассмотрим схему».

Слайд №9.

Учитель: «Мамай готовился к битве основательно, так как прекрасно понимал, что если он проиграет битву, правителем Орды ему никогда не быть, но если выиграет, власть его укрепится на долгие годы. За большую плату Мамаем была нанята генуэзская пехота, которая усилила монгольское конное войско.

Дмитрий формирует большое войско, собирая силы всех русских княжеств. Около 36 городов приняли участие в собирании рати, готовили снаряжение, ковали мечи. Так Русь готовилась к бою».

Слайд №10.

Учитель: «Где было решено принять бой? На этот вопрос ответят ребята I варианта, прочитав текст учебника на странице 150.

II варианту такой вопрос: какую роль сыграла церковь в подготовке к сражению? Вам необходимо поработать с текстом учебника на станице 151. Ребята II варианта, ваше задание будет немного сложней и ответственней, вам также предстоит выяснить значение слова «инок», которое встретится в тексте, используя словарь.

Вопрос I варианта: Где было решено принять бой? Чем осложнялось положение русских войск в случае отступления?

Ответ учащихся: было решено переправиться через Дон и принять бой на Куликовом поле, у впадения в него реки Непрядвы. Отступление русских войск осложнялось тем, что позади находились глубокие овраги и болота.

Вопрос II варианта: Какую роль сыграла церковь в подготовке к сражению?

Ответ учащихся: Дмитрий перед битвой посетил Троице-Сергиев монастырь, где получил благословение Сергия Радонежского. Сергий Радонежский отправил с Дмитрием на бой двух монахов-богатырей Пересвета и Ослябю, тем самым показав, что дело защиты родины свято даже для монахов, давших обет никогда не брать в руки оружия.

Учитель просит одного из учеников написать на доске определение слова «инок». А остальных учащихся перенести запись в тетрадь.

Надпись на доске: Инок – (устар.) монах.

Физкультминутка:

Учитель: «Ребята, нам предстоит битва нелегкая. Ох, силен и страшен наш противник. Только настоящие богатыри смогут одолеть мамаевы полчища. Давайте встанем, глубоко вздохнем и выдохнем. А теперь расправьте плечи и представьте, что у вас в руках тяжелый меч, которым надо сразить врага. Заносим меч над головой, тянемся руками вверх, опускаем руки (повторить 2-3 раза)».

Слайд №11.

Учитель: «И вот настало время сражения. Князь Дмитрий двинул свою рать против непобедимого дотоле врага.

8 сентября 1380 г. на Куликовом поле русичи увидели перед собой несметные ордынские полчища».

Учитель просит ученика прочитать вслух отрывок из стихотворения Н. Старшинова, посвященного Куликовской битве. Далее учитель обращает внимание на картину Ю. Кугача.

Учитель: «Посмотрите ребята, действительно стеной выстроились русские богатыри. Дмитрий Донской возглавляет войско. Известно, что перед битвой он снял с себя княжеские одежды и переоделся в доспехи простого ратника.

Вопрос классу: Как вы думаете, с какой целью это сделал Дмитрий?

Ответ учащихся: Чтобы каждый участник жестокой схватки знал, что великий князь бьется бок о бок с ним. Если бы Дмитрию суждено было пасть на поле брани, никто бы того не заметил, и не охватило бы русскую рать уныние, что она лишилась полководца.

Учитель просит записать в тетрадь дату Куликовской битвы.

Слайд №12.

Учитель: «Посмотрите на картину художника А.П. Бубнова, посвященную Куликовской битве. На ней мы видим русское войско перед началом битвы. В позах воинов застыло напряжение, на лицах – решимость и твердость, уверенность и стремление к победе.

Как располагались силы сторон перед битвой?

Слайд №13.

Учитель (показывает на карте): «Дмитрий расположил свои войска следующим образом: в центре он поставил большой полк, по флангам – полки правой и левой руки, а за полком левой руки, в лесу, - засадный полк. Во главе засадного полка Дмитрий поставил своего самого опытного полководца Дмитрия Боброка и своего двоюродного брата Владимира Андреевича, удельного князя серпуховского и боровского. Дмитрий решил упорной обороной передового и большого полков измотать основные силы врага, а затем ударами полков правой и левой руки и засадного полка завершить разгром ордынцев.

Войска Мамая располагались следующим образом: в центре он поставил генуэзскую пехоту, а по флангам – монгольскую конницу.

Слайд №14

Учитель: «По преданию, бой начался поединком богатырей – ордынского Челубея и русского Пересвета. Посмотрите на картину художника М. Авилова, посвященную этому поединку. Противники отъехали на некоторое расстояние друг от друга и остановились, чтобы в следующую минуту пустить коней и сшибиться на полном скаку. Стычка оказалась гибельной для обоих: противники пронзили друг друга копьями и, бездыханные, рухнули на землю. Тогда русская рать и монгольские полчища пошли друг на друга, и завязалась великая битва».

Слайд 15.

Учитель (показывает на карте): «Монгольская конница ринулась на передовой полк русских. Стойко бились воины этого полка, но превосходство врага было подавляющим. Полк понес большие потери, но никто из воинов не отступил. Наступила очередь сражаться большому полку. Несмотря на бешеный натиск ордынцев, он устоял. Тогда Мамай перенес удар на полк левой руки, и ценой больших потерь ордынцам удалось потеснить его. Усиливая натиск, они стали обходить большой полк, словно подставляя свой фланг и тыл засадному полку.

Выбрав удачный момент, засадный полк обрушился на врага. Ордынцы, не ожидавшие появления свежих русских сил, стали поспешно отступать. Вскоре и остальные полки Дмитрия перешли в наступление и ускорили разгром полчищ Мамая. Сам Мамай бежал с поля боя. Русская же конница преследовала и добивала остатки войск Мамая на протяжении 50 верст от поля Куликова. А Дмитрия в честь этой победы народ прозвал Донским».

Слайд 16.

Учитель: «Ребята, а теперь давайте проанализируем всю полученную информацию, хорошо подумаем и ответим на вопрос: что способствовало победе Дмитрия Донского над монголами на Куликовом поле?»

Ответы учащихся: «Объединительная политика, проводимая Дмитрием способствовала усилению Руси. Также личные качества Дмитрия сыграли большую роль: храбрость, ум, решительность, талант полководца, любовь к Родине. Церковь внесла свой вклад в разгром ордынцев – благословение Сергия Радонежского и участие в битве иноков. И, наконец, победа не была бы возможна, если бы русский народ и князья русские не осознали необходимость сплотиться для того, чтобы разбить Мамая».

Учитель дополняет и обобщает ответы учащихся.

Учитель: «В память о павших на Куликовом поле Дмитрий построил Церковь Всех Святых на Кулишках в Москве (обращает внимание на картинку).

Слайд №17

Учитель: «Куликовская битва истощила воинские силы Московского княжества. Этим воспользовался хан восточной части Золотой Орды Тохтамыш. Собрав большие силы, он в 1382 году двинулся на Москву. Дмитрий, узнав о походе ордынцев, отправился собирать войска в северные волжские города. Но большинство русских князей не поддержали Дмитрия Донского в его борьбе с Тохтамышем, так как этот хан, в отличие от Мамая, был потомком Чингисхана.

Тем временем, войска Тохтамыша подошли к Москве и обманом взяли ее. Москва была разграблена и сожжена, многие жители были угнаны ордынцами в плен».

Учитель просит записать в тетрадь дату набега Тохтамыша.

Слайд №18.

Вопрос классу: «Ребята, неужели все усилия Дмитрия и русских воинов сошли на нет? В чем заключается значение Куликовской битвы, если она не привела к освобождению русских княжеств от ордынского владычества?»

Ответы учащихся: «Нет, усилия Дмитрия и воинов русских не были напрасными, так как в этой битве Орда потерпела свое первое крупное поражение, а вековой страх русских перед монголами был преодолен. Также битва показала, что лишь объединившись, Русь способна дать отпор Орде. Кроме этого в результате Куликовской битвы возрос авторитет Москвы – битва показала ее мощь и силу как организатора борьбы за свержение ига и объединения русских земель».

Слайд №19.

Учитель дополняет и обобщает ответы учащихся: «1.  На Куликовом поле Орда потерпела первое свое крупное поражение 2. Битва показала, что победа над монголами возможна – надо только, забыв про распри, действовать дружно, сообща 3. Русские князья стали сами без согласия хана назначать наследников престола; уменьшился размер дани Орде 4. Возрос авторитет Москвы: Куликовская битва показала ее мощь и силу как организатора борьбы за свержение ига и объединение русских земель».

Учитель: «Битва ускорила распад Золотой Орды. Важным следствием победы на Куликовом поле было дальнейшее усиление Москвы и ее ведущей роли в образовании единого русского государства».

Вывод урока (учитель делает сам или просит одного из сильных учеников):

«Таким образом, московское княжество при Дмитрии Донском еще более укрепило свои позиции. А победа в Куликовской битве превратила Москву в центр борьбы русского народа против ордынского владычества».

Слайд №20.

Учитель: «Ребята, а теперь давайте поиграем. Перед вами текст, который содержит несколько ошибок. Нам нужно внимательно прочитать его и попробовать исправить ошибки».

При щелчке мыши на слайд последовательно появляются исправленные ошибки.

Слайд №21.

Учитель: «Ребята, Дмитрию Донскому и Куликовской битве посвящено немало картин, стихотворений, художественных произведений. А в Тульской области находится музей Куликовской битвы, где ежегодно проводятся театрализованные представления и заседания военно-исторических клубов, посвященные событиям 1380 года. Прошло немало веков, но в народе не забывают славное имя Дмитрия Донского и его бесстрашных воинов».

Вопрос классу: «Как вы думаете, почему?»

Ответы учащихся: «Куликовская битва является примером героизма, стойкости, храбрости, единства русского народа. Дмитрий сумел показать, что ордынцев можно одолеть, надо лишь, забыв про распри, сплотиться для борьбы с врагом. Участие в битве иноков, Пересвета и Осляби, так же является примером беззаветной любви к Родине. Монахи, давшие Богу обет не брать в руки оружие, готовы его нарушить, чтобы защитить свое Отечество. Подвиг и героизм русского народа в этой битве неоспорим, поэтому так много произведений культуры посвящено тем далеким, но великим событиям».

Учитель дополняет и обобщает ответы учащихся.

Слайд №22.

Домашнее задание: §18, вопросы к параграфу устно, составить рассказ от имени участника «Битва на поле Куликовом».

 

Елизарова В.О. Урок: Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва.



Предварительный просмотр:

I вариант

Сказание о Мамаевом побоище (отрывок)

Узнав все от своих старых татар, начал Мамай поспешать, дьяволом распаляемый непрестанно, ополчаясь на христиан. И, забывшись, стал говорить своим князьям, и воеводам, и всем татарам так: «Я не хочу так поступить, как Батый, но когда приду на Русь и убью князя их, то какие города наилучшие достаточны будут для нас — тут и осядем, и Русью завладеем, тихо и беззаботно заживем», — а не знал того, проклятый, что господня рука высока.

И через несколько дней перешел он великую реку Волгу со всеми силами, и другие многие орды к великому воинству своему присоединил и сказал им: «Пойдем на Русскую землю и разбогатеем от русского золота!» Пошел же безбожный на Русь, будто лев ревущий ярясь, будто неутолимая гадюка злобой дыша. И дошел уже до устья реки Воронеж, и распустил всю силу свою, и наказал всем татарам своим так: «Пусть не пашет ни один из вас хлеба, будьте готовы на русские хлеба!»

Ответьте на вопрос:

? Каковы цели похода Мамая на Русь?

II вариант

Сказание о Мамаевом побоище (отрывок)

А сам князь великий разослал по всей Русской земле скорых гонцов со своими грамотами по всем городам: «Чтобы все были готовы идти на мою службу, на войну с безбожными татарами. Соединитесь все на Коломне на Успенский пост».

И пришли к нему князья белозерские, готовы они к бою, и хорошо устроено воинство их: князь Федор Семенович, князь Семен Михайлович, князь Андрей Камский, князь Глеб Каргопольский и андомские князья. Пришли и ярославские князья со своими силами: князь Андрей Ярославский, князь Роман Прозоровский, князь Лев Курбский, князь Дмитрий Ростовский и иные многие князья.

Тут, братья, стук стучит и как гром гремит в славном граде Москве. Это идет сильная рать великого князя Дмитрия Ивановича, гремят русские сыны своими золочеными доспехами.

Ответьте на вопрос:

? Каковы действия князя Дмитрия перед битвой?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока истории России "Москва - центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва" 6 класс

Данная разработка соответствует уроку изучения нового материала по программе истории России для 6 класса общеобразовательной школы. В разработку входит: пояснительная записка, конспект урока, мультиме...

Урок истории в 6 классе "Москва - центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва."

Урок помогае топределить факторы, способствующие превращению Москвы в центр объединения северо-восточных русских земель, рассмотреть ход и значение Куликовской битвы...

Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва 2 урок

конспект урока с применением ЭОР. тип урока - урок-проект...

Москва-центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва.

Вашему вниманию предлагается презентация к уроку  по теме: "Москва-центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва". Цель: показать преимущество Московского княжества над Тверским. Оцени...

Технологическая карта урока истории в 6 классе «Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва»

Урок представлен в технологической форме, разработан в соотвнтствии с требованиями ФГОС....

Приложение к уроку истории в 6 классе «Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва»

Презентация к к уроку истории в 6 классе  «Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва»...

План - конспект урока истории (6 класс). "Москва - центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва."

План - конспект урока на тему "Москва - центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва" содержит материал  о борьбе Москвы за политическое первенство, о ходе сражения на Куликовом поле,...