Время уходит, память остаётся !
статья по истории (7 класс) по теме

Азеева Светлана Владимировна

 

В современном обществе сейчас как никогда актуальны вопросы формирования у подрастающего поколения гражданственности, нравственности, любви к Родине,  семье.

В школе через работу организации мы пытаемся этого  добиваться основываясь на культурные и исторические традиции родного края.

 Сенека говорил « Любят Родину не за то, что она велика, а за то, что она своя». А своей мы делаем её для ребят через краеведческий материал, который будит гражданские чувства в душе каждого.

Мы понимаем, то что сейчас необходима личность с активной жизненной позицией. А наше село богато такими людьми:

Багаева Евдокия Николаевна – Герой социалистического труда

Кузьмин Сергей Евкомович  – Герой советского союза

Крашенинников Евгений  Анатольевич – заслуженный учитель РТ.

Осипов Петр Николаевич-  кандидат педагогических наук, профессор.

Мы с ребятами  собираем материал о почетных односельчанах беззаветно преданных своему делу, с чувством высокой гражданственности.

      Работа в нашей детской организации предполагает использование самых разнообразных видов, форм, средств и методов, целью которых является развитие у школьников гражданского, национального самосознания, стимулирование у них личностного отношения к историческим и современным событиям и деятелям.

Вся    работа  проходит под девизом « Люби и знай свой край» и реализуется на базе школьного музейного уголка «Юный патриот», что предоставляет учащимся получить дополнительные знания. Ребята приобщаются к исследовательской, оформительской, экскурсионно-лекторской видам деятельности. Таким образом, у учащихся формируется профессиональные умения в процессе самостоятельной поисково-исследовательской деятельности под моим руководством.

  Члены организации принимают участие в различных муниципальных, республиканских конкурсах:

Зелинская Ольга отмечена благодарственным письмом за участие в муниципальной научно-практической конференции (секция краеведение) с работой  по теме «Декоративно-прикладное искусство с. Кубассы».

Подготовили работу  на республиканский конкурс «Моя малая Родина»

в номинации «История родного края».

 Участвуют в конкурсе рисунков «Моя малая Родина», «Защитники Отечества».

 Ребята начинают задумываться в чем смысл жизни: в накопительстве или в том, какую память ты оставишь после себя.

 Человек без корней, не осознающий связи собственной судьбы, с судьбой родной земли представляет жалкое подобие гражданина.

Я убеждена, что если ребята знают свои корни, уважают традиции семьи, то они не способны на низкий поступок.  Мы с ними составляем геологическое древо семьи, ведем историю летописи школы,  оформляем альбомы о ветеранах войны, труда, ветеранах педагогического труда.

     У нас в школе разработана и действует программа воспитательной работы «Я – Чистополец».  С членами актива оформляем творческие работы по истории города.

Так мы работаем по направлению гражданско-патриотического воспитания и считаем, что

 одним из важных  ориентиров в сфере воспитания, является краеведение, так как любовь к родному краю, своей истории – фундамент на котором строиться активная жизненная позиция.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gazeta_na_9_maya.doc201 КБ

Предварительный просмотр:

Печатный орган МБОУ «Кубасская средняя общеобразовательная школа»

Чистопольского муниципального района РТ

Сегодня в номере:

  1.  История праздника День Победы - 9 мая.

  2.  Детство -  опаленное войной!
  3. Военные пути земляков-ветеранов.
  4. Матрос с крейсера «Аврора».
  5. Красив в строю, силён в бою. 

                                           

                                                                 2011 г.

    История праздника День Победы - 9 мая.

     Уже долгие годы День Победы отмечают все без исключения граждане России и других стран бывшего СССР. Но много ли мы знаем о празднике? Не превратился ли он в простой символ, который не несет абсолютно никакого смысла для большинства? Именно поэтому в данной статье мы решили как можно подробнее разобрать историю столь знаменательного праздника. Праздника, который, мы очень на это надеемся, еще долгое время будет напоминать молодым поколениям о страшных днях войны и героизме                     советских солдат.

     Начиная разговор о Дне Победы, нельзя не сказать о том, каким долгим был финальный рывок до окончания военных действий. Наступление советских войск в районе Польши и Пруссии пришлось на январь 1945-го. Союзнические войска также не стояли на месте и быстрыми темпами двигались к Берлину. По мнению многих историков и аналитиков, ознаменовало полное поражение Германии самоубийство Гитлера, совершенное 30 апреля 1945 года. Впрочем, это не остановило войска нацисткой Германии. Лишь кровопролитные сражения за Берлин привели к окончательной победе СССР и союзников, но слишком большой ценой. Сотни тысяч убитых с обеих сторон - и 2 мая столица Германии капитулировала. Далее последовала и капитуляция самой Германии.

     Итак, несмотря на то, что некоторые военные операции продолжались и после 9 мая 1945 года, именно этот день считается днем поражения нацистской Германии. Почему выбрана именно эта дата? Все просто. 9 мая 1945 года была подписана капитуляция Германии, и все ее войска обязаны были сложить оружие. Но на деле далеко не все военные отряды Третьего Рейха поступили именно так. Виной тому было нежелание некоторых представителей немецкого офицерского состава заканчивать службу стране в плену. А еще - банальное отсутствие связи, которое привело к дезинформации и последующим жертвам с обеих сторон. Так или иначе, 9 мая - официальная дата капитуляции Германии, и это официальный факт. Что интересно, в западных странах принято отмечать окончание Второй мировой войны в Европе 8 мая, так как по центральноевропейскому времени именно тогда (22:43) был подписан акт о капитуляции. Наверняка подобное разделение и к лучшему - в постсоветских странах и странах Запада отмечают немного разные праздники. На Западе первостепенное значение имеет участие их войск в общей победе, в то время как в наших странах вспоминают о героизме советских солдат, отдавших жизни за будущее своей страны и своих детей.
                         

                                                                       Быстрова С.В., учитель истории.

                                             

                                          Детство – опаленное войной.

Из воспоминаний Чекмаревой Ларисы    

                                                                                      Порфирьевны.

                                                                           

    Когда началась война, я училась в Казанском институте, заканчивала первый курс.  Начало войны для нас было неожиданно, потому что мы воевать не хотели, но войну хотели фашисты. Нас сразу направили 1 курс в Аксубаевский район. Мы там с начала войны и до конца работали: убирали хлеб и т.п. вернулась я оттуда в конце октября в начале ноября. Тогда молодежь была активная. Многие писали заявления на фронт, и я написала.

     Битва под Москвой закончилась в декабре 41 г. тогда я и попала на фронт. Было очень тяжело. Немцы оказывали большое сопротивление, нам приходилось туго, попадали в окружение. За время войны наша  Красная армия одержала ряд побед: Битва за Москву, Курская битва, Сталинградская и д.р. Самая ожесточенная битва за город Сталинград (Волгоград). После поражения немцев под Сталинградом они решили нам отомстить. Битва на Курской дуге – немцы окружили наши войска около Курска, они хотели захватить наши войска. Битва началась в августе 41 г.  Недалеко находился госпиталь, я работала здесь. Мы услышали страшный гул. Этот гул был неделю. Потом началось сражение, было много боев. В сутки приходилось принимать очень много больных. Так продолжалось около месяца, 5 августа 43 г. закончилось. Меня тогда наградили медалью «За боевые заслуги».

     После разгрома на Курской дуге наши войска пошли на запад. Мой боевой путь начинался в Москве и закончился в Берлине. Там и закончилась Великая Отечественная война. Это были тяжелые годы, которые нам пришлось пережить, есть такая песня «Кто хоть однажды видел это, то не забудет никогда».

     На фронте все приходилось видеть. Я помню, однажды врач говорит: «У нас есть раненый, которому нужна кровь». У меня была 1 группа. Раненому перелили мою кровь. На второй день я иду, а мне врач говорит: «Иди, посмотри, раненый уже пляшет». К сожалению, мы не могли дать всем раненый то, что им было нужно.

     С 1961 г. я начала работать директором этой школы. В одно время к нам относились плохо, нас не отмечали. 1975 г. ч пришла к председателю колхоза и попросила ветеранам устроить праздник. За участие в ВОв награждали многих.

    Вот уже приближается праздник, я всегда его вспоминаю с радостью. Мало кто дожили. Сейчас осталась нас только трое.  

      Мои награды:

        - За боевые заслуги.

        - За взятие Берлина.

        - За освобождение Варшавы.

        - За участие в ВОв.

        - Орден Отечественной войны.

        - 7 сталинских благодарностей.

        - Значок «Отличник народного просвещения».

           В настоящее время я возглавляю Совет ветеранов. Деятельность моя на этом поприще отмечена Почетными грамотами городского и республиканского советов войны и труда.

                                                             Зарипов Данил, ученик 7 класса

              Военные пути земляков-ветеранов.

                                                    Матрос с крейсера «Аврора»

       Кубассцев, как и многих речников, охотно брали во флот.

      Особая судьба выпала на долю уроженца с. Кубассы  Павла Якимовича Морточкина, участвовавшего в штурме Зимнего матроса с крейсера «Аврора». Он был призван в царскую армию в октябре 1913 года на ставший потом легендарным символом Октябрьской революции корабль.

        Из воспоминаний Павла Морточкина, которые хранятся в Кубасском музее:

        «Рано утром 24 октября 1917 года революционным полкам был отдан приказ выступать. Кронштадский Совет получил распоряжение выслать отряд матросов. В Гельсинг – форс ( там до революции располагалась одна из главных баз Балтийского флота, совр. Хельсинки), где стоял флот, была прислана телеграмма «Высылай устав». Это означало «Высылай крейсер».

         К утру 25 октября Зимний дворец был окружен со всех сторон. Когда Керенский выглянул в окно, он увидел на Неве наш грозный крейсер «Аврора». Из Петропавловской крепости на Зимний наводили пушки. Временное правительство уже не имело власти. Сам Керенский трусливо сбежал, оставив свое правительство в Зимнем дворце. Его было приказано взять штурмом. Вечером 25 октября членам бывшего правительства, засевшим в Зимнем, был послан ультиматум: сдавайтесь или мы откроем артиллерийский огонь. На подготовку ответа дали 20 минут. А когда время истекло и на ультиматум никто не ответил, прозвучал тот самый памятный победный залп нашей Авроры…»

Быстрова Анна, ученица 7 класса

«Красив в строю, силен в бою» 

     Сергей Евдокимович Кузьмин родился 14 июля 1910 года в селе Кубассы Чистопольского района Татарской АССР  в крестьянской семье. Здесь на реке Каме и в Прикамье прошли его детские годы.

В 1917-1921 годы учился в Кубасской сельской школе, где впервые познакомился с историей своей Родины.

   В голодном 1921 году лишился родителей, поэтому  был вынужден покинуть родной край; скитался по стране беспризорником, а затем попал в детский приют.

  В период индустриализации нашей страны находился в

рядах рабочего класса: работал подручным фрезеровщика, помощником бригадира, помощником машиниста на шахте, фрезеровщиком на Сталинградском тракторном заводе.

       В 1932 г. С.Е.Кузьмин был мобилизован в ряды Красной Армии, учился в Харьковской школе красных командиров.

Так начал он свою 38-летнюю военную службу в Вооруженных силах СССР. В течение трех с половиной лет он успешно освоил военно-учебные программы, а в апреле 1936года  сдал государственный экзамен  на «хорошо» и «отлично». Первого мая этого же года был назначен на офицерскую должность и отправлен в пограничный район на Дальнем Востоке, в качестве начальника разведки дивизиона. Здесь, на Дальнем Востоке, в составе 199 артполка лейтенанту Кузьмину и его соратникам довелось участвовать в боях с японскими агрессорами.

      Шли годы напряженной жизни и боевой подготовки воинов-дальневосточников. В июле 1938 года С.Е. Кузьмин был отобран на учебу в артиллерийскую академию в Москву. И в июне «грозного» 1941 года старший лейтенант Кузьмин заканчивает Артакадемию  досрочно. Сюда же в Москву он забирает свою семью.

     В первый день Великой Отечественной войны с фашистскими захватчиками убыл на Западный фронт в Белоруссию в  

составе отряда офицеров-выпускников Московской Артакадемии. С.Е. Кузьмин назначается командиром второй батареи 699-го истребительного противотанкового артиллерийского полка РКГ. На вооружении  этого полка находились 85-миллиметровые пушки, имевшие возможность поражать любые фашистские танки и самолеты. А борьба с ними была тогда важнейшей задачей артиллерии. Первая боевая атака, схватка  артиллеристов  699  полка с  танкистами  генерала  Гудерлана  произошло  в  начале  войны  на  Бобруйском  направление. В  этом  столкновении  было  уничтожено  было  60  танков  и  бронемашин  врага. При  этом  2-я  батарея  по  команде  Кузьмина  первая  открыла  боевой, интенсивный  огонь  по  приближающейся  колонне  танков.  

     Внезапным  и  прицельным  огнем  прямой  наводкой орудий  истребила  и  подожгла  12  танков  и  8 бронетранспортеров  с  пехотой  противника. Артиллеристы  выиграли  этот  бой  и  продолжали  сражаться  в  районах  городов  Чаусы, Кричев  и  на  рубежах  рек  Проня  и  Сож, его  батарея  уничтожила  еще  14 танков, 7 бронетранспортеров  и 2 самолета  фашистских  захватчиков.

        Командир  батарей  старший  лейтенант  С.Е. Кузьмин  и  его  артиллеристы  проявили  там  значительные  образцы  боевого  мастерства, отваги  и  внесли  свою  первую  ленту  в  дело  будущей  победы  над  агрессором.

      Однако  дорогой  ценой  доставались  эти  успехи  в  боях.

       Под  городом  Кричев, во  время  переправы  через  реку  Сож  699-й  артполк  понес  большие  потери  и  был  отправлен  в  тыл  на  переформирование.  А  Кузьмин  был  назначен  приказом  фронта  помощником  начальника  штаба   артиллерии  43  стрелкового  корпуса  и  затем  оперативной  группы  войск  генерала  А.Н. Ермакова.

      В  этих  должностях  он  продолжал  сражаться  с  оккупантами  на  землях  Белоруссии,  полях  Сумщины, под  Курском  и  Тулой- на  Московском  стратегическом  направлении.

     В январе 1942 года его повысили в должности и воинском звании. Капитан С.Е. Кузьмин, будучи старшим помощником  начальника отделения штаба артиллерии 3-ей Армии, продолжал проявлять доблесть в боях на Московско-Западном направлении.

     Летом 1942 года, когда бронированные полчища фашистской Германии начали угрожать Сталинграду, капитан Кузьмин возбудил ходатайство об откомандировании его на Сталинградский фронт. Командование 3-ей Армии Брянского фронта удовлетворило его просьбу. Таким образом, по велению своего сердца он встал в ряды защитников Сталинграда.

      В этом городе ему посчастливилось жить, учиться и работать на тракторном заводе – в начале 30-х годов, а сейчас, в трудную годину довелось участвовать в Сталинградской битве и освобождать родной завод СТЗ.

     В кратком биографическом очерке не представляется  возможным описать все его боевые дела и заслуги в битве под Волгой, поэтому кратко отметим только некоторые из них.

    Сражаться на Сталинградской земле ему пришлось в должности старшего помощника начальника разведки артиллерии, вновь сформированной 66-ой армией под командованием генерала Р.Я. Малиновского, а затем –генерала А.С. Жданова.

      В первый же день сражения – день боевого крещения, 5-го сентября 1942 года отличился капитан Кузьмин. В разгар  боя в районе села Ерзовка

севернее Сталинграда – ему удалось подстрелить, а затем захватить в плен

немецкого офицера и изъять у него командирскую карту. На карте  были обозначены боевые порядки частей, штабов и огневых позиций  артиллерии 14-го танкового корпуса 6-ой Армии Паулюса.

      По распоряжению Р.Я. Малиновского наша авиация и артиллерия нанесла по этим объектам массированные удары. С.Е. Кузьмину была объявлена благодарность.

      В начале контр наступлений наших войск под Сталинградом (19.09.1942г.) и входе его он вел разведку противника и с разрешения командования армии сосредоточил огонь армейской артиллерии по важным военным объектам противника, а так же по контратакующим танкам.

      От огня артиллерии гитлеровцы понесли большие потери, спасались бегством.

     За отвагу, самоотверженность и инициативу , также за боевые заслуги С.Е. Кузьмин был награжден орденом Красного Знамени, повышен в воинском звании до майора в должности.

     Приказом Ставки Верховного Главнокомандования от 16 апреля 1943 года 66 армия была преобразована в 5-ю гвардейскую армию. Вот под этим гвардейским знаменем офицер С.Е. Кузьмин прошел славный путь от легендарного города Сталинграда до Золотой Праги.

      В должности начальника разведки артиллерии 5-ой гвардейской армии майор Кузьмин выполнил свой служебный и патриотический долг в Курской битве  летом 1943 года. В этой знаменитой битве 5-я гвардейская армия действовала на главном направлении войск Воронежского фронта – от Легендарной Прохоровки до города Харькова. А это накладывало особую ответственность за результаты сражений на командный состав, штабы, органы разведки родов войск и служб.

       Майор С.Е. Кузьмин хорошо организовал и вел лично наземную и воздушную разведку. В то время ему довелось принимать участие в отражении танковых атак немецкой дивизии «Адольф Гитлер».

      В сражении за Вислой западнее г. Сандомир С.Е.Кузьмин умело руководил действиями артиллеристов, которые уничтожили десятки фашистских танков. Заняв г. Сандомир и отогнав немцев от реки, советские войска закрепились за Вислой.

       12 января 1945 г. на десятки километров за Вислой задрожала земля от мощной канонады. Над вражескими

позициями стеной встали разрывы снарядов, сметая все

живое, разрушая укрепления. Артиллерийский шквал еще не отбушевал как с наблюдательного пункта Кузьмин С.Е. увидел идущие за огневым валом цепи нашей пехоты.

     Линия обороны противника была прорвана. На западном берегу Одера

подполковник Кузьмин во многом решил удачный исход сражения за г.Бриг. Было это 1 февраля, когда гвардейцы штурмовали укрепленный город и стоявшие на подступах к нему населенные

пункты Бризен и Прунинген. В бою С.Е.Кузьмин был ранен, но остался на своем командном пункте.

     Золотая звезда Героя Советского Союза, полученная офицером-артиллеристом в начале апреля 1945 г., отметила его ратные подвиги на берегах Вислы и Одера.

                               

       

                                                                  Быстрова С.В., учитель истории


Гл. редактор: Быстрова Светлана Владимировна

Редактор: Зарипов Данил

Компьютерная верстка: Сибгатуллин  Руслан, Глактеева Юлия

Корректор: Лазарева Галина Владимировна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мы спим, а время уходит"

Урок по роману И.С. Тургенева «Дворянское гнездо» в 10 классе....

«Уходит жизнь – приходит память, и память возрождает жизнь»

Внеклассное мероприятие для учащихся 5-6 классов...

Память остаётся в сердцах

Классный час, посвященный битве под Сталинградом...

Память остаётся в сердцах

Классный час, посвященный битве под Сталинградом...

Классный час: "Время уходит, память остается"

Мемориалы воинской славы расположены по всей нашей стране. Все они похожи – главный в них  воин-герой. И пока горит Вечный огонь мы будем помнить  о великом подвиге наших прадедов, ост...

Открытый урок в 6 классе по литературе. Тема урока « Уходит жизнь – приходит память. И память возрождает жизнь»

Урок посвящается детскому писателю Альберту Анатольевичу Лиханову и его роману « Мой генерал»...

«Время уходит – память остается»

Методическая разработка урока истории...