Рабочая программа по истории Средних веков по учебнику М.А.Бойцова, Р.М.Шукурова
рабочая программа по истории (6 класс) по теме
Предварительный просмотр:
История Средних веков
Класс: 6
История средних веков: 27 часов
Количество часов в неделю: 2 часа
Плановых контрольных уроков: 3
Планирование составлено на основе:
1. Программы курса «История средних веков» для 6 классов ОУ М.А. Бойцов. М.: Русское слово, 2006 год.
2. Учебника: История средних веков. 6 класс./ М.А.Бойцов, Р.М.Шукуров.-13-е изд.-
М.:ООО «ТИД « Русское слово-РС», 2010.
Пояснительная записка
Курс «История Средних веков» предназначен для использования в рамках общеобразовательных учреждений. Программа курса положена в основу школьного учебника для 6 класса, созданного М.А. Бойцовым и Р.М. Шукуровым и вышедшим в издательстве «Русское слово». Материл учебника соответствует государственному минимуму содержания образования по всеобщей истории. Учебник входит в перечень учебных изданий, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации для использования в общеобразовательных учреждениях. На изучение федерального компонента государственного стандарта общего образования по всеобщей истории отводится от 21 до 27 часов (при изучении истории 2 часа в неделю). Данная программа учитывает положения федерального базисного плана, сложившиеся традиции периодизации и преподавания истории, соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по истории.
Материал программы и учебника позволяет учащимся любого уровня познакомиться со Средневековьем за одно полугодие. Курс ориентирует учащихся на усвоение основных черт средневековой истории и вместе с тем на выработку навыков самостоятельного мышления, умения работы с источниками, как текстовыми, так и изобразительными.
В курсе изучения истории Средних веков учащиеся развивают следующие умения:
- образно воссоздавать исторические явления, события;
- выявлять в исторических явлениях существенные признаки;
- сравнивать однотипные исторические явления, находить в них общее и особенное;
- самостоятельно анализировать различные исторические источники;
- давать характеристики историческим явлениям, событиям, деятелям, используя информацию, полученную из разных источников;
- обобщать знания, полученные из различных исторических источников, делать выводы, подтверждая их примерами;
- соотносить год с веком, определять начало и конец столетия, тысячелетия, решать несложные хронологические задачи;
- работать с исторической картой: читать ее и анализировать, локализировать на карте исторические факты, устанавливать связь между историческими событиями, извлекать дополнительную информацию;
- составлять различные таблицы (хронологические, синхронистические, генеалогические) и работать с ними;
- работать со справочной и дополнительной литературой: словарями, таблицами, энциклопедиями.
Данное тематическое планирование составлено на 27 уроков (при изучении истории 2 часа в неделю).
№ п/п | Тема урока | Содержание | Основные понятия и термины, персоналии | Домашнее задание | Дата |
1. | Введение «История средних веков: Европа и остальной мир». | Средние века - период Всеобщей истории. Хронологические рамки Средневековья. | Стр. 3-4 |
Тематический раздел I. Раннее средневековье
(9 часов)
Византийская империя (2 часа)
2. | В центре ойкумены. Второй Рим. | Основание новой столицы – Константинополя. Особенности развития Византийской империи. Императорская власть. Христианская церковь. Церковная иерархия, иконоборчество, иконопочетание, устройство христианской церкви императорской власти. | Ромейская империя, икона, алтарь, мозаика, крестово-купольный храм, икона, приход, епископ, митрополит, патриарх, паства, миряне, церковный собор, монастырь. | § 1 Стр. 6-14, вопросы | |
3. | Век Византии | Византийская торговля. Великий шелковый путь, города Византии. Взаимоотношения Византии и Ирана. Золотой век Византии – правление императора Юстиниана I | Великий шелковый путь, | § 2 Стр.15-27, даты |
Великое переселение народов (1 час)
4. | Великое переселение народов. Завоеватели - германцы. | Великое переселение народов, германские племена, вторжение в Европу кочевых племен аланов, сарматов, гуннов. Падение Западной Римской империи, образование варварских королевств. | Великое переселение народов, варварские королевства | § 3 Стр.28-38, опреде-ления |
Мир ислама (2 часа)
5. | Рождение новой силы. | Аравийский полуостров: арабские племена, их образ жизни, основные занятия. Зарождение новой религии – ислама, пророк Мухаммад. Основные положения ислама. | Коран, ислам, хиджра, Кааба, мусульманин, хадж, мечеть, минарет, мулла , Мухаммад | § 4 Стр.38-45, вопросы | |
6. | Мир ислама. | Арабские завоевания, образование государства мусульман – Арабского халифата, распад халифата. Культура мусульманского мира. | Медресе, каллиграфия, халиф, халифат, эмир, эмират | § 5 Стр.46-54, вопросы к главе |
Империя франков и её соседи (3 часа)
7. | Империя франков и её соседи. От Хлодвига к Пипину. | Правление франкского короля Хлодвига. Принятие христианства, запись законов франков. Возвышение династии Каролингов. Союз франкских королей и римских пап. | Хлодвиг, франки, «Салическая правда», Меровинги, Каролинги, помазанник Божий, майордом | § 6 Стр.55-60, доклад | ||
8. | Император Карл. | Империя Карла Великого, завоевательные походы франков, управление империей, образование и культура в державе Карла Великого. | Карл Великий, саксов, саксы, баварам, Аварский каганат, кочевники – авары, графы, маркграфы, скриптории. | § 7 Стр.63-71, вопросы к главе | ||
9. | На развалинах империи. | Распад империи, рождение из её осколков новых государств, образ жизни норманнов, их грабительские набеги и торговые походы. Завоевание германскими племенами Британии. Основание англосаксонских королевств. | Норманны, путь «из варяг в греки», альтинг, викинги, англосаксы, Альфред Великий, Вильгельм I Завоеватель. | § 8-9 Стр.72-89, повторить даты, опреде-ления | ||
10. | Повтор. – обоб. урок по теме «Раннее средневековье» | повторить даты, опреде-ления | ||||
Тематический раздел II. Вершина средневековья. | ||||||
Средневековые сословия (2 часа) | ||||||
11. | Крестьяне и рыцари. Земля и власть. | Иерархичность средневекового общества. Основные сословия. Главное богатство – земля. Условный характер владения землей. Взаимоотношения сеньоров и вассалов. Феодальная лестница. | Сословие, феод, феодал, феодализм, сеньор, сюзерен, вассал, феодальная лестница, средневековая знать. | § 10 Стр.92-100, доклад | ||
12. | Крестьяне и рыцари. | Крестьяне, положение крестьянства, крестьянские повинности, жизнь в общине, натуральный характер хозяйства. Рыцарство, вооружение средневекового рыцаря, армия, образ жизни рыцаря, его воспитание. Рыцарский турнир и рыцарский замок. | Подати, оброк, барщина, десятина, община, натуральное хозяйство, рыцарь, замок, турнир | § 11-12 Стр.100-119, вопросы к главе | ||
Власть духовная и светская. Крестовые походы. (2 часа) | ||||||
13. | Наследие Каролингов. | Франция в Х – ХI вв. Основание династии Капетингов. Феодальные войны. Борьба с викингами. Германия в Х – ХI вв. Отражение набегов венгров. Приобретение королями Германии императорского титула. | Королевский домен, империя, священная Римская империя, Клюнийское движение | § 13 Стр.120-128, даты | ||
14. | Ко гробу Господню! | Крестовые походы и их участники. Разгром Константинополя крестоносцами. Государства крестоносцев на Востоке. Рыцарские ордены. Взаимоотношения мусульман и христиан в эпоху крестовых походов. Взаимопроникновение культур. Крестовые походы в Восточной Европе. Реконкиста. | Крестовый поход, обет, рыцарский орден, римско – католическая церковь, греко – православная церковь, Реконкиста | § 14-15 Стр.128-146, вопросы к главе, доклад | ||
Средневековые города (2 часа) | ||||||
15. | Возвращение городов. | Кризис античных городов. Оживление городской жизни в Х – ХI вв. Различные пути образования городов в средневековой Европе. Взаимоотношения городов и сеньоров. борьба городов за независимость. Коммуны. Торговые пути и союзы. Ганза. торговля в Средиземноморье. Венеция и Генуя. Ярмарки. Фландрия и Шампань – центры европейской торговли. Ремесленные специальности. Объединения ремесленников. | Коммуны, привилегии, Ганза, ярмарка, меняла, банк, ремесленник, цех, гильдия. | § 16 Стр.147-159, повторить опреде-ления | ||
16. | Рынок, ратуша, собор. В поисках знаний. | Внешний вид средневекового города. Рынок, ратуша, собор, управление городом. Роль городского патрициата. | Ратуша, городской совет, патрициат, Уставы, монастырские школы, соборные школы, университет, ваганты | § 17-18 Стр.160-164,170-177, вопросы к главе | ||
Могущество римско – католической церкви (1 час) | ||||||
17. | Во главе христианского мира. | Римская церковь при папе Иннокентии III. Еретики и борьба с ними. Учреждение инквизиции. Основные монашеские ордены. | Ересь, секта, инквизиция, монашеский орден | § 19 Стр.178-187, вопросы | ||
Европейские государства в ХII – ХIV вв. (1 час) | ||||||
18. | Страны и государи. | Священная Римская империя: слабый государь, но сильные князья. Французское королевство: собирание земель. Людовик IХ Святой. Борьба Филиппа IV Красивого с папой римским. Упрочение королевской власти в Англии при Генрихе II Плантагенете. Подписание Иоанном Безземельным Великой хартии вольностей. Образование сословных монархий. создание органов сословного представительства , Великая хартия вольностей. | Централизация, парламент, органы сословного представительства, великая хартия вольностей. Людовик IX Святой, Генрих II Плантагенет, Иоанн Безземельный, Филипп IV Красивый. | § 20 Стр.190-197, вопросы | ||
Кризис европейского средневекового общества (2 час) | ||||||
19-20. | Тяжкие времена. На востоке Европы. | Кризис XIV столетия: неурожаи и голод, чума, крестьянские восстания. Жакерия, Уот Тайлер. Изменения в хозяйственной жизни, формирование товарного хозяйства. Кризисные явления в римской церкви, «Авиньонское пленение римских пап», Ян Гус, Столетняя война, Жанна д Арк. Людовик XI, война Алой и Белой розы в Англии. Основание династии Тюдоров. Складывание христианских государств в Восточной и Южной Европе. Создание славянской азбуки Кириллом и Мефодием. православие и католицизм в Восточной Европе. | Товарное хозяйство, «Авиньонское пленение», «великая схизма», Уот Тайлер, Ян Гус, Жанна д Арк, Кирилл и Мефодий | § 21-23 Стр.200-228, вопросы и задания к главе | ||
Средневековая культура (1 час) | ||||||
21. | Средневековая культура. | Романский и готический стили в архитектуре. Культура и образование. Монастырские и соборные школы. «Семь свободных искусств». Городские школы, университеты, роль университетов в жизни городов. Познания людей средневековья. Представления о мире. | Романский стиль, готический стиль, портал, витраж, монастырская школа, скрипторий, «семь свободных искусств», университет, диспут. | Стр.163-168 Записи в тетрадях, повторить даты, опреде-ления | ||
22. | Повтор. – обоб. урок по теме «Вершина средневековья». | повторить даты, опреде-ления | ||||
Тематический раздел III. Мир за пределами Европы. | ||||||
Страны Азии, Африки и Америки в Средние века (3 часа) | ||||||
23. | Во владениях Великого хана. | Путешествие Марко Поло на Восток и изменение представлений о мире. Завоевания монголов. Вторжение монголов в Западную Европу. Устройство монгольской державы. Последствия монгольских завоеваний. Китайская империя и ее управление. открытия и изобретения китайцев. Последствия завоевания Китая монголами. | § 24, 26 Стр.228-234, 243-249, доклад | |||
24. | Индия: раджи и султаны. | Индия во времена Гуптов. Торговля и торговые пути. Культура Индии: искусство, научные изобретения и открытия. религиозные верования индейцев. Внутренние усобицы. Завоевание индии мусульманами. Делийский султанат. | § 25,27 Стр.235-241,251-257, доклад | |||
25. | Африка. | Страны и народы Африки в Средневековье. | § 28-29 Стр.260-278 | |||
Тематический раздел IV. Европа накануне Нового времени | ||||||
26. | Европа накануне нового времени. Османская империя. | Рождение Испании. Гибель Византии под ударами турок – османов. | Реконкиста, идальго. | § 30279-290, повторить даты, опреде-ления | ||
27. | Урок итогового повторения по курсу «Всеобщая история. История Средних веков» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по истории средних веков и истории России 6 класс
Программа курса написана к школьным учебникам для 6 класса "История средних веков" М.А. Бойцов, Р.М. Шукуров, М.:"Русское слово", 2008г. и "История России с древнейших времен до конца XVI века" ...
рабочая программа по истории средних веков к учебнику Вигасина А.А.
Вигасин А. А., Годер Г. И., Ртищева Г. А.История Средних веков:6 класс.— 287 с.: ил., карты. — Пер. /М.: «Просвещение», 2006Годер Г. И., Ртищева Г. А.Рабочая тетрадь по истории Средних веков: 6 ...
Рабочая программа по истории Средних веков и Истории России с древнейших времен до XV века 6 класс
Курсы история Средних веков и история России с древнейших времен до XV века входят в структуру предметной области «История». Программа составлена для 6 класса – второго года обучения по предмету.Прогр...
Рабочая программа по истории Средних веков к УМК М.А. Бойцова, Р.М. Шукурова
Рабочая программа учебного курса «История Древнего мира» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, а также приме...
Рабочая программа по истории средних веков и истории России. ФГОС. 6 класс. Торкунов
В рабочей программе прописаны УУД и содержание деятельности...
Рабочая программа по истории Средних веков и Истории России с древнейших времен до конца 16 в. - Агибалова Е.В., Донской Г.М.,/ Арсентьев Н.М., Данилов А.А. под редакцией Торкунова А.В.
Раочая программа по истории Средних веков - учебник 6 класса под редакцией Агибаловой Е.В., Донского Г.М.Рабочая программа по истории России с древнейших времен до конца 16 века - учебник 6 класса Арс...
Рабочая программа по истории средних веков и истории России с древнейших времён до конца XVI века
В программе указаны содержание тем курса, распределение учебных часов по разделам, последовательность изучения материала с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, межпредмет...