Рабочая программа по истории Средних веков по учебнику М.А.Бойцова, Р.М.Шукурова
рабочая программа по истории (6 класс) по теме

Степаниденко Ирина Владимировна

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ist.sr_.v.-6.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

История Средних веков

      Класс: 6

История средних веков: 27 часов

Количество часов в неделю: 2 часа

Плановых контрольных уроков: 3

 Планирование составлено на основе:

1. Программы курса «История средних веков» для 6 классов ОУ  М.А. Бойцов. М.:      Русское слово, 2006 год.

       2. Учебника: История средних веков. 6 класс./ М.А.Бойцов, Р.М.Шукуров.-13-е изд.-      

             М.:ООО «ТИД « Русское слово-РС», 2010.

Пояснительная записка

Курс «История Средних веков» предназначен для использования в рамках общеобразовательных учреждений. Программа курса положена в основу школьного учебника для 6 класса, созданного М.А. Бойцовым и Р.М. Шукуровым и вышедшим в издательстве «Русское слово». Материл учебника соответствует государственному минимуму содержания образования по всеобщей истории. Учебник входит в перечень учебных изданий, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации для использования в общеобразовательных учреждениях. На изучение федерального компонента государственного стандарта общего образования по всеобщей истории отводится от 21 до 27 часов (при изучении истории 2 часа в неделю). Данная программа учитывает положения федерального базисного плана, сложившиеся традиции периодизации и преподавания истории, соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по истории.

Материал программы и учебника позволяет учащимся любого уровня познакомиться со Средневековьем за одно полугодие. Курс ориентирует учащихся на усвоение основных черт средневековой истории и вместе с тем на выработку навыков самостоятельного мышления, умения работы с источниками, как текстовыми, так и изобразительными.

       В курсе изучения истории Средних веков учащиеся развивают следующие умения:

  1. образно воссоздавать исторические явления, события;
  2. выявлять в исторических явлениях существенные признаки;
  3. сравнивать однотипные исторические явления, находить в них общее и особенное;
  4. самостоятельно анализировать различные исторические источники;
  5. давать характеристики историческим явлениям, событиям, деятелям, используя информацию, полученную из разных источников;
  6. обобщать знания, полученные из различных исторических источников, делать выводы, подтверждая их примерами;
  7. соотносить год с веком, определять начало и конец столетия, тысячелетия, решать несложные хронологические задачи;
  8. работать с исторической картой: читать ее и анализировать, локализировать на карте исторические факты, устанавливать связь между историческими событиями, извлекать дополнительную информацию;
  9. составлять различные таблицы (хронологические, синхронистические, генеалогические) и работать с ними;
  10. работать со справочной и дополнительной литературой: словарями, таблицами, энциклопедиями.

Данное тематическое планирование составлено на 27 уроков (при изучении истории 2 часа в неделю).

№ п/п

Тема урока

Содержание

Основные понятия и термины, персоналии

Домашнее задание

Дата

1.

Введение «История средних веков: Европа и остальной мир».

Средние века - период Всеобщей истории. Хронологические рамки Средневековья.

Стр. 3-4

Тематический раздел I. Раннее средневековье
(9 часов)

Византийская империя (2 часа)

2.

В центре ойкумены. Второй Рим.

Основание новой столицы – Константинополя. Особенности развития Византийской империи. Императорская власть. Христианская церковь. Церковная иерархия, иконоборчество, иконопочетание, устройство христианской церкви императорской власти.

Ромейская империя, икона, алтарь, мозаика, крестово-купольный храм, икона, приход, епископ, митрополит, патриарх, паства, миряне, церковный собор, монастырь.

§ 1

Стр. 6-14, вопросы

3.

Век Византии

Византийская торговля. Великий шелковый путь, города Византии. Взаимоотношения Византии и Ирана. Золотой век Византии – правление императора Юстиниана I

Великий шелковый путь,
Константин I, Юстиниан I, «Свод гражданского права»

§ 2

Стр.15-27, даты

Великое переселение народов (1 час)

4.

Великое переселение народов. Завоеватели - германцы.

Великое переселение народов, германские племена, вторжение в Европу кочевых племен аланов, сарматов, гуннов. Падение Западной Римской империи, образование варварских королевств.

Великое переселение народов, варварские королевства

§ 3

Стр.28-38, опреде-ления

Мир ислама (2 часа)

5.

Рождение новой силы.

Аравийский полуостров: арабские племена, их образ жизни, основные занятия. Зарождение новой религии – ислама, пророк Мухаммад. Основные положения ислама.

Коран, ислам, хиджра, Кааба, мусульманин, хадж, мечеть, минарет, мулла , Мухаммад

§ 4

Стр.38-45, вопросы

6.

Мир ислама.

Арабские завоевания, образование государства мусульман – Арабского халифата, распад халифата. Культура мусульманского мира.

Медресе, каллиграфия, халиф, халифат, эмир, эмират

§ 5

Стр.46-54, вопросы к главе

Империя франков и её соседи (3 часа)

7.

Империя франков и её соседи. От Хлодвига к Пипину.

Правление франкского короля Хлодвига. Принятие христианства, запись законов франков. Возвышение династии Каролингов. Союз франкских королей и римских пап.

Хлодвиг, франки, «Салическая правда», Меровинги, Каролинги, помазанник Божий, майордом

§ 6

Стр.55-60, доклад

8.

Император Карл.

Империя Карла Великого, завоевательные походы франков, управление империей, образование и культура в державе Карла Великого.

Карл Великий, саксов, саксы, баварам, Аварский каганат, кочевники – авары, графы, маркграфы, скриптории.

§ 7

Стр.63-71, вопросы к главе

9.

На развалинах империи.

Распад империи, рождение из её осколков новых государств, образ жизни норманнов, их грабительские набеги и торговые походы. Завоевание германскими племенами Британии. Основание англосаксонских королевств.

Норманны, путь «из варяг в греки», альтинг, викинги, англосаксы, Альфред Великий, Вильгельм I Завоеватель.

§ 8-9

Стр.72-89, повторить даты, опреде-ления

10.

Повтор. – обоб. урок по теме «Раннее средневековье»

повторить даты, опреде-ления

Тематический раздел II. Вершина средневековья.
(12 часов)

Средневековые сословия (2 часа)

11.

Крестьяне и рыцари. Земля и власть.

Иерархичность средневекового общества. Основные сословия. Главное богатство – земля. Условный характер владения землей. Взаимоотношения сеньоров и вассалов. Феодальная лестница.

Сословие, феод, феодал, феодализм, сеньор, сюзерен, вассал, феодальная лестница, средневековая знать.

§ 10

Стр.92-100, доклад

12.

Крестьяне и рыцари.

Крестьяне, положение крестьянства, крестьянские повинности, жизнь в общине, натуральный характер хозяйства. Рыцарство, вооружение средневекового рыцаря, армия, образ жизни рыцаря, его воспитание. Рыцарский турнир и рыцарский замок.

Подати, оброк, барщина, десятина, община, натуральное хозяйство, рыцарь, замок, турнир

§ 11-12

Стр.100-119, вопросы к главе

Власть духовная и светская. Крестовые походы. (2 часа)

13.

Наследие Каролингов.

Франция в Х – ХI вв. Основание династии Капетингов. Феодальные войны. Борьба с викингами. Германия в Х – ХI вв. Отражение набегов венгров. Приобретение королями Германии императорского титула.

Королевский домен, империя, священная Римская империя, Клюнийское движение

§ 13

Стр.120-128, даты

14.

Ко гробу Господню!

Крестовые походы и их участники. Разгром Константинополя крестоносцами. Государства крестоносцев на Востоке. Рыцарские ордены. Взаимоотношения мусульман и христиан в эпоху крестовых походов. Взаимопроникновение культур. Крестовые походы в Восточной Европе. Реконкиста.

Крестовый поход, обет, рыцарский орден, римско – католическая церковь, греко – православная церковь, Реконкиста

§ 14-15

Стр.128-146, вопросы к главе, доклад

Средневековые города (2 часа)

15.

Возвращение городов.

Кризис античных городов. Оживление городской жизни в Х – ХI вв. Различные пути образования городов в средневековой Европе. Взаимоотношения городов и сеньоров. борьба городов за независимость. Коммуны. Торговые пути и союзы. Ганза. торговля в Средиземноморье. Венеция и Генуя. Ярмарки. Фландрия и Шампань – центры европейской торговли. Ремесленные специальности. Объединения ремесленников.

Коммуны, привилегии, Ганза, ярмарка, меняла, банк, ремесленник, цех, гильдия.

§ 16

Стр.147-159, повторить опреде-ления

16.

Рынок, ратуша, собор. В поисках знаний.

Внешний вид средневекового города. Рынок, ратуша, собор, управление городом. Роль городского патрициата.

Ратуша, городской совет, патрициат, Уставы, монастырские школы, соборные школы, университет, ваганты

§ 17-18

Стр.160-164,170-177, вопросы к главе

Могущество римско – католической церкви (1 час)

17.

Во главе христианского мира.

Римская церковь при папе Иннокентии III. Еретики и борьба с ними. Учреждение инквизиции. Основные монашеские ордены.

Ересь, секта, инквизиция, монашеский орден

§ 19

Стр.178-187, вопросы

Европейские государства в ХII – ХIV вв. (1 час)

18.

Страны и государи.

Священная Римская империя: слабый государь, но сильные князья. Французское королевство: собирание земель. Людовик IХ Святой. Борьба Филиппа IV Красивого с папой римским. Упрочение королевской власти в Англии при Генрихе II Плантагенете. Подписание Иоанном Безземельным Великой хартии вольностей. Образование сословных монархий. создание органов сословного представительства , Великая хартия вольностей.

Централизация, парламент, органы сословного представительства, великая хартия вольностей. Людовик IX Святой, Генрих II Плантагенет, Иоанн Безземельный, Филипп IV Красивый.

§ 20

Стр.190-197, вопросы

Кризис европейского средневекового общества (2 час)

19-20.

Тяжкие времена. На востоке Европы.

Кризис XIV столетия: неурожаи и голод, чума, крестьянские восстания. Жакерия, Уот Тайлер. Изменения в хозяйственной жизни, формирование товарного хозяйства. Кризисные явления в римской церкви, «Авиньонское пленение римских пап», Ян Гус, Столетняя война, Жанна д Арк. Людовик XI, война Алой и Белой розы в Англии. Основание династии Тюдоров. Складывание христианских государств в Восточной и Южной Европе. Создание славянской азбуки Кириллом и Мефодием. православие и католицизм в Восточной Европе.

Товарное хозяйство, «Авиньонское пленение», «великая схизма», Уот Тайлер, Ян Гус, Жанна д Арк, Кирилл и Мефодий

§ 21-23 Стр.200-228, вопросы и задания к главе

Средневековая культура (1 час)

21.

Средневековая культура.

Романский и готический стили в архитектуре. Культура и образование. Монастырские и соборные школы. «Семь свободных искусств». Городские школы, университеты, роль университетов в жизни городов. Познания людей средневековья. Представления о мире.

Романский стиль, готический стиль, портал, витраж, монастырская школа, скрипторий, «семь свободных искусств», университет, диспут.

Стр.163-168

Записи в тетрадях, повторить даты, опреде-ления

22.

Повтор. – обоб. урок по теме «Вершина средневековья».

повторить даты, опреде-ления

Тематический раздел III. Мир за пределами Европы.
(3 часа)

Страны Азии, Африки и Америки в Средние века (3 часа)

23.

Во владениях Великого хана.
Поднебесная империя.

Путешествие Марко Поло на Восток и изменение представлений о мире. Завоевания монголов. Вторжение монголов в Западную Европу. Устройство монгольской державы. Последствия монгольских завоеваний. Китайская империя и ее управление. открытия и изобретения китайцев. Последствия завоевания Китая монголами.

§ 24, 26

Стр.228-234, 243-249, доклад

24.

Индия: раджи и султаны.
Япония.

Индия во времена Гуптов. Торговля и торговые пути. Культура Индии: искусство, научные изобретения и открытия. религиозные верования индейцев. Внутренние усобицы. Завоевание индии мусульманами. Делийский султанат.
Япония в средние века. Особенности ее развития. Культ императорской власти, самураи, религиозные верования японцев, культура Японии.

§ 25,27

Стр.235-241,251-257, доклад

25.

Африка.
Америка.

Страны и народы Африки в Средневековье.
Америка до Колумба. Образ жизни и культура майя, инков и ацтеков.

§ 28-29

Стр.260-278

Тематический раздел IV. Европа накануне Нового времени
(1 час)

26.

Европа накануне нового времени. Османская империя.

Рождение Испании. Гибель Византии под ударами турок – османов.

Реконкиста, идальго.

§ 30279-290, повторить даты, опреде-ления

27.

Урок итогового повторения по курсу «Всеобщая история. История

Средних веков»
(1 час)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по истории средних веков и истории России 6 класс

Программа курса написана к школьным учебникам для 6 класса "История средних веков" М.А. Бойцов, Р.М. Шукуров, М.:"Русское слово", 2008г. и "История России с древнейших времен до конца XVI века" ...

рабочая программа по истории средних веков к учебнику Вигасина А.А.

Вигасин А. А., Годер Г. И., Ртищева Г. А.История Средних веков:6 класс.— 287 с.: ил., карты. — Пер. /М.: «Просвещение», 2006Годер Г. И., Ртищева Г. А.Рабочая тетрадь по истории Средних веков: 6 ...

Рабочая программа по истории Средних веков и Истории России с древнейших времен до XV века 6 класс

Курсы история Средних веков и история России с древнейших времен до XV века входят в структуру предметной области «История». Программа составлена для 6 класса – второго года обучения по предмету.Прогр...

Рабочая программа по истории Средних веков к УМК М.А. Бойцова, Р.М. Шукурова

    Рабочая программа учебного курса «История Древнего мира» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, а также приме...

Рабочая программа по истории средних веков и истории России. ФГОС. 6 класс. Торкунов

В рабочей программе прописаны УУД и содержание деятельности...

Рабочая программа по истории Средних веков и Истории России с древнейших времен до конца 16 в. - Агибалова Е.В., Донской Г.М.,/ Арсентьев Н.М., Данилов А.А. под редакцией Торкунова А.В.

Раочая программа по истории Средних веков - учебник 6 класса под редакцией Агибаловой Е.В., Донского Г.М.Рабочая программа по истории России с древнейших времен до конца 16 века - учебник 6 класса Арс...

Рабочая программа по истории средних веков и истории России с древнейших времён до конца XVI века

В программе указаны содержание тем курса, распределение учебных часов по разделам, последовательность изучения материала с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, межпредмет...