Рабочая программа по истории Средних веков и Истории России с древнейших времен до XV века 6 класс
рабочая программа по истории (6 класс) на тему

Курсы история Средних веков и история России с древнейших времен до XV века входят в структуру предметной области «История». Программа составлена для 6 класса – второго года обучения по предмету.

Программа составлена на основе Федерального компонента образовательного стандарта, закона «Об образовании» в соответствии с Примерной программой по  истории для 5-9 классов, Рабочих программ Ведюшкина А.А. (М.: Просвещение, 2012 г.) и Данилова А.А. (М.: Просвещение, 2015) на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы с учётом основных направлений программ, включённых в структуру основной  образовательной программы.

Курсы ориентированы на работу учащихся с УМК:

История Средних веков, 6 класс, Ведюшкин А.А., М.: Просвещение, 2012

История Средних веков, Рабочая тетрадь, Ведюшкин А.А., М.: Просвещение, 2014

История Средних веков. Атлас с контурными картами, М.: Дрофа, 2015

История России в 2х ч., 6 класс, А.А. Данилов, Н.М. Арсентьев, М.: Просвещение, 2015

История России. Рабочая тетрадь. 6 класс, А.А. Данилов, М.: Просвещение, 2015

История России, 6 класс. Атлас с контурными картами, М.: Дрофа, 2015

Курсы входят в инвариантную часть учебного плана школы, отводящего на изучение истории с 5 по 9 класс по 2 часа в неделю (34 учебные недели, 68 часов). В планировании определены как содержание и последовательность изучения исторического материала, так и основные виды деятельности учащихся (в соответствии с предполагаемыми результатами изучения истории). Тем самым реализуются деятельностный и компетентностный подходы к обучению.

Программа составлена исходя из следующих целей обучения истории в рамках федерального государственного образовательного стандарта (основного) общего образования основной школе: образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_6.docx159.53 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по истории Средних веков и Истории России с древнейших времен до XV века

6 класс

Разработчик: Антонов А.С.

учитель истории и обществознания

Пояснительная записка

Курсы история Средних веков и история России с древнейших времен до XV века входят в структуру предметной области «История». Программа составлена для 6 класса – второго года обучения по предмету.

Программа составлена на основе Федерального компонента образовательного стандарта, закона «Об образовании» в соответствии с Примерной программой по  истории для 5-9 классов, Рабочих программ Ведюшкина А.А. (М.: Просвещение, 2012 г.) и Данилова А.А. (М.: Просвещение, 2015) на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы с учётом основных направлений программ, включённых в структуру основной  образовательной программы.

Курсы ориентированы на работу учащихся с УМК:

История Средних веков, 6 класс, Ведюшкин А.А., М.: Просвещение, 2012

История Средних веков, Рабочая тетрадь, Ведюшкин А.А., М.: Просвещение, 2014

История Средних веков. Атлас с контурными картами, М.: Дрофа, 2015

История России в 2х ч., 6 класс, А.А. Данилов, Н.М. Арсентьев, М.: Просвещение, 2015

История России. Рабочая тетрадь. 6 класс, А.А. Данилов, М.: Просвещение, 2015

История России, 6 класс. Атлас с контурными картами, М.: Дрофа, 2015

Курсы входят в инвариантную часть учебного плана школы, отводящего на изучение истории с 5 по 9 класс по 2 часа в неделю (34 учебные недели, 68 часов). В планировании определены как содержание и последовательность изучения исторического материала, так и основные виды деятельности учащихся (в соответствии с предполагаемыми результатами изучения истории). Тем самым реализуются деятельностный и компетентностный подходы к обучению.

Программа составлена исходя из следующих целей обучения истории в рамках федерального государственного образовательного стандарта (основного) общего образования основной школе: образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.

Задачи изучения истории в основной школе:

· формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

· овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

· воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;

· развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

· формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.

Результаты освоения предмета

Личностные результаты изучения истории в 6 классе включают в себя:

- представление о видах идентичности, актуальных для становления человечества и общества, для жизни в современном поликультурном мире;

- приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения;

- первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период до XV в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

- познавательный интерес к прошлому своей Родины;

- изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями;

- проявление эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;

- уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;

- навыки осмысления социально-нравственного опыта предшествующих поколений;

- уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаи- модействия народов в процессе формирования древнерусской народности;

- следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями, формирование коммуникативной компетентности;

- обсуждение и оценивание своих достижений, а также достижений других обучающихся под руководством педагога;

- расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении.

- опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам изучения и охраны.

Метапредметные результаты включают в себя:

- способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения истории, видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми;

- готовность формулировать и высказывать собственное мнение по проблемам прошлого и современности, выслушивать и обсуждать разные взгляды и оценки исторических фактов, вести конструктивный диалог;

- умения проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать её в соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо-поисковой работы в различных форматах (таблицы, сочинения, планы, схемы, презентации, проекты);

- способность решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и эвристические приемы.

Предметные результаты включают в себя:

- определение исторических процессов, событий во времени, применение основных хронологических понятий и терминов (эра, тысячелетие, век);

- установление синхронистических связей истории Руси и стран Европы и Азии;

- составление и анализ генеалогических схем и таблиц;

- определение и использование исторических понятий и терминов;

- овладение элементарными представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности, начале исторического пути России и судьбах народов, населяющих её территорию;

- использование знаний о территории и границах, географических особенностях, месте и роли России во всемирно-историческом процессе в изучаемый период;

- использование сведений из исторической карты как источника информации о расселении человеческих общностей;

- описание условий существования, основных занятий, образа жизни людей в изучаемый период;

- понимание взаимосвязи между природными и социальными явлениями, их влияния на жизнь человека;

- высказывание суждений о значении исторического и культурного наследия восточных славян и их соседей;

- описание характерных, существенных черт государственного устройства, положения основных групп общества, религиозных верований людей;

- поиск в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках древности, отрывках исторических текстов) информации о событиях и явлениях прошлого;

- анализ информации, содержащейся в источниках, публицистических произведениях, по истории Средних веков стран Европы и Азии, Древней и Московской Руси;

- использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.);

- понимание важности для достоверного изучения прошлого комплекса исторических источников, специфики учебно-познавательной работы с источниками древнейшего периода развития человечества;

- оценивание поступков, человеческих качеств на основе осмысления деятельности исторических личностей Средних веков, исходя из гуманистических ценностных ориентаций, установок;

- умение различать достоверную и вымышленную (мифологическую, легендарную) информацию в источниках и их комментирование (при помощи учителя);

- сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей с опорой на конкретные примеры;

- определение собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого;

- систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам;

- поиск и оформление материалов древней истории своего края, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной России;

- приобретение опыта историко-культурного, историко-антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;

- личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта периода Древней и Московской Руси;

- уважение к древнерусской культуре и культуре других народов, понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период.

Содержание учебного курса

№ п/п

Тема

Количество часов

В том числе

Лабораторные, практические работы

Контрольные работы

1

Раннее Средневековье

9

2

Расцвет Средневековья

10

3

«Осень» Средневековья

6

4

Вдали от Европы        

3

5

Народы и государства на территории нашей страны в древности

6

6

Русь в IX – первой половине XII века

11

7

Русь в середине XII – начале XIII века

5

8

Русские земли в середине XIII – XIV веке

10

9

Формирование единого Русского государства

8

Тематическое планирование

№ Ур.

Тема урока

Кол-во часов

Раздел 1 Раннее Средневековье

9

1

Великое переселение народов. Германские кор-ва

2

Церковь в Раннее Средневековье

3

Образование империи Карла Великого

4

Страны Европы в IX-XI вв.

5

Византийское тысячелетие

6

Культура Византии

7

Образование славянских государств

8

Возникновение Ислама

9

Арабские завоевания. Мир ислама

Раздел 2 Расцвет Средневековья

10

10

Сеньоры и вассалы

11

Средневековая деревня

12

Средневековый город

13

Церковь в XI-XIII вв.

14

Крестовые походы

15

Франция: долгий путь к единству

16

Англия от нормандского завоевания до парламента

17

Несбывшиеся надежды германских императоров

18

Наука и образование в эпоху Средневековья

19

Время соборов

Раздел 3 «Осень» Средневековья

6

20

Столетие бедствий

21

Столетняя война

22

Трудный путь к торжеству королевской власти

23

Культура Западной Европы в XIV-XV вв.

24

Польша и Чехия: время расцвета

25

Полумесяц против креста

Раздел 4 Вдали от Европы

3

26

Индия, Китай, Япония

27

Империи Чингисхана и Тимура

28

Народы и государства Африки и Америки

Раздел 5 Народы и государства на территории нашей страны в древности

6

29

Наша Родина — Россия

30

Древние люди и их стоянки на территории современной России

31

Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники

32

Образование первых государств

33

Восточные славяне и их соседи

34

Обобщение. Территория Москвы в древности

Раздел 6 Русь в IX – первой половине XII века

11

35

Первые известия о Руси

36-37

Становление Древнерусского государства

38

Правление князя Владимира. Крещение Руси

39

Русское государство при Ярославе Мудром

40

Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах

41

Общественный строй и церковная организация на Руси

42

Культурное пространство Европы и культура Древней Руси

43

Повседневная жизнь населения

44

Место и роль Руси в Европе. Повторительно-обобщающий урок

45

Обобщение. История и культура Залесского края в XI- начале XII вв.

Раздел 7 Русь в середине XII – начале XIII века

5

46

Политическая раздроблен- ность в Европе и на Руси

47

Владимиро-Суздальское княжество

48

Новгородская республика

49

Южные и юго-западные русские княжества

50

Обобщение. Первые известия о Москве

Раздел 8 Русские земли в середине XIII – XIV веке

10

51

Монгольская империя и изменение политической картины мира

52

Батыево нашествие на Русь

53

Северо-Западная Русь между Востоком и Западом

54

Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура

55

Литовское государство и Русь

56

Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси

57

Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва

58

Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII—XIV в.

59

Москва в XIII-XIV вв.

60

Обобщение. Усиление Московского княжества

 Раздел 9 Формирование единого Русского государства

8

61

Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV в.

62

Московское княжество в первой половине XV в.

63

Распад Золотой Орды и его последствия

64

Московское государство и его соседи во второй половине XV в.

65

Русская православная церковь в XV — начале XVI в.

66

Человек в Российском государстве второй половины XV в.

67

Формирование культурного пространства единого Российского государства

68

Итоговое повторение. Средневековая Москва

Тематическое планирование “Москвоведение”

№ ур.

Тема

Кол-во часов

1/34

Территория Москвы в древности

1

2/45

История и культура Залесского края в XI- начале XII вв.

1

3/50

Первые известия о Москве

1

4/52

Москва в годы Батыева нашествия

1

5/56

Москва времен Ивана Калиты

1

6/57

Белокаменный кремль и нашествие Тохтамыша

1

7/59

Древнейшие храмы и монастыри Москвы

1

8/56

Семейная жизнь москвичей.Московские праздники

1

9/67

Московские иконописцы

1

10/68

Образ средневековой Москвы. Московский Кремль

1

Перечень учебного и компьютерного оборудования

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

В наличии

1

Комплект настенных карт

Д

2

Электронные приложения к учебникам «История Средних веков» и «История России. 6 класс» (Просвещение)

Д

3

Хрестоматии «История Средних веков» и «История России. 6 класс» (Новый учебник)

П

4

Компьютер с выходом в Интернет; проектор, интерактивная доска

Д

5

Атласы «История Средних веков», «История России. 6 класс» (АСТ)

П

6

История России. 6 класс. Контрольные работы (Просвещение)

Д


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по истории средних веков и истории России 6 класс

Программа курса написана к школьным учебникам для 6 класса "История средних веков" М.А. Бойцов, Р.М. Шукуров, М.:"Русское слово", 2008г. и "История России с древнейших времен до конца XVI века" ...

Рабочие программы 6 класс Всеобщая история и История России с древнейших времён до конца 16 века

Рабочая программа содержит пояснительную записку, требования к уровню подготовки, формы и средства контроля, содержание курса, тематическое планирование....

Рабочая программа по истории Нового времени и истории России XVI-XVII веков 7 класс

Курсы история Нового времени и история России XVI-XVII вв. входят в структуру предметной области «История». Программа составлена для 7 класса – третьего года обучения по предмету.Программа составлена ...

Рабочая программа по истории средних веков и истории России. ФГОС. 6 класс. Торкунов

В рабочей программе прописаны УУД и содержание деятельности...

Рабочая программа по истории Средних веков и Истории России с древнейших времен до конца 16 в. - Агибалова Е.В., Донской Г.М.,/ Арсентьев Н.М., Данилов А.А. под редакцией Торкунова А.В.

Раочая программа по истории Средних веков - учебник 6 класса под редакцией Агибаловой Е.В., Донского Г.М.Рабочая программа по истории России с древнейших времен до конца 16 века - учебник 6 класса Арс...

Рабочая программа по истории средних веков и истории России с древнейших времён до конца XVI века

В программе указаны содержание тем курса, распределение учебных часов по разделам, последовательность изучения материала с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, межпредмет...