Урок истории в 11-м классе "Цена Победы"
план-конспект урока истории (11 класс) на тему

Патранина Татьяна Ивановна

План - конспект повторительно-обобщающего урока по теме "Великая Отечественная война". Форма урока нетрадиционная - фронтовая газета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_istorii_cena__pobedy.doc286 КБ

Предварительный просмотр:

Тип урока: повторительно-обобщающий урок

Форма урока: урок-газета

Цель урока: Определить итоги и значение победы народа в Великой Отечественной войне.

Задачи:

  1. Закрепить знания учащихся о событиях Великой Отечественной войны.
  2. Подвести учащихся к пониманию закономерностей победы советского народа.
  3. Формировать умение работать с историческими документами.
  4. Воспитание патриотизма.

Оборудование:

Мультимедийный проектор,

иллюстрации и фотографии времен  ВОВ,

карточки с датами,

фонограммы:

  1. Обращение к советскому народу от 22 июня 1942 года
  2. Песня «Священная война»
  3. Речь Г. К. Жукова на параде Победы 24 июня 1945 года

Вступительное слово учителя: С каждым годом мы всё дальше и дальше уходим от трагичных страниц нашей истории – от событий  Великой Отечественной войны.  Но время не властно предать их забвению, выветрить из народной памяти. Мы не забыли тяжкие военные испытания, безмерную цену, заплаченную за Победу, величие подвига нашего народа, разгромившего наилучшим образом организованную германскую военную машину, поработившую всю континентальную Европу. И наш урок мы посвящаем героям той войны. В течение урока мы создадим  фронтовую газету, а вы будете военными корреспондентами.

1 страница – Календарь памятных дат.

 Звучит фонограмма «Обращение к советскому народу 22 июня 1941 года».

Учитель. Впереди были длинные 4 года. Что же вобрали в себя эти годы?

 Работа по карточкам с датами в паре. Задание: рассказать о событии ВОВ, подобрать иллюстративный, демонстрационный материал, фотографии из заранее подготовленных учителем и учащимися.

18 декабря 1940 года,

22 июня 1941 года,

22 июня – 20 июля 1941,

10 июля – 10 сентября 1941,

8 сентября 1941 – 27 января 1944

30 сентября – 5-6 декабря 1941,

30 октября 1941 – 4 июля 1942,

17 июля 1942 – 2 февраля 1943,

5 июля – 23 августа 1943,

6 июня 1944,

16 апреля – 1 мая 1945,

8-9 мая 1945 года,

24 июня 1945 года.

    

   

           

После рассказа карточка наклеивается на лист ватмана на доске.

2 страница- – Поколение XXI века о великих героях

Учитель.  За этими датами, событиями стоят люди, чьи судьбы перечеркнула война. Для многих это была священная война – война за своё Отечество, за свой родной дом.

Звучит фонограмма песни «Священная война»

Группа учащиеся представляет свой проект «Они сражались за Родину», выполненный в форме презентации Power Point.

(Приложение № 1).

Отдельные распечатки выкладываются на  лист ватмана.

Учитель.   Они не считали себя героями, сверхчеловеками. Это были обыкновенные люди со своими слабостями, страхами. У поэтессы-фронтовички Юлии Друниной есть такие строчки:

Я только раз бывала в рукопашной.

Раз наяву и тысячу во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно –

Тот ничего не знает о войне.

   И нужно было через крайнее напряжение сил – физических и моральных – преодолеть этот страх смерти. И каждый солдат совершил этот незаметный, но поистине великий подвиг.

3 страница - Труженики тыла – фронту

  Учитель. Героизм проявился не только на фронтах Великой Отечественной войны, но и в тылу.

Учащиеся рассказывают о тружениках тыла по презентации.

Один из учеников читает стихотворение М. Исаковского  «Русской женщине»

...Да разве об этом расскажешь

В какие ты годы жила!

Какая безмерная тяжесть

На женские плечи легла!..

В то утро простился с тобою

Твой муж, или брат, или сын,

И ты со своею судьбою

Осталась один на один.

Один на один со слезами,

С несжатыми в поле хлебами

Ты встретила эту войну.

И все - без конца и без счета -

Печали, труды и заботы

Пришлись на тебя на одну.

Одной тебе - волей-неволей -

А надо повсюду поспеть;

Одна ты и дома и в поле,

Одной тебе плакать и петь.

А тучи свисают все ниже,

А громы грохочут все ближе,

Все чаще недобрая весть.

И ты перед всею страною,

И ты перед всею войною

Сказалась - какая ты есть.

Ты шла, затаив свое горе,

Суровым путем трудовым.

Весь фронт, что от моря до моря,

Кормила ты хлебом своим.

В холодные зимы, в метели,

У той у далекой черты

Солдат согревали шинели,

Что сшила заботливо ты.

Бросалися в грохоте, в дыме

Советские воины в бой,

И рушились вражьи твердыни

От бомб, начиненных тобой.

За все ты бралася без страха.

И, как в поговорке какой,

Была ты и пряхой и ткахой,

Умела - иглой и пилой.

Рубила, возила, копала -

Да разве всего перечтешь?

А в письмах на фронт уверяла,

Что будто б отлично живешь.

Бойцы твои письма читали,

И там, на переднем краю,

Они хорошо понимали

Святую неправду твою.

И воин, идущий на битву

И встретить готовый ее,

Как клятву, шептал, как молитву,

Далекое имя твое...

 4 страница - Фронтовые будни

Учитель. Письма на фронт придавали бойцам мужества, уверенности. Это была ниточка, которая связывала накрепко их с домом.

Работа с письмами с фронта.

Задание – прочесть письма, определить – откуда писались письма, каково настроение солдат.

Письмо с фронта Арсланова Гумера:

«Самига, дорогая, мы прибыли в село Богдашкино, расположенное в 50 километрах от Мелекеса. Со мной в одной квартире Нуретдинов Госман из села Амирово и Каюмов Хаматгали из села Елхово. Билал и Фатих из Нижней Каменки также живут с нами.

Да будет известно, товарищи и Шакир с друзьями ехали вместе с нами до станции Чердаклы, и поехали дальше. Сколько мы ещё будем в этой деревне, неизвестно.

Живем здесь по нынешним временам сносно, писать особо не о чем, новостей нет. Если решите уехать из Черемшана… узнавай о работе.

Если там жить будет неудобно, можно бы жить в Черемшане, если только сможете  привезти дрова.

Хлеб дают постоянно. Маме передаю сердечный привет своей и желаю её благословения. Самига, дорогая, передаю свои сердечные приветствия, желаю тебе здоровья. Привет сыновьям Нариману и Марату, дочери Раузе. Самига, детей не бей и не обижай, воспитывай их. Когда ещё мы вернёмся, неизвестно.

Наш адрес: Куйбышевская область, ст. Чердаклы, Чердаклинский район, с.Богдашкино, до востребования.

До свидания.

7 ноября 1941года»

Звучит фонограмма песни «В Землянке».

Учитель. Какие песни военных лет вы знаете? Как песня помогала солдатам?

 Учащимся даётся задание на дом: написать заметку, статью, эссе или стихи о войне «Взгляд из XXI века»

Заключение.

1418 дней длилась Великая Отечественная война. Фашистские варвары разрушили и сожгли свыше 70 тысяч городов, поселков и деревень нашей Родины.

0ни разрушили 84 тысячи школ, 334 высших учебных заведения.

Враг не щадил ни женщин, ни стариков, ни детей. Почти 27 миллионов жизней  советских людей унесла война…

Рассмотрев несколько аспектов Великой Отечественной войны и взглянув еще раз на нашу газету, мы можем ответить на вопросы: Что  помогло людям выстоять в той страшной изнурительной войне? Насколько закономерна наша победа? Возможно ли вообще победить нашу страну?

Ответить на эти вопросы – значит определить итоги и значение Победы, благодаря которой была уничтожена сила, претендовавшая на мировое господство, и завоевано мирное будущее  для нас.

(Ответы учащихся)

Звучит фонограмма речи Г.К.Жукова на Параде Победы 24 июня 1945 года.

Хранить память о той войне – наша историческая миссия, долг перед павшими, ныне живущими и будущими  поколениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории по теме "Наука ковала победу"

Урок истории по теме "Наука ковала победу"...

урок истории в 9 классе Тема урока: «Все было – беды и победы…»

Тема урока: «Все было – беды и победы…» был проведен в 9 классе по проблеме метапредметных компетенций.......

Причины , цена и значение великой Победы. Урок истории 11 класс.

Причины , цена и значение великой Победы. Урок истории 11 класс.План:Причины ПобедыЦена победы и итоги войныНюрнбергский процессС каждым годом мы всё дальше и дальше уходим от трагичных страниц ...

Интегрированный урок истории и математики "Великая Победа"

Интегрированный урок истории и математики "Великая Победа" для учащихся 5 класса. Урок обобщения и систематизации математических знаний с введением исторических сведений, фактического материала ...

Презентация к уроку истории в 11 классе "Страна победившего социализма"

В презентации использован материал, необходимый к уроку....

Конспект урока "История песни через история Великой Победы"

История песни "Катюша" была впервые представлена в архиве телевидения. Рубрика "История песни" очень интересна для слушателей. Удивительные факты истории оставляют впечатление в каждом человеке....

Методическая разработка урока истории к 75-летию победы в Великой Отечественной войне. Тема: «Роль личности в истории Великой Отечественной войны»

Урок проводится в форме интеллектуальной игры (аналог телевизионной игры "За семью печатями"). Целевая аудитория: обучающиеся 10 класса. Специфика этой игры заключается в том, что учитель за...