урок в 5 классе "Александр Македонский: исторический портрет"
план-конспект урока (история, 5 класс) на тему

обобщающий урок по теме позволяет дать простор детскому творчеству, развить историческое мышление 5-классников. к уроку прилагается тематическая презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon makedonskiy.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Урок истории в 5 классе «Александр Македонский: исторический портрет».

Учитель истории: Ласлова Валентина Андреевна.

Цель урока: подвести учащихся к пониманию роли личности в истории.

Задачи урока:

Образовательная: повторение и обобщение знаний о завоеваниях Александра Македонского, показать роль личности Александра Македонского во всемирной истории;

Развивающая: развивать историческое мышление через умение давать оценку деятельности завоевателя, развивать умение работать с исторической картой. Иллюстрациями, делать несложные выводы, уметь отстаивать собственное мнение в диалоге;

Воспитательная: воспитание нравственного отношения к прошлому, воспитание культуры общения.

        Оборудование:

  1. А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая. История Древнего мира. 5 класс. М.: «Просвещение», 2005.
  2. Карта «Завоевания Александра Македонского в 4 веке до н.э.».
  3. Карта «Персидская держава в 6 веке до н.э.».
  4. Рисунки учащихся.
  5. ОК №9 «Македонские завоевания в 4 веке до н.э.».
  6. Плутарх. Александр. //Хрестоматия по истории Древнего мира. М.: 1987.  (Раздаточный материал).
  7. Древняя Греция. Книга для чтения. Л.:1958.  (Материал для сообщения).
  8. Презентация к уроку.

     Тип урока: повторительно-обобщающий.

Форма урока: урок-размышление.

Формы работы: индивидуальная, коллективная.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Вступительное слово учителя.

Долгая память осталась в веках об Александре Македонском. И причина этого – не его держава, которая распалась сразу после смерти царя. Не был он  и основателем новой династии: его 2 сына – Александр и Геракл – еще юными погибли в кровавых распрях. Вызывали восторг и зависть его молодость и та легкость, с которой он завоевал полмира. Сколько будущих полководцев повторяли слова Александра: «20 лет – и ничего для бессмертия!»

        Цезарь с восхищением думал об удивительной судьбе Александра Великого. Наполеон и Суворов зачитывались книгами о его походах. И пусть спартанцы, которых царь принуждал почитать себя как Олимпийского Бога, насмешливо заявляли: «Предоставим Александру, если ему так хочется называть себя Богом» - он все-таки им стал. Стал кумиром для юных умов, воплощением удачи, волнующей легендой для современников и потомков.

        Сегодня мы постараемся дать оценку личности А. Македонского, его роли во всемирной истории.

(Учитель обращает внимание детей на эпиграф к уроку):

«20 лет - и ничего для бессмертия».

А.Македонский.

«Жизнь долга, если она полна…

Будем измерять ее поступками,

а не временем».

Сенека.

«Я не краду победу».

А.Македонский.

Вопросы классу:

- Как характеризуют Александра его собственные слова?

- Как понять фразу Сенеки?

- Можно ли эти слова отнести к Александру?

3. Урок как обычно начнем с разминки.

  1. Расположите в хронологическом порядке события:

А) завоевание Греции,

Б) битва у Гавгамел,

В) захват г.Тира,

Г) битва у реки Граник,

Д) сражение у г.Исс,

Е) завоевание Египта.

  1. Сопоставьте имя и стану:

1) Фемистокл,              а) Египет,

2) Леонид,                    б) Китай,

3) Конфуций,               в) Афины,

4) Дарий 3,                   г) Спарта,

5) Тутмос 3,                 д) Персидская держава.

4. Работа 1 ученика по ОК № 9 с обзором македонских завоеваний.

5. Вопросы классу:

  1. Почему Македония покорила Грецию?
  2. Какие страны завоевал А.Македонский?
  3. Какие важнейшие города были основаны А.Македонским на завоеванных территориях?
  4. Покажите по карте территорию державы А.Македонского.
  5. Почему А.Македонский смог покорить Персидскую державу?

Учащиеся вместе с учителем заносят в тетрадь данные таблицы, отвечая на последний вопрос.

Македонская армия

Персидская армия

Состав армии: конница, пехота (фаланга, лучники)

Состав армии: конница, пехота, боевые слоны

Македоняне, греки воевали ради добычи;

полководческий талант А.Македонского

Наемная армия;

знать боролась за власть, в стране неспокойно;

народы Персидской державы могли встать на сторону македонской армии

6. Личность А.Македонского.

  1. Выступление докладчиков.
  1. Юность А.Македонского:

- воспитание А. Македонского,

- укрощение Буцефала.

2.  Смерть А.Македонского.

  1. (Учащиеся заранее получили задание по рядам):

1 ряд: рисунки по теме.

2 ряд: сочинение «Что мне нравится, а что – нет в А.Македонском?»

3 ряд: дать оценку А.Македонскому как историческому деятелю

Учитель: Какую оценку вы дадите А.Македонскому как историческому деятелю?  (заслушиваются ответы уч-ся)

Учитель: Ребята, что вам понравилось, а что – нет в его личности ?

   (заслушиваются ответы уч-ся)

Учитель: чтобы лучше узнать и оценить этого человека, обратимся к историческому документу.

Плутарх. Александр.

4…Еще в детские годы обнаружилась его воздержанность: будучи во всем остальном неистовым и безудержным, он был равнодушен к телесным радостям и предавался им весьма мало…

5. Когда в отсутствие Филиппа в Македонию прибыли послы персидского царя, Александр, не растерявшись, радушно их принял; он настолько покорил послов своей приветливостью и тем, что не задал ни одного детского или малозначительного вопроса, а расспрашивал о протяженности дорог, о способах путешествия вглубь Персии, о самом царе – каков он в борьбе с врагами, а также о том, каковы сила и могущество персов, что они немало удивлялись и пришли к выводу, что прославленные способности Филиппа меркнут перед величием замыслов и стремлений этого мальчика.

8. Мне кажется, что и любовь к врачеванию Александру более, чем кто-либо другой, внушил Аристотель. Царь интересовался не только отвлеченной стороной этой науки, но, как можно заключить из его писем, приходил на помощь заболевшим друзьям, назначая различные способы лечения и лечебный режим.

Вопрос классу: что нового вы узнали о А.Македонском?

7. Подведение итогов урока. Домашнее задание: повторить П.24-43, готовиться к контрольной работе.

Плутарх. Александр.

4…Еще в детские годы обнаружилась его воздержанность: будучи во всем остальном неистовым и безудержным, он был равнодушен к телесным радостям и предавался им весьма мало…

5. Когда в отсутствие Филиппа в Македонию прибыли послы персидского царя, Александр, не растерявшись, радушно их принял; он настолько покорил послов своей приветливостью и тем, что не задал ни одного детского или малозначительного вопроса, а расспрашивал о протяженности дорог, о способах путешествия вглубь Персии, о самом царе – каков он в борьбе с врагами, а также о том, каковы сила и могущество персов, что они немало удивлялись и пришли к выводу, что прославленные способности Филиппа меркнут перед величием замыслов и стремлений этого мальчика.

8. Мне кажется, что и любовь к врачеванию Александру более, чем кто-либо другой, внушил Аристотель. Царь интересовался не только отвлеченной стороной этой науки, но, как можно заключить из его писем, приходил на помощь заболевшим друзьям, назначая различные способы лечения и лечебный режим.

Плутарх. Александр.

4…Еще в детские годы обнаружилась его воздержанность: будучи во всем остальном неистовым и безудержным, он был равнодушен к телесным радостям и предавался им весьма мало…

5. Когда в отсутствие Филиппа в Македонию прибыли послы персидского царя, Александр, не растерявшись, радушно их принял; он настолько покорил послов своей приветливостью и тем, что не задал ни одного детского или малозначительного вопроса, а расспрашивал о протяженности дорог, о способах путешествия вглубь Персии, о самом царе – каков он в борьбе с врагами, а также о том, каковы сила и могущество персов, что они немало удивлялись и пришли к выводу, что прославленные способности Филиппа меркнут перед величием замыслов и стремлений этого мальчика.

8. Мне кажется, что и любовь к врачеванию Александру более, чем кто-либо другой, внушил Аристотель. Царь интересовался не только отвлеченной стороной этой науки, но, как можно заключить из его писем, приходил на помощь заболевшим друзьям, назначая различные способы лечения и лечебный режим.

Плутарх. Александр.

4…Еще в детские годы обнаружилась его воздержанность: будучи во всем остальном неистовым и безудержным, он был равнодушен к телесным радостям и предавался им весьма мало…

5. Когда в отсутствие Филиппа в Македонию прибыли послы персидского царя, Александр, не растерявшись, радушно их принял; он настолько покорил послов своей приветливостью и тем, что не задал ни одного детского или малозначительного вопроса, а расспрашивал о протяженности дорог, о способах путешествия вглубь Персии, о самом царе – каков он в борьбе с врагами, а также о том, каковы сила и могущество персов, что они немало удивлялись и пришли к выводу, что прославленные способности Филиппа меркнут перед величием замыслов и стремлений этого мальчика.

8. Мне кажется, что и любовь к врачеванию Александру более, чем кто-либо другой, внушил Аристотель. Царь интересовался не только отвлеченной стороной этой науки, но, как можно заключить из его писем, приходил на помощь заболевшим друзьям, назначая различные способы лечения и лечебный режим.

Воспитание Александра

        Когда Александру исполнилось 13, Филипп пригласил для его воспитания греческого ученого Аристотеля. 3 года прожил он с Александром в маленьком городе вдали от царского двора. Нелегко было сладить Аристотелю со своим учеником. Александр рос своенравным и упрямым мальчиком. Уже в это время в его характере обнаружились черты, которые ярко проявились впоследствии: смелость, доходящая до безрассудства, вспыльчивость, упрямство и непомерное честолюбие. Когда до Александра доходили извести о победах его отца, юноша с завистью восклицал: «Мой отец ничего не оставит на мою долю!»

        Любимым произведением Александра была «Илиада» Гомера. Свиток ее он держал под подушкой, а любимым его героем был Ахиллес.

        Когда Александру исполнилось 16 лет, и отец отправился в длительный поход против Византии, он оставил сына управлять государством. За это время Александр лично возглавил поход против восставших племен и подавил его.

         В своих честолюбивых замыслах он не останавливался перед неслыханной жестокостью. Александр не щадил ни исторических памятников, ни знаменитых ученых. Он был неумолимым завоевателем, не останавливающийся ни перед какими разрушениями для достижения поставленных целей.

Укрощение Буцефала.

Македонскому царю Филиппу предложили купить прекрасного, но не объезженного коня Буцефала. Испытание кон было назначено за городом, на широкой равнине. Оно оказалось неудачным. Лучшие ездоки пытались справиться с конем, но безрезультатно. Конь сбрасывал каждого. Тогда Александр попросил разрешения сесть на коня и объездить его. Все присутствующие рассмеялись. Филипп, улыбнувшись, дал разрешение.

        Александр смело подошел к коню, схватил его под уздцы и повернул головой против солнца: он заметил, что конь пугается собственной тени. Потом мальчик стал гладить коня и вдруг в один момент очутился на нем. Конь встал на дыбы, начал вертеться и бить ногами, пытаясь сбросить седока. Но Александр сидел крепко. Тогда конь помчался и скрылся вместе с всадником. Все считали, что мальчик погиб. Каково же было их изумление и радость, когда через некоторое время они снова увидели Александра на коне, которым он уже управлял по своей воле.

Смерть Александра Македонского.

        В 324 году до н.э. Александр начал готовиться к новым походам. Но царь не успел завершить начатое. 23 июня 323 года до н.э. Александр Македонский, владыка половины мира, умер в Вавилине от лихорадки, не осуществив всех своих планов. Гроб с телом Александра увез в свою часть владений правитель Египта Птолемей, который сделал Александра богом – покровителем своего рода. Мать Александра Македонского, Олимпиада, узнав, что ее сын долгое время лежит без погребения, горевала и говорила: «Дитя, ты стремился к доле небожителей, ныне тебе отказано даже в том, что получают все люди на земле, - в могиле».

        Тело Александра Птолемей отправил в бочке с медом в Александрию, там и похоронил. Его неожиданная и загадочная смерть на 33-м году жизни застала всех врасплох. Говорят, что, когда полководцы спросили у умирающего царя, кому он предназначает престол, Александр ответил: «Достойнейшему».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История России в исторических портретах ее правителей IX - XIX вв.

Данный курс по истории России для обучающихся 10 классов составлен как серия исторических портретов правителей России, начиная с Рюрика и заканчивая Николаем II. Большое внимание обращается на х...

Урок "Исторический портрет Ивана Грозного"

Тема: Исторический портрет Ивана ГрозногоЦель: проанализировать деятельность  и личность Ивана Грозного с точки зрения нравственностизадачи: систематизировать знания об эпохе, способствовать разв...

Презентация к уроку истории 9 класс "Исторический портрет Петра Аркадьевича Столыпина"

В данной презентации содержитсяавтобиографическийматериал,высказывания современников, эссе учащихся по данной теме"...

Урок "ПетрI и Аюка-хан: два исторических портрета на фоне эпохи"

Цели урока:Образовательная: систематизировать знания учащихся по теме, провести сравнительный анализ исторических личностей; выяснить, как отразилась деятельность указанных личностей на ходе развития ...

конспект урока по теме "Екатерина 2.Исторический портрет" 7 класс

Конспект урока по теме "Екатерина 2. Исторический портрет"....

Работа с историческими портретами на уроках общественных дисциплин

В обучении истории учащихся важное место занимают характеристики выдаю-щихся исторических деятелей. Они помогают понять, что историю делали люди, но их взгляды, стремления и действия были обусловлены ...

Презентация к уроку истории в 8 классе «Исторический портрет: Александр Васильевич Суворов»

Презентация к уроку истории в 8 классе «Исторический портрет: Александр Васильевич Суворов»...