Алгоритмы мыслительной деятельности учащихся при изучении истории
методическая разработка по истории по теме

Данный материал поможет систематизировать знания учащихся по истории

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon algoritmy.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

АЛГОРИТМЫ

МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Алгоритмы раскрытия тех или иных исторических событий, явлений, процессов содействуют более качественному, осмыс ленному усвоению учебного материала школьниками на уроках истории.

***   ОБЩИЕ СТРУКТУРНЫЕ АЛГОРИТМЫ

РАСКРЫТИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Алгоритм

раскрытия экономического развития страны, общества

  1. Влияние географического положения страны на развитие хозяйства.
  2. Направления государственной экономической политики.
  3. Развитие промышленности (ремесел): районы; специализация регионов; виды, характер и особенности организации про изводства; типы промышленных предприятий; технические до стижения; объем выпускаемой продукции; ее потребление на селением.
  4. Развитие торговли.
  1. Развитие сельского хозяйства: земледелие (разновидности культур, развитие орудий труда и сельскохозяйственной техники, урожайность); скотоводство; промыслы; объем производимой продукции и пути ее реализации.
  2. Развитие форм собственности.
  3. Финансовое развитие страны (состояние денежной системы; банки, ростовщичество); финансовая политика государства.
  4. Роль экономики в социально-политическом развитии страны.
  5. Место страны в мировом производстве.

10.Аспект собственности (уровень развития форм собственности).

Алгоритм

раскрытия социального развития страны, общества

  1. Социальная основа (слои, группы и их взаимоотношения).
  2. Государственный курс социальной политики.
  3. Этнический, религиозный состав общества.
  4. Межэтнические отношения.
  5. Образ жизни различных слоев общества данной страны.

Алгоритм раскрытия политического развития страны

Внутриполитический аспект

  1. Государственное устройство, характеристика законодатель ных, исполнительных и судебных органов власти.
  2. Административно-территориальное деление.
  3. Местные органы самоуправления и управления.
  4. Форма власти (характеристика власти с точки зрения ее источника: монархия или республика).
  5. Право (характеристика правового государства, статусы граждан).
  6. Преобразования во внутренней и внешней политике (ха рактеристика экономических, социальных, политических и культурных мероприятий государства).
  7. Состояние войска.

Внешнеполитический аспект

  1. Внешнеполитический курс государства.
  2. Основные направления внешней политики государства.
  3. Положение страны в мировом сообществе государств.
  4. Участие страны в международных организациях.
  5. Влияние политических группировок на внешнюю политику.
  6. Организация внеполитических ведомств (характеристика внешнеполитических институтов государства).
  7. Итоги внешнеполитического курса данной страны за оп ределенный (данный) период.

Алгоритм

раскрытия культурного развития общества, государства

  1. Ценностные ориентации (морально-нравственные нормы общества).
  2. Общественные идеи данного периода.
  3. Право (характеристика правового статуса граждан).
  4. Роль религии (характеристика религиозных и антирелиги озных основных течений страны).
  5. Система образования (характеристика начального, средне го, высшего образования).
  6. Искусство (характеристика литературы, архитектуры, скульптуры, живописи, театра, кино и т.д.).
  7. Роль науки (характеристика естественных, технических, гуманитарных знаний).

Алгоритм характеристики

и оценки выдающегося исторического деятеля

1.        Раскройте исторические условия и влияние обществен ной среды, в которой формировались взгляды исторической личности:

  1. историческая обстановка;
  2. ближайшее окружение;
  1. путь формирования личности; основные черты характе ра, представления о морали, общественно-политические взгляды, направленность деятельности.
  1. Определите, с чем была связана его деятельность, инте ресы какого социального слоя он выражал; его единомышлен ники.
  2. Определите, какие качества личности (интеллектуальные, нравственные, волевые) помогали или препятствовали достиже нию его целей, решению исторических задач, объективно сто явших перед страной и народом.
  3. Раскройте связи и противоречия личности — в деятельно сти, между его целями и средствами их достижения, с другими людьми.
  4. Оцените средства, используемые данным деятелем для достижения поставленных целей.
  5. Определите, каких результатов он достиг в своей деятель ности.
  6. Оцените его роль в истории:
  1. по результатам его деятельности;
  2. по значимости этой личности для страны, народа;
  3. по его влиянию на последующий ход событий и т.д.;
  1. по воздействию его личного примера на других людей, на новые поколения.

8.        Раскройте причины успеха или неуспеха этого историчес кого деятеля. Выразите свое отношение к нему: нравственная оценка (восхищение его деятельностью или неодобрение его поступков и т.п.).

Алгоритм изучения и характеристики государства

  1. Определите форму правления государством.
  2. Раскройте систему политического устройства государства:

  1. глава государства, его полномочия;
  2. система законодательных органов (структура, способ фор мирования, полномочия);
  3. судебные органы;
  4. механизмы воздействия общества на власть;
  5. соотношение прав законодательной и судебной власти.

3.        Назовите основные политические партии и движения:

  1. краткая характеристика программ;
  2. методы их реализации;
  3. социальный состав;
  4. чьи интересы выражают;
  5. положение в политической системе.

4.        Укажите перспективы данного политического строя для страны.

Алгоритм изучения революции

1. Определите предпосылки революции.

  1. Проанализируйте социальную структуру общества.

Раскройте: социально-экономические условия развития страны накануне революции (уровень жизни разных слоев об щества, их притязания и недовольство своим положением; уровень развития производства, ремесла, сельского хозяйства, основ ные экономические тенденции; обострение экономической и соци альной борьбы).

2. Изучая ход революции, определите:

  1. время и место начала выступлений; требования высту павших; реакцию властей;
  2. задачи и характер революции;
  3. движущие силы, основные группы участников;
  4. ход революции;
  5. лидеры и их политические позиции, цели (стратегия), методы и средства ее достижения (тактика);
  6. особенности данной революции. Решение вопроса о вла сти;
  7. итоги и результаты, значение революции;
  8. оценка ее с позиций различных политических деятелей, участников, обывателей, деятелей культуры.

Революция — это глубокие, качественные изменения, рез кий переворот в экономике, науке, культуре, мировоззрении, обществе.

Социальная революция — резкий переворот, в результате которого на смену одним общественным силам приходят другие.

Революция «сверху» — крутой переворот всего уклада об щественной жизни, производимый самой государственной вла стью. Обычно в качестве примера указывается на преобразова ния Петра I и Александра II.

Революция «снизу» — резкий переворот во всех сферах жизни общества, государства в результате вооруженной борьбы пред ставителей разных слоев общества и власти.

Революционная ситуация — совокупность обстоятельств экономической, политической, общественной жизни, создаю щая возможность осуществления революции (объективные фак торы). Помимо революционной ситуации необходимо наличие субъективных условий — способности революционных сил к победе, когда возможность революции перерастает в стадию реализации.

Субъективный фактор — степень готовности, организации, сознательности, сплоченности масс, правильности политики революционных партий.

Совокупность объективных факторов — совокупность обстоятельств экономической, политической, общественной жизни, создающая возможность революции.

Алгоритм изучения военных событий

  1. Причины и повод вооруженного столкновения (войны).
  2. Готовность сторон к вооруженному столкновению.
  3. Хронологические рамки вооруженной борьбы.
  4. Этапы.
  5. Ход военных действий (по этапам):

  1. планы сторон на начало каждого этапа;
  2. основные сражения и события;
  3. особенности стратегии и тактики;
  4. военные и политические итоги этапа;
  5. причины успеха или неудачи той или иной стороны;
  6. полководцы и другие героические участники военных действий.

  1. Раскройте в целом военные и политические итоги воору женной борьбы, определите, каких результатов добилась побе дившая сторона, отметьте условия мира: оцените значение этой победы, уроки.
  2. Международные последствия войны.

Война — вооруженное столкновение государств друг с дру гом с целью установления господства, разрешения территори альных притязаний.

Гражданская война — наиболее острая форма социальной борьбы населения внутри государства (война граждан) за власть и решение основных жизненных проблем противоборствующих сторон.

Алгоритм изучения крестьянских выступлений

  1. Опишите социально-экономическую ситуацию в стране.
  2. Раскройте причины выступления крестьян:

  1. внутренние: экономические, политические, социальные;
  2. укажите районы социальной активности крестьян;
  3. опишите основные события (по этапам);
  4. определите основные итоги каждого из этапов;
  1. выделите причины успеха или неудачи той или иной стороны.

  1. Дайте характеристику предводителя крестьян.
  2. Определите характер выступления:
  1. состав восставших;
  2. их вооружение и организация;
  3. требования основных групп восставших.
  1. Обобщите и оцените итоги и значение выступлений кре стьян.

Алгоритм анализа конкретных исторических фактов

  1. Выделите исторические условия события, явления.
  2. Определите причины события, явления.
  3. Раскройте главные черты, признаки, связь с другими событиями; установите основные этапы.
  4. Выделите причинно-следственные связи событий, явлений (последовательность — вертикальные связи; взаимовлияние событий — горизонтальные связи; влияние внутренних причин событий; выявлений противоречий).
  5. Обобщите и оцените последствия, значение, характер, место и роль факта, события в последующем развитии общества.

Алгоритм анализа идейных течений (общественной мысли)

  1. Определите предпосылки возникновения общественных настроений, идей.
  2. Охарактеризуйте идеологов, представителей идейного те чения: чьи интересы они выражали, что подвергали критике;

какой положительный идеал стремились утвердить; какие пред лагали средства достижения цели.

3. Обобщите и оцените значение данного идейного течения в жизни общества, его истории.

Алгоритм изучения общественных движений

(политических, социальных, национальных)

  1. Определите масштабы движения, проанализируйте соци альный состав его участников.
  2. Раскройте причины и цели общественного движения: против чего или кого оно было направлено.
  3. Определите цели и требования (экономические и полити ческие) участников общественного движения, средства и мето ды их достижения (митинги, демонстрации, стачки, восстания, акции протеста или гражданского неповиновения и т.п.).
  4. Степень организованности движения.
  5. Его итоги и последствия: раскройте причины успеха или неудач данного движения.
  6. Обобщите и оцените историческое значение движения.

Алгоритм характеристики и анализа

памятников архитектуры

  1. Название и место нахождения памятника. Исторические условия его создания.
  2. Время его создания.
  3. Назначение сооружения.
  4. Опишите план сооружения, особенности архитектуры. Укажите архитектурный стиль.
  5. Изложите ваше отношение к данному историческому па мятнику.

Алгоритм характеристики и анализа произведения изобразительного искусства

  1. Ознакомьтесь с произведением искусства: определите ав тора, время и место его создания (исторический период, век).
  2. Проанализируйте его содержание:

  1. сюжет произведения, кто и что в нем изображено: пе редний план, центр, задний план, интерьер помещения, пейзаж и т.п.;
  1. основная идея произведения;
  1. степень достоверности изображенного (если в этом есть необходимость).
  1. Охарактеризуйте средства выражения (объемность, пропор циональность, перспектива изображения, колорит).
  2. Определите его соответствие специфике искусства данной страны, исторической эпохе (античность, эллинизм, Возрождение), направлению и стилю в искусстве этого периода (готика, класси цизм, реализм и др.).
  3. Укажите цель создания произведения автором, охарактери зуйте мировосприятие автора. Какие чувства и идеи вложил, по вашему мнению, художник в свое творение?
  4. Историческая ценность произведения.

Алгоритм анализа статистических данных

  1. Изучите представленные статистические данные.
  2. Сделайте выводы о тенденциях явлений и процессов, отра женных в статистическом материале (динамика, уровень, удель ный вес, роль данного явления).
  3. Определите процессы, отраженные в этих явлениях. Объяс ните их важнейшие причины, закономерности, возможные послед ствия, перспективы, значение.

!!! Чтение может быть сплошным или выборочным (читается только текст отдельных разделов, глав, пара графов). Помните!

  1. В ходе чтения используйте записи: цитаты, план, тезисы, план-конспект.
  2. Встретив незнакомое слово, обязательно найдите его зна чение в словаре, справочнике, энциклопедии или другом спра вочном издании.
  3. Работая с книгой, нужно активно мыслить — задавать себе вопросы и искать на них ответы.

Алгоритм работы с дополнительными источниками информации

1.        Изберите способ работы: просмотр, чтение, изучение.

  1. Ознакомьтесь с данной книгой, статьей, монографией и т.п., просмотрите данные: аннотацию, предисловие, зак лючение, оглавление.
  2. Ознакомьтесь с источником, определите:
  1. автора, соавторов, участвовавших в его подготовке;
  2. время и место создания текста (по его содержанию), как повлияли исторические условия на его создание.

•        Установите:

  1. источники изучаемой информации;
  2. цель автора(ов) текста.

2.        Определите:

  1. вид источника (письмо, дневник, архивный документ и т.д.);
  2. что представляет собой текст: приведен полностью или только отрывок;
  3. о чем идет речь в данном тексте.

3.        Изучите и проанализируйте содержание текста:

  1. постарайтесь понять, выделить его основные положения;
  2. разделите мысленно содержание текста на ряд смысловых частей, выделите главные мысли каждой части;
  3. по ходу изучения текста формулируйте главные мысли источника и записывайте их в виде тезисов или цитат, ключевых слов.

4.        Оцените степень достоверности изложенных в тексте све дений:

  1. является ли автор непосредственным свидетелем изла гаемого;
  2. первичность или вторичность информации.

5.        Определите:

  1. представляет ли автор определенную точку зрения или он предлагает эксклюзивный взгляд на события;
  2. в каких ситуациях можно использовать эту информа цию.

  1.  Раскройте значение источника и содержащейся в нем информации для современности, для каждого из нас.
  2.  Дайте обобщающую оценку данному источнику.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская деятельность учащихся при изучении истории и теории изобразительного искусства

Модернизация системы образования невозможна без новых идей, подходов, современных технологий, совместной работы учащихся и педагогов. Важную роль в развитии и реализации творческих с...

Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках истории

Главная цель  современного образования-формирование активности учащихся, изменение роли и места учителя на уроке ,взаимоотношений между учителем и учеником ....

Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках истории

Главная цель  современного образования-формирование активности учащихся, изменение роли и места учителя на уроке ,взаимоотношений между учителем и учеником ....

Аттестационная работа по теме"Использование технологии развития критического мышления для активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках истории"

в работе содержится теоретический и практический материал по технологии развития критического мышления...

Проблемное обучение как способ развития мыслительной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания

Статья даёт описание  проблемно-диалогичесой педтехнологии, рассматривает её положительные и отрицательные стороны, характеризует различные виды проблемных заданий и приводит их примеры....

Использование методов и приёмов технологии критического мышления, как средство развития мыслительной деятельности учащихся при изучении географии

Мой отчет по применению методов и приемов технологии критического мышления.Эти методы помогут разнообразить  уроки  географии(и других предметах) сделать их более интересными и занимательным...

Статья "Активизация мыслительной деятельности учащихся при изучении математики в классах ОВЗ"

Взрослый человек обладает определенными умениями и навыками и может не отдавать себе отчета в том, каким образом он запоминает, что делает для того, чтобы понять материал. Учителю же, для того чтобы о...