Главные вкладки

    План урока истории в 8 классе по теме: «Индустриальная революция»
    план-конспект урока по истории (8 класс) по теме

    Ведерникова Наталья Ивановна

    На уроке рассматриваются особенности процесса модернизации в начале XIX века

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon industrialnaya_revolyuciya.doc89 КБ

    Предварительный просмотр:

    Ведерникова Наталья Ивановна

    учитель истории и обществознания

     МБОУ «Парбигская средняя

     общеобразовательная школа»

    Томская область, с. Парбиг

    План урока истории в 8 классе по теме: «Индустриальная революция»

    Цель: рассмотреть особенности процесса модернизации начала 19 века

    Задачи:

    Образовательная: усвоить ключевые понятия курса

    Развивающая: способствовать развитию исторического мышления на основе анализа сущности длительного исторического процесса

    Воспитывающая: воспитывать понимание сущности исторического процесса

    Оборудование урока:  презентация

    Тип урока: лекция - беседа

    Основные понятия: модернизация, индустриализация, конкуренция, капитализм свободной конкуренции, монополия, картель, синдикат, трест, концерн, империализм.

    1. Организационная часть. Сообщение задач урока.
    2. Переход к изучению нового материала. Вводная беседа
    1. Какой период истории мы с вами изучали в прошлом учебном году? Как называется этот период? (история нового времени)
    2. Каковы хронологические рамки периода истории нового времени, изученного в прошлом году? (1500-1800 годы)
    3. Каковы главные особенности этого времени? (промышленная революция, религиозные войны и реформация, формирование капитализма)
    1. Изучение нового материала

    План:

    1. Хронологические рамки и особенности  второго периода истории нового времени. Модернизация
    2. Завершение промышленного переворота
    3. Капитализм свободной конкуренции и монополистический капитализм

    1. Хронологические рамки и особенности  второго периода истории нового времени. Модернизация

    Нам предстоит изучить новый период в истории человечества.

    Давайте познакомимся с учебником и определим хронологический период этого времени (1800-1913 годы)

    Какое событие станет окончанием периода нового времени? (первая мировая война). Правда, есть точка зрения, что период новой истории заканчивается в 1900 году.

    Особенностью периода является начало процеса модернизации.

    Модернизация – процесс преобразования традиционного общества в индустриальное

    Особенности модернизации:

    1. В политической сфере – демократизация общественной и политической жизни
    2. В социальной сфере – быстрый рост населения, миграция, рост городского населения
    3. В экономической сфере – индустриализация
    4. В области культуры – быстрый рост научных знаний

    Индустриализация – процесс развития и внедрения крупной машинной техники, производство машин с помощью машин

    Итория развития разных  стран неравномерна. Вот и процесс модернизации в разных странах начался в разное время – это зависело от времени начала промышленного переворота.

    Что такое промышленный переворот? (переход от мануфактуры к фабрике)

    В какой стране раньше он начался? (в Великобритании)

    В каких странах еще прошел промышленный переворот в 18 веке? (Голландия, Франция, США)

    Эти страны и стали первым эшелоном модернизации – странами старого капитализма.

    Работа по заполнению таблицы:

    Эшелоны модернизации в начале XIX века

    Первый эшелон

    Второй эшелон

    Третий эшелон

    Страны старого капитализма

    Страны молодого капитализма

    Традиционное общество

    Англия

    Франция

    США

    Германия

    Италия

    Япония

    Россия

    Автрийская империя

    Китай

    Страны Латинской Америки

    Развитие капитализма шло естественным образом

    Развитие капитализма за счет реформ

    Процессы модернизации ограниченны

    1. Завершение промышленного переворота

    Работа с презентацией, заполнение таблицы по ходу расказа учителя

    Технические изобретения  XIX века

    Дата

    Изобретение

    Автор

    Значение

    1800

    Токарный станок из металла

    Модслей (Англия)

    Производство машин при помощи машин

    Автоматический текстильный станок

    Ж. М. Жаккар (Франция)

    Заменил ручной труд

    1856

    Конвертер

    Г. Бессемер (Англия)

    Выплавка стали

    Плавильная печь

    Братья Э. и П. Мартены (Франция)

    Выплавка стали более высокого качества

    1825

    Первая железная дорога Стоктон - Дарлингтон

    Джорж Стефенсон (Англия)

    Начало переворота в сфере транспорта, жулезнодорожный бум

    1879

    Первая электричка

    Эрнст Вернер Сименс

    Ипользование электричества для железной дороги

    1803

    Первый пароход (испытан на реке Сене)

    Р. Фултон (Франция)

    Замена парусного флота паровым

    1807

    Пароход «Клермон»

    Р. Фултон

    Замена парусного флота паровым

    1819

    Пароход «Саванна»

    совершил трансатлантическое путешествие

    1803

    Автомобиль с паровым двигателем

    Эванс (США), Тревитик (Англия)

    Появление первого автомобиля

    1885

    Автомобиль с бензиновым двигателем

    Карл Бенц (Германия)

    1895

    Праобраз современного автомобиля

    Готлиб Даймлер (Германия)

    1908

    Автомобиль «модель Т»

    Генри Форд (США)

    Появление дешевого автомобиля

    4 июня 1783

    Полет воздушного шара (аэростата)

    Братья Монгольфье (Франция)

    усовершенствовал Жак Шарль

    Первый полет в воздухе

    1900

    Дирижабль «Цеппелин» (длина 128 м)

    Фердинанд фон Цеппелин (Германия)

    Полет тела тяжелее воздуха, управляемый аэростат

    1902

    Планер с бензиновым двигателем

    Братья Райт (США)

    Начало самолетостроения

    1803

    Изобретение шпранели (разрывного снаряда)

    Х. Шпранел (Англия)

    Рост убойной силы оружия

    1862

    Изобретение нитроглицерина, изготовление динамита

    Альфред Нобель (Швеция)

    Получение оружия большой разрушительной силы

    1835

    Револьвер

    Сэмюэл Кольт (США)

    Автоматическое оружие

    1875

    Электродуговая лампа

    П.Н. Яблочков (Россия)

    Электрическое освещение общественных мест

    1880

    Лампа накаливания

    Т. Эдисон (США)

    Овещение закрытых помещений

    1843

    Телеграфная линия Балтимор-Вашингтон с использованием кодовой азбуки

    Морзе

    Передача информации, связь

    1899

    Бепроволочный телеграф (радио)

    А. Попов (Россия)

    Г. Маркони (Италия)

    Передача информации, связь

    1876

    Телефон

    М. Грей, А. Белл (США)

    Передача информации, связь

    Вывод: технические изобретения заложили основу для развития современного общества (символ этого времени – Эйфелева башня)

    1. Капитализм свободной конкуренции и монополистический капитализм

    В первой половине XIX века начинается эпоха свободного фабрично-заводского капитализма, или капитализма свободной конкуренции.

    Капитализм свободной конкуренции – общественный строй, основанный на неограниченной конкуренции в экономической сфере

    Конкуренция – борьба между предпринимателями за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров, обеспечивающие наивысшую прибыль

    Первая половина XIX века – период свободной конкуренции. Но уже  к 1870-1880 гг. производственая сфера завоевывается монополиями.

    Монополия – объединение капиталистов, возникающее на базе растущей концентрации производства и капитала, сосредотачивающее в своих руках производство или продажу и имеющее целью установление господства в тех или иных отраслях хозяйства и получение максимальной прибыли.

    Сложились различные формы монополистических объединений:

    Картель – объединение, при котором сохраняется производственная и коммерческая самостоятельность предприятий, но определяются единые цены и делятся рынки сбыта

    Синдикат – объединение, занимающееся совместным сбытом продукции

    Трест – полное объединение предприятий, утрата коммерческой и производственной самостоятельности

    Концерн – объединение трестов или предприятий, зависящих от какой-либо монополистической группы

    Т.О. складывается монополистический капитализм (империализм).

    Империализм – особая стадия в развитии капитализма, при которой он стремится распространить свое господство во всех областях жизни общества.

    Закрепление изученного материала:

    1. Какие новые черты появились в развитии капиталистического производства в Европе?
    2. Что такое капиталистическая монополия?
    3. Какую роль сыграло обострение конкурентной борьбы в образовании монополий?
    4. Какие формы слияния предприятий вы знаете?
    5. Почему капитализм свободной конкуренции в конце XIX века перерастает в капитализм монополистический?

    Признаки империализма – по учебнику стр. 20 – выписать

    1. Сочетание свободной конкурсенции и монополии
    2. Слияние промышленного и банковского капитала и образование финансовой олигархии
    3. Преобладание вывоза капитала над вывозом товаров
    4. Экономический раздел мира на сферы влияния
    5. Установление тесной связи финансовой олигархии с правительством

    Домашнее задание:

    §1-2, ответить на вопросы, словарная работа


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    разработка урока (в рамках конкурса профессионального мастерства "Компетентностно-ориентированный урок") истории 5 класс на тему "Греки и критяне"

    данный урок предусматривает знакомство учащихся с Древнейшей Грецией. При этом применяются разные формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в пара...

    Тесты по Новой истории 7 класс по теме"Первые революции. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и колониях)"

    метериал содержит тестовые задания разного уровня сложности, которые можно использовать для организации работы учащихся на уроке. контроля знаний по  отдельным темам...

    Конспект урока по истории 8 класс по теме: «Франция: революция 1848г. и Вторая империя»

    Конспект урока по истории 8 класс по теме: «Франция: революция 1848г. и Вторая империя»...

    Технологическая карта урока истории 5 класс по теме "Введение в историю"

    Технологическая карта урока истории в 5 класс по теме "Введение . Откуда мы знаем, как жили наши предки"...

    План-конспект урока истории 7 класс на тему: "Международные отношения в XVI-XVIII вв."

    Тема урока: Международные отношения в XVI-XVIIIвв.Тип урока: комбинированный урокФорма проведения урока: рассказ учителя, беседа, работа по учебникуЦель урока: 1) Рассмотреть ход Тридцатилетней войны...

    Методическая разработка урока для 11 класса по теме «Февральская революция 1917 года в России и ее значение»

    методическая разработка для урока истории в 11 классе по теме " Февральская революция 1917 г в России и ее значение"...

    План урока химия 8 класс по теме: "Обобщение и систематизация знаний по теме: "Изменения, происходящие с веществами" "

    Предмет: ХимияКласс: 8 классТема урока: Обобщение и систематизация знаний по теме: «Изменения, происходящие с веществами».Цель урока: Обобщить и систематизировать знания учащихся по данной...