План урока химия 8 класс по теме: "Обобщение и систематизация знаний по теме: "Изменения, происходящие с веществами" "
план-конспект урока по химии (8 класс)

Ткаченко Ирина Николаевна

Предмет: Химия

Класс: 8 класс

Тема урока: Обобщение и систематизация знаний по теме: «Изменения, происходящие с веществами».

Цель урока: Обобщить и систематизировать знания учащихся по данной теме и подготовиться к контрольной работе.

Задачи:

Образовательные: обеспечить усвоение основных понятий, входящих в содержание темы, а именно: типах химических реакций, основных классов неорганических соединений; продолжить формирование умений обращаться с оборудованием в ходе выполнения лабораторных опытов.

Развивающие: совершенствовать умения школьников при составлении химических уравнений, при выполнении лабораторных опытов; совершенствовать умения учащихся сравнивать и обобщать; развивать память, устойчивое внимание, самостоятельное мышление, умение слушать и слышать другого человека; развивать аналитическое мышление.

Воспитательные: совершенствовать коммуникативные умения, развивать самостоятельность, умение работать в группах, проводить самопроверку и взаимопроверку; в целях решения задачи профилактики утомляемости ввести элементы игры и занимательности.

Планируемые результаты (учащиеся должны):

·         знать различия между химическими и физическими явлениями

·         знать признаки химических реакций и условия их протекания

·         знать типы химических реакций.

·         уметь записывать уравнения химических реакций

·         уметь проводить расчёты по уравнениям химических реакций

·         уметь проводить химические опыты.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Форма урока: урок-игра

УМК: О.С. Габриелян

Методы обучения: словесный, наглядный, частично-поисковый, экспериментальный.

Оборудование для учащихся: пробирки, гидроксид  натрия, гранула цинка, сульфат меди (II), соляная кислота, инструктивная карточка, листочки с заданиями.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ Бетлицкая СОШ

План-конспект открытого урока по химии

«Обобщение и систематизация знаний по теме:

«Изменения, происходящие с веществами»»

8 класс

УМК  О.С.Габриелян

                                                                         

 

Учитель химии Ткаченко И. Н.

2019г.

Технологическая карта урока

Предмет: Химия

Класс: 8 класс

Тема урока: Обобщение и систематизация знаний по теме: «Изменения, происходящие с веществами».

Цель урока: Обобщить и систематизировать знания учащихся по данной теме и подготовиться к контрольной работе.

Задачи:

Образовательные: обеспечить усвоение основных понятий, входящих в содержание темы, а именно: типах химических реакций, основных классов неорганических соединений; продолжить формирование умений обращаться с оборудованием в ходе выполнения лабораторных опытов.

Развивающие: совершенствовать умения школьников при составлении химических уравнений, при выполнении лабораторных опытов; совершенствовать умения учащихся сравнивать и обобщать; развивать память, устойчивое внимание, самостоятельное мышление, умение слушать и слышать другого человека; развивать аналитическое мышление.

Воспитательные: совершенствовать коммуникативные умения, развивать самостоятельность, умение работать в группах, проводить самопроверку и взаимопроверку; в целях решения задачи профилактики утомляемости ввести элементы игры и занимательности.

Планируемые результаты (учащиеся должны):

  • знать различия между химическими и физическими явлениями
  • знать признаки химических реакций и условия их протекания
  • знать типы химических реакций.
  • уметь записывать уравнения химических реакций
  • уметь проводить расчёты по уравнениям химических реакций
  • уметь проводить химические опыты.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Форма урока: урок-игра

УМК: О.С. Габриелян

Методы обучения: словесный, наглядный, частично-поисковый, экспериментальный.

Оборудование для учащихся: пробирки, гидроксид  натрия, гранула цинка, сульфат меди (II), соляная кислота, инструктивная карточка, листочки с заданиями.

Оборудование для учителя: презентация Power Point, мультимедийный проектор, экран, компьютер.

Приложение 1

Команда 1:

А. Плавление парафина.

Б. Кипение воды.

В. Образование инея на деревьях.

Г. Ржавление гвоздя.

Команда 2:

А. Приготовление сахарной пудры из сахара.

Б. Горение древесины.

В. Возгонка йода.

Г. Гниение растений.

Приложение 2

Команда №1 

AL+O2=AL2O3  

CaCO3=CaO+CO2  

HCL+Na2O=NaCL+H2O  

HCL+Mg= MgCL2+H2 

Команда №2  

N2O5+H2O=HNO3        

HgO=Hg+O2                                                        

Al+HCl=AlCl3+H2       

Аl(ОН)3 + H2SO4=Al2(SO4)3 + Н2О      

Приложение 3

Схема химической реакции

Реакция
обмена

Реакция
соединения

Реакция
разложения

Реакция
замещения

2Na + S = Na2S

К

Л

Е

К

2Al + 3H2SO4 = Al2(SO4)3 + 3H2

П

Ш

Ж

А

2H2O = 2H2 + O2

Р

В

В

З

Na2O + H2O = 2NaOH

Е

У

Л

И

Mg(OH)2 + 2HNO3 = Mg(NO3)2 + 2H2O

А

Б

О

Р

Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2

Н

Г

У

З

2NO + O2 = 2NO2

Я

Ь

Ф

С

2NaOH + H2SO4 =  Na2SO4 + 2H2O

Е

Д

Х

Т

Приложение 4

Инструктивная карточка для команды №1

Л. О. Прилить к раствору сульфата меди(II) небольшое количество гидроксида натрия. Что наблюдаете? Записать уравнения реакции.

Инструктивная карточка для команды №2

Л. О. К грануле цинка прилить раствор соляной кислоты. Что наблюдаете? Записать уравнения реакции.

Приложение 5

Капитан №1

Записать уравнения реакции по приведенной схеме и расставить коэффициенты.

  1. Алюминий + сера = сульфид алюминия
  2. Соляная кислота + гидроксид кальция = хлорид кальция + вода

Капитан №2

Записать уравнения реакции по приведенной схеме и расставить коэффициенты.

  1. Магний + кислород = оксид магния
  2. Оксид кальция + серная кислота = сульфат кальция + вода

Приложение 6

Какая масса магния может вступить в реакцию с раствором, содержащим 19,6 г серной кислоты? Продуктами реакции являются сульфат магния и водород.

Приложение 7

Какие массы соли и воды образуются при растворении оксида меди (II) в 300 г 9,8%-го раствора серной кислоты? 


Технологическая карта урока.

Этап урока

Продолжительность этапа

Задачи этапа

Содержание этапа

Организационный

2 минуты

Проверка подготовленности класса к уроку, организация внимания школьников;

раскрытие цели и плана урока.

Приветствие. Сегодня мы проводим последний урок по теме «Изменения, происходящие с веществами». Проверим, что вы узнали и чему научились. (Слайд 1)

Актуализация субъектного опыта учащихся

3 минуты

Обеспечить мотивацию учения, актуализировать субъектный опыт учащихся.

На этом уроке нам нужно повторить и систематизировать полученные знания и умения. Всё многообразие химических веществ возникло благодаря процессам, называемым химические реакции. Они – подлинная душа химии, её главное содержание. Невозможно, даже приблизительно, подсчитать, сколько химических реакций происходит в мире, скажем, в течение лишь одной секунды. Мы говорим, думаем, радуемся, мечтаем – и за всем этим скрываются миллионы химических реакций. Чтоб окунуться в этот удивительный мир превращений, наш сегодняшний урок пройдет в форме «Химического турнира». Для этого вы должны разделиться на две команды и выбрать капитана команды. Главной задачей каждой команды будет, насобирать как можно больше химических превращений у себя в пробирках. И в конце урока мы подведем итог.

Всесторонняя проверка знаний и умений.

7 минут

7 минут

10 минут

5 минут

7 минут

5 минут

10 минут

Глубокая и всесторонняя проверка знаний и способов действия учащихся, проверка сформированности общих учебных умений учащихся.

Это задание позволит проверить, насколько вы уяснили разницу между химическими и физическими явлениями.

При выполнении этого задания проверяются умения учащихся расставлять коэффициенты в химических уравнениях реакций.

Это задание позволит проверить на сколько вы усвоили типы химических реакции.

Проверка навыков работы с реактивами при проведении лабораторных опытов.

Проверка навыков самостоятельной работы.

Данное задание позволит проверить навыки учащихся в решении задач по уравнениям реакций.

Начнём наш урок с небольшой разминки, где вам предстоит дать устные ответы на несколько вопросов. Это задание не оценивается. (Слайд 2)

- Какие явления называют химическими?

- Чем химические явления отличаются от физических?

- Когда вещества вступают во взаимодействие друг с другом, они дают знать об этом. Назовите признаки, по которым можно определить, что произошла реакция?

- Сущность химических реакций выражается с помощью химических уравнений. Что мы называем уравнением химической реакции?

- На основе какого закона составляют химические уравнения?

- Сформулируйте закон сохранения массы вещества.

- Назовите типы реакций, на которые они делятся по числу вступивших в реакцию веществ и числу получившихся в реакции?

Задание №1 Из предложенного списка явлений выбрать те, которые относятся к физическим и те, которые относятся к химическим. Каждой команде выдается карточка с перечнем явлений. Учащимся необходимо напротив каждого явления написать физическое оно или химическое. За полностью правильно выполненное задание команда получает одну химическую реакцию. (Приложение 1) (Слайд 3)

 Ответ команды №1: Физическое – А, Б, В. Химическое - Г

Ответ  команды №2: Физическое – А, В. Химическое – Б, Г

Задание №2 Расставьте коэффициенты в уравнениях реакции. За правильно выполненное задание, дается одна химическая реакция. (Приложение 2) (Слайд 4)

Ответ команды №1: 4AL+3O2=2AL2O3      CaCO3=CaO+CO2             2HCL+Na2O=2NaCL+H2O          2HCL+Mg= MgCL2+H2 

Ответ команды №2: N2O5+H2O=2HNO3        2HgO=2Hg+O2                                                        2Al+6HCl=2AlCl3+3H2       2Аl(ОН)3 + 3H2SO4=Al2(SO4)3 + 6Н2О    

Задание №3 Определите тип каждой химической реакции. Из букв, которыми обозначены правильные ответы, вы получите фамилию французского химика, подтвердившего закон сохранения массы веществ. За правильно выполненное задание дается одна химическая реакция. (Приложение 3) (Слайд 5)

Ответ: Лавуазье

Задание №4 Учащимся предлагается провести опыт, соблюдая правила техники безопасности, пронаблюдать за изменениями, происходящими с веществами, записать уравнения реакции, определить тип этих реакций. Для этого один человек из команды приглашается к демонстрационному столу для выполнения лабораторного опыта. Для начала повторим правила техники безопасности при проведении лабораторных опытов. За правильно выполненный лабораторный опыт дается олна химическая реакция. (Слайд 6) (Приложение 4)

 (Слайд 7)

Л. О. Команды №1: CuSO4+2NaOH=Cu(OH)2+Na2SO4 

Л. О. Команды №2: Zn+2HCl=ZnCl2+H2

(Слайд 8)

Задание №5 конкурс капитанов К доске приглашаются капитаны команд. Капитанам выдаются карточки с заданиями, им необходимо решить уравнения. За правильно записанные уравнения команда получает химическую реакцию.(Приложение 5)     (Слайд 9)

Капитан 1: 2Al+3S=Al2S3    2HCl+Ca(OH)2=CaCl2+2H2O

Капитан 2: 2Mg+O2=2MgO   CaO+H2SO4=CaSO4+H2O

Задание №6 В это время, пока капитаны выполняют задания у доски, команды будут решать задачу. (Приложение 6)(Слайд 10)

Дано:                         Решение:

m(H2SO4)=19,6г       Mg+ H2SO4=MgSO4+H2

m(Mg)-?                    M(H2SO4)= 98г/моль

                                   n (H2SO4 )= 19,6/98=0,2моль

                                   n (H2SO4 )= n (Mg)= 0,2моль

                                  M(Mg)=24г/моль

                                m (Mg)= n* М=0,2моль*24 г/моль = 4,8г

Ответ: m (Mg)= 4,8г

(Приложение 7) (Слайд 11)

Дано:                 Решение:

mр-ра = 300г.     1) CuO + H2SO4 = CuSO4 + H2O

w = 9,8%          2) w = mв-ва / mр-ра * 100%

mсоли - ?             mв-ва (H2SO4 ) = w* mр-ра / 100% = 300*9,8% /100% = 29,4;

mводы - ?             М (H2SO4 ) = 2+32+64 = 98г/моль;

                          3) n (H2SO4 )= 29,4/98=0,3 моль

                           n (H2SO4 )= n(СuSO4)= 0,3 моль

                           М (CuSO4) = 64+32+64 = 160г/моль;

                           4) m (CuSO4)= n* М=0,3 моль*160г/моль=48г

                           n (H2SO4 )= n(H2O)= 0,3 моль

                           М (H2O) = 2+16 = 18 г/моль.

                          5) m (H2O)= n* М=0,3 моль*18 г/моль = 5,4г

Ответ: m (CuSO4)=48 г., m (H2O)=5,4 г.

Подведение итогов.

3 – 4 минуты

Дать качественную оценку работы отдельных учеников и класса в целом.

- Итак, подошел  концу наш химический турнир, и пришло время подвести итоги урока, узнать у какой команды больше химический реакций. Давайте подсчитаем, какая же команда лучше работала на уроке, у кого на протяжении всего урока был больше мыслительный процесс, у кого происходило больше химических превращений.

- Учитель комментирует оценки, выставленные учащимися при взаимопроверки и самопроверки.

Без химии ты глух и нем. (Слайд 12)

И шагу не шагнешь порою,
Не вырастишь хороший хлеб
И дом хороший не построишь.
Химию любить и не лениться –
Значит, понятно будет все:
Почему коптит порою примус,
На морозе сушится белье.
Жизнь вокруг себя узнаешь,
Разрешишь любой серьезный спор,
Без огня в дороге яйца сваришь
И без спичек разведешь костер.

Домашнее задание

2 минуты

Повторить параграфы 26-34. (Слайд 13) 

На следующем уроке будет контрольная работа, все задания будут аналогичны заданиям, которые мы с вами сегодня решили на уроке.

Рефлексия

3 минуты

Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего эмоционального состояния, своей деятельности, взаимодействия с учениками и учителем.

На партах у вас лежат «Светофоры», каждый цвет означает свое действие. Я буду задавать вопросы, а вы отвечать с помощью этого светофора. (Слайд 14)

  • 1) Ребята, умеете ли вы составлять химические уравнения и расставлять коэффициенты
  • 2) Умеете определять тип химической реакции
  • 3) Возникали ли у вас трудности в решении задач по химическим уравнениям
  • 4) Готовы ли вы к контрольной работе


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Итоговый урок по теме: «Изменения происходящие с веществами». Цель урока : Обобщить и систематизировать знания по данной теме.

Слайд 2

Разминка - Какие явления называют химическими? - Чем химические явления отличаются от физических? - Когда вещества вступают во взаимодействие друг с другом, они дают знать об этом. Назовите признаки, по которым можно определить, что произошла реакция? - Сущность химических реакций выражается с помощью химических уравнений. Что мы называем уравнением химической реакции? - На основе какого закона составляют химические уравнения? - Сформулируйте закон сохранения массы вещества. - Назовите типы реакций, на которые они делятся по числу вступивших в реакцию веществ и числу получившихся в реакции?

Слайд 3

Задание №1 Команда 1 : А.Плавление парафина. Б.Кипение воды. В.Образование инея на деревьях. Г.Ржавление гвоздя. Команда 2 : А.Приготовление сахарной пудры из сахара. Б.Горение древесины. В.Возгонка йода. Г.Гниение растений.

Слайд 4

Задание №2 Команда №1 Команда №2 AL + O 2 = AL 2 O 3 N 2 O 5 +H 2 O=HNO 3 CaCO 3 = CaO + CO 2 HgO=Hg+O 2 HCL + Na 2 O = NaCL + H 2 O Al+HCl=AlCl 3 +H 2 HCL+Mg= MgCL 2 +H 2 Аl(ОН) 3 +H 2 SO 4 =Al 2 (SO 4 ) 3 +H 2 O

Слайд 5

Задание №3

Слайд 7

Лабораторный опыт

Слайд 8

Инструктивная карточка для команды №1 Л. О. Прилить к раствору сульфата меди( II ) небольшое количество гидроксида натрия. Что наблюдаете? Записать уравнения реакции. Инструктивная карточка для команды №2 Л. О. К грануле цинка прилить раствор соляной кислоты. Что наблюдаете? Записать уравнения реакции.

Слайд 9

Конкурс капитанов

Слайд 10

Задача Какая масса магния может вступить в реакцию с раствором, содержащим 19,6 г серной кислоты? Продуктами реакции являются сульфат магния и водород.

Слайд 11

Задача Какие массы соли и воды образуются при растворении оксида меди (II) в 300 г 9,8%-го раствора серной кислоты?

Слайд 12

Без химии ты глух и нем. И шагу не шагнешь порою, Не вырастишь хороший хлеб И дом хороший не построишь. Химию любить и не лениться – Значит, понятно будет все: Почему коптит порою примус, На морозе сушится белье. Жизнь вокруг себя узнаешь, Разрешишь любой серьезный спор, Без огня в дороге яйца сваришь И без спичек разведешь костер.

Слайд 13

Домашнее задание Повторить параграф 26-34

Слайд 14

Рефлексия красный свет-стоп, значит вам непонятно и хотите остановится на теме, учить (Нет) Желтый свет- приготовится, значит нужно вспомнить и повторить (Почти да) Зеленый свет- путь к знаниям открыт, значит можно смело переходить к следующей теме (Да)

Слайд 15

Спасибо за хорошую работу на уроке!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок физики в 8 классе по теме: «Обобщение и систематизация знаний по теме «Тепловые явления».

. «Обобщение и систематизация знаний по теме «Тепловые явления» - это 24 урок к главе «Тепловые яв¬ления». Пройдены темы: «Температура», «Внутренняя энергия», «Виды теплообмена», «Закон сохранения в...

Конспект урока по химии 8 класс. Смотр знаний по теме: "Изменения, происходящие с веществами"

Документ содержит технологическую карту урока и описывает деятельность учителя и учащихся во время занятия...

Урок русского языка в 7 классе по теме « Обобщение и систематизация знаний по теме « Деепричастие»

Данный урок рассчитан на 45 минут и является заключительным уроком обобщения и закрепления материала при изучении темы «Деепричастия» в 7 классе.Структура урока соотвеПоставлены реальные цели образова...

Урок в 8 классе на тему: "Обобщение и систематизация знаний по теме "Вода.Растворы.Основания."

Представляю подробный конспект урока.Технологическую карту для учеников,информационную карту учителя,содержание всех заданий с ответами,тексты бриффинга. Презентацию урока прилагаю,..Имею самоанализ э...

Урок русского языка в 5 классе по теме "Обобщение и систематизация знаний по теме "Фонетика"

Конспект урока русского языка Тема: Обобщение и систематизация знаний по теме «Фонетика»Тип урока: урок повторения и обобщения изученного (практикум).Цели урока: организовать деятельность учащихс...

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Обобщение и систематизация знаний по теме "Морфемика"

Предлагается методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Обобщение и систематизация знаний по теме "Морфемика"...