Главные вкладки

    Урок в 8 классе на тему: "Обобщение и систематизация знаний по теме "Вода.Растворы.Основания."
    план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

    Корольченко Ольга Александровна

    Представляю подробный конспект урока.Технологическую карту для учеников,информационную карту учителя,содержание всех заданий с ответами,тексты бриффинга. Презентацию урока прилагаю,..Имею самоанализ этого урока.Если кого заинтересует как я даю самоанализ своих уроков,покажу на примере этого урока.С уважением Корольченко Ольга Александровна.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Обобщение и систематизация знаний по теме:

    «Вода. Растворы. Основания»

    Структура урока.

    1. Мотивация. Постановка целей и задач урока.

    Мы живём словно на пороховой бочке, бомба замедленного действия - ВОДА. Задача каждого из нас сделать так, чтобы эта бомба никогда не взорвалась, а для этого мы должны беречь воду и охранять её от загрязнений.

    Цели урока:

    1. Обобщить и систематизировать знания по теме «Вода. Растворы. Основания»
    2. Активизировать познавательную активность и мышление учащихся.
    3. Сформировать гражданскую позицию, воспитывать гуманизм на примере решения одной из глобальных проблем человечества.

    Задачи урока:

    1. Помочь учащимся привести знания по теме в систему.
    2. Развивать способность к рефлексии.
    3. Совместное решение вопросов.
    1. Брифинг.
    1. Краткие сведения о воде.
    2. Состояние воды в реке Сукромка г. Мытищи.
    1. Экспресс-контроль готовности учащихся к уроку.
    1. Работа по определениям.
    2. Игра «Третий лишний».
    1. Объединение элементов в общее.
    1. Заполнение схемы, иллюстрирующей химические свойства воды.
    2. Выполнение лабораторного опыта.
    3. Задание учащимся, вспомнить формулировку и написать

    Общее формируется вследствие самостоятельной работы учащихся, а также вследствие совместной работы с учителем.

    1. Практическое применение достигнутого результата при решении задач 3-х уровней сложности и выполнении упражнений 3-х уровней сложности (уровень выбирают сами ученики).

    Самоконтроль и взаимоконтроль.

    1. Подведение итогов урока.
    2. Домашнее задание.

    1. Всем необходимо подготовить к следующему уроку сообщение о том очищаете ли вы дома дополнительно воду, а если да, то как.

       2. Задания по группам. Подготовить сообщение о том, как уменьшить содержание в питьевой воде:

    1. ионов
    2. ионов
    3. ионов
    4. нефтепродуктов.

    Рекомендуемая литература.

    1. Лурьев Ю.Ю., Рыбников Н.И. «Химический анализ производственных сточных вод» - М. Химия, 1974 год.
    2. Рамад Ф.А. «Основы прикладной экологии» - Л. Гидро- метеоиздат, 1981г.
    3. Родионов А.И., Клушин В.Н., Горочешников Н.С. «Техника окружающей среды» - М. Химия,1989г.
    4. «Химические основы экологии». Шустов С.Б., Шустова Л.В., Москва, Просвещение, 1995 год.
    1. Подведение итогов урока.

                Содержание брифинга. Краткие сведения о воде.

    1. Географ. Вода – самое распространённое вещество на нашей планете. Посмотрите на глобус: ¾ части земного шара покрыты водой.
    2. Физик. Вода – единственное вещество, которое существует в природе в 3-х агрегатных состояниях.
    3. Биолог-статист. Нормальное содержание воды в теле человека – 65%. Вопрос к классу. Сколько воды содержится в теле человека массой:
    1. 100 кг (ответ 65 кг)
    2. 200 кг (ответ 130 кг)
    1. Химик-эколог. Вода универсальный растворитель. Она растворяет многие газообразные, жидкие и твердые вещества. Например газированная вода, раствор уксусной кислоты, раствор сахара. Но не все водные растворы полезны для человека. Так, дождевая вода, растворяя содержащиеся в воздухе оксиды серы, азота, выпадает на землю кислотными дождями, принося вред всему живому.
    2. Литератор. Я прочитаю отрывок. Юрий Томилин. Карусель над городом. «На вид это была вполне невинная речка. Ещё не так давно в ней водились окуни и плотва и даже раки, которые как известно любят чистую воду. Но несколько лет назад фабрика игрушек начисто перевела в ней всякую живность. Дольше всех, говорят, продержалась старая щука. Но и она, не выдержав, сплыла вниз по течению и ушла в другую речку, где погибла от тоски и одиночеств: у этой щуки была красная голова, зеленое брюхо, синий хвост, и другие щуки не хотели с ней разговаривать.

    На мой взгляд этот отрывок заставляет нас задумываться вот о чём: несмотря на то, что воды на Земле очень много, её в то же время очень мало. Почему много понятно: океаны, моря реки, ледники, дожди… А вот почему мало? Потому, что в процессе производства и жизнедеятельности человечество загрязняет воды больше, чем очищает; потому что большая часть земной коры и не вода вовсе, а растворы содержащие подчас вредные вещества.

    1. Биолог-эколог. Для обеззараживания воды применяют хлор и озон. В некоторых случаях используют химико-биологическую очистку воды. Отстойники заменяют хлореллой. Это одноклеточное растение, быстро размножаясь, поглощает из воды углекислый газ и некоторые вредные вещества. В результате вода очищается, а хлореллу используют в качестве корма для скота.

    Наглядные пособия.

    1. Глобус

    Т.Э.О.

    1. Мультимедийная установка

    На столах у учеников.

    1. Раствор гидроксида натрия.
    2. Раствор соляной кислоты.
    3. Вода.
    4. Индикатор универсальный.
    5. Технологическая карта.
    6. Карточка с заданиями 3-х уровней сложности.
    7. Планируемый результат обучения.
    8. Анализ таблицы состояния воды в реке Сукромка за ноябрь 2013г и ноябрь 2014г, г. Мытищи.
    9. Таблица растворимости.
    10. Электрохимический ряд напряжений металлов.

    Информационная карта урока:

    Обобщение и систематизация знаний по теме «Вода. Растворы. Основания».

    № У.Э.

    Что нужно знать и уметь.

    Вопросы и задания.

    Рекомендации учителя.

    У.Э.0

    Организационный момент

    У.Э.1

    Краткие сведения о воде

    Общие сведения о воде. Способы обеззараживания воды.

    Брифинг. Выступления учащихся. Работа учащихся с анализом состояния воды в реке Сукромка в ноябре 2013г и 2014г.

    Воспользуйтесь сведениями, изложенными выступающими.

    У.Э.2

    Экспресс контроль готовности учащихся к уроку.

    Знать определения оксидов, оснований, кислот, солей. Определить принадлежность вещества к определенному классу веществ. Давать названия оксидам, кислотам, солям.

    Закончите определения оксидов, оснований, кислоты, солей.

    Игра «Третий лишний». Из предложенных веществ найдите лишнее вещество для оставшихся веществ определите класс, дайте название всем веществам.

    Постарайтесь вспомнить определения оксидов, оснований, кислот, солей, их признаки различия, как давать названия. Проведем совместную коррекцию проделанной вами работы.

    У.Э.3

    Обобщение знаний о хими- ческих свойствах воды, способах получения щелочей

    Знать химические свойства воды, способы получения щелочи. Как изменяют окраску индикаторы в кислой, щелочной, нейтральной среде (на примере лакмуса).

    В схеме отражающей химические свойства воды вместо … вставьте нужные формулы, закончите фразы если …

    Выделите в заполненной схеме способы получения щелочей в лаборатории.

    Давайте вместе сверим полученные вами результаты работы.

    Проделайте лабораторный опыт, определите в пробирке, под каким номером находится вода.

    Аргументируйте результаты эксперимента.

    У.Э.4

    Знать формулу для расчёта массовой доли растворённого вещества в растворе.

    Вспомните формулу для расчёта массовой доли растворенного вещества в растворе, из чего состоит раствор.

    Сверим результаты работы.

    У.Э.5

    Уметь составлять уравнения химических реакций с участием воды.

    Выберите себе задания по силам, выполняйте его. Обменяйтесь работами проведите взаимоконтроль, выставите оценку друг другу. Верните работы друг другу.

    Правильность выполнения задания посмотри на экране.

    У.Э.6

    Уметь решать задачи с использованием формулы

    Выберите себе задание по силам, решите выбранную задачу. Учащиеся, выбравшие I уровень, проводят самоконтроль. Учащиеся, выбравшие II и III уровень, проводят взаимоконтроль.

    Правильность выполнения задания посмотрите на экране.

    У.Э.7

    Уметь по краткой записи условия задачи составлять текст задачи, предлагать план решения и решения задачи.

    Постарайтесь по предложенной краткой записи условия задачи составлять текст задачи, предположите свой план решения и решения задачи.

    Все вместе скорректируем полученные ответы учащихся.

    Х.Э.

    Обычное химические состояние.

    Степень Токсичности.

    Токсические эффекты.

    Источник поступления в воду.

    Mn

    Низкая

    В высоких локальных концентрациях разрушает ЦНС.

    Промышленный отходы, горнодобывающая промышленность, рудные воды.

    Cu

    Низкая – средняя

    Избыток в пище приводит к болезни Вильсона, нарушению деятельности печени.

    Рудники, медные трубы, металлические покрытия.

    Fe

    Низкая

    Избыток повышает восприимчивость к инфекциям

    Минеральные источники, металлолом


    Технологическая карта.

    Обобщение и систематизация знаний по теме

    «Вода. Растворы. Основания»

    1. Закончите следующие определения

    Оксиды – это сложные вещества, состоящие из …

    Кислоты – это сложные вещества, состоящие из …

    Основания – это сложные вещества, состоящие из …

    Соли – это сложные вещества, состоящие из …

    1. Игра «Третий лишний»

    Зачеркните вещество, для 2-х оставшихся веществ укажите класс веществ, к которому они относятся. Дайте названия всем веществам.

    I вариант

    II вариант

    1. Химические свойства воды.

    …+…

    …+…

    … (если …

    … (если …

     Приведите пример

    …+…

    Дополнительные сведения о химических свойствах воды.

    Лабораторный опыт

    Выданы под номерами раствор гидроксида натрия, соляная кислота, вода. Определите под каким номером находится вода. Объясните результат эксперимента.

    1. Запишите формулу для расчета массовой доли растворённого вещества.

    Задания III уровней сложности.

    Химические свойства воды.

    *

    Закончите уравнения реакций. Назовите продукты реакций.

    Задачи

    I в.

    II в.

    I в.

    *

    Сколько граммов йода и спирта надо взять для приготовления 50г 10% раствора йодной настойки

    Самоконтроль:

    II в.

    *

    До1968 школьные золотые медали были 375 пробы (37,5% золота). Определите массу золота в медали массой 5,8г.

    Самоконтроль:

    **

    Даны схемы реакций:

    **

    К 200г раствора соли с массовой долей соли 15% добавили 100г воды. Массовая доля соли в полученном растворе:

    а) 1%  б) 10%  в)43%

    Приведите решение задачи.

    **

    К 200 г раствора соли с массовой долей 15% добавили 50 г соли. Массовая доля соли в растворе составила:

    а) 32%  б) 3,2%       в) 12%

    Приведите решение задачи.

    I в.

    II в.

    Запишите уравнение реакций. Назовите продукты реакций

    ***

    I в.

    Какие из перечисленных веществ будут реагировать с водой: ? Дайте обоснованный ответ. Запишите уравнения реакций, назовите продукты реакций. Какие из уравнений реакций отражают способы получения щелочей?

    II в.

    Какие из перечисленных веществ будут реагировать с водой:  Дайте обоснованный ответ. Запишите уравнения реакций, назовите продукты реакций. Какие из уравнений реакций отражают способы получения щелочей?

    ***

    К 100 г 20% раствора сульфата меди(II) добавили 50г медного купороса . Массовая доля сульфата меди(II) в полученном растворе:

    а) 34,7%  б) 13,3%      в) 0,047%

    Приведите решение задачи.

    ***

    К 100г 10% раствора сульфата железа(II) добавили 27,8г железного купороса . Массовая доля сульфата железа(II) в полученном растворе:

    а) 19,7% б)1,9%       в) 11,9 %

    Приведите решение задачи.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок физики в 8 классе по теме: «Обобщение и систематизация знаний по теме «Тепловые явления».

    . «Обобщение и систематизация знаний по теме «Тепловые явления» - это 24 урок к главе «Тепловые яв¬ления». Пройдены темы: «Температура», «Внутренняя энергия», «Виды теплообмена», «Закон сохранения в...

    Технологическая карта урока химии в 9 классе по теме: "Обобщение и систематизация знаний по теме «Азот и фосфор» (учебник Рудзитиса Г.Е., Фельдмана Ф.Г.)

    Размещена технологическая карта обобщающего урока химии по теме "Азот и фосфор", отражающая элементы содержания образования, межпредметные связи, основные средства обучения, планируемые (предметные и ...

    Урок русского языка в 7 классе по теме « Обобщение и систематизация знаний по теме « Деепричастие»

    Данный урок рассчитан на 45 минут и является заключительным уроком обобщения и закрепления материала при изучении темы «Деепричастия» в 7 классе.Структура урока соотвеПоставлены реальные цели образова...

    Урок русского языка в 5 классе по теме "Обобщение и систематизация знаний по теме "Фонетика"

    Конспект урока русского языка Тема: Обобщение и систематизация знаний по теме «Фонетика»Тип урока: урок повторения и обобщения изученного (практикум).Цели урока: организовать деятельность учащихс...

    Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Обобщение и систематизация знаний по теме "Морфемика"

    Предлагается методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Обобщение и систематизация знаний по теме "Морфемика"...

    План урока химия 8 класс по теме: "Обобщение и систематизация знаний по теме: "Изменения, происходящие с веществами" "

    Предмет: ХимияКласс: 8 классТема урока: Обобщение и систематизация знаний по теме: «Изменения, происходящие с веществами».Цель урока: Обобщить и систематизировать знания учащихся по данной...