Главные вкладки

    Урок русского языка в 7 классе по теме « Обобщение и систематизация знаний по теме « Деепричастие»
    план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

    Аминова Тохтахан Шабаналиевна

    Данный урок рассчитан на 45 минут и является заключительным уроком обобщения и закрепления материала при изучении темы «Деепричастия» в 7 классе.

    Структура урока соотвеПоставлены реальные цели образовательного, развивающего и воспитательного аспектов. Цели данного урока соответствуют стандартным требованиям программы и связаны с предыдущими учебными занятиями.

    Структура урока соответствует типу урока и его дидактическим задачам. Основным этапом является этап закрепления изученного материала. При закреплении использованы материалы, активизирующие познавательную активность  школьников.тствует типу урока и его дидактическим задачам. Основным этапом является этап закрепления изученного материала. При закреплении использованы материалы, активизирующие познавательную активность  школьников.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok.doc111.5 КБ

    Предварительный просмотр:

                                     Муниципальное казенное

                                                   общеобразовательное учреждение

                                                                   средняя общеобразовательная школа №16

    Ипатовского района Ставропольского края

                                                      Аминова Тохтахан Шабаналиевна

                                                          учитель русского языка и литературы

    Пояснительная записка

     Работа представлена по филологическому направлению.

    Урок русского языка в 7 классе по теме

    « Обобщение и систематизация знаний по теме « Деепричастие»

    Учебное занятие проводилось в 7 классе.

     В данном  классе обучается 19 учеников: 8 мальчиков и 11 девочек. Возраст 12-13 лет. В классе трое ребят из многодетных семей, трое  из неполных семей. В классе нет ребят с хроническими болезнями, все ученики относятся к основной группе здоровья. Все эти обстоятельства могут свидетельствовать о том, что класс ведет активный образ жизни, ученики всегда ставят перед собой цели, которых непременно достигают.  К моменту написания психолого-педагогической характеристики можно сказать, что коллектив класса достиг среднего уровня развития.

     Процент качества по русскому языку в данном 52 %: из 19 учащихся «5 и 4» по предмету имеют 10 человек, таким образом,  уровень качества знаний в 7 классе средний. Ребята очень активные, эмоциональные, с удовольствием участвуют в учебных и внешкольных мероприятиях. Являются призерами олимпиад по русскому языку разного уровня.

    Преподавание русского языка ведется по учебнику авторов М.Т. Баранова, Т.А.Ладыженской.

    Программа общеобразовательных учреждений по русскому языку для 5–9 классов / авторы М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский (М.: Просвещение, 2006)

    Учебник: Русский язык. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М. Т. Баранов [и др.] ; науч. ред. Н. М. Шанский. – М. : Просвещение, 2010.

    Количество часов по учебному плану 140, общее количество часов в неделю -4.

    Данный урок рассчитан на 45 минут и является заключительным уроком обобщения и закрепления материала при изучении темы «Деепричастия» в 7 классе.

    Тип урока: урок-практикум.

    Вид урока: смешанный (комбинированный) с применением ИКТ.

    Оборудование: интерактивная доска, компьютер, медиапроектор, «Словарь русского языка» С.И. Ожегова, раздаточный материал.

    Поставлены реальные цели образовательного, развивающего и воспитательного аспектов. Цели данного урока соответствуют стандартным требованиям программы и связаны с предыдущими учебными занятиями.

    Структура урока соответствует типу урока и его дидактическим задачам. Основным этапом является этап закрепления изученного материала. При закреплении использованы материалы, активизирующие познавательную активность  школьников.

    На уроке были использованы следующие методы обучения:

    1. по виду источника информации:

    - словесные (объяснение, беседа с учащимися);

    - наглядные (демонстрация презентации обучающего курса);

    - практические (работа в тетради)

    1. по виду учебной деятельности:

      - проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем).

    На уроке использовались информационные компьютерные средства для активизации познавательной активности, повышения качества образования учащихся. Были применены следующие формы познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, которые в ходе урока сменяли друг друга.

    На данном занятии использовались технологии:

    -  здоровьесберегающие технологии

    - технологии коллективного сотрудничества

    - технологии личностно-ориентированного образования

    - компьютерные технологии.

    Соблюдены были структурные компоненты урока:

    1. Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку.

    2. Устный опрос (повторение теоретического материала).

    3. Объяснение нового материала.

    4. Закрепление знаний, умений и навыков учащихся.

    5. Подведение итогов урока, рефлексия (итоги были подведены самими учениками), оценки учащимся выставлены.

    6. Дано домашнее задание.


    Я считаю, что для работы был создан нужный психологический микроклимат, характер общения с учащимися оцениваю как доброжелательный.
    В ходе урока дети закрепляли практические  умения находить деепричастия и деепричастные обороты, ставить знаки препинания при них; совершенствовали  навыки  конструирования предложений с деепричастными оборотами; развивали  навыки связной монологической речи.

    Время, отведенное на все этапы урока, было рационально распределено. Поддерживался высокий темп работы учащихся.

    Считаю поставленные задачи решенными, достигнутыми, что доказывает активность детей на уроке, общая  психологическая атмосфера урока.

    Тема урока:

     «Обобщение и систематизация знаний по теме «Деепричастие»» 7 класс.

    Цели урока:

    Образовательные:

    -обобщить и систематизировать сведения учащихся о деепричастии;

    -совершенствовать навыки постановки знаков препинания при деепричастии и деепричастных оборотах;

    -отработать умение правильно использовать деепричастия в речи.

    Воспитательные:

    -воспитывать чувство товарищества и коллективизма, умение работать в парах и группе;

    -воспитывать чувство прекрасного, бережное отношение к природе;

    - создание эмоционального настроя через различные педагогические технологии;

    - продолжить воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнению других людей;

    - продолжить воспитание патриотизма.

    Развивающие:

    -развивать у учащихся познавательные способности - речь, мышление, внимание, воображение, восприятие;

    -развивать умение анализировать, классифицировать, обобщать; 

    Планируемый результат.

    Предметные:

    - знать морфологические и синтаксические признаки деепричастий, орфограмму «НЕ с деепричастиями», правило постановки знаков препинания при одиночном деепричастии и деепричастном обороте;

    - уметь находить деепричастия, определять вид, образовывать деепричастия от глаголов, правильно выделять деепричастия и деепричастные обороты на письме, конструировать предложения с деепричастными оборотами.

    Личностные:

    - уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивации учебной деятельности;

    Метапредметные:

    - уметь оценивать результаты деятельности (своей-чужой), анализировать свою работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (регулятивные УУД)

    - уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями (познавательные УУД)

    - уметь определять цель учебной деятельности, ставить задачи, планировать действия, формулировать собственное мнение и позицию, с точностью выражать свои мысли (коммуникативные УУД)

    Тип урока: Урок-практикум

     Межпредметные связи: русский язык и литература.

    Оборудование:  интерактивная доска, компьютер, медиапроектор, «Словарь русского языка» С.И. Ожегова, раздаточный материал.

    Ресурсы

    Основные - Учебник: Русский язык. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М. Т. Баранов [и др.] ; науч. ред. Н. М. Шанский. – М. : Просвещение, 2010.

    Дополнительные – распечатанные разноуровневые задания, листы самоконтроля, презентация к уроку.


    Ход урока

    I. Организационный момент.
    - Здравствуйте, ребята! Посмотрите, какое ясное солнышко за окном, как природа радуется ему. Улыбнитесь друг другу, пусть урок пройдет организованно, весело, с пользой. Удачи вам, новых знаний

    Эпиграфом к сегодняшнему уроку станут слова русского лингвиста Розенталя.

    Слайд 1

    «Деепричастия и деепричастные обороты являются принадлежностью в основном книжной речи. Несомненное их преимущество… заключается в их краткости и динамичности. Им присуща также большая выразительность».                    

                                                                                                                     Д.Э.Розенталь                

    - Ребята, какой большой раздел мы с вами изучали на предыдущих уроках?

    - Да, правильно. Какова же тема нашего сегодня урока?

    - Совершенно верно. Тема урока: «Обобщение по теме «Деепричастие».

    - Откройте тетради, запишите число и тему нашего урока.

    Слайд 2.  

    II Целеполагание.

    - Ребята, а как вы думаете, мы должны сегодня повторить по этой теме?

    Знать

    Уметь

    1. Определение деепричастия

    2. Правила постановки знаков препинания при деепричастном обороте.

    3. Правописание не с глагольными формами.

    1. Ставить знаки препинания в предложении с деепричастным оборотом.

    2. Объяснять не с глагольными формами.

    3. Отличать причастный и деепричастный обороты.

    4. Использовать в речи деепричастие.

    5. Исправлять грамматические ошибки

    при употреблении деепричастного оборота.

    - Мы сегодня вспомним все орфограммы, с которыми связана часть речи – «Деепричастие».

    - У каждого из вас есть лист самоанализа, который вы должны будете заполнить в ходе урока.

    Помните: кружок необходимо закрасить соответствующим цветом:

    Зелёный - я не допустил(а) ошибок;

    Жёлтый - я недостаточно владею материалом, нуждаюсь в повторении;

    Красный - правил не знаю, затрудняюсь в выполнении практических заданий.

    Дома, пользуясь листом самоанализа, вы проведёте работу по устранению недочётов, при необходимости повторите теоретические сведения.

    Слайд 3

    III Работа по теме урока

    1.Фронтальный опрос.

    Игра «Согласен – не согласен» (если согласны – показывают красный кружок, если не согласны – зеленый)

    1. Деепричастие – это неизменяемая форма глагола, обозначающая признак по действию.

    2. Деепричастие объединяет признаки глагола и наречия.

    3.В предложении деепричастие зависит от подлежащего.

    4.Деепричастие отвечает на вопросы: что делать? Что сделать?

    5.В предложении деепричастие является обстоятельством?

    6.Деепричастие образуется от наречий.

    7.Суффиксы деепричастий: -ущ- (-ющ-), -ащ- (-ящ-), -вш-, -нн-, -ем-.

    8.Деепричастия не изменяются.

    9.Деепричастие имеет следующие признаки глагола: время, лицо, число.

    10.Деепричастие  может иметь полную и краткую форму.

    11.У деепричастий нет зависимых слов.

    12.Обстоятельства, выраженные одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами, всегда выделяются на письме запятыми.

    - Оцените себя

    Слайд 4

    2. Графическая разминка.

    -В эпиграфе урока прозвучали слова о том, что деепричастным оборотам присуща также большая выразительность.

    -Вспомните строки великих  русских поэтов, восстановите их, назовите автора и произведение.

                 

    1. «Под голубыми небесами, великолепными коврами / блестя на солнце, снег лежит» /  (А.С.Пушкин «Зимнее утро»)
    2. «Раз царевна молодая, милых братьев … / поджидая, пряла, сидя у окна» / (А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне»)
    3. «Кто штык точил, / ворча сердито, кусая длинный ус» / (Ю.М.Лермонтов «Бородино»)
    4. «Свинья под дубом вековым наелась желудей досыта, до отвала…/ наевшись, выспалась под ним». /  (И.А.Крылов «Свинья под дубом»)
    5. «Волк ночью… / думая залезть в овчарню, попал на псарню» / (И.А.Крылов «Волк на псарне»)

    - Что использовали поэты для создания динамичности в своих стихах? Назовите деепричастные обороты.

    - Составьте схемы.

    Взаимопроверка.

     [  , /-.-/,  ─ = ].

    [ ─, /-.-/, =, /-.-/  ].

    [ ─ =, /-.-/,   /-.-/   ].

    [─ = ,/-.-/   ].

    [─,/-.-/,  =    ]

    0 ошибок – «5»

    1 ошибка – «4»

    2- ошибки – «3»

    3- ошибки – «2»

    Слайд 5

    3. “Найди пару”

    - Ребята у вас на партах в конверте находятся «рассыпанные пословицы», ваша задача собрать их. Работаем в парах, помогаем друг другу.

     

    …, по волосам не плачут

    Снявши голову, …

    …, не умоешься

    Не замочив рук, …

    Что имеем, не храним, …

    …, потерявши, плачем.

    …, не всегда брани дорогу

    Спотыкаясь,…

    …, не суйся в воду

    Не зная броду, …

    Пирога ждать,…

    …, не евши, спать

    - Проверьте, правильно ли вы справились с задачей?

    - Запишите понравившуюся пословицу, выделите деепричастие, укажите его вид.

    - Как же образуются деепричастия несовершенного вида?  Совершенного вида?

    - Определите вид причастия (работаем устно)

    Расплетая, остановившись, увлекая, скользя, замерев, разгораясь, положив, запивая, подстелив, увидев.

    - Молодцы.

    Минутка здоровья (танцевальная физминутка на расслабление мышц)

    Слайд 6

    4. Работа с текстом.

             (1)Я долго шёл по ельнику стараясь (не)нарушить безмолвия и покоя.

    (2) Единственный музыкант работающий без устали дли(н,нн)ым языком доставал засевших в древесин... личинок. (3) Я спрятался за куст любуясь работой. (4) Дятел недоумевая покосился на меня и продолжил работать.

    - Ребята, а теперь представим, что мы оказались с вами в лесу.

    - Как вы себя чувствуете, находясь в лесу? Что ощущаете? Как нужно вести себя в лесу?

    -Прочитайте текст. Найдите в тексте деепричастия, назовите их.

    -Какой темой объединены все предложения?

    - Какую роль выполняют деепричастия в тексте? (устно)

    -Спишите, расставляя недостающие знаки препинания (слабые ученики списывают только 3,4 предложения).

    - Произведите синтаксический разбор 4 предложения ( у доски работает 1 ученик)

    -Оцените себя.

    Слайд 6

    5.  Разноуровневая работа.

    - Теперь я предлагаю вам проверить свои знания по теме “Не с деепричастиями”.  Выберите себе задание по уровню сложности сами.

    Карточки с заданиями.

    Уровень А (низкий уровень) – белый цвет

    Уровень В (средний уровень) – желтый цвет  

    Уровень С (повышенной сложности)  - голубой цвет

    - Оцените себя.

    Минутка здоровья (снятие напряжения с глаз)

    Слайд 7

    6. Игра «Редактор»

    - А сейчас я каждому из вас предлагаю побыть в роли редактора.

    - Что означает это слово? (Тот, кто обрабатывает и готовит текст к печати или оформляет издание.)

    - Иногда при употреблении деепричастий и деепричастных оборотов ребята совершают ошибки.

    -Перед вами предложение. Исследуйте его. Объясните в чем ошибка? 

    Сидя у иллюминатора,  был слышен крик чаек.

    -Исправьте её.

    Слайд 8

    - Измените предложения, запишите правильные варианты.

    1. Один раз увидев  Байкал, навсегда сохранятся в  памяти прекрасные картины этого озера.

    2. Неукротимая стихия, бушуя и сокрушив все на своем пути, устремляется вдаль.

    - Объясните, что нужно помнить, чтобы не допускать таких ошибок? (О едином действующем лице и предмете. И глагол, и деепричастие относятся к одному лицу.)

    - Будьте внимательны и избегайте подобных ошибок!

    Слайд 9

    7. Актуализация знаний.

    - А теперь я предлагаю вам перенестись на корабль. Кто самый главный человек на корабле? (капитан)

    - Я предлагаю сегодня побыть в роли капитана….

    - А кто помогает капитану? (боцман)

    - Попрошу в роли боцмана сегодня побыть ….

    - Итак, перед вами два предложения. Сравните их. Спишите, правильно расставив знаки препинания (2 человека работают у доски),

    1-е предложение – капитан

    2-е предложение – боцман

    Все остальные  - матросы – работают самостоятельно в тетрадях.

    1.Кок ловко месил тесто засучив рукава куртки.

    2.Матросы работали засучив рукава.

    -В каком предложении не поставили запятые? Почему?

    -Фразеологический оборот с деепричастием запятыми не выделяется.

    -Дело в том, что фразеологический оборот – особая единица языка. Его смысл не выводится из значений слов, которые его составляют. Работать засучив рукава – это значит работать хорошо. Деепричастие, входящее в состав фразеологического оборота, теряет свою силу как часть речи и не обособляется.

     Слайд 10

    8. Самостоятельная работа. Тест.

    Взаимопроверка (ключ на доске)

    - Перед вами тест. В каждом задании выберите только один правильный ответ.

    1. Деепричастие – это:

    А) особая форма глагола, обозначающая признак предмета по действию;

    Б) особая форма глагола, обозначающая добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом.

    2. В деепричастии совмещаются признаки:

    А) глагола и наречия;

    Б) глагола и прилагательного.

    3. Деепричастие может быть:

    А) полной и краткой формы;

    Б) совершенного и несовершенного вида;

    В) I и II спряжения.

    4. Деепричастие изменяется:

    А) по лицам и числам;

    Б) по родам, падежам, числам;

    В) не изменяется.

    5. В предложении деепричастие является:

    А) подлежащим;

    Б) сказуемым;

    В) определением;

    Г) дополнением;

    Д) обстоятельством.

    6. Деепричастный оборот- это:

    А) деепричастие и глагол, к которому оно относится;

    Б) деепричастие вместе с зависимыми от него словами.

    7. Не с деепричастиями пишется:

    А) слитно;

    Б) раздельно.

    8. Деепричастия несовершенного вида образуются:

    А)  от основы неопределённой формы глагола путём прибавления суффиксов –в-, -вши;

    Б)  от основы настоящего времени глагола путём прибавления суффикса –а-(-я);

    В) путём прибавления суффикса –а-(-я);

    Г) путём прибавления суффиксов –в-, -вши-, -ти-.  

    Ключ: 1. Б), 2. А), 3. Б), 4. В) 5. Д), 6. Б) 7. Б) 8. Б)

    Оценка
    “5”
    “4”
    “3”
    “2”

    Ошибки
    0
     1–2
    3– 4
    более 4-х

    - Проверьте друг у друга  тесты, поставьте оценки. Оцените себя.

    IV Подведение итогов урока. Обобщающее слово учителя.

    - Сегодня мы постарались вспомнить все о деепричастии.

    -Что вам понравилось, запомнилось на уроке?

    -Что нового вы узнали на уроке?

    -Что из пройденного материала удалось усвоить лучше всего?

    -Какие из тем вы бы хотели еще повторить?

    - Какова роль деепричастий и деепричастных оборотов в устной и письменной речи?

    (Употребление деепричастий делает речь более точной, динамичной и выразительной, дорисовывая основное действие).

    - Посмотрите на свои оценочные листы, проанализируйте их.

    -Какую оценку за урок вы бы поставили себе и почему?

    V Итоговая рефлексия.

    - Ребята,  проанализировав сейчас свои умения, вы имеете дома возможность устранить пробелы в ваших знаниях, продолжить дома  подготовку к контрольной работе. Надеюсь, что вам было комфортно работать сегодня на уроке, и вы  получили удовлетворение от результативности урока.

    - Отражая своё самочувствие в конце урока, отметьте ваше настроение.

      Смайлики.

    Выставление оценок.

    VI  Домашнее задание.

    1) Повышенной сложности: составьте кроссворд на тему «Деепричастие»

    2) Средний уровень : Игра «4-й лишний».

    Составить 4 ряда слов, в каждом из которых будет лишним одно слово. Например, играть, запасаясь,  бежать, слушать.

    3) Низкий уровень : по учебнику Баранова за 7 кл. – упр. 136.

    Дети сами выбирают себе задание на дом.

    - Спасибо всем за работу.

    Приложение 1.

    Лист самоанализа.

    Зелёный - я не допустил(а) ошибок

    Жёлтый – я недостаточно владею материалом, нуждаюсь в повторении

    Красный- правил не знаю, затрудняюсь в выполнении практических задач

    ОЦЕНИТЕ

                   знание определений и правил по теме "Деепричастие".

             

                 умение находить деепричастия и деепричастные обороты в тексте, составлять схемы.

                 

                 умение определять вид деепричастия.

                 умение ставить знаки при деепричастном обороте.

                 знание правописания орфограммы НЕ с деепричастиями

         

                  умение находить грамматические ошибки при употреблении в речи,

                 умение исправлять их

                 

                  самостоятельная работа (тест)

                 

                 

    Приложение 2.  

                 

     Уровень А (низкий)

    Отметьте слитные написания

    1.(не)продумав,

     2.(не)чувствуя, 

    3. (не)доумевая,

    4.(не)навидя , 

     5.(не)зная ,

     6.(не)пропуская,

    7.(не)взлюбив,

    8.(не)услышав,

    9.(не)пропуская

    10. (не)взирая

     (Ключ: 3,4,7,10)

    Уровень В (средний)

    Отметьте слитные написания

    1.(не)умолкающий шепот

    2.(не)удержавшиеся на ветках

    3.(не)проницаемая стена

    4.ничему (не)радуясь

     5.(не)теплая, а холодная

    6.очень (не)приветливые

    7.(не)рассчитывая

    8.(не)знающая тепла

    9.(не)изъяснимое волнение

    10.ждать с (не)терпением

    11.(не)утолимая печаль

    12.(не)замечая

    13.(не)навидя

    14.(не)возвратимая пора

    (Ключ: 1,3,9,10,11)

     

    Уровень С (повышенный)

    Отметьте слитные написания

    1.(не)доумевая

    2.преследовали (не)удачи

    3.(не)ощущая холода

    4.(не)преодолимая преграда

    5.(не)утешительные вести

    6.(не)забывая

    7.очень (не)простая

    8.(не)умолимые законы

    9.(не)согретая солнцем

    10.(не)сбывшиеся мечты

    11.(не)дающие тепла

    12.(не)поправимая беда

    13.(не)успокоившись

    14.(не)кий (не)знакомец

    15.отнюдь (не)интересный фильм

    (Ключ: 1,2,4,5,8,10,12,14)

               




    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок физики в 8 классе по теме: «Обобщение и систематизация знаний по теме «Тепловые явления».

    . «Обобщение и систематизация знаний по теме «Тепловые явления» - это 24 урок к главе «Тепловые яв¬ления». Пройдены темы: «Температура», «Внутренняя энергия», «Виды теплообмена», «Закон сохранения в...

    Урок – сказка в 5 классе по теме «Обобщение и систематизация знаний по разделу «Морфемика. Орфография. Культура речи».

    Урок - сказка «Обобщение и систематизация знаний по разделу «Морфемика. Орфография. Культура речи» предназначен  для обучающихся 5 класса. В игровой форме ученики повторят весь пройденный м...

    Урок русского языка в 7 классе. Тема: Обобщение и систематизация знаний по теме «Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего времени».

    Цели:Деятельностные - создание  условий  для  усвоения  темы, развитие  готовности  мышления  к  усвоению  новых  способов  деятельности, развити...

    Технологическая карта урока химии в 9 классе по теме: "Обобщение и систематизация знаний по теме «Азот и фосфор» (учебник Рудзитиса Г.Е., Фельдмана Ф.Г.)

    Размещена технологическая карта обобщающего урока химии по теме "Азот и фосфор", отражающая элементы содержания образования, межпредметные связи, основные средства обучения, планируемые (предметные и ...

    Урок в 8 классе на тему: "Обобщение и систематизация знаний по теме "Вода.Растворы.Основания."

    Представляю подробный конспект урока.Технологическую карту для учеников,информационную карту учителя,содержание всех заданий с ответами,тексты бриффинга. Презентацию урока прилагаю,..Имею самоанализ э...