Формировнаие гражданской позиции страших подростков через деятельностный подход на уроках обществознания
статья по истории (10 класс) по теме

Опыт работы  в старших профильных классах

Скачать:


Предварительный просмотр:

              Номинация «Учитель-мастер»

Тема:  Формирование гражданской позиции  старших подростков через деятельностный подход на уроках обществознания.

Сергеева Зинаида Степановна, учитель 1 категории

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №21»

  Формирование гражданского общества как основы правового государства перед современной школой ставит задачу становления личности, которая способна ориентироваться в сложнейших и противоречивых условиях современной общественной, политической и экономической действительности. Гражданская позиция включает в себя систему знаний, в первую очередь обществоведческих, гуманитарных, отношение личности к действительности и ее социально значимую деятельность.

   Для того чтобы человек эффективно функционировал в обществе, он должен иметь систему ценностей и норм. Социализация индивида, в результате которой происходит усвоение традиций и системы ценностных ориентаций, выработанных человечеством, идет всю жизнь, но наиболее интенсивно – в подростковом и старшем подростковом возрасте.  В этот период происходит развитие и оформление его качеств в целостную систему. Это означает, что человек в разных условиях ведет себя предсказуемо, формируется способность управлять своими биологическими потребностями. Зрелая личность всегда занимает активную жизненную позицию в любой деятельности, которой он занимается. Личность способна сама определять для себя смысл, цели, задачи деятельности и ищет оптимальные способы их выполнения. Для нее характерно воздействие на рост и развитие других людей. Таким образом, у старшеклассника развитие устойчивых представлений об окружающем мире, о своем назначении в жизни, формирует психологическую готовность к самоопределению. Он фактически становится способным вступать в равноправные отношения с окружающими взрослыми, что является показателем сформированной гражданской позиции личности.

Предлагаемая работа на тему «Формирование гражданской позиции у старших подростков через деятельностный подход на уроках обществознания»  в номинации «Учитель-мастер» ставит целью поделиться опытом работы в  профильных классах, показать наработки по отдельным темам обществоведческого курса в 10-11 классах. Актуальность темы заключается в том, что современная школа призвана готовить выпускника школы к быстро меняющемуся миру, огромному потоку информации, поэтому умение адаптироваться, не теряться в сложных ситуациях, уметь показать себя, знания и умения очень важны современному человеку. Решая задачи социализации школьников,  активные методы работы на уроках закладывают прочные знания и помогают подготовиться к единым государственным экзаменам.

  Уроки обществознания в старшей школе занимают особое положение. Они призваны дать знания о гражданских качествах личности, требованиях общества к гражданину, научить соотносить знания с сформированной системой ценностей, видеть пути своего гражданского самосовершенствования.

 Стандарты второго поколения по истории и обществознанию, которые сегодня находятся на стадии доработки, перед современной школой ставят задачи формирования компетенций у учащихся через применение на уроках самостоятельных форм деятельности. Умение оценивать, обобщать, делать выводы является составной частью деятельности учащегося на уроках обществознания.

  Такие качества  вырабатываются и хорошо проявляются при самостоятельной работе с текстами, над отрывками философских сочинений, при работе в группах, составлении проектов, выполнении творческих заданий. При изучении темы «Человек и общество в ранних мифах и первых философских учениях» в 10 класса я предлагаю учащимся  совершить экскурсию в философские  школы Древней Греции, познакомиться с учениями греков и проанализировать их. Для этого предлагаю фрагменты текстов. (Приложение 1)

На основании этого материала учащиеся составляют таблицу.

Особенности философского мировоззрения милетской школы.

вопрос

                            философ

Гесиод

Анаксимандр

Анаксимен

Из чего произошел мир?

Как возник мир?

Как возникли небесные тела?

На основании проработанного материала, текста учебника «Обществознание» , §2 определяется общее и различие в воззрениях Гесиода и милетских философов:

   1.Все они, разрешая проблему происхождения мира, предполагают, что изначально существовало некое единство.

   2.Наблюдается сходство и в описании последовательности возникновения природных явлений.

   3.Наиболее существенное различие связано с тем, что милетские мыслители отбрасывают     персонификацию природных явлений и переходят от образных  представлений к отвлеченным понятиям.

Следующим этапом работы на уроке является организация посещения занятия философа Платона и Аристотеля.  Необходимый  материал для самостоятельной работы имеется в учебнике. Учение Платона и Аристотеля учащиеся оформляют в виде тезисов.

                       Идея справедливого общества по Платону.

.Руководят  одаренные, хорошо подготовленные, высоконравственные люди.

.Основной принцип – справедливость.

.Люди подразделяются на три группы: мудрецов, которые должны править; воинов, которые должны защищать; крестьян и ремесленников, которые должны трудиться.

.Частная собственность – источник зла и несправедливости.

.Единичное должно быть подчинено всеобщему: не государство существует ради человека, а человек живет для процветания государства.

В общественном развитии Платон выделяет три стадии:

1)династию

2)аристократию

3)идеальное государство

                Учение Аристотеля

Государства бывают:

. правильные – монархия, аристократия, демократия;

. неправильные – тирания, олигархия, охлократия.

Идеал государства – полития (смешанное государство). В нем должны сочетаться лучшие качества «правильных государств» - не гражданин для блага государства, а государство для блага граждан.

Работа по формирование понятий на уроках обществознания в 10-11 классах дает хороший результат при использовании игровых моментов. При рассмотрении темы «Деятельность в социально-гуманитарной сфере и профессиональный выбор» можно начинать с введения понятия «профессия». Для этого предлагается сыграть в игру «ассоциация». Задается вопрос: Какие ассоциации возникают у вас при слове «профессия»? После обсуждения ответов учащихся обобщенное понятие фиксируется в тетрадях. Профессия – род трудовой деятельности, занятий, требующих определенной подготовки и знаний.

Чем руководствуются люди при выборе профессии?

Всегда ли правильно люди делают свой выбор?

Что обязательно необходимо учитывать при выборе профессии?

После обсуждения этого вопроса в тетрадях появляются советы молодым людям, которые выбирают будущую профессию, например:

1.правильно оцените собственные способности и потребности

2.составьте представление, где ваши знания пригодятся, где они востребованы

3.узнайте, чем вы будете заниматься, плюсы и минусы будущей работы

4.узнайте, насколько ваша специальность востребована в обществе.

Разделив класс на группы (5) я предлагаю  выполнить творческое задание: составить профессиограмму профессий:

1 группа – политолог

2 группа – социолог

3 группа – психолог

4 группа- преподаватель

5 группа – социальный педагог

Результаты работы каждая группа оформляет в виде презентации профессий и представляет в электронном варианте на следующем уроке (варианты работ учащихся в электронном приложении).

Одним из вариантов работы на уроках обществознания является работа в группах. Например, при изучении темы «Молодежь в современном обществе» в 11 классе класс делится на три группы, получает  задание работать в группах, проанализировать и охарактеризовать процесс социализации молодежи. Группы получают вопросы, на которые должны в группе подготовить ответы.

Вопросы для 1 группы.

1)С какого периода согласно Конституции РФ гражданин может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности?

2)Какие права и обязанности получает молодой человек?

3)С какого возраста молодые люди могут вступать в брак? Бывают ли исключения?

4)Что означает полная правоспособность?

5)Как изменяется статус молодого человека с гражданским совершеннолетием?

6)Какие позитивные моменты имеет для молодого человека наступление гражданского совершеннолетия?

7)Легко ли быть молодым?

Вопросы для 2 группы.

1)Что показывает сохранение престижа образования в нашем обществе?

2)На каких принципах строится образование в нашем обществе? Считаете ли вы их справедливыми?

3)Подберите аргументы «за» платное образование в России и «против» него.

4)Какие риски поджидают первокурсников, поступивших в вузы? Можно и нужно ли с этим бороться?

5)Легко ли быть молодым?

Вопросы для 3 группы.

1)Когда подростки начинают задумываться о трудовой деятельности?

2)Что лежит в основе их выбора будущей профессии?

3)Докажите, что нынешняя ситуация с точки зрения возможностей трудоустройства непроста и противоречива.

4)Какие факторы нынешней социально-экономической ситуации в нашей стране способствуют, а какие препятствуют трудоустройству молодежи?

5)Легко ли быть молодым?

Из каждой группы один или несколько учащихся представляют свои выводы, отметив, что не так уж легко быть молодым. Определяются и затем записываются в тетрадях выводы, что трудности социализации молодежи связаны со следующими обстоятельствами:

 - несовпадением высокого уровня притязаний и низкого социального статуса молодых, который задан их возрастом;

- несовпадением старого стиля руководства «родительства», ориентированного на то, что для матери сын или дочь всегда остаются ребенком, и новых потенциальных возможностей подростков, заданных их психофизическим взрослением;

- противоречием между усилившейся ориентацией на самостоятельность и усилившейся зависимостью от мнения и поведения сверстников.

В конце урока  проводится  интерактивное упражнение,  разбив класс на 4 группы: «Родители», «Молодежь», «Учителя», «Старшее поколение», предлагается изобразить схематично или с помощью рисунка портрет современного молодого человека в соответствии со взглядами, характерными для предложенных социальных групп. Такая работа вызывает всегда большой интерес у учащихся, они с удовольствием спорят, доказывают свою точку зрения, рисуют. Представитель каждой «социальной группы» затем защищает свой рисунок или схему, дает пояснения, отвечает на вопросы. Вывод делается самостоятельно: нельзя однозначно судить о современной молодежи, проблема молодежи была актуальна во все времена, молодежь неоднородна, имеет разные цели и ценностные установки.

(Приложение )

Проведение внеклассной работы среди учащихся старшей школы и участие в многочисленных разноплановых общегородских конкурсах, играх, научно-практических конференциях дает возможность проявить себя, свои возможности, показать знания и умения, приобретать навыки публичных выступлений, написать самостоятельные работы научного и исследовательского характера, защищать их перед сверстниками и взрослой аудиторией.

  Будучи классным руководителем класса, работающего по программе негосударственной автономной некоммерческой организации «Центр развития и образования», мы активно участвовали  в городских мероприятиях, играх, проводимых как центрами детского творчества, так и учебными заведениями города . Несколько лет наша школа сотрудничает библиотеками города, участвует проводимых мероприятиях, как правого, нравственного характера, брейн-рингах,  так и в заседаниях литературной гостиной, викторинах и конкурсах на литературные темы, мероприятиях,  посвященных знаменательным датам в истории нашей страны. (Приложение)

Комплексное применение форм деятельностного подхода на уроках обществознания позволяет учащимся рассмотреть проблемы общественной жизни с разных точек зрения, самостоятельно анализировать имеющуюся информацию, искать доказательства, примеры из жизни, практики, что соответствует современным требованиям обществоведческого образования в России. Стандарты второго поколения, обсуждение которых сегодня идет в России, планируют переход от излишней теоретизации  в изучении обществознания к практико-ориентированному подходу, что позволит выпускникам школ получить сведения об окружающем мире с точки зрения взаимодействия личности, общества и государства. Как показывает опыт, при выполнении заданий единого государственного экзамена выпускники больше всего допускаю ошибок в заданиях на применение знаний, практической направленности. Поэтому применение различных форм организации деятельности учащихся на уроках  способствуют и формированию гражданской позиции школьников,  и готовят его к единому государственному экзамену. Как правило учащиеся, обучающиеся по программе некоммерческой организации «Центр развития  и образования» показывают высокие стабильные результаты на единых государственных экзаменах по истории и обществознанию.

Например, выпускники 2011 года по обществознанию показали  в среднем  53,2 балла по школе, тогда как 11 а, который обучался по программе «Центра развития и образования» - 60, 8 балла, что выше не только городских, но показателей по Республике Татарстан (Приложение).

  Опыт , накопленный в период работы в сотрудничестве с негосударственной некоммерческой организацией «Центр развития и образования»,  был обобщен и представлен вниманию коллег в семинарах школьного, городского, регионального ,республиканского и всероссийского уровней на базе школ города Набережные Челны №21, №25, №56, гимназии №57 (Приложение).

Список использованной литературы.

1.Учебник «Обществознание» под редакцией Л.Н.Боголюбова, А.Ю.Лазебниковой, К.Г.Холодковского для 10 класса. М.,2010.

2. Учебник «Обществознание» под редакцией Л.Н.Боголюбова, А.Ю.Лазебниковой, К.Г.Холодковского для 11 класса. М.,2010

3. «Поурочные разработки по обществознанию» под редакцией Е.Н.Сорокиной для 10 класса. М.,2008.

4.  «Поурочные разработки по обществознанию» под редакцией Е.Н.Сорокиной для 11 класса. М.,2009.

5.А.Н.Иоффе «Современные вызовы и риски развития гражданского образования в России». ПИШ №9 за 2008 г.

6.И.В.Молодцова, Г.С.Саволайнен «Педагогические условия становления гражданской позиции старшего подростка».

ПИШ №1 за 2007 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моя технология "Развитие ИКК на уроках и во внеурочное время через деятельностный подход"

Каждый предмет школьного обучения играет свою роль в образовании и воспитании молодежи, в формировании личности гражданина. Иностранный язык как учебный предмет обладает большим воспитательным, ...

Осуществление компетентно-деятельностного подхода на уроках литературы через технологию проектов

Урок внеклассного чтения по теме: "Мифы Древней Греции". Технология проектов...

Тема работы: "Формирование гражданской позиции у обучающихся через спортивно - патриотические мероприятия".

   Гражданственность как черта личности заключает в себе внутреннюю свободу и уважение к государству, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства,...

Системно - деятельностный подход на уроках истории и обществознания в школе. Презентация публичного выступления на Всероссийской научно-практической конференции "Традиции и инновации в методике обучения истории и обществознанию ( к 120-й годовщине со дня

Презентация публичного выступления на Всероссийской научно-практической конференции "Традиции и инновации в методике обучения истории и обществознанию ( к 120-й годовщине со дня рождения Н.В. Андреевс...

Формирование предметных и метапредметных умений с позиций деятельностного подхода на уроках музыки

Данная работа описывает формирование предметных и метапредметных умений с позиций деятельностного подхода на уроках музыки...

Роль деятельностного подхода на уроках обществознания в развитии и воспитании духовно-нравственной личности гражданина России и особенности его реализации

Роль деятельностного подхода в формировании духовно - нравственной личности велика: дает возможность ребятам научиться уважительно относиться к духовным ценностям других людей и в то же время отстаива...

Статья "Игровые технологии-как средство развития гражданской позиции у подростков "

В статье описывается опыт работы педагогов Дворца творчества детей и молодежи по организации и проведению мероприятий, способствующих формированию у подростков гражданской позиции и чувства патриотизм...