Урок истории в 5 классе "Основание греческих колоний"
план-конспект урока по истории (5 класс) по теме

Хилько Лариса Валентиновна

Данный урок разработан с учетом возрастных особенностей учащихся, на принципах личностно ориентированного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema.doc47.5 КБ
Microsoft Office document icon voprosy_krossvorda.doc26 КБ
Microsoft Office document icon kartochka.doc20.5 КБ
Microsoft Office document icon zadanie.doc22 КБ

Предварительный просмотр:

История древнего мира,  5 класс.

Тема: Основание греческих колоний

Цели:

  1. Познакомить учащихся с основными направлениями греческой колонизации.
  2. Развить умения: правильно показывать на карте исторические объекты, выяснять причины и следствия явлений, использовать как источник исторический документ, уметь его анализировать и делать выводы.
  3. Воспитывать интерес к античному  периоду истории Греции.

Оборудование: карта «Древняя Греция (до середины V в. до н. э.)», дид. карточки

Понятия: Эллада, Сиракузы, эллины.

Тип урока: комбинированный.        

Методы и приёмы: работа с историческим источником, беседа, элемент театрализации, фронтальный опрос, работа в тетради.

  1. Организационный момент.
  2. Проверка Д/З:
  1. Текст с ошибками – индивидуально.
  2. Кроссворд (у доски)
  3. карточка № 2 (Подготовить устный ответ на вопрос как воспитывали спартанцев.)

Фронтальный опрос:

  1. На каком полуострове расположена Греция?
  2. Греция была небольшой страной, но на её территории образовалось много самостоятельных государств. Как они назывались?
  3. Сами греки говорили: наша родина – Эллада -  так они называли Грецию – как бы стоит на двух ногах -  в Афинах и Спарте.
  4. Покажите на карте Спарту. На каком полуострове расположена? Какая это часть Греции?
  5. Если бы вы имели возможность отправится в Древнюю Грецию, какой полис вы бы посетили - Афины или Спарту?

Ответ у доски. Как воспитывали спартанцев?

Изучение новой темы:

Итак, мы с вами выяснили, что в VIII – VI вв. до н. э. в Греции существовали города государства – полисы. Самыми большими из них были Афины и Спарта. Именно в это время тысячи греков уезжают из страны, что бы навсегда поселиться в чужих краях. Почему?

 Сегодня на уроке мы должны узнать: почему древние греки бросают свой дом и переселяются в дальние неведомые страны?

Ребята подготовили сюжет, посмотрите его и ответьте, кто и по каким причинам покидал в VIII-VI вв. до н. э. Грецию?

(Инсценировка)

Ответы учащихся: (полуголодный и нищий люд, бедняки, задолжавшие знати, крестьяне, потерявшие свои участки; люди, вынужденные стать изгнанниками, - аристократы из тех городов, где к власти пришел демос, вожаки демоса из городов, где победила знать; купцы, желавшие разбогатеть на морской торговле.)

Задание: О том, как греки основывали колонии, мы узнаем, прочитав п 2. §32. комментированное чтение

Афинский мыслитель Сократ шутливо утверждал, что греки расселились вокруг моря, как лягушки вокруг болота. Рассмотрим карту на с. 146. На ней изображено большое водное пространство. Как оно называется? Каким цветом обозначена Греция? Каким условным знаком обозначены греческие колонии?

Объяснение: Греки на своих кораблях отправились на запад и достигли берегов Италии, очертания которой похожи на сапог. Прочтите название этого полуострова. (Апеннинский п-ов).  На Апеннинском полуострове греки основали множество колоний. Здесь были плодородные земли и пастбища.  Греки так же заселили большой остров Сицилия. Здесь располагалась греческая колония Сиракузы.

Кроме западного направления существовали южное и северо - восточное направления колонизации: Ольвия, Феодосия, Херсонес, Пантикапей – в Причерноморье, Стамбул (Византия) и Синоп – в Турции, Пергам, Эфес, Милеет в Малой Азии.

  Соперниками греков в Испании и Северной Африке выступали египтяне и финикийцы. Сюда греков они фактически не пускали.

Где бы греки ни жили, они чувствовали себя единым народом – эллинами, противопоставляли себя «невежественным варварам», как они называли негреческое население, жившее вокруг колоний.

Работа с историческим документом

а) Взаимоотношения Ольвии и Милета.

Ольвия была основана Милетом. В документе приводится пример вза имоотношений метрополии и основанной ею колонии. Надпись датиру ется между 334—325 гг. до н. э.

Следующие отчие обычаи у ольвиополитов и милетцев: милетец в го роде Ольвия, как ольвиополит, да приносит жертвы на тех же самых алта рях, и да имеет доступ в те же самые святилища на тех же самых основаниях, как ольвиополиты, да будут права свободы от налогов у ми летцев на тех же основаниях, как и прежде были.

...Если же будет у милетца тяжба в Ольвии, да пользуется он правосуди ем и да получает решение в пятидневный срок в отделении суда, где разби раются дела граждан. Да будут свободны от податей все милетцы, кроме тех, которые имеют права гражданства в другом городе и принимают учас тие в управлении и в судах. На тех же (условиях) и ольвиополиты в Милете да будут свободны от налогов, и да пользуются ольвиополиты остальным таким же образом в Милете, как и милетцы в городе Ольвии.

Крушкол Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира. -М., 1987.—С. 138.

Вопросы к документу и беседа по ним с учащимися.

—  Изменились ли религиозные обряды жителей г. Милет с их пребы ванием в колонии Ольвия? (Нет, не изменились, значит, и верования религиозные не изменились тоже.)

—  Будут ли платить налоги милетцы в Ольвии? (Нет, не будут.)

—  Имеет ли право житель Милета обратиться в суд в Ольвии в случае необходимости? (Да, имеет такое право.)

—  Греки, приехавшие в Ольвию, ольвиополиты, теряют ли свои права, которыми обладали в

г. Милет? (Нет, не теряют, так как колония - это «маленькая» часть Греции.)

Закрепление:

Какую роль в жизни греков сыграла греческая колонизация?

  1. Греки лучше стали ориентироваться в море, проводить корабли между скал и мелей, использовать силу ветра.
  2. Они научились строить прочные приспособления для плавания.
  3. В городах Греции появилось множество мастерских, которые изготавливали ткани, вазы, оружие для продажи племенам, жившим по соседству.
  4. В Грецию привозили из колоний хлеб и рабов, пользовавшихся огромным спросом.

Д/З: § 32, вопросы

Подготовить устный развернутый ответ о скифском царе Скиле.

Задания в рабочей тетради: 27, 30.



Предварительный просмотр:

Разгадайте кроссворд:

5

1

2

3

4

Вопросы кроссворда:

1.Какой полуостров был назван в честь юноши, дважды спасенного богами от смерти?

2. Основное занятие спартанцев. Что воспитывали с детства и чему посвящали всю жизнь.

3. Один из девяти знатных и богатых правителей Афин?

4. Как спартанцы стали называть покоренное население?

5. Греческий полис в Южной Греции, возникший в долине реки Эврот в области Лаконика.



Предварительный просмотр:


КАРТОЧКА №2



Подготовь развернутый ответ на вопрос «Как воспитывали спар танцев?». Для этого вспомни:



*  Кто нес большую ответственность за воспитание детей в Спар те: государство или родители?



*  Кто решал вопрос, жить или нет маленькому спартанцу?



*  С какого возраста мальчиков отбирали у родителей?



*  Почему питание мальчиков было скудным?



*  Почему дети были плохо одеты и обуты, спали на подстилках?



*  Учили ли спартанцев грамоте?



*  Какой должна была быть речь спартанцев?



Сделай вывод. Для чего нужна была такая система воспитания? Что тебе в ней нравится?




Предварительный просмотр:


Задание № 1



Найди в тексте ошибки:



В областях Аттика и Мессения, в результате продвижения с востока Балканского полуострова греческих племен на реке Еврот возник город Спарта.



Он был очень красив: храмы украшенные колоннами, бронзовые и мраморные статуи. Самой шумной частью города была рыночная площадь – агора. Здесь спартанцы вели торговлю, проводили народное собрание.



   Спартанцы были очень трудолюбивы. Они занимались земледелием и разведением оливок, мореплаванием и торговлей с другими полисами.



    Выборы у спартанцев проходили путем опускания черных и белых камешков в сосуд. Такое голосование греки других полисов называли детским.



Афиняне называли спартанцев знатоками, т. к. они всю жизнь учились читать, писать, петь и танцевать.



Задание № 1



Найди в тексте ошибки:



В областях Аттика и Мессения, в результате продвижения с востока Балканского полуострова греческих племен на реке Еврот возник город Спарта.



Он был очень красив: храмы украшенные колоннами, бронзовые и мраморные статуи. Самой шумной частью города была рыночная площадь – агора. Здесь спартанцы вели торговлю, проводили народное собрание.



   Спартанцы были очень трудолюбивы. Они занимались земледелием и разведением оливок, мореплаванием и торговлей с другими полисами.



    Выборы у спартанцев проходили путем опускания черных и белых камешков в сосуд. Такое голосование греки других полисов называли детским.



Афиняне называли спартанцев знатоками, т. к. они всю жизнь учились читать, писать, петь и танцевать.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории в 5 классе "Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей"

Урок истории в 5 классе "Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей"...

Урок истории в 5 классе - Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей

Проект учебного занятия в 5 классе по теме «Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей»...

Урок истории 5 класс Греческие колонии

Урок комбинированного типа с использованием презентации.Цель:содействовать формированию представлений о причинах и последствиях греческой колонизации....

Методическая разработка урока по всеобщей истории на тему " Греческие колонии на берегах Черного и Средиземного морей"

Представленная разработка урока составлена в соответствии с учетом индивидуально-возрастных особенностей учащихся 5 класса, требований ФГОС и ИКС, с использованием ИКТ. Инструменты урока применимы для...

Методическая разработка к уроку истории по теме: Английские колонии в Северной Америке.

Методическая разработка к уроку истории по теме: Английские колонии в Северной Америке предназначена  для слабослышащих и позднооглохших детей.  Методическая разработка содержит в себе презе...