История 5 класс. Греческие колонии
план-конспект урока по истории

Кирьянова Ирина Сергеевна

Предварительный просмотр:

5 класс

 Тема «Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей»

Материалы и оборудование: доска, проектор, презентация, текст для индивидуальной работы, иллюстрации из учебника, карта.

Цели (личностные учебные действия): формировать критическое мышление и умение самостоятельно приобретать и структурировать информацию.

Задачи (метапредметные учебные действия):

- обучаться работе в команде;

- обучаться выступлению перед аудиторией;

- осваивать приемы составления кластеров и технологических таблиц.

Ожидаемые результаты (предметные учебные действия): с помощью работы с историческим документом, картой и иллюстрациями учащиеся должны оценить значение греческих колоний.

Содержание урока

  1. Стадия вызова (вовлечение в тему).

Ребята я вам прочту стихотворение, на основании которого вы попытаетесь сформулировать тему сегодняшнего урока.

Стихотворение для начала урока (слайд 2)

Древние греки, античные греки,

Многим прославили себя навеки.

Даже порой удивленье берет

Ну, до чего знаменитый народ.

Древние греки моря бороздили

В новых землях города возводили.

Массалия, Ольвия и Херсонес

Много колоний – даже не счесть!

Беседа. Учащиеся формулируют тему урока (записывают в тетрадь).

А также обратите внимание вот на эти иллюстрации. (слайд 3) И давайте побеседуем.

Ребята, кто-нибудь хотел бы из вас стать археологом? Откапывать старые города, поселения древних людей, соприкасаться с вечным? (ответы учащихся).

Беседа по картинкам. Вопросы:как вы думаете, о чем мы будем еще говорить сегодня на уроке? Что изображено на картинках? (ответы учащихся). Как вы предполагаете, это остатки амфор и пифосов, которые ученые нашли в археологических раскопках. А вот вам,наверное, интересно, где их нашли и кому они принадлежат? Посмотрите внимательно на эти находки, откуда в степях Причерноморья взялись греческие амфоры, огромные глиняные пифосы, афинские монеты? Как они сюда попали? Всё это предстоит вам узнать.

Сегодня на уроке мы с вами сегодня выясним основные причины  и направления греческой колонизации.

По ходу урока мы будем работать с таблицей «Знаю - хочу узнать - узнал». Учащиеся заполняют две первые колонки таблицы.

Зачем основывались греческие колонии?

Что бы я хотел узнать о греческой колонизации?

Что интересного, нового я узнал на уроке

Актуализация прежних знаний. (слайд 4)

В нашей теме уже есть знакомое слово - колония. Что же оно обозначает? (ответы детей). Правильно, так назывались поселения людей. И древние греки, так же как и наши знакомые финикийцы начинают основывать колонии. И как вы догадались, мы будем сегодня на уроке говорить именно об этом.

Формулирование проблемы (слайд 5)

Мы с вами знаем, что в VIII веке до н.э. в Греции возникали города-государства. Что можете сказать об уровне их развития?

1-й факт:

греческие города-государства

успешно развивались.

– Рассмотрите карту. Какие сведения мы можем получить из этой карты?

Ответы учащихся.

2-й факт:

греки покидали свои полисы и переселялись на новые земли.

– Сравните два факта. В чём противоречие?

– Какой возникает вопрос?

Ответы учащихся.

Фиксируем на доске проблему:

Почему многие греки покидали родину? Версии.

– Какие у вас будут версии решения проблемы?

Фиксируем на доске версии:

1) новые земли;

2) новые рынки сбыта;

3) противоречия между аристократами и демосом (политический мотив).

Учащиеся предлагают свои версии.

В качестве ориентира и структурирования работы предлагается схема, которая позволит визуально на стадии вызова представить учащимся предстоящие задачи работы, подведет к первичному осознанию принципа построения кластеров.

Стадия осмысления.Организация работы учащихся в трех группах. Прием «Кластер».

Группа №1. Работа с историческим источником и текстом соответствующего параграфа.

Задание:прочтите текст и определите:  

- что заставляло тысячи греков бросать родной дом и переселяться в дальние неведомые страны?

-по каким причинам покидали Грецию?

- какие группы населения уезжали?

- как готовились к отъезду?

Составьте кластер и подготовьте рассказ по нему.

Из «Истории» Фукидида

В Аттике же при скудости ее почвы очень долго не было гражданских междоусобиц, и в этой стране всегда жило одно и то же население. ...самые могущественные изгнанники из всей Эллады стекались в Афины, где они чувствовали себя в безопасности. Получая права гражданства, эти пришельцы настолько увеличили уже с древних времен население города, что афиняне впоследствии высылали поселения даже в Ионию, поскольку сама Аттика была недостаточно обширна, чтобы вместить такое множество народа.

…эллины стали высылать колонии в заморские страны. Так афиняне заселили Ионию и множество островов, Италию же и Сицилию – большей частью пелопоннесцы,  так же как и некоторые области в остальной Элладе. Все эти поселения были основаны уже после Троянской войны

1.Фукидид – древнегреческий историк из Афин

2 .Эллада –  название Греции: так ее называли греки

3. Иония – западное побережье Малой Азии

Группа №2. Работа с картой учебника. Рассмотрите карту и определите:

- направление греческой колонизации;

- местоположение колоний;

- важнейшие колонии греков (Массилия, Сиракузы, Кирена, Пантикапей).

Составьте кластер и подготовьте рассказ по нему.

Группа №3.Работа с иллюстрацией стр. 152 и текстом соответствующего параграфа учебника. Задание: прочтите текст, рассмотрите иллюстрацию и составьте кластер, выделяя:

- места поселения;

- отношения с колонистами;

- что привозили в колонии;

- что вывозили из колонии.

  1. Стадия рефлексии.

Часть 1. Выступления учащихся по кластерам. Варианты кластеров составлены детьми при работе в группах.

Кластер №1

Причины:                                     Кто покидал родину?    Подготовка котъезду:

- «скудость почв в Аттике»;    разные группы населения:          - снаряжение корабля;

- рост населения в Афинах      - бедняки;                                      - запасы пищи;                          

 и Греции;                                  - ремесленники и купцы;             - военная охрана;              

- угроза голода;                         - знатные люди и демос;

- развитие торговли;

- борьба за власть;

        

        Кластер №2

Западное.                                     Северо- восточное.                                Южное.

Италия. Франция.Причерноморье.  Побережье   Африки

Испания. Массилия.            Ольвия. Пантикапей                                    Кирена.

Сиракузы.

Кластер №3

Отношения              Управляло Народное      Кочевники        Отношения царя   Скила

с колонистами         собрание                          скифы                 с  греками      Ольвии

Часть 2. В конце выступления каждой группы звучит вопрос:

- Что еще может быть интересно по этому вопросу? (Учитель выписывает все ответы детей на доску).

Что узнал нового? Что научился делать? Определить степень своей активности. (Заполнение последней колонки таблицы.)

Часть 3. Обобщение.

Итак, мы рассмотрели тему «Основание греческих колоний».

Опираясь на ваши ответы и выводы, какой ответ на основной вопрос, проблему  урока мы можем дать?

Что вы узнали для себя на уроке нового?

Домашнее задание и пояснение к нему.

Выполнить одно из предложенных творческих заданий на выбор:

1.Сравните греков и скифов. Можно использовать рисунок.

- с 155 «Поразмышляй»

- Эссе по рисунку  «Колония на берегу Чёрного моря»



Предварительный просмотр:

Конспект урока истории

Учитель: Жирнов Петр Владимирович                  

Класс: 5                                                              

Тема: Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей.

Цель урока: продолжить формировать историческое сознание и исторический стиль мышления школьников на основе глубокого осмысления истории возникновения греческих колоний.

 Программное содержание: Великая греческая колонизация.

Основные образовательные результаты:

По окончанию изучения темы ученик:

- показывает на карте территории, на которых были основаны греческие колонии: Массилия, Сиракузы, Кирена, Пантикапей, Херсонес;

- понимает причины переселения греков;

-имеет представление о том, как выглядела греческая колония;

- умеет работать с текстом учебника и его иллюстрациями, выделять главное;

Тип урока: комбинированный

Вид урока: традиционный

Технология обучения: объяснительно-иллюстративная

Мировоззренческая идея: Как бы далеко ни были греки от своего дома, они были верны своим традициям и обычаям, хотя с удовольствием перенимали все полезное у местного населения.

Основные понятия: скифы, Скил, пираты.

Географические названия: Массилия, Сиракузы, Кирена, Пантикапей, Херсонес 

План изучения нового материала:

1.  Причины переселения греков в другие страны

2.  Греческие колонии

3.  Греки в северном Причерноморье

Оборудование урока: раздаточный дидактический материал

Оформление доски: тема урока, главный вопрос урока, основные понятия.

Мизансцена урока: традиционная

Домашнее задание: прочитать §32, Составить рассказ от имени переселенца-колониста

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Приветствие, отметка отсутствующих, проверка готовности к уроку.

На столах: учебник, тетрадь, атлас, письменные принадлежности

  1. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО, ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

1. Письменный опрос по карточкам № 11-13 .

2. Тесты № 1-2.

3. Устный опрос:

- Какие отличия были между двумя полисами Афинами и Спартой?

- Покажите эти полисы на карте

- Вспомните, каким был состав населения Спарты?( Спартанцы и илоты.)

- Чем отличалось положение спартанцев и илотов? (Спартанцы – завоеватели, воины, свободные. Илоты – местные жители, завоеванные спартанцами и превращенные ими в рабов. занимались земледелием)

- Каким было управление в Спарте? (Народное собрание выбирало старейшин. Огромной властью обладал Совет старейшин. Их выбирали на всю жизнь. В совет старейшин входили и два царя, которые командовали войском, власть которых передавалась по наследству.)

- О спартанских женщинах древние писатели рассказывали, что они, узнав о смерти своих сыновей в бою, тут же шли на поле битвы. Они осматривали, с какой стороны тела были ранены павшие воины. А дальше поступали по-разному. В одних случаях женщины, преисполненные не только печали, но и гордости, держались с большим достоинством; они хоронили своих сыновей с почетом в гробницах предков. В других случаях спартанки, рыдая от стыда, спешили покинуть поле сражения, предоставляя хоронить мертвых воинов в общей могиле.

Чем можно объяснить столь разное поведение спартанских женщин? (раны, нанесенные воину в спину, указывали, что он струсил и пытался бежать с поля боя. Напротив, раны в груди свидетельствовали о мужестве воина, достойно встретившего смерть)

- Вот пример лаконичной речи. Одна спартанка, провожая сына на войну подала ему щит и произнесла: «С ним или на нем» что она хотела сказать этими словами?

4. Словарная работа.

3 ученика, за партой

2 ученика, за партой

Фронтально

1 ученик у карты

Фронтально

Фронтально

III. ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ

Вступительное слово учителя: 

Итак, мы с вами выяснили, что в VIII – VI вв. до н.э. в Греции существовали города-государства – полисы. Самыми большими из них были Афины и Спарта. Именно в это время тысячи греков уезжают из страны, чтобы навсегда поселиться в чужих краях. Так почему греки покидают свой дом и переселяются в дальние неведомые страны? Это мы с вами и попытаемся сегодня выяснить. Тема нашего урока: «Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей»

Домашнее задание: прочитать §32, Составить рассказ от имени переселенца-колониста.

Запись в тетрадь темы урока

Запись в тетрадь домашнего задания

IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

  1. 1. Причины переселения греков в другие страны.

Сценка «В Афинском порту».
Ребята, давайте перенесемся в древний Афинский порт. Здесь собралось много народу. Послушаем их, о чем они говорят.
Мне нужно 4 желающих мальчика.

Беседа с классом:

– Итак ребята, по каким причинам они покидают родину?

А) не хватало плодородных земель для простых греков

Б) не хватало продуктов питания

В) стремление рядовых греков избежать военного столкновения между демосом изнатью

Образное повествование:

Целый месяц длилась подготовка к отплытию. На корабли было взято все необходимое для дальнего плавания – провизия, товары. Город откуда греки уплывали выделял нам охрану на случай нападения пиратов.
Море было то приветливое и ласковое, то грозное. Особенно трудным было плавание по Черному морю, которое греки долгое время называли «негостеприимным». В самом деле, из-за больших глубин греческие мореходы не могли в случае внезапно налетевшего шторма отстояться на якоре в безопасном отдалении от берега. Также не могли они быстро укрыться в гавани или спрятаться от ветра и волн за остров как в Греции. (На Черном море мало глубоко входящих в
сушу бухт и всего несколько островов).
Много дней грекам приходилось плыть, чтобы достичь желанного берега, так как средняя скорость торгового судна была невелика и равнялась 9 – 10 км в час. Но еще страшнее встреча с пиратами.

Работа с илллюстрацией:

Перед вами представлена иллюстрация «Греческая колония на северных берегах Черного моря». На ней изображены военный и торговый корабли.

а) аналитическая беседа:

- Как вы думаете какой из этих кораблей военный, а какой торговый?

- Почему скорость военного корабля была выше торгового?

- Почему встреча с пиратами так страшна была грекам?

Обобщение:

  • военный корабль был вооружен тараном, изготовленным из куска дерева, покрытого сверху медной обшивкой, или имевшим литой металлический наконечник;
  • Военный корабль сравнительно с торговым был более обтекаемой формы и передвигался под веслами и парусом; в боевой обстановке парус мешал маневрировать, и его убирали.
  • Торговый корабль предназначался для перевозки грузов и потому был вместительнее военного. Но он обладал только парусным движителем: для гребцов на корабле не было места.
  • В Греции пиратство долго считалось одним из законных способов обогащения на ряду с морской торговлей.
  1. 2. Греческие колонии

Работа с картой:

Перед нами карта: «Образование греческих колонии в VIII–VI веке до нашей эры»

а) беседа по карте:

 - Какую территорию заселяли греки к началу колонизации? (юг Балканского п-ова, острова Эгейского моря, западное побережье Малой Азии)

- Каким условным знаком обозначены греческие колонии на карте? (Кружочком)

- Что обозначаю стрелочки на карте? (направления греческой колонизации)

- Что такое колония? (Поселение людей в чужой стране)
– Что такое колонизация?
(Образование колоний)

- Назовите колонии греков на Черном море. (Херсонес, Пантикапей, Ольвия, Истрия, Трапезунд)

- Назовите места колонизации на Средиземном море. (Сиракузы, кирена, Массилия, о.Корсика, Египет)

Обобщение:

Греческая колонизация осуществлялась по трем основным направлениям: на запад, на северо-восток, юго-восток.
На западном направление корабли греков достигали берегов Аппенинского и Пиренейского полулстровов; на северо-востоке – Причерноморья, а на юго-востоке – Малой Азии и Северной Африки.

Рассказ учителя:

В бухтах, удобных для стоянки галер, переселенцы высаживались, ломали известняк, обносили прочной стеной лагерь, разбитый на ближайшем холме, затем, горячо помолившись Зевсу, принимались пахать деревянным плугом непривычную на цвет, удивительно-жирную землю.
С утесистых вершин с опаской следили за чужаками одетые в шкуры зверей молчаливые туземцы. Эллины приближались к ним, вскинув над головой оливковую ветвь, знак мира, и меняли свои изделия на зерно, скот, кожу и шерсть. Когда удавалось, захватывали силой не только товар, но и самих владельцев товара.
Так появились у Черного моря греческие города.

Беседа с учащимися:

- Как складывались отношения греков-колонистов с местным населением?
- Что привозили из греческие купцы из колонии?
- На что меняли свои товары греческие купцы?

Составление схемы:

  1. 3. Греки в северном Причерноморье.

Работа с учебником:

а) Сплошное чтение текста учебника с. 146-148

б) Беседа по прочитанному:

Что привлекало скифского царя Скила в образе жизни греков?
- Как складывались отношения греков с соседними народами, проживающими рядом с их полисами? (
Греки были верны своим обычаям и традициям, хотя с удовольствием перенимали все полезное у местного населения. Старались с ними не враждовать.)

Обобщение и выводы, ответы на главный вопрос урока:

В Греции было мало почв, пригодных для земледелия, не хватало продуктов питания, велась борьба между демосом и знатью - все это заставило греков осваивать новые земли – колонии.

V. ПЕРВИЧНОЕ ПОВТОРЕНИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Выберите правильный ответ.

1. Греки основывали колонии:

а) на побережье Средиземного моря;
б) на побережье Черного моря;
в) во внутренних районах Балканского полуострова.

2. Продолжите перечень. Основные причины массового отъезда в колонии:

а) угроза голода, нехватка земли;
б) угроза долгового рабства;
в)

3. Приведите в соответствие:

а) товары, которые греки везли в колонии;
б) товары, которые греки вывозили из колоний;

1) оливковое масло
2) рабы
3) шкуры животных
4) вазы

4. Найдите лишнее. В одежду скифов входили:

а) длинные штаны;
б) сапожки;
в) хитон;
г) кафтан.

VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

Оценка и отметка учебно-познавательной деятельности учащихся.

На этом наш урок закончен. Спасибо за работу!

4 ученика у доски

Участники сценки читают тексты.

Фротально

Фронтально

Фронтально

Фронтально

1 ученик у доски

Остальные четрят схему в тетрадях

Вслух по-цепочке

Фронтально

Фронтально

Приложение

        Карточка № 11.

        

Найдите ошибки в тексте и исправьте их.

Благодаря хорошим почвам жители, Аттики выращивали много хлеба. Напротив, оливкового масла и вина в Аттике не хватало: вино и масло привозили из других стран.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

         Карточка № 12.

        

Найдите ошибки в тексте и исправьте их.

Спартанские юноши славились тем, что писали грамотно, без единой ошибки, много читали. По своему образованию спартанцы превосходили всех остальных греков.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Карточка № 13.

        

Найдите ошибки в тексте и исправьте их.

Спарта была очень красивым городом. Чужеземцы обычно любовались ее крепостными стенами, большим театром и прекрасными статуями.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Словарная работа

Демократия

Илоты

полис

Ареопаг

Архонт

Долговой камень

демос

лаконичная речь

Главные боги в древней Греции

Солон

Народное собрание

Граждане

Тест 1

Древняя Спарта

  1. Выберите правильный ответ:

А) Спарта находилась:

         а) в Аттике рядом с Афинами

         б) на острове Крит

         в) в области Лакония на реке Еврот

Б) Илоты принадлежали:

         а) всему спартанскому государству

         б) отдельным спартанским семьям

         в) правителям Спарты

  1. Найдите соответствия и впишите номера ответов в пустые клетки.

1

Ему принадлежало право объявления войны и заключения мира, выступать в нем могли только старейшины

А

Совет старейшин

2

Обладал огромной властью ему подчинялись все остальные спартанцы

Б

Царь

3

Ему принадлежало командование войском

В

Народное собрание

  1. Найдите лишнее и вычеркните

Спарта была известна среди греков как государство, в котором:

а) жили искусные ремесленники и ученые

б) жители подчинялись военной дисциплине

в) младенцев, которых старейшины признавали хилыми и больными, убивали, сбрасывая в пропасть

Тест 2

Древняя Спарта

  1. Выберите правильный ответ:

А) Илотами назывались:

         а) рабы, которых спартанцы привели с собой с севера

         б) покоренные спартанцами жители Лаконии и Мессении

         в) захваченные спартанцами в заморских походах пленники

Б) Жители остальной Греции:

         а) осуждали убийство безоружных илотов

         б) оправдывали жестокость спартанцев тем, что они боялись восстания илотов

         в) расхваливали спартанцев за умение держать илотов в повиновении

  1. Найдите соответствия и впишите номера ответов в пустые клетки.

1

Им не разрешалось приезжать в Спарту, да они и сами туда не стремились

А

Старейшины

2

Послушно выполняли волю совета старейшин, куда входили и они сами

Б

Чужеземцы

3

Это были самые достойные граждане не моложе 60 лет

В

Цари

  1. Найдите лишнее и вычеркните

Спартанские мальчики:

а) никогда не воровали

б) учились говорить лаконично

в) упорно занимались гимнастикой

Слова для сценки.

 Ученик 1: Я, бедный крестьянин. В нашей долине лучше меня никто не умеет пахать землю. Но что толку! Участок мой высоко в горах, земли в долине захватила знать. Сколько ни работай, а из нужды не выберешься. Быть может, на чужбине мне посчастливится найти участок плодородной земли и зажить обеспеченно и счастливо.

Ученик 2: У меня дела похуже твоих. Как поставили у меня на участке долговой камень, лишился я покоя, проснусь ночью и думаю: не стать бы мне рабом-должником. Решил я бросить и заложенный участок, и родную деревню. Говорят, за морем есть страны, где сколько хочешь земли и она пожирнее, чем на берегах Нила!

Учитель: К разговаривающим крестьянам подходит хорошо одетый грек. Они внимательно его разглядывают и спрашивают: «Кто ты такой? Не похоже, чтобы голод или долги гнали тебя из дома?»

Ученик 3: Вы угадали. Я – торговец и живу здесь, в Коринфе. Верные люди рассказывали мне, что в заморских странах охотно меняют пшеницу и  рабов на греческие товары: шерстяные ткани, вино и оливковое масло. Я поплыву с вами. Морская торговля полна опасностей, но, может быть, она обогатит меня.

Учитель: Один из присутствующих хмуро молчал и не вмешивался в разговор. «Кто ты? - спросили его.- По твоему виду и одежде ты принадлежишь к знати. Что заставило тебя присоединиться к отъезжающим?»

Ученик 4: Вы не ошиблись. Я происхожу из древнего и  знатного рода. Я был правителем в своем  городе. Но однажды мне пришлось бросить дом,  полный дорогой утвари и рабов. Преданный слуга сообщил мне, что в городе вспыхнуло восстание демоса, много знатных людей убито в собственных постелях. Эта страшная весть застала меня врасплох. Как сказал поэт: «Я на корабль беглеца пышный мой дом променял».

Структура плана учебного занятия.

Раздел: Древняя Греция. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием.

Тема: Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Форма урока: лабораторно – практическое занятие.

Основная педагогическая технология: технология критического мышления.

Основная педагогическая идея урока – создание колоний способствовало распространению античной культуры и формированию эллинистического мира.

Цели урока:

  • способствовать ознакомлению с важнейшим явлением в истории Греции - колонизацией VIII – VIвв. до н. э.; создать условия для определения причин колонизации, развития умений характеризовать направления колонизации, определять характер взаимоотношений эллинов с местными жителями; раскрывать последствия Великой греческой колонизации;
  • развивать умение работать с учебником, картой, опорным конспектом, извлекать информацию из разных источников, вырабатывать навык критического анализа получаемой на уроке информации;
  • помочь учащимся осознать, что каждый из народов древности оставил свой след в истории человечества; воспитывать культуру общения, способствовать повышению у учащихся интереса, любви и уважения к истории.

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, мультимедийная презентация, раздаточный материал – опорный конспект.

Учебник: Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учебник для общеобразовательных.учреждений / А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И.С. Свенцицкая – М: Просвещение, 2013год.

Начальные условия: в классе 27 учащихся. У большей части учеников достаточно сформированы познавательные мотивы,  они усваивают информацию на высоком уровне.

Планируемые результаты:

Предметные у. у. д

Метапредметные у. у. д

Личностные у. у. д

Узнают: почему древние греки покидали Грецию, какие категории населения переселялись в чужие земли, где основывали эллины свои поселения,устройство колоний, сходство жизни в колониях и в греческих полисах; усвоят понятие «эллинизм».

Определят:  время и значение греческой колонизации.

Научатся: работать с текстом учебника, картой, опорным конспектом; высказывать собственное мнение, суждение.

Познавательные: используют знаково – символические средства, овладевают умением смыслового восприятия познавательного текста, структурируют знания, осуществляют анализ, строят логическую цепь рассуждений.

Регулятивные: самостоятельно формулируют учебную цель урока, действуют с учётом выделенных учителем ориентиров, учатся работать по образцу, по алгоритму, дают самооценку своей работе.

Коммуникативные: умеют работать в паре, в группе, задавать вопросы, высказывать своё мнение, прислушиваться к мнению других.

 Формирование уважительного отношения к истории, культуре, религии, ценностям народов мира; толерантности; выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I этап - орг. момент. Цель: мотивировать учащихся на учение.

Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

– Добрый день, ребята.
– Прежде чем начать урок, я хочу вам рассказать одну историю.
На фронтоне древнегреческого храма был начертан девиз: «Познай самого себя». Авторами этих строк были 7 мудрецов древности. Что же они хотели сказать?
В то время знания о себе считалось вершиной, к которой нужно стремиться, подняться, чтобы узнать свои возможности.
Вот вы, ребята, знаете, что  умеете, какие  знания у вас имеются, приходя каждый день на урок, вы узнаете что-то новое, неизведанное. А, узнав, становитесь на ступеньку выше, чем были до этого.  И так изо дня в день поднимаетесь все выше и выше к той вершине, о которой  писали древние мудрецы.
Я желаю, чтобы к концу нашего  урока вы смогли подняться еще на одну ступеньку выше той, на которой вы  сейчас стоите. Что ж, в добрый путь!

Слушают.

II этап – вызов. Вызов у учащихся уже имеющихся знаний, активизация их деятельности, мотивация к дальнейшей работе, определению темы и постановке учебной цели урока.

Вопросы и задания:

На доске записаны 4 слова, одно из которых является лишним: Афины, Микены, Ольвия, Спарта. Ребятам предлагается выбрать лишнее слово и объяснить свой выбор.

Учитель сообщает, что Ольвия была греческой колонией, а остальные – полисы Греции. Учитель просит ребят объяснить понятие «полис», показать на карте, записанные на доске полисы.

А кто может объяснить слово «колония»? ( Мы с ним уже встречались в теме «Финикийские мореплаватели»).(1 слайд презентации)

На берегах Средиземного и Черного морей сохранились развалины древних городов. Археологи обнаружили здесь остатки крепостных стен, храмов, кварталы жилых домов, а также монеты, изделия ремесленников, надписи на камнях, высеченные на греческом языке.

Вопрос:

Какгреческие изделиямогли попастьна берега Средиземного и Черного морей?

 (2слайд)

О чём сегодня мы будем говорить на уроке?

Выбирают лишнее слово, объясняют свой выбор.

Объясняют понятие «полис»,показывают на карте, записанные на доске полисы.

Объясняют понятие «колонии» (поселения, основанные  выходцами из других стран).

Высказывают предположения, как греческие изделия могли оказаться вдали от Греции.

 При ответе учащиеся отмечают, что на территории Причерноморья и Средиземноморья, существовали греческие поселения, об этом свидетельствуют развалины храмов, крепостных стен греческих полисов и иных архитектурных сооружений, а также географические названия,  находки предметов быта, вооружения, культа.

Совместно с учителем формулируют тему урока. (3 слайд)

III этап – осмысление. Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания старого к новому. Систематизация, отслеживание собственного понимания.

Задание:

У вас на столе – опорная схема «Великая греческая колонизация». (4 слайд) Посмотрите на неё и сформулируйте вопросы, на которые мы должны ответить на уроке.

Где мы будем искать ответы на поставленные вопросы?

Инструктирует учеников по заполнению опорного листа.

(6 слайд)

Первое, что нужно определить – когда греки основывали свои колонии?

Задание:

В опорном конспекте на ленте времени (стрелка КОГДА?) укажите хронологические рамки Великой греческой колонизации.

Представьте себе, что вы оказались в богатом торговом городе. Здесь собралось несколько сотен человек. Сейчас они нам расскажут об истинных причинах своего отъезда в далекие и неведомые земли.

Вопрос:

Какие категории населения покидали Грецию? (6 слайд).

Задание:

Запишите шесть категорий колонистов-переселенцев. (стрелка КТО?) (6 слайд)

В 8-6 веках до н.э. в Греции возникали полисы, греческие города-государства были хорошо развиты. НО! тысячи эллинов покидали свою Родину, переселялись в дальние края. Почему древние греки покидали «процветающую» Грецию и переселялись в чужие земли? Что заставляло их бросать родной дом и уезжать в неведомые страны?

Вопрос и задание:

Каковы причины греческой колонизации? В виде условных обозначений зарисуйте их в опорный конспект (стрелка ПОЧЕМУ?) (7 слайд).

Вопрос: 

Какое место вы выбрали бы на месте греков для строительства нового колониального поселения?

Совершенно верно, древние греки основывали поселения в удобных для жизни местах, с плодородными землями. Как правило, они находились на морском берегу, где были хорошие гавани. 

Задание:

С помощью карты в учебнике стр.151 определите местоположение греческих колоний. Назовите важнейшие колонии греков. В опорном конспекте укажите направления греческой колонизации (стрелка КУДА?) (слайд 8)

Физ. пауза (проводится под греческую мелодию «Сиртаки»).

Нам осталось определить итоги греческой колонизации, её значение (слайд 9).

Вопрос:

Что обозначают буквы «Г» и «К»? Почему они именно так направлены?

Задание:

Прочтите эту часть схемы. Перенесите записи этого блока на опорный лист.

В готовом виде опорная схема должна выглядеть так (слайд 10)

Изучают опорную схему.

(Приложение 1)

Формулируют вопросы:

Когда?

Кто?

Почему?

Куда?

Итоги?

В учебнике, карте, презентации опорной схеме.

Находят  в учебнике (стр.150-151) хронологические рамки Великой греческой колонизации

и отмечают на линии времени.

Ученики слушают рассказ о греческих переселенцах, работают в парахи вносятв опорный конспект

категории переселенцев:

1. Бедняки, задолжавшие знати

 2. Крестьяне, потерявшие свои участки

3. Аристократы из тех городов, где к власти пришел демос

4. Вожаки демоса из городов, где победила знать

5.  Купцы, разбогатевшие на заморской торговле

6.  Ремесленники

(Приложение 3)

Учащиеся работают в парах с опорным конспектом.

Примерные ответы учеников:

  1. Рост населения в Греции
  2. Захват земли знатью
  3. Нехватка плодородных земель для простых греков
  4. Не доставало продуктов питания, возникла опасность голода
  5. Угроза долгового рабства
  6. Борьба демоса и знати
  7. Необходимость развития торговли

Примерные ответы учеников:

1. Поближе к морю, с удобной бухтой
2. Рядом с пресной водой

3. Там, где много свободной земли.

Учащиеся работают в парах с опорным конспектом.

Учащиеся отмечают, что колонии были расположены вдоль Черного и Средиземного морей. Направления колонизации  - Малая Азия, Северное Причерноморье. (Ольвия, Херсонес, Пантикапей), Северная Африка, Южные Апеннины (Сиракузы), Северо-Западное Средиземноморье (Кирена) (слайд 9).

Отвечают на вопросы.

Работа учащихся с опорным конспектом.

IV этап – рефлексия. Творческая переработка, анализ, интерпретация полученной информации, подведение итогов, самооценка.  

Вопрос:  

Почему греческую колонизацию называют Великой?

Показывает на слайде презентации,  как должен выглядеть опорный конспект в готовом виде; просит учащихся дать самооценку своей деятельности на уроке с помощью ладони и кольца.

Рефлексия.

Задание:

На обратной стороне схемы – ладони (Приложение 2). Впишите в них своё имя. Каждый палец – это позиция, которая выражает ваше отношение к уроку. Представьте себя греческими художниками и нарисуйте кольцо на одном из пальцев:

  • большой– для меня это важно и интересно;
  • указательный – я получил(а) конкретные рекомендации, многому научилась;
  • средний – мне было трудно, но я старался (ась);
  • безымянный – не понравилось;
  • мизинец – для меня было недостаточно.

Сдайте опорный лист на проверку.

Примерные ответы учеников:

Греческая колонизация охватила всё Средиземноморье и Причерноморье, приобщила к эллинской культуре жителей колонизированных и соседних с ними земель. Колонизация носила организованный характер. Она способствовала развитию  хозяйства и торговли греческих полисов. Греческая торговля приобрела международный характер.

Сравнивают свой опорный конспект с образцом, анализируют результат; осуществляют самооценку своей деятельности, определяют своё эмоциональное состояние на уроке.

(Приложение 4)

Ученики проводят самоанализ, самооценку своей деятельности на «ладони».

Сдают учителю опорные схемы.

Инструктаж домашнего задания:

1. Параграф 32, карта, термины.

2.выяснить из дополнительных источников, основывали ли греки колонии на территории России,

3. Для желающих получить оценку «5» даю творческие задания:

  1. Придумать  рекламу своей колонии, чтобы привлечь туда туристов.
  2. Составить рассказ от имени грека-колониста

Воспринимают, уточняют, записывают домашнее задание.

Приложение 1

C:\Users\123\Desktop\греческие колонии\греч колонии.jpg

Приложение 2

C:\Users\123\Desktop\греческие колонии\гре колонии.jpg

Приложение 3

1 ученик. Я,  бедный земледелец. Мой маленький,  неплодородный участок расположен на склоне горы. Лучшая земля принадлежит знатным и богатым. Сколько ни работай, а из нужды не выберешься. Быть может, на чужбине я найду свое счастье.

2 ученик. Я,  безземельный бедняк. Прошлый год был неурожайным, я взял в долг зерно у знатного и богатого соседа. В срок долг отдать не смог, поэтому у меня отобрали землю. В чужом краю, говорят, много плодородной земли.

3 ученик. Я,  торговец. Привожу из Греции в колонии вино, оливковое масло,  вазы, ткани, оружие и надеюсь купить здесь пшеницу, мед, рабов. Морская торговля опасна, но она может обогатить.

4, 5 ученики. Мы братья занимаемся ремеслом. Нам пришлось навсегда покинуть родной город. Мы подняли демос на борьбу против знати. Началось восстание, но аристократы одержали верх. Услышали, что в колониях всегда есть выгодная работа для искусных ремесленников и уверены, что здешние архонты позволят тут навсегда поселиться.

6 ученик. Я  происхожу из древнего знатного рода. В полисе вспыхнуло восстание демоса, много знатных людей было убито. Чтобы сохранить жизнь себе и своим близким мне пришлось уехать из Греции, оставив свой прекрасный дом.

Приложение 4

Впишите в ладонь своё имя.

Представьте себя греческими художниками и нарисуйте кольцо на одном из пальцев:

  • большой – для меня это важно и интересно;
  • указательный – я получил (а) конкретные рекомендации, многому научилась;
  • средний - мне было трудно, но я старался (ась);
  • безымянный - не понравилось;
  • мизинец – для меня было недостаточно.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер класс - греческие колонии

мастер - класс по использованию ИКТ на уроках истории...

Тест для 5 класса Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей

Тест для проверки домашнего задания "Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей"...

Урок истории в 5 классе "Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей"

Урок истории в 5 классе "Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей"...

Урок истории в 5 классе - Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей

Проект учебного занятия в 5 классе по теме «Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей»...

Урок истории 5 класс Греческие колонии

Урок комбинированного типа с использованием презентации.Цель:содействовать формированию представлений о причинах и последствиях греческой колонизации....