Программа тематического раздела «Кубань – многонациональный край»
рабочая программа по истории (11 класс) по теме

 

Одна из задач регионального предмета «Кубановедение»– содействие взаимопониманию и сотрудничеству между представителями различных этнических, религиозных и социальных групп. Таким образом, предмет «Кубановедение» можно рассматривать в качестве базовой дисциплины в системе поликультурного образования как ядра духовно-нравственного развития и воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kuban_mnogonacionalnaya.doc142.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

Программа тематического раздела

«Кубань – многонациональный край»

в рамках регионального предмета «Кубановедение» для учащихся

образовательных учреждений Краснодарского края с 1 по 11 классы

(разработана Краснодарским краевым институтом дополнительного профессионального педагогического образования по поручению Совета безопасности Краснодарского края от 18 января 2011 г. департаменту образования и науки Краснодарского края)

Пояснительная записка

        Составной частью предмета «Кубановедение», реализуемого в каждом учреждении системы общего образования Краснодарского края с 1 по 11 классы, являются этносоциальные, конфессиональные и культурные традиции народов, населяющих наш регион. Одна из задач регионального предмета «Кубановедение» – содействие взаимопониманию и сотрудничеству между представителями различных этнических, религиозных и социальных групп. Таким образом, предмет «Кубановедение»  можно рассматривать в качестве базовой дисциплины в системе поликультурного образования как ядра духовно-нравственного развития и воспитания.

        Учитывая интегрированный характер предмета, основополагающий тематический раздел (модуль) «Кубань – многонациональный край» становится сквозным для всех ступней основного общего образования. Количество часов вариативно, зависит от структуры и содержания учебной программы, но не мене 2-х в каждой параллели.

Включение в программу указанного модуля возможно реализовать в рамках вводного и итогового занятий. Вводный урок, выстроенный в соответствии с возрастными особенностями и тематическим содержанием предмета «Кубановедение», нацеливает на обеспечение на каждом уроке и во внеурочной деятельности принятия обучающимися базовых национальных ценностей поликультурного мира и межконфессионального диалога. Итоговое занятие позволит определить уровень достижения планируемых результатов обучения – что известно о Кубани как многонациональном крае, и воспитательных эффектов в процессе социализации школьников – какие поведенческие ориентиры выбирают обучающиеся в повседневной жизни в поликультурном пространстве Краснодарского края.

Кроме этого, рекомендуется усилить уже введенные в программу темы, раскрывающие историю появления тех или иных народов на Кубани, констатирующие их вклад в развитие региона, особенности материальной и духовной культуры и повседневной жизни с постоянным акцентированием внимания на положительном историческом опыте общения народов, населяющих Кубань. Для создания всеобъемлющего представления о формировании этнокультуры в регионе, а так же реализации системно-деятельностного подхода и формирования универсальных учебных действий необходимо максимально использовать часы, отведенные на проектную деятельность и внеаудиторную занятость обучающихся.

По выбору учителя, в зависимости от компактного проживания представителей отдельных диаспор на определенной территории, а также национальной принадлежности учащихся в классе, возможно организовать знакомство с творчеством народных мастеров декоративно-прикладного искусства, представителями национальной творческой  интеллигенции, фольклорными коллективами своего населенного пункта, посещение местного музея с последующим вовлечением обучающихся в соответствующую кружковую, поисковую и научно-исследовательскую деятельность. В старшей школе особую актуальность приобретают социально значимые проекты, нацеленные на поддержание межнационального мира на Кубани.

Методологической основой преподавания тематического модуля «Кубань – многонациональный край» является концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, содержащая систему фундаментальных социальных и педагогических требований и понятий. Среди них:

  1. поликультурный подход
  2. формирование национального самосознания (идентичности)
  3. многообразие культур и народов
  4. межэтнический мир и согласие
  5. базовые национальные ценности.

В соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся предполагается их последовательная идентификация с семьей, культурно-региональной общностью, многонациональным народом Российской Федерации. Приоритетным в начальной школе должно стать осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к многонациональному народу России; понимание и поддержание семейных нравственных устоев, среди которых – взаимопомощь, милосердие, уважение, забота о других людях, ответственность за свои поступки; привитие любви к своей малой родине Кубани, к своему народу, к России; формирование представления о многонациональном составе жителей Кубани.

На ступени среднего общего образования на первый план выходит освоение знаний об этнополитической истории Кубани; знакомство с особенностями этнокультуры народов, населяющих Краснодарский край; овладение позитивным опытом межнационального общения народов, накопленного в ходе исторического развития российской государственности; принятие личностью традиций, ценностей, особых форм, культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного села, города, района, края; наполнение конкретным содержанием понятий «отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом».

В старшей школе особую ценность приобретают осознание ценности культурно-регионального сообщества своей малой родины Кубани как составной части российской гражданской нации; принятие культуры и духовных традиций многонационального народа России; развитие гражданского самосознания на основе этнокультурной принадлежности по факту своего происхождения и начальной социализации; формирование способностей предупреждать межнациональные конфликты и разрешать их ненасильственными средствами; освоение культуры межнационального общения в современном мире.  

Содержание

Класс

Кол-во часов

Тема

Элементы содержания

1

1

Мой родной край.

Вводный урок. Многонациональный состав жителей Кубани.

1

1

Будем знакомы.

Наш класс – многонациональная семья.

1

1

Школьная дружба.

Наша школа – дом, в котором уютно детям разных народов.

1

1

Семейные традиции.

Семейные традиции народов Кубани

1

1

Люблю тебя, мой край родной.

Итоговое занятие. Ценность семьи. Мой дом. Родная земля

2

1

Моя малая родина.

Вводный урок. Земля отцов – моя земля. Мы разные, но мы вместе.

2

1

Ремесла на Кубани.

Национальные особенности ремесел жителей Кубани.

2

1

Традиционное жилище народов Кубани

Дом, в котором жили наши предки.

2

1

Религиозные праздники народов Кубани

Многообразие религий как единство народов.

2

1

День Победы – всенародный праздник.

Победа деда – моя победа.

Итоговое занятие. Праздник всех народов, внесших вклад в Великую Победу. Необходимость воспитания взаимопомощи, коллективной ответственности за свои поступки.

3

1

Нет в мире краше Родины нашей.

Вводный урок. Мир и согласие между народами, населяющими Кубань – путь к процветанию нашей Родины.

3

1

Добрые соседи.

Взаимопонимание и уважение как основа существования народов, проживающих в родном крае.

3

1

Народные обычаи и традиции.

Фольклор и повседневная жизнь народов, населяющих Кубань.

3

1

Земля отцов – моя земля.

Итоговое занятие. Приобщение к культуре и традициям предков – основа мира и согласия.

4

1

Береги землю родимую, как мать любимую.

Вводный урок. От семейных ценностей к культурно-региональной общности.

4

1

Одежда жителей Кубани.

Национальные костюмы народов, населяющих Кубань.

4

2

Обычаи и праздники народов, живущих на Кубани.

Традиционные праздники народов Кубани.

4

1

Жизнь дана на добрые дела.

Итоговое занятие (проектная работа).

5

1

Кубань – перекресток цивилизаций.

Вводный урок. История малой родины как часть всеобщей и российской истории. Население Кубани в древности. Возникновение новых общностей в результате взаимодействия и слияния местных и пришлых народов.

5

1

Кочевые и оседлые племена Прикубанья в раннем железном веке.

Общее и особенное в быту, образе жизни, представлениях о мире  племен, населяющих Кубань в древности.

5

1

Роль греческой колонизации и Боспорского царства

Великая греческая колонизация. Греки и местное население: этнополитическое и культурное сближение народов Кубани. Взаимовлияние и взаимопроникновение греческой, меото-сарматской, скифской и элементов римской культур.

5

1

Культурно-исторические памятники Кубани мирового значения и их исследователи.

Итоговое занятие. Необходимость сохранения культурно-исторических памятников народов, населявших территорию Кубани.

6

1

Кубань – перекресток цивилизаций.

Вводный урок. Средневековый период этнополитической истории Кубани.

6

2

Народы Кубани в эпоху Средневековья.

Великое переселение народов. Новые этнические группы в регионе: гунны, булгары, авары, хазары.  Восточные славяне в Прикубанье и их отношения с зихами, касогами, адыгами. Основание и расцвет Тмутараканского княжества как результат единения разных народов и племен. Совместная борьба народов Северного Кавказа с татаро-монгольским завоеванием. Адыги, армяне (черкесо-гаи) и ногайцы. Взаимоотношения горцев и Московской Руси. Язычество славян и адыгов. Распространение христианства на Северо-Западном Кавказе. Проникновение ислама на Северный Кавказ. Особенности культуры, быта, традиций народов Кубани вашей местности.

6

1

Общность исторических судеб народов Кубани.

Итоговое занятие. Позитивный опыт межнационального общения в ходе становления и исторического развития российской государственности.

7

1

Земля отцов – моя Земля.

Вводный урок. Геополитическое положение региона в XVII – XVIII вв. Полиэтничный состав населения.

7

3

Повседневная жизнь и фольклор народов, населявших Кубань в XVII – XVIII вв.

Быт, материальная, духовная и художественная культура адыгов и тюркского населения. Основные занятия и уклад жизни казаков-некрасовцев. Быт гарнизонов суворовских укреплений.

7

1

Уголок России – отчий дом.

Итоговое занятие. Особенности этнокультуры народов, населяющих Кубань. Принятие традиций, ценностей, особых форм культурно-исторческой и духовной жизни родного села, станицы, города, района, края.

8

1

Народы Кубани в многонациональном российском государстве в XIX в.

Расширение национального состава. Формирование основ гражданского, национального сознания. Пути складывания взаимовыгодного сотрудничества и общности исторических судеб народов Кубани. Многонациональное боевое содружество и взаимопомощь в период присоединения региона к России.

8

4

Традиционная культура жителей Кубани и Черноморья в XIX в.

Языковое разнообразие Кубани и Черноморья. Местные названия географических объектов, окружающего мира, элементов этнокультуры. Богатство музыкального кубанского фольклора. Традиционная культура казачества, иногороднего крестьянства и нерусских переселенцев-колонистов.

8

1

Развитие профессиональной культуры.

Образовательный и культурный уровень жителей многонациональной Кубани в XIX в. Формирование национальной интеллигенции. Национальные творческие коллективы.

8

1

Кубань многонациональная.

Итоговое занятие. Основные этапы этнополитической истории Кубани. Особенности этнокультуры народов, населяющих наш край. Социальная и национальная солидарность.

9

1

Кубань в XX – XXI вв.: дорогой межнационального мира и согласия.

Вводный урок. Многонациональное боевое содружество и взаимопомощь в период военных испытаний. Национально-государственное строительство на Кубани и укрепление межэтнического взаимодействия и добрососедства в советскую эпоху. Межнациональный мир и согласие как основа процветания нашего государства.

9

1

Национальное, конфессиональное и культурное многообразие Краснодарского края.

Национальный состав населения. Конфессии в Краснодарском крае. Трудовая миграция. Культурные и спортивные достижения кубанцев. Межкультурный диалог как фактор развития единого гуманитарного пространства.

9

1

Укрепление межнационального мира на Кубани.

Итоговое занятие. Межнациональное общение как социальная потребность многонационального общества. Профилактика межнациональных конфликтов.

10

1

Я гражданин своей страны.

Вводный урок. Развитие гражданского самосознания на основе этнокультурной принадлежности.

10

2

Этническая история Кубани.

Народы Кубани с древности до наших дней. Вхождение народов региона в состав России. История формирования региональной многонациональной общности.

10

1

Диалог культур.

Дети разных народов, мы мечтою о мире живём.

Итоговое занятие. Формы межэтнического взаимодействия. Традиционная культура в жизни народов. Принятие культуры и духовных традиций многонационального народа России.

11

1

Национальный идеал и ценности.

Мы – россияне.

Вводный урок. Народ, нация, национальное государство. Национальный воспитательный идеал. Образ страны и национальная идентичность. Патриотизм, гражданственность, социальная и национальная солидарность.

11

1

Многообразие культуры как фактор

единства народов.

Особенности современного этноконфессионального состава Краснодарского края.

11

1

Культура межнационального общения.

Итоговое занятие. Этнополитическая сфера. Правовая культура в межнациональном взаимодействии. Трудовая миграция и социально-трудовые отношения. Преодоление и профилактика межнациональных конфликтов.

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №13 станицы Новолабинской

муниципального образования Усть-Лабинский район

 

Разработка классного часа на тему:

«Кубань многонациональная»

 

Цель:

1.Знакомство с традициями народов, населяющих Кубань

1.Воспитание  любви к малой Родине

 

Задачи:

 1. Познакомить учащихся с  историей, культурой, традициями народов, населяющих Кубань.

3. Развивать чувство толерантности.

 

Оборудование:  диск с записями выступлений художественных коллективов, презентация  «Кубань многонациональная», плакат «Карта Краснодарского края», рисунки детей в нацональных костюмах.

 

                                                 Ход урока:

 

 1.Организационный момент.  

2. Вступительное слово учителя.  

 

Родимый край, простор полей безбрежный,

Хлеба стеной кругом, куда ни глянь,

Мы землю эту преданно и нежно

Зовем певучим именем Кубань!

 

- А сейчас я вам расскажу сказку  о Кубани.                                                  

Давным-давно жила на земле девушка. Была она у родителей единственной и любимой дочерью, которую звали Кубанью. Жили они в старом ветхом домике, добрые это были люди. Двери их жилища всегда открыты для странников. Путники находили здесь тепло, заботу и внимание.

Росла Кубань всем на диво необыкновенной красавицей. Высокая, стройная, круглое личико обрамляла длинная русая коса, озаряла всегда улыбка, блестели ярко-синие глаза. Самое удивительное, девушка любила украшать землю, где жила.

Надо сказать, что земля, на которой они жили, производила гнетущее впечатление: с одной стороны - скалистые горы, а с другой - выжженная солнцем степь, с третьей - безжизненное море. И решила Кубанушка преобразить свою землю. Отправилась она по свету, чтобы посмотреть, как люди живут, познакомится с их природой и обычаями.

Долго не возвращалась она из путешествия, а когда вернулась, принялась за дело. Сначала посеяла рожь, и вскоре заколосились хлебные поля.

 Виноградная лоза, яблони и груши дарили богатые урожаи. Что ни посадит красавица, всё выходит на славу.

В озёрах, реках, морях развела она рыбу, привезённую издалека. Ожили водоёмы, на их берегах зашелестел камыш, ракита зазеленела, на водной глади закачались кувшинки. Редко стала бывать Кубанушка дома.

Настоящим её домом были тихие горные долины и привольные луга с широкими разливами буйных, сочных трав, с толпами то ярко-синих, то удивительно голубых, то жёлтых, как брызги живого солнца, цветов. Её незаменимым другом и мудрым учителем стала  природа. Она вырастила в душе девушки восторженное отношение ко всему прекрасному, родной земле.

Прослышали о трудолюбивой красавице далеко за пределами. И стали к ней женихи свататься, приносить ей богатые подарки. Но Кубань не торопилась с выбором, она хотела завершить начатое дело. Дары использовала по своему усмотрению.

 Жёлтые золотые монеты превратила в россыпь веснушчатых одуванчиков на лугах; рубины рассыпала по степи, и зацвели на этом месте алые маки;

бусинки жемчужного ожерелья стали душистыми ландышами, растущими на лесных полянах;

янтарный браслет - превратился в ромашки с ярким солнышком внутри;

бирюзовые бусы - в ярко-синие колокольчики, звенящие по ветру в степи.

Долгие старания и упорство девушки не прошли даром. Ожила земля,

зазеленели поля и долины,

зацвели деревья в садах и лесах, запестрели цветами луга,

горы покрылись лесными массивами.

Не осталось на той земли никого, кто видел бы синеглазую красавицу, но имя её навечно сохранилось в памяти людской, ведь места, где жила девушка, называются с тех пор Кубанью.

 

Кубань - многие народы прошли через эту землю. Буйный красочный мир манил людей, заставлял  волноваться при встрече. Все здесь во все времена пробуждало радость, вдохновляло на жизнь. И кто хоть раз попал в её бескрайние объятья, ощутил дыхание кубанского чернозема, окунулся в бездонную черноморскую синь, тот так и остался на этой земле.

          Всех жителей  городов , станиц, посёлков  Краснодарского края  можно  назвать одним  словом  -« кубанцы». А ещё  все мы – Земляки . Так называют  людей , у которых одна  земля , общая малая родина. Среди  наших  земляков-кубанцев – люди  ста  двадцати  национальностей : русские , адыги,  украинцы,  греки,  армяне, цыгане и многие  другие …

 

     У каждого  народа - свои  обычаи, праздники, свои песни  и сказки. В них  отражается  душа  народа: уклад его жизни, любовь к труду  и земле, почитание  отцов и дедов.

Каждому из нас  необходимо  знать  и обычаи  своего народа. Это наши корни, наши истоки. Ведь мы земляки: у нас одна  родина – наша  прекрасная  Кубань.

 

3.Национальные костюмы.

 

1. Кубань, российская земля,

Сады, бескрайние поля…

Тебе родной, тебе одной,

Бьет русский сын  поклон земной.

 

1-й

Казачья форма утвердилась к середине XIX века: черкеска из черного сукна, темные шаровары, бешмет, башлык, зимняя бурка, папаха, сапоги или ноговицы.

 

2-й

Традиционный женский костюм состоял из юбки и кофточки (кофточка), сшитой из ситца. Она могла быть приталенной или с бабочкой, но обязательно с длинным рукавом, отделывалась нарядными пуговицами, тесьмой, самодельными кружевами. Юбки шили из ситца или шерсти, для пышности присборенные у пояса.

 

2. Армянин в поле вышел

Встал Кубань, где бежит.

Нежно тронул руками лады.

И запела зурна

О великой любви

К той земле

Где живет армянин.

 

3-й

Основными элементами армянского мужского костюма были рубахи, кафтаны, шубы и штаны, шаровары. Армяне украшали рубаху вышивкой по вороту. Традиционной одеждой была черкеска, которую надевали поверх рубахи и кафтана. Без нее считалось неприличным появиться в общественном месте даже в жаркую погоду. Широко использовали армяне бурку. Ее носили внакидку и зимой и летом, защищаясь от дождя, ветра и холода. А излюбленным головным убором меховые шапки различной формы, которые шили обычно из шкурок ягнят, молодых овец особой породы, из дорогого бухарского каракуля.

 

4-й

Женская верхняя одежда была достаточно разнообразна: платья и нераспашные) кафтанчики и безрукавки. Шили платья, в зависимости от достатка, из сатина, шелка, парчи, плюша. Женщины в восточных армянских областях носили длинные красные штаны, Прорези рукавов этой одежды застегивались на серебряные пуговицы, трубочки либо цепочки с листиками или ягодками Женщины из богатых семей надевали бархатную шубку, отделанную куньим мехом. Сложным был головной убор. Среди украшений можно назвать ожерелья, браслеты из серебра, в нос продевалось серебряное украшение с бирюзой, на ноги надевали браслеты с подвесками.

  

3.  Нэнька моя, Украина моя:

Хлебные нивы от края до края,

В даль убегают беленные хаты…

Мы на Кубань расселились когда-то,

Домом родным, этот край почитаем,

Земли Кубани, « Як матерь кохаем»!.

 

5-й

Основу мужской одежды составляют рубаха и штаны. Рубаха, надеваемая на тело, часто служит и верхней одеждой. Отличительной особенностью мужской украинской рубахи является разрез спереди, украшенный вышивкой. Украинские мужчины носят рубаху, заправляя подол ее в штаны. Штаны  украинцы закрепляли на теле с помощью шнурка или ремня. Украинские штаны, особенно штаны казаков, отличались очень большой шириной.

 

 

6-й

Основу украинского женского костюма составляет рубашка - сорочка. Отличительная особенность украинской женской рубахи - обычай украшения подола, каймы рубашки вышивкой, т.к. он был виден из-под верхней одежды. Ярким дополнением к женскому костюму были нагрудные украшения из драгоценных камней, стекла, бусы или подвески с монетами.

 

4.Есть на Кубани народы- славяне,

Одних белорусы зовут.

Лицом и душою красивые люди,

В согласье и дружбе живут.

 

7-й

Мужской  костюм состоял из рубахи, ноговиц, безрукавки. Рубаху носили навыпуск, подпоясывались цветным поясом. Обувь — лапти, боты, зимой валенки. Головные уборы — соломенная шляпа, валяная шапка , зимой меховая шапка. Через плечо носили кожаную сумку. В мужском костюме преобладал белый цвет, а вышивки, украшения были на вороте, внизу рубахи; пояс был разноцветным.

 

8-й

Женский костюм более разнообразен, с выраженной национальной спецификой. Выделяются четыре комплекса: с юбкой и фартуком; с юбкой, фартуком и безрукавкой, с юбкой, к которой пришит лиф-корсет; с понёвой, фартуком, безрукавкой. Большое внимание уделялось вышивкам на рукавах. Юбки — красные, сине-зелёные, в серо-белую клетку, с продольными и поперечными полосами. Фартуки украшались кружевами, складками; безрукавки  — вышивкой, кружевами.

Головной убор девушек — узенькие ленты, венки. Каждодневная женская обувь — лапти, праздничная —хромовые боты. Носили также кафтан.

 

5.Как ты дорог нам, край

Гор и синих долин,

Как чудесны в цветенье сады.

Славны люди твои,

Счастьем полнят они

Землю ту, где родился адыг!

 

9-й

Традиционный мужской костюм - черкеска, длиной чуть ниже колен, с широкими рукавами. С обеих сторон груди нашивались газырницы для патронов. Черкеска строго различалась у мужчин по сословной принадлежности цветом - белого или красного цвета у князей , коричневого у дворян  и серый или чёрный у крестьян. Бешмет с  узкими рукавами, длина его была чуть выше колена, Штаны с широким шагом к низу сужались. Папаха шилась из овчины, белого, чёрного или бурого цвета. Башлык шили из тонкого домашнего сукна.  Бурка - длинный, войлочный плащ, черного, редко белого цвета. Наборный пояс. Обязательными предметами мужского костюма были кинжал и шашка. 

 

10-й

Женская одежда была разнообразна и богата украшена.  В костюм женщины входило платье, кафтан, рубаха, штаны, многообразие головных уборов и обуви. Праздничные платья шили из дорогих, покупных тканей: шёлк, бархат, тафта.  Цветовая гамма женской одежды была также сдержанна, редко использовали синий, зелёный и яркие пёстрые тона, предпочтение было белым, красным, чёрным, коричневым оттенкам.

Поверх шапочки накидывалась легкая шелковая шаль. Обувь - шилась из кожи или делали из тонкого войлока. Из украшений девушки носили кольца, серебряные подвески которые крепились на груди, вдоль выреза платья в, цепочки с подвесками, кулонами.

 

6. В краю кубанском без невзгод

Греческий живет народ.

И, говорят, его судьба.

В сиртаки вся отражена.

 

11-й

   При всем региональном разнообразии народного костюма его основой и у мужчин, и у женщин является рубаха с прямыми, не имеющими проймы рукавами. Непременный элемент женского костюма — фартук, очень нарядный, украшенный вытканными и вышитыми узорами. На голове носят платок. Характерны металлические украшения и вышивки, широкие пояса с серебряными пряжками.

 

7. На славной Кубани живут и цыгане

Сыны плодородной земли

Веселые песни, горячие танцы

Они на Кубань принесли.

 

12-й

     Цыганский национальный костюм. Есть несколько цыганских национальных костюмов. Их общая особенность — непременно закрытая область бёдер и колен.

женский костюм состоит из непременных юбки и блузки. Ткани традиционно берутся ярких, насыщенных цветов. У взрослой женщины костюм дополняется очень широким и длинным фартуком и головным платком.

 

 13-й

Мужской традиционный костюм состоит из рубашки русского покроя ярких цветов, короткого жилета, свободных брюк, сапог и картуза, Из украшений, у цыган популярны сделанные из золота перстни, у цыганок также браслеты и серьги, чаще всего без камней или с небольшими камнями. Женские серьги обычно с большим количеством свисающих деталей.

 

4. Национальная кухня.

 

Казачья пища. Основой питания кубанской семьи являлись пшеничный хлеб, продукты животноводства, рыбоводства, овощеводства и садоводства... Наиболее популярным считался борщ, который варился с кислой капустой, с фасолью, с мясом, салом, в постные дни - с растительным маслом. Любили казаки вареники, галушки. Понимали толк в рыбе: они ее солили, вялили, варили. Солили и сушили на зиму фрукты, варили компоты (узвары), варенье, готовили арбузный мед, делали фруктовую пастилу; широко употребляли мед, из винограда делали вино.

На Кубани ели больше мяса и мясных блюд  чем в других местах России. Однако и здесь очень ценились сало и жир, так как часто мясные продукты употреблялись как приправа к кушаньям.

 

Армянская кухня. В пище армян преобладали мясные и молочные продукты. Готовили кислое молоко, масло, разные виды сыров, творог и др. Они  равным образом употребляли в пищу баранину, говядину, конину. Мясо обычно варилось, а на зиму коптилось. К столу подавали различные соусы с кислым молоком, чесноком, бульоном и т.д. Готовили молочные супы на кукурузной или пшеничной муке, хлеба употребляли сравнительно мало, вместо него обычно готовили пасту– густую просяную кашу, подавая ее со всеми блюдами.

 

Белорусская  кухня. Включает разнообразные блюда из муки, круп, овощей, картофеля, мяса и молока. Способы сохранения продуктов — сушка, квашение, соление. В питании большую роль играли дикорастущие растения — щавель, лук луговой, полевой чеснок, крапива и др. Наиболее древний вид растительной пищи — каши из ячменных зёрен, проса, овса, ячной и гречневой круп. Каши из ячменных зёрен (кутья, гуща) сохраняются и сейчас как обрядовые на родины, поминки. Из муки (преимущественно ржаной) готовили жидкие и полужидкие блюда: квашеные — солодуха, кваша, кулага и неквашеные — калатуша, затирка, галушки, макароны, кулеш, маламаха. Из овсяной муки — кисели, жур, толокно.

Основу повседневного питания составлял хлеб (ржаной, реже пшеничный). Его пекли преимущественно из кислого теста с различными добавками — картофелем, свёклой, с желудями, мякиной и др. в зависимости от достатка в семье. Из хлебного теста пекли различные лепёшки — сковородники, преснаки, коржи; в праздники — пироги.

Традиционная еда белорусов — блинцы из ржаной, пшеничной, гречневой муки. Один из основных продуктов питания белорусов — овощи. Горох и бобы тушили; капусту, свёклу, брюкву, огурцы солили; репу, морковь — парили и пекли. Из овощей варили жидкие блюда — ботвинья, холодник, борщ.

Прочные позиции в питании занял картофель. Известно более 200 блюд из картофеля — печёный, отварной, жареный, тушёный, пюре, комы, бабка или дранка, клёцки, колдуны, блины, гульбишники, оладьи, суп, запеканки, пирожки и т. д. Молоко чаще употребляется в кислом виде; творог и особенно масло, сметана — в ограниченном количестве. Мясо и мясные продукты использовались преимущественно в составе блюд, чаще употребляли свинину, баранину, мясо домашней птицы, реже говядину. Из напитков известны берёзовый сок, медовый, хлебный, свекольный квасы.

 

Адгейская кухня. В летнее время года в пищу употребляются в основном молочные продукты и овощные блюда, зимой и весной преобладают мучные и мясные блюда. Наиболее популярен слоёный хлеб из пресного теста, который употребляют с калмыцким чаем. Широко употребляются кукурузная мука и крупа. Излюбленным блюдом остаётся курица или индюшка с соусом, заправленным толчёным чесноком и красным перцем. Баранину и говядину подают к столу варёными, обычно с приправой из кислого молока с толчёным чесноком и солью. По праздникам делали халву, пекли пышки, пирожки и пироги

 

Пища греков главным образом растительная. Излюбленные блюда — фасоль, голубцы, овощные рагу, маринованные маслины. Из молочных продуктов употребляют сыр и кислое молоко.

 

Цыганская кухня. Кухня цыган-рома довольно проста. Чаще всего цыгане употребляют курицу, баранину, свинину. Особенно любят супы из свеклы, квашеной капусты. Им также нравятся блюда из картофеля. Цыгане любят острую пищу.

 

5. Песни и танцы народов Кубани.(видеозаписи)

6. Заключительное слово учителя.

К сожалению, наше путешествие подошло к концу. Вот они-последние страницы,- и вся Кубань встает перед тобой. Ты видишь, как пшеница золотится, ты слышишь, как о берег бьет прибой… И если даже родом ты не здешний, однажды побывав у нас, поймешь, какой природой славен край наш вешний, какой красой особенно хорош. Богат наш край садами и хлебами Цемент и нефть он Родине дает... Но самый ценный капитал Кубани- простой и скромный труженик-народ.

 

7. Оформление плаката «Мы - дети Кубани!»

8. Итог урока

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Кубань – многонациональный край»

«Брейн - ринг» -  интеллектуальная игра. Цель игры: показать как складывались отношения между разными этнокультурами народов населявших Кубань в XIX веке, на примере изучения культуры , быт...

Презентация.Кубань-многонациональный край.

Презентация может быть использована при проведении классного часа в 5-11 классах.Учащиеся знакомятся с историей формирования этнического населения Кубани....

Урок-презентация, тема "Кубань - многонациональный край

В теме 8 коасса "Население России" можно использовать материал о национальном составе Краснодарского края...

Методическая разработка открытого классного часа по теме: "Кубань - многонациональный край!"

Цель классного часа -  помочь осознать студентам ценности этнокультуры народов Кубани,  воспитывать чувства терпимости и толерантности...

Программа по этнокультурному воспитанию учащихся «Мой многонациональный край»

1.     Актуальность проблемыВ последнее время отмечается бурное возрождение этнонациональных процессов, охватывающих все аспекты общественной деятельности.  Решение проблемы э...