Программа по этнокультурному воспитанию учащихся «Мой многонациональный край»
проект

Акобян Асмик Тельмановна

1.     Актуальность проблемы

В последнее время отмечается бурное возрождение этнонациональных процессов, охватывающих все аспекты общественной деятельности.  Решение проблемы этноса относится к числу глобальных мировых проблем.

 Построение воспитательного процесса на этнокультурных традициях придает ему гуманистический характер, способствует формированию ценностных ориентаций, нравственно-духовной устойчивости, гражданско-патриотической позиции, этнической идентичности. Этнокультурные традиции, в частности, пробуждают в учениках генетическую память, обеспечивают преемственность поколений, значительно повышают эффективность образовательного процесса.

Этническая культура, построенная на целостности, согласованности мировоззрения, способствует формированию гармоничного и целостного индивида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_2.docx594.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«средняя общеобразовательная школа №7» с. Старомарьевка

Грачёвского муниципального района Ставропольского края РФ

Программа по этнокультурному воспитанию учащихся

«Мой многонациональный край»

Программа разработана учителем английского языка высшей квалификационной категории

Акобян Асмик Тельмановной  

Программа предусмотрена для 5-11 классов

C:\Users\admin\Downloads\20171020_140625.jpg

                                      С. Старомарьевка, 2019г

 «… Для России … национальный вопрос, без всякого преувеличения, носит фундаментальный характер. Любой ответственный политик, общественный деятель должен отдавать себе отчет в том, что одним из главных условий самого существования нашей страны является гражданское и межнациональное согласие».

  Президент Российской Федерации

 Владимир Владимирович Путин

Цель программы :

Воспитание у подрастающего поколения доброжелательного отношения, уважения к традициям людей разных национальностей, а также привить гордость и уважение к своим корням.

Задачи :

  • формирование уважения и интереса к различным культурам и народам, населяющим Ставропольский край;
  • развитие творческих способностей, формирование основ национального мышления;
  • развитие патриотических чувств у подрастающего поколения.  

Пояснительная записка

  1. Актуальность проблемы 

В последнее время отмечается бурное возрождение этнонациональных процессов, охватывающих все аспекты общественной деятельности.  Решение проблемы этноса относится к числу глобальных мировых проблем. Эта проблема актуальна особенно в нашем многонациональном государстве. Традиции народа живут и передаются из поколения в поколение, но в нашем стремительно меняющемся мире многое безвозвратно уходит из жизни народа, его памяти. Наш исторический долг – успеть сохранить для будущих поколений всё ценное и достойное из народной культуры, его материального и духовного наследия.

И не случайно, что уже несколько лет как проводиться Международная просветительская акция «Большой этнографический диктант», прирученный ко Дню народного Единства, цель, которого является способствование укреплению общероссийской гражданской идентичности.

 Школа не может оставаться в стороне от этих процессов и обязана тщательно и всесторонне изучить проблему этнокультурного развития и организации образования в соответствии с изменениями не только в экономических условиях но и с учетом особых национальных эффектов. Одна из задач формирования этнической культуры - патриотическое воспитание подрастающего поколения. Конечно, понятие патриотизм выходит за рамки национального, часто приобретает государственный колорит, но изначально географически локализуется по месту рождения и социальной среды на ранних этапах жизни человека. В настоящее время понятие «патриотизм» также отражает гражданскую позицию человека и в то же время защиту национальных интересов. Патриотизм рассматривается как неотъемлемая черта этничности, естественное свойство личности. Он начинается с любви к матери, красоте родных мест и перерастает в чувство гордости за свою Родину, за своих людей, перерастает в настоящее проявление патриотических убеждений и чувств через поступки. Правильно организованный процесс патриотического воспитания устраняет этноцентрические тенденции, развивает представление о том, что такое родина. На основе понимания культурной уникальности своего народа ученик формирует в себе интернационализм, гражданственность и гуманизм.

Построение воспитательного процесса на этнокультурных традициях придает ему гуманистический характер, способствует формированию ценностных ориентаций, нравственно-духовной устойчивости, гражданско-патриотической позиции, этнической идентичности. Этнокультурные традиции, в частности, пробуждают в учениках генетическую память, обеспечивают преемственность поколений, значительно повышают эффективность образовательного процесса.

Этническая культура, построенная на целостности, согласованности мировоззрения, способствует формированию гармоничного и целостного индивида.

Новизна программы заключается в том, что в процессе обучения и воспитания главным является не сообщение детям информации, а формирование умений самостоятельно приобретать знания через посещения музеев, национальных общин, исторических мест и организацию мероприятий посвященных дружбе народов.  

Вся история России - это история освоения новых земель, история присоединения новых народов, история взаимоотношений этносов.  Сила России — в ее народе, в ее многонациональности.

  1. Знакомство с этническими группами и диаспорами Ставропольского края

Россией зовется общий наш дом,

Пусть будет уютно каждому в нем.

Любые мы трудности вместе осилим

И только в единстве сила России!

[Тарабукин Максим, ученик 11 класса МОУ "СОШ" с.Деревянск]

Россия - многонациональная страна, где проживают около 200 народов и этнических групп. Именно  поэтому вопросы межнациональных отношений являются главными для нашего общества. Это видно по первым строкам Конституции Российской Федерации. В Преамбуле сказано: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле…» (статья 42)

Ставропольский край тоже является многонациональным регионом. Диаспоры Ставрополья и их национально – культурные организации становятся активными участниками этнополитических процессов в крае и во всем северокавказском регионе. В крае действует 20 НКА (национально – культурные автономии) которые представляют народы Дагестана, армян, греков, немцев, корейцев, туркмен. Зарегистрировано 70 национально – культурных организаций, включая славянские (на начало 2003).

Сегодня на фоне глобализации мировой интерес к диаспорам как к социально-политическому и этнокультурному феномену чрезвычайно возрастает. Растущая роль и влияние диаспоры становится чрезвычайно важным явлением на международной арене. Диаспора может способствовать реализации внешнеполитических целей государства. В качестве мобилизованных групп с сильным чувством идентичности диаспоры могут играть свою роль как во внутренней, так и в международной политике. Более того, многие исследователи миграционных процессов говорят, что помимо их финансовой и материальной ценности диаспоры приносят интеллектуальный, политический, социальный и культурный капитал, связывающий родное государство с принимающим государством во всем мире.

Доказано что знакомство с историей и национальными традициями разных народов, живущих в России, помогает воспитать любовь не только к России, но и к своим корням, к своей нации, что помогает воспитанию толерантного отношения к представителям других наций. Каждая национальность, сохраняя свои традиции и культуру, вносит свою "лепту" в развитие общей культуры той страны, где проживает.

Старомарьевка  также является многонациональным населённым пунктом. Она населена армянами, лезгинами, даргинцами, чеченцами, азербайджанцами, табасаранцами... Каждый год социальный педагог МКОУ СОШ №7 с. Старомарьевка Хохлова Валентина Федотовна проводит анкетирование среди учащихся нашей школы. Вот как выглядит  национальный состав школы за  последние 3 года.

Национальный состав учащихся МКОУ СОШ №7

с. Старомарьевка на 01.09.2019г

№п/п

Национальность

%

Русские

61,7

Армяне

23,5

Даргинцы

4,1

Чеченцы

1,1

Аварцы

1,5

Лезгины

3,9

Азербайджанцы

1,2

Цыгане

1,5

Табасаранцы

0,7

Ассирийцы

0,1

Туркмены

0,2

Карачаевцы

0,3

Сирийцы

0,1

Итого

742 учащихся

100

Национальный состав учащихся МКОУ СОШ №7

с. Старомарьевка на 01.09.2018г

№п/п

Национальность

%

Русские

61,2

Армяне

23,6

Даргинцы

3,8

Чеченцы

1,0

Аварцы

1,0

Лезгины

4,1

Азербайджанцы

2,1

Цыгане

0,9

Табасаранцы

0,7

Сирийцы

0,1

Туркмены

0,3

Итого

734 учащихся

100

Национальный состав учащихся МКОУ СОШ №7

с. Старомарьевка на 01.09.2017г

№п/п

Национальность

%

Русские

62,9

Армяне

23,3

Даргинцы

4,4

Чеченцы

0,8

Аварцы

1,4

Лезгины

3,8

Азербайджанцы

1,7

Табасаранцы

0,07

Другие

0,98

Итого

709 учащихся

100

Основой воспитательной работы являются проектно-исследовательский метод и коллективное творческое дело. Особенно привлекает и то, что на уроках и кружках ребёнок может стать активным участником познавания своих корней. Он может попробовать себя в разных ролях и видах деятельности. Петь, плясать, рисовать, мастерить, участвовать в театральных постановках, разгадывать загадки, узнавать сказочных героев, участвовать в различных викторинах – все эти возможности предоставляет изучение различных культур, тем самым, способствуя всестороннему развитию личности ребёнка.

Одним из любимых ежегодных фестивалей, организованных завучем по организационной части МКОУ СОШ №7 Чвалун Галиной Леонидовной, являются утренники, посвященные дружбе народов Кавказа. Учащиеся школы независимо от национальной принадлежности с огромным удовольствием принимают участия, представляя тот или иной народ Кавказа.

  В 2018-2019 учебном году Агаекян Сабрина Аветиковна, ученица 9 класса написала исследовательскую работу «Роль диаспор в политической, экономической и культурной жизни государства». (Научный руководитель Акобян А. Т.) Цель данной работы изучение истории возникновения различных диаспор и их роли в жизни государств. В своей работе она доказала выдвинутую гипотезу: диаспоры играют уникальную роль в международных отношениях, потому что они находятся между двумя странами, разделяют две культуры, имеют эмоциональные инвестиции в двух странах и сохраняют социальные связи в двух обществах.

В том же учебном году  Акинин Михаил Дмитриевич, ученик 11 класса провел исследовательскую работу по теме «История и развитие русско- армянских отношений на примере села Старомарьевка». (Научный руководитель Акобян А. Т.) С данной работой он выступил на Международном конкурсе «Лестница наук», проходящем в подмосковном городе Электрогорск, и занял второе призовое место. А также, третье призовое место в краевом конкурсе исследовательских работ, организованных Малой Академией Наук города Ставрополь.

Данные работы опубликованы в сети интернет и в печатных изданиях, в том числе в научном журнале для старшеклассников и учителей «Международный школьный научный вестник».

https://school-herald.ru/ru/article/view?id=933 

https://school-herald.ru/ru/article/view?id=937 

  1. Ожидаемые результаты:
  • формирование в обучающихся гражданственности, любви к Родине, социальной культуре;
  • развитие познавательного, коммуникативного, нравственного, эстетического потенциалов личности ребёнка;
  • воспитание личности ребёнка, знающей, уважающей историю и традиции своего народа;
  • понимание взаимосвязи искусства, истории и литературы народов, населяющих наш край.

Таким образом, этнокультурное воспитание школьников, которое приобрело особую актуальность в настоящее время, обеспечивает формирование этнокультурной самоидентификации. Оно является необходимой основой духовно-нравственного формирования личности и условием интеграции в мировую культуру. Процесс формирования этнокультурной личности от восприятия этнической культуры до вовлечения в активную этнокультурную деятельность должен быть придан системообразующий характер.

Программа по этнокультурному воспитанию учащихся 5-11 классов

«Мой многонациональный край»

Сроки

Виды деятельности

Задачи

1 класс. «Мой дом, моя семья»

Сен-тябрь

  1. Экскурсия по деревне.
  2. Проектная деятельность «Мой дом» с применением элементов народного творчества.
  3. Экскурсия по школьному музею «Кавказ наш общий дом».

Знакомство с сельскими достопримечательностями и с народами, населяющими

с. Старомарьевка

Ок-тябрь

  1. 1.Выставка картин «Моя малая Родина».
  2. Рассказ «Происхождение моей семьи».
  3. Исследовательская работа «Древо моей семьи»

Приобщать родителей к совместной деятельности с детьми; рассказ о своих корнях.

Воспитывать в детях любовь и уважение к семье, к своей малой Родине и побуждение интереса к своей исторической Родине.

Но-ябрь

  1. День Международного дня против фашизма, расизма и антисемитизма.
  2. Возложение цветов на Еврейской могиле на окраине с. Старомарьевка
  3. Посещение памятника неизвестного солдата в с. Старомарьевка
  4. Участие в акции «Большой этнографический диктант»

Классный час по теме «Мы против фашизма», ознакомление учащихся с событиями 1938г, получившими название «Хрустальная (стеклянная) ночь».

Облагораживание еврейской могилы.  

Де-кабрь

  1. Посещение новогодних концертных мероприятий, организованными национально культурными организациями города Ставрополь.
  2. Фольклорный праздник, организованный учащимся.

Ознакомление учащихся с культурой  народов, населявших наш край, через посещения мероприятий, организованных диаспорами. Армянская национально - культурная организация «Наири», региональная национально-культурная автономия немцев «Видергебурт»,

 Краевое НКО славян ,  Ставропольская краевая молодежная  общественная  организация греков "Эллас", центр культуры народов Дагестана, " Грузинская национально-культурная автономия в г.Ставрополе «Имеди»…

Ян-варь

1.Развлекательное мероприятие «Рождество. Традиции и обычаи моего народа».

2.Викторина «Народы, населявшие мой край, мое село».

Сбор информации о проведении Рождества у разных народов. Организация мероприятий с традиционными блюдами народов,  подаваемых на рождественский стол.  

Фе-враль

  1. 1. Исследовательская работа

«Я « Я будущий защитник Родины »

  1. 2. Участие в фестивале военной песни на разных языках.

Выяснить, что знают дети о службе в армии. Как относятся мальчики к тому, что им предстоит служба в Российской армии.

 Март

1.Семейные посиделки «Три девицы под окном».

2. Поездка в краеведческий музей  в город Ставрополь.

3.Фольклорный праздник (обрядовые песни)

Познавательно-развлекательная программа с мамами, бабушками и учащимся.

Знакомство с традициями разных народов. Когда и как отмечаются дни женщин и матерей у разных народом.

Ап-рель

1. Ежегодный интернациональный фестиваль «Кавказ - наш общий дом»

2. Экскурсия по историческим местам Ставрополя.

Прививать интерес к традициям своего народа, учить замечать необычное в обычном, развивать художественный вкус.

Май

1.Исследовательская работа «Мои родственники – участники Великой Отечественной войны».

2. Возложение цветов на Еврейской моглена окраине

 с. Старомарьевка

3. Посещение памятника неизвестного солдата в

 с. Старомарьевка

Воспитание патриотических чувств к малой Родине и её жителям.

Ознакомление с героями ВОв, представителями разных народов.

Привитие любви и гордости к своему народу, к свои корням и к нашей общей Родине, к России.

Список Информационных источников

Консультанты :

  1. Чвалун Галина Леонидовна - учитель географии, завуч по организаторской части МКОУ СОШ №7 с. Старомарьевка, создатель школьного музея «Кавказ- наш общий дом».
  2. Акинина Елена Викторовна – учитель русского языка и литературы
  3. Хохлова Валентина Федотовна- соц. педагог МКОУ СОШ №7 с. Старомарьевка
  4. Представители разных народов, жители с. Старомарьевка.

Литература и интернет источники:

  1. Б. Т. Аванесов «Армянская община города Ставрополя  (1808- 1918гг). Ставрополь 2001г
  2. Армяне   юга   России:   история,   культура,   общее   будущее:   материалы  А839    Всероссийской научной конференции (30 мая – 2 июня 2012 г., Ростов-  на-Дону)   /   отв.   ред.   акад.  Г.Г.  Матишов.   –   Ростов   н/Д:   Изд-во   ЮНЦ  РАН, 2012. – 416 с. – ISBN 978-5-4358-0030-2
  3. Ефим Файнер «"Евреи Ставрополья. История в документах и фактах"
  4. В. Бентковского, Г.Н. Прозрителева, А.С. Собриевского, А.И. Твалчрелидзе   «Памятные книжки Ставропольской губернии»
  5. Герман Беликов «Старый Ставрополь». Ставрополь 2009
  6. Герман Беликов «Ставрополь – врата Кавказа».  
  7. Robin Cohen “Global Diasporas” second edition. First published 2008

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Целевая программа «Духовно-нравственное воспитание учащихся МОУ «АСОШ № 4» на 2010 – 2014 годы

Паспорт программы Тип: Программа Наименование программы: Целевая программа «Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи Направленность: Внеклассная работа Основания для разраб...

Программа духовно-нравственного воспитания учащихся МОУ Рогачевской сош

Школа – это тот островок в нашем прагматичном и сложном мире, где учат добру, справедливости, честности и любви к ближнему. Кто как не школа должна заботиться о нравственном становлении личности. На п...

ПРОГРАММА гражданско-патриотического воспитания учащихся 5 класса «Мы - дети России» 2012 – 2016 г.г.

Программа гражданско-патриотического воспитания ,разработана в 2012году для учащихся 5 класса...

курс внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию учащихся 6 класса "Край, в котором я живу"

курс внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию учащихся 6 класса "Край, в котором я живу"...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по культурному воспитанию учащихся школы «Мир культуры!» Возраст учащихся: 7 – 10 лет

Дополнительная      образовательная     программа     предметно-практической деятельности   учащихся   "Мир...

ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Развитие творческого потенциала личности через приобщение к искусству – неотъемлемая сторона подготовки современного успешного человека. Интерес, вовлеченность в культуру своего региона, своей н...