Виды самостоятельной работы на уроках истории
статья по истории по теме

В статье предложены виды работ с учебником, документом, картой и другими материалами на уроках истории

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vidy_samostoyatelnyh_rabot_na_urokah_istorii.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ

1. Виды работы с учебником:

а) задания, связанные с поиском информации:

– найти в тексте ответ на поставленный вопрос;

– найти в тексте предложение, которое соответствует иллюстрации;

– найти и выписать (кратко сформулировать своими словами) определение исторического термина, понятия;

– прочитать отрывок, выделить главную мысль, главные факты и подчеркнуть карандашом;

-  найти и выписать (подчеркнуть, назвать) требуемые факты, примеры, имена, опорные слова для пересказа;

- по ходу чтения выполнить тестовые задания;

б) задания, связанные с развитием устной речи:

  1. прочитать и ответить на вопрос, требующий не простого нахождения ответа в тексте, а определенных мыслительных операций;

- прочитать и рассказать друг другу о прочитанном;

- «сжать» и «развернуть» информацию;

- почитав, рассказать о своих впечатлениях;

- составить предложения с новыми терминами;

в) задания, развивающие умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, выявлять закономерности:

- ознакомившись с текстом или слушая рассказ, выделить причины явления, события, повод к нему;

- подобрать в тексте факты, доказывающие тезис;

- прочитав текст, выполнить задание, требующее умения анализировать текст, сопоставлять два и более текста, проверить сравнение;

- придумать к данному тексту вопросы;

- составить план рассказа (простой, сложный, тезисный, цитатный);

- заполнить таблицу: сравнительно-обощающую; хронологичекую, систематизирующую;

- составить схему.

2. Виды работы с документами:

  1. объяснить значение понятий, употребляющихся в тексте документа;
  2. сравнить текст документа с содержанием учебника;
  3. пользуясь памяткой, проанализировать исторический источник;
  4. используя документ, доказать тезис;
  5. выбрать главное и второстепенное в содержании документа, аргументировать свой выбор;
  6. ответьте на вопросы к документу.

3. Виды работы с картой.

  1. показать и описать на исторической карте границы государства, места сражений, районы восстаний и т.д.;
  2. описать геополитическое положение государства;
  3. сравнить карты 2, 3 эпох, на основе увиденных изменений сделать выводы о характере территориальных и политических изменений;
  4. выполнить задания на контурной карте с использованием атласа, настенной карты или по памяти;
  5. найти на карте и назвать включенные в легенду знаки;
  6. найти изображенную на небольшой карте территорию на картах, охватывающих большее пространство.

4. Виды работы с иллюстрациями:

  1. провести элементарный анализ иллюстрации: выделить главное в изображении;
  2. пользуясь памяткой, проанализировать иллюстрацию, политическую карикатуру;
  3. составить описательный рассказ по картине;
  4. используя комплект иллюстраций, изображающих памятники архитектуры, распределить их по стилям, выделить характерные черты каждого стиля, описать памятник архитектуры;
  5. разместить в хронологической последовательности учебные картины;
  6. подобрать иллюстрации по теме;
  7. озвучить учебную картину (например: о чем говорят люди);
  8. рассказать какие исторические легенды или реальные события лежат в основе              

картины.

 

5. Виды работы с видеофильмами:

  1. сравнить содержание фильма с содержанием текста учебника;
  2. выделить причинно-следственные связи;
  3. отобрать факты, доказывающие тезис;
  4. просмотрев фильм, рассказать о своих впечатлениях.

6. Виды работы со статистическими данными:

  1. словесно проиллюстрировать содержащуюся в таблице, графике, диаграмме информацию, проанализировать ее, сделать выводы;
  2. найти статистические данные в тексте, построить графики;
  3. сравнить данные 2 статистических источников, отметить моменты сходства, совпадения, сделать выводы.

7. Виды работы с дополнительной литературой:

  1. подобрать литературу по изучаемой теме, статично оформить список;
  2. составить рассказ, используя несколько источников;
  3. подготовить сообщение,  «цитатник», реферат;
  4. выполнить творческую работу.

8. Другие виды работы:

  1. подготовить монологический рассказ;
  2. решить познавательные задачи;
  3. проанализировать ответ товарища;
  4. письменно оформить выводы по теме;
  5. составить вопросы, задачи, тест, при помощи которого можно проверить знания одноклассников по пройденной теме;
  6. написать перечень вопросов, пройденных в теме, с отметкой «хорошо», «не очень», « не усвоил»;
  7. составить схему пройденного материала, в которой необходимо отразить основные понятия, изученные в теме, и связи между ними;
  8. составить характеристику исторической личности, события;
  9. составить мини-рассуждение по данной теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление "Виды самостоятельных работ на уроках литературы"

Выступление на методическом объединении учителей русского языка и литературы по теме "Виды самостоятельных работ на уроках литературы"....

Самостоятельная работа на уроках истории

Использование приёмов активных образовательных технологий в сочетании с планомерным формированием у школьников приёмов учебной деятельности и интеллектуальных умений способствуют развитию познав...

Статья "Самостоятельная работа на уроках истории"

В статье описываются виды самостоятельных работ учащихся на уроках истории в основной школе...

«Виды самостоятельной работы на уроках осетинской литературы в старших классах».

Доклад по теме   «Виды самостоятельной работы на уроках осетинской литературы   в старших классах»....

Виды самостоятельных работ на уроках математики

Применение любого метода обучения предполагает соразмерное сочетание его с самостоятельной работой учащихся, ибо обучение следует рассматривать не только как воспроизведение и запоминание учебного мат...

Виды самостоятельных работ на уроках математики, как фактор повышения познавательной активности обучающихся.

В результате систематического и целенаправленного проведения различных видов самостоятельных работ, ученики привыкают к востребованности своих знаний, убеждаются в значимости образования. Способность ...