Самостоятельная работа на уроках истории
методическая разработка по истории по теме

Бабичева Валентина Владимировна

 

Использование приёмов активных образовательных технологий в сочетании с планомерным формированием у школьников приёмов учебной деятельности и интеллектуальных умений способствуют развитию познавательного интереса учащихся, развивают способность к самостоятельному переносу знаний и усвоенных по образцу способов умственной деятельности, развивают мышление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizaciya_sam._raboty.docx28.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 46

ВЫСТУПЛЕНИ НА ЗАСЕДАНИИ

МО УЧИТЕЛЕЙ ГУМАНИТАРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ

ПО ТЕМЕ:

«Самостоятельные виды работ на уроках истории и обществознания как один из способов мотивации обучающихся»

Выполнила: Бабичева В.В.,

учитель истории и обществознания

г. Хабаровск

Самостоятельные виды работ на уроках истории и обществознания как один из способов мотивации обучающихся

Использование приёмов активных образовательных технологий в сочетании с планомерным формированием у школьников приёмов учебной деятельности и интеллектуальных умений способствуют развитию познавательного интереса учащихся, развивают способность к самостоятельному переносу знаний и усвоенных по образцу способов умственной деятельности, развивают мышление.



Проблема


Варианты решения


Снижение познавательного интереса учащихся и мотивации к учебной деятельности


  1. Педагогика сотрудничества;

  2. использование активных форм обучения, метода решения проблемных задач для повышения познавательного интереса к уроку.

  3. Разнообразие каналов передачи информации;

  4. рефлексия. Я понял…, я узнал…, я научился…, мне пригодится в жизни…


Отказ от чтения текста учебника при приготовлении домашнего задания.


  1. Систематизация сложного теоретического материала на уроке; 

  2. комментированное чтение текста учебника; 

  3. заполнение таблицы «Знаю- Хочу знать- Узнал- Что хочу узнать ещё».


Перегрузка учащихся.


  1. Введение в структуру урока этапов, позволяющих активизировать деятельность учащихся по развитию мыслительных умений, 

  2. широкое использование специально подобранных заданий с учетом возрастных особенностей мышления, 

  3. опора на развивающие методы обучения, 

  4. использование возможностей компьютера. 


Разный умственный потенциал детей, обучающихся в одном классе.


  1. Личностно-ориентированное обучение, опора на субъективный опыт учащихся.


Слабый уровень развития мыслительных умений учащихся: анализ, синтез, обобщение, классификация, сравнение и т.д.


Обучение учащихся овладению основными приёмами учебной деятельности на основе составления памяток, обобщающих опорных конспектов, планов, таблиц, логических схем. 


Ведущая педагогическая идея:


- создание педагогических условий на уроке для успешного развития мыслительных умений на основе овладения приёмами учебной деятельности через вовлечение школьников в творческую деятельность, приносящую радость преодоления, радость открытия, достижения поставленной цели.

 
Цель- Развитие мыслительных умений обучающихся на уроках истории и обществознания через использование методов активных образовательных технологий в сочетании с планомерным формирование у учащихся приёмов учебной деятельности. 


Задачи:

  1. Обеспечить мотивацию и познавательный интерес учащихся к учебной деятельности через активные образовательные технологии и педагогику сотрудничества;
  1. Определить реальную картину познавательных возможностей учащихся посредством анализа ответов учеников (объём информативной памяти, степень воображения, уровень логического мышления, аналитические и синтетические способности, уровень развития смысловой памяти, способность выделять существенные признаки и обобщать однородные факты, критичность мышления);
  1. Разработка и отбор системы рациональных приёмов, формирующих мыслительные умения учащихся, развивающих их речь;
  2. Подготовка алгоритма учебных действий для поэтапной отработки мыслительных умений (анализа, синтеза, сравнения, умения делать выводы, классификации, абстрагирования) на основе овладения приёмами учебной деятельности (составление плана, анализ картины, карты, таблицы и т.д.)
  3. Установление линии усложнения в формировании у учащихся важнейших приёмов учебной работы (от применения на однородных явлениях к применению на разнородных).
  4. Обеспечение перехода полученных учебных навыков в умения, т.е. способность достигать сознательно поставленной цели деятельности в новых условиях.
  5. Анализ результатов обучения учащихся.


Теоретическая база опыта

Теоретической базой опыта явились исследования педагогов Л.А.Аристовой, Ю.К.Бабанского, Л.В.Занкова, И.Я.Лернера, М.И.Махмутова, Н.А.Половникова, В.В. Давыдова. Проведенные в последние годы разносторонние исследования отечественных педагогов убедительно показали, что среди факторов, активно влияющих на процесс обучения, ведущая роль принадлежит мышлению школьника, сформированности приемов умственной деятельности с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.  

Приёмы умственной деятельности – способы осуществления мыслительной деятельности (анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, обобщение, конкретизация). За каждым учебным приёмом (составление плана, конспекта, определения географического положения страны и т.д ), стоят приёмы умственной деятельности. 

Сущность активного обучения выражается в том, что учащийся самостоятельно достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы. За приёмами учебной деятельности как бы скрыты приёмы умственной деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, формулирование выводов, понятий. 
Какие же учебные умения я хочу сформировать у учащегося, чтобы он стал самостоятельной личностью?

а) познавательные:

  1. работа с учебной и научно- популярной литературой, современными средствами коммуникации, а на этой основе умения самостоятельно приобретать знания; 
  2. умение осмысливать события и явления действительности на основе исторического анализа, творчески применять исторические данные;


б) предметные:

  1. измерение, вычисление, построение и анализ диаграмм, таблиц, графиков;
  2. чтение различных схем, исторических карт;
  3. Определение понятий;
  4. Составление сложного плана, отражающего ход событий;
  5. Соотнесение года с веком, века с тысячелетием и дат событий с определённым периодом истории;
  6. Составление хронологических и синхронистических таблиц исторических событий, процессов;


в) организационные: предусматривают формирование навыков пошагового планирования своей деятельности: цель-результат, а также умения 
контролировать свое поведение, выполнение действий и операций, из которых 
складывается учебная деятельность.


г) оценочные: умения обоснованно оценивать изучаемые события, общественные явления, деятельность социальных групп и партий, опираясь на теоретические знания, полученные в курсах истории.

Классификация учебных умений и их взаимосвязь с мыслительными операциями:



Учебный приём


познавательные


практические


организационные


Оценочные


Приёмы мышления


1


Составление различных типов плана: простого, сложного, тезисного.


+



+



Анализ

синтез


2


Устанавливание последовательность, длительности и синхронности исторических событий.


+


+


+



Анализ

Синтез

Абстрагирование


3


Определение несложных понятий


+



+



Обобщение

абстрагирование


4


Устанавливание основных причин и значения отдельных исторических событий на основе анализа фактов.


+



+



Анализ

Синтез

Абстрагирование

Суждения

Умозаключения


5


Определение по карте географического положения страны


+


+


+



Анализ

синтез


6


Соотнесение года с веком, века с тысячелетием 


+


+


+



Анализ

синтез


7


Составление хронологических и синхронистических таблиц исторических событий, процессов


+


+


+



Анализ

Синтез

Сравнение

обобщение


8


Определение и характеристика изучаемых общественных явлений, выдающихся исторических деятелей, памятников культуры


+


+


+


+


Анализ

Синтез

Сравнение

Обобщение

Выводы

Суждения

умозаключения


9


Использование содержания исторической карты в рассказе о событиях, их причинах, следствиях


+


+


+



Анализ

Синтез

абстрагирование


10


Обоснование оценивать изучаемые события, общественные явления, деятельность социальных групп и партий в конкретных исторических условиях, опираясь на теоретические знания


+



+


+


Анализ

Синтез

Абстрагирование

Обобщение


11


Локализация исторических событий и процессов во времени на основе знания научной периодизации истории



+


+



Анализ

Синтез

Абстрагирование

Обобщение


12


Сравнение однородных исторических явлений, выявление их общих причин и последствий


+



+



Анализ

Синтез

Абстрагирование

Обобщение

сравнение


13


Чтение и анализ тематических карт, систематизация их данных и применение при характеристике исторических событий и процессов


+


+


+



Анализ

Синтез

Абстрагирование

Обобщение

сравнение


14


Формулирование выводов


+



+



Анализ

Синтез

Абстрагирование

Обобщение

сравнение



Из приведённой таблицы видно, что все мыслительные процессы взаимосвязаны. Овладение учебными умениями предполагает одновременное выполнение целого ряда мыслительных операций: анализа, синтеза, абстрагирования, сравнения, обобщения, формирования понятий, умения делать выводы. И также взаимосвязано формируются их мыслительные умения



Учебные памятки


Памятка для составления характеристики конференции:

  1. Время проведения конференции;
  2. Участники конференции;
  3. Обсуждаемые вопросы;
  4. Итоги конференции.


Памятка для составления характеристики политической организации:

  1. Причины создания организации;
  2. Дата создания организации;
  3. Участники организации;
  4. Деятельность организации;
  5. Итоги деятельности организации и т. д. 

Памятка для составления характеристики государственного деятеля:

  1. Годы правления;
  2. Краткая характеристика личности;
  3. Цели правления;
  4. Средства реализации целей;
  5. Класс/сословие, интересы которого выражал/защищал деятель;
  6. Итоги правления.

Памятка по составлению характеристики государства:

  1. Интересы какого класса защищало?
  2. Как передавалась власть/престол?
  3. Кому принадлежала центральная власть?
  4. Кому принадлежала власть на местах?
  5. Каков был состав и оснащение войска?
  6. Кто вершил суд? Каким был основной закон?
  7. Какие перемены произошли в государстве, по сравнению с более ранним периодом?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды самостоятельной работы на уроках истории

В статье предложены виды работ с учебником, документом, картой и другими материалами на уроках истории...

Статья "Самостоятельная работа на уроках истории"

В статье описываются виды самостоятельных работ учащихся на уроках истории в основной школе...

ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКЕ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ и ОБЩЕСТОВЗНАНИЯ)

В данной статье на основе личного опыта я делюсь своими наработками по формированию навыков самомтоятельной работы у обучающихся. Рассматриваю основные виды самостоятельной деятельности учащихся на ур...

Самостоятельной работы на уроках истории

laquo;Организация самостоятельной работы на уроках истории как средство развития ключевых компетентностей, учащихся»...

Самостоятельная работа на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС

Тема: Самостоятельная работа на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОСВыступление на РМО учителей истории и обществознания....

Презентация "Организация самостоятельной работы на уроке истории",Методические указания по выполнению самостоятельных работ

Материал предназначен для использования при организации самостоятельной работы студентов во время урока и во внеурочной деятельности...