Самостоятельная работа на уроках истории
методическая разработка по истории по теме
Использование приёмов активных образовательных технологий в сочетании с планомерным формированием у школьников приёмов учебной деятельности и интеллектуальных умений способствуют развитию познавательного интереса учащихся, развивают способность к самостоятельному переносу знаний и усвоенных по образцу способов умственной деятельности, развивают мышление.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizaciya_sam._raboty.docx | 28.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 46 ВЫСТУПЛЕНИ НА ЗАСЕДАНИИ МО УЧИТЕЛЕЙ ГУМАНИТАРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ ПО ТЕМЕ: «Самостоятельные виды работ на уроках истории и обществознания как один из способов мотивации обучающихся» Выполнила: Бабичева В.В., учитель истории и обществознания г. Хабаровск |
Самостоятельные виды работ на уроках истории и обществознания как один из способов мотивации обучающихся
Использование приёмов активных образовательных технологий в сочетании с планомерным формированием у школьников приёмов учебной деятельности и интеллектуальных умений способствуют развитию познавательного интереса учащихся, развивают способность к самостоятельному переносу знаний и усвоенных по образцу способов умственной деятельности, развивают мышление.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ведущая педагогическая идея:
- создание педагогических условий на уроке для успешного развития мыслительных умений на основе овладения приёмами учебной деятельности через вовлечение школьников в творческую деятельность, приносящую радость преодоления, радость открытия, достижения поставленной цели.
Цель- Развитие мыслительных умений обучающихся на уроках истории и обществознания через использование методов активных образовательных технологий в сочетании с планомерным формирование у учащихся приёмов учебной деятельности.
Задачи:
- Обеспечить мотивацию и познавательный интерес учащихся к учебной деятельности через активные образовательные технологии и педагогику сотрудничества;
- Определить реальную картину познавательных возможностей учащихся посредством анализа ответов учеников (объём информативной памяти, степень воображения, уровень логического мышления, аналитические и синтетические способности, уровень развития смысловой памяти, способность выделять существенные признаки и обобщать однородные факты, критичность мышления);
- Разработка и отбор системы рациональных приёмов, формирующих мыслительные умения учащихся, развивающих их речь;
- Подготовка алгоритма учебных действий для поэтапной отработки мыслительных умений (анализа, синтеза, сравнения, умения делать выводы, классификации, абстрагирования) на основе овладения приёмами учебной деятельности (составление плана, анализ картины, карты, таблицы и т.д.)
- Установление линии усложнения в формировании у учащихся важнейших приёмов учебной работы (от применения на однородных явлениях к применению на разнородных).
- Обеспечение перехода полученных учебных навыков в умения, т.е. способность достигать сознательно поставленной цели деятельности в новых условиях.
- Анализ результатов обучения учащихся.
Теоретическая база опыта
Теоретической базой опыта явились исследования педагогов Л.А.Аристовой, Ю.К.Бабанского, Л.В.Занкова, И.Я.Лернера, М.И.Махмутова, Н.А.Половникова, В.В. Давыдова. Проведенные в последние годы разносторонние исследования отечественных педагогов убедительно показали, что среди факторов, активно влияющих на процесс обучения, ведущая роль принадлежит мышлению школьника, сформированности приемов умственной деятельности с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Приёмы умственной деятельности – способы осуществления мыслительной деятельности (анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, обобщение, конкретизация). За каждым учебным приёмом (составление плана, конспекта, определения географического положения страны и т.д ), стоят приёмы умственной деятельности.
Сущность активного обучения выражается в том, что учащийся самостоятельно достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы. За приёмами учебной деятельности как бы скрыты приёмы умственной деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, формулирование выводов, понятий.
Какие же учебные умения я хочу сформировать у учащегося, чтобы он стал самостоятельной личностью?
а) познавательные:
- работа с учебной и научно- популярной литературой, современными средствами коммуникации, а на этой основе умения самостоятельно приобретать знания;
- умение осмысливать события и явления действительности на основе исторического анализа, творчески применять исторические данные;
б) предметные:
- измерение, вычисление, построение и анализ диаграмм, таблиц, графиков;
- чтение различных схем, исторических карт;
- Определение понятий;
- Составление сложного плана, отражающего ход событий;
- Соотнесение года с веком, века с тысячелетием и дат событий с определённым периодом истории;
- Составление хронологических и синхронистических таблиц исторических событий, процессов;
в) организационные: предусматривают формирование навыков пошагового планирования своей деятельности: цель-результат, а также умения
контролировать свое поведение, выполнение действий и операций, из которых
складывается учебная деятельность.
г) оценочные: умения обоснованно оценивать изучаемые события, общественные явления, деятельность социальных групп и партий, опираясь на теоретические знания, полученные в курсах истории.
Классификация учебных умений и их взаимосвязь с мыслительными операциями:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
Умозаключения | ||
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
Из приведённой таблицы видно, что все мыслительные процессы взаимосвязаны. Овладение учебными умениями предполагает одновременное выполнение целого ряда мыслительных операций: анализа, синтеза, абстрагирования, сравнения, обобщения, формирования понятий, умения делать выводы. И также взаимосвязано формируются их мыслительные умения
Учебные памятки
Памятка для составления характеристики конференции:
- Время проведения конференции;
- Участники конференции;
- Обсуждаемые вопросы;
- Итоги конференции.
Памятка для составления характеристики политической организации:
- Причины создания организации;
- Дата создания организации;
- Участники организации;
- Деятельность организации;
- Итоги деятельности организации и т. д.
Памятка для составления характеристики государственного деятеля:
- Годы правления;
- Краткая характеристика личности;
- Цели правления;
- Средства реализации целей;
- Класс/сословие, интересы которого выражал/защищал деятель;
- Итоги правления.
Памятка по составлению характеристики государства:
- Интересы какого класса защищало?
- Как передавалась власть/престол?
- Кому принадлежала центральная власть?
- Кому принадлежала власть на местах?
- Каков был состав и оснащение войска?
- Кто вершил суд? Каким был основной закон?
- Какие перемены произошли в государстве, по сравнению с более ранним периодом?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Виды самостоятельной работы на уроках истории
В статье предложены виды работ с учебником, документом, картой и другими материалами на уроках истории...
Статья "Самостоятельная работа на уроках истории"
В статье описываются виды самостоятельных работ учащихся на уроках истории в основной школе...
ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКЕ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ и ОБЩЕСТОВЗНАНИЯ)
В данной статье на основе личного опыта я делюсь своими наработками по формированию навыков самомтоятельной работы у обучающихся. Рассматриваю основные виды самостоятельной деятельности учащихся на ур...
Самостоятельной работы на уроках истории
laquo;Организация самостоятельной работы на уроках истории как средство развития ключевых компетентностей, учащихся»...
Самостоятельная работа на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС
Тема: Самостоятельная работа на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОСВыступление на РМО учителей истории и обществознания....
Презентация "Организация самостоятельной работы на уроке истории",Методические указания по выполнению самостоятельных работ
Материал предназначен для использования при организации самостоятельной работы студентов во время урока и во внеурочной деятельности...