Самостоятельная работа на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС
статья по истории

Субботина Надежда Васильевна

Тема: Самостоятельная работа на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС

Выступление на РМО учителей истории и обществознания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Самостоятельная работа на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС

Выступление на РМО учителей истории и обществознания.

 

Учитель истории и обществознания

МКОУ «Субботинская СОШ»

Солнцевского района Курской области

 Субботина Н.В.

Формирование самостоятельной, инициативной и творческой личности всегда рассматривалось как одна из основных задач образования. Такую социальную задачу ставили перед школой передовые педагоги и общественные деятели уже более ста лет назад. Так, в «золотой» период развития дидактики К. Д. Ушинский и его последователи - революционеры-демократы Н. М. Пирогов, Л. Н. Толстой утверждали, что самый тяжелый грех казенной школы - это отказ от обучения методу работы, способам и средствам самостоятельной деятельности.  

Ведение в образовательный процесс Федерального государственного образовательного стандарта в корне меняет систему образования в России.

И вовсе не секрет, что:

- у большинства детей потерян интерес к учебе;

- дети плохо читают, запоминают;

- их внимание не устойчиво;

- низок уровень самостоятельности мышления;

- снижается грамотность и культура речи учащихся.

       Поэтому мой опыт направлен на преодоление этих затруднений и поиск путей повышения эффективности обучения.

Сегодня приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.

История и обществознание являются одними из ведущих гуманитарных предметов в системе школьного образования, поскольку имеют огромное значение для формирования гражданской позиции человека, его умения ориентироваться и действовать в современном обществе на основе исторического опыта. Без неё невозможна выработка общероссийской идентичности и умения жить в современном поликультурном глобализирующемся мире.

Зачастую овладение историческим материалом у большинства учеников ограничивается запоминанием набора фактов (часто бессистемно), не поднимаясь до уровня умений строить причинно-следственные объяснения, проводить анализ, давать самостоятельные аргументированные нравственные и гражданские оценки событий прошлого. Изучение фактических и теоретических сведений не подкрепляется связью с практикой, с умением переносить исторические знания и умения на решение проблем в современных жизненных ситуациях.

В 5-7-х классах учащиеся ещё коллективно решают учебные задачи и вместе с тем осваивают различные знаковые модели фиксации их условий и ориентации в них, чтобы впоследствии использовать эти модели самостоятельно, для индивидуального решения задач.

Одним из важных приёмов в обучении при переходе на ФГОС является самостоятельная работа учащихся. 

В традиционной методике самостоятельная работа на уроках предметов гуманитарного цикла занимает в среднем от 5 до 7 минут. Формирование познавательной самостоятельности и активности особенно на уроках истории и обществознания сегодня приобретает особую актуальность в связи с непрерывным увеличением объёма научной информации и процессом быстрого «старения» знаний. Остро встаёт сегодня необходимость формирования умения и навыков самообразования учащихся, развития их способностей самостоятельного приобретения знаний, быстрого реагирования на всё новые «вызовы» жизни.

Самостоятельная работа на уроках истории и обществознания представляет собой особый вид учебной деятельности - она осуществляется под руководством учителя, но без его непосредственного вмешательства; потому что именно такая работа наиболее отвечает потребностям сегодняшних учащихся сделать что-то самим. Самостоятельная работа в моём понимании - это, прежде всего, умение, необходимая мотивация и сильная воля. Это наличие творческих начал, присущих каждому ребёнку, это радость открытий.

Что же такое самостоятельная работа? Это - форма познания, форма организации учения, метод или средство обучения?

Известно, что основная цель самостоятельной деятельности на уроках — научить школьников мыслить, анализировать, обобщать и усваивать учебный материал.

Существует довольно много видов самостоятельной работы учащихся на уроках, но мне бы хотелось выделить следующие:

- составление планов;

-работа учащихся над выводами, как по отдельному уроку, так и по теме в целом;

-составление учащимися сравнительных таблиц;

- работа с историческими документами.

Наиболее распространенной формой самостоятельной работы учащихся на уроке является составление ими плана рассказа учителя.

Начинать такую работу с учащимися нужно с пятого класса. Желательно такую работу по составлению планов в пятом классе нужно проводит постоянно, с постепенным усложнением. В старших классах по мере необходимости учащиеся переходят от составления развернутого плана к составлению плана – конспекта как школьной лекции учителя, так и при самостоятельной работе над текстом учебника и над дополнительной литературой.

Большое значение в развитии у учащихся навыков самостоятельного изучения и осмысления нового материала имеют задания по составлению выводов как по отдельному уроку, так и особенно при повторении всей пройденной темы. Эти выводы составляются учащимися на уроке в устной или письменной форме или дома при подготовке к повторительно – обобщающему уроку. При составлении письменных выводов учащиеся не всегда справляются с заданием, подчас упуская главные положения темы, не всегда четко выражают свои мысли. Но все же, по – моему мнению, эта работа очень полезна, так как приучает учащихся выделять в теме самое существенное и важное.

В работе можно использовать метод заполнение таблиц. Составление специальных таблиц и схем на сравнение и сопоставление усиливает познавательную деятельность учащихся. Работа по составлению сравнительных таблиц помогает ученикам глубже понять суть происходящих изменений.

Следующим примером из наиболее распространенных видов самостоятельной работы на уроках является работа с историческими документами. Это позволяет существенно обогатить представления о минувших событиях, развить у школьников способность видеть и слышать то, что несет в себе источник. Работа с историческими источниками сегодня рассматривается как важнейшее средство формирования исторического мышления школьников.

После самостоятельной работы учащихся над текстом документа организуется беседа по вопросам. Во время беседы обращаю особое внимание на то, чтобы ученики, выдвигая то или иное положение обязательно подтверждали его ссылками на документ. Это приучает их аргументировать свои высказывания, более глубоко понимать изучаемый документ.

При продумывании домашних заданий по истории и обществознанию стараюсь сделать их вариативными и разноуровневыми. Здесь актуальны задания по подготовке сообщений, рефератов, эссе и даже мини-проектов по изученной теме или разделу. Степень самостоятельности учащихся в данном случае значительна. Ученик должен составить план сообщения, в соответствии с ним изложить материал, сделать выводы.

Обычно, прошу в конце сообщения или реферата записать 5-6 вопросов для закрепления прослушанного материала. С ними докладчик обращается к классу, что также имеет возможность поставить одну – две оценки, учитывая правильность ответов одноклассников. Такая организация работы позволяет всем школьникам серьёзно относиться к изученному материалу.

Необходимо также проводить постоянную словарную работу. Сейчас в новых учебниках почти после каждого параграфа имеется словарик. Дети записывают значение отдельных слов в тетрадь, запоминают их значение, составляют с ними предложения.

 

      Самостоятельная работа на уроках истории и обществознания позволяет:

  • вести  обучение с учетом индивидуальных особенностей и         уровня подготовки учащихся;
  • осуществлять переход от простых знаний к  более сложным;
  • развивать мышление  и творческие способности каждого ученика;
  • овладеть определенными познавательными умениями и навыками.

      Свои уроки я строю так, чтобы каждому ребенку было интересно учиться, чтобы как можно полнее раскрывались его творческие способности, умственный потенциал.

Из этого следует, что роль учителя сегодня сводится к следующему:

  • не давать готовых решений, а помочь учащимся в поиске правильных ответов на вопросы;
  • создавать ситуации, заставляющие их самостоятельно думать;
  • направлять процесс обучения и осуществлять контроль.

      Мне кажется, что только самостоятельная работа формирует необходимые учебные умения, такие как: конспектировать, составлять схемы, таблицы, планы,   сопоставлять, делать выводы, давать собственную оценку фактам. Это помогает сформировать активную жизненную позицию каждого ученика, способствует становлению личности.

      Когда я планирую самостоятельную работу, я помню, что она должна быть посильной, иначе учащиеся потеряют к ней интерес. Стараюсь учитывать индивидуальные возможности каждого, усложняю задания постепенно.  Чтобы каждый ученик мог себя чувствовать успешным. Именно поэтому при организации самостоятельной работы учащихся я часто предлагаю им использовать такие источники знаний, как учебники,  документы, карты, статистические данные, справочная и научно – популярная литература, материалы СМИ, видеоматериалы  и т.д. Ведь каждый ученик сможет найти что-то новое и интересное для себя и этим поделиться с одноклассниками.

Конечно, мною указан далеко не весь перечень методических приёмов самостоятельной работы учащихся на уроках истории и обществознания.

 Работа учителя – это творчество, и поэтому каждый выбирает свои методы, пользуется индивидуальными приёмами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование УУД на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС (из опыта работы)

В данной статье автор излагает основные формы и методы деятельности на уроках истории и обществознания  над формированием у  обучающихся УУД, основываясь на свой опыт работы....

Использование герменевтического подхода (методы и приёмы работы с текстом) на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС общего образования

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования ориентирован на становление личностных характеристик выпускника и определяет образовательные (личностные, метапредметны...

Мотивационный аспект как фактор познавательной активности обучающихся на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС общего образования

    Сегодня многие учителя истории и обществознания задают себе вопрос: «Как научиться мыслить по-новому, используя современные педагогические технологии, научить детей добывать знани...

Современные образовательные технологии на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС.

Современные образовательные технологии на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС....

Выступление на заседании МПО учителей гуманитарного цикла: «Овладение приемами самостоятельной и познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС»

Под самостоятельной познавательной деятельностью я  понимаю активную деятельность учащихся,  направлен­ную на выполнение поставленной цели: поиск знаний, их осмысление, закрепление, форм...