Самостоятельной работы на уроках истории
статья

«Организация самостоятельной работы на уроках истории как средство развития ключевых компетентностей, учащихся»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья23.62 КБ

Предварительный просмотр:

                           

«Организация самостоятельной работы на уроках истории

как средство развития ключевых компетентностей, учащихся». учитель истории СПб ГБОУ СПО «Училище олимпийского резерва №1»

Виноградов Сергей Павлович

    «Можно и нужно каждого учителя научить пользоваться педагогическим инструментарием, только тогда его работа будет высоко результативной, а место учителя самым лучшим местом под солнцем».

 Ян Коменский.

         Школа – большой и важный этап не только в образовании, но и в судьбе каждого человека. От того, какие знания приобретет в ее стенах ребенок, какие умения разовьет, во многом зависит его будущая жизнь. Для того чтобы выпускник смог найти свое место в обществе, мог реализоваться в своей личной жизни и профессии, ему необходимо обладать многими качествами и умениями, важнейшим среди которых является умение самостоятельно работать.

        Именно это умение дает возможность ученику повышать свою познавательную деятельность, применять ее успешно на практике. Древний философ Скилеф заметил однажды: «Успех – это произведение интересных мыслей на умение их донести».

        Реализация такого плана предполагает создание особенной среды обучения, где главное место принадлежит методам, активизирующим самостоятельную работу учащихся на уроках.

       Современные стандарты образования выдвигают новые требования к преподаванию истории в школе. Теперь необходимо создать условия, в которых учащиеся смогут закрепить имеющиеся знания и применить их в практической деятельности. Это является главным на уроках в 11 классе. Учащиеся должны уже сознательно, осмысленно воспринимать материал, анализировать события прошлого и настоящего; систематизировать и закрепить полученные знания. В связи с этим на уроках проводятся разные виды самостоятельной работы:

1. Практикум. Работа с текстом учебника и картой.

Например, учащиеся самостоятельно работают с текстом учебника (параграф 6-7, стр.41. История Россия и мир 11 класс Базовый уровень Учебник для общеобразовательных учреждений М. Дрофа 2011) и с исторической картой № 3 «Первая мировая война».

На экране задания:

- Посмотрите на карту и покажите европейские державы, между которыми вспыхнула война в августе 1914 года.

- Покажите, какие территории на западном фронте были захвачены Германией в первые месяцы войны.

- Проследите, как Германия осуществляла «план Шлиффена». Почему этот «план» потерпел крах?

- Найдите на карте места наиболее крупных сражений. Как результаты этих сражений повлияли на ход Первой Мировой войны? Дайте оценку боевым действиям в 1915, 1916, 1917, 1918 годах.

- Определите по карте, какие районы России были оккупированы Германией в период наибольшего продвижения ее войск. На каких фронтах военные действия развивались для России успешно.  

2. Работа с таблицей (стр. 53 учебника). Задание: Заполните таблицу «Цели участников Первой мировой войны».

3. Работа с источниками.

Например, тема «Гражданская война в России» (учебник, параграфы 10-11, стр. 65 – 75).

Первый урок: Характеристика основных групп противоречий, которые привели к гражданской войне в России.

На экране: Из протокола заседания ЦК РСДРП(б) (23 февраля 1918 г.)

«Тов. Свердлов оглашает германские условия.                                                                                                               Тов. Троцкий разъясняет, что 48 часов, очевидно, считается до завтра 7 часов утра.                                        

Тов. Ленин считает, что политика революционной фразы окончена. Если эта политика будет теперь продолжаться, то он выходит и из правительства, и из ЦК. Для революционной войны нужна армия, ее нет. Значит, надо принимать условия.                                                                                        

 Тов. Троцкий. Вести революционную войну при расколе в партии мы не можем. Приходится считаться не только с международными отношениями, но при создавшихся условиях наша партия не в силах руководить войной… Доводы В.И. (Ленина) далеко не убедительны: если мы имели бы единодушие, могли бы взять на себя задачу организации обороны, мы могли бы справиться с этим. Мы не были бы в плохой роли, если бы даже принуждены были сдать Питер и Москву. Мы бы держали весь мир в напряжении. Если мы подпишем сегодня германский ультиматум, то мы завтра же можем иметь новый ультиматум…                                                                                                               Тов. Зиновьев сообщает, что по опыту последних дней ясно, что нет энтузиазма, ничего нельзя поделать, ибо замечается лишь всеобщая усталость. Мы теперь подведены к тому, чтобы принять предложение…                                                                                                                                                                     Тов. Сталин. … Либо передышка, либо гибель революции – другого выхода нет.                                            

Тов. Дзержинский. Передышки не будет, наше подписание, наоборот, будет усилением германского империализма. Подписав условия, мы не гарантируем себя от новых ультиматумов. Подписывая мир, мы ничего не спасем. Но согласен с Троцким, что если бы партия была достаточно сильна, чтобы вынести развал и отставку Ленина, тогда можно было бы принять решение, теперь – нет.                                                                                                                                                   Тов. Ленин. Некоторые упрекали меня за ультиматум. Я его ставлю в крайнем случае… Эти условия надо подписать. Если вы их не подпишете, то вы подпишете смертный приговор Советской власти через 3 недели. Эти условия Советской власти не трогают. У меня нет ни малейшей тени колебания. Я ставлю ультиматум не для того, чтобы его снимать. Я не хочу революционной фразы. Немецкая революция еще не дозрела. Это требует месяцев. Нужно принимать условия. Если потом будет новый ультиматум, то он будет в новой ситуации.                                                                    

 Тов. Урицкий.  … Наша капитуляция перед германским империализмом задержит зарождающуюся революцию на Западе…».

Задание: используя документ, который вы видите на экране, сформулируйте различные точки зрения на Брестский мир, сложившиеся в руководстве партии большевиков.

Вопросы к документу:

1. Что послужило причиной для заседания ЦК РСДРП(б) 23 февраля 1918 года?                                                

2. Какие позиции по поводу германского ультиматума занимали Ленин, Троцкий, Урицкий?                    

 3. Какие доводы приводит Ленин в пользу немедленного заключения сепаратного мира с Германией?  

4. Работа с дополнительной исторической литературой.

Например, тема: Семинар «Итоги Гражданской войны в России».

Вопросы к семинару:

1. Как бы вы могли объяснить причины победы «красных» и поражения «белых» в гражданской войне?

2. Как вы думаете, повлияло ли российское крестьянство на результаты Гражданской войны?

Задание:

При подготовке к семинару используйте дополнительную литературу по истории Гражданской войны:

1. Из книги Л.Д. Троцкого «Сталин».

2. Из выступления генерала Врангеля перед представителями крымской печати (10 апреля 1920 г.)

Вопросы к первому документу на экране:

1. В чем, по мнению Троцкого, состояло главное преимущество «красных» в Гражданской войне?

 2. С какими проблемами столкнулось Советское правительство в годы Гражданской войны?

3. Какие главные причины победы большевиков в Гражданской войне отметил Л.Д. Троцкий?

Учащиеся отвечают на вопросы к документу, высказывают свою точку зрения, опираясь на содержание документа.

Вопросы и задания ко второму документу на экране:

1. Сравните лозунги большевиков: «Власть – Советам, земля – крестьянам», «Мир – народам»

и белого движения: «За Единую, Великую, Неделимую Россию».

- Какие лозунги – красных или белых – были понятны и близки населению России?

2. Что означали слова Врангеля: «Стратегия была принесена в жертву политике»? Приведите факты из истории Гражданской войны, которые подкрепляют утверждения генерала о разобщенности действий белых армий.

Опираясь на текст документа, сформулируйте причину поражения белого движения в Гражданской войне.

3. Сравните программные установки противников в Гражданской войне, опираясь на программу белого движения и знания мероприятий большевистского правительства.

Учитель: программа белого движения была составлена в штабе Добровольческой армии А.И. Деникина и сводилась к следующим положениям:

на экране положения

- уничтожение большевистской анархии и водворение в стране правового порядка;

 - восстановление могущественной единой и неделимой России;

- созыв Народного собрания на основах всеобщего избирательного права;

- проведение децентрализации власти путем установления областной автономии и широкого местного самоуправления;

- гарантия полной гражданской свободы и свободы вероисповедания;

- осуществление земельной реформы;

-введение рабочего законодательства, ограждение трудящихся от эксплуатации со стороны государства и капитала.

После обсуждения вопросов семинара делаются выводы.

5. Работа с иллюстрациями.

Творческое задание (тема «Гражданская война в России»):

- Рассмотрите репродукции:

«За единую Россию». Плакат времен Гражданской войны (учебник, стр. 70) и «Крымский паук должен быть раздавлен!». Плакат времен Гражданской войны (учебник, стр. 71).

- Определите, в каких противоборствующих лагерях были созданы эти плакаты. Для каких социальных слоев они предназначались?

6. Беседа, включая элементы работы с текстом учебника; с историческими документами. Например, параграфы 20 – 21. «СССР в системе международных отношений». Цель данного урока помочь учащимся лучше ориентироваться в событиях и датах международных отношений 1920 – 1930-х годов. На экране демонстрируется хронологическая таблица «Международные отношения в 1920 – 1930-х годах».

Задания:

- Определите по таблице события, которые повлияли на внешнеполитический курс Советского государства, международные отношения в целом.

- Дайте характеристику советской внешней политики 1920 – 1930 –х годов. Выделите ее особенности.

На экране:

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: план Дауэса, Рейнский гарантированный пакт; демилитаризованная зона; ратификация; пакт Бриана – Келлога; плебисцит; Антикоминтерновский пакт; «ось Берлин – Рим – Токио»; аншлюс; политика «умиротворения агрессора».

ДАТЫ:

1922 год        - Генуэзская конференция;

1928 год        - заключение пакта Бриана – Келлога;

1936 год        - оформление военного блока – «Антикоминтерновский пакт»                                 Германии, Италии и Японии;

1938 год        - аншлюс Австрии Германией и Мюнхенское соглашение;

1939 год        - военный конфликт между СССР и Японией у реки Халхин-Гол  (Монголия).

В конце урока проводится итог в ходе обсуждения ответов учащихся на изучаемую тему.

      Типов самостоятельной работы на уроках истории очень много. Все они способствуют, стимулируют у школьников стремление к внимательному изучению учебного материала.

Литература.

  • Аствацатуров Г. Технология конструирования мультимедийного урока /Г.Аствацуров//Учитель истории. -2002. – «2. – 2-6 с.
  • Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. М., 2009.
  • Боголюбов В.И. Инновационные технологии в педагогике. /В.И.Боголюбов//Школьные технологии. – 2005. №1.
  • Волобуев О.В. и др. История. Россия и мир. 11 класс, базовый уровень, М., Дрофа, 11-е издание, 2012. – 351стр.
  • Жерлыгина С.П. Использование компьютерных технологий в преподавании истории /С.П.Жерлыгина// Преподавание истории в школе. – 2005. - №8. – 68 с.
  • Захарова И.Г. информационные технологии в образовании/И.Г.Захарова. – М.:Академия, 2007.
  • Интернет в гуманитарном образовании/ (Под ред. Полат Е.С.). – М.: Владос, 2001.
  • Степанищев А.Т. Методический справочник учителя истории. – М.: Владос, 2000
  • Харламов И.Ф. Педагогика. М. Наука, 2002.
  • Чуйкова Н.Г. Индивидуальные и групповые задания // Литература в школе. 1981. № 6.

Электронные ресурсы (Ресурсы Интернет):

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.standart.edu.ru

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды самостоятельной работы на уроках истории

В статье предложены виды работ с учебником, документом, картой и другими материалами на уроках истории...

Самостоятельная работа на уроках истории

Использование приёмов активных образовательных технологий в сочетании с планомерным формированием у школьников приёмов учебной деятельности и интеллектуальных умений способствуют развитию познав...

Статья "Самостоятельная работа на уроках истории"

В статье описываются виды самостоятельных работ учащихся на уроках истории в основной школе...

ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКЕ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ и ОБЩЕСТОВЗНАНИЯ)

В данной статье на основе личного опыта я делюсь своими наработками по формированию навыков самомтоятельной работы у обучающихся. Рассматриваю основные виды самостоятельной деятельности учащихся на ур...

Самостоятельная работа на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС

Тема: Самостоятельная работа на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОСВыступление на РМО учителей истории и обществознания....

Презентация "Организация самостоятельной работы на уроке истории",Методические указания по выполнению самостоятельных работ

Материал предназначен для использования при организации самостоятельной работы студентов во время урока и во внеурочной деятельности...