Средневековая деревня
методическая разработка по истории (6 класс) на тему

Шатрова Наталья Анатольевна

 

Дать представление о феодальной вотчине – сеньории; показать, на чём основывались отношения между феодалом-сеньором и зависимыми от него крестьянами, что собой представляло их положение, каковы условия их жизни и труда; выявить сущность натурального хозяйства и причины его господства в средние века, подвести к выводу, что прежняя свободная община попала в зависимость к феодалу, но продолжала развиваться и укрепляться и играть огромную роль в жизни крестьян.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon srednevekovaya_derevnya.doc32.06 КБ

Предварительный просмотр:

Шатрова Наталья Анатольевна

Учитель истории и обществознания

МОУ «СОШ №3 г. Козьмодемьянска»

Средневековая деревня (урок для учащихся 6 класса)

ЦЕЛИ

   Дать представление о феодальной вотчине – сеньории; показать, на чём основывались отношения между феодалом-сеньором и зависимыми от него крестьянами, что собой представляло их положение, каковы условия их жизни и труда; выявить сущность натурального хозяйства и причины его господства в средние века, подвести к выводу, что прежняя свободная община попала в зависимость к феодалу, но продолжала развиваться и укрепляться и играть огромную роль в жизни крестьян.

   Продолжить формирование умений анализировать исторические явления, описывать их на основании нескольких источников знаний. Формировать умение прослеживать причинно – следственные связи и выявлять признаки понятий.

   Воспитывать уважение к крестьянскому труду.

 

Термины и понятия:  Сеньория (вотчина), повинности, барщина, оброк, община, натуральное хозяйство.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

Сегодня у нас необычный урок. Все мы с вами становимся не только знатоками средневековья, но и исследователями. На урок к нам пришли гости, которые очень хотят узнать о жителях средневековья и их образе жизни. Давайте постараемся помочь им узнать много нового и интересного.

На предыдущих уроках мы с вами исследовали жизнь феодалов, рыцарей, горожан и узнали об их жизни, занятиях, интересах.

А сегодня мы будем исследовать жизнь средневековых крестьян. Тема нашего урока «Средневековая деревня и ее обитатели» (презентация)

1.Господская земля и крестьянские наделы.

2.Феодалы и зависимые крестьяне.

3.Крестьянская община.

4.Как жили крестьяне.

5.Труд крестьян.

6.Натуральное хозяйство.

      Эта волшебная страна вам наверняка знакома.  Страна Кокань. Так средневековый европейский крестьянин называл страну «молочных рек и кисельных берегов», легенда о которой сохранилась в русских народных сказках. Здесь все не так, как в реальной жизни, все наоборот.  Лучше всех живет тот, кто меньше всех работает. Работать в стране Кокань вообще запрещено. Поэтому живется здесь вольготно всем.

Реки текут прекраснейшим вином. Проблем с питанием тоже не возникает:

каждый ест, что захочет и сколько захочет. Урожай сам собой созревает четыре раза в год. Праздников так много, что даже Великий пост бывает только раз в 20 лет. Зато Пасху и Рождество празднуют четырежды в году. В стране Кокань нет старых: чудесный источник превращает всех в двадцатилетних.

  1. Хорошо ли жилось крестьянам в средневековье?
  2. Почему  народ придумал  сказку о волшебной стране Кокань?

         

  1. Изучение нового материала.

Учитель. 

- Что считалось самым ценным в эпоху Средневековья?

В эпоху средневековья самым ценным, что было у человека, являлась земля, так как она его кормила и одевала.

Вопросы:

1.   Кому принадлежала тогда земля? Как назывались земельные владения?

2.   Как они стали её владельцами? 

3.   Была ли земля у крестьян?

4.   Каким образом они утратили на неё право?

5.   Кто обрабатывал эту землю? На каком основании?

6.   Кем являлся феодал по отношению к крестьянам?

 

Учитель: Таким образом, мы можем сделать вывод: земля принадлежала феодалу-сеньору, на ней работали зависимые крестьяне и выполняли в пользу феодала работы. Историки её называют сеньорией (вотчиной).

Сеньория (вотчина) – земля, принадлежащая феодалу и передающаяся по наследству.

  Обратимся к схеме “План феодальной вотчины-сеньории”.

Представим себе, что мы решили пройти в одну из них. Для этого нам необходимо пройти через лес и по тропинке выйти на поляну, где паслись коровы и бродили свиньи. Вдали слева виднелась деревня. Она довольно большая. Число жителей, наверное, около 200. Крестьянские дома построены из дерева. Двор средневекового крестьянина представлял собой сложный комплекс: он включал дом с прилегающими строениями, сад, виноградник, небольшие участки, засеянные льном и коноплей. В центре деревни – площадь и колодец. Территория деревни обнесена изгородью; за пределами ограды селиться было запрещено. А вон там вдалеке – крестьянские поля. Земля здесь очень разная, поэтому каждая семья имеет несколько участков в разных местах. За крестьянскими полями, пересекая луг, протекала бурная речка, через которую был переброшен грубо сколоченный мост. За речкой и за деревней – поля феодала. А вдали виднеется господский дом. 

Вопросы:

1.   Как называлась земля, которую мы описали? Кому она принадлежала?

2.   Что вы увидели здесь?

3.   Кому принадлежали лес, луг, речка?

4. На какие две части делилась пахотная земля (поля)?

 

Учитель: За то, что феодал дал крестьянину в пользование землю, он работал на него, нёс в его пользу повинности.

Повинности – принудительные обязанности перед сеньором.

Оброк – платежи зависимых крестьян феодалу продуктами, изделиями или деньгами.

Барщина – даровой принудительный труд феодально-зависимых крестьян, работающих собственным инвентарём в хозяйстве феодала.

Задание №1. На основании документа №1 “Поэма о версонских вилланах” попробуйте разделить повинности, которые несли крестьяне, на две группы:

 

БАРЩИНА

ОБРОК

Косить луга и убирать сено

Сдавать хлеб

Чистить мельничные канавы

Нести поросят

Выгребать навоз

Выпекать лепешку к празднику

Пахать поля, сеять и убирать хлеб

Сдавать ячмень и пшеницу

 

Чем различаются барщина и оброк? 

 Учитель: Барщина и оброк были главными повинностями зависимых крестьян, но были и другие виды повинностей.

 

Задание №2. Прочтите вторую часть документа и назовите их.

Пошлина (плата):

   за вступление в брак;

   на овец;

   за помол зерна на мельнице сеньора;

   за выпечку хлеба в сеньориальной печи и другие.

Вопросы:

 

1.   Чем можно объяснить, что крестьянин должен был отбывать столь обременительные повинности? (Он был зависимый)

2.   В какой зависимости он находился? (Поземельной)

  1. Категории зависимого крестьянства

поземельно                     лично и поземельно зависимые

зависимые                      (должники, преступники, пленники или  потомки рабов)

 крестьяне;                        

                                                                                                                                             

Учитель: Но ещё тяжелее было положение лично зависимых крестьян (крепостных).

Задание №3. Прочтите документ №5. Подумайте, какие ещё поборы были с крестьян, кроме выплат феодалу, (налог королю, т.е. в пользу государства). Также крестьяне ещё несли повинность в пользу церкви. Как она называлась? (Церковная десятина).

 

Учитель: Повинности крестьян были весьма обременительны, но, как правило, они не менялись. Мы уже знаем, что все крестьяне были несвободны по-разному, а это значит, что у одних барщина несколько раз в году, у других – несколько дней в неделю. Одни несли оброк только на великие праздники (2-3 раза в год), а другие – отдавали до половины урожая. Феодалы пытались изменять повинности, увеличивая их, но крестьяне этому активно сопротивлялись.

Учитель: Крестьяне могли жаловаться на своих господ и нередко добивались справедливости. Также защищала крестьян от феодала и помогала им выжить в тех условиях крестьянская община.

Община – экономическое объединение крестьян, низшая административная единица в деревне.

Функции общины

Хозяйственная

Взаимопомощь

Поддержание порядка

Судебная

Религиозная

Культурная

Определение порядка севооборота и использования угодий; строительство дорог и других объектов общего пользования

Помощь погорельцам, вдовам, сиротам

Поддержание порядка, защита от чужаков

Разбор споров членов общины; наказание нарушителей принятых норм (кроме случаев, подлежащих суду сеньора)

Содержание священника, строительство и ремонт церкви

Организация праздников

Община играла огромную роль в жизни крестьян во всех сферах жизни. Все вопросы, за исключением тех, которые должен был решать сеньор, решались при участии общины

 Учитель: Кроме крестьян в поместье проживали и ремесленники.

 Вопрос: была ли необходимость у жителей сеньории что-либо покупать?

 УчительМы можем сделать вывод: все необходимое для жизни феодалов и крестьян производилось на месте, почти ничего не покупалось. Такое состояние экономики называется натуральным хозяйством.

Натуральное хозяйство – тип хозяйства, при котором продукты труда производятся для удовлетворения потребностей самих производителей, а не для продажи их на рынке.

 Задание №4. Выясним, почему в первые столетия Средневековья в Европе господствовало натуральное хозяйство (т.е. ничего не продавалось и ничего не покупалось)?

Учитель: Урожайность была низкой. В 11-13 вв. Собрав урожай, крестьянин должен был оставить семена для следующего посева, отдать налог государству, заплатить оброк феодалу, церковную десятину, а на остальное прожить с семьёй до следующего урожая. Оставалось мало, поэтому крестьяне в основном, недоедали. А ещё возьмите во внимание неурожаи и недороды. В таком случае крестьян ожидал голод.

Вопросы:

1.   Как вы думаете, оставались ли у крестьянина излишки, которые можно было бы продать?

2.   А имели ли феодалы излишки? Могли ли они торговать этими излишками? (содержание своего двора, запас на чрезвычайный случай, продавать не кому – во всех поместьях такие же продукты).

Причины:

1.   Низкий уровень техники и незначительность получаемых излишков.

2.   Повсеместное производство одинаковых продуктов.

 

Учитель: Однако натуральное хозяйство господствовало не полностью: кое-что приходилось покупать, а кое-что хотелось бы купить.

 

Задание №5. Обратимся к документу №6. На основании его выберем те продукты, которые не производили в королевских поместьях.

 

II.   Закрепление материала.

  1. А теперь исследовав жизнь крестьян, скажите  хорошо ли жилось крестьянам в средневековье?
  2. Почему  народ придумал  сказку о волшебной стране Кокань?

Мечта о счастье и празднике, об избавлении от непосильного труда, от необходимости в поте лица обеспечивать средства для жизни отразилась в этой легенде, которую с удовольствием слушали в Германии и Франции, Англии и Италии. Крестьяне вообще любили рассказы, в которых бедный оказывается умнее и храбрее богатого, а злые сеньоры как огня боятся отчаянного смельчака, защитника обездоленных. Таковы, например, баллады о Робин Гуде, разбойнике из Шервудского леса.

III. Домашнее задание.

Составить рассказ “Один день из жизни зависимого крестьянина”.


Приложения

Документ №1.

Часть 1.

…Вилланы должны косить луга, сгребать и собирать сено в копны и складывать его стогами на лугах, а потом везти на барский двор, куда укажут….

Затем они должны чистить мельничные канавы, каждый приходит со своей лопатой, с лопатой на шее идут они выгребать сухой и жидкий навоз….

Но вот наступает август, а с ним новая работа. Они обязаны барщиной, и её не следует забывать. Вилланы должны жать хлеб, собирать и связывать его в снопы, складывать скирдами среди поля и отвозить немедленно к арабам…. Если их земли подлежат шампару ( оброку в виде части урожая), то…идут они искать сборщика и приводят его с великой неохотой… И вот нагружает он шампар на свою двуколку, не смея скинуть не единого снопа, везёт к амбару общего шампара… Сдав хлеб, виллан, наконец, уходит, кляня на своём наречии того, кто наградил его такой судьбой, а потом и допустил над ним такое измывательство.

А потом подходит время ярмарки “на лугу” и сентябрьский богородичный день, когда надо нести поросят… Когда они распахали землю, то идут за зерном в амбар, сеют и боронят. На долю каждого приходится один акр. После этого они должны нести лепёшку к “вотчинному” Андрееву дню, что бывает за три недели до рождества… К рождеству надо сдавать кур… Затем идёт пивная повинность: ячмень и пшеница с каждого…

 

Часть 2.

… если виллан выдаёт дочь замуж, за пределы сеньории, то сеньор получает пошлину – “кюлаж”. Затем приходит вербное воскресенье, богом установленный праздник, когда нужно везти сеньору пошлину на овец, так как с вилланов по наследству требуется эта повинность… Кроме того, на них лежит обязанность молоть на мельнице сеньора… Но вот наступает самое худшее – виллан должен заплатить ещё и за выпечку своего хлеба. Жена виллана отправляется к сеньориальной печи и исправно платит свой форнаж (печной сбор, плата за выпечку хлеба)...

Э. Ле Гоз. “Поэма о версонских вилланах”

  

Документ № 5.

У нас есть много нахлебников, ожидающих нашего добра…. Произвол шествует по стране и вся рыцарская спесь опирается на труд бедняков. Они грабят бедняка, богатые лорды делают это без всякого права. А потом является судебный пристав, под видом штрафов они притесняют нас, охотясь за нами. Чтобы уплатить налог королю, я продал зерно, предназначенное для посева.

 

Документ № 6.

Со всяким тщанием наблюдать должно, чтобы всё изготавливаемое или совершаемое руками, именно: сало, вяленное мясо, окорока, свежепосоленное мясо, вино, виноградный уксус… рыбные консервы, горчица, сыр, масло, солод, пиво, мед – напиток, мед натуральный, воск и мука – всё это делалось и изготовлялось с величайшей опрятностью.

Женским помещениям нашим, как установлено, вовремя давать материал для работы, именно: лён, шерсть… алую и красную краски, гребень для чесания шерсти… мыло, жиры, сосуды и прочую мелочь.

Чтобы каждый управляющий имел в своём ведении добрых мастеров, именно: кузнецов, серебряных и золотых дел мастеров, сапожников, токарей, плотников, оружейников, рыболовов, птицеловов, мыловаров, пивоваров… людей, хорошо умеющих плести тенета для охоты и сети для рыбной ловли и ловли птиц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок в 6 классе "Средневековая деревня и её обитатели" (История Средних веков)

Разработка урока по истории Средних веков  по теме "Средневековая деревня и её обитатели" На уроке используется презентация.с заданиями по предыдущей теме....

Средневековая деревня

Подборка документов и вопросов к темк урока...

Технологическая карта урока истории "Средневековая деревня и ее обитатели"

Конспект урока истории для учащихся 6 класса разработан в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения....

коспект урока "Средневековая деревня" 6 класс

Конспект урока в 6 классе.Тема урока: «Средневековая деревня и ее обитатели».Учитель истории: Ольшанских И.В.  Цели урока:- познакомить учащихся с бытом средневекового крестьянина, под...

Средневековая деревня и её обитатели

Средневековая деревня и её обитатели...

6 класс. Конспект урока "Средневековая деревня и ее обитатели"

План-конспект урока по истории Средних веков с использованием технологии проблемного мышления....