Главные вкладки

    Средневековая деревня
    методическая разработка по истории (6 класс) на тему

    Подборка документов и вопросов к темк урока

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon srednevekovaya_derevnya.doc30 КБ

    Предварительный просмотр:

    Средневековая деревня

    Из грамоты 1060 года

    Да будет ведомо, что все оброчные дворы должны нести одинаковый оброк; каждый двор должен давать ежегодно по 8 денариев..., 8 мер пшеницы и 24 овса... А также виноградник, некогда именовавшийся виноградником аббата, дважды в году должны вскапывать, подрезать и выполнять в нем все нужные работы, выжимать виноградный сок и доставлять его в господские бочки; если же виноградник будет обращен в поле, должны нести труды по обработке полей, насколько это понадобится и как полагается вплоть до доставки собранного урожая в господские амбары.

    Из творчества вагантов

    — Что есть мужик?

    — Существительное.

    — Какого рода?

    — Ослиного: ибо во всех делах и трудах своих он ослу подобен.

    — Какого вида?

    — Несовершенного: ибо не имеет он ни образа, ни подобия.

    — Какого склонения?

    — Третьего...

    По книге Жака Ле Гоффа «Цивилизация средневекового Запада» (1992 г.)

    Голод принялся за свое опустошительное дело, и можно было опасаться, что исчезнет почти весь человеческий род. Атмосферные условия стали настолько неблагоприятны, что нельзя было выбрать подходящего дня для сева, но главным образом по причине наводнений не было никакой возможности убрать хлеб. Продолжительные дожди пропитали всю землю влагой до такой степени, что в течение трех лет нельзя было провести борозду, могущую принять семя. А во время жатвы дикие травы и губительные плевелы покрыли всю поверхность полей. Если по случаю и удавалось найти в продаже что-нибудь из продуктов, то продавец мог запрашивать любую цену. Некоторые, чтобы избежать смерти, ели лесные коренья и траву.

    Из книги Филиппа де Бомануара «Кутюмы Бовези» (кон. XIII в.)

    Есть много состояний личной крепостной зависимости. Ибо одни из крепостных так подчинены своим сеньорам, что эти сеньоры могут распоряжаться всем их имуществом, имеют право жизни и смерти, могут держать их в заключении по своей воле — за вину или без вины, никому за них не ответственны, кроме как одному Богу. С другими обращаются более человечно, ибо при их жизни сеньоры не могут ничего от них требовать, если только они не провинятся, кроме чиншей, рент и повинностей, обычно платимых за их крепостное состояние. И, когда они умирают или женятся на свободных женщинах, все их имущество... переходит к сеньорам. Эти последние повинности носят у крепостных... название мертвой руки или брачной пошлины.

    По книге Жака Ле Гоффа «Цивилизация средневекового Запада» (1992 г.)

    Но добрый граф (Карл Добрый, граф Фландрский) заботился о том, чтобы всеми средствами помочь беднякам, раздавая милостыни в городах и селениях лично или через своих должностных лиц. Он кормил в Брюгге сотню бедных, и от Великого поста до новой жатвы каждый из них ежедневно получал по большому хлебу. Такие же меры он принял и в своих других городах. В тот же год сеньор граф постановил, чтобы треть земель была засеяна бобами и горохом, потому что они созревают раньше, что даст возможность быстрее помочь беднякам, если голод к тому времени не прекратится. Он запретил варить ячменное пиво, чтобы лучше прокормить бедняков. Он приказал также выпекать хлеб из овса, чтобы бедняки могли бы по крайней мере продержаться на хлебе и воде. Он установил цену вина в шесть су за кварту, чтобы остановить спекуляцию купцов, которые были вынуждены таким образом обменивать свои запасы вина на другие товары, что позволило легче прокормить бедняков. Он распорядился также, чтобы каждый день за его собственный стол садилось тринадцать бедняков.

    Вернер Садовник. Из поэмы «Крестьянин Гельмбрехт» (XIII в.)

    Тот остается не у дел,

    Кто восстает на свой удел,

    А твой удел — крестьянский плуг,

    Не выпускай его из рук.

    Хватает знати без тебя!

    Свое сословье не любя,

    Ты только попусту грешишь,

    Плохой от этого барыш.

    Но рассуди, сынок любезный,

    Кто прожил более полезно?

    Прилежный пахарь или плут,

    Кого ругают и клянут,

    Кто на чужой беде разжился

    И против Бога ополчился?

    Кто с чистой совестью живет?

    Признай по чести, это тот,

    Кто не словами, делом

    Всех кормит в мире целом,

    Хлопочет день и ночь,

    Чтобы другим помочь.

    Вопросы к документам:

    1. Какие отношения были между крестьянами и феодалами?
    2. Кто такие крепостные крестьяне?
    3. Какие повинности несли зависимые крестьяне?
    4. Можно ли сказать, что крестьяне в среднее века выживали?
    5. Какое положение занимали крестьяне в обществе в средние века

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    урок в 6 классе "Средневековая деревня и её обитатели" (История Средних веков)

    Разработка урока по истории Средних веков  по теме "Средневековая деревня и её обитатели" На уроке используется презентация.с заданиями по предыдущей теме....

    Средневековая деревня

    Дать представление о феодальной вотчине – сеньории; показать, на чём основывались отношения между феодалом-сеньором и зависимыми от него крестьянами, что собой представляло их положение, каковы ...

    Технологическая карта урока истории "Средневековая деревня и ее обитатели"

    Конспект урока истории для учащихся 6 класса разработан в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения....

    коспект урока "Средневековая деревня" 6 класс

    Конспект урока в 6 классе.Тема урока: «Средневековая деревня и ее обитатели».Учитель истории: Ольшанских И.В.  Цели урока:- познакомить учащихся с бытом средневекового крестьянина, под...

    Средневековая деревня и её обитатели

    Средневековая деревня и её обитатели...

    6 класс. Конспект урока "Средневековая деревня и ее обитатели"

    План-конспект урока по истории Средних веков с использованием технологии проблемного мышления....