Рабочая программа "Одаренные дети"
рабочая программа по истории на тему

Угольникова Елена Владимировна

  

ХХIвек требует от человечества кардинальных изменений социально-экономического и общественного развития. Новый век уже назван многими учеными и государственными деятелями «Веком борьбы за ресурсы и богатства».

Главным богатством любого государства является подрастающее поколение, а среди них – молодые дарования. Проблема выявление и развития одаренных детей все шире привлекает внимание психологов и педагогов во всем мире. В развитых западных странах повышенный интерес к проблеме одаренности появился во IIполовине ХХ века. С 1975 года работает «Европейская ассоциация по одаренным и талантливым детям». Создан Всемирный совет по таланту и одаренности детей, в состав которого входят представители 23 государств. 55 стран объединены во Всемирный Совет по одаренным и талантливым детям, основными задачами которого является изучение детей данной категории и создание специальных программ по их развитию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon odarennye_deti_2010_-_2011.doc96 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 Р.П. СТЕПНОЕ

СОВЕТСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ


Рассмотрено и рекомендовано к утверждению

Руководитель ШМО Анфиногенова О.Н.

Протокол № ___ от «__»

__________________200___г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УР МОУ- СОШ № 1 р.п. Степное Думчева Н.А.

 «__»________________200___г.

«Утверждаю»

Директор МОУ- СОШ № 1р.п. Степное Исакина Н.Ю.

Приказ № ___ от «__»_________________200___г.

Рабочая программа                                                                                           внеучебной деятельности                                                                         Угольниковой Елены Владимировны,                                                            учителя истории                                                                                                                              высшей квалификационной категории,

                                                                               Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ____ от «__»______________2010г.

2010 – 2011 учебный год

Пояснительная записка.

ХХI век требует от человечества кардинальных изменений социально-экономического и общественного развития. Новый век уже назван многими учеными и государственными деятелями «Веком борьбы за ресурсы и богатства».

Главным богатством любого государства является подрастающее поколение, а среди них – молодые дарования. Проблема выявление и развития одаренных детей все шире привлекает внимание психологов и педагогов во всем мире. В развитых западных странах повышенный интерес к проблеме одаренности появился во II половине ХХ века. С 1975 года работает «Европейская ассоциация по одаренным и талантливым детям». Создан Всемирный совет по таланту и одаренности детей, в состав которого входят представители 23 государств. 55 стран объединены во Всемирный Совет по одаренным и талантливым детям, основными задачами которого является изучение детей данной категории и создание специальных программ по их развитию.

Социальные функции, выполняемые интеллектуальной прослойкой общества, составной частью которой является подрастающее поколение, одаренных и талантливых детей, весьма значительны:

1. Определение перспектив деятельности в научной сфере в интересах государства и обществе с целью неуклонного повышения социально-экономического уровня государства и реализация текущих задач;

2. Определение политики государства будущего, популяризация и продвижение государственной стратегии в гражданском обществе, на пути формирования правового государства;

3. Формирование личности, богатой духовно, с четко оформленными нравственно-этическими представлениями о роли и значении человека в обществе будущего.

                Законом «Об образовании» определена стратегия поддержки, поиска, воспитания, обучения одаренных детей и молодежи, координируется деятельность органов государственного управления образованием, учебных и научных учреждений, осуществляется оптимизация ресурсного обеспечения работы по развитию творческих способностей подрастающего поколения страны.

                Работа с одаренными детьми и молодежью становится одним из главных направлений государственной политики в области образования, позволяющая раскрыть природу творческой личности и обеспечивающая возможность использования новых педагогических технологий для совершенствования методов и форм обучения детей и молодежи.

        Таким образом, складывается система выявления, поддержки и обучения одаренных детей и молодежи в РФ призвана реализовать следующие задачи:

          Задачи программы:

  1. Создать благоприятные условия для развития интеллекта, исследовательских    

      навыков, творческих способностей и личностного роста одарённых.

  1. Внедрять новые образовательные технологии, отвечая на запросы современной  

     цивилизации.

  1. Расширять возможности для участия одарённых и способных школьников  в российских, международных конференциях, творческих  конкурсах, выставках, олимпиадах.
  2. Создавать обогащенную образовательную среду, благоприятную для развития одаренности.
  3. Расширить пространство повышения квалификации педагогов школы, как условие методического поиска и творчества в работе с одаренными учащимися.   

Стратегическая цель программы - переход системы педагогического содействия развития одаренности из режима управления в режим самоуправления.

       Воспитательная цель- воспитание личности, обладающей коммуникативными навыками и высокими адаптивными возможностями на фоне высоконравственных убеждений.

       Образовательная цель- расширение единого образовательного пространства школы для социально значимой реализации индивидуальной образовательной стратегии одаренных детей.

         Развивающая цель- развитие способностей одаренных детей к включению в любую духовно- практическую деятельность в зависимости от реальных потребностей региона, страны и самой личности.

Нормативно-правовая база программы:

  1. основные положения «Декларации прав человека», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948г.;
  2. основные положения «Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН  20 ноября 1989г.;
  3. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 16 ноября 1997 г. с дополнениями от 05 марта 2004 г.;
  4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010г., утвержденная распоряжением Правительства РФ №1756-р от29 декабря 2001г.;
  5. Федеральная целевая программа «Одаренные дети», в рамках Президентской Программы «Дети России», утвержденной Правительством РФ от 03.10.2002г.;

Разработчик: МОУ – СОШ № 1 п. Степное                                                                                                          Год разработки: 2010 – 2011 учебный год.                                                                                                                           Сроки реализации программы: 2010 – 2011 учебный год.                                                                                                                                                                                                                                                        Руководитель:   Угольникова Елена Владимировна

Реализация программы приведет к появлению новообразований в работе с одаренными детьми. Программа охватывает главные аспекты воспитания и обучения одаренных детей в условиях  муниципального общеобразовательного учреждения, намечает перспективы, определяет приоритеты  развития работы с одаренными детьми, содержит конкретные мероприятия по достижению поставленных целей.

          Программой предусмотрено осуществление инновационных преобразований в  разработке и внедрении новых диагностик одаренности,  новых технологий обучения  и воспитания, развитие системы работы с одаренными детьми развитие системы непрерывного образования Программа направлена на совершенствование образовательного процесса, который  создает и воспроизводит условия для развития одаренных детей. И теперь от вопросов «Чему учить?» и «Как учить?» мы перешли к поиску ответа на вопрос: «Какие условия необходимо создать для учения одаренного ребенка?». Одним из условий является реализация индивидуальности личности обучающихся.

СОДЕРЖАНИЯ  РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ.

           Самовоспитание способностей, самораскрытие природных задатков является важным условием реализации индивидуальности одаренного ребенка. С этих педагогических позиций следует рассматривать проблему развития способностей одаренных детей как реализацию их индивидуальности.

Исходя из этого, одним из приоритетных  направлений программы является совершенствование уровня компетентности педагогов, который позволяет приспосабливать массовое обучение к индивидуальным свойствам каждого ребенка, предварительно изучив особенности его поведения. Развитие креативности младших школьников требует новых подходов к организации учебно - воспитательного процесса. В целях повышения психологической и профессиональной компетентности педагогов,  работающих с детьми и ежедневно сталкивающихся с проявлением творческой активности, рассматривается возможность раскрытия потенциала педагогов

Задача учителя- помочь каждому обучающемуся ставить перед собой посильные задачи и овладевать исследовательскими навыками, необходимыми для решения этих задач.

ПРИНЦИПЫ  ОБУЧЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

           Анализ потенциальных возможностей образовательного пространства школы и возрастающих потребностей учащихся привел к выбору принципов, соответствующих заявленным целям и задачам программы:                                                                                                                                                                           1. углубленное изучение тех проблем, которые выбраны самими учащимися;                                                        2. насыщенность учебного материала заданиями открытого типа;                                                                      3. поощрение результатов, которые бросают вызов существующим взглядам и содержат новые идеи;        4. поощрение использования разнообразных форм предъявления и внедрения в жизнь результатов работы;                                                                                                                                                                           5. поощрение движения к пониманию самих  себя, признанию своих способностей;                                                   6. установка на самоценность познавательной деятельности при изучении научных дисциплин.

В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом активным созидателем свое жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.

    Вот почему методы и формы работы должны способствовать решению обозначенной задачи. Для этой категории детей предпочтительны

методы работы:

  1. исследовательский; 
  2. частично-поисковый; 
  3. проблемный; 
  4. проективный; 
  5. синектика.

Очень важны:

  1. предметные олимпиады; 
  2. интеллектуальные марафоны; 
  3. различные конкурсы и викторины; 
  4. словесные игры и забавы; 
  5. проекты по различной тематике; 
  6. индивидуальные творческие задания; 
  7. продуцирование.

Эти методы и формы дают возможность одарённым учащимся выбрать подходящие или формы и виды творческой деятельности. Оптимальный результат достигается при одновременно существующем  изменении содержания учебных программ, методов обучения и сочетании основных стратегий ускорения: вертикального и горизонтального обогащения.

 Вертикальное обогащение предполагает более быстрое продвижение к познавательным высшим уровням в области избранного предмета.

Горизонтальное обогащение направлено на расширение изучаемой области знаний.

Одаренный ребенок не продвигается быстрее, а получает дополнительный материал, большие возможности развития мышления и креативности, развивает умение работать самостоятельно.

Стратегия обогащения включает несколько направлений: расширение кругозора знаний об окружающем мире и самопознание, углубление знаний и развития инструментария  получения знаний. Обогащение обучения специально направлено на развитие творческого мышления.

Учебный материал, применяемый в работе с одаренными детьми, соответствует следующим требованиям: научность, расширенный объем, практическая направленность, соответствие разнообразию интересов учащихся, дискуссионное содержание.

План работы.

№ занятия

Дата занятия

Тема занятия

1.

6.09.10

Подготовка реферата к конкурсу «Права ребенка глазами ребенка». Отбор и систематизация материала по правозащитному движению.

2.

13.09.10

Подготовка к школьному туру Всероссийской олимпиады по истории. Систематизация материала прошлых лет.

3.

20.09.10

Подготовка к школьному туру Всероссийской олимпиады по истории. Систематизация материала прошлых лет.

4.

27.09.10

Подготовка к школьному туру Всероссийской олимпиады по истории. Систематизация материала прошлых лет.

5.

04.10.10

Подготовка к школьному туру Всероссийской олимпиады по обществознанию. Систематизация материала прошлых лет.

6.

11.10.10

Подготовка к школьному туру Всероссийской олимпиады по обществознанию. Систематизация материала прошлых лет.

7.

18.10.10

Подготовка к школьному туру Всероссийской олимпиады по обществознанию. Систематизация материала прошлых лет.

8.

25.10.10

Анализ итогов олимпиады школьников.

9.

01.11.10

Семинарское  занятие «Требования к оформлению исследовательских работ, презентаций». Начало оформления творческих работ.

10.

08.11.10

Подготовка к районному туру Всероссийской олимпиады по истории. Систематизация материала прошлых лет.

11.

15.11.10

Подготовка к районному туру Всероссийской олимпиады по обществознанию. Систематизация материала прошлых лет.

12.

22.11.10

Анализ итогов олимпиады школьников.

13.

06.12.10

Подготовка реферата к конференции «Инициатива молодых». Отбор и систематизация материала по теме.

14.

13.11.10

Работа  по составлению эссе, очерков, заметок. Работа с респондентом

15.

20.12.10

Подготовка к Пермскому молодежному историческому чемпионату. Систематизация материала прошлых лет.

16.

24.12.09

Подготовка к Пермскому молодежному историческому чемпионату. Систематизация материала прошлых лет.

17.

12.01.11

Подготовка к Всероссийской олимпиаде по истории и МХК «Золотое Руно». Систематизация материала прошлых лет.

18.

17.01.11

Подготовка реферата к конференции «Инициатива молодых». Отбор и систематизация материала по теме.

19.

24.01.11

Подготовка к Всероссийской олимпиаде по истории и МХК «Золотое Руно». Систематизация материала прошлых лет.

20.

07.02.11

Подготовка реферата к конференции «Инициатива молодых». Отбор и систематизация материала по теме.

21.

14.02.11

Библиотечные уроки. Как работать с научной литературой.

22.

21.02.11

Подготовка реферата к конференции «Инициатива молодых». Отбор и систематизация материала по теме.

23.

28.02.11

Индивидуальные консультации по оформлению исследований и методике защиты исследовательских работ

24.

07.03.11

Подготовка реферата к конференции «Инициатива молодых». Отбор и систематизация материала по теме. Сбор и систематизация материалов периодической печати по работе.

25.

14.03.11

Подготовка реферата к конференции «Инициатива молодых». Отбор и систематизация материала по теме.

26.

21.03.11

Индивидуальные консультации и завершение работы по оформлению исследований и методике защиты исследовательских работ.

27.

28.03.11

Подготовка реферата к конференции «Твой первый шаг в науку». Сбор и систематизация материалов периодической печати по работе.

28.

04.04.11

Семинарское  занятие «Требования к оформлению исследовательских работ, презентаций». Начало оформления творческих работ.

29.

11.04.11

Библиотечные уроки. Как работать с научной литературой.

30.

18.04.11

Сбор и систематизация материалов периодической печати по работе.

31.

25.04.11

Подготовка реферата к конференции «Твой первый шаг в науку». Отбор и систематизация материала по теме.

32.

02.05.11

Индивидуальные консультации и завершение работы по оформлению исследований и методике защиты исследовательских работ.

33.

11.05.11

Индивидуальные консультации и завершение работы по оформлению исследований и методике защиты исследовательских работ.

34.

16.05.11

Подведение итогов за год. Планирование исследовательской работы на 2010 – 2011 учебный год.

Ожидаемые результаты:

  1. способность личности самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, осуществлять поисковую деятельность, владеть средствами и способами исследовательского труда;
  2. способность осуществить самостоятельно продуктивную деятельность;
  3. способность к саморазвитию и самообразованию;
  4. развитие личности, обладающей разносторонним интеллектом, компенсаторными способностями, высоким уровнем культуры;
  5. личность, руководствующаяся в своей жизнедеятельности общечеловеческими ценностями и нормами,
  6. личность, готовая к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ отдельных областей знаний с учетом сложившихся интересов и возможностей;
  7. совершенствование системы работы с одаренными детьми;
  8. создание условий для целенаправленного выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями;
  9. обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей в реализации интересов;
  10. стимулирование мотивации развития способностей;
  11. участие в конкурсах, конференциях, олимпиадах;
  12. увеличение числа детей, активно занимающихся творческой, интеллектуальной деятельностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по подготовке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к самостоятельной жизни "Дорога в счастливое завтра"

Рабочая программа "Дорога в счастливое завтра" разработана на 3 года. Назначение программы-дать нормативный перечень основных тем, определить важнейшие требования к знаниям и умениям выпускников, необ...

Рабочая программа по гражданско-патриотическому воспитанию детей и детей-сирот, оставшихся без попечения родителей

Рабочая подпрограмма по  гражданско-патриотическому воспитанию детей 12-14 лет предназначена для воспитанников интернатного учреждения и  представляет собой систематизированное изложен...

рабочая программа по реализации "Программы воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи" образовательная область "Речевое развитие" группы детей старшего дошкольного возраста (второй период обучения) от 6-7 лет

Программа ДОУ включает в себя три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом  из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками  образовате...

Рабочая программа коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей инвалидов младшего школьного возраста для умственно отсталых детей(со сложной структурой дефекта)

Основным системообразующим фактором в предлагаемых разработках отводится понятию «социальная независимость» ребенка-инвалида, под которой подразумевается не столько приспособление или компенсация тех ...

РАБОЧАЯ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ) КОРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ЖИВОЙ МИР» 1 класс ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ (рассчитана на детей 7-8 лет с ментальными нарушениями разной степени)

РАБОЧАЯ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ)   КОРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩАЯ   ПРОГРАММА  «ЖИВОЙ МИР» 1 класс ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ  (рассчитана на  детей 7-8 лет с ментальными нарушениями разно...

Рабочая программа дополнительного образования детей по вокалу "Развитие вокально-хоровых навыков у детей"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ВОКАЛЬНОГО АНСАМБЛЯ «УЛЫБКА» «РАЗВИТИЕ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ»...

Рабочая программа по Физической культуре (обучение на дому больных детей, детей-инвалидов)

Индивидуальное обучения на дому больных детей, детей-инвалидов по общеобразовательным программам основного общего образования, которые по причине болезни, инвалидности не могут обучаться в общеобразов...