Римская календарная система до Юлианской реформы. Юлианский календарь.
материал по истории по теме

Чекашкина Наталья Николаевна

Краткое описание древнеримского календаря, проблемы римского летоисчисления, Юлианский календарь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Римская календарная система до Юлианской реформы.

Юлианский календарь»

                                                                                  Реферат

                                                           

                                                                              Морозовой Натальи Николаевны

Кавалерово

2009 г.

Оглавление.

Введение

Древнеримский календарь……………………………………..………...…………….5

Дополнения в древнеримском календаре..……………………………………………8

Проблемы римского летоисчисления…………………………………………………9

 Юлианский календарь………...……………………………………………...………11

Заключение

Список использованной литературы


ВВЕДЕНИЕ

Тема моей работы: «Римская  календарная система до Юлианской реформы. Юлианский календарь». Своей целью ставлю: познакомится с литературой по данной теме,  овладеть системой знаний, уметь на фактическом материале доказать их.

Историческая хронология – это  вспомогательная историческая дисциплина, которая изучает системы летосчисления и определяет даты исторических событий.

Хронология лежит в основе всех календарных систем, создаваемых человечеством.

На разных этапах своего развития разные народы подходили к необходимости создания летосчисления. Возникали различные системы  и принципы подсчета времени, эти системы часто были близки друг к другу, а иногда даже полностью совпадали.

По мере развития общечеловеческой культуры, с образованием государств и расширением межгосударственных связей у людей появилась необходимость выработки общепринятого эталона исторического времени.

Хронология тесно связана с календарем.

Календарем принято называть определенную  систему счета продолжительных промежутков времени с подразделениями их на отдельные более короткие периоды (годы, месяцы, недели, дни). Слово «календарь» происходит  от латинских слов «caleo» - провозглашать и    «calendarium» - долговая книга. Первое напоминает о том, что в Древнем Риме начало каждого месяца провозглашалось особо, второе – что первого числа месяца там было принято уплачивать проценты по долгам.

Потребность измерять время возникла у людей уже в глубокой древности, и определенные методы счета времени. Первые  календари возникли много тысячелетий назад, на заре человеческой цивилизации. Измерять промежутки времени оказалось возможным, сопоставляя их с явлениями, которые повторяются периодически.  Это смена дня и ночи, которая дала людям естественную единицу времени – сутки; смена фаз Луны, происходящая на протяжении синодического месяца и смена времен года и соответствующая ей единица отчета – тропический год. Трудности, возникающие при разработке календаря, обусловлены тем, что продолжительность суток, синодического месяца и тропического года несоизмеримы между собой. Поэтому в далеком прошлом каждое племя, город, государство создавали свои собственные календари, по-разному составляя из суток месяцы и годы. Появились лунные, лунно-солнечные и солнечные календари.

В своей практической деятельности люди не могли обходиться и без определенной эры – системы счета (летосчисления). Люди создавали свою календарную систему и свою эру. Начальную точку отсчета той или иной эры принято называть эпохой.

Эрой календаря называется принятый в нем отсчет годов от определенного момента времени, связанного с каким-либо историческим событием, реальным или мифическим. В течение  тысячелетий существования календаря применялось много различных начальных точек отсчета времени.

В настоящее время наряду с общепринятой эрой «от рождества христова», то есть «нашей эрой», во внутренней жизни некоторых стран распространены и другие системы летосчисления.

Сегодня все народы мира пользуются солнечным календарем, практически унаследованным от древних римлян. В своем нынешнем виде этот календарь почти идеально соответствует годичному движению Земли вокруг Солнца, о его первоначальном варианте можно сказать «хуже было некуда».

ДРЕВНЕРИМСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

Древние римляне, как и греки, определяли начало своих работ по восходу и заходу отдельных звезд и их групп, связывали свой календарь с годичным изменением вида звездного неба.

Этот календарь был переполнен самыми невероятными предрассудками. Луга не следовало удобрять ранней весной не иначе, как в новолунье, когда молодой месяц еще не виден, яйца под курицу рекомендовалось подкладывать только в первую четверть Луны, тот, кто решился  стричься, когда «Луна прибывает», рисковал облысеть и т.п.

Древнеримский календарь сложился в середине 1 в. до н.э.. Год римского календаря с общей  продолжительностью в 355 дней состоял из 12 месяцев. Все месяцы, за исключением одного имели нечетное число дней. Это объясняется суеверными представлениями древних римлян, будто нечетные числа счастливые, а  четные приносят несчастья.

Мартиус 31     Квинтилис 31   Новембер 29

Априлис 29    Секстилис  29   Децембер 29

Майус     31    Септембер  29   Януариус 29

Юниус    29    Октобер      31    Фебруариус 28

Год начинался с первого числа марта, был назван Мартиусом в честь бога  войны, призванного защищать мирный труд, Марса. Второй  Априлис от латинского aperire – «раскрывать», так как в этом месяце раскрываются почки на деревьях, он был посвящен богине красоты Венере. Третий Майус – посвящался богине земли Майе, четвертый Юниус – богине неба Юноне, покровительнице женщин, супруге Юпитера. Название остальных месяцев были связаны с их положением в календаре: Квинтилис – пятый, Секстилис – шестой, Септембер – седьмой, Октобер – восьмой, Новембер – девятый», Десембер – десятый. Название  предпоследнего месяца Януариуса – происходит от слова janua – «вход», «дверь», месяц  был посвящен богу Янусу, который считался богом небесного свода, открывавшим ворота солнцу в начале дня и закрывавшим их в его конце. Ему было посвящено 12 алтарей – по числу месяцев в году. Римляне изображали Януса с двумя лицами, обращенными вперед и назад, смотрящим в будущее и созерцающим прошедшее. 12-й месяц был посвящен богу подземного царства Фебруусу. В этом месяце была поминальная неделя, по окончании которой совершали очистительный обряд «для примирения богов с народом».

Римляне использовали  своеобразный способ счета дней в месяце. Первый день месяца называли календами от слова провозглашать. Седьмой день в четырех длинных месяцах или пятый в остальных восьми назывался нонами – девятый день до полнолуния. Ноны приближенно совпадали с первой четвертью фазы Луны. В ноны каждого месяца понтифики объявляли, какие праздники в нем будут отмечаться. 15-е число (полнолуние) в долгих и 13-е в коротких месяцах – называлось идами. День перед календами, нонами и идами назывался канун. Таким образом, в каждом месяце у римлян было три кануна, в том числе последний день месяца. Канунам предшествовали третьи дни и т.д.

Древние римляне считали дни, не как это делаем мы, а в обратном направлении: сколько дней осталось до нон, ид или календ.

Рядом с числами месяцев проставлялись восемь первых букв латинского алфавита: A, B, C, D, E, F, G, H, которые циклически повторялись на протяжении целого года в том же порядке. Эти периоды назывались нундинами («девятидневками»). В счет включался последний день предыдущей восьмидневной неделе. В начале года один из нундинус объявлялся торговым днем, в который жители окрестных деревень  могли приехать в город на базар. Нундинусы не должны были совпадали с нонами, чтобы избежать излишнего скопления людей в городе. Считалось, если нундинус совпадет с календами января, то год будет несчастливым.

Кроме нундинных букв в древнеримском календаре дни обозначались еще одной буквой: F, N, C, NP и  EN. В дни, которые  обозначены буквами F  (fasti) были открыты судебные учреждения и происходили судебные заседания. Со временем этой же буквой обозначали дни праздников и игр. Дни, обозначенные буквой   N (nefasti), были запретными. По религиозным соображениям в них нельзя было созывать совещания, устраивать судебные заседания и выносить приговор. В дни С происходили народные собрания и заседания сената. Дни NP были «частично запретными», дни EN считались  запретными утром и открытые для судебных заседаний в промежуточные часы. Во времена императора Августа насчитывалось дней F – 45,  N – 55,  NP – 70, C – 184, EN – 8. Три дня в году назывались «расщепленные» от  fissiculo – рассматривать разрезы принесенных в жертву животных. 24 марта  и 24 мая обозначались QRCF, когда жертвенный царь председательствовал в народном собрании, 15 июня обозначался  QSDF, когда выносили грязь и сор из храма богини Весты.

Список дней fasti на каждый месяц провозглашался лишь в 1-ое число, так в древние времена патриции и жрецы удерживали все важнейшие средства регулирования общественной жизнью в своих  руках. Только в 305 г. до н.э Гней Флавий (политический деятель Рима) обнародовал на белой доске на римском форуме список fasti на целый год, сделав общеизвестным распределение дней в году. С тех пор установление в общественных местах высеченных на каменных досках календарных таблиц стало обычным явлением.


ДОПОЛНЕНИЯ В ДРЕВНЕРИМСКОМ КАЛЕНДАРЕ

Продолжительность года в 355 дней, на десять с лишним меньше, чем в тропическом.  В хозяйственной жизни римлян важную роль играли земледельческие работы – сев, сбор урожая и т.п. Чтобы держать начало года вблизи одного и того же сезона, они делали вставку дополнительных дат. Так как их  календарь нуждался в постоянных исправлениях, это было вменено в обязанность коллегии понтификов (члены верховной касты жрецов), которые занимались надзором за выполнением обрядов, следили за календарем и вели летопись. По решению коллегии понтификов раз в два года в середину Фебруариуса должен был вклиниваться тринадцатый, дополнительный месяц – Марцедониус, продолжительностью попеременно в 22, 23 дня. Длительность вставного месяца римляне преувеличивали. За 4 года им не хватало в основных 12 месяцев 41 дня, а вставляя два Марцедониуса понтифики добавляли 45 дней.

В результате таких вставок средняя продолжительность римского календаря была равной 366,25 суток – на одни сутки больше истинной. Поэтому время от времени эти сутки из календаря приходилось выбрасывать.

Понтифики ликвидировали неувязки своей властью, но в то же время часто ею злоупотребляли. Так как с  календарными датами были связаны уплата налогов и процентов по взятым взаймы ссудам, вступление в должности консулов, трибунов и других выборных лиц, начало празднеств по случаю весны, сбора урожая. Решение коллегии понтификов могли ускорить или отсрочить такие события.

Решения понтификов доводили до всеобщего сведения глашатаи, которые во всеуслышание объявляли о начале новых месяцев и новых лет.


ПРОБЛЕМЫ РИМСКОГО ЛЕТОИСЧИСЛЕНИЯ

Лунный календарь в 355 дней возможно был привнесен в Рим из Греции. Конечно, римляне могли несколько изменить структуру календаря, изменить счет дней  в месяце, так как греки считали в обратном порядке лишь дни последней декады.

Приняв лунный календарь, римляне, возможно, сначала использовали его простейший вариант, двухлетний лунный цикл – триэтериду это значит, что вставку тринадцатого месяца они производили каждый второй год и это со временем, стало у них традицией. Но триэтерида – цикл неточный.

Конечно, римляне не могли не искать путей улучшения календаря и,  в частности, не могли не узнать, что их соседи греки используют для счета времени октаэтериду. Вероятно, римляне решили поступать так же, но им казалось неприемлемым то, как греки производят эмболические вставки. В итоге средняя за 4 года продолжительность римского календаря была на сутки больше истинной. Поэтому по истечении трех ортаэрид римский календарь отставал от Солнца на 24 дня, более чем на целый вставной месяц. Такой календарь плохо согласовывался как с фазами Луны, так и солнечным годом.

Характеристику этого календаря дал Д.Лебедев: «Отмененный Юлием Цезарем в 45 г. до н.э. календарь римской республики, представлял собою… настоящее хронологическое monstrum. Это был календарь не лунный и не солнечный, а псевдолунный и псевдосолнечный. Обладая всеми недостатками лунного года, он не имел ни одного из его достоинств, и точно в таком же отношении стоял он и к солнечному году».

Так как в начале каждого месяца проводилась уплата долгов, нетрудно представить, как твердо с помощью календаря жрецы в своих руках держали всю хозяйственную и политическую жизнь в древнем Риме.

Со временем календарь был так запутан, что праздник жатвы  приходилось отмечать зимой. Неразбериху и хаос в римском календаре, лучше всех охарактеризовал французский философ Вольтер: «Римские полководцы всегда побеждали, но никогда не знали, в какой день это случилось».

Конец произволу понтификов положил Юлий Цезарь.  Побывав в Египте, он познакомился с египетским солнечным календарем и даже сам составил несколько дошедших до нас трактатов по астрономии. Он провел реформу календаря, придав ему почти тот самый вид, в котором этот календарь и сохранился до наших дней.

Новый римский календарь получил название юлианский. В наши дни  он известен под названием старого стиля.


ЮЛИАНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

В древнем Риме до Юлия Цезаря действовал сложный и неудобный лунно-солнечный календарь, в который часто вносились поправки для приведения его в соответствие с солнечным годом. В 46 г. до н.э. была проведена реформа с переходом с начала 45 г. на солнечный календарь, названный юлианским по имени осуществившего эту реформу Юлия Цезаря (102 – 44 гг. до н.э.), прославленного полководца и правителя, писателя, верховного жреца. В этой реформе были использованы знания и опыт египетских астрономов, особенно александрийской школы, а к разработке реформы был привлечен александрийский астроном Созиген.

Главным в юлианской реформе было отключение календаря от оборота Луны и введение високосного дня каждые четыре года.

В новом календаре год насчитывал 365,25 суток, приблизился к году Сириуса или тропическому солнечному году и несколько превысил их продолжительность. В каждых четырех годах нового календаря насчитывалось три года по 365 дней и один год (високосный) – 366.

Таким образом, эта реформа создала современный солнечный календарь в его первоначальном виде. Месяцы   в нем стали лишь единицами внутренней структуры, а введение високосных дней прекратило смещение календаря по сезонам года.

В новом календаре почти на каждый день года было дано указание, какая звезда или созвездие имеет свой первый утренний восход или заход. Тем самым календарь тесно связывался с годичным движением Солнца по эклиптике и циклом земледельческих работ, начало которых приурочивали к определенному положению звезд на вечернем и утреннем небе.

За начало года был принят первый день января. Счет по юлианскому календарю был начат 1 января 45 г. до н.э. На этот день, с которого, уже начиная с 153 г до н.э. вступали в свою должность вновь избранные римские консулы, и было перенесено начало года. Цезарю пришлось предшествующий год продлить до 445 вместо 355 суток, чтобы перевести начало римского года на январь, после чего начался отсчет по новому календарю.

Юлий Цезарь упорядочил число дней в месяцах по принципу: нечетный месяц имеет 31 день, четный 30. Февраль в простом году 29, в високосном 28 дней.  В новых календарных месяцах сохранилось положение нон и ид, в некоторых увеличилось число дней до календ.

По реформе 46 г. дополнительный день был включен в феврале после шестого дня до мартовских календ и назывался повторным шестым – бис секстуе, откуда произошло слово «високосный».

В дореформенном древнеримском календаре сначала было десять основных месяцев, потом стало двенадцать, которые перешли и в юлианский календарь вместе со своими названиями. Начало года по реформе было перенесено с марта на январь, а названия месяцев оставлены прежние. В результате для шести месяцев названия потеряли свой первоначальный смысл: их порядковые номера уже не соответствовали занимаемому месту, отличаясь от него на две единицы.

Квинилис, после реформы переименовали в месяц юлиус, спустя некоторое время секстилис был переименован в аугустус. Остальные четыре месяца с порядковыми номерами – сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь, - сохранили их, несмотря на их несоответствие. В настоящее время названия всех месяцев мы воспринимаем лишь символически: их первоначальный смысл утрачен и представляет только познавательный интерес, но не вызывает никаких ассоциаций  в повседневной жизни. Вместе с тем названия месяцев являются международными, так как в английском, французском, немецком и других языках они образовались от этих же латинских слов.

В благодарность за реформу, и учитывая военные заслуги Юлия Цезаря, римский сенат переименовал месяц Квинилис (в этом месяце родился Цезарь) в Юлиус. Римские жрецы не известно по какой причине запутали новый календарь, объявляя високосным каждый третий год. В итоге с 44 до 9 гг. до н.э. было 12 високосных годов вместо 9. Эту ошибку исправил император Август. При нем на протяжении 16 лет ( с 9 г. до н.э. по 8 г. н.э.)  не было високосных годов.

 Юлианский календарь начал нормально функционировать с 1 марта 4 г. н.э. В связи с этим сенат, учитывая большие победы и в благодарность за исправление календаря, переименовал месяц Секстилис в месяц Августус. Продолжительность этого месяца была установлена Цезарем в 30 дней.  К августу добавили один день, отняв его у Фебруариуса. Чтобы три месяца – Юлиус, Августус и Септембер не имели подряд по 31 дню у Септембера один день перенесли на Октобер, а от Новембера один день на Десембер.  Было  нарушено введенное Цезарем правильное чередование долгих и коротких месяцев, а первое полугодие в простом году оказалось короче второго на четыре дня. Так установилось распределение дней года по месяцам, дошедшее без изменений до нашего времени.

С прекращением отсчета дней «до календ» високосный день вместо «бис секстус» был установлен 29 февраля.

В древнеримском календаре не было семидневных недель. Семидневная неделя вводилась в Римской империи вместе с распространением христианства. Окончательно она установилась с 321года, когда день Солнца (воскресенье) был официально утвержден как еженедельный государственный христианский праздник. Но счет по календам, нонам и идам продолжался еще несколько столетий.

Римская система датирования дней месяца по нонам и календам сохранялась в Западной Европе до XVI в.

Еще многие века  западный мир пользовался юлианским календарем, хотя он и нуждался  в реформе. Дело заключалось в том, что календарный день весеннего равноденствия  21 марта, стал заметно не соответствовать реальному равноденствию. Эта разница произошла из-за того, что Созиген, создавая календарь, не учел открытия Гиппарха и принял продолжительность календарного года за 365,25 суток, т.е.  взял несколько большую величину, чем продолжительность тропического года 365,2421196. Ко второй половине  16 века разница эта составила почти 10 суток. Недостаток  юлианского календаря отмечали многие  астрономы, в том числе и Улугбек.

Необходимость введения нового календаря была продиктована нуждами христианского богослужения.

24 февраля 1582 г. папа католической церкви Григорий ХIII  издал специальную буллу о введении нового календаря. Допущенная неточность была исправлена, и счет дней был передвинут на 10 суток вперед. День весеннего равноденствия вновь пришелся на 21 марта.  Чтобы не повторять ошибки прошлого, было решено в каждые 400 лет сокращать количество високосных  лет на три года (вместо 100 високосных лет установить 97) , а те вековые годы, число столетий которых не делится на четыре без остатка, не считать високосными годами. Поэтому годы 1700, 1800, 1900 и 2100 считаются простыми, 1600, 2000, 2400 и 2800 – високосными. Новый календарь назвали григорианским или календарем нового стиля в отличие от юлианского, который теперь считается календарем старого стиля.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

У разных народов с древних времен стали складываться многочисленные хронологические календарные системы. Все существовавшие в прошлом и существующие в настоящее время календарные эры не носили и не носят общечеловеческого характера, они были призваны возвеличить ту или иную династию, религию или событие, связывались с творчеством народов мира.

В мире существовали и существуют различные циклы календарей. В западных странах наибольшее распространение получили солнечные и лунные календари. В восточных странах  в календарные циклы включены астрономические явления Юпитера и Сатурна. Знание этих сложных календарных систем носит не только познавательный характер современной действительности, но и дает ключ к раскрытию хронологических тайн прошлого.

Слово «календарь» восходит к латинскому «calendae» (первый день месяца), а оно, в свою очередь, - к глаголу  Calare, что означает «выкликать»: в Древнем Риме обязанностью главного жреца было громкое провозглашение первого дня каждого месяца.зосточных  в календарные циклы включены астрономические явления Юпитера и Сатурна.                                      

Вообще календари создавались независимо от Древнего Рима, до и после него, в разных уголках земли, так как потребность измерять время возникала у всех народов, как только осознавалась периодичность явлений природы (смена дня и ночи, времен года). Упорядоченный счет времени – итог длительного развития человеческой мысли, наблюдений и опыта, необходимое условие для дальнейшего развития цивилизации.

Считаю, что поставленных целей достигла, с работой справилась, полученные мной знания, пригодятся во время уроков истории.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Климишин  И.А. Календарь и хронология. М.: Наука, 1985. – 320 с.
  2. Гурштейн А.А. Извечные тайны неба. М.: Просвещение,1984. – 272 с.
  3. Володомонов Н.В.
  4. Цыбульский В.В. Календари и хронология стран мира. М.: Просвещение, 1982 – 128 с., ил.
  5. Круглый год. Русский земледельческий календарь. М.: Правда, 1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация и конспект урока для 9-го класса по теме:"Реформа политической системы:Цели,этапы,итоги". Перестройка 1985-1991 гг.

Презентацию по теме:" Реформа политической системы: цели, этапы, итоги".Перестройка в СССР 1985-1964 гг. Удобно использовать для сопровождения урока в 9-м классе по этой теме.План: 1. Кадровая революц...

Урок истории в 9 классе по теме: Первая российская революция. Реформы политической системы.

Цели урока: -познакомить учащихся с причинами, основными событиями и результатами первой российской революции; -выработка умений самостоятельной работы с текстом; -способствовать развитию аналитиче...

Тест по теме "Римская система счисления"

Итоговый тест по теме 2Римская система счисления" предназначен для учащихся 5-х классов и расчитан на проверку знания ими основных знаков римской системы, правил записичисел в этой системе, а также вз...

Конспект урока по истории в 9 классе по теме «Реформа политической системы: цели, этапы, итоги»

Конспект урока по истории в 9 классе по теме«Реформа политической системы: цели, этапы, итоги» и презентация к уроку...

«Римская система счисления»

Тест для учащихся 5 – 6 классов с ответами. Данный тест может использоваться учителями математики как на уроках, так и во внеурочной деятельности. ...

Римская система счисления

Небольшая самостоятельная работа "Римская система счисления"...