Отчет по педагогической практике в Саратовском физико-техническом лицее №1
план-конспект урока истории (7 класс) по теме

Брежнева Ольга Александровна

Условия проведения практики.

Педагогическую практику я проходила в саратовском физико-техническом лицее №1. В течение 5 недель я  провела 8 уроков истории в 7 классе под руководством очень опытного и знающего учителя Хайловой Анны Александровны.  Обстановка была очень доброжелательной. Класс, в котором я работала, мне очень понравился, все дети умные и любознательные, с ними очень интересно работать. За время прохождения практики я узнала о многих нюансах учительской профессии. Конечно, мне во всем помогала Анна Александровна. Она дала много советов по составлению планов уроков, подсказывала, как нужно себя вести в тех или иных ситуациях, указывала на мои ошибки. В итоге я получила очень много полезных знаний и хороший опыт.

План-конспект урока.

 

Тема:Новые явления в экономике России второй половины XVIIвека.

 

Тип урока:комбинированный.

 

Цели урока:

1)     Образовательные:

- в ходе проверки домашнего задания закрепить пройденный материал

- подвести итоги о последствиях Смуты, выяснить ее влияние на экономику страны

- вспомнить основы феодализма

- найти новые явления в экономике России

2) Развивающие:

- продолжить работу по формированию навыков конспектирования

- развитие умения работать с исторической картой

- развитие навыков выявления причинно-следственных связей

- научить сравнивать исторические явления и процессы, происходящие в одно и то же время в России и в странах Западной Европы

3) Воспитательные:

- вызвав интерес к теме, способствовать процессу формирования у учеников уважения к истории.

 

Оборудование урока:учебник А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России», карта «Россия в XVIIвеке».

 

Основные понятия урока:экономика, бобыль, вотчина, поместье, феодализм, капитализм, мануфактура, всероссийский рынок, мелкотоварное производство.

 

Ход урока.

I.                  Оргмомент.

II.               Проверка домашнего задания.

На прошлом уроке мы закончили разбирать Смутное время. Поэтому давайте для закрепления и проверки ваших знаний напишем исторический диктант.

Вопросы:

1)     Венчание Лжедмитрия Iна царство (1605 г.)

2)     Свержение Василия Шуйского (1610 г.)

3)     Организация первого ополчения (1611 г.)

4)     Кто такой Лжедмитрий I? Имя реального человека. (Григорий Отрепьев)

5)     Прозвище Лжедмитрия II. (Тушинский вор)

6)     Кого семибоярщина пригласила на русский престол? (сына польского короля королевича Владислава)

7)     Что такое Смута? (экономический, политический, социальный, династический кризис, осложненный польской интервенцией)

8)     Что представляет собой крестоцеловальная грамота? (ограничение власти царя по отношению к боярам)

9)     Совет всей земли – что это? (временное правительство, орган управления ополчением)

10)Что такое ополчение? (мирное население, вооруженное для борьбы с интервенцией)    

 

III.   Логический переход к изучению нового материала

 

После окончания Смуты экономический кризис не прекратился. Были потеряны многие территории, важные для торговли. Западные и центральные районы страны были разорены. Северные и восточные части пострадали меньше. Крестьяне бегут на север, за Волгу, часто уходят к казакам на юг. Поэтому в центральных и западных районах не хватает рабочих рук. Те же, кто оставался, не имели ни скота, ни орудий труда, ни денег. Таких крестьян называли бобылями. Давайте запишем определение. Бобыль – это представитель бедного, иногда бездворового зависимого населения, несшего сокращенные феодальные повинности.

Разорено было и дворянство. Многие поместья пришли в запустение. Некоторые дворяне даже становились казаками и холопами у богатых бояр. Это грозило ослабить социальную базу монархии. Перед царем стояла задача успокоить народ. Поэтому Михаил начинает проводить гибкую политику. Он раздает землю дворянам, подтверждает права на землю тех дворян, которым она была дарована Василием Шуйским и Лжедмитрием II. Так как земля без закрепленных на ней крестьян не имела большой цены, был увеличен срок для розыска беглых крестьян (1637г. -9 лет, 1641г. – до 10 лет для беглых, до 15 лет – для вывезенных другими феодалами). Были значительно сокращены крестьянские налоги. Во всем этом мы наблюдаем попытки восстановить экономику страны. Так что же такое экономика? Давайте запишем. Экономика – это хозяйство огромной страны, включающее в себя сельское хозяство, ремесло, финансы, транспортную сеть.

А теперь давайте с вами вспомним, какие формы земельной собственности существовали к этому времени в России. Чем владели дворяне? Чем бояре?

Вотчина– это земельное владение феодала, переходящее по наследству с правом продажи, залога, дарения. (владельцы - бояре)

Поместье – условное земельное владение, которое предоставлялось государством за несение военной и государственной службы; не подлежало продаже, обмену, наследованию. (владельцы – дворяне)

И вот именно в XVIIвеке между двумя этими понятиями стирается грань. Поместье теперь можно передавать по наследству старшему сыну (правда, пока что его нельзя еще дробить, продавать и закладывать). Одновременно с этим соответственно стирается грань между боярами и дворянами. Они начинает сливаться в одно привилегированное сословие.

IV.   Объяснение новой темы.

А какой же общественно-экономический строй существовал в это время?

Феодализм– общественно-экономический строй, для которого характерны феодальное землевладение, использование подневольного крепостного труда и натуральное хозяйство.

Но в этом же семнадцатом веке начинают появляться новые экономические явления, которые абсолютно не вписываются в рамки феодализма. Они напоминают нам другой общественно-экономический строй – капитализм. Он уже существует в некоторых странах Западной Европы, в которых произошли буржуазные революции – Нидерландах, Англии. Там он основан на личной свободе и частной собственности. Давайте запишем определение капитализма. Капитализм – это общественно-экономический строй, для которого характерны частная собственность на средства производства (оборудование, деньги, сырье, здания и т.д), свободные наемные работники и товарное хозяйство.

Какие же черты капитализма появляются у нас в России? Давайте откроем с вами учебники на странице 34. Прочитайте параграф самостоятельно до конца и попробуйте найти, что же появляется нового в нашей экономике, какие явления соответствую понятию капитализм. А потом все вместе разберем эти явления.(7 минут)

Итак, давайте читать и одновременно записывать в тетради новые явления в экономике России.

1)     Натуральный оброк постепенно сменяется денежным оброком. (это способствует восстановлению крестьянского хозяйства и развитию товарно-денежных отношений)

2)     Ремесленная и сельскохозяйственная специализация отдельных районов страны.

Давайте вместе с вами посмотрим на карте, на чем же специализируются различные районы.

       3) Превращение ремесла в мелкотоварное производство

Запишем определение. Мелкотоварное производство – это система, основанная на производстве небольших партий товаров, предназначенных для продажи на рынке.

4)     Укрупнение ремесла, создание ремесленных мастерских

5)     Развитие предприятий нового типа – мануфактур.

Мануфактура– это предприятие, основанное на разделении труда и использовании ручной ремесленной техники.

Какие мануфактуры преобладали? (казенные)

В чем отличие от западных мануфактур?

В России использовали труд приписных крестьян, т.е. производство основано на крепостном труде. Это тормозило их развитие.

        6) Формирование всероссийского рынка.

Всероссийский рынок– усиление хозяйственных связей и обмена между различными частями страны, основанного на экологической специализации территорий.

       7) Появление всероссийских ярмарок. Самые знаменитые и крупные из них – Архангельская, Свенская, Макарьевская, Ирбитская. Давайте найдем их на карте.

      8) развитие внешней и внутренней торговли (Внешняя торговля не очень хорошо развита, осуществлялась через Каспийское и Северные моря)

      9) рост городов

 

V. Подведение итогов урока.

Итак, мы обнаружили достаточно много новых явлений в экономике. Но говорит ли это  о том, что в России наступил капитализм? (Конечно, нет. Это лишь его ростки. Капитализм не сможет существовать в России, пока не отменят крепостное право, ведь этот уклад основан на личной свободе и частной собственности.)

Д/з. Наш урок подходит к концу. Записываем домашнее задание – параграф 4, ответить на вопросы в конце параграфа, выучить все, что было записано в тетради.

Оценки за диктант я скажу вам на следующем уроке.

 

 

Анализ урока.

 

1)                 Тема: Власть и церковь. Церковный раскол.

Цели:             

   обучающие:

- в ходе проверки домашнего задания закрепить пройденный материал

- осветить проблемы в отношениях между церковью и государством

- рассказать о причинах и последствиях церковного раскола

- рассказать биографию знаменитых церковных деятелей Никона и Аввакума

  развивающие:     

- продолжить работу по формированию навыков конспектирования

- развитие навыков выявления причинно-следственных связей

- научить сравнивать исторические явления и процессы, происходящие в одно и то же время в России и в странах Западной Европы

   воспитательные:

- вызвав интерес к теме, способствовать процессу формирования у учеников уважения к истории

- формирование патриотических чувств

 

 

В ходе урока большинство задач были мною выполнены, но все же необходимо было лучше осветить проблемы в отношениях между церковью и государством, больше сконцентрировать внимание на отношениях между Никоном и царем Алексеем  Михайловичем.

Также нужно было постараться еще красочнее и подробнее рассказать о жизни Никона и Аввакума, чтобы у детей сложилось более яркое и живое представление об этой теме. Я же, к сожалению, это осветила не очень подробно.

 

 

2)                 Тип урока – комбинированный.

Организационный момент занял 1-2 минуты.

Опрос занял примерно 10 минут.

Логический переход к изучению нового материала – 1-2 минуты

Изучение нового материала – около 20 минут.

Закрепление знаний - 5 минут

Запись домашнего задания – 1-2 минуты.

Объявление оценок за устный опрос -1 минута

 

3)                 В начале урока проводился устный фронтальный опрос, 4 человека работали по карточкам. В конце урока были выставлены оценки тем, кто работал устно. Тем, кто работал по карточкам, оценки были объявлены на следующем уроке.

4)                 Содержание и методика изучения нового материала в основном соответствовала поставленным задачам, за исключением тех моментов, о которых говорилось в первом пункте.

5)                 Среди методов изучения нового материала прежде всего рассказ. Также ребята работали с учебником. В ходе урока мы с ними беседовали.

6)                 Как средство обучения в основном использовался учебник. Вместе с ребятами мы разбирали размещенный в нем документ, а также портреты Никона и Филарета.

7)                 5 минут было потрачено на закрепление изученного материала

8)                 Изучение параграфа по только что пройденной теме было дано в качестве домашнего задания.

9)                 Во время урока происходило постоянное общение с детьми, но, возможно, мне еще не хватает умения заинтересовать весь класс. Психологический климат был хорошим.

 

 

Внеклассное мероприятие.

 

История Саратовского государственного университета

им. Чернышевского.

В 2009 году Саратовский государственный университет отмечал свое столетие, поэтому я хотела бы вам рассказать немного об этом учебном заведении.

Один из старейших российских университетов — Саратовский государственный — был основан Высочайшим указом от 10 июня 1909 года. После полувековой борьбы саратовской общественности с чиновниками министерства образования, не без основания опасавшимися открывать на юго-восточных рубежах империи еще один рассадник радикальных настроений в среде молодежи, Государственная Дума в результате горячих дебатов в начале июня 1909 года принимает положительное решение.

Несколько дней спустя на императорской яхте «Штандарт» документ собственноручно подписал и Николай II, выведя на нем каллиграфическим почерком слова: «Быть по сему». 6 октября того же года после молебна и крестного хода саратовцы заложили камень на месте строительства будущих учебных корпусов. Так началась история Императорского Николаевского университета (ныне — Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского), а с ним и университетский период истории самого Саратова.

Современник событий М. Ф. Волков в своих мемуарах приводит слова П. А. Столыпина, бывшего в те годы Председателем Совета Министров, обращенные к депутации от саратовской общественности: «…Я стою за университет потому, что Саратов в культурном, образовательном и экономическом отношении действительно является таким центром, в котором давно уже должен быть основан именно университет…»

Саратовский университет делом оправдал надежды своих основателей. Он стал мощным катализатором экономического, культурного и духовного развития Нижнего Поволжья и всего Юго-Востока России. История Саратовского университета — одного из пяти «дореволюционных» российских университетов — богата на имена, которыми по праву гордится российская наука и вузовское образование.

 

Первый ректор, первый архитектор

 

Первым ректором Саратовского университета стал Василий Иванович Разумовский – ученый, врач, общественный деятель – личность во всех отношениях исключительная. Уже в двадцать семь лет он доктор медицинских наук, а в сорок два года произведен в действительные статские советники.

Для постройки университетского комплекса в качестве архитектора был привлечен Карл Людвигович Мюфке. Впервые в истории Саратова он создал цельные ансамбли, отличающиеся единством замысла и высоким качеством исполнения. При В. И. Разумовском были заложены четыре корпуса на Московской площади, из них два к концу 1912 года были в основном закончены и приняли лаборатории разных кафедр.

 

Они прославили университет

 

Первоначально в составе университета был только один факультет — медицинский. Значительное расширение числа факультетов произошло в 1917 году, когда были созданы физико-математический, историко-филологический и юридический факультеты. Первым деканом историко-филологического факультета стал один из величайших ученых-гуманитариев ХХ века — философ Семен Людвигович Франк.

С 1918 по 1921 год на агрономическом факультете Саратовского государственного университета преподавателем кафедры частного земледелия работал основоположник российской генетики Николай Иванович Вавилов. В 1920 году в 3 корпусе университета он выступил с докладом, в котором обосновал открытый им закон гомологических рядов.

С первого года существования университета активно работала его Фундаментальная библиотека. Новый этап в ее развитии начался, когда в 1932 году директором библиотеки стала Вера Александровна Артисевич. Человек-легенда — она проработала директором библиотеки 67 лет

В годы Великой Отечественной войны в Саратов был эвакуирован Ленинградский университет. Саратовцы поделились со своими ленинградскими коллегами всем, чем могли: аудиториями, книгами, кадрами. В эти незабываемые годы на развитие нашего университета оказывали влияние такие выдающиеся ленинградские ученые, как физик Е. Ф. Гросс, историк В. В. Мавродин, филологи М. П. Алексеев и Г. А. Гуковский. В послевоенное десятилетие гуманитарная наука в Саратовском университете была обогащена работой на филологическом факультете знаменитого литературоведа Ю. Г. Оксмана.

Саратовский государственный университет явился той «стволовой клеткой», от которой получила начало и развитие не только система высшего образования города, но и социокультурные процессы всего Нижнего Поволжья и Юго-востока России. В 1922 году был преобразован в сельскохозяйственный институт агрономический факультет университета (ныне — Саратовский государственный аграрный университет). В 1930 году самостоятельность обрел медицинский факультет, преобразованный в медицинский институт (Саратовский государственный медицинский университет). В 1931 году на базе факультета советского строительства и права был создан Институт советского права (затем – юридический институт, теперь – Государственная академия права). В этом же году педагогический факультет стал Педагогическим институтом (не так давно он вновь влился в состав госуниверситета).

 

И снова — развитие

 

1950—1970-е годы для Саратовского государственного университета — время стабильности и зрелости. Структура университета не претерпевает серьезных изменений, и в то же время активно идет создание новых научных направлений, открываются специальности и кафедры, строятся новые корпуса. За эти годы число научных работников и студентов вырастает в два раза, число аспирантов — в три. Развиваются три научно-исследовательских института, семь проблемных лабораторий, создается университетское издательство, были построены здания пятого корпуса, студенческого общежития, открылся университетский спортивно-оздоровительный лагерь «Чардым».

В сложные годы перестройки, в период отказа от стереотипов и поиска новых векторов развития образования университету не только удалось сохранить научно-педагогический потенциал, но и принципиально модернизировать свою техническую базу. Стараниями и инициативой ректора А. М. Богомолова был создан Поволжский региональный центр информационных технологий, вобравший в себя лучшие достижения современных телекоммуникаций и ставший своеобразным плацдармом информатизации Саратова и области.

В конце 1990-х университет обогащает свои образовательные возможности, объединяясь с рядом высших и средних специальных учебных заведений. С 1998 года в структуру университета входят педагогический институт, колледж радиоэлектроники имени П. Н. Яблочкова, Саратовский политехникум, Балашовский пединститут.

В это же время происходит бурный рост самого классического университета: в 1994 году создается факультет гуманитарных и социальных наук, в 1998 году — факультет нелинейных процессов. Самым «урожайным» оказался 2000 год, когда открылось сразу три новых факультета — философский, социологический и факультет компьютерных наук и информационных технологий. В 2005 году состоялся первый набор на четырнадцатый факультет классического университета — факультет нано- и биомедицинских технологий.

В 2006 году в состав комплекса входило 29 факультетов, обучалось 28 тысяч студентов и работало свыше 4 тысяч преподавателей и сотрудников.

В структуре университета: Зональная научная библиотека, издательство, Ботанический сад, научно-исследовательская часть (НИЧ), НИИ естественных наук, ПРЦ НИТ, Вычислительный центр, областной Центр компьютерных технологий в промышленности, Технопарк, три центра трансфера технологий, Центр коллективного пользования, Центр патентных услуг, Центр развития предпринимательства, Бизнес-инкубатор, филиалы институтов, отделов, лабораторий РАН и др. СГУ – один из немногих вузов страны, имеющий в своем составе НОЦ «Нелинейная динамика и биофизика» и Межрегиональный институт общественных наук (МИОН). Эти межфакультетские учебно-научные структуры образованы в результате победы в соответствующих конкурсах и входят в число лучших в России.

Студенты и аспиранты СГУ в течение 10 лет успешно участвуют в Чемпионатах мира по программированию, проводящихся с участием команд из 700 университетов мира. Наибольшего успеха команда СГУ достигла в 2006 г., завоевав звание Чемпиона мира по программированию. В этом же году университет стал победителем Всероссийского форума по вопросам студенческого самоуправления, организованного Министерством образования и науки РФ и Российским союзом молодёжи.

В университете работает свыше 290 докторов наук. Среди ведущих профессоров университета 13 заслуженных деятелей науки РФ, 3 члена-корреспондента РАН, 10 лауреатов государственных и международных научных премий. Число кандидатов наук превысило 900 человек. Для постоянного возобновления научного потенциала в университете многие десятилетия функционирует аспирантура по 81 специальности и докторантура по 20 специальностям. За последние годы 38 молодых учёных стали обладателями личных грантов, из них восемь получают гранты Президента РФ, двое – награждены медалями РАН.

Университет использует свои широкие международные контакты для внедрения в регионе самых современных технологий как в области образования, так и в научно-исследовательской деятельности в естественных и гуманитарных науках. Широкая география этих связей четко просматривается в заключенных договорах о партнерстве, в том числе, с 32 университетами и научно-исследовательскими центрами США, 4 университетами Франции, 7 университетами Германии, 4 университетами Великобритании, 2 университетами Испании, 3 университетами Турции, 3 университетами Казахстана, а также университетами Италии, Польши, Македонии, Чили, Латвии, Монголии и других стран.

В Саратовском государственном университете работает развитая инфраструктура, направленная на поддержку социальной активности молодежи. Студенты реализуют свои творческие возможности в Студенческом клубе, ставят рекорды в спортивных секциях, приобретают навыки научной работы в Советах молодых ученых, развивают лидерские качества, участвуя в работе Студенческого совета.

Университет заботится и об информационном обеспечении своей деятельности. Управлением общественных связей выпускается газета «Саратовский университет», ежедневно обновляется новостная лента университетского сайта, регулярно проводятся брифинги и пресс-конференции. Лабораторией журналистики филологического факультета издается газета «Студенческий город», которую читают студенты всех саратовских вузов. Есть планы по созданию университетского радио и телевидения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otchet_po_pedagogicheskoy_praktiki_v_ftl.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока.

Тема: Новые явления в экономике России второй половины XVII века.

Тип урока: комбинированный.

Цели урока:

  1. Образовательные:

- в ходе проверки домашнего задания закрепить пройденный материал

- подвести итоги о последствиях Смуты, выяснить ее влияние на экономику страны

- вспомнить основы феодализма

- найти новые явления в экономике России

2) Развивающие:

- продолжить работу по формированию навыков конспектирования

- развитие умения работать с исторической картой

- развитие навыков выявления причинно-следственных связей

- научить сравнивать исторические явления и процессы, происходящие в одно и то же время в России и в странах Западной Европы

3) Воспитательные:

- вызвав интерес к теме, способствовать процессу формирования у учеников уважения к истории.

Оборудование урока: учебник А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России», карта «Россия в XVII веке».

Основные понятия урока: экономика, бобыль, вотчина, поместье, феодализм, капитализм, мануфактура, всероссийский рынок, мелкотоварное производство.

Ход урока.

  1. Оргмомент.
  2. Проверка домашнего задания.

На прошлом уроке мы закончили разбирать Смутное время. Поэтому давайте для закрепления и проверки ваших знаний напишем исторический диктант.

Вопросы:

  1. Венчание Лжедмитрия I на царство (1605 г.)
  2. Свержение Василия Шуйского (1610 г.)
  3. Организация первого ополчения (1611 г.)
  4. Кто такой Лжедмитрий I? Имя реального человека. (Григорий Отрепьев)
  5. Прозвище Лжедмитрия II. (Тушинский вор)
  6. Кого семибоярщина пригласила на русский престол? (сына польского короля королевича Владислава)
  7. Что такое Смута? (экономический, политический, социальный, династический кризис, осложненный польской интервенцией)
  8. Что представляет собой крестоцеловальная грамота? (ограничение власти царя по отношению к боярам)
  9. Совет всей земли – что это? (временное правительство, орган управления ополчением)
  10. Что такое ополчение? (мирное население, вооруженное для борьбы с интервенцией)    

III.   Логический переход к изучению нового материала

После окончания Смуты экономический кризис не прекратился. Были потеряны многие территории, важные для торговли. Западные и центральные районы страны были разорены. Северные и восточные части пострадали меньше. Крестьяне бегут на север, за Волгу, часто уходят к казакам на юг. Поэтому в центральных и западных районах не хватает рабочих рук. Те же, кто оставался, не имели ни скота, ни орудий труда, ни денег. Таких крестьян называли бобылями. Давайте запишем определение. Бобыль – это представитель бедного, иногда бездворового зависимого населения, несшего сокращенные феодальные повинности.

Разорено было и дворянство. Многие поместья пришли в запустение. Некоторые дворяне даже становились казаками и холопами у богатых бояр. Это грозило ослабить социальную базу монархии. Перед царем стояла задача успокоить народ. Поэтому Михаил начинает проводить гибкую политику. Он раздает землю дворянам, подтверждает права на землю тех дворян, которым она была дарована Василием Шуйским и Лжедмитрием II. Так как земля без закрепленных на ней крестьян не имела большой цены, был увеличен срок для розыска беглых крестьян (1637г. -9 лет, 1641г. – до 10 лет для беглых, до 15 лет – для вывезенных другими феодалами). Были значительно сокращены крестьянские налоги. Во всем этом мы наблюдаем попытки восстановить экономику страны. Так что же такое экономика? Давайте запишем. Экономика – это хозяйство огромной страны, включающее в себя сельское хозяство, ремесло, финансы, транспортную сеть.

А теперь давайте с вами вспомним, какие формы земельной собственности существовали к этому времени в России. Чем владели дворяне? Чем бояре?

Вотчина – это земельное владение феодала, переходящее по наследству с правом продажи, залога, дарения. (владельцы - бояре)

Поместье – условное земельное владение, которое предоставлялось государством за несение военной и государственной службы; не подлежало продаже, обмену, наследованию. (владельцы – дворяне)

И вот именно в XVII веке между двумя этими понятиями стирается грань. Поместье теперь можно передавать по наследству старшему сыну (правда, пока что его нельзя еще дробить, продавать и закладывать). Одновременно с этим соответственно стирается грань между боярами и дворянами. Они начинает сливаться в одно привилегированное сословие.

IV.   Объяснение новой темы.

А какой же общественно-экономический строй существовал в это время?

Феодализм – общественно-экономический строй, для которого характерны феодальное землевладение, использование подневольного крепостного труда и натуральное хозяйство.

Но в этом же семнадцатом веке начинают появляться новые экономические явления, которые абсолютно не вписываются в рамки феодализма. Они напоминают нам другой общественно-экономический строй – капитализм. Он уже существует в некоторых странах Западной Европы, в которых произошли буржуазные революции – Нидерландах, Англии. Там он основан на личной свободе и частной собственности. Давайте запишем определение капитализма. Капитализм – это общественно-экономический строй, для которого характерны частная собственность на средства производства (оборудование, деньги, сырье, здания и т.д), свободные наемные работники и товарное хозяйство.

Какие же черты капитализма появляются у нас в России? Давайте откроем с вами учебники на странице 34. Прочитайте параграф самостоятельно до конца и попробуйте найти, что же появляется нового в нашей экономике, какие явления соответствую понятию капитализм. А потом все вместе разберем эти явления.(7 минут)

Итак, давайте читать и одновременно записывать в тетради новые явления в экономике России.

  1. Натуральный оброк постепенно сменяется денежным оброком. (это способствует восстановлению крестьянского хозяйства и развитию товарно-денежных отношений)
  2. Ремесленная и сельскохозяйственная специализация отдельных районов страны.

Давайте вместе с вами посмотрим на карте, на чем же специализируются различные районы.

       3) Превращение ремесла в мелкотоварное производство

Запишем определение. Мелкотоварное производство – это система, основанная на производстве небольших партий товаров, предназначенных для продажи на рынке.

  1. Укрупнение ремесла, создание ремесленных мастерских
  2. Развитие предприятий нового типа – мануфактур.

Мануфактура – это предприятие, основанное на разделении труда и использовании ручной ремесленной техники.

Какие мануфактуры преобладали? (казенные)

В чем отличие от западных мануфактур?

В России использовали труд приписных крестьян, т.е. производство основано на крепостном труде. Это тормозило их развитие.

        6) Формирование всероссийского рынка.

Всероссийский рынок – усиление хозяйственных связей и обмена между различными частями страны, основанного на экологической специализации территорий.

       7) Появление всероссийских ярмарок. Самые знаменитые и крупные из них – Архангельская, Свенская, Макарьевская, Ирбитская. Давайте найдем их на карте.

      8) развитие внешней и внутренней торговли (Внешняя торговля не очень хорошо развита, осуществлялась через Каспийское и Северные моря)

      9) рост городов

V. Подведение итогов урока.

Итак, мы обнаружили достаточно много новых явлений в экономике. Но говорит ли это  о том, что в России наступил капитализм? (Конечно, нет. Это лишь его ростки. Капитализм не сможет существовать в России, пока не отменят крепостное право, ведь этот уклад основан на личной свободе и частной собственности.)

Д/з. Наш урок подходит к концу. Записываем домашнее задание – параграф 4, ответить на вопросы в конце параграфа, выучить все, что было записано в тетради.

Оценки за диктант я скажу вам на следующем уроке.

Анализ урока.

  1. Тема: Власть и церковь. Церковный раскол.

Цели:            

   обучающие:

- в ходе проверки домашнего задания закрепить пройденный материал

- осветить проблемы в отношениях между церковью и государством

- рассказать о причинах и последствиях церковного раскола

- рассказать биографию знаменитых церковных деятелей Никона и Аввакума

  развивающие:      

- продолжить работу по формированию навыков конспектирования

- развитие навыков выявления причинно-следственных связей

- научить сравнивать исторические явления и процессы, происходящие в одно и то же время в России и в странах Западной Европы

   воспитательные:

- вызвав интерес к теме, способствовать процессу формирования у учеников уважения к истории

- формирование патриотических чувств

В ходе урока большинство задач были мною выполнены, но все же необходимо было лучше осветить проблемы в отношениях между церковью и государством, больше сконцентрировать внимание на отношениях между Никоном и царем Алексеем  Михайловичем.

Также нужно было постараться еще красочнее и подробнее рассказать о жизни Никона и Аввакума, чтобы у детей сложилось более яркое и живое представление об этой теме. Я же, к сожалению, это осветила не очень подробно.

  1. Тип урока – комбинированный.

Организационный момент занял 1-2 минуты.

Опрос занял примерно 10 минут.

Логический переход к изучению нового материала – 1-2 минуты

Изучение нового материала – около 20 минут.

Закрепление знаний - 5 минут

Запись домашнего задания – 1-2 минуты.

Объявление оценок за устный опрос -1 минута

  1. В начале урока проводился устный фронтальный опрос, 4 человека работали по карточкам. В конце урока были выставлены оценки тем, кто работал устно. Тем, кто работал по карточкам, оценки были объявлены на следующем уроке.
  2. Содержание и методика изучения нового материала в основном соответствовала поставленным задачам, за исключением тех моментов, о которых говорилось в первом пункте.
  3. Среди методов изучения нового материала прежде всего рассказ. Также ребята работали с учебником. В ходе урока мы с ними беседовали.
  4. Как средство обучения в основном использовался учебник. Вместе с ребятами мы разбирали размещенный в нем документ, а также портреты Никона и Филарета.
  5. 5 минут было потрачено на закрепление изученного материала
  6. Изучение параграфа по только что пройденной теме было дано в качестве домашнего задания.
  7. Во время урока происходило постоянное общение с детьми, но, возможно, мне еще не хватает умения заинтересовать весь класс. Психологический климат был хорошим.

Внеклассное мероприятие.

История Саратовского государственного университета

им. Чернышевского.

В 2009 году Саратовский государственный университет отмечал свое столетие, поэтому я хотела бы вам рассказать немного об этом учебном заведении.

Один из старейших российских университетов — Саратовский государственный — был основан Высочайшим указом от 10 июня 1909 года. После полувековой борьбы саратовской общественности с чиновниками министерства образования, не без основания опасавшимися открывать на юго-восточных рубежах империи еще один рассадник радикальных настроений в среде молодежи, Государственная Дума в результате горячих дебатов в начале июня 1909 года принимает положительное решение.

Несколько дней спустя на императорской яхте «Штандарт» документ собственноручно подписал и Николай II, выведя на нем каллиграфическим почерком слова: «Быть по сему». 6 октября того же года после молебна и крестного хода саратовцы заложили камень на месте строительства будущих учебных корпусов. Так началась история Императорского Николаевского университета (ныне — Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского), а с ним и университетский период истории самого Саратова.

Современник событий М. Ф. Волков в своих мемуарах приводит слова П. А. Столыпина, бывшего в те годы Председателем Совета Министров, обращенные к депутации от саратовской общественности: «…Я стою за университет потому, что Саратов в культурном, образовательном и экономическом отношении действительно является таким центром, в котором давно уже должен быть основан именно университет…»

Саратовский университет делом оправдал надежды своих основателей. Он стал мощным катализатором экономического, культурного и духовного развития Нижнего Поволжья и всего Юго-Востока России. История Саратовского университета — одного из пяти «дореволюционных» российских университетов — богата на имена, которыми по праву гордится российская наука и вузовское образование.

Первый ректор, первый архитектор

Первым ректором Саратовского университета стал Василий Иванович Разумовский – ученый, врач, общественный деятель – личность во всех отношениях исключительная. Уже в двадцать семь лет он доктор медицинских наук, а в сорок два года произведен в действительные статские советники.

Для постройки университетского комплекса в качестве архитектора был привлечен Карл Людвигович Мюфке. Впервые в истории Саратова он создал цельные ансамбли, отличающиеся единством замысла и высоким качеством исполнения. При В. И. Разумовском были заложены четыре корпуса на Московской площади, из них два к концу 1912 года были в основном закончены и приняли лаборатории разных кафедр.

Они прославили университет

Первоначально в составе университета был только один факультет — медицинский. Значительное расширение числа факультетов произошло в 1917 году, когда были созданы физико-математический, историко-филологический и юридический факультеты. Первым деканом историко-филологического факультета стал один из величайших ученых-гуманитариев ХХ века — философ Семен Людвигович Франк.

С 1918 по 1921 год на агрономическом факультете Саратовского государственного университета преподавателем кафедры частного земледелия работал основоположник российской генетики Николай Иванович Вавилов. В 1920 году в 3 корпусе университета он выступил с докладом, в котором обосновал открытый им закон гомологических рядов.

С первого года существования университета активно работала его Фундаментальная библиотека. Новый этап в ее развитии начался, когда в 1932 году директором библиотеки стала Вера Александровна Артисевич. Человек-легенда — она проработала директором библиотеки 67 лет

В годы Великой Отечественной войны в Саратов был эвакуирован Ленинградский университет. Саратовцы поделились со своими ленинградскими коллегами всем, чем могли: аудиториями, книгами, кадрами. В эти незабываемые годы на развитие нашего университета оказывали влияние такие выдающиеся ленинградские ученые, как физик Е. Ф. Гросс, историк В. В. Мавродин, филологи М. П. Алексеев и Г. А. Гуковский. В послевоенное десятилетие гуманитарная наука в Саратовском университете была обогащена работой на филологическом факультете знаменитого литературоведа Ю. Г. Оксмана.

Саратовский государственный университет явился той «стволовой клеткой», от которой получила начало и развитие не только система высшего образования города, но и социокультурные процессы всего Нижнего Поволжья и Юго-востока России. В 1922 году был преобразован в сельскохозяйственный институт агрономический факультет университета (ныне — Саратовский государственный аграрный университет). В 1930 году самостоятельность обрел медицинский факультет, преобразованный в медицинский институт (Саратовский государственный медицинский университет). В 1931 году на базе факультета советского строительства и права был создан Институт советского права (затем – юридический институт, теперь – Государственная академия права). В этом же году педагогический факультет стал Педагогическим институтом (не так давно он вновь влился в состав госуниверситета).

И снова — развитие

1950—1970-е годы для Саратовского государственного университета — время стабильности и зрелости. Структура университета не претерпевает серьезных изменений, и в то же время активно идет создание новых научных направлений, открываются специальности и кафедры, строятся новые корпуса. За эти годы число научных работников и студентов вырастает в два раза, число аспирантов — в три. Развиваются три научно-исследовательских института, семь проблемных лабораторий, создается университетское издательство, были построены здания пятого корпуса, студенческого общежития, открылся университетский спортивно-оздоровительный лагерь «Чардым».

В сложные годы перестройки, в период отказа от стереотипов и поиска новых векторов развития образования университету не только удалось сохранить научно-педагогический потенциал, но и принципиально модернизировать свою техническую базу. Стараниями и инициативой ректора А. М. Богомолова был создан Поволжский региональный центр информационных технологий, вобравший в себя лучшие достижения современных телекоммуникаций и ставший своеобразным плацдармом информатизации Саратова и области.

В конце 1990-х университет обогащает свои образовательные возможности, объединяясь с рядом высших и средних специальных учебных заведений. С 1998 года в структуру университета входят педагогический институт, колледж радиоэлектроники имени П. Н. Яблочкова, Саратовский политехникум, Балашовский пединститут.

В это же время происходит бурный рост самого классического университета: в 1994 году создается факультет гуманитарных и социальных наук, в 1998 году — факультет нелинейных процессов. Самым «урожайным» оказался 2000 год, когда открылось сразу три новых факультета — философский, социологический и факультет компьютерных наук и информационных технологий. В 2005 году состоялся первый набор на четырнадцатый факультет классического университета — факультет нано- и биомедицинских технологий.

В 2006 году в состав комплекса входило 29 факультетов, обучалось 28 тысяч студентов и работало свыше 4 тысяч преподавателей и сотрудников.

В структуре университета: Зональная научная библиотека, издательство, Ботанический сад, научно-исследовательская часть (НИЧ), НИИ естественных наук, ПРЦ НИТ, Вычислительный центр, областной Центр компьютерных технологий в промышленности, Технопарк, три центра трансфера технологий, Центр коллективного пользования, Центр патентных услуг, Центр развития предпринимательства, Бизнес-инкубатор, филиалы институтов, отделов, лабораторий РАН и др. СГУ – один из немногих вузов страны, имеющий в своем составе НОЦ «Нелинейная динамика и биофизика» и Межрегиональный институт общественных наук (МИОН). Эти межфакультетские учебно-научные структуры образованы в результате победы в соответствующих конкурсах и входят в число лучших в России.

Студенты и аспиранты СГУ в течение 10 лет успешно участвуют в Чемпионатах мира по программированию, проводящихся с участием команд из 700 университетов мира. Наибольшего успеха команда СГУ достигла в 2006 г., завоевав звание Чемпиона мира по программированию. В этом же году университет стал победителем Всероссийского форума по вопросам студенческого самоуправления, организованного Министерством образования и науки РФ и Российским союзом молодёжи.

В университете работает свыше 290 докторов наук. Среди ведущих профессоров университета 13 заслуженных деятелей науки РФ, 3 члена-корреспондента РАН, 10 лауреатов государственных и международных научных премий. Число кандидатов наук превысило 900 человек. Для постоянного возобновления научного потенциала в университете многие десятилетия функционирует аспирантура по 81 специальности и докторантура по 20 специальностям. За последние годы 38 молодых учёных стали обладателями личных грантов, из них восемь получают гранты Президента РФ, двое – награждены медалями РАН.

Университет использует свои широкие международные контакты для внедрения в регионе самых современных технологий как в области образования, так и в научно-исследовательской деятельности в естественных и гуманитарных науках. Широкая география этих связей четко просматривается в заключенных договорах о партнерстве, в том числе, с 32 университетами и научно-исследовательскими центрами США, 4 университетами Франции, 7 университетами Германии, 4 университетами Великобритании, 2 университетами Испании, 3 университетами Турции, 3 университетами Казахстана, а также университетами Италии, Польши, Македонии, Чили, Латвии, Монголии и других стран.

В Саратовском государственном университете работает развитая инфраструктура, направленная на поддержку социальной активности молодежи. Студенты реализуют свои творческие возможности в Студенческом клубе, ставят рекорды в спортивных секциях, приобретают навыки научной работы в Советах молодых ученых, развивают лидерские качества, участвуя в работе Студенческого совета.

Университет заботится и об информационном обеспечении своей деятельности. Управлением общественных связей выпускается газета «Саратовский университет», ежедневно обновляется новостная лента университетского сайта, регулярно проводятся брифинги и пресс-конференции. Лабораторией журналистики филологического факультета издается газета «Студенческий город», которую читают студенты всех саратовских вузов. Есть планы по созданию университетского радио и телевидения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по педагогической практики 56 школа

1) План конспект урока по немецкому языку в 8б  классе по учебнику Deutsch MosaikIIIавторов Н.Д. Гальсковой, НА. Артемовой, ТА. Гавриловой.  2) Анализ посещенного урока...

отчет по педагогической практике на 5 курсе

представлен отчет по педагогической практике в воронежском педагогическом университете 5 курс...

отчет по педагогической практике 4 курс

отчет с полными ответами на вопросы по педагогической практике в воронежском государственном педагогическом университете...

ОТЧЕТ ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

подспорье практиканту...

Контрольно-измерительный материал по краеведению - кроссворд «История Саратовского края в лицах»

В последнее время возрастает роль краеведения в учебной и внеурочной работе. Положительная тенденция роста в значительной мере связана с введением, в соответствии с Законом РФ «Об образов...

Отчет по педагогической практике

Содержание отчета по педагогической практике1.     Анализ педагогической практики.2.     Краткая характеристика образовательной организации.3....