Музейная педагогика в практике современной школы
материал по истории (9 класс) по теме

Радченко Светлана Анатольевна

Данная публикация о том, как можно использовать в образовательном и воспитательном процессе краеведческие материалы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл festival_metodicheskogo_tvorchestva.docx21.55 КБ

Предварительный просмотр:

Музейная педагогика в практике современной сельской школы.

Главной заботой государства, власти должна быть не химера национальной идет, а культура…

Лихачев

(Выступление на фестивале методического творчества 2011г.

Площадка – Музейная педагогика как современная форма нравственного – патриотического воспитания детей

Форма участия: творческая мастерская)

        Музейная педагогика модное направление  работы современной школы. Но это  не совсем новое направление: еще в начале прошлого века в императорском Эрмитаже вовсю применяли педагогические методы. А термин "музейная педагогика" появился еще в 1934 году в Германии. И сегодня практически все музеи мира в той или иной форме работают в этом направлении.

Споры о том, что музейная педагогика  - это часть культуры или науки продолжают волновать ученый мир. С одной стороны музейная педагогика покоится на 3 научных дисциплинах: педагогике, психологии, истории и   тесно соприкасается с искусствознанием, лингвистикой и другими дисциплинами. С другой стороны – это часть материальной культуры человечества, без которой невозможен сам процесс научного познания.

 Музейная педагогика - это своеобразный приводной ремень, который помогает посетителю музея  расшифровать "текст" экспозиции. А музейный педагог не просто рассказывает об экспозиции, он переводит на вербальный язык зрительные образы и учит людей их понимать.

Зачем она нужна. Она может оказать неоценимую помощь в процессе воспитания, она может помочь стать ребенку творческой личностью, она помогает формировать систему ценностей, при которой главной ценностью оказываются не деньги, а человеческие, нематериальные отношения. Она помогает прожить не только свою жизнь, а соприкоснуться с сотней других жизней. Она включает ребенка в сферу культуры. В этой сфере нет места вандализму, становиться интересно не разрушать, а созидать. Становиться не интересно писать в лифтах или на стенах подъездов, а интересно отгадывать загадки, которые все время задает жизнь.

Люди постепенно стали понимать, что музей - не только неподвижное хранилище коллективной памяти любого народа, но и средство пробуждения и воспитания этой памяти. А также один из главных способов глобального объединения, взаимопонимания и взаимообогащения народов всего мира.

В современных условиях особую важность приобретает обращение к культурному наследию прошлого, духовному опыту, накопленному человечеством за многие века отечественной и мировой истории. Не только в философии и культурологии, но и в повседневной практике сегодня наблюдается поиск ориентиров, определяющих вектор развития России и мира в новом столетии. Именно поэтому в наши дни обретают такую высокую значимость музеи как хранители ценностей прошлого, по-новому притягивающие к себе молодежь, на плечи которой в недалеком будущем ляжет ответственность за судьбы России и всего человечества.

Трудно переоценить в связи с этим то значение, которое в настоящих условиях приобретают музеи как центры культуры, обогащая молодежь, знанием прошлого, способствуя развитию ее ценностного сознания и духовной зрелости.

 Противоречия современной истории изменяют содержание потребностей и запросов подрастающего поколения, создают особые препятствия в их поисках новых идеалов и нравственных ориентиров. Изучение меняющихся интересов и потребностей  молодежи в современных условиях является актуальной задачей в наши дни, во многом определяющей способность учебно-просветительных и, научных учреждений оказывать положительное влияние на становление нового поколения граждан России. Для патриотического воспитания многих коллективов школ наиболее реальным путем к ребячьим сердцам стало продолжение, а во многих случаях возрождение школьных центров.

Так в нашей школе на смену ленинской комнаты пришел краеведческий уголок «Память», который создавался усилиями педагогов, детей и родителей.(слайд    )

Моделью образовательной деятельности нашего краеведческого уголка предусматривается взаимодействие общего образования и  воспитательной работы. Ею определяется и  выбор образовательных технологий, ориентиров и принципов.

Ценностные ориентиры краеведческого уголка «Память»:

-гражданско – патриотическая направленность воспитания детей на основе развития патриотической памяти;

-укрепление связи поколений для осознания школьником себя как приемником наследия прошлого;

-формирование у обучающихся объективно – исторического подхода к изучению прошлого Родины через различные формы поисковой и музейной работы;

-развитие личности, творческой активности детей.

Принципы образовательной деятельности краеведческого уголка «Память»

-субъективность восприятия;

-самоактуализация;

-дифференцированность, вариативность, разноуровневость образовательных результатов;

- право ребенка на свободу выбора деятельности, уровня сложности форм и темпов освоения знаний

- разноплановость творческой деятельности

Исходя из сказанного целями работы краеведческого уголка стали:

-воспитание у детей и подростков чувство патриотизма, гражданственности, бережного отношения к традициям, культуре  и истории своего и других народов;

- приобщение детей к историческому и духовному наследию через практическое участие в сборе и хранении документов, изучение и благоустройстве памятника воинам односельчанам, погибшем в годы Великой Отечественной войны.

Прошли годы и сегодня краеведческий уголок школы насчитывает   68 подлинных   экспонатов, постоянно работают 3 экспозиции «История села», «История школы», «Мои земляки – защитники Отечества»

Работа ведется по  основным направлениях- поисковое, работа с фондами уголка, школьный лекторий, информационная работа, участие в конкурсах.

 На базе краеведческого уголка работает кружок «Папирус», проводится краеведческий лекторий, встречи с гостями, внеклассные мероприятия, уроки истории.

В поисковую работу школы включены все учащиеся школы. На первых неделях обучения мы с активом уголка проводим презентацию нашего уголка, организуем слет краеведов, на который приглашаем представителей от каждого класса и  знакомим с целями поисковой работы,  говорим о понятии «экспонат», « экспозиция»;  затем на общешкольной линейке раздаем поисковые задания,  а в конце каждого полугодия  проводим  слеты краеведов по итогам поисковой работы. Многое собрано нашими краеведами.

Самыми ценными экспонатами являются:

-Классный журнал 41-44гг.

-Журнал протоколов пионерской организации

-Знамена пионерской дружины, комсомольской организации

-Учебные пособия – географическая карта, таблицы дореволюционного времени

-Воинские билеты земляков, участников Великой Отечественной войны

-Онучи

-Прялка конца 19в.

Благодаря поиску экспозиции постоянно обновляются. Ребята видят результаты своего поиска.

Материалы уголка можно использовать и в урочной деятельности. Уроки истории, природоведения, краеведения, биологии. В уголке найдется хотя бы один экспонат соответствующей тематике урока. Либо гербарий растений родного края, либо материалы экспозиции «История школы», «Истории села», « Наши земляки- защитники Отечества».

Активисты уголка работают по своему плану, изучают  основы научно – исследовательской работы, научно – экспозиционной работы, поисково – собирательной работы, работы с фондами, экскурсионной работы,  просветительской работы.

Благодаря такой постановке работы в сельской школе, практически все учащиеся включены в поисковую работу, занимаются изучением истории своей страны через историю своего края.

Известный педагог Януш Корчак говорил, прощаясь со своими воспитанниками: «Мы не даем вам Бога, ибо каждый  из вас должен найти его в себе, мы не даем вам Родины, ибо ее должен обрести трудом своего сердца и ума».  Я искренне считаю, что именно музейная педагогика помогает человеку трудиться умом и сердцем, а значит, помогает обрести свою единственную Родину.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музейная педагогика в становлении современного школьника

"Музейная педагогика в становлении современного школьника" - материал из опыта работы по литературному краеведению....

Роль музейной педагогики в воспитании учащихся школы

В работе описана роль музейной педагогики  в формировании предметных и метапредметных результатах образования обучающихся....

Музейная педагогика в практике учителя истории

Сегодня очень актуально вписать в содержание гуманитарных предметов культурно - историческую линию так, чтобы ученик был погружен в предмет, и осознавал значимость тех ценностей, которые формировались...

Статья "Научно-исследовательская деятельность учащихся: теория и практика современной школы".Авторы: Коркина И.Н. Тимофеева О.Н.

Одна из проблем школы - развитие творческих способностей учащихся. Найти решение этой проблемы помогает вовлечение школьников в исследовательскую деятельность. Главной ее целью является разв...

Статья. Возможности инновационных воспитательных проектов в образовательной практике современной школы.

В статье рассматриваются возможности создания инновационных воспитательных проектов в образовательной практике....

Музейная педагогика в малокомплектной национальной школе

Музейная педагогика в малокомплектной национальной школе...

"Музейная педагогика в практике детских оздоровительных лагерей"

В статье рассмотрены актуальные формы и методы и методы музейной педагогики в работе детских оздоровительных лагерей на примере использования активной музейной практики "Выставка в пути"...