Музейная педагогика в становлении современного школьника
статья по литературе по теме

"Музейная педагогика в становлении современного школьника" - материал из опыта работы по литературному краеведению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon festival_muzeynaya_pedagogika.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Музейная педагогика в становлении личности современного школьника

  В своем выступлении я пытаюсь  проанализировать главные функции, содержание, формы и методы деятельности школьного музея. Выступление основано с использованием ряда источников, посвященных теме музейной педагогики, а также на основе моего собственного опыта, в качестве руководителя школьным музеем. Это позволяет сделать, достаточно аргументировано, объективные выводы о роли краеведческого музея в познавательной и воспитательной работе современной школы.                         Слово «музей» происходит от греческого «museion» и латинского «museum» – храм. Музей – место, посвященное наукам и искусствам.  Музей – учреждение, которое занимается  собиранием, хранением, изучением и показом предметов и документов, представляющих историческую, художественную или научную ценность. Ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре надо начинать с раннего детства. Именно эта цель и является основной в работе школьного музея.

                   Литературные музеи должны быть не просто сборищем экспонатов, куда водят нерадивых школьников по обязанности.

Нет, именно литературные музеи должны стать центром живого слова, неустанно внедрять элементы интерактивности.

                  Большие надежды на кардинальные изменения в образовательно-воспитательном процессе возлагаются на стандарты второго поколения (ФГОС), где на смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришёл лозунг «Образование на протяжении всей жизни». 

  Каким  же будет портрет выпускника начальной школы?   
                       Принципиальным отличием  современного  подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных  программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.
         Современному  обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:
•            анализировать свои действия;
•            самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
•            отличаться мобильностью;
•            быть способны к сотрудничеству;
•            обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.
            В чем же новизна современного урока и внеклассного мероприятия в условиях введения стандарта второго поколения?

                     ФГОС  вводят новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают. В связи с новыми  требованиями  перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.
Структура  современных   уроков, должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.
Качественный анализ совокупного опыта музейной работы свидетельствует о том, что любая эффективная деятельность музея в современных условиях предполагает педагогическую составляющую.

Школьный музей – это первый в жизни ребёнка храм муз. Здесь учат любить и гордиться своим краем, предками и современниками. Музей – маленькая модель мира. Идея интерактивного школьного музея, музея – исследовательской лаборатории, творческой мастерской, дискуссионного клуба – это уже реалии музейной педагогики. Мир будущего школьного музея в руках наших детей, и нам, педагогам важно заинтересовать обучающихся работой в музее.

        К сожалению, сейчас люди читают намного меньше, чем лет двадцать назад. С одной стороны, это неудивительно. Телевидение, компьютеры, Интернет стали занимать все больше времени в нашей жизни. Но если родители еще как-то по привычке читают, то многие дети вообще не проявляют интереса к этому занятию. А зря. Читающий человек всегда на шаг впереди.
                 Давайте мысленно нарисуем портрет человека, который любит читать. Это грамотная, эрудированная личность, с красивой богатой речью, развитой фантазией. Хотите, чтоб в будущем ребенок стал именно таким?
  Прививайте любовь к чтению.
       Привычка много читать пригодится ребенку и прямо сейчас, в учебе. Каким образом? Ребенку – любителю книг обеспечены хорошие оценки не только по литературе и языку.

                «Я поведу тебя в музей» – первая экскурсия для первоклашек. И она о творчестве писателя-натуралиста Николая Леденцова. (Слайд № 1 «В стране загадок и чудес»).

                Детям младших классов интересно узнать, например, у кого хвост самый длинный? И в какой книге это можно найти. Небольшое открытие сделают школьники самостоятельно, если научатся читать.

Чтобы ребенок полюбил читать, делать надо следующее:
1. В доме должно быть много интересных книг.
2.Обсуждение прочитанной  книги в семье.

3. Обрыв чтения  на самом интересном месте.
Почему фильм прерывают на рекламу всегда на самом интересном месте?  Чтобы непременно дождаться продолжения!
4.Привлекать к выбору книги ребенка.  
На выставке  в музее он их может увидеть. ( Слайд № 2 Сменная экспозиция «Книга-юбиляр»)
  5.
 Не заставлять читать насильно.
Это вызовет лишь протест у ребенка.
   6. Смотреть фильмы – экранизации книг.  (Слайд № 3 Это есть в музее:
«Улица младшего сына», «Приключение Буратино»,  «Журавушка», «Русское поле» и др.) Если ребенку понравился фильм, рекомендовать прочесть произведение, объяснив, что книга обычно интереснее фильма.

    7. Детей постарше можно заинтересовать ридером или электронной книгой. Она очень удобна, не вредит зрению. (Слайд № 4 Ридеры (от анлийского «read» – читать) родовое название для класса планшетных компьютеров, предназначенных для отображения текстовой и иной информации, представленной в электронном виде.)

      8. Инсценировать отрывки из книги. Дети любят представлять. (Слайд №5)

      9. Встретится с поэтом, писателем  (слайд №  6)

           Узнать, как создается произведение, что часто лежит в его основе.  (Слайд № 7)

       10. Подготовить вечер, конференцию, проект. (Слайд № 8)

       11. Организовать Арткафе «Наши таланты» (Слайд № 9)

          Если в государственных музеях деятельность музея осуществляется штатом специалистов, то в школьном  музее она реализуется через различные формы экспозиционно-выставочной, массово-просветительской работы, в которой ребенок выступает не как потребитель, а как создатель. Дети становятся непосредственными участниками всего процесса работы музея. Феномен школьного музея состоит в том, что его образовательно-воспитательное влияние на детей наиболее эффективно проявляется в процессе их участия в  осуществлении различных направлений музейной деятельности. В итоге у детей формируется аналитический подход к решению многих жизненных проблем, умение ориентироваться в потоке информации, отличать достоверное от  фальсификации, объективное от субъективного, находить взаимосвязи между частным и общим. Школьные музеи, безусловно, можно отнести к одному из замечательных феноменов отечественной культуры и образования. Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он собирает  и показывает подлинные исторические документы. Участие детей в поисково-собирательной работе, изучение и описание музейных предметов, создание экспозиции, проведение экскурсий, конференций способствует не только воспитанию, но заполнению их досуга. В процессе исследовательской деятельности учащиеся овладевают различными приемами, навыками краеведческой и музейной деятельности, а в ходе краеведческих поисков – основами многих научных дисциплин, непредусмотренных школьной программой. В зависимости от тематики музея дети знакомятся с методиками генеалогии, археологии, источниковедения, этнографии  и т.д. Кроме того, учащиеся постигают азы исследовательской деятельности. Они учатся выбирать и формулировать темы исследования, производить историографический анализ темы, заниматься поиском  и сбором источников и т. д..  Путешествуя по родному краю, изучая памятники истории и культуры, участвуя в поисково-собирательной работе, встречаясь с интересными людьми, учащиеся узнают историю родного края изнутри, понимают, как много сил и души вложили их предки в культуру и экономику родного края, частью которого является семья и школа. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному и  природному  наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству и малой Родине. Школьный музей дает возможность детям попробовать свои силы в разных видах научной, технической и общественной деятельности. Дети получают практические навыки поисковой работы, умение описывать и классифицировать исторические источники, редактировать исторические документы и т.д. (Слайд № 10 Музеи С-Петербурга, Пензы, Хвалынска, Пугачева, Энгельса.)             Интересны поисково-исследовательские работы старшеклассников «Они были в нашем крае» при изучении творчества И.Крылова, М.Лермонтова, А.Пушкина,  Н. Некрасова, И.Бунина, В. Маяковского и др. (Слайд № 11)

                         На уроках русского языка  при выполнении упражнений, например, в 9 классе (учебник под редакцией С.И. Львова) № 177 текст В. Короленко «Огоньки» дается индивидуальное задание узнать, как связано имя писателя с нашим краем. Напоминается, что в музее есть стенд, посвященный этому человеку. Или упражнение № 216 можно связать с судьбой писателя-фронтовика М. Алексеева.  В музее собран огромный материал и представлен на стендах и витрине. (Здесь письма, фотографии, книги с автографом  писателя. Слайд № 12) Домашним заданием может послужить сочинение, с использованием документов и художественных произведений не только М. Алексеева, но и других писателей-фронтовиков: И. Тобольского, В. Гришина, Н. Палькина. Произведения фронтовых корреспондентов: А. Толстого, Л. Кассиля.

При выполнении упражнения № 179 в 8 классе (автор Л.А. Тростенцова), где дается задание написать начало инсценировки басни И. Крылова, можно предварительно подготовить ученика с рассказом о том, какая басня была продумана баснописцем в Поволжье и когда. ( Слайд № 13 «Свинья под дубом»)

               Особенность музея в том, что он расположен в школе. При успешной работе музея школа приобретает своё особое лицо, особую специфику образовательной среды. Музей школы может быть отнесён как к школьному, так и к музейному пространству, где в наибольшей степени может осуществляться идея сотворчества детей, учителей, родителей и представителей любых общественных организаций. В результате возникает единый учебно-воспитательный комплекс «Школа-Музей», способный эффективно включаться  в образовательный процесс.
                Школьный музей обладает значительным опытом использования разнообразных форм внеклассной деятельности: традиции, конференции, внеклассные чтения, встречи с интересными людьми, конкурсы, экскурсии на исторические темы. Многие из них – это завершённое, самостоятельное мини-исследование.
             Ценность любого экспоната, музейной коллекции, художественного произведения, научной идеи  абсолютна.
Мы, занимающиеся  воспитанием, должны создать  единое  воспитательное пространство  школы, в котором осуществляется взаимодействие с различными учреждениями.

                       В современных условиях быстро меняющегося мира это возможно осуществить разными способами.

                        Приоритетным направлением стало самое широкое применение интерактивных компьютерных технологий в работе школьного музея, что создаёт мощную эмоциональную мотивацию к исследовательской  деятельности.          
                В игровой форме «участвуем» в экспедициях прошлых лет, прокладываем новые маршруты путешествий, фантазируем.
              Используя в работе музея Интернет – ресурсы, ребята проникаются идеей единства. Это позволяет участникам различных проектов, викторин и лабораторий попробовать себя в разных качествах и почувствовать ответственность за события, происходящие вокруг них в стране и мире.
Более того, многие ребята начинают размышлять о взаимодействии прошлого, настоящего и будущего не отвлечённо и не линейно, что повышает возможность формирования гражданской позиции на уровне подсознания. Патриотизм, долг, честь, ответственность, любовь к окружающему миру – перестают быть банальными фразами и становятся руководством к действию.

                    В настоящее время в нашем литературно-краеведческом музее «Истоки» собрано более тысячи экспонатов. Мы участники и победители  разнообразных проектов, слетов, фестивалей, конкурсов. Готовясь к 85-летнему юбилею поэта-песенника Николая Палькина, стали призерами областного конкурса музеев в номинации «Эх, гармонь моя, да с колокольцами!»  (Слайд № 14)

                   Интересно, на наш взгляд, представлена также на область  исследовательская работа Натальи Брунич значение слова эдельвейс. Она легендарно представила свое творчество, объединив два слово в одно: Эдель и Вейс, поведав романтическую историю любви. (Слайд  №15)

                     В 8 классе введен курс «Культура родного края». Используя материалы музея, нами был составлен сценарий «На Иванко Купала». Краеведы стали победителями Фестиваля народов Поволжья в этом учебном году.  (Слайд № 16)

                     Ко Дню Великой Победы защитили презентацию на третьем слете юных краеведов «Дети. Война. Хлеб» на основе произведений поэтов и писателей саратовского края. Нам было присуждено первое место. (Слайд №17)

                   Часто публикуем творческие работы детей  в Интернете на сайте «Алые паруса». Большие отклики получил рассказ «Собака» Натальи Брунич.

                 Книги наших писателей: В. Разумневича «Письма без марок», «Мой Сталинград» М. Алексеева, «Русский характер» А. Толстого стали проектом исследования «Дорогой фронтового письма». Интересна была экскурсия в городской музей Почты г. Балаково. На основе собранных материалов был составлен видеоролик «Почта полевая». (Слайд № 18)

                Изучая историю своего края, невозможно обойтись без книг Е. Звпяткина  «Балаковская поэма». Главы этого художественного произведения образно помогают воссоздать картину прошлого нашего города. Встреча с поэтом вдохновила на видеоролик к этой книге.  (Слайд № 19). Используем и книгу Е.В. Запяткина «Афоризмы и образы Высоцкого» при выполнении в 9 классе  упр. № 171 под ред. С.И. Львова. (Слайд №19а). Также девятиклассники сделали видеоролик.

               Уроки краеведения в 5 и 8 классах часто интегрируем, конечно, с предметами литературы и русского языка. Например,  выполняя упр. № 593 по   русскому  языку в  9 класс под ред. С.И. Львова, узнаем, как связано имя великого Шаляпина с нашим краем.

               Учащиеся младшего и среднего звена творчески подходят к сказкам, былям, легендам Поволжья. На уроках краеведения мордовскую сказку проиллюстрировали, и получился еще один видеоролик «Благодарный медведь». (Слайд № 20)  

                  Итак, благодарной работа будет тогда, когда ее выполняют увлеченные люди. И наша задача их сделать такими.

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музейная педагогика в практике современной школы

Данная публикация о том, как можно использовать в образовательном и воспитательном процессе краеведческие материалы...

«Музейная педагогика как составляющая формирования личности гражданина в рамках современного национального воспитательного идеала»

Данная  научно- практическая разработка адресована руководителям музеев ОУ, заместителям директоров ОУ по учебно-воспитательной и воспитательной работе и может быть использована в следующих общео...

Духовно-нравственное воспитание школьников на основе музейной педагогики.

В работе раскрыты основные напрвления духовно-нравственного воспитания школьников в рамках музейной педагогики....

Роль классного руководителя в процессе становления гражданской позиции через изучение социокультурного пространства города и музейную педагогику.

Данная публикация является иллюстрацией презентации, с которой я выступала на городском семинаре...

Роль классного руководителя в процессе становления гражданской позиции через изучение социокультурного пространства города и музейную педагогику.

Данная публикация является иллюстрацией презентации, с которой я выступала на городском семинаре...

Музейная педагогика как инструмент создания социально благоприятной среды воспитания и развития современного школьника

Эта статья о воспитательной работе в классах, которая строится на принцинах музейной педагогики. "Музей патриотического воспитания" МОБУСОШ им.М.П.Волкова превратился в творческую лабораторию, в котор...

Музейная педагогика как средство обеспечения духовного и нравственного развития школьников.

В стать автор делиться опытом работы по организации духовно-нравственного воспитания учащихся средствами музейной педагогики....