Духовно-нравственное воспитание школьников на основе музейной педагогики.
учебно-методический материал по теме

В работе раскрыты основные напрвления духовно-нравственного воспитания школьников в рамках музейной педагогики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dukhovno-nravstvennoe_vospitanie.docx21.32 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание и развитие средствами музейной педагогики.

Статья Деменчук Валентины Ивановны, учителя географии, руководителя музея им. Г.К.Жукова МОУ «СОШ № 51»

Цветок засохший, безуханый Забытый в книге вижу я;
И вот уже мечтою странной Душа наполнилась моя,
Где цвел? Когда? Какой весною?

И долго ль цвел? И сорван кем,

Чужой, знакомой ли рукой?
И положен сюда зачем?

А.С.Пушкин

В настоящее время перед педагогическим коллективом школы стоит задача формирования высокодуховной гражданской позиции учащихся, развитие их творческих способностей, готовности к самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни.

Для комплексного решения данной задачи создана система духовно- нравственного воспитания и развития.

Духовно-нравственное воспитание - это педагогически - организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей, культурных и нравственных ценностей многонационального народа России.

Духовно-нравственное развитие - это формирование способностей человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

Создание же условий способствующих духовно-нравственному воспитанию и развитию школьников, формированию национального воспитательного идеала, является его целью и задачей.

Воспитание духовности, нравственности в школе учащихся проходит через уроки литературы, истории, географии, уроки труда, индивидуальные беседы, просмотр видеофильмов, прослушивание духовной музыки и поэзии, во время подготовки и проведения праздников, предметных недель и, конечно, в семье каждого ребенка.

Одной их методик духовно-нравственного развития и воспитания в школе является музейная педагогика.

Музейная педагогика - это отрасль музееведения. Это способность исследований, закономерностей, принципов, методов работы музея со своими посетителями, активом музея, лекторами, экскурсоводами.

Музейная педагогика в школе оказывает неоценимую помощь в процессе воспитания школьника, помогает стать творческой личностью, не разрушающей, а создающей.

Музей Боевой и Трудовой славы имени Г.К.Жукова вот уже 24 года является центром воспитательной работы в школе и в то же время он обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические, семейные документы.

Эффективное же использование этого потенциала для духовно- нравственного воспитания учащихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности является одной из важнейших задач школьного музея.

Участие ребят в поисковой работе (поиск и сбор материала о Маршале СССР Жукове, о саратовцах-участниках сражений в битве за Москву, Ленинград, Сталинград, на Курской Дуге, тружениках Трудового фронта (на предприятиях Саратова в годы Великой Отечественной войны, о тех людях, у которых детство было опалено войной)).

Участие ребят в поиске, сборе и оформлении материалов об истории школы, ее учителях, выпускниках школы, глубокое изучение этих материалов, музейных предметов позволило создать экспозиции в музее:

  • Жизнь и боевая деятельность Маршала СССР Г.К.Жукова,
  • Саратовцы на полях сражений в Великой Отечественной войне,
  • Саратовцы-участники трудового фронта в годы Великой Отечественной войны,
  • Саратовцы - Герои Советского Союза,
  • Выпускники МОУ «СОШ-51» - участники локальных войн.

Музейная педагогика помогает школьнику стать не только участником поиска материалов и документов, оформления этих документов, она делает их инициаторами проведения экскурсий, праздников, викторин, конференций, основанных на документах музея школы.

Вся воспитательная работа нашего школьного музея строится с учетом возрастного критерия.

Учащиеся младших классов знакомятся с краеведческими материалами через прослушивание и обсуждение определенных тем, через встречи с ветеранами ВОВ, участниками локальных воин, их родственниками, например, родными нашего выпускника Андрея Борнусова, который погиб в одном из боев с бандитами в Чечне. Ребята исследуют то, что окружает их, изучают свою родословную, оформляют материалы.

В музее школы оформлен материал о Хохрине Афанасии Михайловиче, Кафарине Владимире Николаевиче, Стефашине Николае Кузьмиче.

Учащиеся 5-7 классов изучают историю школы, историю музея через архивные документы, выполняют разовые поисковые задания, продолжают сбор материалов о своих родственниках, например о Молчанове Иване Кузьмиче, Красникове Федоре Петровиче.

Учащихся 8-9 классов привлекаются к оформлению стендов, подготовке презентаций, проведению экскурсий в музее, проведению экскурсий с выходом с презентациями в классе (проведение викторин, например о 420-летии Саратова, о 75-летии Кировского района города Саратова).

Они учувствуют в подготовке классных часов. Ребята выполняют поисковые задания в течение нескольких лет, собирают и записывают воспоминания ветеранов своих прабабушек и прадедушек, бабушек и дедушек.

Учащиеся старших классов занимаются исследовательской работой, обобщают материал музея, например создание и оформление экспозиций с последующей экскурсией:

  • «Учитель, да славиться имя твое»,
  • «Учителя-ветераны педагогического труда»,
  • «Учителя, чье детство опалило Великая Отечественная война»

Они пишут рефераты, создают проекты, принимают участие в конференциях разного уровня (городских, областных), создают экскурсии по одному стенду какого-нибудь раздела. Примеры таких экскурсий:

  • Есть такая профессия - Родину защищать (о Герое Советского Союза Козлитине Мефодии Михайловиче)
  • Улица имени Героя Советского Союза А.Н.Чемодурова
  • Детство, опаленное войной.

Гордостью поисковой группы музея является материал о педагогических династиях Одноколкиных, Власовых.

Учащиеся к классу 7-8, а тем более к 10-11 ежегодно посещая музей, почти наизусть знают материал о Великом полководце, и они уже без интереса идут в музей. Поэтому в эти экскурсии вносятся элементы нового (подробный рассказ о фотографии дневника Андрея Борнусова, где размещены стихи, написанные Андреем и посвященные любимой девушке).

Перемены в жизни, экономике, науке, которые ознаменовали первое десятилетие 21-го века, ставят руководителей музея, актив музея перед необходимостью искать новые подходы в решении проблем: сохранения, переосмысления, преподнесения данных музея школьникам. Обычно экскурсии проводятся по стендам, витринам, оформленным на длительный период, например «Жизненный и боевой путь Маршала СССР Г.К.Жукова»; «Сотрудники НИИ «Элита Поволжья» в годы Великой Отечественной войны».

Современные компьютерные технологии позволили готовить и проводить, как уже упоминалось ранее, экскурсии-презентации. Экскурсоводы выходят в классы, где установлены мультимедийные проекторы (а они в школе есть во всех классных комнатах).

Виртуальные экскурсии проводятся в самом музее, так как это дает возможность использовать большее количество документов, фотографий, чем есть на основном стенде, использовать фотографии экспонатов, находящихся в витринах. Такие экскурсии обычно готовят сами ученики-экскурсоводы:

  • «Ордена Великой Отечественной войны»
  • «Орден Победы»
  • «4 звезды Героя Советского Союза»
  • «Саратовцы на Параде Победы»
  • «И горела Волга»
  • «Доска памяти Андрею Борнусову»
  • «Саратов-вторая родина Ю.Гагарина»

Одним из направлений музейной педагогике являются подготовленные массовые мероприятия, развивающие и воспитывающие у ребят чувство патриотизма, гражданственности, например «65 лет со дня Победы», «900 дней и ночей Ленинграда», «Женщины-участницы Великой Отечественной войны».

Одна из главных задач работы музея - воспитание чувства гордости за своих сограждан, свою Родину. В воспитательно-образовательной деятельности нашего музея боевой и трудовой славы заложены большие возможности, по средствам своих материалов они способны эффективно воздействовать на формирование патриотических, гражданских качеств личности.

Музеи призваны стать скрепляющей нитью, которая связывает между собой сменяющие друг друга поколения. Они - наша кладовая мудрости предков, наша школа, позволяющая учиться на ошибках предшественников. Музеи - окно в историю, распахнутое для всех, кому не безразлична своя судьба и судьба потомков.

Литература

  • Юхневич        М.Ю. Музейная педагогика - профессия! // Советский музей. - 2008. - № 1, 13. - С. 26-29.
  • Schreiner Klaus. Museologiessche Termini. Auswahl. 2009. P. 4.
  • Тверская Д.И. Музей как научно-исследовательское учреждение // Музейное дело в СССР. С. 5 - 17.
  • Ордуханян Л.И. Формирование патриотизма у студентов средствами музейной педагогики. Дис ....канд. пед. наук. Владикавказ, 2008. - 190 с.
  • Музеи России: поиски, исследования, опыт работы. Сб. научных трудов. Вып. 4. СПб., 2007. - 172 с.
  • Большой словарь иностранных слов в русском языке. М.: ЮНВЕС, 2001 -784 с.
  • Савелько Т.В. современные образовательные технологии.- М., Народное образование, 2008.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

базовые национальные ценности в духовно-нравственном развитиии воспитании школьников через уроки физики

Современное общество озадачено проблемой духовно-нравственного воспитания молодежи. В статье показаны формы духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся 7 - 11 классов через уроки физики....

Республиканский семинар на тему: «Духовно-нравственное воспитание школьников на основе отечественных культурно-исторических традиций и ценностей»: мастер-класс «Я гусли беру золотые»

Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с приёмами работы на уроке, способствующими формированию универсальных учебных действий.Задачи:·        познакомить уч...

Доклад к педсовету Духовно-нравственное воспитание школьников как основа гармоничного развития учащегося

Доклад к педсовету Духовно-нравственное воспитание школьников как основа гармоничного развития учащегося...

Эстетическое воспитание школьников как основа духовно-нравственного развития личности.

Проблема роли личности в истории человечества всегда (скрытно или явно) была актуальной. Именно «человек-личность» создает произведения литературы и искусства, составляющие общий культурный фонд челов...

Духовно-нравственное воспитание школьников на основе культурных традиций своего народа (адыгэ хабзэ) «Нравственные уроки»

Программа "Духовно-нравственное воспитание школьников на основе культурных традиций своего народа (адыгэ хабзэ) «Нравственные уроки»...