Тема урока: Древняя Русь
методическая разработка по истории (10 класс) на тему

Татьяна Владимировна Карташова

1.     Работа создана для представления по гуманитарному направлению.

 

2.     Тема урока: Древняя Русь

 

3.      Цель занятия: Обобщение изученного материала выявление пробелов в знаниях учащихся с целью проведения коррекционной работы и выявления вопросов, на которые гимназисты хотели бы получить ответ; группы учащихся желающих рассмотреть эту тему подробное  в неурочное время.

 

4.     В работе использовалась программа созданная на основе Федерального государственного стандарта 2004года. Средне (полное) общее образование. История. Профильный уровень. Авторская программа «История России с древнейших времендо17 века 10 класс» Сахаров А.Н. Буганов В.И  «Дрофа» Москва 2005год

 

5.     Учебник: История России с древнейших времендо17 века 10 классСахаров А.Н. Буганов В.И  Профильный уровень Москва  Под редакцией А.Н.Сахарова  «Дрофа» 2009 год.

 

 

6.     Урок является заключительным (итоговым) в 13 часовой теме «Древняя Русь» согласно к-тематическому планированию на него выделено 2 часа, (врему90 минут) так как по расписанию у 10а есть сдвоенные уроки.

 

Применены на уроке исследовательские технологии и метод проекта. Формы и методы обучения: работа в малых группах, выполнение творческих заданий, обсуждение сложных дискуссионных вопросов и проблем Работа с дополнительными источниками (в том числе Интернет ресурсами), самостоятельный отбор фактического материала с целью аргументации своей позиции

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_luchshiy_urok.doc192 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Верхнедонская гимназия

Конспект урока по истории России

 (с древнейших времен до конца 17 века)

10 класс (гуманитарный)

Карташова Татьяна Владимировна

Учитель истории и обществознания

Педагогический стаж работы – 38 лет.

        Ст. Казанская

2012

Пояснительная записка

  1. Работа создана для представления по гуманитарному направлению.

  1. Тема урока: Древняя Русь

  1.  Цель занятия: Обобщение изученного материала выявление пробелов в знаниях учащихся с целью проведения коррекционной работы и выявления вопросов, на которые гимназисты хотели бы получить ответ; группы учащихся желающих рассмотреть эту тему подробное  в неурочное время.

  1. В работе использовалась программа созданная на основе Федерального государственного стандарта 2004года. Средне (полное) общее образование. История. Профильный уровень. Авторская программа «История России с древнейших времен до17 века 10 класс» Сахаров А.Н. Буганов В.И  «Дрофа» Москва 2005год

  1. Учебник: История России с древнейших времен до17 века 10 класс Сахаров А.Н. Буганов В.И  Профильный уровень Москва  Под редакцией А.Н.Сахарова  «Дрофа» 2009 год.

  1. Урок является заключительным (итоговым) в 13 часовой теме «Древняя Русь» согласно к-тематическому планированию на него выделено 2 часа, (врему90 минут) так как по расписанию у 10а есть сдвоенные уроки.

  1. Применены на уроке исследовательские технологии и метод проекта. Формы и методы обучения: работа в малых группах, выполнение творческих заданий, обсуждение сложных дискуссионных вопросов и проблем Работа с дополнительными источниками (в том числе Интернет ресурсами), самостоятельный отбор фактического материала с целью аргументации своей позиции.

Тема урока: Древняя Русь

           Вводная реплика:   Планируя урок свой  конечной целью видела дальнейшее формирование активной гражданской позиции у  учащихся и  воспроизведение ранее полученных знаний на новом более высоком, качественном уровне.

Цель урока: для учителя – создать условия для осмысления учащимися роли и места  Древней Руси в мировой истории, продолжить работу по формированию умения вступать в речевое общение, сравнивать анализировать, сопоставлять, рассуждать; для учащихся – получить возможность научиться анализировать, высказывать суждения о ценностях разных видов и форм культуры, понимать необходимость бережного отношения к культурному достоянию Отечества, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, формулировать свою точку зрения, систематизировать и обобщать материал по теме «Древняя Русь», развивать способность к самооценке, умение планировать свои действия, строить понятные для партнеров высказывания.

Образовательная : повторение основных этапов становления древнерусского государства, обобщение и систематизация знаний учащихся по теме Древнерусское государство,  Расцвет Древнерусского государства.

Развивающая:  формирование умений анализа и обобщения на основе знаний об истории Руси, развитие коммуникативных навыков речевого взаимодействия в аудитории, формирование конструирования альтернативных вопросов

Воспитательная: Развитие интереса к истории и понимания  своей сопричастности историческому процессу

Тип урока: урок обобщающего повторения

Вид урока: урок лабораторное (практическое) занятие с элементами исследования.

Методы: эвристический, поисковый

Материальное оснащение: раздаточный материал для групп, учебник А.Н. Сахаров  В.И. Буганов История России с древнейших времен до конца 17 века 10 класс профильный уровень. Москва «Просвещение». 2009год.  Материалы отобрание учащимися на этапе подготовки к уроку

Ход урока:

  1. организационный момент:

Проблема: Человек в Истории – сквозная линия, связывающая все этапы пройденные человечеством. (Мозговой штурм) Как вы понимаете эту проблему?

Вступительное слово учителя:

Обобщение высказанных  учащимися точек зрения  Прошу обратить внимание на поставленную проблему. Каждый из вас, как творец истории, и часть её. Вы знаете, что в современной исторической науке существует несколько подходов антропологический, цивилизационный, культурологический и в ваши ответы нужно построить согласно требованиям современной исторической науки; отразить в выступлениях  понимание многоликости исторического процесса.                                                                              Каждая группа во время выполнения проектного задания (за10дней до урока) выбрала для себя определенную тему; подготовила для себя тезисы и теперь,  применяя накопленные знания, вы познакомитесь с раздаточным материалом и выполните ваши задания

2. Деление класса на 4 группы (учитель предварительно выделил 4 лидера – лидеры набирали команду). Учитель оглашает темы раздаточного материала, группы по желанию выбирают тему, где они считают себя компетентными (лучше подготовленными)                                                                                              3. Учитель раздает учащимся раздаточный материал с заданиями по группам и бланками ответов. Учащиеся работают на протяжении 15 минут. Результатом работы является заполнение систематизирующей таблицы или ответа на предложенные вопросы.(6-8 минут)

2 этап. Через 15 минут лидеры команд и их докладчики выступают с устной презентацией своего исследования.  Время выступления 3-5 минут. Эксперты противоположных групп дают оценку ответов или задают возникшие у них вопросы Время оценивания 3 минуты. И выставляют примерную оценку работы  группы.                                                                                                                3 этап-рефлексия (время от5-до10минут)

Вариант логической цепочки для 1 группы:

Географическое положение, природно-климатические условия; усовершенствование орудий и  технологий; излишки ;эксплуатация чужого труда; неравенство ; государство.

Вариант синквейнов для 1 группы:

Норманисты

Неспособны заимствованное

Теория возникновения государства у славян

Способы формирования государственности

Западная теория

Антинорманисты

Закономерное вызревшее

Теория возникновения государства у славян

Способы формирования государственности

Ломоносова теория; Отечественной исторической школы.

Ломоносова

Вариант кластера для 2 группы

Раннефеодальное государство

власть        экономика   войско   территория        взаимоотношения

Христианство

Монотеистическая    Византия   храмы  молитвы  священники

Вариант фишбоуна для 3 группы

1)экономическое положение.

2)политическое положение.

3)социальное положение.

4)военное развитие.

5)культурное развитие.

6)международное положение.

Вариант презентации для 4 группы

4 этап. Подведение итогов выставление оценок в журнал

Приложения

Материал для работы I группы

Цель работы: объяснить причины возникновения государственности у древних славян, в чем причина спора между норманистами и антинорманистами.

1.        Полянам же жившим по горам этим, был путь из варяг в греки и из грек по
Днепру, и в верховьях Днепра волок до Ловати, и по Ловати войти в Ильмень
озеро
великое (большое), из него же озера течет (река) Волхов и впадает в
озеро Великое
Нево (Ладожское), устье того озера входит в море Варяжское
(Балтийское), и по тому морю идти до Рима, а от Рима прити по тому же мо
рю ко Царю городу, а от Царя города прити в Понт море, а в которое впадает
Днепр река, Днепр же течет из Оковского леса и потечет
на полдне (на юг), а
Двина из того же леса потечет
на полночь (на север) и впадает в море Ва
ряжское; из того же леса потече Волга на восток и впадает семидесятью жер
лами в море
Хвалынское (Каспийское). Тем же (путем) из Руси можно по
Волге идти в болгары и в хвалисы, и на восток дойти в жребий Симов, а по
Двине в варяги, из варяг до Рима и до племени Хамова (Африки). А Днепр
впадает в Понетское море
жерелом (рукавом или лиманом), это море зовется
Русским.

Ответьте на Вопросы:

  1. Как называется торговый путь в Скандинавию, описанный в данном
    летописном отрывке?
  2. Опишите последовательность прохождения торгового пути из Сканди
    навии в Константинополь?
  1. Какое современное название соответствует Русскому морю или Понту?

2.        Летописи молчат о существовании храмов и жрецов у наших восточных

славян. Природными жертвенниками, алтарями         служили горы, скалы,

камни огромной величины. Обычай приносить жертвы под деревьями мог произойти и от того, что первоначально жертва назначалась для душ умер ших, а души умерших, по всеобщему верованию обитали в лесах, на деревь ях, преимущественно на дубах. Кроме деревьев жертвы приносились также у воды. Славяне смотрели на жертву именно как на трапезу, поставляемую бо гам; и с введением христианства жертвы приносились по-старому, в домаш нем кругу, предлагали душам усопших родичей рожаницам... Есть известия, что у русских славян были в обычае человеческие жертвы, которые у народов были большей частью умилостивительные: при каких-нибудь общественных бедствиях думали. Что божество гневается за чьи-нибудь грехи, и потому ис кали преступника, которого и приносили в умилостивительную жертву... Ответьте на вопросы:

  1. Кому поклонялись славяне?
  2. Где, по мнению славян, обитали души усопших?
  3. Как, по мнению автора, славяне умилостивляли богов, при природных
    катаклизмах?

3.        Выступил в поход Олег, взяв с собой много воинов: варягов, чудь, славян,
мерю, весь, кривичей, и пришел к Смоленску с кривичами, и принял власть в
городе, и посадил в нем своих мужей. И пришли к горам Киевским, и узнал

Олег, что княжат тут Аскольд и Дир. Спрятал он своих воинов в ладьях, а других оставил позади, и сам отправился к ним вместе с младенцем. И под плыл к Угорской горе, спрятав своих воинов; и послал к Аскольду и Диру, говоря им, что-де «мы купцы, идем к грекам от Олега и княжича Игоря. При дите к нам, к родичам своим». Когда же Аскольд и Дир пришли, все спрятан ные воины выскочили из ладей, и сказал Олег Аскольду и Диру: «Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода», а когда вынесли Игоря, до бавил: «Вот он сын Рюрика». Ответьте на вопросы:

  1. О чем идет речь в данном тексте?
  2. Какие племена были подвластны Олегу?
  3. С какой целью пошел Олег на Киев?
  4. Чем он аргументировал убийство Аскольда и Дира?
  5. В каком году это произошло?
  6. Кто правил после смерти Олега?
  7. Какое произведение вы знаете, посвященное князю Олегу?

Задание: На основании ранее полученных знаний и изученных документов заполните таблицу и устно, обоснуйте свои выводы.

Причины возникновения государства у восточных славян

Основные положения норманистскоой теории происхождения государства у восточных славян

Основные положения антинорманистскоой теории происхождения государства у восточных славян

…переходит к дочерям). - ( Если кто, умирая, разделит дом свой детям, то так разделить, как он завещал. Если умрет без письменного завещания, то дом разделить между всеми детьми, за вычетом того, что пойдет на похороны и поминовение).

Если жена сядеть по муже (если у умершего есть жена), то на ню (нее) час ти дати, а что на ню муж возложит, тому она есть госпожа, а наследство му жа ей не надобе. Если у умершего боярина или дружинника есть сестра, то наследство ей не иметь, то отдать ее замуж братья како смогут (братья ее обязаны выдать замуж, то есть на них лежит эта обязанность позаботиться о ее браке, свадьбе, то есть до брака она на их попечении). (При разделе на следства между братьями). А двор без дела о тень (без дележа, по ограду -тын, толкование текста составителя) всяк (всегда отходит) меншему сынови. Если умрет муж (свободный), а жена у него раба, то наследство им не полу чать, но свободу им с матерью. Если братья спорят перед князем о наследст ве, то тому кто делит их взять гривну кун за суд). Ответьте на вопросы:

  1. В 1113 г. В Русскую Правду были внесены дополнения, относящиеся к
    ограничению процентов по займу и наследственным операциям с иму
    ществом. Кто из русских князей это сделал? Известна Краткая редак
    ция Русской Правды, назовите еще одну широко известную редакцию
    Русской Правды.
  2. Используя текст документа, докажите, что а) в Русской Правде речь
    идет об уже сформировавшейся боярской вотчине, б) что в приведен
    ной редакции Русской Правды юридический термин смерд означал
    полностью зависимого от князя человека, его собственность.
  3. Определите социальное и имущественное положение женщины в срав
    нением с положением мужчины в период Киевской Руси. Кто осущест
    влял контроль над соблюдением правил вступления в наследство? До
    кажите свой выбор.                                                                                                                           Заполните таблицу, используя ранние полученные знания и на основании предложенного раздаточного материала

Черты раннефеодального государства.

Причины принятия христианства Киевской Русью

Определите социальные слои общества, согласно анализируемого документа

Материал для работы III группы

Цель работы: понять и объяснить причины феодальной раздробленности. Охарактеризо вать отношение к феодальной раздробленности различных слоёв  общества Древней Руси.

1.        С половины XII в. становятся заметны признаки запустения Киевской Руси
и. Речная полоса по среднему Днестру с притоками, издавна так хорошо за
селённая, с этого времени пустеет, население ее исчезает куда-то.... В числе
семи запустенелых городов Черниговской земли мы встречаем один из самых
старинных и богатых городов Поднепровья - Любеч. Одновременно с при
знаками отлива населения из Киевской Руси замечаем и следы упадка ее эко
номического благосостояния: Русь, пустея, вместе с тем и беднела....
Отлив населения из Поднепровья шел в двух направлениях, двумя противо
положными струями. Одна струя направлялась на запад, на Западный Буг, в
область верхнего Днестра и верхней Вислы, в глубь Галиции и Польши. Так
южно-русское население из Поднепровья возвращалось на давно забытые
места, покинутые его предками. Другая струя колонизации из Поднепровья
направляется в противоположный угол Русской земли, на северо-восток, за
реку Угру, в междуречье Оки и Верхней Волги. ... Она - источник основных
явлений, обнаружившихся в жизни верхневолжской Руси с половины XII в.;
из последствий этой колонизации сложился весь политический и обществен
ный быт этой Руси.

Ответьте на вопросы:

  1. В чем причина запустенья южнорусских земель?
  2. Каково отношение автора к этому процессу?
  3. В каких направлениях шел отлив населения?
  4. Отток населения из Южных земель был следствием или причиной ос
    лабления политической власти Киевского князя? Ответ аргументируй-
    те.

2.        О, пришлось стонать Русской земле, вспомним прежние времена и преж
них князей! Того старинного Владимира нельзя было пригвоздить к горам
киевским. Но его (Мономаха) знамена теперь у князя Рюрика, а другие зна
мена его у князя Давида. Но у них врозь развеваются знамена....
Ярославна рано плачет в Путивле на стене, говоря:

«Полечу кукушкою по Дунаю, омочу кровавый рукав в Каяле-реке, оботру кровавые его раны на крепком теле его.

О ветер, вихорь! Зачем, ты, господин, бурно веешь, зачем мчишь половецкие стрелы на легких крыльях своих на воинов милого моего? Разве мало тебе было в вышине под облаками веять, качая корабли на синем море? Зачем ты, господин, развеял по ковылю мое веселье?....

О, Днепр Словутич! Ты пробил каменные горы через землю половецкую; ты качал на себе Святославовы лодьи до полка Кобякова; прилелей, господин, моего милого ко мне, чтобы не слала я к нему слез на море рано.... Светлое и пресветлое солнце! Для всех ты светло и прекрасно: зачем, владьь ка, послало ты свои горячие лучи на воинов милого? В поле безводном, жаж дою им луки согнуло, горем им колчаны заткнуло? Ответьте на вопросы:

  1. Назовите поэтическое произведение. Датируйте время: век (четверть
    века; его середина; начало; конец), когда оно было написано.
  2. Найдите не менее трех свидетельств того, что автор-христианин ис
    пользует языческие мотивы в тексте поэмы. В тексте упоминается Свя
    тослав, докажите, опираясь на текст отрывка, что речь идет не о Свято
    славе Игоревиче (962 -972 гг.), а о киевском князе Святославе Всеволо
    довиче (1117-1194 гг.), разгромившем половцев в 1184 г.
  3. Чем автор частично объясняет причины поражения русских дружин в
    бою с противником? Назовите не менее двух таких причин. В чем ав
    тор видит главную причину того, что половцы разоряют Русскую зем
    лю?

3.Заполните таблицу: «Положительные и отрицательные стороны феодальной раздробленности», используя ранее полученные знания и документы из раздаточного материала .                                                                                                                                       .  

Категории

Положительные  сторо ны

Отрицательные стороны

1. Экономическое раз витие общества

2. . Политическое разви тие общества                            общества Культурное развитие общества

3Социальное развитие общества

 4.Культурное развитие общества                   Социальное развитие общества

5. Военное развитие общества

6Международное положение.

Материал для работы IV группы

Тема «Культура Древней Руси»

Цель работы: Выяснить особенности культуры славянских племен в догосударственный и в государственный период, показать особенности культуры Древней Руси.

V

Рис 1. Славяне на охоте

Рис 2. Соседская община

Родовые  охотничьи угодья

Река

Родовые общинные лоловлиловлиЩдвоеые

2Ы&НЫВ ЛОвЯИ

Борги род»


Рис 3. Родовая община

Рис 4. Сыродутный горн

 Рис 5. Жнец

.

Рис 5. Крестьянин и ремесленник



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал. Индивидуальный маршрутный лист учащегося к уроку. "Древняя Русь."

Дидактический материал к уроку "Восточные славяне в древности". Индивидуальный маршрутный лист для самостоятельной работы всех учащихся класса в течение урока. Возможно  использование для диффере...

Разработка урока "Древняя Русь"

В разработке представлен материал для обобщающего повторения в 6 классе по истории России по теме "Древняя Русь". Урок построен в игровой форме. Сами задания очень увлекательны и охватывают обширный м...

Разработка урока "Древняя Русь"

В разработке представлен материал для обобщающего повторения в 6 классе по истории России по теме "Древняя Русь". Урок построен в игровой форме. Сами задания очень увлекательны и охватывают обширный м...

Разработка урока "Древняя Русь"

В разработке представлен материал для обобщающего повторения в 6 классе по истории России по теме "Древняя Русь". Урок построен в игровой форме. Сами задания очень увлекательны и охватывают обширный м...

Разработка урока. 6 класс. История России. Тема урока: «Древняя Русь. Расселение, быт и верования восточных славян».

Методическая разработка урока является примером сочетания всех компонентов учебной деятельности: мотивационного компонента, который  основан на поддержке компьютерных технологий (интерактивная до...

Разработка урока. 6 класс. История России. Тема урока: «Древняя Русь. Расселение, быт и верования восточных славян».

Методическая разработка урока является примером сочетания всех компонентов учебной деятельности: мотивационного компонента, который  основан на поддержке компьютерных технологий (интеракт...