Цели урока: |
| - Охарактеризовать процесс объединения Германии.
- Показать разницу путей объединения Германии «снизу» и «сверху».
- Рассмотреть особенности политики Бисмарка.
- Продолжить развитие умения самостоятельно работать с текстом учебника как с источником знаний, выделять главное, анализировать документы, использовать ранее приобретенные знания, сравнивать, оценивать исторические явления, делать и слушать сообщения, решать познавательные задачи.
- Продолжить развитие умения работать с исторической картой и карикатурой.
|
|
Основные понятия урока |
| - Канцлер
- Северогерманский союз
- Путь объединения «сверху»
- Путь объединения «снизу»
|
|
Оборудование урока |
| - учебник Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. «Новая история 1800-1913» 8 класс (М., «Просвещение»)
- Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М. Рабочая тетрадь по Новой истории
- карты: «Европа в 1815 г.», «Объединение Германии»
- документы: « Немецкий экономист Ф. Лист о раздробленности Германии», «Из договора о Таможенном союзе (1833)», Бисмарк об объединении Германии «железом и кровью»
- иллюстрации учебника
- мультимедийная презентация
|
|
План урока |
| - Проверка домашнего задания.
- Изучение нового материала:
- Германский союз
- Главный вопрос в жизни немцев в XIX в.
- Революция в Германии 1848 г.
- Начало объединения Германии.
- Постановка домашнего задания.
|
|
Ход урока
|
|
|
|
- Проверка домашнего задания.
|
|
|
|
Задание |
| Выполните тестовые задания по вариантам на тему: «Франция: революция 1848 г. и Вторая империя».
I вариант.
- Год наиболее значимого экономического кризиса?
А) 1846 г. | Б) 1847 г. | В) 1848 г. | Г) 1849 г. |
- Кто возглавил Временное правительство в 1848 г.?
А) Ламартин | Б) Гизо | В) Луи Наполеон Бонапарт | Г) Кавеньяк |
- Кем приходился Наполеон III Наполеону I&
А) сыном | Б) племянником | В) внуком | Г) братом |
- Что получила Франция за помощь Сардинскому королевству в его борьбе с Австрией?
А) Савойю и Ниццу | Б) Пьемонт | В) Корсику | Г) Сардинию |
- Эта территория не подвергалась французской экспансии в годы правления Наполеона III:
А) Мексика | Б) Новая Каледония | В) Индокитай | Г) Индонезия |
|
|
| II вариант. - Революция 1848 г. Вспыхнула в :
А) январе | Б) феврале | В) марте | Г) апреле |
- Он подавил восстание 1848 г. ?
А) Ламартин | Б) Гизо | В) Луи Наполеон Бонапарт | Г) Кавеньяк |
- Луи Наполеон стал императором в :
А) 1851 г. | Б) 1852 г. | В) 1853 г. | Г) 1854 г. |
- Против этой страны армия Второй империи не воевала:
А) Англии | Б) Австрии | В) России | Г) Италии |
- Кто был избран президентом в 1848 г.?
А) Ламартин | Б) Гизо | В) Луи Наполеон Бонапарт | Г) Кавеньяк |
|
|
|
2. Изучение нового материала.
|
|
|
|
- Германский союз
|
|
|
|
Вопрос классу (беседа) Работа с картой «Европа в 1815 г.» |
| - Вспомните, каким стало политическое устройство Германии по решениям Венского конгресса? ( вместо Священной Римской империи был создан Германский союз 39 государств)
- Какие государства были самыми большими в этом союзе? (Австрия и Пруссия)
|
|
Рассказ учителя |
| Германский союз не ставил своей целью ни экономического, ни политического объединения немецкого народа, а являлся средством для сохранения старых порядков. К тому же, Союз не мог стать прочным: сильнейшими его членами были Австрия и Пруссия, соперничавшие между собой за лидерство в Союзе. Иными словами, Германия оставалась раздробленной страной. |
|
Вопрос классу (беседа)
|
| Подумайте, какая главная политическая задача могла стоять перед немецким народом в середине XIX в. ? (Немецкий народ видел главную цель в объединении страны) Давайте посмотрим, как эта проблема решалась в германских государствах. |
|
Задание: |
| Учащиеся записывают тему урока.
|
|
Постановка проблемного задания |
| Каким путем и почему началось объединение Германии? Какую роль в этом процессе сыграл Бимарк? |
|
- Вопрос объединения страны - главный вопрос в жизни немцев в XIX в.
|
|
|
|
Рассказ учителя |
| В первой половине XIX в. Германия оставалась аграрной страной. Многие города несли на себе отпечаток средневековья – жизнь текла неторопливо. И население редко превышало 4-5 тыс. жителей. Однако реформы, проведенные Наполеоном I. Не прошли бесследно, да и время брало свое. Капиталистические методы ведения хозяйства внедряются и в сельское хозяйство, и в промышленность. |
|
Задание: |
| Какие препятствия лежали на пути развития индустриального общества Германии и какие меры принимались для их устранения в области экономического развития? |
|
Работа с документами (см. А.Я. Юдовская, Л.М. Ванюшкина Поурочные разработки к учебнику «Новая история» 8 кл., с.116) |
| I группа: « Немецкий экономист Ф. Лист о раздробленности Германии» Вопрос к документу: подумайте, как влияла раздробленность Германии на процесс формирования индустриального общества. Свою точку зрения аргументируйте. II группа: «Из договора о Таможенном союзе (1833)» Вопрос к документу: как создание Таможенного союза влияло на процесс модернизации Германии? Достаточно ли было этих условий для быстрого развития в ней индустриального общества? Выводы: 1. Раздробленность Германии являлась серьезным препятствием на пути дальнейшего развития индустриального общества. В 1834 г. По инициативе Пруссии был создан Немецкий таможенный союз, объединивший 18 государств. 2. Создание Таможенного союза имело большое значение для экономического объединения немецких государств: на дорогах Северной Германии уничтожили шлагбаумы, были сняты все таможенные ограничения в торговле. Таким образом, создание Таможенного союза способствовало экономическому объединению Германии и дальнейшему развитию индустриального общества.
|
|
Рассказ учителя
Вывод: |
| Развитию индустриального общества всегда сопутствует рост национального самосознания. Идея создания объединенного Германского государства становилась все более популярной, значительную роль в ее развитии играла немецкая интеллигенция. Все вы с детства знакомы со сказками братьев Гримм. Оба брата, Якоб и Вильгельм Гримм, были основоположниками культурного и политического движения за объединение Германии. Как специалисты по фольклору и знатоки устного народного творчества, они собирали по деревням Германии старинные народные сказки и предания. Их «Детские и семейные сказки», опубликованные между 1812 и 1815 гг, имели большой успех, т.к. выражали пробуждающееся национальное самосознание. Их произведения быстро раскупались по всей стране. Утверждая, что душа народа раскрывается в их сказках, они сплачивали немцев вокруг их языка. Ширилось либеральное движение. Германская либеральная буржуазия требовала созыва общегерманского сословного представительства, укрепления и расширения Таможенного союза. Таким образом, вопрос об объединении страны становился главным в жизни немцев.
|
|
- Революция в Германии 1848 г.
|
|
|
|
|
| Тем не менее для полноценного объединения следовало предпринять решительные шаги. На этом фоне и развивались революционные события 1848 г. |
|
Вопрос классу (беседа) |
| Как Вы думаете, какова была главная задача революции 1848 г.? (Объединение страны) |
|
|
| Немаловажное значение имела проблема – каким путем пойдет этот процесс, как будет происходить объединение Германии «сверху» или «снизу». |
|
Задание: |
| - Каким же путем происходило объединение Германии? Сравним два возможных пути объединения Германии.
- Оформление таблицы:
Вопросы для сравнения | Объединение «снизу» | Объединение «сверху» | Под чьим руководством |
|
| Каким способом проводилось объединение |
|
| Государственный строй, возможный после объединения |
|
|
|
|
|
| Путь объединения «снизу» предполагал свержение традиционных династий и образование демократической республики. Путь объединения «сверху» должен быть происходить путем концентрации власти одним из наиболее крупных государств – Пруссии или Австрии – при сохранении помещиками земли и власти. |
|
Работа с учебником (комментированное чтение)
|
| Текст учебника с. 123-125 Вопросы к тексту: - Почему началась революция в Берлине в 1848 г.?
- Какие социальные слои принимали наиболее активное участие в революции? (Под чьим руководством должно было происходить объединение Германии «снизу»?)
- Каким способом они рассчитывали провести объединение Германии?
- К установлению какого государственного строя они стремились после объединения?
|
|
Работа в тетради |
| Заполнение 2-го столбика таблицы. Вопросы для сравнения | Объединение «снизу» | Объединение «сверху» | Под чьим руководством | Пролетариат, мелкая буржуазия, крестьянство |
| Каким способом проводилось объединение | Народная революция |
| Государственный строй, возможный после объединения | Единая немецкая демократическая республика (выборные органы власти) |
|
|
|
Вывод: |
|
|
Таким образом, революция в Германии закончилась поражением, она не решила основной задачи – национального объединения.
|
- Начало объединения Германии.
|
|
|
|
Рассказ учителя
|
|
| Вопрос об объединении страны был главным и в 60-е гг. После поражения революции реальным становится путь объединения «сверху», в котором ведущую роль играла прусская монархия, опирающаяся на прусских помещиков (юнкеров) и крупную немецкую буржуазию. |
Вопрос классу (беседа) |
|
| Подумайте, под чьим руководством должно было происходить объединение «сверху»? |
Рассказ учителя |
|
| В это время к управлению Пруссией приходят новые политические деятели – Вильгельм I и Отто фон Бисмарк. В 1861 г. умер король Пруссии Фридрих Вильгельм IV. Его правление не оправдало ожидания немцев – единого государства создать не удалось. Поэтому юнкерство и буржуазия с надеждой обратили свой взгляд на нового короля. От него ждали решения вопроса объединения страны. |
Запись на доске и в тетради |
|
| 1861 -1888 гг. – правление Вильгельма I. |
|
|
| К этому времени Вильгельму I уже исполнилось 60 лет. Современники говорили о нем как о человеке, для которого на первом плане стоят интересы Пруссии. Ставя превыше всего величие Пруссии, Вильгельм I стремился иметь сильную армию. Если можно говорить о его особой любви и привязанности, то это любовь к военному делу (с раннего возраста его воспитывали для военной службы). Король считал, что национальное объединение страны может произойти только вооруженным путем. Ему принадлежали слова: «Кто хочет управлять Германией, тот должен ее завоевать». По инициативе Вильгельма в стране была проведена военная реформа, целью которой было увеличение регулярной армии и введение трехгодичной военной службы. Новая реформа требовала денег, а нижняя палата парламента отказывалась выделять средства. В этих условиях Вильгельму I нужен был сильный канцлер. |
Запись на доске и в тетради |
|
| Канцлер – глава правительства. |
|
|
| Вильгельм I обращает свой взгляд на Отто фон Бисмарка. В сентябре 1862 г. 47-летний Отто фон Бисмарк, опытный политический деятель, назначается на пост канцлера. |
Запись на доске и в тетради |
|
| сентябрь 1862 г. – на пост канцлера Пруссии был назначен Отто фон Бисмарк.
|
Сообщение учащегося «Отто фон Бисмарк». |
|
| Вопросы классу: - Что за человек был Отто фон Бисмарк? Какими человеческими качествами он обладал?
- Какими качествами политического деятеля обладал Отто фон Бисмарк?
|
|
|
| Жизненным принципом «Железного канцлера» было выражение – «сильный всегда прав». Свои взгляды на путь объединения Германии Бисмарк изложил в парламентском выступлении.
|
Работа с документом |
|
| Бисмарк об объединении Германии «железом и кровью»: « …Границы Пруссии по Венским трактатам препятствуют здоровой государственной жизни; не речами и постановлениями большинства решаются великие вопросы современности – это было большой ошибкой 1848 и 1849 гг., - а железом и кровью» Из речи Бисмарка в палате народных представителей 30/IX 1862 г.
|
|
|
| Вопрос к документу: Какие средства объединения Германии предлагал Бисмарк? (Насильственные) |
|
|
| Таким образом, целью политики Бисмарка становится объединение Германии под девизом: «железом и кровью». |
Рассказ учителя Работа с картой: «Объединение Германии» |
|
| Первыми шагами на пути объединения Германии под главенством Пруссии были войны с Данией и Австрией. В 1864 г. Пруссия в союзе с Австрией вступила в войну против Дании с целью захвата территорий Шлезвига и Гольштейна (там проживало много немцев).Война была недолгой – датские войска потерпели поражение. Австрия и Пруссия получили эти земли в совместное владение. Однако прошло совсем немного времени, и Пруссия, стремясь ослабить Австрию и устранить ее влияние на немецкие государства, в 1866 г. Спровоцировала войну против своего недавнего союзника. В этой войне на стороне Пруссии выступила Италия, рассчитывавшая вернуть себе Венецианскую область, находящуюся под властью Австрии. В июне 1866 г. Прусская армия вторглась на территорию Австрии, а 3 июля 1866 г. Австрийская армия была разбита около г. Садова. Побежденную страну заставили выйти из Германского союза и отказаться в пользу Пруссии от Шлезвига и Гольштейна. В тоже время Бисмарк вел переговоры с германскими государствами – Нассау, Гессеном и Франкфуртом, которые по своему географическому положению вклинивались между западными и восточными владениями Пруссии. С ними не церемонились – их захватили, а правителям выделили денежные компенсации. |
Задание : |
|
| Сделайте вывод: каким способом проводилось объединение Германии Бисмарком? Каково должно было быть государственное устройство после объединения?
|
Заполнение таблицы |
|
|
Вопросы для сравнения | Объединение «снизу» | Объединение «сверху» | Под чьим руководством | Пролетариат, мелкая буржуазия, крестьянство | Прусские помещики, крупная немецкая буржуазия | Каким способом проводилось объединение | Народная революция | Войны, реформы | Государственный строй, возможный после объединения | Единая немецкая демократическая республика (выборные органы власти) | Германская империя при главенствующей роли Пруссии |
|
|
|
| Результатом этой политики стало образование Северогерманского союза. Австрия больше не мешала, и в августе 1866 г. 22 немецких государства подписали договор с Пруссией о создании Северогерманского союза. |
Запись на доске и в тетради |
|
| 1866 г. – образование Северогерманского союза во главе с Пруссией. |
|
|
| Государства, вошедшие в союз, формально сохраняли независимость. Однако у нового образования была своя конституция, парламент и кабинет министров, который возглавлял Бисмарк. Во главе Северогерманского союза стоял президент, на должность которого навсегда назначался прусский король. |
Работа с контурной картой |
|
| Рабочая тетрадь на печатной основе с. 71 № 35. Задание: - Отметьте границы Пруссии к 1864 г.
- Отметьте границы Северогерманского союза.
- Сделайте вывод: какие земли вошли в Северогерманский союз?
(Северогерманский союз объединил большинство немецких земель, за его пределами остались только южно-германские государства) |
|
|
| Таким образом, с созданием Северогерманского союза устранялись препятствия для развития единой немецкой нации, а политическая раздробленность не могла больше мешать развитию хозяйства и культуры. |
Задание |
|
| Решение проблемного задания учащимися. Поскольку задачу объединения Германии решали «железом и кровью», а «крестным отцом» нового государства был Отто фон Бисмарк, то в центре Европы возникла военно-бюрократическая монархия. |
Вывод урока; |
|
| В середине XIX века в центре Европы возникло национальное германское государство – Северогерманский союз. Кончилась история старой Пруссии, начиналась история новой Германии. |
Постановка домашнего задания |
|
| - Параграф 16, вопросы с. 127
- Написать характеристику Отто фон Бисмарка как политического деятеля: а) глазами прусского журналиста
б) глазами австрийского журналиста |