Урок "Германия на пути к единству"
методическая разработка (история, 8 класс) по теме

Ремизова Светлана Николаевна

методическая разработка урока по всеобщей истории 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Германия на пути к единству"36.52 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

 УРОКА ПО ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ

8 КЛАСС

Тема урока: «Германия на пути к единству».

Цели урока:

  1. Охарактеризовать процесс объединения Германии.
  2. Показать разницу путей объединения Германии «снизу» и «сверху».
  3. Рассмотреть особенности политики Бисмарка.
  4. Продолжить развитие умения самостоятельно работать с текстом учебника как с источником  знаний, выделять главное, анализировать документы, использовать ранее приобретенные знания, сравнивать, оценивать исторические явления, делать и слушать сообщения, решать познавательные задачи.
  5. Продолжить развитие умения работать с исторической картой и карикатурой.

Основные понятия урока

  1. Канцлер
  2. Северогерманский союз
  3. Путь объединения «сверху»
  4. Путь объединения «снизу»

Оборудование урока

  1. учебник Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. «Новая история 1800-1913» 8 класс (М., «Просвещение»)
  2. Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М. Рабочая тетрадь по Новой истории
  3. карты: «Европа в 1815 г.», «Объединение Германии»
  4. документы: « Немецкий экономист Ф. Лист о раздробленности Германии», «Из договора о Таможенном союзе (1833)», Бисмарк об объединении Германии «железом и кровью»
  5. иллюстрации учебника
  6. мультимедийная презентация

План урока

  1. Проверка домашнего задания.
  2. Изучение нового материала:
  1. Германский союз
  2. Главный вопрос в жизни немцев в XIX в.
  3. Революция в Германии 1848 г.
  4. Начало объединения Германии.
  1. Постановка домашнего задания.

Ход урока

  1. Проверка домашнего задания.

Задание

Выполните тестовые задания по вариантам на тему: «Франция: революция 1848 г. и Вторая империя».

I вариант.

  1. Год наиболее значимого экономического кризиса?

А) 1846 г.

Б) 1847 г.

В) 1848 г.

Г) 1849 г.

  1. Кто возглавил Временное правительство в 1848 г.?

А) Ламартин

Б) Гизо

В) Луи Наполеон Бонапарт

Г) Кавеньяк

  1. Кем приходился Наполеон III Наполеону I&

А) сыном

Б) племянником

В) внуком

Г) братом

  1. Что получила Франция за помощь Сардинскому королевству в его борьбе с Австрией?

А) Савойю и Ниццу

Б) Пьемонт

В) Корсику

Г) Сардинию

  1. Эта территория не подвергалась французской экспансии в годы правления Наполеона III:

А) Мексика

Б) Новая Каледония

В) Индокитай

Г) Индонезия

II вариант.

  1. Революция 1848 г. Вспыхнула в :

А) январе

Б) феврале

В) марте

Г) апреле

  1. Он подавил восстание 1848 г. ?

А) Ламартин

Б) Гизо

В) Луи Наполеон Бонапарт

Г) Кавеньяк

  1. Луи Наполеон стал императором в :

А) 1851 г.

Б) 1852 г.

В) 1853 г.

Г) 1854 г.

  1. Против этой страны армия Второй империи не воевала:

А) Англии

Б) Австрии

В) России

Г) Италии

  1. Кто был избран президентом в 1848 г.?

А) Ламартин

Б) Гизо

В) Луи Наполеон Бонапарт

Г) Кавеньяк

2. Изучение нового материала.

  1. Германский союз

Вопрос классу (беседа)

Работа с картой

«Европа в 1815 г.»

  1. Вспомните, каким стало политическое устройство Германии по решениям Венского конгресса? ( вместо Священной Римской империи был создан Германский союз 39 государств)
  2. Какие государства были самыми большими в этом союзе? (Австрия и Пруссия)

Рассказ учителя

    Германский союз не ставил своей целью ни экономического, ни политического объединения немецкого народа, а являлся средством для сохранения старых порядков. К тому же, Союз не мог стать прочным: сильнейшими его членами были Австрия и Пруссия, соперничавшие между собой за лидерство в Союзе. Иными словами, Германия оставалась раздробленной страной.

Вопрос классу (беседа)

   Подумайте, какая главная политическая задача могла стоять перед немецким народом в середине XIX в. ? (Немецкий народ видел главную цель в объединении страны)

   Давайте посмотрим, как эта проблема решалась в германских государствах.

Задание:

Учащиеся записывают тему урока.

Постановка проблемного задания

Каким путем и почему началось объединение Германии? Какую роль в этом процессе сыграл Бимарк?

  1. Вопрос объединения страны - главный вопрос в жизни немцев в XIX в.

Рассказ учителя

   В первой половине XIX в. Германия оставалась аграрной страной. Многие города несли на себе отпечаток средневековья – жизнь текла неторопливо. И население редко превышало 4-5 тыс. жителей. Однако реформы, проведенные Наполеоном I. Не прошли бесследно, да и время брало свое. Капиталистические методы ведения хозяйства внедряются и в сельское хозяйство, и в промышленность.

Задание:

   Какие препятствия лежали на пути развития индустриального общества Германии и какие меры принимались для их устранения в области экономического развития?

Работа с документами (см. А.Я. Юдовская, Л.М. Ванюшкина Поурочные разработки к учебнику «Новая история» 8 кл., с.116)

I группа: « Немецкий экономист Ф. Лист о раздробленности Германии»

   Вопрос к документу: подумайте, как влияла раздробленность Германии на процесс формирования индустриального общества. Свою точку зрения аргументируйте.

II группа: «Из договора о Таможенном союзе (1833)»

      Вопрос к документу: как создание Таможенного союза влияло на процесс модернизации Германии? Достаточно ли было этих условий для быстрого развития в ней индустриального общества?

Выводы: 1. Раздробленность Германии являлась серьезным препятствием на пути дальнейшего развития индустриального общества.

          В 1834 г. По инициативе Пруссии был создан Немецкий таможенный союз, объединивший 18 государств.

   2. Создание Таможенного союза имело большое значение для экономического объединения немецких государств: на дорогах Северной Германии уничтожили шлагбаумы, были сняты все таможенные ограничения в торговле.

   Таким образом, создание Таможенного союза способствовало экономическому объединению Германии и дальнейшему развитию индустриального общества.

Рассказ учителя

Вывод:

   Развитию индустриального общества всегда сопутствует рост национального самосознания. Идея создания объединенного Германского государства становилась все более популярной, значительную роль в ее развитии играла немецкая интеллигенция.

   Все вы с детства знакомы со сказками братьев Гримм. Оба брата, Якоб и Вильгельм Гримм, были основоположниками культурного и политического движения за объединение Германии. Как специалисты по фольклору и знатоки устного народного творчества, они собирали по деревням Германии старинные народные сказки и предания. Их «Детские и семейные сказки», опубликованные между 1812 и 1815 гг, имели большой успех, т.к. выражали пробуждающееся национальное самосознание. Их произведения быстро раскупались по всей стране. Утверждая, что душа народа раскрывается в их сказках, они сплачивали немцев вокруг их языка.

   Ширилось либеральное движение. Германская либеральная буржуазия требовала созыва общегерманского сословного представительства, укрепления и расширения Таможенного союза.

   Таким образом, вопрос об объединении страны становился главным в жизни немцев.

  1. Революция в Германии 1848 г.

   Тем не менее для полноценного объединения следовало предпринять решительные шаги. На этом фоне и развивались революционные события 1848 г.

Вопрос классу (беседа)

Как Вы думаете, какова была главная задача революции 1848 г.? (Объединение страны)

   Немаловажное значение имела проблема – каким путем пойдет этот процесс, как будет происходить объединение Германии «сверху» или «снизу».

Задание:

  1. Каким же путем происходило объединение Германии? Сравним два возможных пути объединения Германии.
  2. Оформление таблицы:

Вопросы для сравнения

Объединение «снизу»

Объединение «сверху»

Под чьим руководством

Каким способом проводилось объединение

Государственный строй, возможный после объединения

    Путь объединения «снизу» предполагал свержение традиционных династий и образование демократической республики.

   Путь объединения «сверху» должен быть происходить путем концентрации власти одним из наиболее крупных государств – Пруссии или Австрии – при сохранении помещиками земли и власти.

Работа с учебником (комментированное чтение)

Текст учебника с. 123-125

Вопросы к тексту:

  1. Почему началась революция в Берлине в 1848 г.?
  2. Какие социальные слои принимали наиболее активное участие в революции? (Под чьим руководством должно было происходить объединение Германии «снизу»?)
  3. Каким способом они рассчитывали провести объединение Германии?
  4. К установлению какого государственного строя они стремились после объединения?

Работа в тетради

Заполнение 2-го столбика таблицы.

Вопросы для сравнения

Объединение «снизу»

Объединение «сверху»

Под чьим руководством

Пролетариат, мелкая буржуазия, крестьянство

Каким способом проводилось объединение

Народная революция

Государственный строй, возможный после объединения

Единая немецкая демократическая республика (выборные органы власти)

Вывод:

     Таким образом, революция в Германии закончилась поражением, она не решила основной задачи – национального объединения.

  1. Начало объединения Германии.

Рассказ учителя

  Вопрос об объединении страны был главным и в 60-е гг. После поражения революции реальным становится путь объединения «сверху», в котором ведущую роль играла прусская монархия, опирающаяся на прусских помещиков (юнкеров) и крупную немецкую буржуазию.

Вопрос классу (беседа)

Подумайте, под чьим руководством должно было происходить объединение «сверху»?

Рассказ учителя

   В это время к управлению Пруссией приходят новые политические деятели – Вильгельм I и Отто фон Бисмарк.

   В 1861 г. умер король Пруссии Фридрих Вильгельм IV. Его правление не оправдало ожидания немцев – единого государства создать не удалось. Поэтому юнкерство и буржуазия с надеждой обратили свой взгляд на нового короля. От него ждали решения вопроса объединения страны.

Запись на доске и в тетради

1861 -1888 гг. – правление Вильгельма I.

   К этому времени Вильгельму I уже исполнилось 60 лет. Современники говорили о нем как о человеке, для которого  на первом плане стоят интересы Пруссии. Ставя превыше всего величие Пруссии, Вильгельм I стремился иметь сильную армию. Если можно говорить о его особой любви и привязанности, то это любовь к военному делу (с раннего возраста его воспитывали для военной службы). Король считал, что национальное объединение страны может произойти только вооруженным путем. Ему принадлежали слова: «Кто хочет управлять Германией, тот должен ее завоевать».

   По инициативе Вильгельма в стране была проведена военная реформа, целью которой было увеличение регулярной армии и введение трехгодичной военной службы. Новая реформа требовала денег, а нижняя палата парламента отказывалась выделять средства.

   В этих условиях Вильгельму I нужен был сильный канцлер.

Запись на доске и в тетради

Канцлер – глава правительства.

 Вильгельм I обращает свой взгляд на Отто фон Бисмарка. В сентябре

1862 г. 47-летний Отто фон Бисмарк, опытный политический деятель, назначается на пост канцлера.

Запись на доске и в тетради

сентябрь 1862 г. – на пост канцлера Пруссии был назначен Отто фон Бисмарк.

Сообщение учащегося

«Отто фон Бисмарк».

Вопросы классу:

  1. Что за человек был Отто фон Бисмарк? Какими человеческими качествами он обладал?
  2. Какими качествами политического деятеля обладал Отто фон Бисмарк?

   Жизненным принципом «Железного канцлера» было выражение – «сильный всегда прав». Свои взгляды на путь объединения Германии Бисмарк изложил в парламентском выступлении.

Работа с документом

Бисмарк об объединении Германии «железом и кровью»:

  « …Границы Пруссии по Венским трактатам препятствуют здоровой государственной жизни; не речами и постановлениями большинства решаются великие вопросы современности – это было большой ошибкой 1848 и 1849 гг., - а железом и кровью»

Из речи Бисмарка

в палате народных представителей 30/IX 1862 г.

Вопрос к документу: Какие средства объединения Германии предлагал Бисмарк?  (Насильственные)

   Таким образом, целью политики Бисмарка становится объединение Германии под девизом: «железом и кровью».

Рассказ учителя

Работа с картой: «Объединение Германии»

   Первыми шагами на пути объединения Германии под главенством Пруссии были войны с Данией и Австрией.

   В 1864 г. Пруссия в союзе с Австрией вступила в войну против Дании с целью захвата территорий Шлезвига и Гольштейна (там проживало много немцев).Война была недолгой – датские войска потерпели поражение. Австрия и Пруссия получили эти земли в совместное владение.

   Однако прошло совсем немного времени, и Пруссия, стремясь ослабить Австрию и устранить ее влияние на немецкие государства, в 1866 г. Спровоцировала войну против своего недавнего союзника. В этой войне на стороне Пруссии выступила Италия, рассчитывавшая вернуть себе Венецианскую область, находящуюся под властью Австрии. В июне 1866 г. Прусская армия вторглась на территорию Австрии, а 3 июля 1866 г. Австрийская армия была разбита около г. Садова. Побежденную страну заставили выйти из Германского союза и отказаться в пользу Пруссии от Шлезвига и Гольштейна.

   В тоже время Бисмарк вел переговоры с германскими государствами – Нассау, Гессеном и Франкфуртом, которые по своему географическому положению вклинивались между западными и восточными владениями Пруссии. С ними не церемонились – их захватили, а правителям выделили денежные компенсации.

Задание :

Сделайте вывод: каким способом проводилось объединение Германии Бисмарком? Каково должно было быть государственное устройство после объединения?

Заполнение таблицы

Вопросы для сравнения

Объединение «снизу»

Объединение «сверху»

Под чьим руководством

Пролетариат, мелкая буржуазия, крестьянство

Прусские помещики, крупная немецкая буржуазия

Каким способом проводилось объединение

Народная революция

Войны, реформы

Государственный строй, возможный после объединения

Единая немецкая демократическая республика (выборные органы власти)

Германская империя при главенствующей роли Пруссии

  Результатом этой политики стало образование Северогерманского союза. Австрия больше не мешала, и в августе 1866 г. 22 немецких государства подписали договор с Пруссией о создании Северогерманского союза.

Запись на доске и в тетради

1866 г. – образование Северогерманского союза во главе  с Пруссией.

     Государства, вошедшие в союз, формально сохраняли независимость. Однако у нового образования была своя конституция, парламент и кабинет министров, который возглавлял Бисмарк. Во главе Северогерманского союза стоял президент, на должность которого навсегда назначался прусский король. 

Работа с контурной картой

Рабочая тетрадь на печатной основе с. 71 № 35.

Задание:

  1. Отметьте границы Пруссии к 1864 г.
  2. Отметьте границы Северогерманского союза.
  3. Сделайте вывод: какие земли вошли в Северогерманский союз?

(Северогерманский союз объединил большинство немецких земель, за его пределами остались только южно-германские государства)

    Таким образом, с созданием Северогерманского союза устранялись препятствия для развития единой немецкой нации, а политическая раздробленность не могла больше мешать развитию хозяйства и культуры.

Задание

Решение проблемного задания учащимися.

   Поскольку задачу объединения Германии решали «железом и кровью», а «крестным отцом» нового государства был Отто фон Бисмарк, то в центре Европы возникла военно-бюрократическая монархия.

Вывод урока;

В середине XIX века в центре Европы возникло национальное германское государство – Северогерманский союз. Кончилась история старой Пруссии, начиналась история новой Германии.

Постановка домашнего задания

  1. Параграф 16, вопросы с. 127
  2. Написать характеристику Отто фон Бисмарка как политического деятеля: а) глазами прусского журналиста

               б) глазами австрийского журналиста


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку "Германия на пути к единству"

Презентация по всеобщей истории в 8 классе на тему: "Германия на пути к единству"...

Тест по теме:" Германия на пути к единству"

Тест  для проверки знаний по теме: "Германия: путь к единству" по всеобщей истории...

Германия: на пути к единству.

Конспект урока по истории нового времени 8 класс...

Интегрированный урок с опережающим заданием.( история –ОПК) "Вера- путь к единству"

Урок-проблемное обучение  направлен  на  формирование УУДПредметные:1  Познакомить с  жизненным ступеням преподобного Сергия Радонежского2. Познакомить учащихся с процессом по...

"Германия: на пути к единству»

Цели: Познакомиться с экономическим и политическим развитием Германии; Выяснить значение возникновения Северогерманского союза и Франкфуртского парламента; - развивать умение работать с учебником, ...