Интегрированный урок с опережающим заданием.( история –ОПК) "Вера- путь к единству"
план-конспект урока по истории (6 класс) по теме

Кондратьева Ирина Венальевна

Урок-проблемное обучение  направлен  на  формирование УУД

Предметные:

1  Познакомить с  жизненным ступеням преподобного Сергия Радонежского

2. Познакомить учащихся с процессом подготовки русских земель к решающей битве

 высветить особую роль преподобного Сергия Радонежского.

3. Определить место и роль Куликовской битвы в истории Руси.

Метапредметные : Продолжить формирование основных умений: работы с историческим источником, текстом учебника, картой, самостоятельному поиску информации (опережающие задания).

Личностные : воспитание любви к Родине, нравственности, духовности, любви к ближнему, умению прощать и видеть в каждом человеке его положительные качества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon урок-проблемное обучение116 КБ

Предварительный просмотр:

Кондратьева И.В., учитель истории и обществознания, Сомова СА. учитель литературы и русского языка, преподаватель ОПК.

Тема: Вера – путь к единству.

Тип урока: интегрированный урок с опережающим заданием.( история –ОПК)

Технология: проблемное обучение.

Форма урока:  работа в группах, ролевая игра.

Цель урока: активизация  творческой  активности учащихся, включение ученика в культурно- исторические процессы в качестве их полноправного участника

Формирование УУД

Предметные:

1  Познакомить с  жизненным ступеням преподобного Сергия Радонежского

2. Познакомить учащихся с процессом подготовки русских земель к решающей битве

 высветить особую роль преподобного Сергия Радонежского.

3. Определить место и роль Куликовской битвы в истории Руси.

Метапредметные : Продолжить формирование основных умений: работы с историческим источником, текстом учебника, картой, самостоятельному поиску информации (опережающие задания).

Личностные : воспитание любви к Родине, нравственности, духовности, любви к ближнему, умению прощать и видеть в каждом человеке его положительные качества.

Оборудование:

1 ИКТ: Презентация, Анимация,

2 Звуковое оформление- колокольный набат, перезвон колоколов.

3. Раздаточный материал — исторические источники

Ход урока.

1. Мотивация к учебной деятельности

     Вступительное слово учителя ОПК: Сегодня у нас необычное занятие. На нём вы , как историки, вспомните материал о Куликовской битве, определите её  место и роль в истории Руси.; а как религиоведы,  по ОПК, познакомитесь с основными этапами жития Преподобного Сергия Радонежского и узнаете его особую роль .  А главными словами урока будут «вера», «путь», «единство».

 Тема: Вера – путь к единству. / звучит колокольный набат/. Слайд 1.

-Как называется такое звучание? (набат)

-В каких случаях звучит набатный колокол? (беда)

-А так как у нас историческая тема, то беда пришла на Русь. Значит надо бороться с врагами.

2. Повторение пройденного по теме « Куликовская битва»

    Учитель истории: Для того , чтобы узнать ,что за беда случилась на русской земле, мы проведем с вами небольшое историческое исследование.. На несколько минут погрузимся в глубокую тайну, которая отправит нас на несколько столетий назад  в древнюю Русь. Перед вами  обрывок древней рукописи , попробуйте её секрет и ответить на интересующие нас вопросы. Для этого мы разделимся на 2 группы :

-  слева от меня будет группа: историки – вы будите искать информацию  об историческом событии, отраженном в источнике, данные записывать в бланк.

-  справа от меня группа религиоведы: вы будете искать информацию, отражающую  роль православной церкви в этом событии: данные записывать в бланк

Результатом нашего исследования стало:

источник письменный, это сказание, автор неизвестен , датируется примерно 14 век. Отражены события Куликовской битвы 1380, 8 сентября, роль Дмитрия Донского и Сергия Радонежского в объединении княжеств против монголо- татар.

3. Введение нового материала      Постановка проблемы:

Сегодня на уроке мы познакомимся с событиями, которые предшествовали  битве русского воинства с монголо-татарами на Куликовском поле, вспомним  само сражение и те последствия, которые оно имело. Ваша конечная задача будет состоять в том, чтобы на основании исследованного вами  документа  и приведенного  далее материала ответить на следующий вопрос:

Чем же объяснить успех русских войск в 1380 г.? Слайд  3

 4. Новый материал.  Рассказ о Дмитрии Донском от первого лица с элементы театрализации.  слайд 4,5.

 Приветствую вас потомки!

Я  -Дмитрий Иванович (1350 - 1389) – Великий князь Московский. Родился 12 октября 1350 года в Москве. Когда умер мой отец Иван II, мне было   9 лет.  В моей жизни  появился опекун – митрополит Алексий. С ним я советовался  в  политических делах. «Еще в детском возрасте я  размышлял о духовных делах и не вел праздных бесед и не любил бранных слов, избегал злых людей и всегда беседовал с добрыми, божественному писанию всегда внимал с умилением, много заботился о Божиих церквях». Повзрослев , я  с мужеством защищал Русскую землю, был незлобив, как дитя, а умом зрел, воинам в битвах был страшен и многих врагов  победил, и славный свой город Москву дивными стенами окружил…»

В самый напряженный момент русской истории перекрестились  моя судьба и судьба  великого подвижника Руси Сергия Радонежского. Я посетил Сергия Радонежского в его обители и получил от него благословение. Затем я бросил клич объединиться и совместными силами русских князей дать отпор  татаро-монгольским  завоевателям. Я собрал русские войска в Коломне, где на Девичьем поле провел смотр всех полков и дружин.  За  победу в Куликовской битве я получил прозвище Донской..

5  интеграция  Учитель ОПК: Сегодня мы познакомимся с  деятельностью святого Сергия Радонежского – одного из самых великих личностей России. Для этого постараемся понять внутренний мир Святого, душа которого была постоянно подчинена закону любви к Богу, ближним, Отечеству. Постараемся ответить на вопрос: «За какие дела считают Сергия Радонежского великим деятелем, учителем и устроителем России». Приглашаю вас пройтись по жизненным ступеням преподобного. 

Ребята, а  что значит преподобный? 

Выступление ученика – рассказ по презентации «Свершение великих дел».

Слайд1.-6

Их семья стала бедной, их притесняли татары, а в Радонеже было спокойно.

После смерти родителей, Варфоломей отказался от наследства в пользу старшего брата Петра, а сам с овдовевшим старшим братом Стефаном решил искать пустынного жития. Долго бродили братья по лесам, наконец, им полюбилось место, удалённое от дорог и жилищ. Здесь они построили себе маленькую келью, а рядом поставили маленькую церковь во Имя Троицы. Так в 1337 году было положено основание Троице-Сергиевой Лавры.

Не выдержав отшельнической жизни, брат Стефан вскоре ушёл в Богоявленский монастырь, а Варфоломей через старца Митрофана принял монашеский постриг с именем Сергий. Ему было тогда 23 года.

Сергий жил в лесу без связей с миром, в трудах, молитве и посте. Он часто подолгу испытывал себя голодом, холодом, жаждой, непрестанными ночными молитвами пением псалмов. Единственными его соседями были лесные звери. Однажды к Сергию зимой пришёл голодный медведь, которого он встретил ласковыми словами и положил ему на пень хлеба. Так у них завязалась дружба. Дикий зверь повиновался Сергию и был перед ним кроток, как овца.

Слава о молодом отшельнике всё более распространялась. На третий год к нему стали приходить люди, желающие поселиться рядом с ним. Сергий не мог им отказать. Вскоре набралось 12 братиев, число которых несколько лет оставалось неизменным.

По своей смиренность Сергий не хотел быть Игуменом , т.к. не хотел возвышаться над другими, работал со всеми одинаково.

Итак, начало пути. Житие Сергия начинается с родителей, детства и  желания уйти в монастырь. С этим вы познакомитесь, просмотрев презентацию «Свершение великих дел». Мы узнаем:

- Кто были родителями Сергия Радонежского?

- Были ли какие-нибудь чудесные явления, связанные с рождением мальчика? Что это были за события? О чём они говорят?

- Какое чудо с ним произошло в детстве?

- Как же жил Сергий один в лесу?

Учитель ОПК (после 6 слайда презентации):

-Да, именно всё так. Его  духовный рост и совершенствование выражались в смирении страстей и гордости, в служению Отечеству. Ещё древние подвижники духовного служения считали, что главным путём формирования праведной личности есть смирение страстей и гордости на протяжении всей жизни. Этим путём шёл преподобный Сергий, совершая великие  дела.

    1 дело. Создание и распространение нового типа монастырей.

Надо отметить, что там Сергий был образцом в исполнении нового устава.

Слайд7.

2 дело. Сергий строит храм Пресвятой Троицы, чтобы постоянным взиранием на него побеждать страх перед ненавистной разделённостью мира”. Для троичного храма требовался обжигающий символ Святой Троицы.

Таким символом стала икона Рублёва Троица. Сегодня в России исповедание учения о Святой Троице стало опять весьма актуальным в связи с необходимость устранения «смертоносной разделённости» общества.

3 дело: Русская архитектура на протяжении всех веков делает сюда, в лавру, лучшие свои вклады, так что Русская книга, русская литература, вообще русское просвещение основное своё питание получали всегда от просветительской деятельности, которая была в лавре, и около Лавры.

Со времён преподобного Сергия в Троице-Сергиевой Лавре занимались резьбой по дереву, а также художественными промыслами: ювелирное дело, иконопись.

4 дело. А стратегическое направление деятельности Сергия заключалось в объединении Родины. Святой одними из первых определил маленький провинциальный городок Москву – как столицу будущего могучего самостоятельного государства.

Учитель ОПК (после 7 слайда):

2 дело: Осмысливание и распространение на Руси вероучений о Святой Троице.

Троичные храмы и введённый с ними праздник Святой Троицы ( в 2014 году – 8 июня) воплощают в себе призыв к единению земли русской.

3 дело: создание духовно-нравственного и культурного центра Руси (Троице-Сергиевой  лавры”. 

Лавра – подлинный исторический музей Русской архитектуры.

http://festival.1september.ru/articles/584699/img5.jpg

4дело: Начало освобождения от татаро-монгольского ига.

Исход битвы нам известен из уроков истории. Добавлю только, что во время самой битвы Сергий истово молился в Троицком храме и находясь на далёком расстоянии от Куликова поля, видел гибель каждого воина и называя его по имени говорил братии: «Помолитесь за упокой души раба Божии такого-то…». Наконец он возвестил братии о поражении врагов и нашей победе.

Православные иерархи церкви и богословы считают, это было главным делом Сергия и его главной исторической заслугой.

http://festival.1september.ru/articles/584699/img4.jpg

Преподобный Сергий явился воспитателем и великим собирателем народного духа. Время,  в которое он жил, явилось переломной эпохой в жизни русского народа. “Тихость, кротость слова, молчание, смирение, безгневие, простота, любовь равная ко всем человекам” - эти качества Преподобного Сергия незаметно распространились по Руси, духовно врачуя, укрепляя и утешая русских людей. И народ воспрянул духом, в нём стала пробуждаться вера в свои нравственные силы, и открылась перспектива национального возрождения. Великим авторитетом Сергий утверждает принцип наследования власти, прекращая княжеские распри, на многие столетия. провозглашая в России принцип единовластия, основы великой русской государственности

 Слайд 8-9. 

Как известно, по пути навстречу с мамаевым войском Дмитрий остановился в Троицкой обители, Сергий укрепил его дух и благословляя князя и всё войско на битву сказал: “Иди, господине, небоязненно. Господь поможет тебе на безбожных врагов”, а затем , понизив голос,  сказал тихо одному великому князю: “Победиши враги твоя”.

 Учитель истории: Слайд карта.

Подойдя к Дону, русское войско переправилось через реку 7 сентября 1380 года. И вышло на Куликово поле (на карте обозначается Куликово поле).

- Назовите территории, через которые прошли объединенные русские полки.

- Подумайте, почему Дмитрий Иванович избрал именно этот маршрут?

- Как это связано с надеждами Мамая на помощь союзников?

С чего началась Куликовская битва. с поединка 2х богатырей, они пронзили друг друга копьями  и свалились с лошадей замертво.

Слайд: Показ Картины « Поединок.

 Учитель ОПК:Эвристическая беседа

- Кто изображен на картине?

-   Как можно определить, что это поединок богатырей?

Пересвет был из боярского рода, крепок силою, и в прошлом искусный воин. Произнеся молитву и простившись с товарищами, он выехал навстречу Челубею на вороном коне. На нем была схима с красными крестами, полученная им от игумена Сергия вместе с благословением на битву.

 Наконечник его копья ковал местный кузнец. Древко копья изготовлено из близлежащих лесов. Легендарное копье Пересвета до этого момента было неизвестно никому.

Ордынцы старались сломить боевой дух русских дружин. Между сближающимися ратями выехал на белом коне гигантского роста ордынский богатырь Челубей.. Всадники разъехались и, разогнав коней, стали сближаться. Все русские воины, выстроившиеся в первых рядах, готовы были умереть в бою за русскую землю. Но тут кроме этого надо было не уступить ордынскому гиганту - сбить его с коня. Затихли русские дружины - кто?!

На стороне Челубея были мощь и слава первого поединщика непобедимого войска. У Пересвета было послушание от преподобного Сергияи, освященное игуменом Земли Русской, тяжелое боевое копье.

Сильный и опытный воин Челубей точно поразил Пересвета под левую пазуху. Удар копья Пересвета пришелся в щит Челубея. Но столько силы и решительности было в этом ударе, что копье Пересвета пробило щит насквозь и сам Челубей, получив смертельную рану, упал головой к ордынским войскам.  Пересвет не думал о своей смерти. Он стремился убил врага и погиб сам как герой! Так была сорвана первая попытка ордынцев смутить боевой дух русских ратей.

Ожесточенная битва русских с поработителями началась.

 Учитель истории : показ анимации.

Учитель ОПК.Великий князь Дмитрий Иванович, получивший прозвище Донской, с благословения Преподобного Сергия Радонежского учредил особый день поминовения русских воинов, погибших на Куликовом поле — Димитриевская суббота.( в 2013 году она отмечалась 2 ноября). С тех пор Димитриева родительская суббота стала днем особого поминовения всех православных воинов, погибших за веру и Отечество.        

 Учитель истории: слайд

В 1835 г. Николаем I  было поручено Академии художеств подготовить проект памятника воинам – Куликовской битвыВ 1836 году проект, составленный А. П. Брюлловым, был принят. Памятник отлили из чугуна на заводе Берда в Петербурге. Зимой 1849 г. колонну в разобранном виде перевезли на специальных санях на Куликово поле. Там ее собрали, и 8 сентября 1850 г. состоялось торжественное открытие памятника.

Обелиск является выдающимся произведением русского литейного искусства середины XIX века. Вес памятника – 428 тонн; высота его – 28 метров.

Памятник представляет собой обелиск – пятиярусную колонну, несколько суживающуюся кверху. Надпись в нише гласит: «Победителю татар великому князю Димитрию Ивановичу Донскому признательное потомство. Лета от Рождества Христова 1848 года».

6 анализ и обобщение

Учитель истории:

Таким образом, мы может точно определить значение Куликовской битвы .

- Впервые русские войска одержали победу не над отдельными отрядами, а над главными силами Орды.

- Подняла значение Москвы как центра объединения русских земель.

- Вернула народу веру в свои силы, сплотила его для дальнейшей борьбы.

 И теперь мы можем с вами ответить на поставленный вопрос в начале урока.

Чем же объяснить успех русских войск в 1380 г.?

1. Поверили в победу.

2.  Князья  объединились в борьбе против общего врага

3. Духовная поддержка церкви .

4. Духовно-нравственное возрождение Руси.

7 .итоговое повторение

 И что бы закрепить весь изученный и повторенный материал, я предлагаю вам решить небольшой тест перед вами бланки, заполняем задание на соответствие

8. рефлексия 

Учитель ОПК

И подводя итоги нашего занятия. хочется вам задать вопросы.

- Что было трудным?

_ Что вызвало интерес?

- Какое впечатление на вас произвел урок?

Учитель ОПК: 25 сентября 1392 года Сергия Радонежского не стало, а в 1452 году «ангела-хранителя русской земли» причислили к лику святых.

Преподобный Сергий своей жизнью открыл людям глаза на самих себя, дал почувствовать ВЕРУ.

Каждый человек должен пройти в жизни свой путь. Какой он будет, сколько в нём будет свершённых дел? Так или иначе каждому из нас есть над чем задуматься. Радует то, что вы все сейчас находитесь на первой ступеньке вашей жизни, а значит всё в ваших руках. И житие Сергия пусть будет для вас путеводною звездой. Вот почему так важно, чтобы Сергий оставался  самым почитаемым святым России.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по литературе и истории "Общая характеристика истории и литературы 20-го века"

План - конспект интегрированного урока по литературе и истории в 11 классе...

Интегрированный урок в 8Б классе (история+математика) «История Московского Кремля от Ю.Долгорукого до Ивана Ⅲ. Решение уравнений и задач с уравнением»

Автономное образовательное учреждение школа №6 г.Долгопрудного    Интегрированный урок в 8Б классе(история+математика)  «История Московского КремляотЮ.Долгорукого до Иван...

Интегрированный урок по обществознанию и литературе "Конфликт и пути выхода из конфликта"

Силен тот, кто валит, сильнее тот, кто поднимается.Русская пословицаВерю я: придет пораСилу подлости и злобыОдолеет дух добра.Б. Пастернак...

Интегрированный урок по обществознанию и литературе "Конфликт и пути выхода из конфликта"

Силен тот, кто валит, сильнее тот, кто поднимается.Русская пословицаВерю я: придет пораСилу подлости и злобыОдолеет дух добра.Б. Пастернак...

Интегрированный урок ОРКСЭ и Час чтения «Можете верить или нет в Бога, но, главное, чтобы он верил в НАС»

Интегрированный урок по произведению Леонида Андреева "Ангелочек". Данное произведение изучается в рамках программы "Час чтения"....

Интегрированный урок: «Линейная функция и её применение. Расчет пути и времени движения». 7 класс.

laquo;Линейная функция и её применение. Расчет пути и времени движения»....