Государства и народы доколумбовой Америки
методическая разработка по истории (6 класс) на тему

Боев Сергей Викторович

Государства и народы доколумбовой АмерикиУрок истории в 6 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gosudarstva_i_narody_dokolumbovoy_ameriki.docx43.98 КБ

Предварительный просмотр:

Государства и народы доколумбовой Америки

Цель: сформировать у учащихся представление о хозяйственной, культурной, религиозной жизни народов Америки – майя, ацтеков и инков до открытия континента европейцами. Развить умение учеников самостоятельно работать с текстом учебника, картой, иллюстрациями, подготавливая небольшие сообщения.

Задачи:

1. Учащиеся должны знать:

  1. основные занятия народов доколумбовой Америки;
  2. особенности управления государством и главные достижения культуры американских народов.

2. Учащиеся должны уметь:

  1. описывать общее и различное в общественных порядках майя, ацтеков, инков;
  2. работать с исторической картой;
  3. оценивать масштабность происходивших событий и явлений в доколумбовой Америке и их значимость для эпохи Средневековья.

План:

  1. Оргмомент
  2. Сообщение темы урока – ее изучение
    2.1. Занятия жителей Америки
    2.2. Цивилизация майя
    2.3. Цивилизация ацтеков
    2.4. Государство инков
  3. Закрепление изученного материала – работа с картой
  4. Подведение итогов – выставление оценок
  5. Домашнее задание

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид: комбинированный.

Оборудование:

  1. карта «доколумбова Америка»;
  2. медиапроектор (презентация);
  3. дидактический материал;
  4. цветные карточки.

Понятия: майя, ацтеки, инки, полуостров Юкатан, город Теночтитлан, горы Анды, страна инков Перу, город Куско.

Ход урока

Оргмомент

- Здравствуйте, присаживайтесь!

- Начиная урок, мне хотелось бы узнать ваше настроение. Пожалуйста, поднимите квадратик красного цвета, если настроение у вас хорошее, квадратик черного цвета, если, настроение у вас плохое и квадратик синего цвета, если у вас настроение отсутствует. (Слайд № 2)

  1. Красный – хорошее настроение;
  2. черный – плохое настроение;
  3. синий – отсутствие настроения (хорошего или плохого).

(Зафиксировать себе.)

- У некоторых из вас хорошее настроение, а у некоторых не очень.

- Так вот сейчас мы с вами будем работать и посмотрим, как оно изменится к концу урока.

- Сегодня мы отправимся в путешествие, но пункт нашего прибытия вам необходимо отгадать, он зашифрован в ребусе. (Ребус в презентации – слайд № 3).

Ответ: доколумбовая Америка (дом Колумб корова = доколумбовая рама е рука и = Америка (Слайд № 4).

Выйти к доске и показать территорию Северной и Южной Америки

- (Слайд № 5) Назовите океаны, которые омывают берега Северной и Южной Америки?

- А может кто-то из вас ответит на такой вопрос:

 Почему этот континент называют доколумбовой Америкой? (Слайд № 6). (Ответ: доколумбовая Америка – это континент, который открыл Христофор Колумб (хотя он считал, что открыл Индию, но он ошибся – он открыл Америку), а до тех пор, пока он его не открыл континент и назывался доколумбовая Америка) 

- Как вы думаете, на чем мы будем путешествовать, учтите речь идёт о средневековье? Слайд № 7. (Учащиеся высказывают предположение о корабле).

- Сегодня, в ходе нашего путешествия, мы  (Слайд № 8)  познакомимся с индейскими племенами майя, инков, ацтеков; выясним, чем они занимались, узнаем особенности управления государством, прикоснёмся к удивительной культуре индейских племён. Это путешествие в удивительный и загадочный мир доколумбовой Америки мы будем совершать по плану (Слайд № 9само появляется), который вы видите на экране. Знания этого урока Вам обязательно пригодятся в будущем ведь, наверняка в глубине души каждый из вас после окончания школы мечтает стать дипломатом или путешественником, а возможно экскурсоводом. Вот тогда-то и пригодятся вам знания с уроков по истории средних веков.

Слайд  № 10Прошлое не безупречно,
но упрекать его бессмысленно,
а вот изучать необходимо.
М.Горький (русский писатель)

Эти слова я выбрал эпиграфом к сегодняшнему уроку.

- Задание на урок (Слайд № 11): 

Выяснить внесли ли народы и государства доколумбовой Америки свой вклад во всемирную историю человечества?

Ответ на этот вопрос мы должны получить в конце урока

Слайд  № 12 Записываем в рабочем листе тему урока «Народы и государства доколумбовой А (а)мерики» (А как вы напишите название страны?)

Ответ учащихся: название страны пишется с большой буквы)

- Итак, мы отправляемся в путешествие, следуя нашему маршруту

- Американский континент был заселен предками современных индейцев позже, чем другие. Слайд № 13 Произошло это около 30 000 лет назад.  Америку заселили выходцы из Северо – Восточной Азии. Слайд № 14. Есть версия, что тогда ещё не было Берингова пролива, так что они, скорее всего, перебрались по суше. Охотники на бизонов, лосей, оленей и мамонтов покинули Азию и, сами того не зная, оказались на американской земле. Расселяясь с севера на юг, они за 20 000 лет добрались до Огненной Земли.

Индейцы – это общее название коренного населения Америки. Название возникло из-за ошибочного представления первых европейских мореплавателей - Христофора Колумба и др. в конце XV в., считавших открытые ими заатлантические земли Индией.

Слайд № 15. Жители континента имели скуластое лицо, низкий лоб, широко посаженные глаза, орлиный нос и прямые тёмные волосы.

Слайд № 16. В различных областях Америки они приспосабливались к своеобразным местным условиям. Сражались с дикими зверями, и ягуар стал грозным символом той войны. Стремясь подчинить себе природу, они начали орошать сухие земли Мексики, осушать болота озера Тескоко, вырубать леса Амазонии.

Изолированные от внешнего мира, первые американцы не изобрели гончарного круга, не добывали железо. Из домашних животных они приручили только ламу. Слайд № 17. Однако её нельзя было впрячь в повозку: она была недостаточно сильна. Не знали они и повозок, так как не изобрели колесо. Жители американского континента выращивали много сельскохозяйственных культур, которые нигде более не были известны. Слайд № 18. Именно оттуда к нам пришли картофель, кукуруза (маис), томат, какао, арахис, земляника, подсолнечник, хлопок, фасоль, тыква,  авокадо, ваниль, ананас. Названия этих культур пришли из индейских языков. Особое значение для индейцев имела кукуруза. Они пекли из неё лепёшки, варили различные каши. Слайд № 19

Как Вы думаете, с какой культурой Европы можно сравнить по значению кукурузу? А с какой культурой Азии? (Если говорить о Европе о большей части Азии – то с хлебными злаками – рожью и пшеницей. В юго-восточной Азии подобную роль играет рис.)  

Слайд № 20 Корзинка /показать/ .

 Мы  используем словами, которые взяты из индейских языков. Как вы думаете какие слова пришли к нам из индейских языков? / «томат», «шоколад», «какао», «каучук», «сигара» /географические названия, названия животных, рыб, птиц, предметов с которыми европейцы познакомились впервые в Америке.

Постепенно индейские племена переходили к оседлой жизни, начали строить города, придумали письменность и создали свою высокую культуру.

В доколумбовой Америке отечественные историки выделяют четыре цивилизации, а учёные США и Канады насчитывают до восьми цивилизаций.

Рассмотрим в учебнике на странице 260 карту, показывающую расселение майя, ацтеков и инков. Слайд № 21. Выходят к доске и показывают

Где проживало племя, майя /проживали на полуострове Юкатан/

Какую территорию заселили ацтеки? / ацтеки заселили территорию Мексиканского плоскогорья (ст. Теночтитлан), 

Где обосновались инки?  /инки обосновались на западе Южной Америки в центральных Андах, здесь раскинулась страна инков Перу – с центром в городе Куско/.

- Обратимся к истории народов и государств доколумбовой Америки, а помогут нам в этом ваши одноклассники, которые подготовили отчёты о своём воображаемом путешествии к индейцам майя, ацтекам и инкам.

- Вы должны внимательно слушать и запоминать то, что они говорят, о чем рассказывают, в ходе нашего путешествия мы будем вести (Слайд 22) путевой дневник в виде таблицы. Обратите внимание, в заполнении вам поможет рассказ одноклассников, также помощь вам окажут страницы учебника по истории средних веков § 35

Путевой дневник по миру народов доколумбовой Америки

Название племени

Занимаемая территория

Занятия

Как было устроено управление государством.

Достижения культуры

1. Майя

 

 

 

 

2. Ацтеки

 

 

 

 

3. Инки

 

 

 

 

- Итак, первым о своём путешествии в индейское племя майя расскажет Левченко Михаил. Слайд №  23.

Племя проживало Слайд 24  на полуострове Юкатан – это непроходимые джунгли. Слайд 25 Земля принадлежала общинам, каждой семье община выделяла расчищенный от леса участок. Главная сельскохозяйственная культура – кукуруза.  Майя всегда помогали друг другу – это их обычай. Слайд 26 В I веке до нашей эры у них возникли города во главе каждого города стоял правитель – он великий человек и его власть передавалась только по наследству. ПАУЗА

Слайд 27 Майя использовали письменность. Иероглифы наносили кисточками на бумагу, рукописи украшали рисунками. Ими создан самый точный календарь на основе, которого жрецы указывали сроки начала земледельческих работ, умели предсказывать солнечные и лунные затмения. Слайд 28, 29 Майя строили на большой высоте, так вот, чтобы построить город, они сначала расчищали в джунглях большой участок, а затем доставляли из каменоломен многотонные каменные глыбы, их шлифовали и покрывали резьбой. Улицы в их городах тоже необычные, они пересекались под прямым углом друг к другу. Между городами прокладывали дороги, которые покрывали гладко оттесанными каменными плитами.

На высоких платформах сооружали дворцы и храмы (самый известный - Чичен – Ица,  Слайд 30 это каменное сооружение дошло до наших дней, в виде ступенчатых пирамид, некоторые из них потом использовались как гробницы правителей. Окон в зданиях не было, а свет и воздух проникали через дверные проёмы. Постройки украшали статуями богов и рельефами, изображавшими правителей, жрецов, а также военные сцены.

В племени майя существовали и развлечения, одно из которых слайд № 31 игра в мяч.

Религиозная  система майя исключительно самобытна. Они  почитали Бога Солнца, в честь Бога Дождя Чаку совершали жертвоприношения. Слайд 32

Слайд 33 Вот так жили майя, пока в середине XIII века не начались внутренние конфликты, которые привели к падению города Майяпана в 1441 году. Так племя и прекратило существование. Но до нашего времени сохранились величественные храмы индейского племени майя. Слайд 34

С чем из истории Древнего мира Вы могли бы сопоставить города-государства майя? (Античные полисы)

- Мы с вами сейчас были очевидцами жизни в племени майя. Как обстоят дела с путевым дневником?

- Давайте сверим записи. (Слайд № 35).

- Дёшин Михаил побывал в  племени ацтеков. Слайд № 36.

Слайд № 37. Племя жило на территории Мексики, на плоскогорье высотой 2000 метров над уровнем моря в этом месте расположена живописная долина с мягким климатом и плодородной почвой. Сюда племя пришло с севера в 13 веке и основало на островах посреди большого озера Тескоко город Теночтитлан. Слайд № 38 Острова соединили дамбами, город пересекали прямые улицы и каналы, вдоль которых возвышались храмы и дворцы, украшенные рельефами и мозаикой.

Слайд № 39.Горожанам земли не хватало. Поэтому они устраивали посевы на узких полуостровах и даже на сплетенных из ветвей плотах, где укладывали поднятые со дна озера водоросли и плодородный ил. Такие «плавучие поля» давали несколько урожаев в год и могли прокормить жителей столицы.

Слайд № 40.Во главе государства стоял наследственный правитель – «владыка всех людей». Знатные люди занимали высокие должности, получали за службу жалованье. Во время войны, которая для ацтеков была самым почётным занятием, создавалась армия численностью до 150 тысяч человек. Свои мужеством на войне рядовые воины, вооруженные копьями и луками, могли заслужить доступ в ряды знати, таких воинов называли «орлами» и «ягуарами». Меня поразило то, что с раннего детства мальчика готовили в воины. Внимание на экран.

ВИДЕОФРАГМЕНТ слайд

Слайд № 41. Ацтеки подчинили все соседние народы и создали могущественную державу. Захваченных на войне пленников приносили в жертву богам или делами рабами. В столице было два невольничьих рынка, где торговали пленниками.

Слайд № 42.Больших успехов  достигли ацтеки в ремесле. Чеканщики делали украшения из золота и серебра; ювелиры искусно гранили драгоценные камни и делали тонкую мозаику. Мастера изготовляли глиняные сосуды с орнаментом и маленькие выразительные фигурки людей и животных, ткани из хлопка с вышивкой и прокладками из цветных птичьих перьев.

Слайд № 43.В столице существовали школы для рядовых ацтеков и для знати. В обычных школах обучали земледелию, ремеслу и военному делу. Детей знати учили истории, мифологии и религии, письму, чтению, счету, астрономии, поэзии, ораторскому искусству. Они  сочиняли гимны, которые посвящали богам. (Слайд № 44). В столице ежегодно устраивались состязания певцов-поэтов; лучших из них награждали премиями.

Так жили ацтеки, пока (Слайд № 45) в 1519 году в их империю не вторглись испанские завоеватели, и с тех пор начались  беды – большую часть территории они подвергли сожжению.

- Много интересного и увлекательного нам поведал Михаил, спасибо!

- Продолжаем заполнять путевой дневник.

- Давайте сверим наши записи. Итак, приступаем. (Слайд № 46).

Прежде чем мы отправимся к инкам предлагаю вашему вниманию небольшую видеозарисовку для того чтобы вы погрузились в атмосферу эпохи.

ВИДЕОФРАГМЕНТ

- Некоторые тайны племени  инков приоткроет нам Бондарева Марияслайд №47 .

Слайд № 48.В суровых горах Андах на западе Южной Америки раскинулась на тысячи километров страна Перу. Центр её город Куско с прилегающей территорией.

Государство инков возникло в 11 веке. Слайд № 49. Постепенно они завоевали соседние племена, подчинили себе большие области. Слайд № 50. Во главе государства стоял неограниченный правитель – верховный Инка. Он носил платье из красивых тканей и никогда не надевал его дважды. Во время приема посетителей Инка был скрыт от них занавесом, а слова его передавал специальный вельможа. Власть правителя переходила одному из законных сыновей, по его мнению, наиболее способному. Кровные родственники Инки, назывались «Сынами Солнца» (Солнце – главный Бог Инков), занимали высшие должности в государстве.

Слайд № 51.Государство у инков подчинялось интересам войны и по образу жизни напоминало казарму. Мужчин делили на отряды – десятки, сотни – во главе с начальниками. Дисциплина в войске была крайне суровая: например, воина, который во время марша вышел из рядов, могли покарать даже смертью. Их  армия побеждала и своей численностью: на одного врага приходилось  до 20 солдат инков.

Слайд № 52.Население жило общинами, которая состояла из семей землевладельцев. Каждый общинник получал надел, а женщина – половину надела. Общинник был всю жизнь привязан к своему селению, он не мог выйти за границу общины без разрешения властей. На склонах гор крестьяне высекали площадки для посева и насыпали на них землю. Поля огораживали барьерами, чтобы дожди не смывали землю, в засуху орошали ее водой из каналов.

Слайд № 53.Все подданные обязаны были либо трудиться на земле, либо служить в войске.

Вступление в брак у них было обязательным. Всех мужчин до 25 лет или женщин до 18 лет, не успевших заключить брак, собирали в назначенный день в окружном центре, где чиновник составлял из них по своему усмотрению супружеские пары. Никто не мог уклониться от предписанного государством брака!

Слайд № 54.Инки создали свою неповторимую культуру. Письменности они не знали, но создали особое узелковое письмо – кипу. Построили великолепные дороги, которые связывали столицу со всеми частями империи и служили для передачи информации (первая почта). В школах наряду с историей, религией, военным искусством, музыкой и танцами дети на память заучивали сведения о порядке управления, законах и обычаях.

Слайд № 55 Архитекторы воздвигали храмы, дворцы, крепости. Главная  крепость располагалась на скалистом холме и соединялась с городом туннелями.

Слайд № 56.Так жили инки вплоть до 20-х годов 16 века, пока их территорию не завоевали испанцы. Они захватили и разграбили Куско. Вот так грустно закончилась жизнь инкского племени…

 О покорении страны инков испанцами следующий

ВИДЕОФРАГМЕНТ

- Продолжаем заполнять путевой дневник (показ слайдов № 57).

Используя информацию, которая у Вас есть, сравните державы ацтеков и инков. Выделив общее и отметив отличия. Слайд № 58

(В обоих случаях речь идёт о высокоразвитых культурах. И ацтеки и инки имели собственное государство. Причём, и в том, и в другом случае речь идёт об империи, объединявшей множество покорённых племён. Судя по имеющейся информации, у инков государство было более централизованным с упорядоченной системой управления. Об этом, в частности, свидетельствуют дороги, способствовавшие укреплению связей между различными частями страны)

- В ходе путешествия мы с вами немного устали.  Предлагаю  вам отдохнуть. У индейцев очень своеобразный язык.  Одно  понятие как правило обозначают 2 слова. С произношением нескольких слов и их значением мы сейчас и познакомимся…

- Я буду произносить фразу и говорить, что она означает. А вы по рядам  хором должны будете повторить только саму фразу.  

  1. Ин шочитль, ин куикатль – цветок и песня = поэзия; Слайд № 59
  2. Ин атль, ин тепетль= вода и холм = город; Слайд № 60
  3. Топко, петлакалко= в мешке и в ящике = тайна Слайд № 61

Переходим к ЗАКРЕПЛЕНИЮ. РАБОТА ЭКСПЕРТОВ. 1 РЯД ЛЕВЧЕНКО, 2 РЯД БОНДАРЕВА, 3 РЯД ДЁШИН

Отметьте черты, присущие цивилизациям доколумбовой Америки /поднимаем красную карточку, если эта черта была присуща цивилизациям доколумбовой Америки. Поднимаем  черную карточку, если это было не свойственно цивилизациям доколумбовой Америки. / Слайд № 62

  1. Умение людей выплавлять железо /нет/.
  2. Изготовление орудий труда из камня и бронзы. /да/.
  3. Отсутствие тягловых животных /да/.
  4. Наличие знати /да/.
  5. Развитие астрономических и математических знаний /да/.
  6. Вера во множество богов /да/.
  7. Умение изготавливать повозки и колесницы /нет/.
  8. Широкое использование тягловых животных /нет/.
  9. Сооружение многочисленных храмов и дворцов /да/.

Слайд № 63 Я буду называть черту, присущую одной из трёх изученных нами сегодня цивилизаций, а вы должны поднять красную карточку, если эта черта присуща племени майя, чёрную карточку если это свойственно ацтекам и синюю карточку если это присуще инкам.

  1. Использование вместо денег плодов какао и пёстрых раковин /майя/. Слайд № 64,65
  2. Создание единого государства со столицей в городе Куско /инки/. Слайд № 66,67
  3. Сооружение сети дорог, которые связывали окраины государства со столицей /инки/. Слайд № 68,69
  4. Существование ряда независимых городов - государств, отсутствие единого государства. /майя/. Слайд № 70,71
  5. Почитание в качестве главных божеств бога войны Уицилопочтли и бога земли Тлалока /ацтеки/ Слайд №72,73
  6. Правитель государства командовал войском, был верховным судьёй и главным жрецом. Должность эта была выборной, но право избирать правителя имели лишь несколько самых знатных семей. /ацтеки/ Слайд №74,75
  7. Успехи в развитии астрономии, математики, умение предсказывать затмения, составление самого точного в мире календаря, введение в математику понятия «ноль» /майя/ Слайд №76,77
  8. Во главе государства стоял наследственный правитель, считавшийся прямым потомком бога Солнца. Он обладал неограниченной властью над подданными своей империи и являлся владельцем всей земли в государстве /инки/ Слайд №78,79
  9. Люди верили, что раз в 52 года миру угрожает опасность, и если не задобрить богов постройкой огромных пирамид и человеческими жертвоприношениями, то Вселенную постигнет катастрофа /ацтеки/ Слайд №80,81
  10. Для передачи сообщений использовали узелки, завязанные на шнурках разного цвета /инки/ Слайд №82,83

Вычеркните лишнее Слайд №84

Картофель, чай, помидоры, гречиха, рис, кукуруза, фасоль, корица, тыква, перец, пшеница, какао, овёс, каучук, лён, подсолнечник.

По какому признаку составлен этот логический ряд?

- Давайте подведём итоги по проблеме урока. Проблемный вопрос звучал так слайд № 85

Выяснить внесли ли народы и государства доколумбовой Америки свой неоценимый вклад в историю человечества? И в чем это выражалось? Обосновать свою точку зрения («да» почему? или «нет» почему)

- Озвучить выводы (слайд № 86)

  1. Народы Америки рано стали заниматься земледелием и освоили ряд неизвестных в других частях света полезных растений.
  2. У них складывались классовые общества и возникали государства.
  3. Они создали свою оригинальную культуру – письменность, календарь, добились успехов в астрономии и математике, в архитектуре и изобразительном искусстве.

- Вывод по нашему путевому дневнику (нашей таблице) совпадает сегодня с выводом по нашему уроку?

ЛИЧНОСТНЫЙ МОМЕНТ ЧЕМ БЫ ВЫ ГОРДИЛИСЬ И ЗА ЧТО ВАМ БЫ БЫЛО СТЫДНО

- Подведение итогов работы на уроке – выставление оценок

- Мы с вами совершили сегодня удивительное путешествие в средневековый мир народов доколумбовой Америки, и сейчас мы с вами выясним, с каким настроением мы завершаем наше сегодняшнее путешествие. Итак, возьмем в руки квадратики того цвета, какое сейчас у вас настроение…Слайд № 87

Слайд №88 Домашнее задание: параграф 35, пересказ;

- На этом урок окончен! Всем спасибо! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Государства и народы доколумбовой Америки. Майя", 6 класс

Презентация предназначена для наглядного изучения истории народов доколумбовой Америки, знакомства с удивительным миром индейцев. История Средних веков, 6 класс, авторы учебника Е.В.Агибалова,...

Презентация "Государства и народы доколумбовой Америки. Ацтеки", 6 класс

Презентация поможет наиболее ярко представить жизнь ацтеков в период Средневековья....

Презентация "Государства и народы доколумбовой Америки. Инки", 6 класс

Знакомьтесь - ИНКИ, один из народов доколумбовой Америки. ...

Государства и народы Доколумбовой Америки

Урок по теме "Государства и народы Доколумбовой Америки" с использованием информационно-коммуникационных технологий...

Конспект урока истории в 6 классе "Государства и народы Африки и доколумбовой Америки".

Цель и задачи. Создать условия, при которых обучающиеся смогут: - описать хозяйственную, культурную и религиозную жизнь народов доколумбовой Америки, сравнить процесс организации государств коренны...

Веб-квест " Государства и народы Доколумбовой Америки"

Широкова Мария Александровна, учитель истории и обществознания.МБОУ СОШ № 28 городской округ МытищиПояснительная записка к итоговому проекту по теме « Государства и народы Доколумбовой Америки&r...