Урок Государства и народы Доколумбовой Америки
план-конспект урока по истории (6 класс)

Бурдина Ольга Владимировна

Урок по истории средних веков

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_gosudarstva_i_narody_dokolumbovoy_ameriki.doc114 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока истории в 6 классе  Бурдиной О.В.

Тема

Государства и народы Африки и доколумбовой Америки.

Цель

Познакомить с народами и государствами доколумбовой Америки; объяснить своеобразие цивилизации доколумбовой Америки.

УУД

  • Личностные УУД: понимают значение знаний для человека и принимают его.
  • Регулятивные УУД: определяют совместно с учителем цель и задачи урока и способы их достижения, осуществляют контроль учебной деятельности (самоконтроль и взаимный контроль), дают оценку по результатам деятельности (взаимное оценивание).
  • Коммуникативные УУД: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.
  • Познавательные УУД: общеучебные – осуществляют поиск и отбор  существенной информации (из материалов источника, по воспроизведению в памяти); логические -  строят логическую цепь рассуждений, в письменной форме анализируют объекты.

Планируемые результаты

Предметные:

- умение высказывать  суждения об историческом своеобразии доколумбовых цивилизаций Америки и о факторах, способствовавших появлению этого своеобразия;

- умение характеризовать общие черты цивилизации доколумбовой Америки;

- развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях жизни народов Америки.

Личностные: 

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- формирование осознанного, уважительного отношения к культурному и  историческому наследию народов Америки;

- формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

Метапредметные:

- владение основами самоконтроля, самооценки и взаимной оценки результатов учебной деятельности;

- умение  преобразовывать информацию в таблицу;

- развитие  навыка  активного чтения;

- умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Основные понятия

Новый Свет, Старый Свет, майя, ацтеки, инки, Верховный инка.

Межпредметные связи

География, литература.

Ресурсы:

Агибалова Е.В., Донской Г.М. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. М.: «Просвещение», 2014 г.

Интерактивная доска,  презентация «Государства и народы Африки и доколумбовой Америки».

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Форма урока

Урок-путешествие

Этапы урока

Деятельность
учителя

Деятельность
учеников

Планируемые результаты

УУД

Организационный момент

Создание психологической атмосферы.

Учитель мотивирует учащихся на работу.

Все расселись по местам, никому не тесно, 
По секрету скажу вам: "Будет интересно!” 

Слайд №1.

Ребята, а какое у вас сейчас настроение? Ребята выберите каждый сам для себя подходящий смайлик и попробуйте его изобразить. А я должна угадать по вашему лицу, какое сейчас у вас настроение.

Замечательно, у всех хорошее, радостное настроение.

Приветствуют  учителя, проверяют наличие необходимого учебного материала.

Коммуникативные УУД: строить эффективное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Регулятивные УУД: саморегуляция.

1.Актуализация знаний

Слайд №2. Итак, ребята сегодня с таким замечательным хорошим настроением мы совершим уникальное путешествие с целью знакомства с очень интересными народами, которые абсолютно нам не знакомы.

А вы знаете куда мы отправимся?

Ваша задача- отгадать это место.

Конечный  пункт прибытия   зашифрован на этом слайде.

Чайнворд.   Слайд №3

1.  Религия ислам появилась у такого народа…?  (Арабы).

2. Жилище монахов (Монастырь).

3. Противники учения католической церкви. (Еретики).

4. Стиль постройки зданий в средние века, отличавшийся массивными зданиями, высокими башнями и стенами. (Романский).

5. Выдаваемая от имени папы римского грамота об отпущении грехов. (Индульгенция).

6. Славянская азбука, созданная Кириллом и Мефодием в 9 веке (Кириллица).

7. Настоятель католического монастыря (Аббат).

Итак, куда мы совершим путешествие?

Мы отправимся в дальнее плавание  и не просто в Америку, а в доколумбовую Америку.

Ребята, а кто знает, что значит доколумбовая Америка?

Выясняет значение понятия «доколумбовая Америка».

А теперь помогите мне сформулировать тему урока. Слайд №4.

Какова наша цель? Что мы сегодня будем изучать?

Учащиеся отвечают на вопросы чайнворда и определяют зашифрованное слово - «Америка».

Америка до её открытия Христофором Колумбом.

Государства и народы доколумбовой Америки.

Мы узнаем, кто жил в доколумбовой Америке, их занятия, образ жизни, религиозные взгляды, культурные достижения.

Познавательные УУД: умение формулировать  основные понятия.

Коммуникативные УУД: слушать партнёра.

Регулятивные УУД: контроль и  оценивание ответов товарищей.

Личностные УУД: мотивация к изучению нового материала.

2. Постановка проблемы

Работа по карте:

1.Ребята, а как можно достичь  берегов Америки?  Слайд №5.

Слайд №6 Предположите, какой вид транспорта нам будет нужен?

(Корабль)

2.В какую сторону нам нужно отплыть?

Итак, ребята счастливого нам плавания! Ребята наше путешествие будет интересным и фантастическим!

3.Ребята, а как называется это огромное водное пространство, по которому мы плывем? Слайд №7.

Вдали показался берег. Куда же мы приплыли?  Слайд №8.

Ребята, посмотрите на карту, какие народы нас могут  встретить?

- майя

-ацтеки

-инки

Вот эти древние племена и проживали в доколумбовой Америке и пока никому были неизвестны.

Но все-таки кое-кто с ними был знаком около 1000г.

По словам- подсказкам догадайтесь о ком идет речь: норманны, Счастливый, путешествие.

Вспомните, о ком идет речь? (Лейф Счастливый, стр.44 учебника)

Ребята, раз мы впервые оказались на этой земле с целью изучения жизни этих народов, чтобы новая информация не забылась, не исчезла бесследно, я предлагаю оформить путевые заметки.    Слайд №9.

Путевой дневник по миру народов доколумбовой Америки

Название племени

Занимаемая территория

Занятия

Как было устроено управление государством.

Достижения культуры

1. Майя

 

 

 

 

2. Ацтеки

 

 

 

 

3. Инки

 

 

 

 

Учащиеся отвечают на вопросы.

(надо отправиться на запад)

Работа по карте.

Познавательные УУД: поиск и выделение информации,

умение строить речевые высказывания в устной форме.

Коммуникативные УУД: строить эффективное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Регулятивные УУД:

самоконтроль,

планирование деятельности и определение способов деятельности.

Личностные УУД:

готовность к расширению собственного кругозора.

3.Изучение нового материала

1. Древние цивилизации Америки.

- Достигнув берегов Америки, мы встретились с племенем майя. Слайд №10.

Увидев, что к ним прибыли дети, а не взрослые люди с оружием в руках, мирные жители встретили нас приветливо, расселили в своих жилищах.

Прожив несколько дней среди них, познакомившись с ними, мы многое узнали об их жизни, на многое обратили внимание.

Так как я очень любознательна, у жрецов мне удалось выпросить некоторые рукописи, в которых жрецы описывали жизнь своего народа. Слайд №11.

Я предлагаю вам познакомиться с фрагментом рукописи. И не забудьте заполнить путевые заметки.

Мы продолжаем путешествие и оказываемся в гостях у ацтеков. Слайд №12.

С опасением они относились к чужеземцам, но все-таки приняли нас. На празднествах в честь гостей вот что рассказал один ацтек: (выступает один ученик) Слайд №13.

Ацтеки нам поведали еще о другом народе- инках. Но, чтобы добраться до них, нам ацтеки дали своего проводника, который указал нам направление на юг.

Мы уже плывем по какому океану? Слайд №14.

Нас встретил сам Верховный инка, который много интересного рассказал о своем народе.

Рассказ ученика об инках.

Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Читают информацию и заполняют путевые заметки.

Сообщения учащихся с опережающим заданием

Познавательные УУД: поиск и выделение информации, активное чтение.

Коммуникативные УУД: вступать в дискуссии, строить эффективное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Регулятивные УУД: саморегуляция, комментированное оценивание.

Личностные УУД: нравственно - этическое оценивание.

Ну а теперь нас ждут родные, пора возвращаться домой. Слайд №15.

Физ-минутка.

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

(наклоны вперед и назад)

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова.

(вращение головой)

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.

Вы устали? Пора подкрепиться? Тогда дары индейцев придутся нам очень кстати. Индейцы в дорогу нам кое-что дали. Мы с вами эти продукты привезем домой. Слайд №16.

Учитель показывает продукты, которые везем домой.

- Ребята, посмотрите, сколько мы используем в своей речи слов, которые взяты из индейских языков, как в прочем, и продуктов.

Ученики предлагают свои ответы.

Коммуникативные УУД:  вступать в дискуссии, строить эффективное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

3. Рефлексия и коррекция знаний

4. Итог урока

Наше путешествие завершилось. Я думаю, оно было очень интересным.

А теперь обменяйтесь своими путевыми заметками. Проверьте,  правильно ли вы заполнили их и оцените друг друга.

Таблица.

- Покажите результаты взаимопроверки: зелёный  - правильный ответ, синий – неполный ответ, красный – ошибочный ответ.

 Можно я тоже проверю у некоторых учеников их путевые заметки (выборочно).

Предлагает ученикам ответить, какие задания  вызывали интерес, какие  вызвали трудности и почему.

Самостоятельно заполняют таблицу по изученному материалу.

Взаимный контроль осуществляют в парах: проверка и выставление оценок.

Сообщают своё мнение о заданиях, о возникших проблемах на уроке.

Познавательные УУД: поиск и выделение информации, умение строить речевые высказывания в письменной форме, смысловое чтение, отделение главного и второстепенного.

Регулятивные УУД: контроль, оценка.

Логические УУД: установление причинно-следственных связей.

- Подошло к концу наше путешествие в удивительный и загадочный мир доколумбовой Америки.

Вывод: Народы средневековой Америки создали необычные порядки и оригинальную культуру, не похожую ни на одну из культур народов Европы и Азии.

Слайд №18

Урок полезен, все понятно.

Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

Еще придется потрудиться.

Да, трудно все-таки учиться.

Всё, что вы узнали, вам сейчас пригодиться в процессе закрепления.

Отметьте черты, присущие цивилизациям доколумбовой Америки /поднимаем красную карточку, если эта черта была присуща цивилизациям доколумбовой Америки. Поднимаем  желтую карточку, если это было не свойственно цивилизациям доколумбовой Америки. / 

1.        Умение людей выплавлять железо /нет/.

2.        Изготовление орудий труда из камня и бронзы. /да/.

3.        Отсутствие тягловых животных /да/.

4.        Наличие знати /да/.

5.        Развитие астрономических и математических знаний /да/.

6.        Вера во множество богов /да/.

7.        Умение изготавливать повозки и колесницы /нет/.

8.        Широкое использование тягловых животных /нет/.

9.        Сооружение многочисленных храмов и дворцов /да/.

10.   Европейцы называли коренное население Америки «индейцами», потому что считали, что они попали в Индию. /да/.

Ответьте «Да» или «Нет»

 

Познавательные УУД:  умение строить речевые высказывания в устной форме.

Коммуникативные УУД: слушать партнёра, вступать в дискуссии.

Регулятивные УУД: контроль, оценка.

5.Домашнее задание

-прочитать п.32, нарисовать рисунки Слайд №18

-рассказ, описание одного народа;

-развёрнутый ответ «В чём сходства и различия в развитии народов доколумбовой Америки»;

- написать сочинение о путешествии к индейцам доколумбовой Америки.

Учащиеся записывают д/з в дневники, слушают рекомендации учителя по выполнению д/з.

Личностные УУД: смыслообразование.

Коммуникативные УУД: слушать партнёра.


Регулятивные УУД: саморегуляция.

Майя

           В Центральной Америке, на полуострове Юкатан в VII-VIII веках было царство Великого Змея. На возвышенностях Центральной Америки развивалось земледелие.  Земля принадлежала общинам: каждой семье община выделяла участок, расчищенный от леса. Разводить скот жители большей части материка не умели. Разводили только птиц-  индеек и уток. Орудия труда изготавливали из дерева, камня и бронзы. Железо выплавлять не умели.

         У народа майя существовали города-государства. Во главе каждого города стоял правитель, называемый «великим человеком». Власть его передавалась по наследству старшему сыну, со всех жителей он собирал дань и налоги.

          У майя сохранились величественные памятники архитектуры. Например, был даже стадион, где  происходили игры в мяч. Его надо было забросить в каменное кольцо локтями, коленями или бёдрами. Игра посвящалась многочисленным богам, и за её исходом следили жрецы. У них была своя трибуна.

             У них были высокие  здания -  обсерватории, где  учёные-жрецы наблюдали звёздное небо, движение планет, солнца и лунные затмения.

             Свои постройки майя возводили в виде усечённых пирамид с толстыми стенами. Сверху донизу стены покрыты барельефами с изображениями чудовищных зверей или человеческих существ. Но что обозначают эти изображения неизвестно. Мы только знаем, что эти изображения связаны с какой-то исторической датой. Внутри храмы расписывались фресками. Сюжеты фресок не разгаданы.

              Майя изобрели иероглифическое письмо, дополнявшееся картинками. Иероглифами покрыты стены храмов, стелы, памятники, воздвигавшиеся в честь побед и праздников. Что означают эти загадочные письмена, уже ни один десяток лет волнует воображение исследователей. Основой счета у майя был не десяток, как у нас, а двадцатка. Впервые в мире они ввели понятие нуля (но мир тогда еще не знал об этом).

Ацтеки

            Мой народ проживал на территории современной Мексики. По воле своего Бога мы пришли сюда с северо-запада. Он приказал нам искать место, где на скале растёт кактус, на котором сидит орёл со змеёй в клюве. После долгих скитаний мы наконец  нашли такое место около озера и построили город ТЕНОЧТИТЛАН.  А кактус, орёл и змея стали символами нашего племени ацтеков.    Я и мои предки, а также соплеменники  занимались земледелием. У нас был мягкий климат и плодородная земля. Но земли всем не хватало. Поэтому мы придумали вот что: из веток делали плоты, сверху со дна озера укладывали водоросли, плодородный ил и у нас получались «плавучие поля». Такие поля давали несколько урожаев в год.

Во главе государства нашего стоял правитель, который передавал власть по наследству. Главной обязанностью каждого ацтека была служба в армии.  На войне пленников брали для жертвоприношений или превращали в рабов.

             У нас в городе были и школы.  Дети учили гимны богам, поэмы. Лучших поэтов всегда награждали премиями.

               У нас много есть мастеров-ювелиров, которые обрабатывали золото и делали красивые украшения. А еще ремесленники изготавливали красивые ткани, делали вышивки.

               

Инки

                          В суровых Андах на западе южной Америки раскинулась моя страна инков Перу. Из маленького царства в результате завоевания всех соседних племен в XIII в. образовалось государство, раскинувшееся на тысячи километров.  Столицей нашего государства  стал город Куско.  Я - правитель – Верховный Инка, Сын Солнца, мне все  поклоняются как живому богу. Мои кровные родственники занимают  высокие должности, а чиновниками становились знатные люди завоеванных народов.

       Мое государство  подчинено интересам войны. Армия инков побеждала своей численностью: на одного врага приходилось до 20 инкских воинов.

        Население проживало общинами, состоявшими из семей землевладельцев. Каждый общинник получал надел, а женщина – половину надела. Общинник на всю жизнь был привязан к земле. На крутых склонах инки высекали площадки для посева и насыпали на них плодородную землю. Урожай делили на три части:  мне - верховному Инке, жрецам и себе.

        Мой народ  создал  свою неповторимую культуру. Только  у нас  можно найти особое узелковое письмо – кипу. Построенные великолепные дороги связывали столицу со всеми частями империи и служили для передачи информации (первая почта).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Государства и народы доколумбовой Америки. Майя", 6 класс

Презентация предназначена для наглядного изучения истории народов доколумбовой Америки, знакомства с удивительным миром индейцев. История Средних веков, 6 класс, авторы учебника Е.В.Агибалова,...

Презентация "Государства и народы доколумбовой Америки. Ацтеки", 6 класс

Презентация поможет наиболее ярко представить жизнь ацтеков в период Средневековья....

Презентация "Государства и народы доколумбовой Америки. Инки", 6 класс

Знакомьтесь - ИНКИ, один из народов доколумбовой Америки. ...

Государства и народы доколумбовой Америки

Государства и народы доколумбовой АмерикиУрок истории в 6 классе...

Государства и народы Доколумбовой Америки

Урок по теме "Государства и народы Доколумбовой Америки" с использованием информационно-коммуникационных технологий...

Конспект урока истории в 6 классе "Государства и народы Африки и доколумбовой Америки".

Цель и задачи. Создать условия, при которых обучающиеся смогут: - описать хозяйственную, культурную и религиозную жизнь народов доколумбовой Америки, сравнить процесс организации государств коренны...

Веб-квест " Государства и народы Доколумбовой Америки"

Широкова Мария Александровна, учитель истории и обществознания.МБОУ СОШ № 28 городской округ МытищиПояснительная записка к итоговому проекту по теме « Государства и народы Доколумбовой Америки&r...