Государства и народы Доколумбовой Америки
методическая разработка по истории (6 класс) на тему

Винокурова Евгения Владимировна

Урок по теме "Государства и народы Доколумбовой Америки" с использованием информационно-коммуникационных технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gosudarstva_i_narody_dokolumbovoy_ameriki.rar2.34 МБ

Предварительный просмотр:

История Средних веков 6 класс                                                    учитель Винокурова  Е. В.

Тема урока: Народы и государства доколумбовой Америки

Цель: Знакомство с народами и государствами доколумбовой Америки

Задачи:

Образовательные:

  1. Познакомить учащихся с основными занятиями народов Америки;
  2. Проследить процесс организации государств коренных народов до открытия Америки европейцами.

Развивающие:

  1. Развивать у учащихся познавательный интерес к истории, логическое и аналитическое мышление;
  2. Продолжить работу по формированию исторических понятий и терминов;
  3. Формировать умение прослеживать причинно-следственные связи, умение работать с картой.

Воспитательная:

  1. Развивать эстетические взгляды учащихся, уважение к культурному наследию.

Тип урока:  урок изучения нового материала.

Методы проведения урока:  словесный, иллюстративно-демонстрационный.

Оборудование урока:

  1. Е. В. Агибалова, Г. М. Донской История средних веков М.: Просвещение, 2009 § 33;
  2. Компьютер, проектор, мультимедийная презентация.
  3. Учебное электронное пособие «Всеобщая история» 6 класс «КОРДИС &МЕДИА», 2004

Основные понятия и термины:

майя, ацтеки, инки

План и этапы урока:

I. Организационный момент;

II. Изучение нового материала

1.Первые американцы.

2.Майя.

3.Ацтеки.

4.Инки.

III. Закрепление изученного материала;

IV. Домашнее задание

Ход урока

I. Организационный момент Приветствие, сообщение темы и цели урока

Сегодня на уроке мы совершим путешествие в Центральную и Южную Америку. Мы познакомимся с первыми поселенцами, узнаем о цивилизациях индейских племен майя, ацтеков и инков.

II. Изучение нового материала

1. Занятия жителей Америки.

Просмотр учебного электронного пособия Всеобщая история. 5 – 6 класс. М.: ООО «Кордис &Медиа», 2004

  1. В каком веке европейцы впервые попали в Америку? (В XV веке)
  2. Почему местных жителей они назвали «индейцами»? (Потому что европейцы считали, что они попали в Индию)
  3. Когда и как индейцы пришли на американский континент? (30 – 15 тысяч лет назад они пришли из Азии по перешейку в районе Берингова пролива)
  4. Каковы были занятия жителей Америки? (Земледелие, охота, ремесло)

        Постепенно индейские племена переходили к оседлой жизни, начали строить города, придумали письменность и создали свою высокую культуру.

        

        Рассмотрим карту, показывающую расселение народов доколумбовой Америки. Майя проживали на полуострове Юкатан, ацтеки заселили территорию Мексиканского плоскогорья, а инки основались на западе Южной Америки в центральных Андах.

2.  Познакомимся поближе с индейцами майя. Майя обитали на обширной территории с разнообразным климатом, растительным и животным миром: горы и равнины, влажные тропические леса, засушливые территории, земли, пересеченные реками, богатые озерами и водопадами.

        Единого государства  не существовало. Зато было много городов-государств: Тикаль, Копан, Паленке, Чичен-Ица и другие.

Как же жили племена майя?

Работа с историческими источниками

Испанский епископ Диего де Ланда « Сообщение о делах в Юкатане»

….майя сеяли кукурузу, а также винные деревья, хлопок, перец; мулов и быков у них заменяли люди.

Обычно в центре поселения находились храмы с красивыми площадями, вокруг храмов были расположены дома синьоров (т.е. знатных) и жрецов, затем людей наиболее богатых и почитаемых, на окраинах – людей низших. Простые люди строили за свой счет дома сеньоров, делали для них посевы и «собирали урожай, количество которого было достаточно ему (сеньору) и его дому». Сеньоры управляли делами своих общин; знатные были очень влиятельны и уважаемы. Если сеньоры выходили из селения и даже из своих домов, они вели с собой большую свиту.

  1. Назовите основное занятие племен майя?
  2. На какие слои разделялось население поселков майя?
  3. Опишите города майя?

В культуре майя религия играла важнейшую роль. Они поклонялись богам – полулюдям, полуживотным, принося им в жертву не только животных, но и людей.

Среди развлечений хотелось бы отметить игру в мяч, которая демонстрировала ловкость игроков, т.к. мяч из цельного каучука надо было отбивать бедром и передавать с одного края поля на другой для набора очков, стараясь, кроме того, попасть в одно из укрепленных на боковых стенах каменных колец. Попадание в кольцо, ввиду чрезвычайной трудности, давало команде моментальную победу.

К достижениям культуры майя можно отнести  письменность -  иероглифы, познания в математике (пользовались нулем), познания в астрономии (создан очень точный календарь).

ФИЗМИНУТКА

3. Государство ацтеков

А теперь познакомимся с ацтеками. Двигаясь с севера на юг, ацтеки в XI веке заселяют территорию нынешней Мексики.

Каковы же были главные занятия племен ацтеков?

Стихотворение ацтекского поэта

Народ Кецалькоатля, ацтеки,

был многоопытным среди народов.

Все им давалось легко и просто:

камень бесценный они гранили,

золото плавили и отливали,

дивные делали украшенья

Были ацтеки очень богаты,

было еды у ацтеков вдоволь:

тыквы - так говорит преданье-

толстыми и большими были,

как жернова, початки маиса…

  1. Какими ремеслами владели ацтеки?
  2. Какие культуры выращивали?

Столицей империи ацтеков стал город Теночтитлан, построенный посреди большого озера Тескоко.  Плодородной земли у горожан сначала не хватало, и они создавали «плавучие поля», на которых выращивали несколько урожаев в год.

В его центре стоял храм Кецалькоатля. Но самым большим храмом был храм бога войны Уицилопочитли,  где приносились многочисленные человеческие жертвы.

Во главе государства стоял правитель – «владыка всех людей». Знатные люди занимали высокие должности, получали за службу жалованье и брали подати с населения. Во время войны создавалась армия численностью до 150 тысяч человек. Захваченных на войне пленников приносили в жертву богам или делали рабами.

 В столице существовали школы для рядовых ацтеков и для знати. В обычных школах учили земледелию, ремеслам венному делу. Детей же знати учили истории, чтению, счету, ораторскому искусству. В Теночтитлане ежегодно устраивались состязания певцов-поэтов.

4. Империя инков

В суровых Андах на западе южной Америки раскинулась страна инков Перу. Из маленького царства в результате завоевания соседних племен в XIII в. образовалось государство, раскинувшееся на тысячи километров.  Столицей инков стал город Куско.  Правитель – Верховный Инка, Сын Солнца, которому поклонялись как живому богу. Кровные родственники Инки занимали высокие должности, а чиновниками становились знатные люди завоеванных народов. Самыми бесправными были рядовые общинники.

        Государство инков было подчинено интересам войны. Армия инков побеждала своей численностью: на одного врага приходилось до 20 инкских воинов.

        Население проживало общинами, состоявшими из семей землевладельцев. Каждый общинник получал надел, а женщина – половину надела. Общинник на всю жизнь был привязан к земле. На крутых склонах инки высекали площадки для посева и насыпали на них плодородную землю. Урожай делили на три части: верховному Инке, жрецам и себе.

        Инки создали свою неповторимую культуру. Только здесь можно было найти особое узелковое письмо – кипу. Построенные великолепные дороги связывали столицу со всеми частями империи и служили для передачи информации (первая почта).

Но самой большой загадкой инков остается город Мачу-Пикчу

Просмотр видеофильма «Мачу-Пикчу»

Вопрос учащимся

  1. С какой целью был создан этот город?

III. Закрепление (самопроверка)

Ответьте «Да» или «Нет»

Вариант № 1

  1. Европейцы называли коренное население Америки «индейцами», потому что считали, что они попали в Индию.
  2. Народ майя населял территорию современной Мексики.
  3. Столица империи ацтеков располагалась на озере.
  4. Государство инков располагалось в горах Андах.
  5. Любимым развлечением инков была игра в мяч.

Вариант № 2

  1. Европейцы впервые попали  в Америку в 15 веке.
  2. У народа майя появился особый вид письменности – узелковое письмо.
  3. У ацтеков не появилось единого государства.
  4. Столицей царства инков был город Мачу-Пикчу.
  5. Дороги связывали столицу государства со всеми частями империи инков.

IV. Домашнее задание

§ 33,

Составить письменно в тетради план п. 4

Для желающих: кроссворд «Восток и Америка в Средние века».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Государства и народы доколумбовой Америки. Майя", 6 класс

Презентация предназначена для наглядного изучения истории народов доколумбовой Америки, знакомства с удивительным миром индейцев. История Средних веков, 6 класс, авторы учебника Е.В.Агибалова,...

Презентация "Государства и народы доколумбовой Америки. Ацтеки", 6 класс

Презентация поможет наиболее ярко представить жизнь ацтеков в период Средневековья....

Презентация "Государства и народы доколумбовой Америки. Инки", 6 класс

Знакомьтесь - ИНКИ, один из народов доколумбовой Америки. ...

Государства и народы доколумбовой Америки

Государства и народы доколумбовой АмерикиУрок истории в 6 классе...

Конспект урока истории в 6 классе "Государства и народы Африки и доколумбовой Америки".

Цель и задачи. Создать условия, при которых обучающиеся смогут: - описать хозяйственную, культурную и религиозную жизнь народов доколумбовой Америки, сравнить процесс организации государств коренны...

Веб-квест " Государства и народы Доколумбовой Америки"

Широкова Мария Александровна, учитель истории и обществознания.МБОУ СОШ № 28 городской округ МытищиПояснительная записка к итоговому проекту по теме « Государства и народы Доколумбовой Америки&r...