Урок истории в 11 классе Тема: Февральская революция – воплощение вековой мечты о воле или национальная катастрофа?
методическая разработка по истории (11 класс) по теме
Урок изучения нового материала по теме "Февральская революция" построен с использованием технологии проблемного обучения и технологии развития критического мышления. Учащиеся сами ставят цель урока. С целью экономии времени и для организации познавательной деятельности учащихся используются технологические карты (см. приложение). Они помогают экономить время, выделять главное. Использование технологической карты позволяет лучше усвоить материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_istorii_v_11_klasse.docx | 23.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок истории в 11 классе
Тема: Февральская революция – воплощение вековой мечты о воле или национальная катастрофа?
Цель:
- помочь учащимся выделить причины Февральской революции, выяснить сущность двоевластия, подвести итоги революции;
- развитие критического мышления и познавательного интереса учащихся, формирование умения выделять главное, давать оценку историческим событиям;
- воспитание уважительного отношения к истории своей страны.
Оборудование: телевизор, видеомагнитофон, портрет Николая II, магниты, таблички, технологические карты, документы, к/ф «От Февраля к Октябрю», к/ф о семье Романовых, таблицы на доске
Используемые технологии: проблемного обучения, технология развития критического мышления
- Организационный момент
- Назовите тему урока. Постановка цели через прием «ЗХУ» (технология развития критического мышления), заполнение 1, 2 колонок таблицы
Знаем | Хотим узнать | Узнали |
дату – февраль 1917 г. произошла в г. Петрограде | Каковы причины? Что послужило поводом? Что такое двоевластие? Каковы итоги революции? |
- Изучение нового материала.
По технологической карте изучите хронологию событий.
- Как менялись лозунги восставших?
Просмотр к/ф:
- Какое событие послужило поводом к началу революции?
- Кто принимал участие в революции?
- Каковы же причины революции? Назовите самые больные вопросы России.
(на доске: аграрный, рабочий, национальный вопросы, недовольство политикой Николая II- война)
- Сравните причины первой российской революции и февральской? Что общего? В чем отличие?
- Как вы считаете можно ли было предотвратить Февральскую революцию? Каким образом?
Царь издает указ о роспуске Госдумы.
Работа с документами
1 группа изучает отрывки из дневника Николая II
- Как вы думаете, понимает ли Николай II серьезность происходящих событий?
- Какое событие описывает Николай II 2 марта 1917 г? Кто такие Гучков и Шульгин?
- Найдите слова, которые на ваш взгляд, наиболее полно передают чувства и настроение царя?
- Кому передал престол Николай II? Почему не сыну, а брату?
- Что же изменилось в политической жизни России после Февральской революции?
(Россия фактически стала республикой)
2 группа работает с очерком И.А. Анфертьева «В лихолетье»
К/ф о царской семье (без звука)
- Хроника кадров позволяет увидеть счастливую семью Романовых. У Николая II было 4 дочери (ОТМА) и сын Алексей. Жена Александра Федоровна (Алекс), немка по происхождению, вызывала недоверие и раздражение в народе. Приблизив ко дворцу одиозную личность Григория Распутина, вызвала еще большее недоверие и возмущение со стороны людей.
- Какова судьба царской семьи?
- Как вы оцениваете данные события?
- Что вам известно об останках царской семьи?
2 учащихся работают со словарем (дать определение более кратко)
аннексия (лат. присоединение) – насильственный захват государством территории, принадлежащей другому государству.
контрибуция – денежные платежи, налагаемые побежденным государством в пользу государства-победителя.
революция (лат. поворот, переворот) – коренной переворот в социально-экономической структуре общества.
3 группа работает с текстом учебника о двоевластии
-Что такое двоевластие? Почему оно возникло?
- Какие функции выполнял Петроградский Совет? Из кого состоял? Кто возглавлял? Является ли законным этот орган власти?
- Из кого состояло Временное правительство? Кто его возглавил? Из кого состояло?
- В чем суть «Приказа №1»?
- Почему Временное правительство против?
Заполнение таблицы в технологической карте.
Разногласия по вопросам | Петроградский Совет возглавил Н.С. Чхеидзе | Временное правительство возглавил князь Г.Е. Львов |
1) о демократизации в армии | «Приказ № 1» - солдаты получили политические права. Введена выборность командиров. Созданы солдатские комитеты. | Против, т.к. снижается боеспособность армии |
2) о войне | Об отказе от захватнических целей, за мир без аннексий и контрибуций | За войну до победного конца |
3) о 8 часовом рабочем дне | Соглашение с петроградскими фабрикантами о 8-час. раб. дне | Против |
4) аграрный и национальный вопросы | отложить до созыва УС | отложить до созыва УС |
- Могла ли быть устойчивой такая система?
-Князь Львов охарактеризовал это так: «Сила без власти» и «Власть без силы». Что он имел в виду?
- Какой выход из системы двоевластия? (реформы или новая революция)
- Почему некоторые историки считают, что в стране сложилось многовластие? Безвластие?
- Смогла ли Февральская революция решить проблемы России?
4 группа работает с текстом из экспериментального учебника
-Какие новые черты появились в жизни российского общества после Февральской революции?
- Как развивались события дальше вы узнаете на следующем уроке.
Рефлексия
- Заполните самостоятельно 3 колонку таблицы
Беседа по вопросам 3 колонки.
Составление синквейна
(Заслушать варианты). Беседа по проблемному вопросу. Итог урока. Д\З
Приложение
Технологическая карта по истории (для каждого учащегося)
Тема урока: Февральская революция – воплощение вековой мечты о воле или национальная катастрофа?
Знаем | Хотим узнать | Узнали |
Хронология событий:
23 февраля – начало революции. На улицы столицы вышли женщины с экономическими требованиями - «Хлеба!». Забастовки в голодном Петрограде.
25 февраля – забастовка стала всеобщей. Экономические требования дополняются политическими- «Долой самодержавие!», «Долой войну!». Создание Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов.
25 февраля – кровавые столкновения с полицией. Указ о роспуске Госдумы.
27-28 февраля – переход Петроградского гарнизона (200 тыс.) на сторону рабочих. Прогрессивный блок создает Временный комитет Госдумы.
Какова главная особенность революции? ________________________________________
Разногласия по вопросам | Петроградский совет возглавил ____________ | Временное правительство возглавил ______________ |
| «Приказ № 1»: | |
| ||
| ||
|
Глава Временного правительства князь Львов: «Сила без власти» и «власть без силы». Что означает эта фраза?
Многовластие? Безвластие? (к весне 1917 г. В России– 150 правительств!)
Кризисы временного правительства в 1917 году
Кризисы | Повод | Последствия |
I Апрельский | Нота Милюкова о том, что Россия готова вести войну до победного конца | |
II Июньский | Провал наступления на Юго-Западном фронте | |
III Июльский | «Украинский вопрос» |
Словарь:
Аннексия (лат. присоединение) – насильственный захват государством территории, принадлежащей другому государству.
Контрибуция – денежные платежи, налагаемые на побежденные государства в пользу государства-победителя.
Революция (лат. поворот, переворот) – коренной переворот в социально-экономической структуре общества
Двоевластие ________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Я думаю:
Назовите тему одним словом (сущ.) | |
Опишите тему в 2-х словах (прилаг.) | |
Опишите действия в рамках этой темы (3 слова) | |
Фраза из 4-х слов, показывающая ваше отношение к теме | |
Синоним из одного слова, который повторяет суть темы |
Д/з: ответить письменно на проблемный вопрос урока
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация урока истории. 11 класс.Тема: "Первая русская революция".
Зрительный ряд урока истории в 11 классе. Тема: "Первая русская революция"....
Урок истории 6 класс. Тема урока. Взаимоотношения Церкви и государства в конце XV - начале XVI века
Урок освящае события истории Росии конца 15 - начала 16 вв. В XII веке, в период феодальной раздробленности, Русская Церковь оставалась единственной носительницей идеи единства ру...
Конспект урока истории 6 класс. Тема урока: «Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность»
Класс: 6а, 6бДата: 10.09.15Тема урока: «Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность»Цель: дать представление о формировании, функциях и распаде раннефеодального государст...
Конспект урока истории. 6 класс. Тема урока: «Феодальная раздробленность Западной Европы в 9 - 11 веках»
Класс: 6а, 6бДата: 11.09.15Тема урока: «Феодальная раздробленность Западной Европы в 9 - 11 веках»Цель: дать представление о феодальной раздробленности Западной Европы 8-11 веков.Задачи: 1....
История 8 класс Тема: Индустриальная революция: достижения и проблемы. (урок 1)
Дата: 08.09Класс: 8Тема: Индустриальная революция: достижения и проблемы. (урок 1)Цели:1. Познакомить учащихся с важнейшими техническими изобретениями и научными открытия...
Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:Греко-персидские войны
Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:Греко-персидские войны...
Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:" Единое государство Китая"
Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:" Единое государство Китая"...