Урок истории в 11 классе Тема: Февральская революция – воплощение вековой мечты о воле или национальная катастрофа?
методическая разработка по истории (11 класс) по теме

Ложкина Любовь Алексеевна

Урок изучения нового материала по теме "Февральская революция" построен с использованием технологии проблемного обучения и технологии развития критического мышления. Учащиеся сами ставят цель урока. С целью экономии времени и для организации познавательной деятельности учащихся используются технологические карты  (см. приложение). Они помогают экономить время, выделять главное. Использование технологической карты позволяет лучше усвоить материал. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_istorii_v_11_klasse.docx23.96 КБ

Предварительный просмотр:

Урок истории в 11 классе

Тема: Февральская революция – воплощение вековой мечты о воле или национальная  катастрофа?

Цель:

  1. помочь учащимся выделить причины Февральской революции, выяснить сущность двоевластия, подвести итоги революции;
  2. развитие критического мышления и познавательного интереса учащихся, формирование умения выделять главное, давать оценку историческим событиям;
  3. воспитание уважительного отношения к истории своей страны.

Оборудование: телевизор, видеомагнитофон, портрет Николая II, магниты, таблички, технологические карты, документы, к/ф «От Февраля к Октябрю», к/ф о семье Романовых,  таблицы на доске

Используемые технологии: проблемного обучения, технология развития критического мышления

  1. Организационный момент
  2. Назовите тему урока. Постановка цели через прием «ЗХУ» (технология развития критического мышления), заполнение  1, 2 колонок таблицы

Знаем

Хотим узнать

Узнали

дату  –  февраль 1917 г.

произошла в г. Петрограде

Каковы причины?

Что послужило поводом?

Что такое двоевластие?

Каковы итоги революции?

  1. Изучение нового материала.

По технологической карте изучите хронологию событий.

- Как менялись лозунги восставших?

Просмотр к/ф:

       - Какое событие послужило поводом к началу революции?

 - Кто принимал участие в революции?

 - Каковы же причины революции? Назовите самые больные вопросы  России.

(на доске: аграрный, рабочий, национальный вопросы, недовольство политикой Николая II- война)

- Сравните причины первой российской революции и февральской? Что общего? В чем отличие?

- Как вы считаете можно ли было предотвратить Февральскую революцию? Каким образом?

Царь издает указ о роспуске Госдумы.

Работа с документами

1 группа изучает отрывки из дневника Николая II

- Как вы думаете, понимает ли Николай II серьезность происходящих событий?

- Какое событие описывает Николай II 2 марта 1917 г? Кто такие Гучков и Шульгин?

- Найдите  слова, которые на ваш взгляд, наиболее полно передают чувства и настроение царя?

- Кому передал престол Николай II? Почему не сыну, а брату?

- Что же изменилось в политической жизни России после  Февральской революции?

(Россия фактически стала республикой)

2 группа работает с очерком И.А. Анфертьева «В лихолетье»

К/ф о царской семье (без звука)

- Хроника кадров позволяет увидеть счастливую семью Романовых. У Николая II было 4 дочери (ОТМА) и сын Алексей. Жена Александра Федоровна (Алекс), немка по происхождению, вызывала недоверие и раздражение в народе.  Приблизив ко дворцу одиозную личность Григория Распутина,  вызвала еще большее недоверие и возмущение со стороны людей.

- Какова судьба царской семьи?

- Как вы оцениваете данные события?

- Что вам известно об останках царской семьи?

2 учащихся работают со словарем (дать определение более кратко)

аннексия  (лат. присоединение) – насильственный захват государством территории, принадлежащей другому государству.

контрибуция – денежные платежи, налагаемые побежденным государством в пользу государства-победителя.

революция (лат. поворот, переворот) – коренной переворот в социально-экономической структуре общества.

3 группа работает с текстом учебника о двоевластии

-Что такое двоевластие? Почему оно возникло?

- Какие функции выполнял Петроградский Совет? Из кого состоял? Кто возглавлял? Является ли законным этот орган власти?

- Из кого состояло Временное правительство? Кто его возглавил? Из кого состояло?

- В чем суть «Приказа №1»?

- Почему Временное правительство против?

Заполнение таблицы в технологической карте.

Разногласия по вопросам

Петроградский Совет

возглавил  Н.С. Чхеидзе

Временное правительство

возглавил  князь

Г.Е. Львов

1) о демократизации в армии

«Приказ № 1» - солдаты получили политические права. Введена выборность командиров. Созданы солдатские комитеты.

Против, т.к. снижается боеспособность армии

2) о войне

Об отказе от захватнических целей, за мир без аннексий и контрибуций

За войну до победного конца

3) о 8 часовом рабочем дне

Соглашение с петроградскими фабрикантами о 8-час. раб. дне

Против

4) аграрный и национальный вопросы

отложить до созыва УС

отложить до созыва УС

- Могла ли быть устойчивой такая система?

-Князь Львов охарактеризовал это так: «Сила без власти» и «Власть без силы». Что он имел в виду?

- Какой выход из системы двоевластия? (реформы или новая революция)

- Почему некоторые историки считают, что в стране сложилось многовластие? Безвластие?

- Смогла ли Февральская революция решить проблемы России?

4 группа работает с текстом из экспериментального учебника

-Какие новые черты появились в жизни российского общества после Февральской революции?

- Как развивались  события дальше вы узнаете на следующем уроке.

Рефлексия

- Заполните самостоятельно 3 колонку таблицы

Беседа по вопросам 3 колонки.

Составление синквейна

(Заслушать варианты). Беседа по проблемному вопросу. Итог урока. Д\З

Приложение

Технологическая карта по истории (для каждого учащегося)

Тема урока: Февральская революция – воплощение вековой мечты о воле или национальная катастрофа?

Знаем

Хотим узнать

Узнали

Хронология событий:

23 февраля – начало революции. На улицы столицы вышли женщины с экономическими требованиями - «Хлеба!». Забастовки в голодном Петрограде.

25 февраля – забастовка стала всеобщей. Экономические требования дополняются политическими- «Долой самодержавие!», «Долой войну!». Создание Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов.

25 февраля – кровавые столкновения с полицией. Указ о роспуске Госдумы.

27-28 февраля – переход Петроградского гарнизона (200 тыс.) на сторону рабочих. Прогрессивный блок создает Временный комитет Госдумы.

Какова главная особенность революции? ________________________________________

Разногласия по вопросам

Петроградский совет возглавил ____________

Временное правительство возглавил ______________

  1. О демократизации в армии

«Приказ № 1»:

  1. О войне

  1. о 8-часовом рабочем дне

  1. аграрный и национальный вопросы

Глава Временного правительства князь Львов: «Сила без власти» и «власть без силы». Что означает эта фраза?

Многовластие?  Безвластие? (к весне 1917 г.  В России– 150 правительств!)

Кризисы временного правительства в 1917 году

Кризисы

Повод

Последствия

I Апрельский

Нота Милюкова о том, что Россия готова вести войну до победного конца

II Июньский

Провал наступления на Юго-Западном фронте

III Июльский

«Украинский вопрос»

Словарь:

Аннексия  (лат. присоединение) – насильственный захват государством территории, принадлежащей другому государству.

Контрибуция – денежные платежи, налагаемые на побежденные государства в пользу государства-победителя.

Революция (лат. поворот, переворот) – коренной переворот в социально-экономической структуре общества

Двоевластие ________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Я думаю:

Назовите тему одним словом (сущ.)

Опишите тему в 2-х словах (прилаг.)

Опишите действия в рамках этой темы (3 слова)

Фраза из 4-х слов, показывающая ваше отношение к теме

Синоним из одного слова, который повторяет суть темы

Д/з: ответить письменно на проблемный вопрос урока


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока истории. 11 класс.Тема: "Первая русская революция".

Зрительный ряд урока истории в 11 классе. Тема: "Первая русская революция"....

Урок истории 6 класс. Тема урока. Взаимоотношения Церкви и государства в конце XV - начале XVI века

Урок освящае события истории Росии конца 15 - начала 16 вв. В XII веке, в период феодальной раздробленности, Русская Церковь оставалась единственной носительницей идеи единства ру...

Конспект урока истории 6 класс. Тема урока: «Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность»

Класс: 6а, 6бДата: 10.09.15Тема урока: «Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность»Цель: дать представление о формировании, функциях и распаде раннефеодального государст...

Конспект урока истории. 6 класс. Тема урока: «Феодальная раздробленность Западной Европы в 9 - 11 веках»

Класс: 6а, 6бДата: 11.09.15Тема урока: «Феодальная раздробленность Западной Европы в 9 - 11 веках»Цель: дать представление о феодальной раздробленности Западной Европы 8-11 веков.Задачи: 1....

История 8 класс Тема: Индустриальная революция: достижения и проблемы. (урок 1)

Дата: 08.09Класс: 8Тема: Индустриальная революция: достижения и проблемы. (урок 1)Цели:1.      Познакомить учащихся с важнейшими техническими изобретениями и научными открытия...

Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:Греко-персидские войны

Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:Греко-персидские войны...

Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:" Единое государство Китая"

Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:" Единое государство Китая"...