Рабочая программа по истории 10 класс
рабочая программа по истории (10 класс) на тему

Остапец Елена Анатольевна

Рабочая программа +пояснительная записка по истории 10 класс. Автор учебника А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                     Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение        

                                Александровская средняя общеобразовательная школа Азовского района

СОГЛАСОВАНО                                                СОГЛАСОВАНО                                        УТВЕРЖДАЮ

Руководитель МО                                    Зам.директора по УВР                                Директор школы

____Остапец Е.А.                                            _____Кондратьева Т.С.                                _____Дегтярева С.В.

Протокол №1 от                                           30 августа 2011 г.                                           31 августа 2011 г.

29 августа 2011 г.                                                                                                           Приказ №93

                                                                           Рабочая программа учебного предмета

                                                                     история, 10 класс

                                                Разработана учителем Остапец Е.А., II категория.

                                                Рассмотрена на заседании педагогического совета

                                                        протокол №1 от 30 августа 2011г.

                                

                                                              2011-2012 учебный год

                                                                             Пояснительная записка.

Программа рассчитана на 70 годовых часов на изучение курсов отечественной и всемирной истории в 10 классе. Рабочая программа составлена на основе авторской программы А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной. Структура программы соответствует структуре учебника А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной и М.Ю. Брандта (издательство «Просвещение», 2005).

В рабочей программе на изучение темы 3. Россия и мир в эпоху Средневековья  отводится 20 ч., когда как в авторской программе на изучение темы  - 19 часов. Увеличение произошло за счет уменьшения резервных уроков программы.

Цель изучения курса новейшей истории состоит в овладении учащимися основами знаний и конкретными представлениями об историческом пути, как нашей страны, так и мира в целом,  социальном, духовном опыте и создании на этой основе условий для формирования целостного духовного мира личности, освоения ею выработанных в ходе исторического развития ценностей, социализации и социальной адаптации.

Данная цель реализуется в процессе решения следующих задач:

- усвоение наиболее актуальных, общественно и личностно значимых знаний и обобщенных представлений об основных этапах, явлениях, процессах, тенденциях новейшей истории, позволяющих школьнику успешно ориентироваться в социальной реальности, взаимодействовать с социальной средой, приобрести опыт самоопределения по отношению к ней;

- усвоение основных понятий и терминов исторической науки, совершенствование умений и навыков работы с разнообразными источниками информации;

- формирование на основе личностно-эмоционального осмысления новейшей истории уважительного отношения к предшествующим поколениями, готовности к конструктивному восприятию иных, отличного от собственного, мнений, к диалогу, позитивному разрешению возникающих конфликтов;

- обогащение опыта применения исторических знаний для анализа современного положения, формирования способов адаптации к социальной среде, включения учащихся в жизнь общества.

Требования к подготовке учеников 10 класса:

Должны знать:

·                    Даты основных событий, термины и понятия значительных процессов и основных событий, их участников, результаты и итоги событий в России и мире в древности, средневековье и Новом времени;

·                    Важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в указанный период;

·                    Изученные виды исторических источников.

Должны уметь:

·                    Сравнивать исторические явления и события;

·                     Объяснять смысл, значение важнейших понятий;

·                     Уметь дискутировать, высказывать собственное суждение;

·                    Читать историческую карту;

·                    Группировать исторические события и явления по указанному признаку.

Способны решать жизненно-практические задачи: использование знаний об историческом пути и традициях народов России в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Учебно-методический комплект курса

1.                  Данилов А.А., Косулина Л.Г. Программы для общеобразовательных учреждений. 6 – 11 классы. М.: Просвещение, 2009

2.                  Данилов А.А. История. Россия и мир. Древность. Средневековье. Новое время. 10 класс: учебн. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт. М.: Просвещение, 2010.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. 10 КЛАСС.

РОССИЯ И МИР. ДРЕВНОСТЬ. СРЕДНЕВЕКОВЬЕ. НОВОЕ ВРЕМЯ

№ уро ка

Тема урока

Кол-во ча сов

Тип, вид урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля, измерители

Элементы дополни тельного содержания

Домашнее задание

Дата проведения

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Раздел I. Введение в историю (4 ч.)

Тема 1. Исторический процесс и историческая наука (4 ч.)

1

История и исто риче ский процесс

1

Урок изучения новых знаний. Вводная лекция с эле ментами беседы

Многообразие по нятия «история» и современные подходы к его по ниманию. Сущ ность историческо го пространства, взаимосвязи обще ства и природы в истории челове чества. Критерий исторического вре мени. Вопрос о единстве всемир ной истории. Пе риодизация исто рического процесса

Знать: что такое история; как фор мировалось историческое простран ство; ответы на вопрос о единстве всемирной истории; понятия: история, всемирная история. Уметь: находить отличие историче ского времени от календарного; обосновывать свой выбор; устанавли вать взаимосвязь вопросов смысла, цели и единства мировой истории; характеризовать основные подходы к периодизации исторического про цесса; указывать признаки концепций всемирной истории; анализировать; структурировать учебный материал в виде тезисного плана, «линии вре мени»

Беседа; тес товые зада ния, тезис ный план, «линия вре мени»

Системы летоисчис ления. Ка лендари: древнееги петский, вавилон ский, древ некитайский, юлианский, григориан ский

§ 1, рефе раты: «Системы летоисчис ления по олимпиа дам, от ос нования города, сотворе ния мира, рождества Христова, хиджры», «Календа ри»

2-3

Исто рия и по знание истории

2

1. Ком биниро ванный урок.

История в системе гуманитарных на ук. Социальное по знание и историче ская наука.

Знать: особенности социального по знания; отличие истории от других социальных дисциплин; подходы к пониманию термина «исторический факт»; трудности, возникающие при использовании информации источ-

Беседа, ана лиз мнений, документов, схема, те зисный план, конспект,

Основные концепции историче ского раз вития: историко-

1-§2,

вопросы,

записи.


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

2. Урок

изучения

новых

знаний.

Лекция

Историческое со бытие и историче ский факт. Понятие об исторических источниках. Виды источников. Поня тие и термины ис торической науки

ника в исследовании историка; осо бенности языка исторической науки; понятия: социальное познание, исто рическое событие, исторический факт, исторический источник, мента литет, цивилизация. Уметь: определять специфику исто рической науки, достоинства и слабо сти подходов к исследованию исто рии в исторической науке XX в.; ана лизировать мнения, мысли, докумен ты; высказывать свое отношение; устанавливать причинно-следствен ные связи; анализировать схему; структурировать учебный материал в виде конспекта, тезисного плана

познаватель ные задания

культуро логические (цивилизационные), формационная тео рии, теория модерниза ции. Школа «анналов». Смысл ис тории

2. Подго товиться к семина ру, с. 22-24

4

Введе ние в исто рию

1

Урок практи ческого приме нения знаний и уме ний. Се минар

История в век гло бализации. Аль тернативы в исто рии и тайны исто рии. Судить или понимать?

Знать: направления в глобальной ис тории;

понятия: глобализация, альтернативы. Уметь: высказывать свое мнение по поводу альтернатив в истории; диску тировать по вопросу: «Судить или понимать?»; представлять результаты изучения исторического материала в виде реферата, эссе

Беседа, ана лиз докумен тов, дискус сия, эссе, рефераты

Познава тельные задания, эссе, про екты

(по выбо ру учите ля)

1

Раздел П. Человечество в эпоху Древнего мира и  средневековья (28 ч.)

Тема 2. Первобытность. Цивилизации Древнего мира (8 ч.)

5

Предцивилизационная

1

Урок изучения новых знаний.

Антропогенез. На учные представле ния о формирова нии человека

Знать: что такое предцивилизационная стадия истории человечества; этапы в становлении человека; про блемы социогенеза; сущность и зна-

Беседа; ра бота с доку ментами, дополнитель-

Современ ные науч ные кон цепции

§3 до с. 28,

вопросы

1-3


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

стадия истории челове чества

Лекция

современного типа. Периодизация пред-цивилизационной стадии развития человечества. Про блемы социогенеза. Праобщина. Родо вая община. Нео литическая рево люция и ее истори ческое значение

чение неолитической революции; понятия: антропогенез, первобытное, доисторическое общество, человек умелый, человек разумный, родовая община, присваивающее хозяйство, производящее хозяйство, цивилиза ция, социогенез, революция, неоли тическая революция. Уметь: представлять результаты изучения исторического материала в виде конспекта; работать с картой; анализировать документы, делать вы воды; высказывать свое мнение; харак теризовать исторические события; составлять словарь темы

ной литера турой, интер нет-ресурса ми; проблем ные вопросы, конспект, понятийный аппарат; схе ма «Линия времени»

происхож дения че ловека и общества

6

Арха ичные цивили зации Древне го Вос тока

1

Урок практи ческого приме нения знаний и уме ний. Ла боратор ный урок

Роль великих рек в формировании цивилизаций. Эко номические основы древневосточных цивилизаций. Со временные пред ставления о факто рах и формах воз никновения госу дарства. Вождества. Восточная деспо тия и ее роль в древневосточных цивилизациях. Общество: социаль ная структура и со циальные нормы

Знать: какие цивилизации относят к архаичным; особенности социаль ной структуры общества на Древнем Востоке; суть относительной соци альной статичности древневосточных обществ;

понятия: деспотия, государство, вождество, социальная структура, соци альные нормы.

Уметь: представлять результаты изучения исторического материала в виде конспекта; работать с картой; анализировать документы, делать вы воды; высказывать свое мнение; ха рактеризовать восточную деспотию; определять ее роль в истории древне восточных цивилизаций; выделять особенности архаичных цивилизаций;

Беседа; ра бота с доку ментами, до полнитель ной литера турой, интернет-ресурсами; проблемные вопросы, конспект, характери стика, поня тийный ап парат

Особенно сти матери альной культуры. Мифологи ческая кар тина мира. Возникно вение пись менности и накопле ние знаний. Возникно вение рели гиозной картины мира

§ 3 со с. 28, проблем ные во просы,

с. 34


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

устанавливать причинно-следственные связи; работать с дополнительной ли тературой, интернет-ресурсами

7-8

Антич-

2

1. Урок

изучения

новых

знаний.

Лекция.

2. Урок

практи-

ческого

приме нения знаний и уме ний. Се минар

Зарождение антич-

ной цивилизации.

От «темных веков»

к классической

Греции. Античный

полис: расцвет и кри-

зис. Греческая ко-

лонизация. Древне-

греческая филосо фия. Древнегрече ская мифология. Эллинизм. Цивили зация Древнего Рима в VIII—I вв. до н. э. Римская империя: античный мир, переход от республики к становлению Ве ликой Римской им перии. Причины кризиса; падение Западной Римской империи. Римское право

Знать: когда возникли древнейшие

цивилизации в Европе и какую роль

в их формировании и развитии сыг-

рали природно-климатические усло-

вия Средиземноморья; социальные

и экономические последствия вступ-

ления Древней Греции в железный

век; причины, значение и последст-

вия Великой греческой колонизации; роль реформ Солона в развитии Афин; признаки античного полиса; особен ности Афин и Спарты как полисов; причины и сущность полиса; этапы римской цивилизации; причины борь бы патрициев и плебеев и ее значение для становления римской граждан ской общины; отличие античного классического рабства от рабства на Древнем Востоке; переход от рес публики к империи в Риме; причины кризиса и падения Западной Римской империи;

понятия: колонизация, демос, тира ния, полис, гражданская община, рес публика, гражданская война, импе рия, Великое переселение народов, эллинизм.

Уметь: анализировать греческие ми фы; высказывать свои предположе-

Беседа; те-

зисный план,

конспект;

сравнитель-

ная характе-

ристика

(таблица)

«Афины

и Спарта»,

понятийный

аппарат

Своеобра-

зие антич-

ных циви-

лизаций

Европы

по сравне-

нию с ци-

вилизация-

ми Древне го Востока. Мифологи ческая кар тина мира и формиро вание науч ной формы мышления в античном обществе. Ранняя хри стианская церковь

1. §4-5,

вопросы.

2. Эссе,

рефераты,

проекты

(по выбо-

ру учите-

ля, уча-

щихся)

ные ци-

вилиза-

ции

Среди-

земно-

морья


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

*

ния; сравнивать древнейшие цивили зации на территории Европы с циви лизациями Древнего Востока и уста навливать причинно-следственные связи; определять особенности граж данской общины; высказывать свое мнение и аргументировать его; со ставлять сравнительную характери стику Афин и Спарты; сопоставлять точки зрения на характер римской цивилизации; сравнивать характери стики античного рабства разных ав торов; находить сходство и различие греческого полиса и римской циви-тас; определять статус раба в рим ском праве

9

Древ нейшая история нашей Родины

1

Урок

изучения

новых

знаний.

Лекция

Древние люди на территории на шей страны. Грече ская колонизация Причерноморья. Скифское государ ство. Восточные славяне. Тюркские народы и государ ства на территории нашей страны. Норманны - варя ги - русы

Знать: античное наследие в истории Европы и нашей страны; участие сла вян в Великом переселении народов; точки зрения в исторической науке по поводу происхождения слова «Русь»; понятия: колонизация, варяги, Русь. Уметь: работать с картой; выделять характерные черты общественных отношений, сложившихся у восточ ных славян; определять особенности норманнского присутствия в Восточ ной Европе по сравнению с Западной

Беседа; ра бота с кар той; кон спект, поня тийный ап парат

Великое переселе ние наро дов и его влияние на форми рование праславян-ского этноса Место сла вян среди индоевро пейцев

§ 6, во просы

10

Духов ный мир

1

Урок практи ческого

Мифологическая картина мира. Ми фы о культурных

Знать: особенности мифологической картины мира; идеи буддизма, иуда изма, христианства; причины быстрого

Работа с тек стом учеб ника; анализ

Космого нические, антропо-

Доклады и сообще ния о жиз-


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

древних обществ

приме нения знаний и уме нии. Ла боратор ный урок

героях. Представ ления об осевом времени. Буддий ская духовная тра диция. Иудейская духовная традиция. Христианская ду ховная традиция. Религии спасения. Формирование на учного мышления в древности

распространения христианства в Рим ской империи; особенности религий спасения и древней науки; понятия: картина мира, миф, осевое время, даосизм.

Уметь: сравнивать определения; анализировать мифы, информацию; выявлять особенности мифологиче ской картины мира; объяснять смысл выражений; устанавливать причинно-следственные связи; находить отли чие конфуцианства от буддизма, на учных знаний от мифов; структури ровать учебный материал в виде тези сов, таблицы, схемы, конспекта

мифов, ин формации; тезисы, таб лица, схема, конспект, понятийный аппарат

тонические, теогонические мифы

ни и от крытиях выдаю щихся ученых и филосо фов древ ности (§7)

11

Венок

мудро сти

1

Урок практи ческого приме нения знаний и уме ний. Урок-конфе ренция

Жизнь и открытия выдающихся уче ных и философов древности. Платон. Плиний. Сенека. Цицерон. Демок рит. Пифагор. Со крат. Аристотель. Авиценна. Конфу ций. Эпикур

Знать: выдающихся ученых и фило софов древности, их открытия; взгля ды древних мыслителей на развитие природы и общества; понятия: философия. Уметь: работать с дополнительной литературой, различными источника ми, СМИ, интернет-ресурсами; пред ставлять результаты изучения исто рического материала в форме рефера та; владеть основными видами пуб личных выступлений

Рефераты, сообщения, работа с ис точниками разного типа

§ 8, во просы, подгото виться к семинару

12

Исто риче ское насле-

1

Урок практи ческого приме-

Древность: трудно сти понимания. Единство мира древних цивилиза-

Знать: суть единства мира древних цивилизаций; шумерской картины мира; ключевые идеи полиса; значе ние римского права и его роль

Работа с до кументом; беседа, те зисный план,

Проекты (по выбо ру уча щихся)


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

дие

древних цивили заций

нения знаний и уме ний. Се минар -

ций. Шумерская модель мира. По лис: три идеи для человечества. Рим ское право. Власть идеи и страсть к истине. Алфавит и письменность. Египетская меди цина, математика, астрономия. Худо жественные ценно сти древних циви лизаций

в истории человечества; выдающиеся духовные и научные открытия древ ности;

понятия: цивилизация, полис, демо кратия, гражданская община, респуб лика, римское право, власть идеи. Уметь: анализировать документы; осуществлять поиск аргументов; сравнивать; определять смысл выра жений

понятийный аппарат

Тема 3. Россия и мир в эпоху Средневековья (21 ч.)

13-14

Сред невеко вая ци вилиза ция Ев ропы

2

1.        Урок
изучения
новых
знаний.
Урок-ис
следова
ние.

2.Урок
практи
ческого
приме
нения
знаний
и уме
ний.
Практи
кум

Сущность и перио дизация европей ского Средневеко вья. Переход к Сред невековью. Синтез позднеантичного и варварского ук ладов. Государство франков. Империя Карла Великого. Средневековье и феодализм: соот ношение понятий. Сеньориальный строй. Феод. Общи на. Города в сред невековом общест ве. Социальная

Знать: значение термина «Средние века» в современной исторической науке; особенности перехода от ан тичности к Средневековью в различ ных регионах Европы; историческое значение деятельности Карла Велико го и созданной им империи; Вассаль-но-ленные отношения; роль городов в средневековой Европе; понятия: Средние века, синтез, агра-ризация, империя, сеньор, сеньории, бенефиции, поземельная и личная за висимость, домен, крестьянская об щина, феод, рыцарство, вассал, ие рархия, феодализм, коммунальное движение, сословно-представитель-ная монархия, осень Средневековья.

Работа с тек стом, анализ документов, фактов; те зисный план, понятийный аппарат, таб лица, схема; беседа; тес ты

Динамика развития европей ской сред невековой цивилиза ции

1.        § 9-10,
вопросы.

2.        Реферат
(сообще
ние) «Осо
бенности
социаль
ной этики,
отношения
к труду

и собст венности, правовой культуры, духовных ценностей


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

структура. Сослов ное общество. Эта пы развития средне векового государ ства. Сословно-пред-ставительная монар хия. Централизация и полицентризм. Государство и цер ковь. Политическая роль папства. Хри стианская цивилиза ция. Роль религии и церкви в средне вековом обществе. Европейское обще ство в XIV-XV вв.

Уметь: анализировать факты и де лать выводы; высказывать свое мне ние и аргументировать его; давать ха рактеристику отношениям сеньоров и крестьян; доказывать, что рыцарст во строилось в соответствии с корпо ративными принципами обособлен ности и замкнутости; выделять осо бенности отношений между церковью и светской властью; приводить при меры из печати, литературных произ ведений, выступлений ученых и по литиков; структурировать учебный материал в виде схемы, таблицы, те зисного плана

в католи ческой и право славной традици ях»

15

Визан тийская импе рия

1

Комби ниро ванный урок

Особенности тер риториальной и эт нической структу ры. Роль государ ства в византий ской истории. Рас кол церкви на ка толическую и пра вославную. Право славная церковь в византийском обществе

Знать: почему Византийскую импе рию называют Ромейской; особенно сти перехода Византии от античности к Средневековью; роль государства в византийской истории; причины раскола церкви на католическую и православную;

понятия: «Москва - третий Рим», ка толическая и православная церкви. Уметь: выявлять и характеризовать особенности византийского общест ва; определять роль православной церкви в истории Византии; устанав ливать причинно-следственные связи; работать с картой; анализировать

Тесты; рабо та с текстом учебника, анализ доку мента, ха рактеристика взглядов автора доку мента; бесе да; тезисный план, позна вательное задание; ра бота с кар той, допол-

Социокуль турное и полити ческое влияние Византии

§11 до с. 99, рефераты (сообще ния): «Куль турное на следие Ви зантии», «Культур ное насле дие арабо-мусульманского Средневе ковья»        1


Продолжение табл.

I

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

документ; характеризовать взгляды автора документа; проводить поиск исторической информации в источ никах разного типа

нительной литературой, интернет-ресурсами

16

Арабо-мусульманский Восток

1

Комби ниро ванный урок

Возникновение ис лама. Роль ислама в арабо-мусульман-ском средневеко вом обществе. Арабский халифат. Историческое зна чение средневеко вой арабо-мусуль-манской культуры

Знать: в каких исторических услови ях возник Арабский халифат; роль за воеваний в истории арабов; почему арабо-мусульманскую цивилизацию называют исламской; место ислама в развитии общества, государства, повседневной жизни; понятия: ислам, халифат, Коран, су-ниты, шииты.

Уметь: представлять результаты изучения исторического материала в форме реферата, сообщения; рабо тать с картой; анализировать доку мент (отрывки из Корана); проводить поиск исторической информации в источниках разного типа

Рефераты (сообщения); беседа; рабо та с доку ментом; по нятийный аппарат, по знавательное задание; ра бота с кар той, допол нительной литературой, интернет-ресурсами

Социокуль турные осо бенности арабского и тюркско го обще ства

§П,

с. 99-103;

сообще ния: «Ки тай

в Средние века», «Индия в Средние века», «Япония в Средние века»

17

Китай, Индия, Япония в Сред ние ве ка

1

Урок практи ческого приме нения знаний и умений. Конфе ренция с элемен тами дискус сии

Дискуссия о при менимости термина «средние века» к истории Востока. Особенности исто рического развития Китая, Индии, Япо нии в эпоху Сред невековья

Знать: точки зрения по вопросу о применимости понятия «средние века» к истории Востока; особенно сти истории стран Востока в Средние века;

понятия: конфуцианское государство и общество, индуизм, ислам, буддизм^ синтоизм, традиционное общество. Уметь: представлять результаты изучения исторического материала в форме реферата, сообщения; вла деть основными видами публичных

Сообщения; познаватель ное задание, беседа, по нятийный аппарат; ра бота с до полнитель ной литера турой, ин тернет-ре сурсами;

Возникно вение рели гиозной картины мира

Повторить понятия

<•»


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

выступлений; работать с картой; уча ствовать в дискуссии, высказывать свою точку зрения, используя для ар гументации исторические сведения

дискуссия; работа с кар той

18

Осо бенно сти

россий ского Сред невеко вья:

дискус сионные пробле мы

1

Урок изучения новых знаний. Лекция с эле ментами дискус сии

Дискуссии о гене зисе феодальных отношений на Ру си. Характер древ нерусской государ ственности. Про блемы сословно-представительной монархии. Факторы самобытности рос сийской истории. Геополитический фактор в развитии российской исто рии. Политические, социальные и эко номические про цессы российского Средневековья. Принятие христи анства на Руси

Знать: наиболее спорные проблемы средневековой российской истории; как советская историческая наука трактовала понятия «Средневековье» и «феодализм»; особенности россий ского Средневековья; влияние при родно-климатических факторов на развитие экономических, социальных и политических процессов; влияние геополитических факторов на россий скую историю; причины принятия христианства Русью и значение этого события;

понятия: Средневековье, генезис фео дализма, сословно-представительная монархия, патернализм, государство. Уметь: устанавливать причинно-следственные связи; структурировать учебный материал в виде тезисного плана; анализировать утверждения, пословицы; высказывать свое мнение, аргументировать его

Беседа, дис куссия; те зисный план, анализ ут верждений и пословиц; аргумента ция своего мнения, по нятийный аппарат

§ 12, во просы с. 112 (ин дивиду альные за дания)

19-

20

Древ нерус ское го судар ство и обще ство

2

1. Урок изучения новых знаний. Проблем ная лек ция.

Причины и этапы образования Древ нерусского госу дарства. Теория создания государ ства на Руси. Ха рактер Древнерус-

Знать: суть спора между норманнистами и антинорманнистами; роль ва рягов в становлении древнерусской государственности; суть эволюции управленческих структур в Древнерус ском государстве с XI по XII в.; осо бенности княжеской власти в Древ нерусском государстве; причины

Беседа, про блемные во просы; тезис ный план; схемы: «Древ нерусские князья», «Теории про-

«Повесть временных лет». Тор говый путь «из варяг в греки».

1. § 13-14, вопросы; сообще ния «Вы дающаяся личность Древне-


Продолжение табл.

I

2

3

4

5

6

7

8

9

10

и

2. Урок практи ческого приме нения знаний и уме ний. Практи кум

ского государства в IX-X вв. Эволю ционное развитие русских земель в XI - первой поло вине XII в. Функ ции княжеской вла сти в Древнерус ском государстве. Дружина. Народ и власть. Народное ополчение. Начало династии Рюрико вичей. Дань и под данство. Походы на Византию. При нятие христианства на Руси. Развитие норм права на Ру си. Княжеские усо бицы. Категории населения

существования в Древней Руси двух центров политической власти; свое образие военной организации Древ нерусского государства и ее отраже ние на характере политической вла сти Древней Руси; деятельность пер вых русских князей; личности: Рюрик, Олег, Игорь, Свя тослав, Владимир, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах; понятия: норманнисты, антинорманнисты, вече, дружина, общественный договор, наместник, лествичная сис тема, сотня, сотники, тысяча, тысяц кие, полюдье, легитимность власти. Уметь: обсуждать проблемные во просы, высказывать свое мнение; ана лизировать документ; устанавливать причинно-следственные связи, рабо тать со схемой, с картой; структури ровать учебный материал в виде схе мы, таблицы; осуществлять поиск ис торической информации в источни ках разного типа

исхождения государства у восточных славян», «Структура и основные категории населения», «Организа ция Древне русского го сударства»; работа с до кументом, картой; по нятийный аппарат, таб лица «Функ ции княже ской власти»

Походы на Византию

русского государ ства» 2. Хроно логиче ская таб лица, про ект (по выбору учителя и учащих ся)

21-

22

Форми рование различ ных со-циаль-но-поли-тиче-ских моделей разви тия

2

1.        Урок
изучения
новых
знаний.
Проблем
ная лек
ция.

2.        Урок
практи
ческого
приме-

Причины раздроб ления Древнерус ского государства. Усиление экономи ческой и политиче ской самостоятель ности русских зе мель. Расцвет куль туры домонголь ской Руси. Новго родская республика.

Знать: своеобразие новгородской го сударственности, Владимиро-Суздальского княжества; роль бояр ства в разных землях; влияние ор дынского владычества на характер политического развития русских зе мель; особенности общественного и государственного строя Литовского государства; специфику политическо го развития русских земель, оказав шихся в составе Великого княжества

Беседа; рабо та с текстом учебника, таблицы: «Причины и последст вия раздроб ленности на Руси», «По литические особенности

Образова ние Мон гольского государст ва. Вклю чение рус ских земель в монголь скую сис тему управ ления за-

1. § 15-16, вопросы, сообще ние «Роль монголь ского за воевания в истории Руси»;эс се «Аль тернативы


Продолжение табл.

I

2

3

4

5

6

7

8

9

10

п

древне-

русско-

го об-

щества

и госу-

дарства

нения

знании

и умений. Лабораторный урок

Владимиро-Суз-

дальское княжест-

во. Галицко-Во-

лынское княжест-

во. Ордынское вла-

дычество: форми рование данниче ских отношений. Эволюция княже ской власти и вече вой организации в период ордын ского владычества: точки зрения. Цер ковь и идея един ства русской земли. Экспансия с Запа да. Борьба с агрес сией крестоносцев. Русь Литовская

Литовского и Русского; основные на-

правления деятельности русских кня-

зей;

личности: Юрий Долгорукий, Анд-

рей Боголюбский, Всеволод Большое

Гнездо, хан Батый, Александр Нев ский, Михаил Александрович Твер ской, Дмитрий Иванович Москов ский, Ягайло;

понятия: республика, дворяне, ор дынское владычество (иго), данниче ские отношения, баскачество, феде рация, феодальная раздробленность. Уметь: работать с картой; устанав ливать причинно-следственные связи; выявлять особенности; работать с текстом учебника; анализировать документы; высказывать свое мнение и аргументировать его, используя ис торические сведения; структуриро вать учебный материал в виде табли цы, схемы, тезисного плана

Владимиро-

Суздальской

земли», «По-

литические

особенности

Галицко-Во-лынского княжества», «Основные направления политики Великого княжества Литовского»; схемы: «Управление Новгород ской бояр ской респуб ликой», «Управление русскими землями в период Зо лотой Орды»; тезисный план, поня тийный ап парат; работа с дополни тельной ли-

тературой

воеванны-

ми земля-

ми. Золотая

Орда. При-

нятие Ор-

дой ислама

политиче-

ского раз-

вития

в период

феодаль-

ной раз дроблен ности»; сообще ние «Вы дающаяся личность эпохи феодаль ной раз дроблен ности».

2. Хроно логиче ская таб лица


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

23-

24

Особен-

ности

процес-

са объ-

едине-

ния рус-

ских

земель

2

1. Урок

изучения

новых

знаний.

*

Про-

блемная

лекция.

2. Урок

практи-

ческого

приме-

нения

знаний

и уме-

ний.

Лабора-

торный

урок

Борьба за первен-

ство на территории

Северо-Восточной

Руси. Великое

княжество Москов-

ское в системе ме-

ждународных от-

ношений. Москва

как центр развития

культуры велико-

русской народно-

сти. Культурное

развитие русских

земель и княжеств

в конце XIII - се-

редине XV века.

Причины объеди-

нения русских зе мель. Возвышение Москвы. Роль Тве ри в процессе ста новления велико русской государст венности. Великое княжество Литов ское и Русское: борьба за общерус ское лидерство

Знать: какие преимущества давало

Москве приобретение той или иной

территории; почему сотрудничество

с православной церковью стало од-

ним из важнейших принципов поли-

тики московских князей; причины на-

ступления московских князей на об-

щинно-вечевые институты; почему

в борьбе за общерусское лидерство

Тверское княжество уступало Москве;

личности: Даниил Александрович,

Юрий, Иван Калита, митрополиты

Максим и Петр, Дмитрий Донской,

Иван III, Василий III, тверские князья,

Ольгерд, Витовт;

понятия: феодальная война, нацио-

нальное самосознание.

Уметь: анализировать события, вы сказывания; устанавливать причинно-следственные связи; высказывать свое мнение, аргументируя его исто рическими сведениями; делать выво ды; определять черты сходства и от личия в политике московских и твер ских князей; работать со схемой; со ставлять сравнительную таблицу; ра ботать с картой (прослеживать, как увеличивалась территория Москов ского княжества)

Схемы:

«Московские

и тверские

князья»,

«Великие

князья ли-

товские

и русские»;

сравнитель-

ная таблица

«Причины

образования

централизо-

ванных го-

сударств

в Западной

Европе

и единого Русского го сударства»; таблицы: «Предпо сылки объ единения русских зе мель в еди ное государ ство», «При соединение земель к Мо сковскому

княжеству»; беседа; те-

зисный план,

Борьба за

политиче-

скую геге-

монию

в Северо-

Восточной

Руси. Взаи-

мосвязь

процессов

объедине-

ния рус-

ских земель

и борьбы

против ор-

дынского

владычест-

ва. Зарож-

дение на ционально го самосо знания на Руси. За крепление католиче ства как го сударст венной ре лигии Ве ликого кня жества Ли товского.

Автокефа лия Рус-

ской пра-

1. § 11-18,

вопросы.

2. Сопо-

ставьте де-

ятельность

и судьбу

князей

эпохи фе-

одальной

раздроб-

ленности

(персона-

лии и кри-

терии

сравнения

определи-

те само-

стоятель но). Эссе: «Люди больше походят на свое время, чем на своих отцов» (М. Блок); «Возвы шение Москвы -сочетание

законномерности

и случай-    


Продолжение табл.

I

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

понятийный аппарат; ра бота с до полнитель ной литера турой и ин тернет-ресурсами

вославной церкви

ности»; «Иван Ка лита:

князь доб рый или "подлый серд цем"?»

25-26

Борьба альтер натив ных ва риантов разви тия

России в конце XV-начале XVII в.

2

1.        Урок
изучения
новых
знаний.
Проблем
ная лек
ция.

2.        Урок
практи
ческого
приме
нения
знаний
и уме
ний. Се
минар

Завершение объ единения русских земель и образова ние Российского государства. Фор мирование новой системы управле ния страной. Уста новление царской власти. Реформы середины XVI в. Создание органов сословно-предста-вительской монар хии. Развитие по местной системы. Установление кре постного права. Учреждение патри аршества. Земский собор 1613 г. Характер Москов ского государства во второй половине XV - начале XVI в. Первые Романовы.

Знать: тенденции политического развития Московского государства во второй половине XV - начале XVI в.; изменения в центральных и местных органах власти, в организации армии; альтернативы развития страны в пе риод правления Ивана IV, социаль ные силы, заинтересованные в прове дении реформ; причины и цели учре ждения опричнины; роль опричного террора в истории России; варианты возможного развития страны в пери од Смутного времени; уникальность ситуации в стране в период I и II ополчения; главные итоги и уроки Смуты; причины восстановления на следственной монархии; личности: Иван III, Василий III, Иван Грозный, митрополит Макарий, Ада-шев, священник Сильвестр, Курб ский, Висковатый, Федор, Борис Го дунов, Лжедмитрий I, Василий Шуй ский, Лжедмитрий И, Владислав, пат риарх Гермоген, Ляпунов, Трубецкой, Заруцкий, Минин, Пожарский, Миха ил Романов;

Беседа, ана лиз мнений; работа с кар той; про блемные во просы, те зисный план; схемы: «Внутренняя политика Ивана IV», «Опрични на», «Россия в конце XVI века», «При чины Смут ного време ни»; хроно логическая таблица, со общения; ра бота с допол нительной литературой и интернет-ресурсами

Сакрализа ция цар ской власти в общест венном сознании. Складыва ние идео логии са модержа вия. Пресе чение пра вящей ди настии. Бо ярские группиров ки. Нацио нальный подъем в России

§ 19-20, вопросы; сообще ния: «Ва силий III -последний собиратель земли Рус ской», «Ре формы Из бранной рады: ус пех или неудача?», «Опричная политика Ивана Гроз ного», «Са мозванст во во вре мена Сму ты», «Царе вич Дмит рий - судь ба и леген ды», «При-


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Самодержавие и земские соборы. Иван Грозный: аль тернативы социаль но-политического развития страны. Смута и различные варианты эволю ции государствен ного строя. Фено мен русского опол чения. Восстанов ление наследствен ной монархии

понятия: местничество, Боярская ду ма, Судебник, наместник, волостели, кормленщики, тиуны, городовые приказчики, Избранная рада, Собор примирения, приказы, опричнина, Смута, ополчение, «Совет всей зем ли», Земское правительство, избира тельный Земский собор. Уметь: сравнивать устройство Рус ского государства в конце XV - нача ле XVI в.; устанавливать причинно-следственные связи; работать с кар той; характеризовать деятельность выдающихся исторических лично стей; анализировать мнения, выска зывать свою точку зрения; работать со схемами, таблицами

чины и ре зультаты польской интервен ции в пери од Смуты», «Земский собор 1613 г.», «Полково дец

М. В. Ско-пин-Шуй-ский». Анализ де ятельности одного из участников историче ских собы тий. Оцен ка роли вашего персонажа в Смуте

27-28

Соци-ально-эконо-миче-ское разви тие России

2

1. Урок изучения новых знаний. Урок-исследо вание

Характер земле владения в X - на чале XIII в. Струк тура земледельче ского населения. Эволюция позе мельных отноше ний в период ор дынского владыче ства. Поземельные

Знать: суть феодального характера землевладения в Древнерусском го сударстве; факторы, препятствующие росту крупной земельной собствен ности в Древнерусском государстве; особенности социальной структуры Древнерусского государства; обстоя тельства, обусловившие рост частно владельческих земель в период ор дынского владычества; формы земле-

Работа с тек стом учеб ника, табли цы: «Основ ные формы земельной собственно сти в России XV-XVI вв.»,

§21, во просы, эс се: «Роль Соборного уложения в форми ровании крепостно го права»,


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

2. Урок практи ческого приме нения знаний и уме ний. Се минар

отношения в пери од становления единого Русского государства

владения в период складывания едино го Русского государства; личности: Иван Калита, Василий Тем ный, Годунов, Алексей Михайлович; понятия: вотчина, закупы, рядовичи, смерды, люди, поместья, помещики, оброк, барщина, заповедные годы, урочные годы.

Уметь: работать с текстом учебника; заполнять таблицу; устанавливать причинно-следственные связи; срав нивать положение различных катего рий населения

«Социально-сословная структура российского общества»; проблемные вопросы, бе седа, поня тийный ап парат, эссе

«Роль

личности

в соци-

ально-

экономи-

ческом

развитии

России»

29-30

Россия в сред невеко вом мире

2

1.        Урок
изучения
новых
знаний.
Проблем
ная лек
ция.

2.        Урок
практи
ческого
приме
нения
знаний
и уме
ний.
Урок-
презен
тация

Особенности гео политического по ложения Древне русского государ ства. Геополитиче ская ситуация на южных границах Древнерусского го сударства. Эволю ция внешней поли тики в период ор дынского владыче ства на Руси. Мос ковское государст во в системе меж дународных отно шений: западное направление. Восточное направ-

Знать: особенности геополитическо го положения Древнерусского госу дарства; суть эволюции внешней по литики Древней Руси в отношении кочевых народов; принципы взаимо отношений Древней Руси со странами Западной Европы; особенности внеш ней политики Руси в период ордын ского владычества; основные внеш неполитические приоритеты в Мос ковском государстве; главные итоги русской внешней политики XV-XVI вв.; личности: Олег, Игорь, Святослав, Святослав Изяславич, Владимир, Ярослав Мудрый, Александр Нев ский, Дмитрий Донской, Иван III, Иван IV, Ермак, Василий III; понятия: геополитическое положе ние, династические браки.

Беседа; ра бота с кар той; табли цы: «Внеш няя политика Ивана IV», «Этапы ос воения но вых земель в составе Российского государст ва», «Ливон ская война: причины, этапы, ре зультаты»; проблемные вопросы,

Распад Зо лотой Орды на Казан ское,

Крымское, Астрахан ское ханст ва. Расши рение тер ритории России в XVI в. Рост меж дународно го автори тета Рос сийского государства

1- §22, мини-пре зентации по темам, выбран ным уча щимися. 2. § 23, вопросы; подгото виться к семина ру (груп повые за дания)


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

ление внешней по литики московско го государства

Уметь: сравнивать внешнюю поли тику Русского государства и передо вых стран Европы, находить общие и отличительные черты; работать с картой, таблицей; устанавливать причинно-следственные связи; обсу ждать проблемные вопросы, выска зывать свое мнение, аргументируя его историческими сведениями; анализи ровать документы; характеризовать внешнеполитическую деятельность русских князей

тезисный план, срав нительная таблица

31

Человек в древ ности и Сред невеко вье

1

Урок практи ческого приме нения знаний и уме ний.

Круглый стол

Человек и его со циальные роли. Человек и время. Человек и простран ство. Человек и его детство. Человек и знание. Цивили зации Древнего Востока и антич ные цивилизации Средиземноморья. Становление иу део-христианской духовной тради ции, ее религиозно-мировоззренческие особенности. Христианско-сред-невековая цивили зация в Европе.

Знать: социальные роли населения Шумера, жителей средневековой Ев ропы; сходство ролевого набора об ществ древности и Средневековья; особенности восприятия времени в Древней Греции; специфику отно шения средневекового Запада ко вре мени; характеристику освоения про странства древними персами, древ ними греками и средневековыми ев ропейцами; подходы к обучению де тей в древности и в Средние века; от ношение к ученым в Древнем Китае, Древней Греции и средневековой Ев ропе; отличия в отношении к науке, свободе науки, научной истине на Древнем Востоке, в Греции и средне вековой Европе и изменения в этой сфере в Средневековье; путь к осо знанию личностью ее интеллектуаль ной ответственности;

Анализ до кументов; беседа, про блемные во просы, груп повая работа

Проекты (темы вы браны учащими ся, пред ложены учителем)


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Складывание за падно-европей ского и восточно европейского ре гионов цивилиза-ционного развития. Культурное и фи лософское насле дие Средневековья

понятия: социальная роль, традици онный тип общества, мобильность населения, гуманизация образования, интеллектуальная ответственность. Уметь: анализировать документы; высказывать свое мнение и аргумен тировать его, подтверждая историче скими сведениями; сравнивать, находить черты сходства и отличия; устанавли вать причинно-следственные связи; характеризовать основные историче ские события; работать в группе

32-33

Повто рение. «Рос сия и мир в эпоху Сред неве ковья»

2

1.        Урок
практи
ческого
приме
нения
знаний
и уме
ний.       /
Урок-   '
презен
тация
проек
тов.

2.        Урок
контроля
знаний,
умений,
навыков.
Урок-
зачет

Особенности рос сийского Средне вековья. Древне русское государст во и общество. Формирование раз личных социально-политических мо делей развития древнерусского общества и госу дарства. Особенно сти процесса объ единения русских земель. Борьба альтернативных вариантов развития страны в конце XV -начале XVIII в. Со циально-экономи ческое развитие России. Россия

Знать: основные вопросы темы, ключевые понятия; выдающихся лич ностей и каков их вклад в историю. Уметь: осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в ис точниках различного типа; извлекать необходимую информацию из источ ников, созданных в различных знако вых системах (текст, таблица, график, аудиовизуальный ряд и др.); отделять основную информацию от второсте пенной, критически оценивать досто верность полученной информации; передавать содержание информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно); переводить ин формацию из одной знаковой систе мы в другую; развернуто обосновы вать суждения; давать определения; приводить доказательства; объяснять изученные положения на самостоя-

Презентация проектов, рефераты, дискуссия, проблемные вопросы; бе седа; табли ца, схема, график, тес ты, понятий ный аппарат

Проекты, индивиду альные и группо вые зада ния


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

в средневековом мире

тельно подобранных конкретных примерах; владеть основными видами публичных выступлений (высказыва ние, монолог, дискуссия, полемика); следовать этическим нормам и пра вилам ведения диалога (диспута); представлять результаты изучения исторического материала в формах реферата, презентации проектов

Раздел III. Мир в Новое время (28 ч.)

Тема 4. Россия и мир в раннее Новое время (17 ч.)

34-35

Раннее Новое время: от тра дици онного обще ства к обще ству индуст риаль ному

2

1.        Урок
изучения
новых
знаний.
Проблем
ная лек
ция.

2.        Урок
практи
ческого
приме
нения
знаний
и уме
ний. Се
минар

Великие географи ческие открытия и их последствия. Запад и Восток в раннее Новое вре мя. Модернизация как процесс пере хода от традицион ного (аграрного) к индустриальному обществу. Ману фактурный капита лизм: экономика и общество. Воз рождение. Рефор мация. Великая на учная революция. Европа в XVIII в.: кризис «старого порядка». Переход от сословно-пред-

Знать: хронологические рамки Но вого времени; последствия Великих географических открытий; значение революции цен для модернизации; значение Возрождения в изменении духовной сферы жизни общества; принципы и идеи идеологии Возрож дения; причины и сущность, основ ные направления и значение Рефор мации; особенности европейского общества XVIII в. понятия: Новое время, модерниза ция, традиционное общество, индуст риальное общество, мировой рынок, накопление капитала, революция цен, мануфактура, мануфактурный капи тализм, новое дворянство, буржуазия, Возрождение (Ренессанс), гуманизм, Реформация, протестантизм, Контр реформация, рационализм, «третье сословие», «второе издание крепост-

Беседа, про блемные во просы; рабо та с текстом, сравнитель ный анализ, понятийный аппарат, ха рактеристи ка, анализ документов

Понятие «Новое вре мя». Фор-, мирование нового про странст венного восприятия мира. Уси ление роли техноген ных факто ров обще ственного развития в ходе мо дерниза ции. Внут ренняя ко лонизация. Конфес-

§ 24-25, вопросы, проекты (темы сформу лированы учащими ся)


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

ставительскои мо нархии к абсолю тизму. Эволюция европейской госу дарственности. Возникновение концепции госу дарственного суве ренитета

ничества», европейская колонизация, меркантилизм, средний класс, кризис «старого порядка». Уметь: устанавливать связь понятий; определять отличие централизован ных мануфактур от рассеянных; сравнивать учения Лютера и Кальви на; устанавливать причинно-следственные связи; высказывать свое мнение и аргументировать его; анализировать документы

сиональный раскол европей ского об щества

36-

37

Россия: особен ности перехо да к Но вому време ни

2

1.        Урок
изучения
новых
знаний.
Лекция.

2.        Урок
практи
ческого
приме
нения
знаний
и уме
ний.
Практи
кум

Когда Россия всту пила в Новое вре мя? Каковы черты экономического и социального раз вития России в Но вое время? Новые явления в экономи ке: начало склады вания всероссий ского рынка, обра зование мануфак тур, развитие но вых торговых цен тров. Церковный раскол и его значе ние. Россия и Ев ропа. Россия и Азия. Кризис тра диционализма

Знать: основные предпосылки пере хода к Новому времени в России; оп ределяющие черты экономического строя России в XVII в.; причины ус ложнения социальной структуры рос сийского общества; причины и сущ ность церковного раскола; черты рос сийской жизни в XVII в., свидетель ствующие о кризисе традиционализма; понятия: дворянство, городское со словие, вестернизация страны, кризис традиционализма, европеизация, ре формирование церкви. Уметь: работать с текстом учебника; заполнять таблицу; давать характери стику историческим событиям; уста навливать причинно-следственные связи; определять черты сходства и различия церковного раскола с Ре формацией в Европе; работать с кар той, сравнивать направления движе ния европейских и российских

Работа с тек стом учеб ника; табли цы: «Черты Нового вре мени», «Чер ты экономи ческого и социально го развития России в Но вое время», «Социально-сословная структура российского общества в XVII в.», «Церковный раскол»; беседа;

Старооб рядчество

§ 26, во просы, доклад «Россия и Запад в XVII в.»


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

ю

и

первооткрывателей; анализировать документы, высказывать свою точку зрения

работа с кар той

38-39

Россия: особен ности социально-эконо-мического разви тия

в XVII-ХУШвв.

2

1.        Урок
изучения
новых
знаний.
Лекция.

2.        Урок
практи
ческого
приме
нения
знаний
и уме
ний. Се
минар

Российский тип феодализма. Кре постничество и его юридическое оформление. Рост городов и развитие городского хозяй ства. Формирова ние всероссийского рынка. Российская экономика и ино странное влияние. Российская власть и экономика. Пет ровские преобразо вания. Создание заводской про мышленности. По литика протекцио низма

Знать: почему крепостное право бы ло главным тормозом экономической модернизации России в XVIII в.; при чины жестких протекционистских мер царского правительства во внеш ней торговле; какова ключевая роль государства и его институтов в эко номическом развитии, положитель ные и негативные последствия этого; понятия: крепостничество, всерос сийский рынок, меркантилизм, мо дернизация, ремесленная специализа ция, мелкотоварное производство, протекционизм.

Уметь: работать с текстом учебника, таблицей; анализировать мнения, вы сказывать свою точку зрения, аргу ментировать ее; сравнивать причины закрепощения крестьян в Западной Европе и России; находить общее и отличие российских городов и за падноевропейских; устанавливать причинно-следственные связи

Таблица «Три стадии развития промышлен ности»; бе седа; тезис ный план, понятийный аппарат

§ 27, эссе «Закре пощение крестьян в России»

40

Евро пейские госу дарства bXVI-ХУШвв.

1

Комби ниро ванный урок

Формирование аб солютизма. Гол ландия - первая ев ропейская респуб лика Нового вре мени. Английская

Знать: исторические предпосылки перехода к абсолютизму; задачи и значение Нидерландской револю ции 1566-1609 гг.; причины, итоги и роль Английской революции сере дины XVII в. в европейской и миро-

Таблицы: «Нидерланд ской рево люции 1566— 1609 гг.: за дачи, значе-

Конститу ционализм. Становле ние граж данского общества

§ 28, ми ни-проек ты (темы сформу лированы учащимися)


s        Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

революция XVII в.: к парламентаризму и гражданскому обществу. Просве щенный абсолю тизм

вой истории; точки зрения историков по вопросу о сущности просвещенно го абсолютизма;

личности: Людовик XIV, Карл I, Оливер Кромвель, Вильгельм Оран ский, Фридрих II, Иосиф II; понятия: абсолютизм, республика, гражданское общество, просвещен ный абсолютизм, протекторат, Рес таврация, парламентская демократия, разделение законодательной и испол нительной ветвей власти. Уметь: анализировать документ, точки зрения историков, аргументи ровать свое мнение; выделять харак терные признаки абсолютизма; рабо тать с текстом учебника; структури ровать учебный материал в виде таб лицы, тезисного плана; обсуждать проблемные вопросы; сравнивать взгляды Локка и Гоббса

ние», «При чины и итоги Английской революции середины XVII в.»; анализ доку мента и то чек зрения, тезисный план; работа с текстом учебника; беседа, про блемные во просы, поня тийный ап парат

41-

42

Фено мен

россий ского само держа вия

2

1.        Урок
изучения
новых
знаний.
Проблем
ная лек
ция.

2.        Урок
практи
ческого
приме
нения

Абсолютизм в Ев ропе и в России: общее и особенное. Предпосылки и ус ловия формирова ния самодержавной власти в России. Иван Грозный и начало формиро вания самодержа вия. От самодержа вия к абсолютизму.

Знать: взаимосвязь понятий «абсо лютизм», «самодержавие», процессов утверждения абсолютизма и полити ки меркантилизма; объективные и субъективные факторы утвержде ния абсолютизма в России в 1-й чет верти XVIII в.; время, причины оформления и какова основа абсолю тизма; когда и в связи с чем имели ме сто попытки ограничения самодер жавной власти в России; личности: Иван Грозный, Михаил Романов, Алексей Михайлович, Петр I,

Беседа, про блемные во просы; рабо та с текстом учебника, понятийный аппарат, тезисный план; схема государст венного управления

Провоз глашение империи. Особенно сти россий ского абсо лютизма

§ 29, ми ни-проек ты (темы сформу лированы учащи мися)


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

знаний и уме ний. Урок-исследо вание

Екатерина II и фор мирование идеоло гии абсолютизма. Попытки ограни чения самодержав ной власти

Анна Иоанновна, Екатерина II, Фео фан Прокопович;

понятия: абсолютизм, самодержавие, опричнина, империя, император, Се нат, коллегии, Синод, протекцио низм, меркантилизм, «кондиции». Уметь: работать с текстом учебника; сравнивать, находить общее и особен ное в абсолютизме Европы и России; анализировать документы; высказы вать свое мнение; характеризовать основные исторические события; об суждать проблемные вопросы; уста навливать причинно-следственные связи; работать со схемой

43-44

Осо бенно сти со циаль ных движе ний в Рос сии

в XVII-XVHIbb.

2

1.        Урок
изучения
новых
знаний.
Лабора
торный
урок.

2.        Урок
практи
ческого
приме
нения
знаний
и уме
ний.
Конфе
ренция

Социальная поли тика властей. Фак торы, определяю щие направлен ность социальной политики Россий ского государства в XVII-XVIII вв. Причины социаль ных движений. Крестьянские вос стания. Городские восстания. Движе ние старообрядцев. Национальные дви жения. Причины прекращения мас совых восстаний

Знать: какова основа социальной по литики властей России в XVII в.; объ ективные и субъективные факторы, определяющие ее направленность; крупнейшие крестьянские, городские, национальные, старообрядческие вы ступления; участников социальных движений; причины прекращения массовых городских восстаний, роста национальных движений на окраинах Российской империи в XVIII в., ослаб ления выступлений старообрядцев в XVIII в.;

личности: Хлопок, Илейка Муромец, Болотников, Разин, Булавин, Пугачев, С. Юлаев;

понятия: крестьянская война, старо обрядцы, крестьянское восстание, «Бунташный век».

Таблица «Социаль ные движе ния XVII-XVIII вв.»; беседа; рабо та с текстом учебника, картой, по нятийный аппарат

§ 30, про екты: «Выдаю щаяся личность», «Бунташ ный век»; сообще ния (по выбору учащихся)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

и роста националь ных движений в XVIII в.

Уметь: работать с текстом учебника; заполнять таблицу; находить отличие крестьянской войны от крестьянского восстания, городских восстаний XVII в. от предыдущего периода; устанавли вать причинно-следственные связи; работать с картой

45-

46

Цер-

ковь,

обще-

ство,

госу-

дарство

в Рос-

сии

XVII-

XVIII веков

2

1. Урок

изучения

новых

знаний.

Лекция.

2. Урок

практи-

ческого

приме-

нения знаний и уме ний. Конфе ренция

Многоконфессио-

нальность. Право-

славие и его роль

в жизни российско-

го общества. Цер-

ковь и государство:

«священство»,

«царство», форми-

рование отношений

на различных эта пах российской ис тории. Синоидаль-ный период в исто рии Русской право славной церкви. Секуляризация церковных земель в эпоху царствова ния Екатерины II. Конфессиональная политика и меж конфессиональные отношения

Знать: что многоконфессиональ-

ность - одна из особенностей нашей

страны; суть византийского варианта

христианства на Руси в X в.; послед-

ствия христианизации Руси; отноше-

ния православной церкви и государ-

ства на различных этапах истории Ру-

си; отношения власти с другими кон-

фессиями в XVI-XVIII вв.; изменение

роли Русской православной церкви в XVII-XVIII вв.; секуляризация цер ковных земель в 1764 г.; изменение конфессиональной политики государ ства в XIX в.;

личности: патриархи Иов, Филарет, Никон и Адриан; Феофан Прокопо-вич, К. П. Победоносцев; понятия: многоконфессиональность, иудаизм, буддизм, православие, секу ляризация.

Уметь: устанавливать причинно-следственные связи; находить общее и различие в попытках самодержав ной власти поставить церковь в Рос сии под контроль верховной власти

Беседа, про-

блемные во-

просы; рабо-

та с доку-

ментами, те-

зисный план

(характери-

стика дея-

тельности

историче ских лично стей - пат риархов, им ператоров), понятийный аппарат; ра бота с до полнитель ной и спра вочной лите ратурой, ин тернет-ресур сами; сооб щения, ми ни-проекты

§ 31, ми-

ни-про-

екты (те-

мы сфор-

мулирова-

ны уча-

щимися),

сообще-

ния о пат-

риархах

 


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1*"

*

в XVII-XVIII вв.; анализировать до кументы; высказывать свое мнение, аргументируя его с помощью истори ческих сведений; характеризовать ос новные исторические события

47-48

Россия -великая евро пейская держава

2

1.        Урок
изучения
новых
знаний.
Лабора
торный
урок.

2.        Урок
практи
ческого
приме
нения
знаний
и уме
ний.

Круглый стол

Изменение места и роли России в ев ропейской полити ке в XVI-XVII вв. Западное направ ление внешней по литики России XVI-XVII вв. Южное направле ние внешней поли тики. Восточное направление внеш ней политики. Рост национального са мосознания и ста новление импер ского сознания. Россия - великая мировая держава

Знать: причины изменения места и роли России в европейской полити ке в XVII-XVIII вв.; основные на правления внешней политики России; причины роста национального и им перского сознания; с чем связано об ретение Россией статуса великой ми ровой державы;

понятия: национальное самосозна ние, имперское сознание, европеиза ция России.

Уметь: работать с картой, структу рировать учебный материал в виде таблицы; работать с данными табли цы; устанавливать причинно-след ственные связи, анализировать, де лать выводы

Работа с кар той; беседа; таблица «Внешняя политика России bXVI-XVIIbb. Основные направле ния»; эссе «Северная война - ру беж в про цессе евро пеизации России»; по нятийный аппарат

1.        § 32,
вопросы.

2.        Подго
товиться
к уроку
повторе
ния темы;
проекты,
рефераты,
понятия

49-50

Повто рение. «Рос сия и мир в ран нее Новое время»

2

1. Урок практи ческого приме нения знаний и уме ний.

Россия: особенно сти перехода к Но вому времени. Рос сия: особенности социально-эконо мического развития в XVII-XVIII вв. Феномен россий-

Знать: основные вопросы темы, ключевые понятия, выдающихся лич ностей, каков их вклад в историю. Уметь: осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в ис точниках различного типа; извлекать необходимую информацию из источ ников, созданных в различных знако-

Презентация проектов, рефераты, дискуссия, проблемные вопросы, бе седа, табли ца, схема,

Повторить основные вопросы, понятия темы, под готовиться к зачету


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Урок-презен тация проек тов. 2. Урок контроля знаний, умений, навыков. Урок-зачет

ского самодержа вия. Особенности социальных дви жений в России в XVII-XVIII вв. Церковь, общество, государство в Рос сии в XVII-XVIII веках. Россия - ве ликая европейская держава

вых системах (текст, таблица, график, аудиовизуальный ряд и др.); отделять основную информацию от второсте пенной, критически оценивать досто верность полученной информации; передавать содержание информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно); переводить ин формацию из одной знаковой систе мы в другую; развернуто обосновы вать суждения; давать определения; приводить доказательства; объяснять изученные положения на самостоя тельно подобранных конкретных примерах; владеть основными видами публичных выступлений (высказыва ние, монолог, дискуссия, полемика); следовать этическим нормам и пра вилам ведения диалога (диспута); представлять результаты изучения исторического материала в формах реферата, презентации проектов

график, тес ты, понятий ный аппарат

Тема 5. Россия и мир в эпоху становления и развития индустриального общества (14 ч.)

51

Про мыш ленный пере ворот и фор миро вание

1

Урок изучения новых знаний. Проблем ная лек ция

Промышленная ре волюция: сущность и значение. Инду стриальное обще ство. Развитие ка питалистических отношений. Капи тализм свободной

Знать: хронологические рамки про мышленной революции; признаки и особенности индустриального обще ства; как шел процесс становления индустриального общества в XIX в. и его итоги; причины резкого вспле ска колониальной активности веду щих европейских стран; особенности

Беседа; ра бота с кар той; проблем ные вопро сы, тезисный план, поня тийный ап парат

«Эшелоны» модерниза ции как различные модели пе рехода от тради ционного

§ 33, эссе: «Велико британия -родина промыш ленной ре волюции», «Значение


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

индуст риаль ного обще ства во вто рой по ловине XVIII-XIX в.

конкуренции. Цик лический характер развития рыночной экономики. Миро вой рынок, колони альные империи и империализм. Традиционные об щества Востока в условиях евро пейской колони альной экспансии

развития стран Востока, их реагиро вание на колониальную экспансию Запада;

понятия: промышленная революция (переворот), урбанизация, индустри альное общество, «эшелоны разви тия», экономическая модернизация, политическая и социальная модерни зация, империализм, колониальная экспансия, традиционное общество. Уметь: устанавливать причинно-следственные связи; определять связь между промышленной революцией и модернизацией; анализировать, де лать выводы; работать с картой, ана лизировать

к индуст риальному обществу

развития средств связи и транс порта для модерни зации»; коммента рии к мне нию: «Про летарский вопрос ста нет причи ной чудо вищного взрыва, ес ли общест во или пра вительст во не заме тят и не ре шат его»

52-53

Рево люции и их место в исто риче ском процес се вто рой

2

1.        Ком
биниро
ванный
урок.

2.        Урок
изучения
новых
знаний.
Лабора
торный

Модернизация и революции Ново го времени. Война за независимость английских коло ний в Северной Америке - Амери канская революция конца XVIII в. Ве ликая французская

Знать: исторические условия, в ко торых начинались революции 2-й по ловины XVIII-XIX в.; причины, зада чи, основные события, итоги, значе ние революций; особенности полити ческой модернизации в странах Евро пы и США, роль революции и рефор мы; парламентские реформы в Ан глии в XIX в.; итоги развития полити ческой системы стран Европы и Се-

Беседа, про блемные во просы; таб лица; работа с текстом учебника, анализ вы сказываний, точек зрения, документов;

§ 34-35, эссе «Ве ликая француз ская рево люция-это "свое образное воспоми нание


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

ПОЛО ВИНЫ

XVIII-XIX в.

урок

революция конца XVIII в., политиче ская модернизация и революция 1848-1849 гг. Реформы и модернизация

верной Америки к концу XIX в.; понятия: революция, политическая модернизация, религиозные дисси денты, этническая общность, консти туция, гражданское общество, кон ституционная монархия, республика, якобинцы, террор, гражданская вой на, чартистское движение, профсоюз ные объединения, представительная демократия.

Уметь: анализировать высказывания, точки зрения, документы; выделять признаки революции; находить взаи мосвязь модернизации и революции; работать с текстом учебника; струк турировать учебный материал в виде таблицы; устанавливать причинно-следственные связи; обсуждать про блемные вопросы

работа с кар той, поня тийный ап парат

о буду щем"»

54

Рожде ние со времен ных идеоло гий

1

Урок изучения новых знаний. Лабора торный урок

Век Просвещения. Значение идеоло гии Просвещения для становления индустриального общества. Либера лизм и консерва тизм. Социализм и радикализм. На циональные дви жения и идеологии. Национализм и его влияние на обще-

Знать: почему XVIII в. называют ве ком Просвещения, значение искусст ва, литературы, философии в его ис тории; основные идеи просветителей; значение идеологии Просвещения для становления индустриального обще ства; представителей, идеи и учения идеологий XIX в.; национальные движения, особенности и формы; личности: Дидро, Вольтер, Локк, Монтескье, Руссо, Смит, Рикардо, Спенсер, Берк, Оуэн, Фурье, Сен-Симон, Прудон, Маркс, Энгельс,

Беседа; те зисный план; таблица «Идеологии: представите ли, идеи и учения»; работа с тек стом учеб ника, анализ документов, взглядов, то чек зрения,

Марксизм и рабочее революци онное дви жение

§ 36, эссе «Предста витель ве ка Про свещения»


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

*

Уметь: устанавливать причинно-следственные связи; находить отли чия промышленного переворота в России и в Западной Европе; срав нивать структуру российского обще ства с западноевропейским; работать с текстом учебника; обсуждать про блемные вопросы, высказывать свое мнение; работать с картой, дополни тельной литературой

57-58

Россий ские рефор мы в XIX веке: причи ны, це ли, про тиворе чия

2

1.        Урок
изучения
новых
знаний.
Лекция

с эле ментами беседы.

2.        Урок
практи
ческого
приме
нения
знаний
и уме
ний

Реформы системы государственного управления, отмена крепостного права. Реформы 1860-1870-х годов. Ре формы С. Ю. Вит те. Аграрная ре форма П. А. Сто лыпина. Причины реформ, их цели и задачи. Источни ки финансирова ния. Метод и тем пы реформирова ния. Отношение власти и общества к реформам. Оцен ка результативно сти реформ

Знать: причины, смысл, инициато ров реформ XVIII-XIX вв.; причины непоследовательности и робости ре форматорских усилий властей; роль системы образования в российских реформах; причины секретности раз работки реформ; сторонников и про тивников, результаты и значение ре форм;

личности: Александр I, Александр II, Лагарп;

понятия: реформа. Уметь: извлекать необходимую ин формацию из текста учебника, схем и документов; высказывать свое мне ние; устанавливать причинно-след ственные связи; структурировать учебный материал в виде таблицы, тезисного плана

Беседа, про блемные во просы; схе мы: «Основ ные положе ния кресть янской ре формы 1861 г», «Судебная ре форма 1864 г.», «Земская ре форма 1864г.», «Городская реформа 1870 г.», «Военная ре форма 1874г.», «Реформы в области народного образования 1863-1864 гг.»

§ 38,таб лица «Рос сийские реформы в XIX в.», эссе

«В России никакие реформы не могут быть ус пешными без про свещения населения» (Алек сандр I)

59-60

Россий ская

2

1. Урок изучения

Эволюция власти: попытки укрепле-

Знать: перемены в структурах вла сти в начале XIX в.; изменения в офи-

Беседа, про блемные во-

Самодер жавие и со-

1. § 39-40,

эссе: «Рос-


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

власть

и обще-

ство:

поиск

опти-

маль-

ной мо-

дели

обще-

ствен-

ного

разви тия. Импе рия

и наро ды

новых

знаний.

Лекция.

2. Урок

практи-

ческого

приме-

нения

знаний

и уме-

ний. Се-

минар

ния абсолютизма

в первой половине

XIX века; реформы

системы государст-

венного управле-

ния, теория «офи-

циальной народно-

сти». Формирова-

ние государствен-

ной идеологии. Ли-

беральные идеоло-

гические доктрины о судьбах России. Славянофилы и за падники. Русский утопический со циализм. Истоки российской интел лигенции. Нацио нальные элиты и имперские инте ресы в XIX веке

циальной идеологии; причины зарож-

дения революционного направления

и его усиления в пореформенный пе-

риод; какая социальная группа и поче-

му занимала ведущие позиции; опре-

деляющее направление национальной

политики и причины ее ужесточения;

личности: Александр I, Николай I,

Александр II, Александр III, Уваров,

Леонтьев, Тихомиров, Ильин, Гра-

новский, Кавелин, Бакунин, Голова-

чев, Европеус, Унковский, Герцен, Огарев, Чернышевский, Серно-Соло-вьевич, Заичневский, Нечаев; понятия: теория официальной народ ности, западники, славянофилы, ли берализм, консерватизм, российский революционализм, интеллигенция, разночинцы, правомерная бюрокра тическая монархия, всесословная правомерная монархия. Уметь: выявлять особенности рос сийского либерализма и его отличие от западноевропейского; устанавли вать причинно-следственные связи; работать с текстом учебника; анали зировать документы, факты; обсуж дать проблемные вопросы; структу рировать учебный материал в виде тезисного плана, схемы

просы;рабо-

та с текстом

учебника,

документом;

схемы:

«Структура

власти»,

«Революци-

онные дви-

жения»; те-

зисный план,

эссе, рефера ты; работа с дополни тельной ли тературой, интернет-ресурсами

словный

строй в ус-

ловиях мо-

дернизаци-

онных про-

цессов. Вы-

ступления

разночин-

ной интел-

лигенции

сия-

"тюрьма

народов"?»,

«Россия

крепка

единоду-

шием бес-

пример-

ным»

(С. С. Ува-

ров); ре-

фераты об исто рических личностях (на вы бор). 2. §41, подгото виться к семи нару

61-

62

Человек

в эпоху станов ления

2

Семинар

Человек и простран-

ство. Человек

и техника. Человек

и город. Человек

Знать: как изменилось пространство

всемирной истории и России в Новое время, в эпоху становления и разви тия индустриального общества;

Беседа; ра-

бота с тек стом учеб ника, табли-

Задания

к уроку повторе ния темы


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

и раз вития индуст риаль ного обще ства в Рос сии и в мире

&

и жилище. Человек в движении. Ос новные направле ния научно-техни ческого прогресса. Изменение соци альной структуры индустриального общества. Завер шение промыш ленного переворота в России

каковы технические открытия и изо бретения, новые явления в промыш ленности, на транспорте, в средствах связи; особенности урбанизации се редины и второй половины XIX в.; какие особенности трудовой и семей ной жизни промышленных рабочих отражало их жилище; суть принципи альной новизны миграционных про цессов эпохи индустриализации по сравнению с мобильностью населе ния в прежние времена; понятия: индустриальное общество, урбанизация, миграция, иммигранты. Уметь: работать с текстом учебника, документами, анализировать, делать выводы; высказывать свое мнение, аргументировать его; устанавливать причинно-следственные связи

цей; сообще ния

63-64

Повто рение. «Рос сия и мир в эпоху ста новле ния и раз вития инду-стри-ально-го об-

2

1.        Урок
практи
ческого
приме
нения
знаний
и уме
ний.
Урок-
презен
тация
проек
тов.

2.        Урок
контроля

Индустриальное общество и осо бенности перехода к нему России. Российские рефор мы в XIX в.: при чины, цели, проти воречия. Россий ская власть и об щество: поиск оп тимальной модели общественного развития. Империя и народы. Человек в эпоху становле-

Знать: основные вопросы темы, ключевые понятия, выдающихся лич ностей и каков их вклад в историю. Уметь: осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в ис точниках различного типа; извлекать необходимую информацию из источ ников, созданных в различных знако вых системах (текст, таблица, график, аудиовизуальный ряд и др.); отделять основную информацию от второсте пенной, критически оценивать досто верность полученной информации; передавать содержание информации адекватно поставленной цели (сжато,

Презентация проектов, рефераты; дискуссия, проблемные вопросы, бе седа; табли ца, схема, график, тес ты, понятий ный аппарат; работа с до полнитель ной литера турой,

Повторить основные вопросы, понятия темы, под готовиться к зачету


Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

щест-ва»

знаний, умений, навыков. Урок-зачет-

ния и развития ин дустриального об щества

полно, выборочно); переводить ин формацию из одной знаковой систе мы в другую; развернуто обосновы вать суждения; давать определения; приводить доказательства; объяснять изученные положения на самостоя тельно подобранных конкретных примерах; владеть основными видами публичных выступлений (высказыва ние, монолог, дискуссия, полемика); следовать этическим нормам и пра вилам ведения диалога (диспута); представлять результаты изучения исторического материала в форме ре ферата, в виде презентации проектов

интернет-ресурсами

Обоб щаю щее по вторе ние (2 ч.)

65-66

Обоб щаю щее по вторе ние. «Рос сия и мир. Древ ность. Сред неве ковье. Новое время»

2

Урок

контроля

знаний,

умений,

навыков.

Зачет

Исторический про цесс и историче ская наука. Циви лизации Древнего мира. Древнейшая история нашей Ро дины. Россия и мир в эпоху Средневе ковья. Россия и мир в раннее Новое вре мя. Россия и мир в эпоху становле ния и развития ин дустриального об щества

Знать: основные вопросы курса, особенности исторического пути Рос сии, ее роль в мировом сообществе; ключевые понятия, выдающихся лич ностей и каков их вклад в историю. Уметь: объяснять смысл и значение важнейших исторических понятий; давать характеристику историческим деятелям; читать историческую кар ту; анализировать; делать выводы; высказывать свое мнение; представ лять исторический материал в виде схемы, таблицы, тезисного плана; да вать развернутый или краткий ответ; работать с тестами

Беседа; пись менные от веты, тесты, таблица, схе ма; работа с картой

Вопросы, предло женные учителем

67-68

Резерв

2

Краевые диагностические работы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...

Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...

Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...

рабочая программа по истории 5 класс Рабочая программа по истории 11 класс

поурочно-тематическое планирование по истории для 5 классапоурочно-тематическое планиросание по истории для 11 класса к учебнику Данилова...

Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе УМК ...

Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе:УМК &laqu...