Статья "Системный подход развития умений и навыков в изучении истории"
статья по истории по теме

Историческое образование сегодня – один из наиболее сложных и противоречивых элементов федеральной системы образования. Процесс преподавания истории стал более разнообразным, интересным и личностно окрашенным. Учитель получил не только декларированное, но и практическое право выбора концепции программ и учебников, что приблизило образовательную ситуацию в школах России к общемировым образовательным процессам. За «самостоятельной позицией» педагогов подчас кроется как содержательный, так и методический учительский непрофессионализм также (что еще более опасно) внедрение в сознание подрастающего поколения сомнительных и деструктивных для общества идей (экстремистского, националистического, религиозно-сектанского и иного характера).

Обновление школьного исторического образования предполагает системный подход развития умений и навыков в изучении истории и ориентацию развития личности школьника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistemnyy_podhod.docx33.08 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Хошеутово»

 «Системный подход развития умений и навыков в изучении истории»

2011 год

Историческое образование сегодня – один из наиболее сложных и противоречивых элементов федеральной системы образования. Процесс преподавания истории стал более разнообразным, интересным и личностно окрашенным. Учитель получил не только декларированное, но и практическое право выбора концепции программ и учебников, что приблизило образовательную ситуацию в школах России к общемировым образовательным процессам. За «самостоятельной позицией» педагогов подчас кроется как содержательный, так и методический учительский непрофессионализм также (что еще более опасно) внедрение в сознание подрастающего поколения сомнительных и деструктивных для общества идей (экстремистского, националистического, религиозно-сектанского и иного характера).

Обновление школьного исторического образования предполагает системный подход развития умений и навыков в изучении истории и ориентацию развития личности школьника.

Уже сегодня необходимо знать, какие требования к образованию предъявляют стандарты нового поколения. Предполагается, что результатом изучения истории является развитие у учащихся широкого круга компетентностей – социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.

Предметные результаты изучения истории выражаются в следующих качествах:

  1. Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;
  2. Владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
  3. Способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
  4. Готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

   Совершенствование формирования у  учащихся умений и навыков учения во многом зависит от единства во взглядах на сущность этих понятий. В педагогической литературе встречаются различные определения данных понятий. В одних случаях умения определятся как готовность к практическим действиям, выполняемых сознательно на основе приобретенных знаний. В других , как способности человека выполнять действия, приобретенные на основе знаний и опыта. Имеют место определения умений как практического действия, осознанной, преднамеренной интеллектуальной деятельности. В пособии по дидактике под редакцией М. А. Данилова и М. Н. Скаткина речь идет об умениях и навыках, которые являются усвоенным опытом различных способов деятельности. Эти и другие определения умений свидетельствуют об отсутствии единого подхода к данному вопросу. По-видимому, причиной этого является сложность понятия, многогранность его свойств. Следует также учесть, что подходы к определению данного понятия во многом берут свое начало в исследованиях психологов.

   Существует единое толкование понятия «навык». Психологи объясняют навыки как «автоматизированные компоненты сознательного действия человека, которые вырабатываются в процессе его выполнения».

   В связи с тем, что практически невозможно отдать предпочтение какому-либо одному определению, выделим общие и отличительные признаки умений и навыков.

   Общее между ними состоит в том, что они представляют собой результат овладения способами учебно-познавательной деятельности. Этот результат выражается в готовности (способности) человека совершать действия.

   Общим признаком умений и навыков является и то, что они характеризуют готовность школьника совершать действия, которая приобретена на основе усвоения способов учебно-познавательной деятельности.

   Различия между умениями и навыками обнаруживаются в процессе их формирования. Умения формируются упражнениями в изменяющихся условиях, т. е. в процессе переноса способов действий в несколько измененную и новую учебную ситуацию. При совершенствовании умений они в целом не автоматизируются, поскольку этому процессу не подвержено  центральное звено решения мыслительных задач: нахождение принципа (основной идеи) ее решения на основе связи известного с неизвестным. Поэтому отмечается, что действия, совершающиеся с помощью умений, всегда осознаваемы.

   Навыки вырабатываются многократными упражнениями в одних и тех же условиях деятельности. При этом совершаемое действие носит автоматизированный характер, а контроль  за его выполнением осуществляется главным образом подсознательно. Это разгружает мозг, помогает решать ему сложную мыслительную задачу.

            Обучение по своей природе  и по особенностям его организации процесс достаточно сложный. С одной стороны, он предполагает вооружение учащихся суммой действенных знаний, т. е. знаний, легко и сознательно применяемых в любой ситуации. Параллельно с этим и во взаимосвязи с ним идет другой, не менее важный процесс формирования приемов учебного труда, определенных умений, дающих возможность учащимся усваивать знания легко и, более того, приобретать их самостоятельно.

Фонд действенных знаний – это материал для формирования учебных умений; вместе с тем сформированные умения дают возможность пополнять этот фонд новыми знаниями.

 Главной целью своей педагогической деятельности я считаю формирование творчески мыслящей личности, способной к саморазвитию и самовыражению. Поэтому в своей работе я пытаюсь формировать и развивать творческие способности учащихся, развивать логическое мышление и умение адаптироваться в жизни, умение самостоятельно находить решение поставленных задач. Свою роль в процессе образования вижу в том, чтобы быть не просто источником информации, а капитаном, указывающим цель, задающим верный курс в организации самостоятельной работы учащихся.

В соответствии с поставленной целью, своими задачами считаю:

- активизацию познавательной активности учащихся, через систему нетрадиционных уроков

- развитие умений рассуждать и мыслить

- развитие творческих способностей учащихся, через систему индивидуальных и коллективных творческих заданий

- развитие умений работы с текстами (учебника, исторических источников)

- развитие навыков работы с картами и иллюстративным материалом.

В процессе своей работы я реализую метод дифференцированного обучения, личностно ориентированного подхода к учащимся.

 Применяю в своей практике коллективную, групповую и индивидуальную форму обучения. В групповой технологии можно выделить групповую работу (на принципах дифференциации) и межгрупповую (каждая группа имеет свое задание в общей цели). Эта форма работы лучше, чем фронтальная обеспечивает учет индивидуальных особенностей учащихся, открывает большие возможности для кооперирования, для возникновения коллективной познавательной деятельности. Данная технология позволяет обучать как сильных, так и слабых учеников, в основе подхода к ребенку лежит сотрудничество. Она обеспечивает активность учебного процесса и достижение высокого уровня усвоения содержания, оказывает мощное стимулирующее действие на развитие ребенка. Групповые технологии как коллективная деятельность предполагают: взаимное обогащение знаниями учащихся в группе; организацию совместных действий, ведущую к активизации учебно-познавательных процессов; распределение начальных действий и операций (задается системой заданий); коммуникацию, общение, без которых невозможны распределение, обмен и взаимопонимание, благодаря которым планируются адекватные учебной задаче условия деятельности и выбор соответствующих способов действия; обмен способами действия для решения проблемы; взаимопонимание.

В своей работе стараюсь широко использовать проблемный метод обучения. Проблемное обучение способствует целенаправленной оптимизации педагогического процесса. Проблемное обучение можно подразделить на три разновидности (в порядке возрастания сложности и увеличения доли самостоятельной работы учащихся): проблемное изложение, поисковая беседа, исследовательский метод. В методической литературе приводятся классификации познавательных задач и заданий, их характеристика. В начале дадим определения понятий «Задача» и «Задание».

Задача-это:

  1. Поставленная цель, которую стремятся достигнуть.
  2. Поручение, задание.
  3. Вопрос, требующий решения на основании определенных знаний и размышления; проблема.

Задание - один из методов обучения и проверки знаний и практических навыков учащихся, применяемых во всех типах общеобразовательных и специальных учебных заведений.

Познавательная задача – это такие условия в учебных ситуациях, которые не только побуждают ученика к оперированию известными знаниями в новых ситуациях, но и ведут к открытию новых способов действий с историческими, материалом.

Задачи – прогнозы направлены на умение выстраивать причинно-следственные связи и аргументированного выбора.

Задания-дискуссии требуют самостоятельной выработки решения на основе нескольких точек зрения. В заданиях - противоречии сталкиваются новые знания со старыми. В заданиях – размышлениях, фантазиях важен не конечный вывод, а процесс творческой деятельности.

Упражнения – это задания на манипуляцию и оперирование историческими датами, терминами, понятиями, названиями.  В упражнениях нужно знать материал, чтобы им оперировать. Они хороши для тренировки и выполнения приемов по заданному образцу. Все три типа заданий способствуют формированию умений по истории. В современной школе они входят в комплекты рабочих тетрадей по всем курсам.

Существуют различные классификации. Остановимся на некоторых из них. Классификация Горы П.В.:

  1. Логические задания – мыслительные задания, активизирующие преимущественно абстрактно-логическое мышление учащихся. Содействуют формированию умений осмысливать сущность фактического материала, усваивать теоретические сведения в форме понятий разной широты обобщения.
  2. Проблемные задания – особый вид логических заданий, построенных на несоответствии наличного уровня знаний и умений ученика к требующемуся для решения поставленной задачи. В процессе ее решения ученики овладевают опытом творческой деятельности, т.е. способностью при решении каждой новой задачи находить свой оригинальный способ ее решения, опираться как на имеющиеся знания и умения, так и на догадку и интуицию.
  3. Образные задания – задания, обучающие видеть, адекватно усваивать и производить в образной форме внешние признаки исторических событий и их деталей, деятельности людей – участников исторического процесса.

Таким образом, одним из важнейших задач в предложенных классификациях является прочное и глубокое усвоение и в рамках разрешения этой задачи можно использовать различные типологии.

          Иногда стараюсь так сформулировать тему урока, чтобы она заставляла ребят задуматься, сделать свой собственный вывод по изучаемой на уроке проблеме.

Изучение новой темы стараюсь строить в виде проблемной беседы, используя вопросы типа «Как вы думаете?..», «Как вы считаете…?», «Что бы вы сделали на месте того или иного исторического лица?»

Предлагаю самим проанализировать или построить какую-нибудь схему, таблицу и т. п.

Не тороплюсь сама давать правильный ответ, призываю самим найти правильное решение проблемы.

В младшем среднем звене довольно часто предлагаю написать сочинение от лица какого-нибудь исторического лица или участника того или иного исторического события.

Исторические диктанты, составление и разгадывание исторических кроссвордов, тестовые и контрольные работы позволяют проверить уровень развития каждого ученика.

 Часто использую работу по составлению таблиц. Предлагаю ученикам самим заполнить элементы таблицы по аналогии с тем, что мы сделали вместе. Это способствует формированию информационной компетентности учащихся: учит выделять главное в тексте, систематизировать полученную информацию, формулировать главную мысль своими словами, четко и понятно. Стараюсь использовать в своей работе и метод проектов, так как считаю, что подобный вид деятельности способствует наиболее полному раскрытию и развитию творческого потенциала личности ребенка. Овладевая методом проектов, учащиеся учатся планировать свою работу, устанавливать точные календарные сроки выполнения своей работы.

 Учащиеся готовят доклады, рефераты, пишут сочинения – эссе.

 В старших классах изготавливают мультимедийные пособия – презентации. Представляют свои проекты на внеклассных мероприятиях для младших классов.

  В своей работе стараюсь использовать различные формы нестандартных уроков: Урок-суд, урок – исследование, урок-экскурсия, урок- соревнование, все это не только способствует повышению познавательной активности учащихся, но и развивает творческие способности личности учащихся.

Традиционный подход в обучении – это процесс вербальной передачи знаний от учителя к ученику посредством демонстрационно-объяснительных методов. Но такие методы не всегда достигают поставленной цели, поэтому на мой взгляд, эффективен деятельностный подход в изучении истории.

Системный подход развития умения и навыков учащихся при изучении истории нацелен на формирование личности, гражданской ответственности. Этот подход базируется на личностно-ориентированных, интерактивных развивающих технологиях обучения.

Ничто так не развивает школьника среднего звена, как игры на уроке истории. В 8, 9 классе, где достаточно много учеников  педагогически запущенных, довольно часто я провожу  часть урока в форме игры: «В купеческом доме», « Кто помнит?», « Найди правильный ответ», История в лицах», «История в датах». Игра может быть групповой, а можно дать задания индивидуально на карточках. Причем, задания могут быть разного уровня, чтобы использовать индивидуальный подход. Проведение игр, викторин, конкурсов дает положительные результаты. Повышается интерес к предмету, улучшается память, появляется умение работать с информацией, добывать самостоятельно знания. Ученики сами пытаются составить вопросы для игры. В 8 классе после прохождения темы: «Консульство и образование наполеоновской империи» ученики составили игровые вопросы:

«Найди правильный ответ»

  1. Кто стал первым консулом во Франции

а. Талейран

б. Наполеон

в. Жозеф Фуше

2. При ком появился лозунг «Свобода, равенство, собственность»

а. Людовик XVI

б. Наполеон

в. Людовик XVIII

     3. Какая религия объявлялась религией большинства французов

          а. Католицизм

б. Протестантизм

          в. Православие

    4.  Кто был первым императором Франции

     а. Наполеон

б. Людовик XVIII

в. Талейран

«История в лицах и фактах»

  1. В 1804 году он становится императором. Для этого случая была изготовлена золотая корона, он сам возложил себе  на голову. В 1805 году он короновал как король Италии. И здесь он сам возложил корону на голову, которую когда-то носил сам Карл Великий.
  2. «Последний крестьянский сын совершенно также, как и дворянский из древнейшего рода, мог достигнуть в ней высших чинов». О чем писал немецкий поэт Генрих Гейне.
  3. Закончите фразу Наполеона:
  4. «Моя истинная слава не в том, что я выиграл сорок сражений: Ватерлоо изгладит память обо всех этих победах. Но, что не может быть забыто, что будет жить вечно - это мой …..».

Игра «Да или  нет».

  1. Наполеон – житель Италии
  2. Армия – главная опора Наполеона
  3. Нельсон – английский адмирал»
  4. Кутузов воевал на стороне Франции
  5. Александр I подписал Тильзитский мир.

«Знаешь ли ты?»

  1. Кто въехал на белом коне в Париж
  2. Куда был сослан Наполеон после поражения под Лейпцигом.

Игровые моменты я также использую при изучении исторических личностей. Одной из важнейших задач социальной адаптации является формирование у школьников умение анализировать и оценивать поступки, черты характера, слова людей, среди которых они живут. Моя деятельность способствует формированию у учащихся адекватной оценки  окружающего мира.

По темам, касающимся культуры я провожу уроки-экскурсии. Ребята получают задания подготовить самостоятельно сообщение по творчеству художников. Например:  «Экскурсия по Третьяковке». Тема «Русская культура 19 века». Ребята делятся на пары. Каждая пара делает сообщение о художнике  и о его картинах. Мои ученики знают о художниках очень мало. Такие уроки помогают им приобщаться к искусству, развивают умение поиска  информации, повышения  собственной  самооценки.

Сегодня основную  цель современного образования можно сформулировать следующим образом: разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, педагогически запущенных), обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

Главная же задача и обязанность учителя – помочь ученику принять и выполнить принятое им решение. Помочь сделать правильный выбор, определиться в сфере своих познавательных интересов. Помочь составить или откорректировать программу самообразования, подобрать нужную литературу, поставить познавательную задачу, адекватную интересам и возможностям ученика, своевременно его проконсультировать и проконтролировать, обеспечить своевременное достижение каждым, как минимум, обязательного уровня общеобразовательной подготовки.

Очевидно, что реализовывать новые цели образования невозможно, если ученик  пассивно усваивает готовые истины. Необходим его самостоятельный поиск, в процессе которого как раз и приобретается опыт общения, целеполагания, достижения поставленных целей, опыт рефлексивной самоорганизации и самооценки – то есть формируются способности к самодеятельности. Значит, для формирования деятельностных способностей необходимо постоянно тренировать обучающихся в выполнении различных видов деятельности.

Виды учебной деятельности, применяемые в моей практике преподавания истории и их практическая значимость:

Работа с учебной и справочной литературой (поиск необходимой информации из разных источников); ученики  знакомятся с многообразием источников информации: учебник, словарь, справочник, хрестоматия, базы данных интернета; учатся быстро ориентироваться в многопрофильном потоке информации, осуществлять ее обработку, делать выводы, извлекать уроки и т.д.

Составление опорных конспектов в виде плана, схемы, графика, диаграммы, рисунка и т.д. Позволяет систематизировать учебную информацию, расположить ее в логической последовательности, выделить главное, аргументировать свою позицию, закрепить знания и умения практически.

Составление древа понятий; данный порядок работы с исторической терминологией позволяет всесторонне раскрыть историческое понятие, добиться научного и эффективного приращения знаний и умений у учащихся практической деятельности.

Составление характеристик исторических личностей. Требует большой работы. Можно квалифицировать деятельность исторической личности на основании оценок современников. Оценки бывают противоположные. Ученику приходиться изучать много литературы, что сделать выводы по данному историческому персонажу. Сложно составлять  биографическую  справку, если квалифицировать действия личности как разрушительные и созидательные. Немногие ученики могут справиться с такой работой, но они учатся  давать собственную оценку.

Сравнительная характеристика исторических явлений.

Работа с исторической картой. Этот вид учебной деятельности позволяет не только получить систематизированную историческую информацию о том или ином событии, явлении, процессе, но и умело ориентироваться в историко-географическом пространстве.

Анализ исторических источников (документов).  Один из ведущих видов познавательной деятельности в процессе изучения истории, который способствует формированию таких учебных умений и навыков как: анализ, синтез, сравнение, обобщение, оценка и критическое отношение к различным интерпретациям исторических фактов.

Компетентность выпускника общеобразовательной школы должна сочетать в себе фундаментальные и практические знания, включая научные представления о важнейших сферах социальной жизни и основных видах деятельности людей, о возможностях достижения успеха в том или ином виде деятельности, о проблемах, которые на пути к успеху требуют решения; ценностные ориентиры деятельности; социальные нормы, ее регулирующие; умения и навыки, позволяющие осуществлять типичные виды социальной деятельности; опыт применения полученных знаний и умений в познавательной и практической деятельности, в повседневной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование и развитие умений и навыков в аудировании при подготовке к итоговой аттестации по английскому языку за курс начальной школы

Умения в аудировании являются необходимыми при обучении иностранному языку, но, в тоже время, это и один из видов речевой деятельности, который вызывает наибольшие трудности у учащихся. Тем более акту...

Сообщение: «Развитие умения пользоваться навыками общения в повседневной жизни»

Сообщение для педагогов РЦ для воспитанников с отклонениями в умственном развитии....

Формирование у школьников практических умений и навыков при изучении школьного курса «Географии»

Статья  «Формирование у школьников практических умений и навыков при изучении школьного курса «Географии» актуальна, т.к. учитель  современной школы должен научить выпускника школы сам...

Формирование у школьников практических умений и навыков при изучении школьного курса «Географии».

Работа «Формирование у школьников практических умений и навыков при изучении школьного курса «Географии» актуальна, т.к. учитель  современной школы должен научить выпускника школы самостоятельно ...

Упражнения для развития коммуникативных умений и навыков в изучении иностранного языка

Данный материал содержит описание некоторых упражнений, направленных на развитие коммуникативных умений и навыков, Каждый вид приведённых упражнений проиллюстрирован наглядными примерами и может быть ...

Развитие коммуникативных умений и навыков на уроках истории и обществознания как средство социализации личности обучающихся (весенняя методическая сессия учителей-2019)

Коммуникативная компетентность относится к группе ключевых компетентностей, то есть имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому ее формированию следует уделять пристальное внимание.Коммуникати...

ФОРМИРОВАНИЕ КАРТОГРАФИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ В ИЗУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Значительное место в преподавании географических дисциплин зани-мает работа с географическими картами. Работа с картами заменяет непо-средственное изучение территорий на поверхности Земли, помогает во...