Великие просветители Европы
презентация к уроку истории (7 класс) по теме

Остапец Елена Анатольевна

Разработка урока истории для 7 класса по теме Великие просветители Европы с презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon Великие просветители Европы460.55 КБ

Предварительный просмотр:

Великие просветители Европы

(урок истории в 7 классе)

Цели урока: 

  1. познавательная: выявить основные идеи просветителей, определить их роль в истории общества
  2. развивающая: формировать умение использовать исторический источник при ответе на вопросы, развивать умения анализировать, обобщать, высказывать и объяснять свою точку зрения
  3. воспитательная: способствовать формированию у учащихся ценностного отношения к знаниям, уважения к людям науки, чьи идеи легли в основу теории правового государства и гражданского общества.

Оборудование: раздаточные материалы- тексты, содержащие фрагменты исторических источников

Электронные образовательные ресурсы:  мультимедиапрезентация

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность

уч-ся

Медиа

сопровож-

дение

Орг. момент

Постановка цели.

XVIII век, к изучению истории которого мы приступаем, историки назвали эпохой  просвещения и временем преобразований. Перемены в обществе предвосхитили мыслители-вольнодумцы, впоследствии названные просветителями.

На сегодняшнем уроке мы познакомимся с идеями некоторых просветителей, попробуем понять, почему историки назвали их просветителями и дали им высокую оценку «великие»

Записывают

тему урока

на экране –тема урока

Изучение новой темы

Знание исторической обстановки, в которой жили и творили просветители, позволит нам лучше их понять, полнее и объективнее оценить. Вспомним и представим обобщенную характеристику европейского общества XVII века. Дадим ему оценку.

Кто они, просветители? К каким группам населения принадлежали?

Франсуа Мари де Вольтер. Историк, писатель, поэт, драматург, публицист, физик, один из самых великих философов мира, родился в семье преуспевающего французского буржуа. Отец был сборщиком налогов и нотариусом. Рано начал писать стихи и пьесы, которые благосклонно принимались публикой. Был королевским историографом, членом французской академии, жил при дворе французского, а затем прусского короля. За сатирические стихи Вольтера дважды заключали в королевскую тюрьму. Постановлением парижского парламента его «Философские письма» были публично сожжены, а он во избежание  кары вынужден был скрыться и на долгие годы уехать из Франции.

Жан-Жак Руссо. Философ, педагог, композитор, вырос в семье женевского часовщика. С детских лет познал труд, нужду, унижение. Много скитался по Европе, служил то лакеем, то писцом, то учителем музыки. Какое-то время работал секретарем французского дипломата в Венеции. Писал книги, подвергшиеся по приказу властей публичному сожжению, скрывался от преследований.

Джон Локк родился в семье преуспевающего английского адвоката, ярового сторонника реформации. С блеском закончил престижную лондонскую школу, затем Оксфордский университет, где по окончании преподавал древние языки. Получив приглашение, работал домашним врачом и воспитателем в семье будущего лорд-канцлера.

Жан Мелье- сын ткача, выучившийся по настоянию родителей на священника, всю свою жизнь провел в сельском приходе. Мелье приходилось изо дня в день служить религии, которую он презирал, и внушать прихожанам веру, которую сам не разделял. Свои страдания, сомнения, раскаяния в вынужденной лжи Мелье выразил в «Завещании».

Шарль Монтескье- выходец из знатной и богатой семьи французского дворянина. Отец его был членом городского парламента. Получив прекрасное образование, 10 лет исполнял обязанности президента парламента города Бордо. Вернувшись на родину после путешествия  по Европе, всецело отдался наукам и литературным занятиям.

Дени Дидро родился в семье ремесленника. Отец мечтал, чтоб сын стал священником. Но он посвятил жизнь изучению языков и естественных наук, зарабатывая на жизнь уроками, переводами. За публикацию «Письма о слепых» его бросили в королевскую тюрьму. Дидро, увлеченный науками, привлек для сотрудничества лучшие умы эпохи и создал многотомную энциклопедию всех достижений века от ремесел до искусств. Сторонники старых порядков назвали энциклопедистов «сборищем еретиков, врагов Бога, короля и церкви» и запретили издание. Последующие издания «Энциклопедии» осуществлялись нелегально.

Адам Смитт родился в семье английского таможенного чиновника, который умер за несколько месяцев до рождения сына. Мама привила ему вкус к книгам. Обучаясь в университете города Глазго, Смитт уже в 17 лет имел репутацию ученого и странного человека: он имел привычку говорить сам с собой. Сочетание энциклопедической учености с исключительной добросовестностью и научной честностью позволили Смитту открыть экономические законы рыночного хозяйства.

Жак Тюрго, происходивший из старинной нормандской семьи дворянина, в новой послереволюционной Англии был назначен министром финансов и провел смелые экономические реформы, необходимые с точки зрения человеческого разума и направленные на свободу конкуренции.

Итак, кто они, просветители? К каким группам населения принадлежали?

Вы правы: будучи выходцами из разных слоев населения (дворянства, духовенства, горожан, буржуа), просветители выполняли разную профессиональную деятельность. Что объединяло этих очень разных людей? В чем их величие?

Предлагаю обратиться к историческим источникам (приложение №1) и, работая в парах, ответить на вопросы к ним.

Итак,

1. Каково отношение просветителей к существующим порядкам?

2.  Какие явления жизни и почему просветители подвергают особой критике?

3.О каких естественных правах человека пишет Джон Локк? Почему он относит к  собственности не только имущество человека, но и его жизнь и свободу?

4. Что понимает Монтескье под свободой? Как, по его мнению, можно ее обеспечить? 

5. Какие свободы могут обеспечить справедливый общественный порядок? 

6. Как относились просветители к частной собственности? Как они объясняли свое отношение к ней?

7.Как, по мнению просветителей, можно было создать  новый  общественный порядок?

8. Каково отношение  мыслителей к революции?

Как видим, этих разных людей  объединяла способность  критически мыслить, озабоченность по поводу существующих порядков. Считая феодальные порядки неразумными, эти вольнодумцы посчитали необходимым заменить их «разумными», основанными на естественных правах человека: свободе, равенстве, собственности. Просветители исходили из того, что в первую очередь  просвещение и воспитание может привести к изменению существующих порядков. Некоторые из них не исключали  и революции.

9. Интересы какой части общества выражали просветители?

10. В чем состояло значение идей просветителей для их современников?  

11.  Что в  их взглядах кажется вам странным и неосуществимым? Какие  их  идеи вы не разделяете?

12. Какие идеи просветителей особенно актуальны сегодня для нашей страны?

13. Какие личностные черты привлекают вас в просветителях? Почему?

Закрепление – тест (приложение №2)

Домашнее задание: прочитать параграф 20 и устно ответить на вопрос 8.

Перечисляют

основные черты общества по ее сферам, оценивают XVII век как начало нового времени

слушают, ищут ответ на вопросы

Отвечают на поставленные вопросы

Читают и анализируют исторические источники

Дают ответы: высказывают, объясняют свою точку зрения, записывают в тетради

Дискуссия

Устно выполняют тестовые задания и обосновывают выбор ответов.

на экране –

последовательно проходят слайды 2-6

слайд 7

слайд 8

слайд 9

слайд 10

слайд 11

слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Приложение №1

Великие просветители Европы

Прочитайте высказывания просветителей и ответьте на вопросы.

Отношение к существующим порядкам

Руссо: «Человек рожден свободным, а между тем везде он в оковах»

Мелье: «Все короли и князья тираны».

Мелье: «Оттого одни упиваются и объедаются, роскошествуют, а другие умирают с голоду, что есть частная собственность. Оттого одни почти всегда веселы и радостны, а другие вечно в трауре и печали»

Из статей «Энциклопедии наук, искусств и ремесел»: «Крестьяне унижены, угнетены, постоянно обременены тяжелыми повинностями. Свобода крестьянина обрабатывать землю так, как он считает нужным, явля ется условием не менее необходимым для его процветания, и любые стеснения в этом отношении жестоки. Произвольное налогообложение совершенно явно пре пятствует всем усилиям крестьян, уменьшает капиталы, которые они могли бы вложить в землю, подрывает корни доходов государства, распространяя возмущение и страх.

          Император во время своей поездки по стране в июне 1773 года... принимал петиции от своих поддан ных... Среди петиций он обнаружил и следующую, состав ленную в таких словах: «Всемилостивейший и вседобрейший государь, четыре дня барщины в неделю, пятый рыбная ловля, а шестой охота с сеньором, седьмой посвя щен Богу. Посуди сам, твое Императорское Величество, мо жем ли мы платить налоги?..»

Мелье: « Все, что ваши богословы и священники с таким рвением и уверенностью расписывают вам о небесных наградах и страшных адских муках,- все это не что иное, как надувательство. Религия поддер живает даже самое дурное правительство, а правительство, в свою очередь, поддерживает религию, даже самую неле пую, самую глупую»

Вольтер: «Церковь всегда хотела распространиться и пользовалась всяким возможным оружием, чтобы отнять у нас наше достояние и наши жизни…История церкви- это непрерывная цепь распрей, обмана, притеснений, мошенничества и убийств. Религия причиняет только зло. Куда ни повернись, везде вы увидите, что священники неизменно проповедовали бойню… Разрушьте старое здание обмана!,  Раздавите гадину!»

1. Каково отношение просветителей к существующим порядкам?

2. Какие явления жизни и почему просветители подвергают особой критике?

Идеал общественного устройства

Д. Локк: «Человек рождается, имея право на полную свободу и неограниченное пользование всеми правами и привилегиями естественного закона в такой же мере, как всякий другой человек или любые другие люди в мире; и он по природе обладает властью не только охранять свою собственность, то есть жизнь, свободу и имущество, от повреждений и нападений со стороны других людей, но также судить и наказывать за нарушение этого закона других, как того заслуживает, по его убеждению, данное преступление”.

Шарль Монтескье: «Свобода  - право делать то, что дозволено законом. …В каждом государстве есть три рода власти... В силу первой государь или учреждение создает законы... В силу второй власти он объявляет вой ну и заключает мир, посылает или принимает по слов, обеспечивает безопасность... В силу третьей власти он карает преступления и разрешает столкновения частных лиц...Если власть законодательная и исполнитель ная будут соединены в одном лице или учрежде нии, то свободы не будет. Не будет свободы и в том случае, если судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной. Если она соединена с законода тельной властью, то жизнь и свобода граждан окажутся во власти произвола, ибо судья будет законодателем…  Необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы сдерживать друг друга».

Вольтер: «Я не согласен с тем, что вы говорите, но буду до последней капли крови защищать ваше право высказать вашу собственную точку зрения».

Руссо: «Государство чрезвычайно заинтересовано в том, чтобы каждый гражданин исповедовал религию, которая заставляет его любить свой дом».

Вольтер: «Если бы Бога не было, его следовало бы выдумать, но вся природа свидетельствует, что Бог есть».

Ш. Монтескье: «Принцип демократии разлагается не только тогда, когда утрачивается дух равенства, но и тогда, когда доводится до крайности, и каждый хочет быть равным с тем, кого он избрал в свои правители».

Вольтер: «Равенство есть вещь самая естественная, и в то же время химера».

Руссо: «Что касается богатства - ни один гражданин не должен быть настолько богат, чтобы быть в состоянии купить другого, и ни один - настолько беден, чтобы быть вынужденным продавать себя…Если вы хотите придать государству прочность, то сблизьте крайние ступени, насколько это возможно; не допускайте ни богачей, ни нищих!».

Мелье: «Каким великим счастьем было бы для людей, если б они сообща пользовались жизненными благами. Люди должны владеть всеми благами и богатствами земли сообща и на равных правах, и пользоваться ими тоже сообща и равномерно. На  земле  хватит  благ  для   всех,   если   она  будет в общем владении».

Вопросы:

3.О каких естественных правах человека пишет Джон Локк? Почему он относит к  собственности не только имущество человека, но и его жизнь и свободу?

4. Что понимает Монтескье под свободой? Как, по его мнению, можно ее обеспечить? 

5. Какие свободы могут обеспечить справедливый общественный порядок? 

6. Как относились просветители к частной собственности? Как они объясняли свое отношение к ней?

Пути и средства совершенствования общества

Д. Дидро: сам факт систематически представленного прогрессивного знания (издание «Энциклопедии наук, искусств и ремесел»)  «приведет к изменениям общественной действительности … естественный свет разума есть основа не только познания, но и поведения людей, главное средство совершенствования общества».

Д.Локк: «Надо воспитывать прежде всего человека, а не чиновника, не солдата, не судью, не ученого. Если же воспитать человека, то он может быть и хорошим судьей, и хорошим солдатом, он будет хорошим исполнителем при любых обстоятельствах..Воспитатель должен создать условия для формирования характера и ума».

Вольтер: «Самое счастливое для людей, когда государь - философ»

Адам Смит:  «Для того чтобы поднять государство с самой низкой ступени варварства до высшей ступени благосостояния, нужны лишь мир, легкие налоги и терпимость в управлении»

Вольтер: «Труд избавляет человека от трех главных зол — скуки, порока и нужды»

Руссо: «Насилие,  которым движется деспотизм,  может быть ликвидировано только при помощи насилия.. Как некоторые болезни производят переворот в головах людей и отнимают у них память о прошедшем, так и в течении  жизни государств встречаются иногда бурные эпохи, когда революции производят на народы то же действие, какое известные кризисы производят на отдельных индивидов, когда ужас прошлого заменяет забвение, и государство, охваченное междоусобными войнами, возрождается, так сказать, из собственного пепла и вновь приобретает силу юности, вырвавшись из рук смерти… Мы приближаемся к кризису и к веку революций».

Мелье: «Объединись же, народ, если у тебя есть  здравый ум... поощряйте все друг друга к такому благородному, смелому и важному делу! Начинайте с тайного сообщения друг другу своих мыслей и желаний! Ниспровергайте повсюду троны! Размозжите все эти коронованные головы!»

Вопросы:

7.Как, по мнению просветителей, можно было создать  новый  общественный порядок?

8. Каково отношение  мыслителей к революции?

9. Интересы какой части общества выражали просветители?

10. В чем состояло значение идей просветителей для их современников?  

11.  Что в  их взглядах кажется вам странным и неосуществимым? Какие  их  идеи вы не разделяете?

12. Какие идеи просветителей особенно актуальны сегодня для нашей страны?

13. Какие личностные черты привлекают вас в просветителях? Почему?

Приложение №2

Мыслители эпохи Просвещения

1.        Выберите правильный ответ.

Мыслителям эпохи Просвещения было свойствен но критическое отношение к:

а)        современной им действительности

б)        человеку, его возможностям и способностям

в)        науке, ее способности изменить мир

2.        Найдите лишнее.        
Французские философы-просветители:

а)        Вольтер

б)        А. Смит

в)        Ш. Монтескье

3. Закончите высказывание Вольтера.

«Самое большое счастье для людей, когда государь — ...

а)        ...философ»

б)        ...добр»

в)        ...честен»

4.        Приведите в соответствие:

1)        Ш. Монтескье        а) издание   «Энциклопедии наук, искусств и    

                                            ремесел»

2)        Ж. Ж. Руссо        б) учение о происхождении неравенства

3)        Д. Дидро                 в) учение о разделении законодательной,  

                                         исполнительной и судебной власти          

5. Найдите ошибку в описании.

По мнению А. Смита, главный источник общест венного богатства — это труд. Он считал, что го сударство не должно вмешиваться в экономиче скую жизнь, и предлагал отменить крупную част ную собственность:

а)        на самом деле Смит выступал за активное вме шательство государства в экономическое разви тие

б)        на самом деле главным источником обществен ного богатства он считал торговлю

в)        на самом деле Смит считал частную собствен ность естественной и необходимой предпосылкой жизни общества


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

День славянской письменности и культуры. Великие просветители

Работа представляет собой подборку материалов к классному часу или внекласному мероприятию по литературе. В ней можно узнать о Кирилле и Мефодии,создавших славянскую азбуку....

Великие гуманисты Европы

Развитие науки, культуры, политики невозможно без изменений во взглядах людей на окружающий мир, его восприятии.На этом уроке нам предстоит узнать, что такое гуманизм и познакомиться с самыми выдающим...

Внеклассное мероприятие по литературе «Великие просветители Кирилл и Мефодий – создатели славянской азбуки»

Разработка внеклассного мероприятия по литературе ко Дню славянской письменности и культуры...

конспект урока по теме "Великие просветители Европы" 7 класс

Конспект урока по теме "Великие просветители Европы" 7 класс ...

Великие просветители Европы

Материал поможет Вам проиллюстрировать ту информацию,которую вы будете преподносить учащимся по теме урока....

7 класс Тест Великие просветители Европы

Тест. 7 класс. Великие просветители Европы...

Методическая разработка "Проверочная работа "Великие просветители Европы"

Проверочная работа "Великие просветители Европы"...