Современные образовательные технологиях и методики, используемые в практической профессиональной деятельности
статья по истории по теме

1. Технология развития критического мышления учащихся.

2. Игровые технологии.

3. Групповая технология.

4. Проектная технология.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennye_obrazovatelnye_tehnologiyah_i_metodiki.docx27.85 КБ

Предварительный просмотр:

 Современные образовательные технологиях и методики, используемые в практической профессиональной деятельности

п/п

Современные образовательные технологии и/или методики

(Название, автор/авторы)

Цель использования технологии/методики

Описание порядка использования (применения)

технологии/методики в практической профессиональной деятельности

Результат использования технологии/методики

1.

Технология развития критического мышления учащихся

 (Дж. Стил, К. Мередит, Ч. Темпл)

  1. Развитие логического (правильного), рефлексивного мышления,
  2. Научить  разумно  рассматривать разнообразные подходы к  принятию обоснованного, аргументированного, взвешенного решения ,
  3. Научить рассматривать проблемы, включающего оценку самого мыслительного процесса.

Технологические этапы реализации

технологии:

I.этап. Вызова:

  1. пробуждение интереса к получению новой информации;
  2. постановка учеником собственных   целей обучения.
    Возможные приемы и методы:   
    - рассказ-пред положение по ключевым  сло вам;
    - кластеры, таб лицы;
    - верные и не верные утверж дения;
    - перепутанные логические це почки и др.

II.этап. Осмысление содержания: 

  1. получение новой информации;  
  2. корректировка учеником поставленных  целей обучения.
    Возможные приемы и методы: 
    - методы ак тивного чтения: маркировка с использованием значков  «V», «+», «—», «?»;
    - ведение раз личных записей типа двойных дневников,  бор товых журналов;
    - поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы и др.

 III.этап. Рефлексии:

  1. размышление, рождение нового знания;
  2. постановку учеником новых целей обучения. Возможные методы и приемы: 
    - заполнение кластеров, таблиц,
    - установление причинно- следственных связей между блоками информации,
    - возврат  к ключевым словам, верным  и неверным утверждениям,
    -  ответы на поставленные вопросы,
    - организация различных видов дискуссий,
    -  написание творческих работ,
    - исследования по отдельным вопросам темы и т. д.

На входном и итоговом  контроле  (диагностические работы) определяется уровень развития  критического мышления.

2.

Игровые технологии

  Ю.С.Арутю нов, М.М.Бирштейн, В.Н.Бурков, .А.Вербицкий, Б.Н.Гераси мов, Р.Жуков, В.Ф.Комаров, М.М. Крюков, А.Л.Лифшиц, В.Я. Платов, Н.В.Сыскина, И.М. Сыроежин, А.П.Панфилова, В.С. Шмаков, Г.П.Щедровицкий.

  1. Дидактические:
    - расширение кругозора,
    - познавательная деятельность,
    - применение ЗУН в практической деятельности,
    - развитие трудовых навыков.
  2. Воспитывающие:
    - воспитание самостоятельности,
    - формирование определенных  подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок;

- воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.

  1. Развивающие:

    - развитие внимания, памяти,
      речи, мышления,
   - умений сравнивать,
     сопоставлять, находить
      аналогии,

     - воображения, фантазии,
      творческих способностей,

     - эмпатии, рефлексии, умений
      находить оптимальные
      решения,
   - развитие мотивации учебной
     деятельности.

  1. Социализирующие:
    - приобщение к нормам и ценностям общества;
    - адаптация к условиям среды;
    - стрессовый  контроль, саморегуляция;
    -  обучение общению.

Этапы проведения  игры:

  1. Введение в игру: 
  1. знакомство со смыслом,
  2. знакомство с целями и задачами игры, общим регламентом,
  3. осуществляется консультирование, инструктаж.  
  1. Распределение участников на группы (5-7 человек): 
  1. выбор лидера в каждой группе,
  2.  распределение игровых ролей.  
  1.  Погружение в игру: 
          /учащиеся
     получают игровое задание/.  
  2. Изучение и системный анализ: 
  1. анализ предлагаемую ситуацию,
  2. осуществляют диагностику,
  3. формулируют, ранжируют проблемы,
  4. знакомятся с правилами поведения и правилами игры.
  1. Игровой процесс: 
  1. поиск или выработка вариантов решений,
  2. прогноз возможных потенциальных проблем, рисков и других последствий, рассматриваемых решений и конкретных действий,
  3. расчеты и заполнение документов.
  1. Общая дискуссия: 
  1. обмен мнениями, оппонирование,
  2.  вопросы и ответы с распределением специальных ролей
  1. Подведение итогов игры: 
  1. оценивание решений,
  2. знакомство с разными стратегиями,
  3. определение их эффективности и конкурентоспособности,
  4.  подсчет баллов, штрафных и поощрительных очков.
  1.   Рефлексия: 
  1. личностная,
  2. интеллектуальная,
  3. коммуникативная,
  4.  кооперативная.
  1.   «Выгружение» из игры: 
  1. разработка «Памятки» или «Уроков, которые можно извлечь»,
  2. выявление смыслов, возникающих после игры и др.

Этапы проведения ролевой игры:

  1. Введение в ролевую игру.
  2. Предъявление ситуации и распределение ролей по сценарию.
  3. Разыгрывание ситуаций.
  4. Послеигровое обсуждение, рефлексия.

Эффективность реализации игровой технологии   определяется уровнями сформированности ментального (умственного) опыта учащегося, анализ которых указан при анализе  мониторинга уровней знаниевой составляющей компетентностей.

Высокая результативность участия в предметных олимпиадах.

Ежегодное участие в интеллектуальных играх.

     

3.

Групповая технология

И.В. Первина, В.К. Дьяченко,

  1. Формирование самооценки и взаимооценки у учащихся.
  2. Формирование коммуникативной компетентности.
  3. Развитие саморегуляции учеников:
    - правильно воспринимать требования, предъявляемые к ученику,
    - правильно оценивать свои возможности,
    - предъявлять требования к самому себе,
    - анализировать трудности и находить пути их преодоления.
  4. Формирование положительного отношения к учению и умственному труду.
  5. Формировать умение планировать свои действия и время.  
  6. Воспитывать взаимоответственность.
  7. Возможность управления становлением внутриколлективных личностных взаимоотношений.
  8. Подготовить учащихся к общению.
  9.  Взаимное обогащение учащихся на уроке.

  1. Предварительная работа:
  1. предварительный контроль для определения внеурочной информированности учащихся по данной теме,
  2. подготовка руководств, заданий и подбор различных дополнительных материалов для работы групп,
  3. формирование групп с учетом оптимального количества членов, информированности, способностей и взаимоотношений учащихся.
  1. Подготовка к выполнению группового задания:
  1. постановка проблемной ситуации (познавательной задачи),
  2. инструктаж о последовательности работы,
  3. раздача дидактического материала по группам (единое или разные задания в рамках общей темы).
  1. Групповая работа:
  1. знакомство с материалом, планирование работы в группе,
  2. распределение знаний внутри группы,
  3. индивидуальное выполнение задания,
  4. обсуждение индивидуальных результатов работы в группе,
  5. обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения),
  6. наблюдение учителя за работой групп с целью преодоления затруднений, анализа ошибок и объема выполненой работы,
  7. подведение итогов группового задания.
  1. Заключительная часть:
  1. сообщение о результатах работы в группах,
  2. анализ познавательной задачи, рефлексия,
  3. общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи,
  4. дополнительная информация учителя на группу.

1. Повышение качества слабых учеников.

2. Уменьшение количества изолированных и отвергнутых учащихся при соцоиометрическом исследовании взаимоотношений учащихся.

3. Нормализация самооценки учащихся.

4.Повышение уровня воспитанности .

4.

 

Проектная технология

 Д. Дьюи, У.Х. Килпатрика, В.Н. Шульгина, М.В. Купенина, Б.В. Игнатьева и др.;
Е.С. Палат, В.Д. Симонентко, Г.И. Кругликов, В.В. Гузеев и др.

  1. Развитие проектной культуры учащегося.
  2.  Обогащение  его опыта творческой, коммуникативной деятельности.
  3. Опыт  саморазвития учащегося.

Описание порядка использования (применения) технологии

  1. Подготовительный этап:
  1. мотивация,
  2. целеполагание,
  3. планирование,
  4. организация группы.
  1. Основной этап:
  1. обсуждение путей реализации,
  1. определение способа представления,
  2. сбор информации,
  3. творческая переработка,
  4. выполнение проекта.
  1. Заключительный этап:
  1. защита проекта,
  2. проверка и оценка результатов,
  3. анализ выполнения проекта и достигнутых результатов.

Ежегодное участие в Декаде Науки и Творчества:  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные образовательные технологии и методики , их эффективное применение в практической деятельности учителя. Метод проектов

Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает.    Великий учитель вдохновляет....

Современные образовательные технологии и методики в практической профессиональной деятельности учителя

Современные образовательные технологии и методики в практической профессиональной деятельности учителя Из опыта работы учителя математики ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МЕТОДИК

Современные образовательные технологии дают простор для творческого самовыражения и самореализации ученика. С их помощью можно добиться большей результативности в развитии внимания, мышления, воображе...

Об использовании музыкальным руководителем Новгородовой Т.П. в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик.

В статье описано, как и какие современные технологии использует в своей работе Новгородова Т. П.: интегративные технологии, технологии развивающего обучения, личностно-ориентированные, социоигровые, з...

IV критерий Владение современными образовательными технологиями, эффективное применение их в практической профессиональной деятельности

Эффективное использование современных образовательных технологий в соответствии с результатом Самоанализ результатов применения в практической деятельности современных образовательных технологий...