Развитие отечественной культуры в 18 веке.
презентация к уроку истории (8 класс) по теме

Урок истории в 8 или 11 классе в зависимости от уровня подготовки учащихся с использованием презентации

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kultura_rossii_v_18_veke.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Культура России во второй половине18 веке

Цель: 

- познакомить учащихся с развитием российской науки, образования, искусства, архитектуры,  особенностями развития культуры;

- воспитывать чувство гордости за свою страну;

- развивать умения давать характеристику художественному произведению; развивать умение определять направления развития культуры; развивать чувство прекрасного;

- совершенствовать творческие способности учащихся.

Оборудование: мультимедийная презентация.

Понятия: культура, классицизм, барокко, сентиментализм; «просвещённый абсолютизм».

Ход урока:

Учитель:  

18 век открывает собой культуру нового времени, искусство светское, отказавшееся от древнерусских традиций и влившееся в поток высокохудожественных произведений. Сегодня мы познакомимся с изменениями в области культуры в эпоху дворцовых переворотов.

Задача: в конце урока назвать новые явления  культуры второй половины 18 века.

1 слайд.

Учитель: Для начала прошу дать определение понятия  культура (вся человеческая деятельность и её результаты)

 Мы знаем, что все сферы деятельности общества связаны между собой, поэтому прошу вас ответить на вопрос:

Что появилось нового в разных сферах жизни общества во второй половине 18 века?

  1. Развитие ремесла, торговли, мануфактурного производства.
  2. Изменение системы органов государственного управления.
  3. Расширение связей с зарубежными странами.

Учитель: Следовательно, главной задачей, вставшей  перед Россией, было создание образовательной системы, адекватной новой культуре.

2 слайд.

 Обращаю ваше внимание на слайд и предлагаю сделать вывод о характере развития образования в данный период?

«Науки юношей питают…» М.Ломоносов

1751 – Морской шляхетский корпус;

1764 - Смольный институт для благородных девиц

1757 – открытие академии художеств.

         Учащиеся: Т.О. Основное внимание уделялось образованию дворянских детей в закрытых учебных заведениях, образование носило сословный характер в то же время светский, с практической направленностью.

3 слайд.

Учитель: предлагаю познакомиться с 3 слайдом и ответит на вопрос после текста. Екатерина II: «Черни не должно давать образование, поскольку она будет знать столько же, сколько вы да я, то не станет повиноваться нам в той мере, в какой повинуется теперь».

Учитель: В чём была опасность подобного положения? (Основная масса населения погружалась во тьму невежества, это тормозило культурное развитие страны и губительно сказывалось на всех сферах жизни страны).

4 слайд, изображение университета

Учитель: встал вопрос о создании общеобразовательной школы, но важнейшим шагом было первоначально создание высшего гражданского учебного заведения - Московского университета (1755).  Куратором был елизаветинский вельможа И.И.Шувалов, известный меценат. Однако идейным строителем был гениальный русский учёный М.В.Ломоносов. Университет был бессословный, три факультета: философский, юридический, медицинский

Всё более остро ощущается потребность в школьном образовании, проекты образования были поручены И.И.Бецкому. И следующим шагом стало создание школы для представителей разных сословий.

5 слайд, школьное образование.

1786 - открытие народных училищ.

Малые училища (2 класса), главные училища (среднее образование),

1788 г. Главное народное училище (выпускало учителей)

Всего училось в разных учебных заведениях до 65 тыс. человек, а в стране всего 37 млн. человек. Из 1 тыс. обучались 2.

Т.о. к концу 18 века образование стало всесословным, носило светский характер.

Учитель: Что дало стране увеличение числа образованных людей? (ответ учащихся)

Но хочу обратить ваше внимание на способы поддержания дисциплины в школах.

6 слайд. Правила обучения.  

И.И.Бецкой пропагандировал гуманное образование, в реальной жизни все было по-другому.

 «В воспитании  «первая вещь есть жезл…», за пропуски уроков розги, за более серьёзные проступки – плети, арест, ссылка на каторгу;

 «для унятия крику и бесчинства выбрать из гвардии добрых солдат и быть им по человеку во всякой коморе во время учения и иметь хлыст в руках, буде кто из учеников станет бесчинствовать, оных бить.

Учитель:  Объясните причину столь жестокого обращения с учащимися (обучение до 20 лет в школе, отсутствие стройной системы обучения, дидактики, методики).

Учитель: В 18 веке начинают развиваться научные знания.

7 слайд. Ломоносов

Определяющей фигурой русской науки этого периода был Михаил Васильевич Ломоносов.

         Сообщение учащегося о Ломоносове. Яркая и удивительная судьба гениального русского учёного – Михаила Васильевича Ломоносова, родившегося в 1711 г.  В далёкой поморской деревне Мишанинской, что возле Холмогор. В 1730 году выхлопотав паспорт отправился в далёкую Москву. Там поступил в Славяно-греко-латинскую академию, обучался в Петербургской академии, в Германии, 5 лет провёл за границей в самостоятельной учёбе. Глубокие знания, исключительная одарённость, самостоятельность мышления способствовали формированию незаурядного исследователя, учёного с огромным диапазоном знаний и интересов.

Учитель: 1. Дайте оценку роли М.В.Ломоносова в развитии Российской науки и культуры 18 века, почему его называют энциклопедистом?

  2. Какие гениальные догадки и открытия М.В.Ломоносова ставят достижения русской научной мысли на уровень мировой науки?

8 слайд.

Гуманитарные науки: Растёт интерес общества к историческому прошлому России, появляются и первые историографические труды «История Российская Василия Никитича Татищева (1688-1750), исторические труды М.В.Ломоносова, М.М.Щербатова и др.

9 слайд.

 Географические науки. 1745 – «Атлас Российской империи», 1756 – Степан Крашенинников описал Камчатку (карта).

Сообщение:  (20-40гг. 18 века) 1733-1743 гг. организована - Вторая Камчатская экспедиция. В ней участвовало 13 кораблей и 1 тыс. человек. Витус Беринг и Алексей Иванович Чириков подтвердили наличие пролива между Азией и Америкой, названного именем Беринга.

Изучалась территория Урала, Поволжья, Крыма, Сибири. Итоги этих экспедиций грандиозны: описаны рудные месторождения, собраны материалы по физической и экономической географии, зоологии, ботанике, этнографии.

1768-1769 гг. снаряжается экспедиция П.К.Креницина и М.Д.Левашова для изучения русской Америки – Аляски. Первое русское поселение на о.Кадьяк основывается русским купцом и землепроходцем Г.И. Шелеховым в 1784г.

10 слайд. Технические науки.

Сообщение. Ряд интереснейших достижений имела в России и техническая мысль. Гениальные изобретения опережали то, что появлялось в ту эпоху за рубежом. Но в большинстве случаев технические новшества не находили практического применения. Талантливый самородок Иван Иванович  Ползунов (1728-1766) изобрёл паровой двигатель. Талантливый механик Иван Петрович Кулибин (1735-1810)  был непревзойдённым мастером часового дела. Широко известны его астрономические часы, показавшие времена года, месяцы, часы, минуты, секунды, фазы Луны, время восхода и захода солнца в Петербурге и Москве изобрёл водоходы и самобеглую коляску, прожектор, протезы для инвалидов.

 11 слайд Литература.

Учитель: Дворянская литература развивается в русле классицизма. Идейной основой была борьба за национальную государственность под эгидой абсолютизма Русскому классицизму был свойственен высокий гражданский пафос, сильные просветительские тенденции и рано созревшие обличительно-сатирические моменты.

Антиох Дмитриевич Кантемир, создал цикл из девяти сатир. Основной их темой была борьба с суеверием, невежеством, высмеивание дворянской спеси, напудренных и разодетых щёголей

Василий Кириллович Тредиаковский (1703-1769) сыграл видную роль в становлении русской светской поэзии.

        Имена следующих деятелей литературы вам известны. По описанию определить имя писателя.

Выдающийся русский писатель, историк. В центре внимания его произведений жизнь обыкновенного человека и доброе гуманное, сочувственное отношение к нему. «Бедная Лиза» и др. (Николай Михайлович Карамзин (1766-1826),)

          От стихотворных сатир, переводов он переключается на драматургию. Его пьесы имели большой успех «Бригадир», «Недоросль». (Денис Иванович Фонвизин (1745-1792)

Разрушитель традиции классицизма в русской лирике. Вся поэзия приблизилась к русской природе, быту, прославление подвигов. (Гаврил Романович Державин)

12 слайд. «Бунтовщик хуже Пугачёва» Александр Радищев 

Учитель: Почему Екатерина  II таким образом отозвалась о нём?

А сейчас выслушаем полный ответ.

Сообщение. В «Путешествии из Петербурга в Москву» сделал серьёзную заявку на переход от сентиментализма к реализму. Определил крепостничество как безусловное зло, с одобрением писал о попытках борьбы крестьян, произведение выходило за рамки просветительской идеологии.

Учитель: Т.о. Таков вкратце сложный процесс развития литературы 18 века, в котором отражалось сложность развития страны.

13 слайд.  Журналистика.

Первый журнал в России был научно-популярным, «Ежемесячные сочинения к пользе и увеселению служащие». А,Сумароков «Трудолюбивая пчела», в 1769г. 8 новых изданий, журналы стали издавать представители разночинской интеллигенции. Среди журналов этого времени первое место занимают «Трутень», «Живописец», «Пустомеля», «Кошелёк» Н.И.Новикова. Их востребованность связана с критическим направлением. Активно появляются научные, специализированные издания

.

14 Слайд. Театральная культура.

Учитель: Когда появился в России первый театр? ( при Алексее Михайловиче Тишайшем )

Сообщение: В 18 столетии в России довольно широкое развитие получило театральное искусство, преодолев тесный круг придворного общества. Первый русский общедоступный театр был создан в 1756г. в Ярославле выходцем их костромских мещан Ф.Г.Волковым (1729-1763). Он стал государственным, профессиональным, постоянным, публичным, вышел из дворцовых покоев. Во главе театра стоял А.П.Сумароков. Это был широко образованный человек, автор поэтических и драматических произведений. Помещался театр в демократической части Петербурга – на Васильевском острове, на спектакли допускались зрители всех сословий, при условии: «чтобы одеты были не гнустно». Русский театр вошёл в историю как трагический, театр гражданских чувств и патриотических идей

Учитель: «Отцом русского театра» считают Фёдора Григорьевича Волкова. Художник А.П.Лосенко запечатлел для потомков облик творца русского театра. Предлагаю продолжит работу по совершенствованию умения описывать произведения искусства и описать предложенный портрет, опираясь на памятку.

15 слайд (учащиеся описывают потрет по памятке на слайде)

Учитель: А сейчас вашему вниманию представляется образец описания.

Сообщение: На портрете работы художника А.П.Лосенко изображён знаменитый русский артист 18 века Фёдор Григорьевич Волков. При одном взгляде на картину мы сразу понимаем, что это человек большой артистической натуры. А.Ф.Волков красив, у него высокий лоб, тонко очерченный рот, открытый, умный взгляд больших красивых глаз. Энергичный разворот фигуры, бегущие складки одежды подчёркивают активный, деятельный характер Волкова. Художник сумел передать в портрете лучшие черты талантливого человека.

16 слайд

Сообщене: К 50-80гг относится возникновение крепостных театров в дворянских усадьбах, наиболее известен театр графов Шереметевых в Кусково и Останкино, Юсуповых в Архангельском. В труппе Шереметева блистала крепостная актриса, певица П.И.Ковалёва-Жемчугова (1768-1803). На примере жизни крепостных актёров виден ужасающий трагизм положения крепостного интеллигента, подчас широко образованного и одарённого человека, находившегося в полной власти невежественного помещика крепостника.

К 70-м годам относится становление русской национальной оперы (главным образом комической). Таковы оперы Е.И.Фомина (1762-1800) «Ямщики на подставе» и «Мельник- колдун, обманщик и сват», М.Матинского Санкт-Петербургский гостиный двор». Наряду с оперой появляется камерная и инструментальная музыка.

17слайд. Архитектура

Учитель: Одной из наиболее ярких страниц в истории российского искусства стало изобразительное искусство 18 века. Изобразительное искусство этой эпохи во многом носит торжественно-праздничный характер, отличается необыкновенной пышностью, игрою красок, форм, линий. Оно словно отражает рост могущества грандиозной империи под властью абсолютного монарха. В творчестве архитекторов воплощены лучшие национальные традиции русского зодчества, обогащённые мировым наследием.

Стиль барокко:  торжественность, пышность, обилие декоративных деталей, основательность, сложность.

Классицизм:  следование требованиям античности.

Сообщение. Наиболее ярким талантом был Варфоломей (Бартоломмео Франческо) Растрелли (1700-1771). По происхождению итальянец, в Россию приехал в 16 лет с отцом. Среди основных работ: дворец в Петергофе, дворцовый ансамбль в Царском Селе, четвёртый Зимний дворец в Петербурге, особняки Воронцова и Строганова.

Петергофский дворец по своей конструкции состоит из боковых каменных флигелей, соединённый с центральным зданием крытыми галереями, с расположенным перед дворцом огромным парадным двором. Архитектура этого здания ещё довольно скромна. Фантазия архитектора нашла простор в завершении боковых павильонов изумительными пышными куполами, придающими ансамблю весьма торжественный вид.

В полном блеске творчества Растрелли развернулось при постройке Царскосельского дворца. Из конструкции, напоминавшей Петергофский дворец, надстройкой галерей он резко вытянул весь фасад дворца, придав ему грандиозный размах. Яркой конструктивной особенностью интерьера стала торжественная антифилада залов, как бы уходящая в бесконечность.

Лебединая песня архитектора – Зимний дворец в Петербурге. Грандиозный, прямоугольный в плане, он имеет уже внутренний двор. Растянутость дворца вдоль величественной набережной Невы и великолепной Дворцовой площади не делает его приземистым. Наоборот дворец поражает сочетанием своей мощи, грандиозности со стремительностью вверх.  Растрелли щедро применил во внешнем декоре дворца элемент колонн. Самые разнообразные они образуют стройные вертикальные линии, завершаемые изящными скульптурами, как бы тающими в воздухе. Построенный, по словам Растрелли, «для славы российской», Зимний дворец – наиболее выдающееся творение парадной архитектуры русского классицизма.

18 слайд.

Сообщение. Среди талантливых русских зодчих в первую очередь следует упомянуть В.И.Баженова (1737-1799) великого русского зодчего представителя русского неоклассицизма.

Творчество Баженова характерно своей яркой новизной, «непохожестью» на архитектуру середины столетия. Для неоклассицизма характерно глубокое уважение античной классики с её строгостью и продуманностью форм. Баженов обильно применял колоннаду,  гирлянды, барельефы. Вместе с тем для его дворцов присуща спокойная монументальность. Неоклассицизм Баженова надолго определил пути развития русской архитектуры. Примером его деятельности стал загородный Царицинский дворец. Сочетая во внешнем декоре старомосковское узорочье, кокошники, колоны-дудочки, стрельчатые проёмы дверей. Среди частных заказов большое значение приобрёл дом Пашкова в Москве – шедевр русского классицизма.

19 слайд.

Сообщение. В строительстве крупных общественных сооружений в Москве внес великий русский зодчий М.Ф.Казаков (1738-1812), его основные работы: сооружение здание Сената в Московском кремле, здание Галицинской больницы, Московский университет, Петровский дворец в Москве. Продолжал совершенствовать неоклассицизм сделав его ещё строже и проще.

20 слайд.

Сообщение. Лучшей постройкой Е.И.Старова (1745-1808) стал дворец Г.А.Потёмкина в Петербурге, более известный как Таврический дворец. Стены здания совершенно гладкие. Чудесны внутренние покои дворца, вместо стен здесь применена двойная прозрачная колоннада.

21 слайд. Живопись

Учитель. Одной из наиболее ярких страниц в истории российского искусства стало изобразительное искусство 18 века. Изобразительное искусство этой эпохи во многом носит торжественно-праздничный характер, отличается необыкновенной пышностью, игрою красок, форм, линий. Оно словно отражает рост могущества грандиозной империи под властью абсолютного монарха. Интересны достижения в 18 веке были в области живописи, где сквозь официальную парадность постепенно прорывается психологизм и реализм в изображении характера человека.

Сообщение. Жизненная правда уже пробивается в портретах А.П.Антропова (1716-1795), солдатского сына по происхождению. Он явился основателем нового жанра живописи – камерного портрета. Примером может служить портрет А.М.Измайловой, перед нами предстаёт довольно чопорная нарумяненная старуха.

22 слайд

Сообщение. Дальнейшим шагом в развитии этого жанра явилось искусство Федор Степанович Рокотова (1736-1808). Наряду с пышным парадным портретом в творчестве Рокотова появляется портрет неофициальный, интимный, все внимание в котором обращено не на пышные одежды, а на лицо человека. Именно таким является портрет поэта Майкова. портреты Струйской, Екатерины, её сына Павла, графа Орлова.

Николай Заболоцкий следующим образом, описывает портрет Струйской, художника Рокотова, тонко раскрывается характер подхода художника к изображению человека:

Учащийся.

Любите живопись, поэты!                                Её глаза, как два обмана,

Лишь ей единственной, дано                        Покрытых мглою неудач.

Души изменчивой приметы                        Соединенье двух загадок,

Переносить на полотно.                                Полувосторг, полуиспуг,

Ты помнишь, как из тьмы былого,                        Безумной нежности припадок,

Едва закутана в атлас,                                Предвосхищенье смертных мук.

С портрета Рокотова снова                                Когда потёмки наступают

Смотрела Струйская на нас?                        И приближается гроза,

Её глаза – как два тумана,                                 Со дна души моей мерцают

Полуулыбка, полуплач,                                Её прекрасные глаза.

23 слайд.

Сообщение. Многообразно и широко творчество Дмитрия Григорьевича Левицкого (1735-1822гг.)  Парадные портреты Левицкого наполнены великолепием разнообразнейших одежд, передают богатство предметной фигуры. Но вместе с тем живописец умеет в рамках предметных поз и жестов показать реальные чёрточки характера, разрушая тем самым показную  монументальность и парадность образа. Примеры тому портрет богатейшего заводчика П.А.Демидова. Изображённый с лейкой на фоне построенного им Воспитального дома. Меняется композиция картины. Здесь не только портретное изображение, но и расширенная экспозиция, где невозможно представить без его дел на благо государство. Серия портретов благородных воспитанниц Смольного института.

24 слайд.

Сообщение. Продолжателем традиций Левицкого был  Владимир Лукич Боровиковский (1757-1825гг.) в портретах которого искусство психологизма достигло большой высоты. Мастер изображения человеческих чувств, Боровиковский близок к сентиментализму. Работы его эмоциональны. Таковы портреты мечтательной и томной М.И.Лопухиной – один из лучших образцов жанра, царицы Екатерины 2, гуляющей в саду в простой одежде, без всяких признаков её царственного положения. Много уделяет внимания передаче эмоций, многие образы овеяны лёгкой грустью, фоном служат пейзажи.

25 слайд.

Ювелирное искусство.

 

Учитель. Подводя итог, хочу обратить ваше внимание на задачу, поставленную в начале урока (Какие новшества появились в культуре второй половине 18 века).

Учащиеся делают вывод: светский характер культуры, становление всесословного образования, появление новых жанров в живописи: портреты, историческая и пейзажная живопись, городской пейзаж театральные декорации, натюрморты, сцены из народной жизни.

Архитектура. В творчестве архитекторов воплощены лучшие национальные традиции русского зодчества, обогащённые мировым наследием. Стиль барокко:  торжественность, пышность, обилие декоративных деталей, основательность, сложность. Вписывали архитектурные ансамбли в пейзаж или городскую среду.

Домашнее задание:

Чем достижения  культура 18 века отличаются от достижений 17 века? Найти общее и различия.

Общее:

  1. Возрастание интереса к человеку, проявление личностного начала в творчестве
  2. Развитие и углубление связей с другими народами4
  3. Появление новых стилей и направлений в культуре;
  4. Обогащение культурно-социальной тематики и усиление демократизации;
  5. Осуществление дифференциации культуры (просвещение, наука, литература, живопись);
  6. Формирование национальной культуры.

Различия.17 век.

  1. Сохранение религиозного характера культуры, усиление процесса обмищрения;
  2. Преобладание традиций над новациями.

18 век.

  1. Светский характер культуры
  2. Насильственный характер ряда преобразований, подрывавших культурные традиции;
  3. Рост культурных различий общества;
  4. Сближение с Западом, освоение достижений западноевропейской культуры;
  5. Распространение культуры (школа, газета, журнал).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отражение Отечественной войны в культуре XIX века.

Данная статья предоставляет возможность практического использования материалов на уроках, во внеклассной работе, исследовательской деятельности учащихся при изучении тем Отечественной войны 1812г. с ц...

Презентация "Отражение Отечественной войны в культуре XIX века".

Данная презентация предоставляет возможность практического использования материалов на уроках, во внеклассной работе, исследовательской деятельности учащихся при изучении тем Отечественной войны 1812г...

Конспект урока и презентация по теме: "Тенденции развития европейской культуры 16 - 18 веков".

Конспект урока по теме: "Тенденции развития европейской культуры  16 - 18 веков" предназначен для учащихся 10 класса. К конспекту прилагается презентация урока....

«Роль русского языка в развитии Отечественной культуры, науки и образования»

Язык - это история народа... Язык — это путь цивилизации и культуры... Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, а насущной необходимостью.А.И. Ку...

Духовная жизнь и развитие мировой культуры в первой половине XX века

Презентация к уроку в 11 и 9-х классах по курсу всеобщей истории....

Особенности развития Отечественного хорового искусства в первой половине ХХ века

Начало XX века в России ознаменовалось разными историческими событиями и потрясениями (революции, войны), которые повлияли на изменение направлений и жанров в искусстве. Широко начала развиваться музы...