Методическая разработка урока "«Духовная жизнь и развитие отечественной культур в начале XX века (1900-1940гг)».
план-конспект урока по истории (11 класс)

Румянцева Ольга Юрьевна

Урок для 11 класса по истории России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konkursnyy_urok.doc187.5 КБ

Предварительный просмотр:


Пояснительная записка

Учебный предмет – история России.

Изучаемый временной период - конец XIX - XX века.

Тема урока: «Духовная жизнь и развитие отечественной культур в начале XX века (1900-1940гг)».

Класс – 11, социально-гуманитарный профиль. Учебная нагрузка по предмету история составляет 2 часа в неделю, 68 часов в год. В поддержку профильному направлению в учебный план включен предмет Мировая художественная культура - 1 час в неделю, 34 часа в год, усилена нагрузка по литературе до 3 часов в неделю -102 в год.

Предмет история преподается в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования, учебно-методического комплекса издательства «Просвещение»:  Левандовский А. А., Щетинов Ю. А., Мироненко С. В. / Под ред. Карпова С. П. «История России. ХХ - начало ХХI века. 11 класс. Базовый уровень».

В качестве дополнительного (интеграционного) материала использованы учебники:

  1. Учебник по Мировой художественной культуре (МХК), автор - Рапацкая Л.Я.: «Мировая художественная культура: учебник для учащихся 11 классов общеобразовательных учреждений», - издательство «Владос», 2014г.
  2. Учебник по Литературе, авторы - Смирнова Л.А., Михайлов О.Н., Турков А.М. и др.; / под редакцией Журавлева В.П.: «Литература (базовый и профильный уровни)», - издательство «Просвещение», 2016г.

Урок относится к разделу Духовная жизнь и развитие советской культуры и общества 1900-1940г.  По учебной программе на освоение материала отведено 2 часа.

Форма проведения урока: семинар с использованием интерактивных методов обучения и практической работой.

Модель: проблемно-диалогический урок.  Интеграция с учебными предметами: МХК, Литература, Обществознание. Урок ведет учитель истории. В качестве ассистента был задействован учитель русского языка и литературы.

Используемые приемы и методы для выстраивания линии урока:

  1. Постановка проблемы и задач путем проблемного диалога.  Создание проблемной ситуации достигнуто работой с художественным полотном Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина «Купание красного коня» 1912года.  
  2. Формулирование проблемы.
  3. Актуализация знаний. Версии учащихся через самостоятельный подбор фактов и мнений.
  4. Открытие нового знания. Рассказ учителя – расстановка фактов, мнений, событий. Выступления учащихся по проблемным темам.
  5. Аналитическая часть – диалог.
  6. Применение нового знания. Практическая работа с историческим текстом, анализ текста учениками под руководством учителя. Выстраивание выводов через вопросы и ответы, перенос на сегодняшнюю действительность.
  7. Оценка деятельности учащихся ими самими и отметка учителя.
  8. Домашнее задание.
  9. Домашняя подготовка для учащихся: изучить три основных направления и подготовить комплексные сообщения по темам: Русский космизм - период развития русской культуры до 1925 года. Социалистический реализм, как художественное направление.

Урок-пара: 2 часа по 45 минут.

Организация учащихся: класс разбит на 5 групп, по 5-6 учащихся для коллективной работы.

Цель урока – Выстроить полную картину мировосприятия человека сто лет назад для лучшего понимания общественно-политических процессов современности.

Задачи урока:

По освоению материала:

1. Вспомнить и проанализировать исторические факты, события, личностей за период с 1900 по 1940годы 20 века. Получить общую картину общественно-политических процессов в первые десятилетия 20 века.

2. Сопоставить сложившиеся тенденции общественно-культурной жизни на этот период.

Выявить противоречия (если таковые существуют) между духовно-нравственной сферой общественных отношений и государственным заказом на развитие общества.

3.Изучить вопрос «Формирования и развития советского народа, как новой социалистической общности трудящихся». Изучить новый материал.

4. Проанализировать объективные причины победы соцреализма и как факт-победу тоталитарного режима в советском государстве. Развивать аналитические способности.

5.  Провести аналогии с современностью, если таковые найдутся. Работать с аналогией и уметь сопоставлять факты и события, работать с историческим материалом.

По формированию компетенций:

  1. Самостоятельная подготовка – изучение фактического материала, работа с художественной литературой, с научно-публицистическими текстами. Самостоятельный поиск информации и анализ полученных данных.
  2. Самостоятельное выстраивание выступления, подготовка наглядного материала через слайды, вырезки из художественных фильмов, составление текста выступления.
  3. Работа в группе по поиску и обобщению материала.
  4. Аналитическая деятельность в ходе урока. Умение выстраивать логически заверенные цепочки и отстаивать свою позицию.
  5.  Публичное выступление - формирование устной речи.

Общие универсальные учебные действия:

Выработка навыков: самостоятельной поисково-аналитической работы.

Навык работы в команде.

Закрепление умений работы с информационными порталами через Интернет.

Закрепление или развитие умений работы с современными ИКТ технологиями.

Закрепление навыка публичных выступлений.

Развитие навыка работы с историческими документами, аналитика и формирование выводов.                            

Выработка умения переносить   полученные теоретические знания на действительность и применять их.                                

Оформление урока:

Материально-техническое оснащение: 5 ноутбуков для каждой группы, интерактивная доска, мультимедийный проектор, колонки. На доске термины: духовность, нравственность, культура, индустриальное общество, культурная революция, тоталитарный режим, культ личности. У каждой группы распечатанный исторический текст.

Использованы ресурсы:

  1. http://www.zavuch.info/ - Завуч инфо.
  2. http://ru.wikipedia.org/wiki/ - Википедия.
  3. http://www.museum-online.ru/ - Музей онлайн.
  4. http://mondvor.narod.ru/ - Ордена и медали Советского Союза.
  5.  http://ru.wikipedia.org/wiki/- Космизм как направление в искусстве.
  6.  http://www.museum.ru/-  Е.П.Маточкин. Н.К.Рерих и русский космизм
  7. http://www.icr.su/rus/about/direction/director/amaravella/-Л.В. Шапошникова.  Тернистый путь Красоты. Жизнь и гибель «Амаравеллы»

 

Интегрированный урок по истории Росси 11 класс.

Тема «Духовная жизнь и развитие отечественной культуры в начале XX века (1900-1940гг)».

Класс -11 (социально-гуманитарный профиль).

Урок

  1. Создание проблемной ситуации - первый этап урока.  Учитель выступает в роли экскурсовода, на экране полотно картины. Рассказ должен быть эмоционально захватывающим и познавательным, иначе подростку просто не интересно вас слушать.

Перед вами ребята, картина известного художника Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина «Купание красного коня» 1912года.

Вопрос классу: 

  1. Почему мною была выбрана именно эта заставка к уроку?
  2. Какое внутренне впечатление производит на вас это полотно? Какие вызывает эмоции?
  3. Какой цвет преобладает на полотне? Что этот цвет несет в себе?

Ответы учащихся (интеграция с МХК): Динамизм, движение, напор и грусть одновременно, во взгляде чувствуется печаль и мечта. Цвет – алый красный – означает красоту, свет, динамизм, призыв к борьбе – потрясения и революции. Цвет крови, цвет потери.

          Действительно картина явилась предвестником важных и необратимых событий, произошедших в мире вскоре после ее написания. Эти события изменили карту мира и ход истории особенно в России. Примерно в такой же ситуации оказалась и Германия, но сегодня мы будем говорить о российской истории, а именно о духовной жизни и развитии отечественной культуры в начале XX века (1900-1940гг).

Вопрос классу: Что означает слово духовность?

Ответ учеников (интеграция с обществознанием): Духовность — в самом общем смысле — совокупность проявлений духа в мире и человеке. В социологии, культурологии, а ещё чаще в публицистике «духовностью» часто называют объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральных ценностей и традиций, сконцентрированные, как правило, в религиозных учениях и практиках, а также в художественных образах искусства. В рамках такого подхода, проекция духовности в индивидуальном сознании называется совестью, а также утверждается, что укрепление духовности осуществляется в процессе проповеди (увещания), просвещения, идейно-воспитательной или патриотической работы. В марксизме духовность ассоциируется с идеологией.

На интерактивной доске выходит надпись:

ДУХОВНОСТЬ

Духовность человека — это богатство мыслей, сила чувств и убеждений.

Духовность — это состояние, духовная часть, ведомство, дух – бестелесное существо, бесплотный житель. (Записали в тетради учащиеся).

         Итак, фактически мы с вами буде сегодня рассуждать о развитии общественных отношений. О формировании взглядов и воззрений. Весь разговор, так или иначе, будет построен вокруг человека, личности, а отражением действительности всегда является культура.

Вопрос классу: Что такое культура по курсу обществознания?

Ответ ученика: Культура это – всё созданное человеком.

  1. Формулировка проблемы и постановка задач. Учитель лишь направляет ход рассуждений. Учащиеся сами формулируют проблему.

 Итак, давайте сформулируем цель нашего занятия.  

Дети: Выстроить полную картину мировосприятия человека сто лет назад. Понять, о чем думали и мечтали люди в начале века. Узнать новое о том времени для лучшего понимания современности.

Вопрос классу: Каким образом мы будем идти к поставленной цели?

Ответы: Читать исторические тексты, посмотрим учебник….

  1. Актуализация знаний. На доске выходят слайды (задачи)

     Шаг 1.: вспомнить и проанализировать исторические факты, события, личностей за период с 1900 по 1940годы 20 века.

Несмотря на то, что мы начали с вами беседу с возвышенных духовных рассуждений, историю творят личности. 20 век складывается из фактов и событий.  Давайте вспомним, что произошло в период с 1900 по 1940 годы  и внесем важные вехи в таблицу.

«Век мой, зверь мой, кто сумеет заглянуть в твои зрачки?»

«Мне на плечи кидается век волкодав» Осип Э. Мандельштам

Группам учащихся раздаются карточки (пустые) для заполнения, на слайдах выходят таблица с частями заполненным материалом, либо только даты, либо события. Через 2-3 минуты сопоставляем заполненные детьми таблицы и материал урока.  Совместно делаем вывод используя исторические и обществоведческие знания по переходу общества в новую индустриальную формацию.

Факт (дата)

События

Личности

1870г., 1890г.

Изобретение динамо-машины, передача электричества по проводам.

1908г.

Был создан автомобиль для массового потребления.

Г.Форд. США.

Первые образцы автомобилей были изобретены немецкими изобретателями К. Бенцом, Г. Даймлером. 1895 г. изобрели резиновые шины, 1906 гусеничные тракторы и бронетехника.

1906г.

Создание первых броненосцев на флоте.

А.А.Крылов.

1914г.

Четырехмоторный тяжелый бомбардировщик «Илья Муромец»

И.И. Сикорский.

В 1903 году братья Райт поставили на самолет легкий бензиновый двигатель. Авиастроение стало более доступным и перспективным. 1920 году Юнкерс перешли на цельнометаллические конструкции самолетов.

1937 год.

Совершили беспосадочный перелет через северный полюс из СССР в США.

Чкалов В.П., Громов М.М.

Конец 19 века начале 20 века изобрели железобетон, поролон, капрон, алюминий.

1912год

Первый дизельный локомотив в Германии.

Открываются метрополитены. Трамвайные линии.

Технический прогресс изменил облик города, внес корректировки в сельскую жизнь, изменил мировоззрение человека – «Человек – творец мира»!!!

Привел к переходу европейских стран и США к новому типу общества – индустриальному (слайд).

Вопрос классу:  Дайте определение индустриального общества?

Ответ учеников (интеграция с обществознанием): Промышленное общество - обозначение стадии развития общества, сменяющего традиционное, аграрное общество. Формирование индустриального общества связано с распространением крупного машинного производства, урбанизацией, утверждением рыночной экономики и возникновением социальных групп предпринимателей и наемных работников.

Интеграция в литературу:

          Это время роста городов, убыстрения процесса жизни. Одни восхищались городом (Брюсов, Северянин, футуристы):

Я люблю большие дома

И узкие улицы города, -

В дни, когда не настала зима,

А осень повеяла холодом.

…………………………….

Город и камни люблю,

Грохот его и шумы певучие, -

В миг, когда песню глубоко таю,

Но в восторге слышу созвучия.

Брюсов В.Я

Другие видели в росте городов угрозу национальным традициям, национальной душе (Блок, Белый):

Век девятнадцатый, железный,

Воистину жестокий век!

Тобою в мрак ночной, беззвёздный

Беспечный брошен человек!

                                    Но

Двадцатый век… Ещё бездомней.

Ещё страшнее жизни мгла…

Блок А.А.

Сквозь пыльные, желтые клубы

Бегу, распустивши свой зонт.

И дымом фабричные трубы

Плюют в огневой горизонт.

Белый А.

Работа в группах с фактическим материалом. Ребята заполните таблицы.

Факт (дата)

События

Личности

1905-1907 год.

Революция в России.

Гапон, Чернов, Гучков, Мартов, Ульянов.

1907-1909 год.

Столыпинские аграрные реформы.

П. Столыпин

1914-1918 год.

Первая мировая война.

Самсонов А.В., Ренненкампф П.К., Бруссилов В.В.

1917год.

Революции в России. Свержение самодержавия.

Романовы, Карнилов, Керенский, Львов, Ульянов.

1918-1922 год.

Гражданская война, становление советской власти, политика военного коммунизма, красный и белый террор, голод.

Лидеры белого и красного движения. Деникин. Юденич. Врангель. Колчак. Фрунзе, Дзерджинский, Каменев. Зиновьев и т. д.

1921- 1927 год.

НЭП

Бухарин Н.И., Рыков А.И.,

1927- 1937 год

Индустриализация, коллективизация.

Сталин И.В.

Создана централизованная система власти и управления обществом в СССР под руководством единственной партии – партии большевиков во главе с ее незыблемым лидером – И.В. Сталиным.

                

 Итак, мы видим, что произошли глобальные события, повлекшие за собой глобальные изменения в обществе. Назовите самые значительные на ваш взгляд?

Ответ:

  1. Свержение самодержавия и расстрел царской семьи.
  2. Установление диктатуры пролетариата.
  3. Победа сталинской оппозиции в 20 годы в борьбе за власть.

Вопрос: К чему в итоге мы с вами подошли? Давайте подведем итоги первого шага. (слайд про человека) Ученик зачитывает:

  1. В мире и в России складывается индустриальное общество. Быстрыми темпами развивается промышленность, строятся города и возводятся фабрики, наука шагает семимильными шагами, а роль человека в истории и развитии пересматривается с новых позиций, как человека творца мира.
  2. Несмотря на все достижения, Россия остается аграрной страной, где 80% населения составляли крестьяне, со всеми вытекающими отсюда проблемами.  В конце 1926года население СССР составляло 147 млн. человек, вначале 1929 – 153млн. человек, в 1930- 160,5 млн чел., 1936 – 164 млн. чел. В 1939 году 30 % населения проживало в деревне.

Шаг2: выходит слайд с задачей на доску: сопоставить сложившиеся тенденции общественно-культурной жизни на этот период. Выявить противоречия (если таковые существуют) между духовно-нравственной сферой общественных отношений и государственным заказом на развитие общества.

Искусство - барометр настроения и ожидания в обществе (слайд).

Развитие индустрии. Рост городов с их обезличенными пейзажами, стандартизация образа жизни быта и потребления порождали в среде интеллектуалов представления о неестественности и искусственности происходящих перемен. Общество ни в России, ни в мире не было готово. Все митинги, манифестации, массовые профсоюзы одновременно и пугали, и восхищали творческую интеллигенцию. Ощущая, что прежний мир с четкими социальными перегородками и у порядочности уходит в прошлое, а что придет на смену? Реалии начала века вызывали страх, чувства потери незащищенности. Отсюда проистекают корни различных философских течений и направлений в искусстве, которые мы объединим под общим названием «космизм».

Выступление учеников с домашними заготовками:

Под космизмом понимается целый поток русской культуры, включающий не только философов и ученых, но и поэтов, музыкантов, художников. Они явили в искусстве новое измерение Красоты, дали направление движения вперёд: «Через красивое - к человечному».

Учитель: До 1925 года государственная система жестко не вмешивалась в культурную жизнь страны, поэтому фактически параллельно шло развитие всех направлений (слайд с названиями) в искусстве.  В литературе эта эпоха носит название «Серебряный век». И всё же откуда появилось это название – Серебряный век?

Ответ: В 1933 г. для обозначения поэзии русского модернизма поэт Н.А. Оцуп в своей статье «"Серебряный век" русской поэзии» (журнал «Числа», кн. 7-8, Париж, 1933, с. 174-178): эпоху Пушкина, Достоевского, Толстого (XIX век) он уподобил завоеваниям Данте, Петрарки, Боккаччо и назвал отечественным «золотым веком». Последовавшие за ним «как бы стиснутые в три десятилетия явления, занявшие, например, во Франции весь XIX век и начало XX», именовал «серебряным веком» (ныне пишется без кавычек, с большой буквы).

 Учитель: Важно уяснить, что речь идёт именно о явлении русской культуры, основанной на глубинном единстве всех её творцов. С.В. – не просто набор русских поэтических имен. Это особое явление, представленное во всех областях духовной жизни России, эпоха, отмеченная необычайным творческим подъёмом не только в поэзии, но и в живописи, музыке, театральном искусстве, в гуманитарных и естественных науках: А. Попов, И. Павлов, С. Вавилов.

Настроение всеобщего культурного подъёма нашло глубокое, проникновенное отражение в творчестве композиторов – С. Рахманинова, А. Скрябина, И. Стравинского.

Выступление учеников с домашними заготовками: принципиально изменились способы воспроизведения художников.

  1. Открытие нового знания.  Учитель излагает новый материал. Однако победившая и утвердившаяся власть пролетариата с первых дней своего существования проводит целенаправленную политику и пропаганду именно коммунистических идеалов.

Определение на интерактивной доске Коммунистический идеал   - совершенное общество свободного труда и изобилия, в котором по убеждению большевиков, будет осуществлен принцип «От каждого по способностям, каждому по потребностям».  Итак, государственный заказ мы сформулировали.

Но понятно, что реализоваться из неоткуда он не может. И здесь на помощь приходит художественное направление – русский критический реализм, которое всегда было востребовано и популярно. Давайте, перечислим известных нам с детства писателей, работающих в жанре критического реализма…

Ответы учащихся: Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, И.А. Бунин, А.И. Куприн, М. Горький, В.Г. Короленко и т.д.  В произведениях этих авторов раскрываются общественные проблемы, проблемы низов, зачастую людей бедных и обездоленных.  Глашатаем новой эпохи стал поэт В. Маяковский, показательным в данном контексте являются его произведения «Левый марш», «Стихи о советском паспорте».  Воспевали трудовые будни писатели Гладков Ф.В., В.Катаев, М.Шолохов, А.Фадеев.

Учитель: В 1925 году вышел в свет первый том знаменитого романа «Тихий Дон», который в 1965 году был удостоен Нобелевской премией. Зеркалом эпохи можно назвать роман Н.Островского «Как закалялась сталь», где очень сочно, правдиво создан образ комсомольца Павки Корчагина – пример для подражания многих поколений, но все это мы уже отнесем к новому, выросшему в 20-30 годы эстетическому направлению – соцреализм.

К сожалению, представители русского классического реализма. В силу своей гуманистической направленности, неприятия насилия, сочувствия и сострадания были «не поняты» властью и репрессированы, либо эмигрировали как И. Бунин, Б.Зайцев, И.Шмелев.

Большую популярность приобрел в 30 годы жанр сатиры, которая едко высмеивала чиновников и амбиции новой власти. Классикой этого жанра являются произведения Зощенко М.М., И. Ильф и Е Петрова, М Булгакова

Выводы учителя: итак, мы выяснили, что в период с 1900 по 1925 год расцвело и раскрылось множество идейно-эстетических, художественных направлений. Все они были востребованы и популярны. Осталось уяснить, как и почему в этом многообразии уцелело и трансформировалось только одно – реализм, а именно соцреализм.

Шаг 3: изучить вопрос «Формирования и развития советского народа, как новой социалистической общности трудящихся».

Власти были убеждены, что с помощью централизованного контроля над людскими и материальными ресурсами удастся выйти из кризиса 20 годов.  И в принципе их надежды оправдались…

Шаги советского правительства по укреплению своих позиций в области культуры и просвещения (на интерактивной доске):

  1. 26 октября 1917 года Совнарком восстановил цензуру, отмененную после Февральской революции.
  2. 23 января 1918 года Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви.
  3. В декабре 1918 года было принято решение о запрещении критики о деятельности ВЧК.
  4. ЦИК СССР принял решение о «Об образовании Всесоюзного комитета по делам искусства при СНК СССР» позднее «Агитпром».
  5. Создание комсомола (РКСМ 29 октября 1918 год., с 1924 года ленинский, с 1926 ВЛКСМ).
  6. 1918год Постановление Совнаркома РСФСР о создании Социалистической Академии общественных наук.
  7. 1919 год Декрет «О ликвидации неграмотности среди населения России».
  8. 1921год. Постановление о провозглашение профсоюзов «школой коммунизма».
  9. 1922год декрет о конфискации церковных ценностей. Как следствие возмущение со стороны церковнослужителей и аресты. 1925 год. Арест патриарха Тихона и расцвет антирелигиозной пропаганды.
  10. 1921год. Десятый съезд РКП(б) резолюция о единстве партии, т. е.  запрет на создание фракций – решающая и всеобъемлющая роль партии.
  11. 1922год. – ассоциация художников революционеров (АХРР)
  12. 1930 год. Постановление о всеобщем четырехлетнем образовании.
  13. 1932 год создана Российская ассоциация пролетарских писателей РАПП, а в 1934 году создан Союз писателей СССР.
  14. 1936год 5 декабря Конституция СССР.
  15. 1936 год введена паспортная система в стране.

Перед вами факты. Давайте проанализируем. Что они нам дают и это будет Шаг 4: проанализировать объективные причины победы соцреализма и как факт - победу тоталитарного режима в советском государстве. Беседа:

1.Слово цензура – ценз, т.е. четкое отслеживание материала, поступающего в печать, радио, на сцену театра – как следствие создание различных Союзов писателей. Художников и др. творческой интеллигенции.

2. На смену духовной православной культуре должна прийти новая идеология. Это место занимает Комсомол и пионерия. Внедрять новую идею проще массово и этот заказ выполнили учебные заведения. Комсомол (сокращение от Коммунистический союз молодежи), полное наименование — Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодёжи (ВЛКСМ) — политическая молодёжная организация в СССР. ВЛКСМ работал под руководством Коммунистической партии Советского Союза.  Комсомол (РКСМ) был создан 29 октября 1918 года, в 1924 году РКСМ было присвоено имя В. И. Ленина. А в марте 1926 года организация была переименована во Всесоюзный Ленинский коммунистический союз молодёжи (ВЛКСМ).

3.  К середине 20 годов лишь половины населения старше 9 лет умело читать, в 30-годы открылось 18,5 тысяч новых школ. К середине 40 годов 4600 ВУЗов насчитывалось в стране.  К 1930 году действовало 850 научно-исследовательских институтов. Для сравнения в Москве накануне 1917 года девствовало 20, а в 1929 году 140 научных учреждений.

Какое отношение складывалось у простого труженика к новой власти, которая проявляет заботу о его детях, дает образование и т.д.? – положительное.

 Наиболее доступно и красочно можно передать позицию по любому вопросу через плакат. Емко и понятно. В этот период расцвет плакатного жанра (слайды), но как видите, все плакаты имеют одну направленность – восхваление существующего строя.

Особенностью этого периода стали массовые празднества устраиваемы Партией в честь знаменательных дат, где воочию можно было увидеть достижения советских спортсменов, комсомольцев передовиков, коммунистов ученых.

В условиях, когда значительная часть населения малограмотна, кинематограф давал громадные возможности влияния на сознание и настроения людей. Режиссер Александров Г.А. выпускает на экраны «Веселые ребята», «Цирк», «Волга –Волга». Братья Васильевы «Чапаев», С.  Эйзенштейн «Броненосец Потемкин».

Работа с текстом: Ребята вам предлагается два публицистических текста о той эпохе. Вам необходимо их прочитать и высказать свою позицию о прочитанном, можно немного обсудить в группе (приложение- текст.)

Прежде чем мы выслушаем вас я хочу, чтобы вы просмотрели еще один художественный фрагмент, отражающий ту действительность - отрывок из фильма – «Цирк» 1936 года, последнюю заключительную песню о Советском Союзе (2 минуты).

Вот теперь сопоставьте всю имеющуюся у вас информацию и выступите.

Ответы детей сводятся к невообразимым, чудовищным несовпадениям между реальной жизнью и навязыванием идеологии. Много говорят о причинах голода в 20-30 годы, о созданном режиме репрессивных мер о большой разнице между советским идеалом и реальными событиями.

Апогеем всего выше названного я считаю принятие в 1936году   Конституции СССР. Перед вами всего одна статья 126. но как много выводов можно сделать из этого документа (слайд со статьей).

Выводы детей: в стране сложилась централизованная система власти. Однопартийность, запрещение фракционной деятельности, жесткий контроль над средствами массовой информации предопределяли исход любой дискуссии. Решающую роль играла позиция высшего руководства Партии. После череды репрессий в 30 годы вести полемику было не с кем. (слайд) Фактически сложилась централизованная система власти и управления обществом с концентрацией этой власти в руках Сталина.

Учитель: В обществе насаждался культ личности лидера.

Культ личности – восхваление лидера, создание такой обстановки в стране, когда все успехи общества связываю исключительно с его деятельностью.

“Политический режим — это способ реализации власти, характер взаимосвязи власти и

индивида”.

Сейчас многие историки задумываются, какая социальная система сложилась в советском государстве в конечном итоге к концу 30-х гг XX века. Большинство называют эту систему «государственным социализмом». Социализм, потому что произошло обобществление производства, ликвидация частной собственности. Государственный – потому, что это обобществление было не реальным, а иллюзорным – власть и собственность оказались в руках партийно-государственного аппарата, номенклатуры и вождя.

При этом государственный социализм в СССР приобрёл ярко выраженный тоталитарный характер.

1.        Для большинства граждан сложившийся в 30-х годах строй был легитимным (законным), закреплённым Конституцией 1936 г., т.е. была соблюдена демократия.

2.        Психологически были уверены в прочности и правильности государства, которое заняло значительное место в мире.

3.        Люди считали советский образ жизни справедливым.

4.        Идея трудного пути к светлому будущему.

5.        Социалистические завоевания: бесплатная медицина, образование, жильё и т.д., возможность «выйти в люди» для простого народа.

Вывод учителя:

Идеология тоталитарной партии становится государственной, насаждается в обществе с помощью контроля над средствами массовой информации, жесткой цензуры. Правовые нормы корректируются с учетом текущих политических и идеологических задач. Новые лидеры рассматривают право, как инструмент достижения своих целей. Свои действия они оправдывают политической целесообразностью, ссылками на «революционную мораль», которые ставятся выше закона. Во-вторых, всякая политическая оппозиция уничтожается. Общественные организации, иные структуры гражданского общества либо распускаются, либо ставятся под контроль государства, становятся инструментом достижения поставленных тоталитарными лидерами целей. Общество рассматривается как монолитное образование, определяемое как «народ», «нация». Любые выражения несогласия с политикой и идеологией режима квалифицируются как антиобщественные, антинародные, заслуживающие сурового наказания. В-третьих, основные ресурсы, материальные, человеческие, интеллектуальные, направляются на достижение одной главной цели, считающейся высшей ценностью. Характер этой цели определяется идеологией. Сама она является, как правило, достаточно абстрактной, но в то же время простой и понятной. Это цель восстановления величия нации или освобождения всех угнетенных и т.д. В-четвертых, роль личности в условиях тоталитаризма не сводится к соблюдению определенных правил поведения, повиновению режиму. От человека требуется постоянное служение высшей цели, вплоть до готовности к самопожертвованию во имя ее достижения. С помощью системы образования, воспитания, в том числе и средствами искусства, пропаганды человека с рождения и до смерти убеждают в правильности господствующей идеологии, необходимости воспринимать всех, кто ее не воспринимает, в качестве врагов. Именно их происками объясняются трудности на пути достижения поставленной цели. Тем самым энергия общества, людей направляется на борьбу с «врагами» — внешними и внутренними, имитируется политическая активность, на деле сводящаяся к свободе выражения поддержки правящей партии. В-пятых, особая роль в тоталитарных режимах отводится лидерам. Поскольку считается, что в обществе существует лишь одна верная идеология, имеющая одного носителя (партию), ее лидер неизбежно обожествляется, становится воплощением высшей идеи, символом нации, прогресса. Поклонение вождям, власти вообще, убежденность в их непогрешимости насаждаются с использованием всех возможностей средств массовой информации.
5. Применение нового знания. Шаг5: провести аналогии с современностью, если таковые найдутся.

Ребятам предоставляется возможность проанализировать и систематизировать материал урока через табличный вариант:

Сильные стороны тоталитарного режима

Слабые стороны тоталитарного режима

Для быстроты работы через 2-3 минуты после самостоятельного заполнения на доску можно вывести единым перемешанным текстом и те и другие варианты. Ученику останется лишь произвести выборку. Соответственно это задание программного уровня не может быть оценено на отлично. Перед выведением на доску материала логично проверить учеников выполнивших эту работу самостоятельно, оценить их работу и предложить проверить свои знания в соответствии с заготовкой.
   
Учитель: Разумеется, пути установления, и падения тоталитарных режимов XX века были различны. В каждой из стран второго эшелона модернизации, где они сложились, тоталитаризм имел наряду с общими свои особые, уникальные, неповторимые черты. При том пути развития, который был избран в СССР, массовому террору беспрецедентных в истории масштабов, установлению жесточайшей диктатуры практически не было альтернативы.
Цели концентрации ресурсов в руках государства, создания системы их централизованного распределения на нужды модернизации могли быть достигнуты лишь при экспроприации собственности не только крупной и средней, но и мелкой буржуазии. Эта экспроприация, затрагивая интересы довольно широких слоев населения, привела к возникновению массовой потенциальной социальной опоры оппозиции сталинскому режиму, которую он стремился уничтожить. Крайне низкий уровень оплаты труда, сведение его ниже минимума физического выживания работников стал важным ресурсом модернизации. Миллионы высланных, репрессированных вынуждены были трудиться под угрозой смерти. Принуждение к производительному труду остальной массы населения обеспечивалось как страхом наказания, так и идеологическими мотивами марксистско-ленинской идеологии. Главной социальной опорой советского тоталитаризма стал новый слой профессиональных управленцев, функционеров высшего и среднего звена правящей партии. Они осуществляли «учет и контроль» ресурсов и их распределение в масштабах всей страны, при этом постепенно повышая уровень собственного благосостояния. Для них утверждения, что в СССР на подлинно научной основе реализуется вековая мечта человечества о справедливом обществе, были не только продуктом искренней убежденности, но и порождением инстинкта социального самосохранения, оправдания законности собственной власти и привилегий. Именно по этой причине любые сомнения в правильности избранной стратегии развития, ее соответствии идеалам социального эгалитаризма, особенно выражавшиеся бывшими соратниками Ленина, побуждали провозглашать их «врагами народа».

Анализ ресурсов интернета и других текстовых источников показывает: отношение к жизни в СССР поменялось с резко негативного на резко позитивное. За последние пару лет в интернете появилась масса ресурсов, посвященных повседневной жизни в Советском Союзе.

Задание классу: приведите примеры смешных выражений, афоризмов, строчек из фильмов и т.п., которые емко охарактеризуют эпоху.

Ответы учеников: «Ум, честь и совесть нашей эпохи» - так иронически говорили по поводу партии, претендующей на руководство, особые моральные качества, особое знание, а также употребляется применительно к такому феномену российской политической жизни, как «партия власти». «Скромное обаяние буржуазии» — это о чрезмерной, безвкусной роскоши.

«Партия сказала: надо! Комсомол ответил: есть!» - видимо о беспрекословной системе  «Партия — наш рулевой» - о руководящей роли коммунистической партии.

Домашнее задание и оценивание работы учеников на уроке.

Домашнее задание: параграф читать, подготовить сообщения на темы «ЧАССР –культурное наследие довоенной эпохи».

За работу в классе оценивается коллективная работа – за коммуникативные навыки –«5»

Личные знания по итогам работы с фактами – от «3» до «5»

Приложение - текст.   «Съесть человека – уже не преступление»

 Материал взят с интернет ресурса http://историческая-самара.рф/каталог/самарские-тайны-хх-века/1921-год.html  голод 1921 года.

  1. Смертность достигала 10-12 человек в день.  Еще в апреле 1921 года, осознав                       сложившуюся     ситуацию, советское правительство приняло постановление «О борьбе с засухой». Была создана Центральная комиссия помощи голодающим при ВЦИК (Помгол). Но в летние месяцы еще вряд ли кто себе представлял, какие ужасы с наступлением холодов начнутся вследствие этого голода. О страшной заволжской зиме 1921-1922 годов нам сообщают не так давно рассекреченные сухие строчки протоколов, составленных работниками милиции, губернского ГПУ и Помгола. Неподготовленный человек нашего времени вряд ли сможет без содрогания читать эти беспристрастные документы. Выписка из доклада губернского инструктора Зворыкина А.А. от 15 февраля 1922 года: «Населением Ставропольского уезда съедено все, что только можно съесть: кара деревьев, солома с крыш, тряпье, какое скапливалось годами, все суррогаты до катуна включительно. Собирают лошадиный кал и в свежем виде перерабатывают его в пищу. Трупоедство развито невероятно. Съедаются не только умирающие свои близкие, но и воруются трупы из амбаров, куда свозятся все покойники в ожидании групповых похорон. Хоронят в каждой деревне один раз в 10-14 дней, человек по 60-80. За последнее время смертность дошла до 10-12 человек в день. Регистрация смертей при этом не ведется… Съесть человека у многих уже не считается большим преступлением – мол, это уже не человек, а только его тело, которое все равно сожрут в земле черви».
    «В декабре 1921 года в селе Каменка Пугачевского уезда гражданки Жиганова и Пышкина съели трупы своих двух детей, затем ими были зарезаны две женщины: гражданка Фофанова, до этого принимавшая участие в употреблении детей в пищу, и неизвестная старуха 70 лет, зашедшая переночевать. Когда и эти запасы иссякли, Жигановы зарезали и Пышкину».
    «Обследованием губинспекторов установлено, что в январе 1922 года в селе Дубовый Умет Иван Малинин 17 лет убил свою 43-летнюю мать. До этого он три недели питался собаками и кошками. У матери было семь пудов картошки, приготовленной на семена, но она ему ничего не давала. Тогда Малинин удушил ее на печи и утащил в погреб, чтобы потом съесть».
    И это только ничтожная часть огромного объема беспристрастных архивных документов того голодного времени. Они основаны на реальных фактах, поскольку зимой и весной 1922 года в заволжских деревнях действительно были поголовно съедены не только собаки, кошки и крысы, но и уничтожена кара почти со всех окрестных деревьев, а во многих местах для изготовления некоего подобия хлеба собрана и вся соломенная труха с крыш.

http://moskva-volga.ru/gazeta-pravda-1937-07-05-183-7149/ - сайт газета ‘Правда’ 1937-07-05 №183 (7149)

  1.   Всем известно, что на строительстве Беломорско-Балтийского канала работали заключенные. Однако искусственную судоходную трассу следует признать также и памятником российским конструкторам, инженерам и рабочим, которые спроектировали и всего за 20 месяцев прорубили её в скалах и в каменистой северной земле. Причем многие сооружения выполнены с таким высоким качеством, что служат людям до сих пор. Это еще и пример хорошо организованного труда большого числа людей. Это блестящее воплощение особой технологии, которую мы называем PR  (паблик рилейшнз). PR изучают сегодня в университетах. Это особая система работы с людьми, направленная не только на формирование внешней среды, но и такой атмосферы внутри коллектива, которая позволяла добиться высокопроизводительного и качественного труда. Этому было подчинено всё на строительстве. На строительстве не только клеймили отстающих, но и чествовали передовиков. На ББК выходила своя газета «Перековка», работал специальный издательский отдел и типография с коллективом в 50 человек. На всех участках издавали свои «перековки».  Газеты не только публиковали списки ударных бригад и фотографии передовиков, их полосы не только наполнялись лозунгами и призывами. В газетах печатались критические материалы заключённых строителей на бригадиров и других руководителей, кто, как им казалось, мешает делу. К слову, специальным приказом начальника Беломорстроя, то есть Беломорско-Балтийского исправительно-трудового лагеря НКВД СССР предписывалось всем руководителям отвечать на газетную критику в течение трёх суток. На строительстве канала работал мощнейший пропагандистский аппарат. Соревнование шло без дураков. И подавляющее количество работников верили, что они действительно работают на стройке века, что после завершения строительства у них будет другая жизнь. Приведу один пример: зимой 1932 года на завершении строительства канала 165, это в северной части Водораздела, между 7 – 8 шлюзами, был объявлен так называемый штурм. Со всех участков стройки сюда отправляли передовые бригады и лучших специалистов. Во время штурма 30 тысяч заключённых работали круглые сутки. Так вот, вдоль котлована была проложена узкоколейка, по ней ходила дрезина с духовым оркестром на платформе, который играл день и ночь. Там же в котловане круглые сутки работала выездная типография и редакция газеты «Перековка». По условиям соревнования в Беломорстрое бригады-победительницы вообще работали под музыку духового оркестра. Художники писали портреты передовых рабочих, в течение рабочего дня членам передовой бригады привозили горячие пирожки… Большинство строителей были люди простые и малограмотные, в массе своей осужденные за бытовые преступления. Они расценивали все это как признание и оценку их труда. Особо отличившихся награждали специальным знаком «Ударник Белморстроя», дававшим в лагере особые привилегии. Не знаю, есть ли тут параллели, но он очень похож на знак депутата Верховного Совета. Инженер-путеец в третьем поколении, представитель знатного российского рода Вяземских Орест Валерьянович Вяземский вспоминал, как на следствии он поинтересовался, в чем конкретно его обвиняют. «Вы не были советским человеком», – ответил следователь НКВД. Несоветского человека Вяземского приговорили к пяти годам заключения в лагере. После завершения работ на строительстве его, как и других проектировщиков и инженеров, наградили орденом и выпустили из лагеря. Так вот Вяземский высоко оценивал организацию работ на ББК, где трудилось более 160 тысяч человек, а его оценка дорогого стоит. Инженерно-технические работники находились в ином положении, чем рабочие: они жили свободно, к ним приезжали родственники. Хотя они тоже были заключенными. Было множество побегов, случались акции протеста. Но бунтовали, как правило, на отдалённых лагпунктах и по бытовым причинам, к примеру, не привезли вовремя хлеб. Разумеется, руководство лагеря жестко наказывало зачинщиков, на ББК был свой суд – выездная сессия Верховного суда Карелии и свой прокурор, но больше тех, чьи действия вызывали недовольство: они ведь тоже были заключёнными.  На ББК, несмотря на то что это лагерь, не существовало ни колючей проволоки под током, ни высоких заборов. 221 километр трассы контролировали всего 36 чекистов.  Охранники тоже были заключенными. За эти годы выросло население Карелии – почти на 100 тысяч.  Заключенные оставались работать на канале – в штатах эксплуатации гидроузлов и судовых путей, на вспомогательных производствах. Работали тысячами и вокруг него – валили лес. Многие, наверное, хотели бы уехать, но им просто некуда было деваться – это же 1933 год, тотальная разруха в стране, голод, аресты по вокзалам.  Тысячи других перевезли на новое строительство на реке Свирь, на строительство БАМа, а также другого канала – имени Москвы, где был успешно, если это слово здесь допустимо, использован опыт ББК.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие отечественной культуры в 18 веке.

Урок истории в 8 или 11 классе в зависимости от уровня подготовки учащихся с использованием презентации...

Духовная жизнь и развитие мировой культуры в первой половине XX века

Презентация к уроку в 11 и 9-х классах по курсу всеобщей истории....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ИСТОРИИ «СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ В КОНЦЕ 19 – НАЧАЛЕ 20 ВЕКА»

Урок «Социально – экономическое развитие России в конце 19 – начале 20 века» является частью раздела «Россия в конце 19 – начале 20 века». Данный урок, применяемые в ходе его проведения методы и прием...

Методическая разработка: презентация к уроку по истории и культуре СПб в 5-ом классе по теме 16: "События в столице в начале 20 века"

С приходом пандемии появилась необходимость создания таких методических материалов к уроку, которыми могли бы при необходимости пользоваться не только учитель на уроке, но и дети и родители учащихся. ...

Методическая разработка урока "Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие"

Методы: проблемно-поисковые (побуждающий и подводящий к диалогу), метод самостоятельной работы с текстом, наглядный метод (презентация).Приемы: диалог, комментированное чтение, выразительное...