МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ИСТОРИИ «СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ В КОНЦЕ 19 – НАЧАЛЕ 20 ВЕКА»
методическая разработка по истории (11 класс) по теме
Урок «Социально – экономическое развитие России в конце 19 – начале 20 века» является частью раздела «Россия в конце 19 – начале 20 века». Данный урок, применяемые в ходе его проведения методы и приемы являются логическим продолжением процесса формирования УУД на уроках истории. Занятие рассчитано на два академических часа.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КРАСНОЯРСКИЙ ТЕХНИКУМ ТРАНСПОРТА И СЕРВИСА»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ИСТОРИИ
«СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ
В КОНЦЕ 19 – НАЧАЛЕ 20 ВЕКА»
КРАСНОЯРСК
2017г.
Урок «Социально – экономическое развитие России в конце 19 – начале 20 века» является частью раздела «Россия в конце 19 – начале 20 века». Данный урок, применяемые в ходе его проведения методы и приемы являются логическим продолжением процесса формирования УУД на уроках истории. Занятие рассчитано на два академических часа.
Раскрытие темы данного занятия позволит осветить следующие вопросы – особенности демографической ситуации в Росси в начале 20 века; особенности сословной структуры российского общества; положительные и отрицательные стороны политики таких реформаторов как С.Ю. Витте и П.А. Столыпин. Кроме того, понимание данных исторических фактов, событий, процессов позволит обучающимся понять причины сложившейся в Росси в начале 20 века предреволюционной ситуации, следовательно, более успешно усвоить дальнейший материал в рамках учебной дисциплины.
По дидактическим целям урок можно отнести к уроку изучения нового материала; по используемым приемам активизации познавательной деятельности – урок – практикум; по способу организации обучения участников учебно – воспитательного процесса – урок работы в малых группах.
Данное занятие одно из системы подобных, направленных на реализацию компетентностного подхода в обучении. Одна из главных задач преподавателя – создание условий для формирования личности подростка. Эти условия, в первую очередь, предполагают вовлечение каждого обучающегося в активный познавательный процесс, совместную работу, сотрудничество при решении разнообразных проблем, свободный доступ к необходимой информации с целью формирования собственного, но аргументированного мнения по той или иной проблеме. В рамках поставленных задач выстраивается содержание и методическое сопровождение урока.
СЦЕНАРИЙ УРОКА
Название раздела: «Россия в конце 19 – начале 20 века»
Тема урока: «Социально – экономическое развитие России в конце 19 – начале 20 века»
Тип урока:
- по дидактическим целям - урок изучения нового материала;
- по используемым приемам активизации познавательной деятельности – урок – практикум;
- по способу организации обучения участников учебно – воспитательного процесса – урок работы в малых группах.
Методическая цель: создание педагогических ситуаций, позволяющих обучающимся достичь следующих результатов:
личностных – самоопределение (формирование внутренней позиции и отношения к событиям и героям изучаемой эпохи; осознание своей идентичности как российского гражданина); ценностная и морально – этическая ориентация (осмысление социально – нравственного опыта предшествующих поколений);
метапредметных – регулятивных (планирование своей деятельности, самоконтроль и самооценка); познавательных (поиск, отбор и систематизация информации, анализ фактов, событий, формулирование выводов); коммуникативных (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности, готовность к сотрудничеству в коллективе);
предметных – понимание целостности и противоречивости процесса социально – экономической модернизации России; освоение и умение применять исторические термины – «модернизация», «русификация», «урбанизация», «конвертируемость рубля», «хутор», «отруб»; знание сущности реформ С.Ю. Витте и П.А. Столыпина, современные оценки их деятельности; умение высказывать суждения относительно фактов, событий изучаемой исторической эпохи;
Оборудование: схемы и таблицы, отрывки из исторических документов, иллюстрации, мультимедийная презентация.
План урока
- Организационный момент.
Приветствие. Мотивация к изучению новой темы
- Сообщение темы и плана урока .
- Основная часть урока.
Изучение нового материала
- Подведение итогов урока.
- Домашнее задание.
Ход урока
1. Организационный момент. Мотивация
Цель - сфокусировать внимание обучающихся на изучаемой теме и вызвать к ней интерес.
Преподаватель. Приветствие; преподаватель предлагает обучающимся проанализировать и высказать свое понимание о смысле отрывка из стихотворения Асадова Э. А. - «Россия начиналась не с меча»:
Россия начиналась не с меча,
Она с косы и плуга начиналась.
Не потому, что кровь не горяча,
А потому, что русского плеча
Ни разу в жизни злоба не касалась...
И стрелами звеневшие бои
Лишь прерывали труд ее всегдашний.
Недаром конь могучего Ильи
Оседлан был хозяином на пашне…
Обучающиеся. Высказывают свою точку зрения, свое понимание данного отрывка.
Основа российского уклада – крестьянская община, с определенным образом жизни, правилами, принципами. Развитие российского общества – это, в первую очередь, крестьянский труд, а Россия - страна, которая стремится к миру. Русскому человеку по душе мирные занятия, связанные с созиданием, чем сражения. Но если вынуждает необходимость, тогда приходится браться за меч и защищать Родину.
2. Сообщение темы и плана урока
Цель - обеспечить понимание обучающимися смысла их деятельности, т. е. того, чего они должны достичь в результате занятия и чего от них ожидает преподаватель.
Преподаватель. Суммирует, обобщает высказывания обучающихся, подводя их к теме занятия.
Тема нашего занятия связана с мирными страницами России начала 20 века. Это особенности ее социально – экономическое развитие, ее успехи и поражения в этой сфере. Недаром один из государственных деятелей этой эпохи говорил так: «Дайте государству 20 лет покоя, внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней Poccии». Главный вопрос нашего урока: «В чем заключались особенности социально – экономической модернизации в Российской империи в конце 19 – начале 20 века, каковы ее результаты?»
Преподаватель. Объявление прогнозируемых учебных результатов
Чтобы вы осмысленно смогли ответить на этот вопрос, в процессе занятия вам необходимо сделать следующее:
- изучить предложенную информацию;
- представить информацию в виде таблицы, схемы;
- представить результаты своей работы перед аудиторией;
В процессе работы вы
- покажете умение отбирать основную, важную информацию от второстепенной;
- проявите умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывая позиции друг друга;
- интересно и увлекательно выступить перед аудиторией.
3. Основная часть урока.
Цель - дать обучающимся достаточно информации, для того чтобы на ее основе выполнять практические задачи.
Преподаватель. Эпоха отечественной истории конца 19 века - начала 20 века была отмечена бурным развитием как в сельском хозяйстве, так и в промышленности. В стране происходило становление рыночной экономики, в конце 19 века завершился промышленный переворот. В ходе промышленного подъема возникли новые отрасли производства, росла сеть железных дорог, появлялись новые промышленные районы. Шел процесс формирования социальных слоев, менялась демографическая ситуация. Ваше первая задача: внимательно посмотреть видеоматериал, прочитать предложенный текст (ПРИЛОЖЕНИЕ 1) и устно ответить на вопросы и выполнить следующие задания:
1) Какие территории входили в состав Российской империи, чем отличалось их положение внутри государства?
2) Какие народы России были самыми многочисленными?
3) Какие религии исповедовались многонациональным российским народом?
4) Когда состоялась первая всеобщая перепись населения, каковы ее итоги?
5) Какие выводы можно сделать на основе данного текста о плотности населения в России, ее влиянии на экономику страны?
6) Проанализируйте процесс урбанизации в России. Сравните численность городского населения России с численностью жителей городов в развитых странах мира.
7) К каким последствиям привело аграрное перенаселение в европейской части России?
8) Проанализируйте демографическую ситуацию в России к началу 20 века.
Обучающиеся. Выполняют задание.
Преподаватель. Проверка задания (фронтальный опрос)
Преподаватель. В период модернизации к началу 20 века в сословной структуре России произошли существенные изменения: с одной стороны, шёл процесс укрепления и сплочения сословий, с другой — быстро прогрессировало естественное разложение сословного строя и формирование новой классовой структуры. Ваша задача с помощью видеоматериала и текста (ПРИЛОЖЕНИЕ 2) заполнить пропуски в схеме, которую перенесете в тетрадь:
Обучающиеся. Выполняют задание.
Преподаватель. Проверка задания в тетради (по выбору)
Работа в группах (рассчитана на второй урок)
Цель - освоение нового материала, отработка ранее сформированных умений, навыков деятельности в группе.
Преподаватель. В России с 1893 г. начинается мощный промышленный подъём. Программу государственных преобразований в социально-экономической сфере на этом этапе теоретически подготовил и начал реализовывать Сергей Юльевич Витте, а продолжил претворять её в жизнь Пётр Аркадьевич Столыпин. Что же представляла собой данная программа модернизации и каковы были её результаты? Задание: разделитесь на две подгруппы. Первая группа работая с текстом, иллюстрациями, цитатами исследует и проанализирует деятельность С.Ю. Витте (ПРИЛОЖЕНИЕ 3). Вторая группа, используя предложенный ей материал, анализирует деятельность П.А. Столыпина (ПРИЛОЖЕНИЕ 4). Результат работы группы представляют перед аудиторией.
Внимательно послушайте общий инструктаж работы, подробную последовательность ваших действий вы найдете в рабочем плане группы (ПРИЛОЖЕНИЕ 5).
1. Ознакомьтесь с планом работы.
2. Вызывает ли затруднение работа какого-либо этапа? Если да, то получите консультацию преподавателя.
3. Просим уважать ценности и взгляды каждого участника группы, даже если вы не согласны с ними. Сконцентрируйте внимание на идеях.
4. Внимание! Не выходите за рамки отведённого времени для работы на каждом этапе.
Обучающиеся. Выполняют задание, представляют результаты своей работы(как один из вариантов – это коллаж на листе ватмана формата А1 с наклеенными иллюстрациями – портреты и т.п., цитаты, тезисы из реформ)
Преподаватель. Оценивает выступления групп. Затем организует фронтальную работу -
анализ итогов модернизации в России (на основе статистических данных (ПРИЛОЖЕНИЕ 6).
Давайте вспомним главный вопрос нашего урока: «В чем заключались особенности социально – экономической модернизации в Российской империи в конце 19 – начале 20 века, каковы ее результаты?» и используя статистические данные и результаты вашей работы в течение занятия сформулируем ответ. Реформы, осуществленные С.Ю. Витте и П.А. Столыпиным оказались незавершенными, мы отметили как положительные результаты, так и недостатки. Для лучшего понимания необходимо сравнить достижения России с другими ведущими странами. К 1913 г. Россия по ряду важных показателей достигла экономического взлёта и обеспечивала себя всем необходимым. По объёму промышленного производства занимала пятое место в мире, на её долю приходилось: 17,8 % мировой добычи нефти; 10,2 % сахара. Но Россия занимала незначительное место в мировом хозяйстве. Промышленной продукции производилось в 6,7 меньше, чем в США, в 3 раза меньше, чем в Германии, и в 2,6 раза меньше, чем в Великобритании. Всего 6 - 8 % производимой ею продукции вывозилось за границу. По производству ВВП на душу населения страна была на 23 месте в мире.
4. Подведение итогов урока.
Цель – рефлексия.
Преподаватель. Для подведения итогов занятия предлагает каждому обучающемуся передать содержание темы в трех предложениях, которые надо записать в тетради и озвучить. Вопросы итоговой рефлексии могут быть следующие:
Какую цель занятия ставили?
Достигло ли занятие своих целей?
Каких результатов достигли?
Что было наиболее удачным на сегодняшнем занятии?
Что было полезно?
Что бы изменили в занятии?
5. Домашнее задание.
Выполните дифференцированные задания:
1) для сильных обучающихся - по предложенному тексту (ПРИЛОЖЕНИЕ 7) составить кластер – портрет российского предпринимателя начала 20 века; критерии для анализа сформулировать самим;
2) для средних учеников — с использованием предложенного материала (ПРИЛОЖЕНИЕ 8) составить рассказ об условиях труда жизни рабочих в изучаемый период;
3) для слабых учеников - прочитать текст (ПРИЛОЖЕНИЕ 8) и сформулировать вопросы к нему письменно в тетради (не менее 6 вопросов).
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Население страны и особенности демографической ситуации в России
Первая всеобщая перепись населения Российской империи, проведенная в январе 1897 г., зафиксировала 125 640 021 жителя (без Финляндии). Несмотря на то, что две трети территории страны располагались в Азии, основная часть жителей (82 %) находилась в 50 губерниях Европейской России и в Польше. На Кавказе, в Сибири и Средней Азии проживало всего 18 % населения. Низкая плотность населения (по этому показателю Россия уступала европейским странам в 4-13 раз) при наличии обширных неосвоенных земель служила основой для сохранения в стране экстенсивных форм хозяйства. Другой особенностью России было то, что подавляющая часть населения (86,6%) проживала в сельской местности и только 13,4 % - в городах. Между тем в Англии горожане составляли 77 %, в Германии - 54,4 %, во Франции - 40,9%, в США - 25,8%. В Европейской России возникло аграрное перенаселение. Это стало одной из причин усилившегося в 1890-е гт. переселенческого движения на Кавказ, в Заволжье, в Сибирь. Казахстан и Среднюю Азию. К началу XX в. Россия стояла на одном из первых мест по уровню рождаемости. Она была одной из самых «молодых» стран мира. Около половины жителей страны (48,4%) составляли люди моложе 20 лет. Высокие темпы естественного прироста населения сохранялись до 1914 г. К этому времени население Российской империи возросло более чем на 40 млн. человек и составило 165,7 млн. (без Финляндии).
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Особенности сословной структуры российского общества
В период модернизации к началу 20 века в сословной структуре произошли существенные изменения. С одной стороны, шел процесс укрепления и сплочения сословий, а с другой — быстро прогрессировало естественное разложение сословного строя. Господствующим и самым привилегированным сословием оставалось дворянство, которое вместе с семьями насчитывало примерно 1,8 млн. человек, т. е. чуть более 1 %. Его экономические позиции слабели. Около 40 % дворян составляли помещики, но более половины из них являлись мелкопоместными. Значительная часть помещиков не смогла перестроить свои хозяйства на капиталистический лад. К началу 1900-х гг. более трети принадлежавших им до реформы земель дворяне продали. Но, все же часть помещиков сумела приспособиться к рыночным условиям. Духовенство как сословие, включавшее в себя белое и черное (монашествующее), насчитывало около 600 тыс. человек. Оно было также неоднородно. Быт сельских священников был близок к крестьянскому. Православная церковь была частью государственного аппарата и управлялась обер-прокурором Синода. Около 600 тыс. человек принадлежали к купечеству и почетным гражданам. Купечество было основой российского предпринимательства. Особым сословием было казачество (около 3 млн. человек), делившееся на 11 казачьих войск. У казаков было местное самоуправление и большие, чем у крестьян, наделы (в 10 и более раз). К началу века казачество стало частью военно-репрессивного аппарата. Около 90 млн. человек (77% населения) насчитывало самое многочисленное сословие — крестьянство. Оно было главным податным сословием. После отмены в 80-е гг. подушной подати важнейшим прямым налогом стали выкупные платежи. Подоходного налога в России не существовало до 1917 г. Еще одно податное сословие — мещанство — составляли городские ремесленники и мелкие торговцы.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Деятельность С.Ю. Витте.
В 1893 г. в России начался мощный промышленный подъем, продолжавшийся до 1899 г. Продукция легкой промышленности в целом выросла почти вдвое, а тяжелой промышленности — втрое. В основе такого развития лежало наличие свободной дешевой рабочей силы, расширение внутреннего рынка (рост спроса на товары земледелия и промышленности). Программа государственных преобразований в социально-экономической сфере получила дальнейшее развитие в записках на имя императора, подготовленных Сергеем Юльевичем Витте в период его пребывания на посту министра финансов (1892-1903 гг.). Программа Витте (до октября 1905 г. он ведал финансами, промышленностью и торговлей) предусматривала задачу ускоренной индустриализации страны, с тем чтобы за 15-20 лет догнать по основным показателям ведущие страны Западной Европы и США. Финансировать этот рывок предполагалось прежде всего за счет иностранных государственных займов. Вторым источником финансирования промышленности явился приток в ее предприятия иностранных капиталов. К 1897 г. было введено золотое содержание рубля. Это укрепило доверие к российской валюте. Рубль стал одной из самых стабильных и надежных валют в мире. Реформа способствовала притоку в страну иностранных капиталов, которым создавались благоприятные условия. Они шли в значительной мере в новейшие отрасли (металлургия, электротехника, связь). Третьим источником являлись внутренние ресурсы. В 1897 г. была введена винная монополия государства: производство первичного спирта по заказам государства вели частники, всю торговлю спиртным осуществляло государство. Это позволило за счет доходов от алкоголя получать до 30 % доходов бюджета. Кроме того, основным источником финансирования индустриализации оставалась деревня. «Двигателем» российской экономики продолжало оставаться железнодорожное строительство, осуществлявшееся в значительной мере на государственные средства. Оно требовало металла, леса, угля и создавало устойчивый спрос на эти материалы. Чтобы оградить от иностранной конкуренции молодую российскую промышленность, правительство в 1891 г. значительно повысило пошлины на импортируемые товары: железо, машины, химические товары, хлопок. Таможенная система превратилась из защитительной в запретительную, что позволяло российским монополистам взвинчивать цены. Результатом этого стало усиление монополизации. Первые монополистические объединения наиболее простого типа — синдикаты (соглашения о ценах, районах и квотах продажи продукции) — возникли еще в 80-е гг., но рост цен во время промышленного бума 90-х гг. не стимулировал их развития. Начался новый этап монополизации российской промышленности, характеризующийся слиянием банковского капитала с промышленным. Банки становились влиятельными акционерами, а зачастую и фактическими хозяевами промышленных предприятий. 1909-1913 гг. отмечены новым промышленным подъемом. Объем индустриального производства вырос в 1,5 раза. Быстрыми темпами развивалось производство чугуна и стали, важнейших для того времени видов продукции, угле- и нефтедобыча. Самой крупной отраслью российской промышленности оставалось текстильное производство. На его долю приходилось около 30 % валовой стоимости промышленной продукции. Так, в судостроительной промышленности образовалось две монополистические группы: Русско-Азиатского банка и Петербургского международного банка. Русско-Азиатский банк объединил 8 акционерных обществ (Русско-Балтийский, Путиловский, Невский судостроительный и другие заводы). Петербургский международный банк финансировал два объединения («Коломна-Сормово» и «Наваль-Рассуд»), монополизировавшие судостроение для бассейна Волги и Черного моря. В руководстве обоих этих банков ключевую роль играли бывшие чиновники Министерства финансов. К 1913 г. в России существовало около 200 монополистических объединений.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Аграрная реформа ПА. Столыпина
Программа модернизации российской деревни, теоретически разработанная СЮ. Витте, на практике реализовывалась Петром Аркадьевичем Столыпиным (министр внутренних дел с апреля, председатель Совета министров с июля 1906 г.). Эта программа была рассчитана на 20 лет. Предполагалось решить целый комплекс назревших социально-экономических проблем села: создать крестьянские хозяйства, соответствующие капиталистическому пути развития России; защитить экономически перспективные (зажиточные) хозяйства от влияния общины, стеснявшей хозяйственную активность предприимчивых слоев деревни; уменьшить аграрную перенаселенность центральных губерний за счет организованного массового переселения малоземельных крестьян в Сибирь и на Дальний Восток; начать процесс превращения земли в объект купли-продажи; включить потоки финансового капитала в экономическое развитие деревни. Одновременно Столыпин полагал, что будет решена и социальная проблема: крестьяне перестанут бунтовать, крепкие капиталистические хозяйства (собственники земли) станут опорой правительству, а значит, и самодержавию. Началом аграрной реформы стал указ от 9 ноября 1906 г., который поощрял выход крестьян из общины для создания на закрепленной за ними земле отрубного или хуторского хозяйства. В первом случае крестьянин оставался жить в деревне, во втором переселялся на хутор. Считалось, что эффективность производства в частном хозяйстве будет выше, чем при общинном землепользовании. Затем появился закон от 14 июня 1910 г., предусматривавший обязательность ликвидации общины там, где с 1863 г. не проходили переделы земли. Началась организация массового переселения крестьян за Урал. Переселенцы освобождались на несколько лет от налогов, получали в собственность землю (15 га на главу семьи и 45 га на остальных членов семьи) и денежное пособие — 200 рублей на семью. Реформа дала мощный импульс развитию сельского хозяйства. За 10 лет в Сибирь переселились около 3 млн. человек, но около 18 % вернулось обратно. Из общины выделились 25 % хозяйств. Посевные площади в Сибири расширились в два раза. Выросла урожайность хлебов. Объем экспорта хлеба увеличился почти наполовину. Самое яркое достижение этого периода — взлет кооперативного движения. К 1914 г. кредитная кооперация охватила около 25 % крестьян-домохозяев. Она содействовала расширению крестьянского землепользования, внедрению прогрессивных форм хозяйствования, механизации производства. В зажиточных хозяйствах появились первые тракторы и комбайны. Постепенно менялась и жизнь крестьянина. В деревне керосиновая лампа стала заменять древнюю лучину и свечи. Однако реформа имела и серьезные изъяны. Главный ее порок - в сохранении помещичьего землевладения и несовместимости его с подлинным экономическим прогрессом в деревне. Реформа оказалась слишком запоздалой, поскольку у страны не было 20 лет, на которые рассчитывал Столыпин; в результате царизм не успел создать себе опору в деревне из крестьян, являющихся предприимчивыми собственниками земли. Препятствовала реформе вековая крестьянская общинная психология. В деревне нарастал конфликт между общинниками и отрубниками. Нередко крестьяне-общинники пускали «красного петуха», сжигая дома отрубников. В селе Волотово Лебедянского уезда Тамбовской губернии конфликт перерос в кровавую драму. В мае 1910 г. в село приехали землемеры, но крестьяне согнали их с поля, не давая проводить межевые работы. Крестьянки избивали отрубников, разбивали окна в домах выделенцев. Местные власти вызвали полицию и стражников. В селе нарастал бунт. Крестьяне кричали, что не дадут резать отруба: «Пусть всех нас перестреляют и детей наших!» Когда полиция пыталась арестовать зачинщиков бунта, в представителей власти полетели камни. В ответ раздались три залпа по крестьянам. Было убито б и ранено 10 крестьян. До августа землеустроительные работы в селе проводились под охраной стражников. Реформа не была завершена. После убийства П.А. Столыпина в 1911 г. она не получила должного развития, в годы Первой мировой войны практически остановилась, а летом 1917 г. была официально отменена.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
План работы группы.
1. Перед тем, как приступить к работе, распределите роли:
- организатор деятельности группы (следит за временем, отпущенным на выполнение задания, задает уточняющие вопросы, которые помогают группе лучше выполнить задание, предоставляет возможность высказаться каждому участнику группы);
- регистратор (записывает результат работы, взаимодействует с обучающимися подгруппы, обсуждает вместе с докладчиком тезисы выступления);
- оформители (оформляют выступление докладчика графически, используя цитаты, иллюстрации);
- докладчик (докладывает результаты работы группы аудитории).
2. Внимательно прочитайте текст.
3. Выделите те части, которые необходимы для подготовки к сообщению на вашу тему:
4. Сформулируйте тезисы сообщения, которые помогут ответить на вопрос.
5. Оформите графически текстовый материал.
6. Сделайте сообщение.
7. Во время выступления ваших коллег из других групп не будьте пассивными слушателями. На основе исходного текста определите, в полном ли объеме освещен вопрос? Если нет, то добавьте свой комментарий.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Место России в мире и уровень ее экономического развития в начале XX в.
К 1913 г. Россия по ряду важных показателей достигла вершины экономического взлета. По объему промышленного производства она занимала пятое место в мире. На ее долю приходилось 17,8% мировой добычи нефти и 10,2% производства сахара. Россия практически полностью обеспечивала себя всем необходимым и почти целиком потребляла то, что производила. При этом она могла производить даже гораздо больше, чем требовалось внутреннему потребительскому рынку. Тем не менее место России в мировом хозяйстве было незначительным. Накануне войны страна производила промышленной продукции в 6,7 раза меньше, чем США, в 3 раза меньше, чем Германия, и в 2,6 раза меньше, чем Великобритания. По производству этой продукции Россия находилась на уровне Италии и Испании, уступая во много раз передовым индустриальным державам. Всего 6-8 % производимой ею продукции вывозилось за границу. По производству ВВП на душу населения страна была на 23 месте в мире.
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Портрет российского предпринимателя
В начале века годовой доход более 10 тыс. рублей получали 25 тыс. человек. Из них к крупной буржуазии можно причислить только 4,5 тыс. владельцев 1,5 тыс. акционерных и крупных частновладельческих компаний. Эта верхушка была тесно связана с правительством системой заказов, субсидий и льгот. Заметную роль в руководстве российскими фирмами играли представители купеческого сословия и почетные граждане. Российские предприниматели находились в зависимости от власти, которая сдерживала свободное развитие российской буржуазии. Свои визиты в Петербург за различными разрешениями они сравнивали с поездками русских князей в Орду. Власть ограничивала и политическую инициативу деловых кругов. Хотя в начале века российская буржуазия обладала огромным экономическим потенциалом, до 1906 г. она не имела доступа к власти. Российские предприниматели были недовольны отсутствием законных возможностей влиять на процесс принятия политических и экономических решений. В политическом плане буржуазия не представляла единого целого. Представители старшего поколения и магнаты тяжелой промышленности, тесно связанные с системой казенных заказов, по-прежнему оставались на верноподданнических позициях. Представители нового поколения (П.П. Рябушинский, А.И. Коновалов, А.С. Вишняков и др.), прозванные в деловых кругах начала века «молодыми», были настроены более либерально и, не принимая административного произвола самодержавия, призывали к введению в стране конституционного строя. A.M. Горький спрашивал текстильного фабриканта Савву Морозова, который помогал социал-демократам: «Скажи, наконец, прямо, чего тебе надо от революции?» СТ. Морозов ответил: «Твердой власти и порядка. Самодержавие прогнило насквозь. Россию можно перестроить только снизу». Фабрикант-миллионер считал, что революция расчистит путь к власти предпринимателям. Свои Морозовы были едва ли не в каждой российской губернии. Петербургский историк А.В. Островский насчитал около 300 фамилий тех, кто оказывал поддержку революционному движению и кого охранка именовала «симпатиками». До революции 1905 г. российская буржуазия не имела ни единой представительной организации в масштабах всей страны, ни тем более общей политической партии, которая выражала бы интересы этого быстро растущего слоя российской буржуазии. Русско-японская война и революция способствовали консолидации деловых кругов России и учреждению в 1906 г. Совета съездов представителей торговли и промышленности. В период предвоенного промышленного подъема на съездах предпринимателей и на страницах печати все чаще звучали призывы устранить препятствия для свободного развития производительных сил в России. Отечественный торгово-промышленный класс в начале XX в. уже представлял собой не героев «темного царства» А.Н. Островского, а людей европейски образованных, профессионально подготовленных. Российские купцы увлекались коллекционированием произведений искусства, становились заядлыми библиофилами и театралами. Лучшие представители делового мира занимались меценатством в области науки, искусства, образования, помогали сирым и убогим. Причем многие занимались благодеяниями абсолютно бескорыстно. Московский купец и банкир Г.Г. Солодовников завещал на общественные надобности (строительство больниц, приютов, домов дешевых квартир) свое недвижимое имущество и капиталы на сумму 20 млн рублей. Представители московской купеческой семьи Бахрушиных только за 20 лет пожертвовали на нужды городского самоуправления около 4 млн рублей. Семейство Рукавишниковых, владельцев металлургических предприятий на Урале и Сибири, занималось перевоспитанием малолетних преступников. Железнодорожный магнат Савва Мамонтов оказывал материальную и моральную поддержку многим художникам. Он основал русскую частную оперу, был ее режиссером. В его опере раскрылся талант великого русского певца Ф.И. Шаляпина.
ПРИЛОЖЕНИЕ 8
Рабочий вопрос
В 1900 г, наемных рабочих, занятых на заводах и фабриках России, на транспорте, в мелкой промышленности, насчитывалось более 12 млн человек, а в 1913 г. — 18,2 млн (или 13,5 % всего населения страны). С каждым годом рабочие крупных предприятий представляли собой все более весомую общественную силу. В решении «рабочего вопроса» правительство пыталось сочетать реформы и репрессии. Сторонником совершенствования рабочего законодательства выступал министр финансов СЮ. Витте. В 1903 г., после 15 лет обсуждения, был принят закон о пособиях рабочим, пострадавшим от несчастных случаев на производстве. На предприятиях был введен институт фабричных старост.
Отрывок из романа М. Горького «Мать»
«Каждый день над рабочей слободкой, в дымном, масляном воздухе дрожал и ревел фабричный гудок, и, послушные зову, из маленьких серых домов выбегали на улицу, точно испуганные тараканы, угрюмые люди, не успевшие освежить сном свои мускулы. В холодном сумраке они шли по немощёной улице к высоким каменным клеткам фабрики, она с равнодушной уверенностью ждала их, освещая грязную дорогу десятками жирных, квадратных глаз. Грязь чмокала под ногами. Раздавались хриплые восклицания сонных голосов, грубая ругань рвала воздух, а навстречу людям плыли иные звуки — тяжёлая возня машин, ворчание пара. Вечером, когда садилось солнце и на стёклах домов устало блестели его красные лучи, — фабрика выкидывала людей из своих каменных недр, словно отработанный шлак, и они снова шли по улицам, закопчённые, с чёрными лицами, распространяя в воздухе липкий запах машинного масла, блестя голодными зубами. Теперь в их голосах звучало оживление и даже радость, - на сегодня кончилась каторга труда, дома ждал ужин и отдых. День проглочен фабрикой, машины высосали из мускулов людей столько силы, сколько им было нужно. День бесследно вычеркнут из жизни, человек сделал ещё шаг к своей могиле, но он видел близко перед собой наслаждение отдыха, радости дымного кабака и был доволен. Усталость, накопленная годами, лишала людей аппетита, и для того, чтобы есть, много пили, раздражая желудок острыми ожогами водки. Встречаясь друг с другом, говорили о фабрике, о машинах, ругали мастеров, — говорили и думали только о том, что связано с работой. Одинокие искры неумелой, бессильной мысли едва мерцали в скучном однообразии дней. Возвращаясь домой, ссорились с жёнами и часто
били их, не щадя кулаков. Молодёжь сидела в трактирах или устраивала вечеринки друг у друга, играла на гармониках, пела похабные, некрасивые песни, танцевала, сквернословила и пила. Возникали кровавые драки. Пьянство и драки молодёжи казались старикам вполне законным явлением, — когда отцы были молоды, они тоже пили и дрались, их тоже били матери и отцы. Жизнь всегда была такова, — она ровно и медленно текла куда-то мутным потоком годы и годы и вся была связана крепкими, давними привычками думать и делать одно и то же изо дня. в день. И никто не имел желания попытаться изменить её»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по теме "Экономическое развитие России в конце 19 начале 20 века"
Рассматриваются вопросы особенностей экономического развития России на рубеже 19-20 веков....
методическая разработка урока истории для 9 класса "Россия от февраля к октябрю"
Пояснительная записка Работаю в школе учителем истории и обществознания уже достаточно долго, однако именно сейчас пришло осознание какой – то бессмысленности обучения, разговор...
Методическая разработка урока литературы в 10 классе: "Русская действительность конца XIX века в рассказе А.П.Чехова «Ионыч».
Урок литературы в 10 классе по рассказу А.П.Чехова "Ионыч", тема: "Русская действительность 19 века в рассказе". Технология "РКМЧП", технологическая стратегия "Чтение с остановками, или направле...
Конспект урока истории "Социально-экономическое развитие России в 17 веке", 10 класс
Урок разрботан на основе использования приемов технологии критического мышления, дидактической технологии (опорный конспект) и ИКТ. Результатом данного урока должно стать создание видеофильма по данно...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ИСТОРИИ «КРЕСТЬЯНСКИЙ ВОПРОС В РОССИИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА»
Урок «Крестьянский вопрос в России первой половины XIX века» является частью раздела «Россия на пути модернизации». В ходе данного урока применяются педагогические методы и приемы, направленные ...
Методическая разработка занятия по теме "Экономическое развитие России в XVII веке".
Методическая разработка предназначен для изучения темы экономического развития России в 17 веке: новых явлениях в эконмике, причинах отставания от стран Европы, усилении крепостной зависимости....
Методическая разработка урока "«Духовная жизнь и развитие отечественной культур в начале XX века (1900-1940гг)».
Урок для 11 класса по истории России....