Главные вкладки

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ИСТОРИИ «КРЕСТЬЯНСКИЙ ВОПРОС В РОССИИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА»
    методическая разработка по истории (10 класс) на тему

    Пономарёва Светлана Альбертовна

    Урок «Крестьянский вопрос в России  первой половины XIX века» является частью раздела «Россия на пути модернизации». В ходе данного урока применяются педагогические методы и приемы, направленные на  формирования УУД. Занятие рассчитано на один академический час.

                Раскрытие темы данного занятия позволит осветить следующие  вопросы – сущность крепостного права  в России первой половины XIX века, его негативные последствия, касающиеся всех сфер общества; сущность реформ российских императоров, направленных на разрешение  крестьянского вопроса и их результаты;  кроме того, понимание данных исторических фактов, событий, процессов позволит обучающимся понять причины сохранения крепостного права в изучаемый исторический период.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

    КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ  

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    «КРАСНОЯРСКИЙ ТЕХНИКУМ ТРАНСПОРТА И СЕРВИСА»

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ИСТОРИИ

    «КРЕСТЬЯНСКИЙ ВОПРОС В РОССИИ  

    ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА»

    КРАСНОЯРСК

    2016г.

            Урок «Крестьянский вопрос в России  первой половины XIX века» является частью раздела «Россия на пути модернизации». В ходе данного урока применяются педагогические методы и приемы, направленные на  формирования УУД. Занятие рассчитано на один академический час.

            Раскрытие темы данного занятия позволит осветить следующие  вопросы – сущность крепостного права  в России первой половины XIX века, его негативные последствия, касающиеся всех сфер общества; сущность реформ российских императоров, направленных на разрешение  крестьянского вопроса и их результаты;  кроме того, понимание данных исторических фактов, событий, процессов позволит обучающимся понять причины сохранения крепостного права в изучаемый исторический период.

            По дидактическим целям урок можно отнести к повторительно-обобщающему уроку;  по используемым приемам активизации познавательной деятельности – урок – практикум; по способу организации обучения участников учебно – воспитательного процесса – урок работы в малых группах.

            Данное занятие одно из системы подобных, направленных на реализацию компетентностного подхода в обучении. Одна из главных задач преподавателя – создание условий для формирования личности подростка. Эти условия, в первую очередь, предполагают вовлечение каждого обучающегося в активный познавательный процесс, совместную работу, сотрудничество при решении разнообразных проблем, свободный доступ к необходимой информации с целью формирования собственного, но аргументированного мнения по той или иной проблеме. В рамках поставленных задач выстраивается содержание и методическое сопровождение урока.

    СЦЕНАРИЙ УРОКА

            Название раздела: «Россия на пути модернизации»

            Тема урока: «Крестьянский вопрос в России  первой половины XIX века»

            Тип урока:

    - по дидактическим целям - повторительно-обобщающий урок;

    - по используемым приемам активизации познавательной деятельности – урок – практикум;

    - по способу организации обучения участников учебно – воспитательного процесса – урок работы в малых группах.

    Методическая цель: создание педагогических ситуаций, позволяющих обучающимся достичь следующих результатов:

     личностных – самоопределение (формирование внутренней позиции и отношения к событиям и героям изучаемой эпохи; осознание своей идентичности как российского гражданина); ценностная и морально – этическая ориентация (осмысление социально – нравственного опыта предшествующих поколений);

    метапредметных – регулятивных (планирование своей деятельности, самоконтроль и самооценка); познавательных (поиск, отбор и систематизация информации, анализ фактов, событий, формулирование выводов); коммуникативных (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности, готовность к сотрудничеству в коллективе);

    предметных – понимание сущности крестьянского вопроса в России первой половины XIX века; умение высказывать суждения относительно реформ российских императоров, направленных на разрешение  крестьянского вопроса; о причинах, которые помешали радикально решить крестьянский вопрос в России  первой половины XIX века; освоение и умение применять исторические термины – «модернизация», «крепостное право», «государственные (казенные) крестьяне», «барщина», «оброк»;

            Оборудование: схемы и таблицы, отрывки из  исторических документов, иллюстрации, мультимедийная презентация.

            План  урока

            1. Организационный момент.

    Приветствие. Мотивация к изучению новой темы

    2.  Сообщение целей урока и плана работы на уроке.

            3. Актуализация ранее полученных знаний (демонстрация видеоматериала по теме)

            4. Основная часть

    • Эвристическая беседа
    • Выполнение задания – работа с текстом для чтения
    • Заполнение таблицы
    • Создание коллажа
    • Представление результатов групповой работы
    • Общий вывод по теме урока

    5. Подведение итогов урока.

            6. Домашнее задание.

            Ход урока

    1. Организационный момент

            Преподаватель.  Приветствие; преподаватель предлагает обучающимся проанализировать и высказать свое понимание высказывание известного русского историка Сергея Михайловича Соловьева о том, что "…крепостное право – это вопль отчаяния, испущенный государством…".

    2.  Сообщение целей урока и плана работы на уроке.

    Эпиграфом к уроку служит высказывание известного русского историка Сергея Михайловича Соловьева. В этих словах  ярко выражена мысль о том, что сущностью крестьянского вопроса является проблема крепостного права. Тема нашего урока «Крестьянский вопрос в первой половине XIX века».

    Преподаватель.  В ходе этого урока вам предстоит работать в группах и индивидуально, одинаково важны будут результаты как групповой, так и индивидуальной работы. Вы должны обобщить изученный ранее материал и, используя свои знания, ответить на вопросы:

    • Почему крестьянские реформы первой половины XIX века носили ограниченный характер?
    • Какова была их роль в подготовке  отмены крепостного права?

    А также проявить умения:

    • анализировать материал,  выделять главное, делать выводы;
    • высказывать свое мнение по теме;
    • работать в группе.

    Работать будете в группах,  и вам предстоит выполнить следующие виды работ:

    1. Читать текст и заполнять таблицу;
    2. Оформлять коллаж, иллюстрирующий эпоху правления того или иного императора;
    3. Представить результаты своей работы;
    4. Высказать свое мнение об итогах крестьянских реформ первой половины XIX века.

            Теперь расскажу об оценке работы на уроке: каждый из вас, работая в группе, зарабатывает баллы и для своей группы, и для себя лично. В конце занятия все баллы подсчитываются и выставляются оценки. Критерии оценивания ответа перед вами (у каждого обучающегося рабочий лист ПРИЛОЖЕНИЕ 1):

    - устные ответы на вопросы – от 1 до 3 баллов;

    поиск информации и заполнение таблицы –        7 баллов;

    - оформление коллажа – 7 баллов;

    представление результатов работы группы – от 1 до 3 баллов;

    - дополнения, замечания, возражения – от 1 до 3 баллов

    11 и более баллов – оценка «5»

    9 – 10 баллов – оценка «4»

    7 – 8 баллов – оценка «3»

    менее 7 баллов – оценка «2»

    Требования к ответу: 

    1. Четкость и полнота ответа.

    2. Верная аргументация.

    3. Актуализация ранее полученных знаний

     Демонстрация видеофрагмента, постановка вопросов.

            Преподаватель.  Я предлагаю посмотреть видеофрагмент.

    Вы увидели зарисовку из жизни российского общества первой половины XIX века : парадную Россию и нищее, униженное рабством крестьянство. Каков основной механизм социально-экономического устройства России отражён в видеофрагменте?

            Предполагаемый ответ обучающихся: крепостное право.

            Преподаватель.  Вспомните и объясните, что такое крепостное право в России?

            Предполагаемый ответ обучающихся: крепостное право – это форма зависимости крестьян от помещиков, при которой крестьяне не могут менять место жительства и хозяина, т.е. крестьяне были прикреплены к земле. При этом крестьянин являлся собственностью помещика, которую можно было продать, обменять, подарить и т.п. Крестьянин по отношению к своему владельцу нес определенные повинности: платил оброк и отрабатывал барщину.

    Ответы оцениваются по трехбалльной шкале в зависимости от полноты ответа.

            Преподаватель.  На протяжении столетий в России складывалась особая система общественного разделения труда - крепостничество. И если раньше крепостная Россия могла успешно конкурировать с Европой, то к началу XIX века Россия начала уступать Западу в своем развитии по многим показателям.

    Перед вами статистические данные, отражающие показатели социально-экономического развития России и Англии в первой половине XIX века.

    Линии сравнения

    Англия

    Россия

    Доля в мировом промышленном производстве

    (1830 г.)

    около   40%

    1,7%

    Количество вольнонаёмных рабочих

    (1830 г.)

    5 млн. чел.

    23,81% от численности населения

    114,5 тыс. чел

    0,31%  от численности населения

    Протяженность железных дорог

    (с 1837 г. по 1850 г.)

    увеличилась

    с 540 км

    до 9 500 км.

    увеличилась

    с 30 км

    до 1500 км.

    Вопросы:

    1. Какой вывод вы можете сделать на основании этих данных?

    Предполагаемый ответ обучающихся: Россия отставала в промышленном развитии от ведущих стран мира.

    2. Почему в России было затруднено создание промышленных предприятий по западноевропейскому образцу? (с использованием вольнонаемного труда, с использованием сложных станков и механизмов).

    Предполагаемые ответы обучающихся: потому, что крепостное право сдерживало развитие рынка вольнонаемного труда, подневольный человек не был заинтересован в результатах своего труда, неквалифицированные работники не могли обслуживать сложные механизмы.

    3. Посмотрите на статистику крестьянских выступлений:

    1826  - 1835 гг. – 342 ;  

    1836 – 1845 гг. – 433;  

    1846 – 1855 гг. – 572.

    Какой вывод можно сделать?

    Предполагаемые ответы обучающихся: число крестьянских выступлений         росло из-за тяжелых условий жизни крепостных крестьян, непосильного рабского  труда, барщины, достигавшей пяти дней в неделю и т.п.

    4. Каким  было  отношение  дворянства к существованию крепостного права?

    Предполагаемые ответы обучающихся:  Отношение дворянства к крепостному праву было неоднозначным. Большую часть дворянства такое положение устраивало. Но его передовая часть осуждала узаконенное рабство в стране. Ярким проявлением протеста дворянства были события 14 декабря 1825 г. на Сенатской площади в Петербурге – восстание декабристов.

     Ответы оцениваются по трехбалльной шкале в зависимости от полноты ответа.

    Преподаватель.  Итак, мы приходим к выводу, следствиями крепостного права стали:

    1) неразвитость российской промышленности и ее отставание от Запада;

    2) рост числа крестьянских выступлений;

    3) разделение дворянского общества по отношению к крестьянскому вопросу.

    Преподаватель.  Перед  необходимостью  решения крестьянского вопроса, отмены крепостного права оказались российские самодержцы. Каждый из них по-своему пытался разрешить проблему крепостничества, доставшуюся им от предшественников.

    4. Основная часть.

    Преподаватель  обобщает ответы и предлагает обучающимся, работая в группах ознакомиться с материалом о реформах первой половины XIX в., направленных на решение крестьянского вопроса. Каждой группе предлагается рассмотреть правление одного из российских императоров и занести результаты работы в таблицу, составить коллаж, отражающий характерные черты эпохи правления данного императора.

    Преподаватель. Ваша задача:

    – прочитав текст, выписать в таблицу мероприятия по решению крестьянского вопроса, которые осуществлялись в правление Павла I, Александра I и Николая I;

    - ответить на вопросы, приведенные в таблице;

    - оформить  коллаж, символизирующий правление одного из  императоров (иллюстрации для коллажа преподаватель готовит и распечатывает заранее – портреты героев эпохи, иллюстрации к событиям, архитектурные памятники, изображение предметов, характерных для периода того или иного правителя);  

    - представить результаты совместной работы.

    Вам необходимо разделить работу внутри группы: вы сами определите, кто будет заполнять таблицу, а кто будет оформлять коллаж.

    Образец сравнительной таблицы: «Крестьянский вопрос в России первой половины XIX века»

    Правление

    Позиция императора по отношению к крепостному праву

    Меры по решению крестьянского вопроса

    Почему не произошла отмена

    крепостного  права

    ПАВЕЛ I

    (1796-1801гг.)

    1. Облегчить положение крестьян.

    2. Ограничить привилегии дворянства.

    1. Разрешил крепостным жаловаться  на своих владельцев. 

    2. Запретил на продажу дворовых людей и крестьян без земли.

    3. Запретил  барщину более трех дней в неделю.

    1.Не ставил задачу отмены крепостного права, а хотел лишь смягчить его.

    АЛЕКСАНДР I    (1801-1825 гг.)

    1. Твёрдо надеялся на то, что ему удастся отменить крепостное право.

    1. Указ о «Вольных хлебопашцах» (1803 г.), поощрявший помещиков освобождать крепостных с землей за выкуп.

    2. Отмена крепостного права в экономически развитых районах страны (1816 г. по 1819 г.).

    3. Военные поселения для сокращения районов распространения крепостничества.

    1.Бессистемность предпринимаемых мер.

    2. Война с Наполеоном

    3. Сопротивление дворянского общества  преобразованиям.

    4.  Протест против преобразований даже в семье.

    НИКОЛАЙ I

     (1825-1855 гг.)

    1. Осознавал, что крепостное право – зло, но хотел «…проложить дорогу к переходному состоянию».

    1. Указ «Об обязанных крестьянах» (1842 г.) разрешал помещикам освобождать крестьян, но без земли.

    2. Реформы (1837-1841гг.) в государственной деревне.

    1. Меры в решении крестьянского вопроса были направлены в основном на преобразования в государственной деревне, т.к.  император полагал, что вслед за улучшением положения государственных крестьян наступит очередь и крепостных.

    Обучающимся отводится 12 минут на работу в группах и по 3-4 минуты на представление результатов. Во время представления результатов работы группы, обучающиеся из других групп  заполняют соответствующие части таблицы.

    Преподаватель. Подведем итоги нашей работы. Теперь вы готовы ответить на главные вопросы нашего занятия.

    Почему крестьянские реформы первой половины XIX века носили ограниченный характер?

    Какова была их роль в подготовке  отмены крепостного права?

    Предполагаемые ответы обучающихся:

    - Дворянство, которое являлось основой императорской власти, в большинстве своём оказало мощное сопротивление идее отмены крепостного права.

    - Реформы первой половины XIX века создали экономические и социальные предпосылки для будущей крестьянской реформы 1861 г., отменившей крепостное право в России.

    Преподаватель.  В ходе предыдущей работы вы выяснили, что крестьянские реформы первой половины XIX века носили ограниченный характер и определили причины их незавершенности.

    Укажите, какое значение имели эти реформы для подготовки к отмене крепостного права?

    Предполагаемый ответ обучающихся: эти мероприятия сыграли значительную роль, создав экономические и социальные предпосылки для будущей крестьянской реформы, в значительной мере подготовив общественное мнение к предстоящей отмене крепостного права.

    Преподаватель. в завершение нашего урока хочу напомнить, что недавно, 3 марта, отмечалось 150-летие отмены крепостного права в России. Да, в современном обществе проблема зависимости человека от человека решена. А вот вопрос собственности по отношению к земле до сих пор требует своего полного разрешения.

    5. Подводятся итоги по достижению целей урока; выставляются оценки обучающимся.

    6. Домашнее задание.


    Технологическая карта урока

    Этап урока

    Деятельность

    педагога

    Деятельность обучающихся

    Цель

    Организационный момент

    Приветствие.  Предъявление плана работы на уроке

    Знакомятся с планом работы на уроке

    Нацеливание учащихся на виды  учебной  деятельности

    Актуализация полученных ранее знаний

    Демонстрация видеофрагмента, постановка вопросов.

    Эвристическая беседа по материалам видеоролика.  Предъявление плана работы на уроке

    Просмотр видеофрагмента,

    ответы на вопросы преподавателя, перечисление  признаков ранее изученного явления

    Подготовка к основной деятельности.

    Основная часть

    1. Постановка задачи на работу .

    2.  Корректировка выступлений обучающихся.

    3. Обобщающая беседа по выполненному заданию.

    Работа с текстом, заполнение таблицы,  подготовка  выступления с сообщением по заданному плану, оформление коллажа, представление работы группы.

    Слушают друг друга учителя. Заполнение  таблицы.

    Анализ коллажа, аргументированный ответ.

     

    Участвуют в беседе, делают выводы по итогам работы.

    Выявление мероприятий российских императоров первой половины XIX века по решению крестьянского вопроса, определение их позиции по отношению к крепостному праву, оформление коллажа, иллюстрирующего эпоху правления каждого из императоров. 

    Систематизация у обучающихся знаний

     о сущности крестьянского вопроса в России первой половины XIX века; о реформах российских императоров, направленных на разрешение  крестьянского вопроса; о причинах, которые помешали радикально решить крестьянский вопрос .

    Формирование коммуникативных умений: работать с текстом, воспринимать информацию «на слух», отвечать устно, аргументировать свой ответ.  Формирование навыков аналитического мышления: выделять главное, сопоставлять факты, делать выводы.

    Подведение итогов

    Обращение к учащимся с вопросами о результатах урока.

    Обобщение учителем.

    Оценка работы обучающихся на уроке.

    Отвечают, обращаясь к содержанию и ходу урока

    Развитие навыка самоанализа.

    Реализация воспитательного потенциала оценки.

    Домашнее задание

    Формулирует и комментирует домашнее задание

    Записывают, при необходимости задают вопросы

    Нацеленность на следующий урок


    ПРИЛОЖЕНИЕ 1

    Дата   «_____» ________________ 2017 г.                Обучающийся   ________________________________                                                                                                                        

    Тема урока        

    Крестьянский вопрос в России  первой половины XIX века

    Цели урока

    ответить на вопросы:

    • Почему крестьянские реформы первой половины XIX века носили ограниченный характер?
    • Какова была их роль в подготовке  отмены крепостного права?

    Проявить умения:

    • анализировать материал,  выделять главное, делать выводы;
    • высказывать свое мнение по теме;
    • работать в группе

    Основные понятия: крепостное право, государственные (казенные) крестьяне, барщина, оброк

    План работы

    1. Прочесть текст и заполнить таблицу;

    2. Оформить коллаж, иллюстрирующий эпоху правления того или иного императора;

    3. Представить результаты своей работы;

    4. Высказать свое мнение об итогах крестьянских реформ первой половины XIX века.

    Система выставления оценок


    Задание: заполните таблицу  «Крестьянский вопрос в России первой половины XIX века»

    Павел I (1796-1801 гг. )

    Позиция императора по отношению к крепостному праву

    Меры по решению крестьянского вопроса

    Почему не произошла отмена

    крепостного  права


    Александр I (1801-1825 гг. )

    Позиция императора по отношению к крепостному праву

    Меры по решению крестьянского вопроса

    Почему не произошла отмена

    крепостного  права


    Николай I (1825-1855 гг. )

    Позиция императора по отношению к крепостному праву

    Меры по решению крестьянского вопроса

    Почему не произошла отмена

    крепостного  права

    Вывод: _______________________________________________________________________________________________________________________________________

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Оценка на уроке ______________________________


    ПРИЛОЖЕНИЕ 2

    ИМПЕРАТОР ПАВЕЛ I  (1796-1801)

    Действуя наперекор матери, императрице Екатерине II, во всех сферах государственной жизни, Павел I в крестьянском вопросе соглашался с ней  и считал  необходимым  облегчить положение крепостного крестьянина  и  ограничить привилегии дворянства.

    В первую очередь Павел I своим Указом разрешил крепостным жаловаться  на своих владельцев - назначил «приемные дни» для подачи челобитных (специальный ящик для них, поставленный возле дворца, Павел открывал собственноручно). До этого указа жалобы крестьян на своих хозяев рассматривались как преступления, а жалобщиков  строго наказывали  – вплоть до ссылки на каторгу.

    Еще одним послаблением для крестьянства стал запрет на продажу дворовых людей и крестьян без земли. Отныне, продавая своего крепостного крестьянина, помещик должен был лишиться и участка земли - главного источника своего дохода, а это было бы ему невыгодно. Этот запрет должен был ограничить продажу крестьян вообще.

    Указом «О трехдневной барщине» самодержец запретил помещикам заставлять крестьян работать на них более трех дней в неделю. Этот документ был важен как первая попытка государства в лице императора регламентировать отношения помещика и его крестьян.

    Несмотря на то, что Павел не ставил задачу отмены крепостного права, а хотел лишь смягчить его, это желание вызвало ропот и возмущение помещиков. Павла I стали обвинять в деспотизме, в ущемлении политических прав и экономических привилегий дворянства. К концу царствования недовольство дворян стало безмерным. Против Павла I созрел заговор, в результате которого он был убит (11 марта 1801 г.)

    ИМПЕРАТОР АЛЕКСАНДР I  (1801-1825)

    Александр I смолоду был полон либеральных идей и твёрдо надеялся на то, что ему удастся отменить крепостное право. 

    В 1803 г. Александром I был издан Указ о «вольных хлебопашцах», поощрявший помещиков освобождать своих крепостных с землей за выкуп. Император надеялся, что таким путем постепенно удастся упразднить крепостное право.  Но поскольку указ не обязывал помещиков освобождать крестьян, за годы его действия (с 1803 по 1861гг.) смогли выкупиться только 47 тыс. крепостных  - менее 1% от их общего числа.

    С 1816 г. по 1819 г. Указом Александра I было отменено крепостное право в экономически развитых районах страны —  Эстляндии, Лифляндии, Курляндии (территория Прибалтики). Крестьяне получили личную свободу, но без земли, остававшейся в собственности у помещиков, которую необходимо было у них арендовать.

     С 1810 г. по указу императора были организованы военные поселения. Крестьяне в них должны были выполнять земледельческие работы и нести военную службу. При помощи организации военных поселений Александр I рассчитывал сократить районы распространения крепостничества.

    Почти все либеральные реформы Александра I были малоэффективными, т.к. в его реформах не было постоянства, они носили бессистемный характер, в том числе  по причине вовлечения России в войну с Наполеоном.  Дворянское общество негативно воспринимало стремление императора  к отмене крепостного права.  Даже в его семье звучали голоса протеста против преобразований, а то и грозные напоминания о печальной судьбе его отца - императора Павла I.

    ИМПЕРАТОР НИКОЛАЙ I  (1825-1855)

    Николай I ясно осознавал, что крепостное право является главной социально-экономической проблемой для России. Но решить ее так и не смог: «Нет сомнения, что крепостное право в нынешнем его положении у нас есть зло…но прикасаться к нему, теперь, было бы делом еще более гибельным. Не должно давать вольности, но должно проложить дорогу к переходному состоянию».

    Указ «Об обязанных крестьянах» (1842 г.) разрешал помещикам освобождать крестьян, но без земли. За предоставляемую помещиками землю крестьяне были обязаны отрабатывать барщину или вносить оброк, причем размеры повинностей устанавливал сам помещик. Этот указ не понравился ни помещикам, заподозрившим покушение на свои права, ни крестьянам, не желавшим для себя такой «свободы». Воспользовались указом всего несколько тысяч человек.

    Более решительные реформы (1837-1841г.)  Николай I провел в государственной деревне. Эти реформы коснулись половины всего крестьянского населения страны:

    - увеличивались наделы малоземельных крестьян;

    - в деревнях строились школы, больницы и ветеринарные пункты;

    - заводились специальные зерновые хранилища, из которых в неурожайные годы выдавали зерно крестьянам;

    - организовывались кассы, где нуждающимся крестьянам выдавали небольшие кредиты.

    Средства для проведения реформы получали от продажи хлеба, выращенного крестьянами на государственной пашне под надзором специальных чиновников. Таким образом, крестьяне фактически самостоятельно создавали себе благоприятные условия для хозяйствования.

    Меры в решении крестьянского вопроса были направлены в основном на преобразования в государственной деревне, т.к.  император полагал, что вслед за улучшением положения государственных крестьян наступит очередь и крепостных.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    «Крепостное право – это вопль отчаяния, испущенный государством». С.М.Соловьёв « Крестьянский вопрос в России первой половины XIX века»

    Слайд 2

    Цели урока Ответить на вопросы: Почему крестьянские реформы первой половины XIX века носили ограниченный характер ? Какова была их роль в подготовке отмены крепостного права? Проявить умения: Анализировать материал, выделять главное, делать выводы; Высказывать свое мнение по теме; Работать в группе

    Слайд 3

    План работы на уроке Прочитать текст, заполнить таблицу Оформить коллаж, иллюстрирующий эпоху правления того или иного императора Представить результаты своей работы Высказать свое мнение об итогах крестьянских реформ первой половины XIX века

    Слайд 4

    Критерии выставления оценок устные ответы на вопросы – от 1 до 3 баллов поиск информации и заполнение таблицы – 7 баллов оформление коллажа – 7 баллов представление результатов работы группы – от 1 до 3 баллов дополнения, замечания, возражения – от 1 до 3 баллов 11 и более баллов – оценка «5» 9 – 10 баллов – оценка «4» 7 – 8 баллов – оценка «3» менее 7 баллов – оценка «2»

    Слайд 5

    Каков основной механизм социально-экономического устройства Российской империи?

    Слайд 6

    Что такое крепостное право? Это форма зависимости крестьянина от помещика. ПРИЗНАКИ КРЕПОСТНОГО ПРАВА крестьянин являлся собственностью помещика, которую можно было продать, обменять, подарить и т.п. крестьянин по отношению к своему владельцу нес определенные повинности: платил оброк и отрабатывал барщину крестьянин не мог менять место жительства и хозяина

    Слайд 7

    Социально-экономические показатели России и Англии в первой половине XIX века Линии сравнения Англия Россия Доля в мировом промышленном производстве (1830 г.) около 40% 1,7% Количество вольнонаёмных рабочих (1830 г.) 5 млн . чел . 23,81% от численности населения 114,5 тыс. чел 0,31% от численности населения Протяженность железных дорог (с 1837 г. по 1850 г.) увеличилась с 540 км до 9 500 км. увеличилась с 30 км до 1500 км.

    Слайд 8

    Почему в России было затруднено создание промышленных предприятий по западноевропейскому образцу? (с использованием вольнонаемного труда, с использованием сложных станков и механизмов)

    Слайд 9

    Статистика крестьянских выступлений: 1826 - 1835 гг. – 342 ; 1836 – 1845 гг. – 433; 1846 – 1855 гг. – 572. Какой вывод можно сделать?

    Слайд 10

    Каким было отношение дворянства к существованию крепостного права?

    Слайд 11

    Следствиями крепостного права стали: Неразвитость российской промышленности и ее отставание от Запада Рост числа крестьянских выступлений Разделение дворянского общества по отношению к крестьянскому вопросу

    Слайд 12

    «Крестьянский вопрос в России первой половины XIX века» Правление Позиция императора по отношению к крепостному праву Меры по решению крестьянского вопроса Почему не произошла отмена крепостного права ПАВЕЛ I (1796-1801гг . ) АЛЕКСАНДР I (1801-1825 гг. ) НИКОЛАЙ I (1825-1855 гг. )

    Слайд 13

    «Крестьянский вопрос в России первой половины XIX века» Правление Позиция императора по отношению к крепостному праву Меры по решению крестьянского вопроса Почему не произошла отмена крепостного права ПАВЕЛ I (1796-1801гг . ) 1. Облегчить положение крестьян. 2. Ограничить привилегии дворянства. 1. Разрешил крепостным жаловаться на своих владельцев. 2. Запретил продажу дворовых людей и крестьян без земли. 3. Запретил барщину более трех дней в неделю. 1.Не ставил задачу отмены крепостного права, а хотел лишь смягчить его.

    Слайд 14

    «Крестьянский вопрос в России первой половины XIX века» Правление Позиция императора по отношению к крепостному праву Меры по решению крестьянского вопроса Почему не произошла отмена крепостного права АЛЕКСАНДР I (1801-1825 гг. ) 1. Твёрдо надеялся на то, что ему удастся отменить крепостное право. 1. Указ о «Вольных хлебопашцах» (1803 г.), поощрявший помещиков освобождать крепостных с землей за выкуп. 2. Отмена крепостного права в экономически развитых районах страны (1816 г. по 1819 г.). 3. Военные поселения для сокращения районов распространения крепостничества. 1.Бессистемность предпринимаемых мер. 2.Война с Наполеоном 3. Сопротивление дворянского общества преобразованиям. 4. Протест против преобразований даже в семье.

    Слайд 15

    «Крестьянский вопрос в России первой половины XIX века» Правление Позиция императора по отношению к крепостному праву Меры по решению крестьянского вопроса Почему не произошла отмена крепостного права НИКОЛАЙ I (1825-1855 гг. ) 1. Осознавал, что крепостное право – зло, но хотел «… проложить дорогу к переходному состоянию ». 1. Указ «Об обязанных крестьянах» (1842 г.) разрешал помещикам освобождать крестьян, но без земли. 2. Реформы (1837-1841гг.) в государственной деревне. 1. Меры в решении крестьянского вопроса были направлены в основном на преобразования в государственной деревне, т.к. император полагал, что вслед за улучшением положения государственных крестьян наступит очередь и крепостных.

    Слайд 16

    Вывод Дворянство, которое являлось основой императорской власти, в большинстве своём оказало мощное сопротивление идее отмены крепостного права. Реформы первой половины XIX века создали экономические и социальные предпосылки для будущей крестьянской реформы 1861 г., отменившей крепостное право в России. Почему крестьянские реформы первой половины XIX века носили ограниченный характер ? Какова была их роль в подготовке отмены крепостного права?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    методическая разработка урока истории для 9 класса "Россия от февраля к октябрю"

    Пояснительная записка Работаю в школе учителем истории и обществознания уже достаточно долго, однако именно сейчас  пришло осознание какой – то бессмысленности обучения, разговор...

    Методическая разработка урока истории по теме "Николаевская Россия", 8 класс

    Данная методическая разработка представляет собой документ в WORD и презентацию. Можно использовать лишь презентацию, если в данном кллассе Вы не применяете групповые способы работы...

    Урок-презентация по теме "Дворцовые перевороты первой половины XVIII века" (7 класс, история России)

    Презентация содержит иллюстративный и теоретический материал по данной теме. Имеются задания для проверки знаний или самопроверки....

    Контрольный тест по истории России (первая половина XIX века)

    На основе полученных знаний провести контроль знаний по теме "Россия в 1 половине 19 века"...

    Методическая разработка урока истории России "Русская культура XIV-XVI"веков (по учебнику "История России с древнейших времен до конца XVI века" под ред. А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной).

    Представлена методическая разработка урока "Русская культура XIV-XVI веков" для 6 класса . Тема рассчитана на 2 часа и состоит из двух частей "Просвещение, устное народное творчество, литература XIV-X...

    Обобщающий урок по теме "Столица крепостнической России (первая половина XIX века)"

    Маршрут для занятия составлен на основе теста к Теме 1 "Столица крепостнической России (первая половина XIX века)" как приложения к учебнику: Ермолаева Л.К., Захваткина И.З., И.М.Лебедева, Н.Г.Шейко, ...

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ИСТОРИИ «СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ В КОНЦЕ 19 – НАЧАЛЕ 20 ВЕКА»

    Урок «Социально – экономическое развитие России в конце 19 – начале 20 века» является частью раздела «Россия в конце 19 – начале 20 века». Данный урок, применяемые в ходе его проведения методы и прием...