Конспект урока "Репрессии 1930-х гг. и их последствия для общества"
план-конспект урока по истории (9 класс) по теме

 

Тема урока: Репрессии 1930 –х гг. и их последствия для общества

Цели:  Причины, жертвы и последствия массовых репрессий 30-х годов

Оборудование:

учебник  А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, М.Ю.Бранд История России ХХ -- начало XXI века, краеведческий материал: воспоминания А.К.Даньшиной, А.Ф.Маньшевой, И.Ф.Гришкина,

 

На доске написано:

«По данным ОГПУ, в 1930 г. в спецссылку было направлено 113 011 семей, или 551 330 человек, - в половину  меньше того количества, что предусматривали директивы Политбюро…. Впрочем, провал планов спецссылки в 1930г. был с лихвой компенсирован в следующем году: всего в 1930 – 1931 гг. депортации подверглось 381 026 семей, или 1 803 392 человека».

Вопрос учителя:  О чем будем говорить  сегодня на уроке? Тема  урока?

Учащиеся: (варианты ответов)

·         О спецссыльных

·         О депортации

·         о событиях в нашей стране в 1930 х гг.

 

Учитель: Ну, что ж вы близки к определению темы урока «Репрессии 1930 –х гг и их последствия для общества».

А какие вопросы вам хотелось бы рассмотреть?

Учащиеся : (варианты )

·         Причины репрессий.

·         Что такое спецссылка и с чем связано её появление?

·         Что это за люди, которых отправляли в спецссылку?

·         Условия жизни.

·         Каковы последствия этих событий для страны и общества?

 

 Учитель фиксирует вопросы на доске (формулировка вопросов может быть другой, но смысл примерно одинаковый). Вопросы и будут планом урока.

-- Какие варианты работы вы можете предложить.

Учащиеся:

-- Беседа, работа с документами, работа с учебником.

 

В дальнейшем работа идет в форме беседы,  ученики  называют, что главной предпосылкой массовых репрессий  предвоенного десятилетия были ультралевая политика форсированной индустриализации и насильственного объединения в колхозы  миллионов крестьянских хозяйств.

Учитель : Какие средства использовали органы власти и зачем?

Учащиеся : (варианты ответов)

Учитель подводит учащихсяк  выводу:

«Одним  из рычагов начавшейся  в конце 1929 г. коллективизации стали массовые аресты и высылка наиболее опасной для режима  части  сельского населения, прежде всего зажиточного крестьянства. Террор выполнял функцию запугивания  крестьян, которые, опасаясь разделить судьбу репрессированных односельчан, стиснув зубы,  шли в колхозы.

Конфискованное имущество репрессированных составляло основу производственных фондов колхозов. Играли свою роль и  такие мотивы, как сведение счетов между  самими крестьянами и злоупотребления местных чиновников, многие из которых попросту присваивали имущество раскулаченных».

Учащиеся обращаются к документу: постановлению Политбюро от 30 января 1930 г.

Работа с документом

 

Развернутая программа « уничтожения кулачества как класса» была представлена  в постановлении Политбюро  от 30 января 1930 г. «О мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации». Все  «кулаки» (под это определение на практике подводились все недовольные  властью, или заподозренные в нелояльности) разбивались на три категории. К первой был отнесен «контрреволюционный кулацкий актив», подлежащий заключению в лагеря или расстрелу, ко второй – «остальные элементы кулацкого актива», которых следовало высылать в отдаленные  местности, и к третьей – «кулаки», которых оставляли в районах их проживания, но расселяли на неудобных землях вне  пределов колхозов.

Репрессивные меры в отношении лиц первой и второй категории Политбюро распорядилось провести в течение четырех месяцев, установив при этом следующие «лимиты»: около 60 тыс. следует направить в лагеря, а 150 тыс. выселить в отдаленные районы. Поскольку семьи этих 210 «кулаков» также подлежали отправке в ссылку, речь шла примерно о миллионе репрессируемых.

Учитель:

Как проводились аресты и депортации «кулаков»?

(Работа с документами -  воспоминания очевидцев, документальные источники).

1. Дать учащимся (сильный класс) опережающее задание найти в краеведческом музее, в литературе, используя интернет материал по соответствующей теме.

2.Можно предложить, уже подобранные учителем документы по соответствующей теме, отдельным ученикам, которые познакомят с ними учащихся класса.

 

 

     Из воспоминаний местных жителей  Вытегорского района:

А.К.Даньшиной  (односельчанка учащихся)

«Приехали к нам на лошади трое. Двое из милиции, один местый – Федя Дудин, сказали папе: «Вы арестованы!», описали все имущество: сундуки с приданным, швейную машинку, самовар, перину.. У меня была гребенка новая в голове, а старая, две   половинки, связанны нитками, была положена в шкаф, через стекло её видно было. Взяли эту гребенку со шкафа и мне в голову пожили, а новую сняли. А папе костюм снимать велели, сапоги».

А.В.Маньшевой (односельчанка учащихся)

«Отца ночью арестовали и увезли. И нам объявили , чтоб мы собирались в дорогу. Нас у мамы было пятеро. Что получше было  - одели, нас раздели, а нам бросили, что уже и носить-то было стыдно, и на с полуголых в зимнюю пору посадили на розвальни в сено, чтоб мы не замерзли. Даже куска хлеба с собой не разрешили взять. Мать была в положении шестым ребенком. В дороге бегала по деревням и просила милостыню для нас. Вначале нас привезли на Ветку в тупик».

Спецпоселение «Ветка» располагалось в 49 км к юго –востоку от Вытегры, вдали от шоссейной дороги (16 км), речных путей и мест обитания людей в глухом лесу.

Из рассказа очевидца Ивана Федоровича Гришкина

«Я, одиннадцатилетний  подросток, вместе со своими родителями, младшими братьями и сестрами, а также с семьями трех дядей: Николая, Ивана, Василия зимой были привезены на Ветку. Одновременно вместе с нами были семьи раскулаченных Стаконовых, Степкиных, Кирьяновых. Всех нас поместили в один барак. Из – за тесноты и большой скученности людей погибла моя младшая сестра Лиза, нечаянно упавшая в корыто с горячим щелоком. Посреди барака стояла печка-чугунка, под потолком проходила железная труба, на которой рабочие сушили одежду. Спали все на нарах. Был страшный голод, за работу платили часть денег и давали пайки хлеба. Труд был тяжелый, т.к. было дано твердое задание. С помощью лучковой пилы нужно было каждому мужчине  в течение суток заготовить 7 кубометров леса. Если пила ломалась, то были вынуждены ночью её ремонтировать. Иначе это считалось умышленное вредительство, за которое давали до 7 лет тюремного заключения. За невыполнение задания также наказывали. Мой дядя Николай Николаевич Гришкин не справился  с нормой и был сослан в Кресты».

Вспоминает А.В.Маньшева:

«Как жить: ни хлеба, ни обуви, ни денег - ничего не было. Мама с братом моим Иваном пошли в деревни просить кусок хлеба или картошки. Подавали мало. … Потом нас, детей,  у всех забрали  и увезли. Даже родители не знали, где мы. Потом им сказали, что мы в Кондушах, в яслях. Кормили нас плохо. Давали одну селедку, пососем голову и пить воды не давали, так мы из лужи на улице пили. Рядом в поле росло много ягод голубики, но нам не давали есть, выгоняли с поля»

Учащиеся делятся впечатлениями об услышанном.

Учитель:

--Вы узнали о жизни спецпоселенцев в нашем районе и частично получили ответы на свои вопросы.

Я хочу предложить вам познакомиться еще с одним документом.

(Ученик , получивший предварительное задание , знакомит с документом).

Из совершенно секретной записки инструктора Нарымского окружкома партии В.А.Величко И.В.Сталину, Р.И. Эйхе и секретарю Нарымского окружкома К.И. Лебиц.

29 и 30 апреля этого года из Москвы и Ленинграда были отправлены на трудовое поселение два эшелона деклассированных элементов. Эти эшелоны, подбирая по пути следования подобный же контингент, прибыли в г.Томск, а затем на баржах –в Нарымский округ.

18 мая первый и 26 мая второй эшелоны, состоя из трех барж, были высажены на реке Оби, на остров. ….

В пути, особенно в баржах, люди находились в крайне тяжелом состоянии: скверное питание, скученность, недостаток воздуха… В результате – помимо всего прочего – большая смертность. 35 – 40 человек в день.

Показателен  в данном случае такой факт: первый эшелон и пристал к острову в прекрасный день. Было очень тепло. В первую очередь на берег были вынесены трупы, и потому что было тепло, а люди не видели солнца, могильщикам, было разрешено отдохнуть, а затем приступить к своей работе. Пока могильщики отдыхали, мертвые начали оживать. Они стонали, звали о помощи, и некоторые из них поползли по песку к людям. Так из этих трупов ожили и встали на ноги восемь человек…

Сам остров оказался совершенно  девственным, без каких  - то ни было построек. Люди были высажены в том виде, в каком они были взяты в городах и на вокзалах: в весенней одежде, без постельных принадлежностей, очень многие босые.

При этом на острове не оказалось никаких инструментов, ни крошки продовольствия, весь хлеб вышел и в баржах, поблизости также продовольствия не оказалось. А все медикаменты были отобраны ещё в Томске…

На второй день прибытия первого эшелона, 19 мая, выпал снег, поднялся ветер, а затем мороз. Голодные, истощенные люди, без кровли, не имея никаких инструментов очутились в безвыходном положении. Обледеневшие, они были способны только жечь костры, сидеть, лежать, спать у огня, бродить по острову и есть гнилушки, кору, особенно мох и пр.

Трудно сказать, была ли возможность делать что-либо другое, потому что трое суток никому  никакого продовольствия не выдавалось. По острову пошли пожары, дым. Люди начали умирать. Они заживо сгорали у костров во время сна, умирали от истощения и холода, от ожогов и сырости, которая окружала людей.

Так трудно переносили холод, что один из трудпоселенцев залез в  горящее дупло и погиб там на глазах людей, которые не могли помочь ему, не было ни лестницы, ни топоров.

В первые сутки после солнечного дня бригада могильщиков смогла закопать только 295 трупов, неубранных оставив на второй день…

И только на пятый день прибыла на остров ржаная мука, которую начали раздавать трудпоселенцам по несколько грамм.

Получив муку, люди бежали к воде ив шапках, портянках, пиджаках и штанах разводили болтушку и ели её. При этом огромная часть их просто съедала муку; падали и задыхались, умирали от удушья.

Всю свою жизнь на острове трудпоселенцы получали муку, не имея никакой посуды. Наиболее устойчивая часть пекла в костре лепешки, кипятка не было. Кровом оставался тот же костер. Такое питание не выправило положения. Вскоре начались изредка, а затем в угрожающих размерах людоедство. Сначала в отдаленных углах острова, а затем где подвертывался случай».

Беседа

Учитель

- Как могли случиться, что в нашей стране это все происходило и почему?

Учащиеся ( могут сказать)

-Культ личности, фактическая ликвидация конституционных прав и свобод, репрессии, страх оказаться на месте этих людей, система карательных органов.

Учитель  обращает  внимание  учащихся на мысль, высказанную А.В.Антоновым-Овсеенко, ученым-историком. По его мнению, в 1917 -1924 гг. людьми руководили убеждения, в 1924-1934гг.— убеждения и страх, с 1935г. – только страх.

Учащийся, получивший предварительное задание,  знакомит одноклассников с эпизодом, характеризующим  время и рассказанным писателем А.И.Солженицыным.

«Идет районная партийная конференция. Её ведет новый секретарь райкома вместо недавно посаженного. В конце конференции принимается обращение преданности товарищу Сталину. Разумеется,  все встают. В маленьком зале хлещут «бурные аплодисменты, переходящие в овацию». Три минуты, четыре…пять минут, они все еще бурные и все еще переходящие в овацию. Но уже болят ладони. Но уже задыхаются пожилые люди. Но уже это становится нестерпимо глупо даже для тех, кто искренне обожает Сталина. Однако: кто же первый осмелится прекратить? Это мог бы сделать секретарь  райкома… Но он недавний, он вместо посаженного, он сам боится! Аплодисменты продолжаются.. Шесть минут! Семь… Восемь минут… Они уже не могут остановиться… Еще в глубине зала, в тесноте, можно чуть сжульничать, бить реже, не так сильно, не так яростно, но в президиуме, на виду? Директор местной бумажной фабрики стоит в  президиуме и, понимая всю ложность, всю безвыходность положения, аплодируют  -- девятую минуту! Десятую! Он смотрит с тоской на секретаря райкома, но тот не смеет бросить. Безумие! Повальное!  Озираясь друг на друга со слабой надеждой, но изображая на лице восторг, руководители района будут аплодировать, пока не упадут… и даже тогда оставшиеся не дрогнут!..

        И директор … на одиннадцатой минуте принимает деловой вид и опускается на свое место в президиуме. И – о,  чудо! – куда делся всеобщий несдержанный неописуемый энтузиазм. Все разом на том же хлопке прекращают и тоже садятся. Они спасены!

    В ту же ночь директор фабрики арестован. Ему легко мотают совсем по другому поводу 10 лет. Но после подписания следственного протокола следователь напоминает ему: «И никогда не бросайте аплодировать первый!».

Учащиеся могут назвать  еще один фактор укрепления режима личной власти: наличие однопартийной политической системы, пропитанной бюрократическим централизмом, отсутствием гражданского общества, царистские настроения как элемент российского менталитета.

Учитель может  привести высказывание А.Н.Яковлева: «Как ни горько это осознавать, Сталин не чужеродное детище нашей трагической истории. Он прямой наследник тех великодержавных тиранов, которые время от времени возникали на российском троне, лепили и уродовали страну по своим прихотям. Сталин гнездился в наших генах, его родословная идет от насаждения властями рабской покорности подданных, от удушения любого вольномыслия, насаждения лакейства мысли, вечного неприятия верхами гражданина, гражданских чувств, гражданского сознания». (высказывание может быть продемонстрировано на слайде)

Далее учитель подчеркивает, что не последнюю роль играло формирование обстановки безудержного восхваления  «славного фельдмаршала пролетарских сил», всеобщего холуйства, полной вседозволенности вождя и его приспешников.

Учащимся предлагается провести примеры, восхваления Сталина;

обратить внимание на масштабы репрессий, на число жертв сталинского режима.

( Работа с текстом учебника  А.А Данилов,  Л.Г.Косулина, М.Ю.Брант стр.185)

Учитель:

--Всякое противодействие диктаторскому режиму представлялось в этих условиях неразумным, а потом и совсем бессмысленным.

Вопрос учащимся:

--И все же, могли бы вы назвать людей, попытавших выступить против Сталина и его политики открыто на том этапе, когда его власть уже представлялась непоколебимой?

В ходе беседы учащиеся называют имена ( учитель предложил, учащимся  используя интернет, найти  сведения  данным фамилиям):

--М.Рютина, О. Пятницкого, А.Сольца, Г. Каминского

 --Все эти выступления были разрозненными, не представляли значительной опасности для режима и не были понятны и поддержаны народом, который, безусловно, доверял руководству страны и органам безопасности.

 

Учитель, предлагает задуматься над тем, какое влияние оказала сталинщина  на нравственную атмосферу в обществе.

Учащиеся вспоминают,  о доносах соседей, о вынужденных отказах детей  от арестованных  своих родителей, равнодушие соседей.

Можно вспомнить, когда были арестованы бывший нарком финансов Г.Сокольников, и его жена писательница Г.Серебрякова, их малолетняя дочь два дня провела в песочнице возле дома, пока не приехала машина НКВД – никто из соседей не подошел к ней не приласкал, не накорми и не дал приют.

Учитель предлагает учащимся выразить свое отношение к словам историка Р.Медведева:

(демонстрируется на слайде)

«Я считаю, что к жертвам репрессий нельзя относить только тех, кто сидел в лагерях или погиб. В принципе, жертвой репрессий был весь народ»

Учащиеся, как правило, соглашаются с этой позицией, вспоминая о том , как были исковерканы судьбы миллионов родственников репрессированных, какой ущерб был нанесен стране накануне войны  уничтожением огромного количества талантливых и преданных ей людей, как страх и непонимание  деформировали нравственные ценности.

-- Я прошу вас подумать и назвать  какие последствия имели для общества массовые репрессии?

 

Учащиеся работают в группах , формулируют и записываю в тетрадь, или на доску, последствия, последствия , которые имели для общества массовые репрессии 30-х годов.

1.       Был нанесен невосполнимый удар по генофонду страны. Жертвами репрессий стали десятки миллионов человек

2.       Ослабление обороноспособности страны вследствие репрессий в значительной мере определило неудачный ход Великой Отечественной войны на её первом этапе, огромные жертвы среди красноармейцев и мирных жителей.

3.        Гигантски выросла бюрократия, укрепились ее позиции и влияние в обществе, увеличились привилегии, неотъемлемой чертой утвердившегося тоталитарного режима были беспрекословное подчинение воле вождя, руководителя, начальника, подавление личности.

4.       В этот период уходят корнями многие болезненные проблемы и конфликты в межнациональных отношениях.

5.       Годы сталинщины деформировали понятие о добре и зле, чести и бесчестии, верности и долге, порядочности  непорядочности.

 

Учитель благодарит учащихся за работу,

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект урока обществознания в 5 классе Тема урока «Современное общество»

План – конспект урока обществознания в  5 классе по теме: «Современное общество». Данный урок разработан по материалам учебника  : А.И. Кравченко, Е.А. Певцова «Обществознание». -  М.: ...

Конспект урока по теме Роль иностранных языков в современном обществе. Знакомство с понятием франкофонии. 7 класс.

Урок разработан для 7-х классов, но материалы и упражнения могут использоваться и в более старших классах, поскольку предполагают развитие навыков агрументированного высказывания собственного мнения, ...

Конспект урока обществознания в 10 классе по теме Гражданское общество и правовое государство

Конспект урока обществознания ( базовый уровень, Боголюбов) в 10 классе. Тема: Гражданское общество и правовое государство. С использованием интерактивной доски....

Конспект обобщающего урока обществознания в 8 классе по теме «Общество и человек».

Обобщающий  урок  обществознания  по  теме  "Общество  и  человек"  проводится  с применением  обучающих  структур  сингапурской  техно...

Конспект урока по обществознанию Голосование, выборы, референдум в демократическом обществе 9 класс

Конспект урока по обществознанию Голосование, выборы, референдум в демократическом обществе 9 класс...

Конспект урока "Иван IV: реформы и их последствия. Ливонская война и опричнина" в 10 классе

Это один из вариантов проведения урока по теме: "Иван IV: реформы и их последствия. Ливонская война и опричнина"...