Средневековый город и его жители
методическая разработка (история, 6 класс) по теме

Елисеева  Анастасия Васильевна

      Урок на тему «Средневековый город и его жители» разработан с учетом поурочного планирования История Средних веков: Европа и остальной мир  6 класс, Глава 7.  «Лики города». Урок рассчитан на возрастную группу  учащихся 11-12 лет, соответствует их  интересам, потребностям и познавательным возможностям.

      Тип урока: комбинированный с использованием игровой  технологии обучения.image

      В уроке применяются следующие приемы и методы:  работа в группах,  «мозговой штурм»,  саморефлексия,  работа с презентацией «Средневековый город и его жители», приемы творческой деятельности, приемы равноправного партнерского общения в ходе учебного взаи­модействия, прием «об­ратной связи».

      Отличие данного урока от стандартного заключается в повышении мотивации учащихся к предмету, сочетании на уроке различных видов деятельности, использование разнообразных форм, методов и приемов, что повышает активность школьников на уроке и улучшает эффективность качества образования. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «ГОРОДЕЦКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Методическая разработка урока  истории,

  6  класс

Средневековый город и его жители

Автор разработки  Шерстюк Анастасия Васильевна

Должность: учитель истории и обществознания

МБОУ «Городецкая средняя общеобразовательная школа»

с. Городки

2012

Средневековый город и его жители    

    Цель урока: познакомить учащихся с развитием средневековых городов, способствовать развитию логического мышления, развивать умение работы с картой.

Задачи урока:

       Обучающие: способствовать усвоению учениками основного фактического и понятийного материала о средневековом городе, его облике, управлении.

       Развивающие:  способствовать развитию навыков самостоятельной работы с исторической информацией; развивать навыки самостоятельной  оценки учащимися исторических событий; развивать у учащихся образное мышление; продемонстрировать возможности использования ПК.

       Воспитательные: формировать у учащихся взаимное уважение и сотрудничество; прививать интерес к истории.

       Определения и термины:, города, Европа, Аугсбург, Страсбург, Бранденбург, Брюгге, Кембридж, Париж, Вена, Милан, Москва, Новгород, замки, король, налоги, купцы, торговля, ратуша, гильдия, патрициат, портал, витражи, романский стиль, готический стиль.

       Оборудование:  учебник (История средних  веков под ред. М. А. Бойцова, Р. М.  Шукурова), карта «Развитие ремесла и торговли, рост городов Европы в ХI-ХIV веках», компьютер (проектор), раздаточный материал, презентация  «Средневековый город и его жители».   

       Тип урока: комбинированный.

        Педагогические технологии: игровая технология.

Ожидаемый результат:

1.        Учащиеся получат…

2.        Узнают о …

3.        Научатся …

4.        Получат практические навыки работы с историческими источниками.

План

  1. Организационный момент
  2. Подготовка к изложению нового материала
  3. Изложение нового материала

1. Облик города и его главная площадь

2. Дом властей

3. Городские соборы

4. Состав городского населения

5. Архитектурные стили

6.  Ремесленники

    IV.  Заключение

    V. Рефлексия

VI. Домашнее задание                

Ход урока

  1. Организационный момент  (3мин.)

(Приветствие, проверка готовности к уроку,  мотивация учащихся).

        Учитель: Слайд 1.

Средневековый город спит, дрожит измученный гранит,

И ночь молчание хранит под страхом смерти.

Средневековый город спит, унылый,  тусклый колорит

Вам что-то эхом повторит — ему не верьте.

Спит средневековый город Краков.

Тихо, тихо, тихо, тишь и тишина.

В лужах отраженья звездных знаков,

Полная луна.

Спит средневековый город Вена.

Тихо, тихо, тихо, тишь и тишина.

Улицы его чисты, как пена.

Полная луна.

Спит средневековый город Бремен.

Тихо, тихо, тихо, тишь и тишина.

Тенью на камнях застыло время.

Полная луна.

II.        Подготовка к изложению нового материала

III.        Изложение нового материала (32-33 мин.)

        Учитель:  Прослушав стихотворение, определите, о чём пойдёт речь на уроке?

(Ответы учащихся)

      Учитель: Тема нашего урока «Средневековый город и его жители». Слайд 2.  Но урок у нас будет необычным. Я предлагаю вам совершить путешествие в средневековый город, где мы проверим наши знания и закрепим их. В путь отправимся на корабле. Ведь в средние века путешествие было опасным и трудным делом. Из-за плохих дорог скорость передвижения была небольшой: даже верхом за сутки можно было проехать путь лишь в несколько десятков километров. И поэтому для путешествия лучше   моря не найти. Но сами дорогу мы не найдём, нам будет помогать капитан.  Слайд 4.   Чтобы он взял нас на борт, нужно ответить на его вопросы:

1.Существовали ли города в древности? Назовите города, которые вы знаете.

2. Назовите причины возникновения городов в Западной Европе в X - XI вв.

3. Назовите места возникновения новых  городов.

  (Ответы учащихся)

        Учитель:   Мы отправляемся (шум моря). Наше путешествие начинается. Слайд 5.  Чтобы время  в дороге пролетело быстрее, я познакомлю вас с  названиями средневековых  городов. Названия многих городов  возникли в Средневековье. Слайд 6.   Память о них сохранилась и  дошла до наших дней. Страсбург (крепость на дороге).  Эдинбург – крепость Эдвина. Кембридж (мост через  реку Кем).

      Добавление  учителя: Название городов  с окончанием  «берг»  говорит о том, что город возник на горе или холме; окончание «бург»  говорит о каком-то первоначальном укреплении; окончание  «фурт»  означает -  брод; города с окончанием  на «бридж» или «брюг» означают возникновение города у моста;  название  города  на Сан -, Сент-, Сен  (что означает «святой») свидетельствует о том, что город возник у стен монастыря.

       Задание  по рядам.  Игра «Кто быстрее». Каждому ряду нужно найти на  политической карте Европы города с одинаковым окончанием.

Слайд 6.

I ряд на «бург»

II ряд на «фурт»

III ряд на «берг»

Макдебург

Франкфурт

Нюрнберг

Аугсбург

Регенбург

      Учитель:   Приближаемся к пристани, нас встречает человек. Как вы думаете, кто он? Слайд 7.  

Вы рыщете по волнам всех морей.

Вы посещаете края чужбины.

И вам, отцы вестей и новостей, краёв земных всех ведомы судьбины.

       (Ответы учащихся)

       Рассказ учащегося о купцах. Слайд 8.  

     Учитель:  Слайд 9. Итак, мы у ворот средневекового города. Перед нами раскинулся город во всём своём великолепии: мощные крепостные стены с башнями, островерхие крыши, шпили церквей и соборов. Город хорошо укреплён. Каменные стены  не только надёжно защищают город, это символ могущества  и свободы.  Город с населением 10 тыс. жителей считается  большим, а с населением 40 – 50 тыс. – огромным. Их в Европе насчитывалось около 15: Париж, Флоренция, Кёльн, Прага, Лондон и др. Чтобы нам открыли ворота средневекового города, нужно выполнить задание.  Слайд 10.

Задание

  1. Найдите на карте  город Лондон королевства  Англии и опишите его местоположение. Что вы знаете о современном Лондоне. (Работа с картой «Развитие ремесла и торговли, рост городов Европы в ХI-ХIV веках»).

(Ответы учащихся)

      Учитель:  В самом центре средневекового города обычно лежала просторная рыночная площадь -  центр городской жизни. Слайд 11- 12.  Здесь весь день было людно и шумно. Жители города делали покупки, обсуждали важные вопросы, слушали глашатаев.  На рыночной площади разбирались тяжбы между купцами, и судьи тут же прилюдно объявляли свои приговоры. Виновного не в очень тяжком преступлении могли прямо на площади высечь или выставить к позорному столбу.

        По праздникам на рыночной площади устраивались игры, танцы и даже рыцарские турниры.  Здесь давали свое представление и заезжие циркачи и актеры. Сюда же собирались вооруженные горожане, чтобы выступить против врага.

        Посреди площади нередко был устроен украшенный колодец или фонтан, откуда брали воду торговцы и жители города.

       Неподалёку находились собор или главная церковь города, а также здание городского совета – ратуша, где заседало правительство города.  Эти сооружения являлись символами города и определяли облик средневекового города и именовались его сердцем, мозгом и душой.

Слайд 13.

       В ратуше хранилось городское знамя, ключи от городских ворот, городская печать, казна и архив. В подвалах ратуши держали опасных преступников. Снаружи в стену ратуши часто вмуровывалась толстая железная «линейка» (образец местной единицы длины – фута или локтя).

         По большим праздникам в главном зале ратуши устраивались пиры и танцы.

         Собор являлся главным храмом, жители города очень им гордились и не жалели ни сил, ни времени на его строительство. Он посвящался святому, считавшемуся главным небесным покровителем города и его обитателей.

Cлайд 14.

    Толстые каменные стены, мощные колонны, небольшие окна, не пропускавшие много дневного света, настраивали верующих на строгий, торжественный и несколько суровый лад. Многие церкви этой поры напоминают по виду крепости. Их строили так, чтобы за стенами храмов можно было при необходимости укрыться от врагов.

    Зодчие, возводившие  эти храмы, использовали много приемов древнеримской архитектуры.  Поэтому  историки называют стиль западноевропейской архитектуры IX – XII веков романским.

Слайд 15.

       В XII – XIII вв. на смену  романскому стилю  приходит готический. Тонкие стены, огромные окна.  Изящные колонны поддерживающие очень высокий и на вид невесомы потолок. Шпили, башенки, окна собора — все эти многочисленные детали сделаны так, что они как бы тянутся ввысь.

      И романские, и готические храмы украшались множеством скульптурных рельефов и статуй. Слайд 16. Так над главным входом в церковь (главный портал) обычно помещалась сцена Страшного Суда.

       В скульптурных украшениях большого собора можно было «прочитать»  едва не всё Священное Писание — недаром соборы называли «Библией для неграмотных».

Слайд 17.

       Окна готических храмов собирались из кусочков разноцветного стекла. Витражи (цветные окна) от солнечных лучей превращались в яркие картины, на которых можно было увидеть святых и государей, сцены из Библии  и даже недавний истории.

       Задание

  1. Что бы мы могли увидеть, оказавшись на улицах города?

(Ответы учащихся)

    Учитель:  Города возникали на земле, которая принадлежала сеньору.  Города приносили большие доходы сеньору, поэтому они защищали города от врагов, жаловали привилегии. Но со временем города, окрепнув, не желали подчиняться произволу сеньоров и начинали борьбу за свои права. Нередко городам удавалось свергнуть власть сеньоров и обрести самоуправление. Города, освободившиеся от власти сеньора, назывались коммунами (от латинского слова «коммунис» - общий)  Слайд 18.

       Учитель:  Итак, мы продолжаем путешествие по средневековому городу. Среди обитателей городов можно встретить сеньоров и епископов, купцов и ремесленников,  слуг и нищих.  Состав городского населения был очень сложным. Слайд 19 – 22 .

Состав городского населения

Городские богачи – купцы, владельцы городских земель и больших домов – управляли городом

Цеховые мастера и мелкие торговцы – владельцы мастерских и лавок

Городские бедняки – «вечные» подмастерья, нищие, чернорабочие

Управление городом

Городской совет

Суд

Казна, налоги

Войско

Рынок, ремесло, строительство

Порядок

«Городской воздух делает свободным»

Учитель: Жителем города мог стать и  крепостной крестьянин.

 При каких условиях могли стать горожанами даже крепостные крестьяне? Ответить на этот вопрос  помогут исторические источники. (Работа с историческим источником, приложение № 2).

Задание

Прочтите  исторический источник и ответьте на вопросы:

1.При каких условиях даже крепостной крестьянин становился свободным?

(Ответы учащихся)

        Учитель:   Особую роль в жизни городов  играли ремесленники. Давайте посмотрим, как жили ремесленники. Мы у дома ремесленника.  Слайд 23 . Как вы объясните слова «ремесло» и «ремесленник».  

    -   А как давно возникло ремесло?  

(Ответы учащихся)

  1. Какие вы знаете ремёсла?

(Ответы учащихся)

  1. кузнечное
  2. гончарное
  3. плотницкое
  4. столярное
  5. портновское
  6. ткацкое
  7. скорняжное
  8. шорное
  9. пекарное
  10. сапожное
  11. печное
  12. кожевенное

        Учитель: Ремесло в средневековом городе было мелким производством, основанным на ручном труде. Городской ремесленник являлся собственником орудий труда и одновременно работником. Главным  в мастерской был мастер — обычно ее хозяин. Кроме него в мастерской работали ученики и подмастерья. Подмастерье, получавший заработную плату, являлся главным помощником мастера. Он мог сам стать мастером и открыть свою мастерскую. Для этого он должен был выдержать трудный экзамен: изготовить на собственные средства шедевр — образец изделия. Ученик обычно овладевал мастерством за срок от двух до восьми лет, все это время работая бесплатно. Впоследствии он мог стать подмастерьем. Сын мастера, с детства трудившийся в мастерской, как правило, наследовал дело отца и сам становился мастером.

       Учитель:   Давайте зайдём в мастерскую ремесленника и посмотрим,  как  устроена жизнь ремесленника. Слайд 24. 

       Учитель:   Итак, чтобы нам разрешили пожить в городе, мы должны выполнить испытание на знание основных правил жизни  (приложение № 3). Расставить понятия к определениям (цехи, устав, мастер, подмастерье, шедевр, ученик)

……….- союзы ремесленников одной специальности

………. – правила жизни цеха

………. – хозяин мастерской

………. – работник, изучивший ремесло и получавший за свой труд заработную плату

………. – мальчик, отдаваемый в обучение к мастеру

………. – лучший образец изделия

  1. Подведение итогов, закрепление (8 мин.)

       Учитель: Наше путешествие подходит к концу. Пора отправляться домой. Но капитан  вновь приготовил для нас вопросы. Ответив на них, мы на корабле отправимся домой. Слайд 20. (Шум моря)

  1. Рефлексия  (1 мин.)  Слайд 21. 

        Учитель: Попробуйте оценить свою работу на уроке по 10-бальной шкале.

Как я усвоил материал?

1. Получил прочные знания, усвоил весь материал – 9-10 баллов.

2. Усвоил новый материал частично – 7-8 баллов.

3. Мало что понял, необходимо еще поработать – 4-6 баллов.

Как я работал? Где допустил ошибки? Удовлетворен ли своей работой?

1. Со всеми заданиями справился сам, удовлетворен своей работой – 9-10 баллов.

2. Допустил ошибки – 7-8 баллов.

3. Не справился – 4-6 баллов.

VII.   Домашнее задание (1 мин.)  Слайд  27.

  § 16 стр. 164-167, § 17. Подготовить рассказ о путешествии в средневековый город.

Источники

1. Бойцов М. А., Шукуров Р. М.. История Средних веков Европа и  остальной мир: Учебник для 6-го класса основной школы — 5 изд. - М.: Русское слово , 2002. - 328 с.

2.  Девятайкина Н.И. «История средних веков»;  источники, задания, игры.

3. Кулагина Г.А. Сто игр по истории: пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983

4. Солнцева Е. Средневековый город и его обитатели. // История № 7, 1997, - 13 с.

5.  http://festival.1september.ru/articles/525357/ 

6. http://avt.miem.edu.ru/Kafedra/Kt/Publik/posob_4_kt.html 

7. http://yandex.ru/yandsearch?text 



Предварительный просмотр:

Рабочий лист по теме « Средневековый город и его жители»

  §16 стр. 164 - 167, 17

Задания

  1. Существовали ли города в древности. Назовите города, которые вы знаете

1)

2)

3)

4)

5)

2. Причины  возрождения  старых и появление новых средневековых  городов в Западной Европе в X - XI вв. 

1)

2)

3)

4)

5)

3.  Места возникновения новых  городов

1)

2)

3)

4)

4. Город и его жизнь

1) Соотнесите:

А) рыночная площадь                                                             Мозг города

Б) собор или главная церковь города                                  Сердце города

В) ратуша                                                                                   Душа города.

2) Коммуна -

3) Состав городского населения

4) Управление городом

А)

Б)

5) Ремесленная мастерская. Расставить понятия к определениям: шедевр, мастер, устав, подмастерье, цехи, ученик

__________________         - союзы ремесленников одной специальности

__________________        – правила жизни цеха

__________________        – хозяин мастерской

__________________        – работник, изучивший ремесло и получавший за свой труд заработную плату

__________________          – мальчик, отдаваемый в обучение к мастеру

__________________          – лучший образец изделия

5.    Закрепление.

  Ответить на вопросы. (На вопросы нужно ответить «да» или «нет»).

  1. Город – это огороженное место?
  2. Ратуша  - это место заседания городского совета?
  3. Мэр – это глава города
  4. Рынок – это место постоянной торговли?
  5. Собор – это главная городская церковь?
  6. На улицах средневекового города было электрическое освещение?
  7. Улицы средневековых городов были широкими?
  8. Посыльные передавали сообщения от одного человека другому по сотовому телефону?
  9.  Город – это поселение ремесленников и торговцев?
  10. Чтобы стать свободным крестьянин должен прожить в городе один год и один день?



Предварительный просмотр:

Приложение № 1

ГОРОДСКОй ВОЗДУХ ДЕЛАЕТ ЧЕЛОВЕКА СВОБОДНЫМ

 При каких условиях крепостной крестьянин мог стать жителем города?

 а) Из хартии города Сент-Омера (1168 г.)

32. Если крепостной какого-либо сеньора станет горожанином, его нельзя будет схватить в городе, и если какой-либо сеньор захотел бы взять его к себе в качестве собственного крепостного, то пусть приведет его ближайших наследников, его дядей и теток по матери для разбора этого дела; если же этого не сделает, должен отпустить его на волю.

б) Из городского права, дарованного императором Фридрихом 11 городу Г6слару 13 июля 1219 г.

1. Если кто-либо проживал в городе Госларе и при жизни своей никем не был уличен в рабском состоянии, то после смерти его никто да не посмеет называть его рабом или низводить в рабское состояние.

2. Если же какой-либо чужак пришел жить в названный город и так оставался там в течение года и дня, причем ни разу ему не ставили на вид рабского состояния, не уличили его в этом и сам он в этом не признавался, то пусть он пользуется общею с другими гражданами свободою; и после смерти его никто да не посмеет объявлять его своим рабом.

в) Бремен: право городской черты

Императором Фридрихом 1 Барбароссой 28 ноября 1186 г. был издан указ об утверждении прав за городом Бременом.

Если какой-либо мужчина и женщина пробудет беспрепятственно в городе Бремене в пределах того, что в просторечье называется Weichbild (городская черта), в течение года и дня и если кто-либо после этого вздумает оспаривать его свободу, то, наложив молчание на жалобщика, пусть будет предоставлено тому доказать свою свободу ссылкой на вышеуказанный срок; изымаются все люди Бременской церкви и всех церквей, примыкающих к ней по правовому своему положению.



Предварительный просмотр:

Презентация «Средневековый город и его жители»

(ссылка)

http://narod.ru/disk/60405226001.f3349bf28749d0ae4a8cd786201d36a4/%D0%A1%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9%20%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%20%D0%B8%20%D0%B5%D0%B3%D0%BE%20%D0%B6%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B8.ppt.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по истории Древнего мира: "Вечный город и его жители"

План-конспект урока по истории Древнего мира с использованием ЭОР....

Конспект урока истории в 5 классе по теме: «Вечный город» и его жители.

Разработка урока истории в 5 классе по теме "Вечный город и его жители"...

Проект урока "Средневековый город - город мастеров"

Формирование у учащихся яркого, эмоционально окрашенного образа средневекового европейского города в период расцвета ремесла....

Конспект урока истории в 5 классе "Вечный город" и его жители"

Урок построен в форме виртуального путешествия по Древнему Риму....

Средневековый город и его жители

Презентация по истории 6 класса на тему урока: "Средневековый город и его жители" (архив)...

Презентация к уроку истории в 5 классе по теме Вечный город и его жители"

Презентация к уроку истории в 5 классе " Вечный город и его жители" посвящена культуре Древнего Рима....

Конспект урока всеобщей истории в 6 классе Тема урока: «Средневековый город. Причины возникновения и расцвета средневековых городов».

Педагогические целиСоздать условия для установления причины возникновения  и образования городов; раскрыть причины, способы и последствия борьбы городов с сеньорами, создать представление о...


 

Комментарии

Анастасия Васильевна!Отличная работа!Голосую!Зайдите и ко мне на страничку!http://nsportal.ru/node/499316

Ширеторова Людмила Галсановна

Отличная работа!Голосую с удовольствием!Зайдите и ко мне на страничку!Буду рада узнать Ваше мнение!http://nsportal.ru/node/667020