ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПЕРВЫЕ РУССКИЕ КНЯЗЬЯ Урок истории с применением ЭОР
план-конспект урока по истории (6 класс) по теме

Гусева Анна Владимировна

Предлагаю конспект урока истории с использованием ЭОР. Процесс использования ЭОР на уроке истории предполагает изменение роли учителя. Позиции педагога на данном уроке меняются, он становится скорее "координатором" учебного процесса, а не источником или носителем знаний. Теперь учитель скорее содействует развитию способности проникнуть в историчекую эпоху, понять особенности исторического момента. Интерактивный материал ЭОР, коллективное обсуждение, совместные выводы надолго запоминается и стимулируют интерес к предмету у учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon guseva_a.v._plan_uroka_s_ispolzovanie_eor.doc691 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

ПЕРВЫЕ РУССКИЕ КНЯЗЬЯ
(Тема урока)

ФИО (полностью)

Гусева Анна Владимировна

Место работы

МОУ «СОШ №12»

Должность

Учитель истории и обществознания

Предмет

история

Класс

6

Тема и номер урока в теме

Первые русские князья  №5

Базовый учебник

История России 6 класс Данилов А.А. Косулина Л.Г. М.: «Просвещение» 2007г.

8. Цель  урока: Раскрыть особенности  внутренней и внешней политики первых русских князей, показать значение личности первых русских князей для развития истории российского государства.

9. Задачи:

- обучающие: Рассказать о роли первых русских князей в сложении государства на Руси. Показать особенности внутриполитических преобразований  каждого князя, дать представление о внешнеполитическом курсе каждого из князей. Сопоставить их политику. Познакомиться с новыми понятиями: полюдье, уроки, погосты.

- развивающие: Умение слушать рассказ учителя, работать с материалом учебника, Развивать у учащихся умение работать с текстом, с дополнительными информационными источниками, совершенствовать монологическую речь учащихся, учить анализу исторического источника, умению обобщать исторический материал и аргументировать свою точку зрения.

- воспитательные: Интерес к предмету, внимание, умение правильно говорить, используя исторические понятия.

  1. Тип урока: комбинированный.
  2. Формы работы учащихся: фронтальные, индивидуальные, групповые.
  3. Необходимое техническое оборудование: компьютер с выходом в Интернет, проектор.

  1. Структура и ход  урока:

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

4

5

6

1

Подготовка учащихся к работе:

Организация внимания и внутренней готовности учащихся.

Приветствие, выявление отсутствующих, проверка готовности к уроку.

 

Подготовка к работе.

2 мин.

2

Проверка выполнения домашнего задания: Выявление затруднений при выполнении домашнего задания.

Контроль выполнения домашнего задания.

Устно излагать материал домашнего параграфа, отвечать на вопросы учителя, самостоятельно работать с материалом теста в карточках, анализировать устный ответ.

 10 мин.

3

Изучение нового материала: Усвоение новых знаний и способов действия.

1.Князь. 2.Раннефеодальное  государство.

 3. Варяги.

Знакомство с темой урока.

Вспомним основные понятия прошлого урока. Словарная работа: древнерусское государство, князь, варяги.

Открывает ЭОР для проверки терминов.

Почему именно варягов славяне пригласили на роль первых правителей Древнерусского государства? Кого из них вы можете назвать?

Записывают план урока:

 1.Правление Олега.
2. Правление Игоря.
3. Правление Ольги.
4. Правление Святослава.

Дают определения понятий словарной работы:

Раннефеодальное государство  - организация жизни, при которой существовала единая система управления людьми, проживающими на одной территории, их взаимоотношения регулируются силой единых законов, осуществляется охрана границ, осуществляется взаимодействие с другими государствами.

Князь - военный вождь, правитель государства.

Варяги - наемные скандинавские воины.

Именно варягов славяне пригласили на роль первых правителей Древнерусского государства, т.к. они были отличными мореплавателями, бесстрашными воинами, что в тот период существования племен было наиболее важным.

Проверяют правильность определения понятий.

 

25 мин.

4. Биографическая справка о кн. Олеге.

5. Отрывок из "Повести временных лет" (О походе Олега на Царьград).

Рассказ учителя: Олег приехал вместе с дружиной Рюрика, получил власть после смерти Рюрика в 879 году и правил до достижения совершеннолетия сыном Рюрика Игорем. Открывает ЭОР биографическая справка кн. Олег: Какие сведения дошли до наших дней о князе Олеге. Что вы можете сказать о его политическом курсе?

Рассказ учителя: «В 907 году под предводительством Олега был совершен успешный поход на Царьград (Константинополь). Как об этом походе рассказывает  нам «Повесть временных лет»? Открывает ЭОР для самостоятельной работы учащихся.

 Необычайная военная удача Олега, его ум и проницательность принесли ему прозвище "Вещий". Сохранилось множество преданий о его походах. Одно из них рассказывает, что Олег княжил 33 года и умер в глубокой старости от укуса змеи, выползшей из черепа любимого коня князя. Князь Олег умер в 912 году, оставив сильное государство с центром в Киеве сыну Рюрика Игорю.

Читают информацию ЭОР, записывают даты правления кн. Олега, отвечают на вопрос: основной задачей для кн. Олега  было присоединение к своему государству земель по течению Днепра. Прежде всего, он захватил Смоленск, город кривичей, затем взял город Любеч, город северян. В 882 году Олег захватил Киев и стал править в нем, провозгласив Киев "матерью городов русских". Новгород при нем был вторым по значению городом.
  По велению Олега вокруг Киева были построены новые укрепления. Князь установил общие для всех территорий налоги. В последующие годы Олег присоединил земли древлян, днепровских северян и радимичей, освободив их от дани хазарам.

Устная работа с историческим документом:  чтение, ответы на вопросы к документу.

Кратко записывают основные направления политического курса князя.

6. Биографическая справка о кн. Игоре.

Рассказ учителя:

После смерти Олега киевским князем стал сын Рюрика Игорь.

 Опираясь на материал биографической справки, назовите основные направления политического курса данного князя. Открывает ЭОР биографическая справка кн. Игорь.

Рассказ учителя: кн. Игорь продолжал политику отца.

Совершал полюдье – сбор дани князем (объезжал свои владения с осени до весны). Дань собиралась на «глазок», без учета. В 945году Игорь отправился со своей дружиной в древлянскую землю за данью. Посчитав размер дани, князь Игорь решил собрать дань еще раз, т.к. она показалась ему недостаточно большой. Возмущенные таким произволом, древляне из Искорестеня перебили маленький отряд Игоря, а самого его убили.

Читают ЭОР, отвечают на вопрос, о направлении  политического курса кн. Игоря: 941г. Поход в Константинополь.

Потерпел поражение от «греческого огня».

944г. Поход на Византию.

Греки откупились дарами и Игорь заключил мирный договор, в котором владения князя впервые назывались

Русской землей.

 Первым из русских князей столкнулся с печенегами.

 Завоевал древлян, обложил их тяжелой данью.

Записывают в тетрадь определение понятия «дань».

7. Биографическая справка о кн. Ольге.

Рассказ учителя: После смерти Игоря в Киеве остался его малолетний сын Святослав, и поэтому государством стала править его мать – вдова Игоря княгиня Ольга. Относительно происхождения Ольги летописи расходятся во мнении. Согласно одним, Ольга – простая сельская девушка из Пскова, встретившая князя Игоря на охоте и полюбившаяся ему с первого взгляда. Другие намекают, что Ольга – дочь князя Олега и имя свое приняла в его честь.

Открывает ЭОР биографическая справка кн. Ольга. Что вы можете сказать о политике княгини Ольги?

Знакомятся с материалами ЭОР, учебника отвечают на вопрос о политическом курсе кн. Ольги, формулируют определение понятий, записывают основное  в тетрадь.

 Месть древлянам за

смерть мужа. Ввела

уроки – четкие нормы

сбора дани. Создала

погосты – место сбора

дани. Ввела должность

наместника – представляли

княжескую администрацию,

свозили собранную дань

в Киев.  

Хитростью завоевала

Искоростень, обложив

Древлян тяжелой данью.

 В 957г. Отправилась в Византию, где приняла Христианство.

  1. Скульптура Лансере  Е.А.

Святослав на пути к Царь-граду .

После возвращения из Византии Ольга передала престол совершеннолетнему сыну Святославу. Открывает ЭОР: скульптура  Святослав на пути к Царьграду. 

 Рассказ учителя: Летописец так рисует Святослава: Это был прирожденный воин, "рыцарь без страха и упрека", необычайно выносливый в походах, неприхотливый в быту, он мог спать под открытым небом, подложив под голову седло, был невзыскателен в пище, быстр и решителен в движениях. Святослав никогда не нападал на врага, не предупредив его: 'Иду на вы".

Опираясь на материал учебника, выделите главное во внутриполитическом и внешнеполитическом курсе князя Святослава.

Слушают рассказ учителя, смотрят изображение.

Работают с материалом учебника, формулируют ответ на вопрос политический курс Святослава: « Святослав был одним из выдающихся полководцев своего времени. Вся его жизнь прошла в походах и сражениях. Начиная с 964 года, он совершил ряд походов на Оку, в Поволжье, на Северный Кавказ и Балканы, освобождая славянские племена от власти хазар и присоединяя к своим территориям новые земли.
  В 965 году Святослав разгромил Хазарский каганат. В 968 по просьбе византийского императора Святослав воевал с Болгарским царством (Дунайская Болгария). В результате этого похода был захвачен ряд городов, в том числе Переяславец (Преславец) и Доростол.

Весной 972 года отряд Святослава принял бой с печенегами. В этом бою Святослав был убит. Из черепа Святослава печенежский предводитель Куря велел сделать себе чашу и пил из нее во время празднеств.

4

Усвоение новых знаний и способов действия: Знать материал

темы, опираясь на знания, полученные на уроке. Аргументировано отвечать на вопросы учителя.

Задает вопросы:

1. Какую тему урока мы изучили?

2. Что повторили сегодня на уроке?

3. Что нового узнали?

Отвечают на вопросы учителя:

1.Первые русские князья.  

2. Повторили понятия: Древнерусское государство, князь, варяги.

Почему именно варягов славяне пригласили на роль первых правителей Древнерусского государства.

  1. О роли первых русских князей в сложении государства на Руси. Поговорили об особенности внутриполитических преобразований  каждого князя, получили представление о внешнеполитическом курсе каждого из князей, заполнили таблицу. Познакомились с новыми понятиями: полюдье, уроки, погосты.

2 мин.

5

Обобщение и систематизация знаний: Знать материал урока и уметь применить полученные знания при выполнении практического задания.

Дает задания к письменной работе по вариантам:

1 – вариант: Что было общего в деятельности первых русских князей?

2 – вариант: Чем отличалось правление Святослава от деятельности других князей?

Групповая письменная работа по вариантам: отвечают на поставленные вопросы.

1 – вариант:

Общим в деятельности первых русских князей было следующее:

А. Главной задачей внутриполитического курса князей было объединение разрозненных территорий под единой властью.

Б.Укрепление собственной власти в городах Киевской Руси.

В. Расширение территорий Киевской Руси.

Г. Завоевание авторитета Киевской Руси  среди соседних государств.
2 – вариант:

Больше времени уделял внешней политике, нежели внутренней.

А. Внешняя политика Святослава была необычной по своему размаху и планомерности.

Б. Значительное расширение границ Киевской Руси в направлениях: византийское, восточное направление: печенежское, булгарское, хазарское.

В. Носила разносторонний характер, т.е. была оборонительной, завоевательной, грабительской.

Г. Значительное укрепление границ государства.

5мин

6

Подведение итогов урока.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Прочитать параграф, выучить новые понятия.

Ответить на вопрос письменно:

 1. Какой русский князь тебе больше всего понравился? Почему?

 2. Какова роль походов первых русских князей в образовании государства Русь?

Подают дневники для выставления оценок, записывают домашнее задание

1мин.

        

ПРИЛОЖЕНИЕ К ПЛАНУ-КОНСПЕКТУ УРОКА

ПЕРВЫЕ РУССКИЕ КНЯЗЬЯ
(Тема урока)

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Определение термина «князь».

Информационный

Словарная статья.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/cda2f88f-9f40-4d85-bd9e-c2f453662e28/%5BIS6IR_2-04%5D_%5BTD_02%5D.html

2

Определение термина «Раннефеодальное государство».

Информационный

Словарная статья.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2aaf95a2-f133-4b75-9633-55830f13ad52/%5BIS6IR_2-05%5D_%5BTD_04%5D.html

3

Определение термина «варяги».

Информационный

Словарная статья.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d814ac7c-ab29-4b02-b036-e2c8ccef5476/%5BIS6IR_2-04%5D_%5BTD_07%5D.html

4

Биографическая справка о кн. Олеге.

Информационный

Иллюстрация и биографическая справка.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6410da70-2bd6-4120-8127-426874dc893e/%5BIS6IR_2-05%5D_%5BTD_15%5D.html

5

Отрывок из "Повести временных лет" (О походе Олега на Царьград).

Информационный

Исторический источник и иллюстрация: 

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9033f2ad-b493-40d0-9aa4-877d6ed24677/%5BIS6IR_2-05%5D_%5BTS_11%5D.html

6

Биографическая справка о кн. Игоре.

Информационный

биографическая справка.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/3e3d570d-6a2f-4858-883c-8df969527827/%5BIS6IR_2-05%5D_%5BTD_14%5D.html

7

Биографическая справка о кн. Ольге.

Информационный

биографическая справка и иллюстрация.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0cb803ec-191a-4dcc-838f-a6647a4d8ee8/%5BIS6IR_2-05%5D_%5BTD_16%5D.html

8

Скульптура Лансере  Е.А.Святослав на пути к Царь-граду.

Информационный

Изображение скульптуры.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/50a1b9d4-abb7-4a8d-8c82-e92615662e6e/%5BIS6IR_2-05%5D_%5BPD_03%5D.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по русскому языку в 8 классе по теме "Обобщающее повторение о второстепенных членах предложения"

Урок проводился в игровой форме на этапе, когда весь материал по теме"Второстепенные члены предложения" полностью изучен и необходимо проверить, готовы ли ученики к контрольной работе.Это урок-соревно...

План-конспект открытого урока по русскому языку в 7классе по теме : "Наречие".

Данный материал даёт возможность повторить и закрепить основные  правила правописания наречий, формирует умение применять теоретические знания на практике....

План-конспект открытого урока по русскому языку в 9 классе школы V вида по теме «Вводные слова и знаки препинания при них».

Данный материал используется на уроках русского языка в 9 классе школы Vвида (детей с тяжёлыми нарушениями речи), а также возможно его использование на логопедических занятиях в школе c учащимися II с...

План – конспект открытого урока по русскому языку «Междометия и звукоподражательные слова». 7 класс.

План-конспект открытого урока по русскому языку "Междометия и звукоподражательные слова" с использованием технологической карты урока. Базовый учебник  М.М.Разумовская, С.И.Львова и др. «Русский...

План-конспект открытого урока по русскому языку на тему "Морфология. Повторение" 5 кл

материал представляет собой план-конспект урока с использованием приемов и методов ФГОС...

План-конспект творческого урока по русскому языку "Что такое настоящая дружба"

Цели урока: создание условий для формирования у старшеклассников осознанной потребности в   самопознании и саморазвитии в сложный период личностного становления и  самоопределения.Задач...