литературно-историческая гостиная "Рыцарь мечты"
методическая разработка (история, 9 класс) по теме

Гоцинец Лилия Николаевна

  Сценарий проведения внеклассного занятия по истории и литературе в форме литературнои-исторической гостиной "Рыцарь мечты". Посвящается замечательному поэту "серебряного века" Николаю Гумилеву, его трагической судьбе. Занятие требует дополнительной подготовки группы учащихся, которые представляют некоторые эпизоды из жизни поэта, его произведения. Предполагается использование презентации, музыкального сопровождения, по возможности исполнения романсов "серебряного века". Все ученики оказываются вовлеченными в занятие, т.к. им также даются задания творческого характера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rycar_mechty.docx24.33 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий

занятия по истории и литературе

в форме

литературно – исторической гостиной

«Рыцарь мечты»

(посвящается жизни и творчеству русского поэта Николая Гумилева)

(Проектор Оформление: произведения поэтов «серебряного века», в центре – произведения Н. Гумилева. Надпись: « Н. Гумилев. 15 апреля 1886 г. – 27 августа 1921 г.)

I этап.

(группам дается задание: по теме занятия сочинить небольшое стихотворение)

УЧИТЕЛЬ. Духовные искания российского общества конца XIX – начала XX века породили мощный всплеск творческой энергии, что привело к новому расцвету культуры России. Ребята, какое название в русской культуре получил период конца XIX – начала XX века?

(ответы учащихся)

 Замечательные произведения были созданы в самых различных областях художественного творчества. Имена Александра Блока, Валерия Брюсова, Антона Чехова, Ивана Бунина, Анны Ахматовой и многих других поэтов, писателей, композиторов художников навсегда останутся связанными с эпохой «серебряного века». Одно из самых достойных и почетных мест среди представителей «серебряного века» занимает Николай Гумилев. Что вы знаете о жизни и творчестве этого поэта?

(ответы учащихся)

Творчество поэта Николая Гумилева в советское время было под запретом. Но сейчас все изменилось, мы можем познакомиться с жизнью и творчеством знаменитого русского поэта Николая Гумилева.

Эпизод 1.

 (Музыка Стравинского. Презентация. Поэты «серебряного века». Фото Гумилева)

ПОЭТ. Как в этом мире дышится легко!

Скажите мне, кто жизнью недоволен,

Скажите, кто вздыхает глубоко,

Я каждого счастливым сделать волен.

(танец)

ДАМЫ (из танца):

- У него очень необычное лицо: не то Пьеро, не то монгол, а глаза и волосы светлые. Умные, пристальные глаза.

- Вышел он ко мне, высокий, худощавый, очень гибкий, приветливый, с крупными чертами лица, с большими светло-синими глазами, необыкновенно тонкими красивыми белыми руками.

- Он был высок ростом, мужественный, хорошо сложен, смотрел открыто ласковым и немного насмешливым  взглядом.

МУЖЧИНЫ:

- В нем было что-то павлинье: напыщенность, важность, неповоротливость.

- Лицо его благообразием не отличалось: бесформенно мягкий нос, толстоватые, бледные губы и немного косящий взгляд.

- Гумилевская гордыня!

(Звучит «В бананово-лимонном Сингапуре»)

АННА. Все думали, что он горделивый и напыщенный и я думала, а он был совсем не такой…

Эпизод 2

ВЕДУЩИЙ 1. Книги замечательного русского поэта Николая Гумилева не переиздавались у нас с начала 20-х и до конца 80-х годов 20 века. Они были библиографической редкостью.

(Слайды.       Сады моей души всегда узорны,

                      В них ветры так свежи и тиховейны.

                      В них золотой песок и мрамор черный,

                      Глубокие, прозрачные бассейны. )

ВЕДУЩИЙ 2. Поэзия Николая Гумилева не устарела, она манит и притягивает. Возрастает интерес к личности поэта, к его трагической судьбе.

(Слайды: пираты, черный флаг, Африка, рыцари, дамы)

ПОЭТ. (звучит голос в фильме)

             Я конквистадор в панцире железном,

             Я весело преследую звезду,

             Я прохожу по пропастям и безднам,

             Я отдыхаю в радостном саду.

             И если нет полдневных слов звездам,

             Тогда я сам мечту свою создам.

             И песней битв любовью зачарую.

(актер) Я пропастям и бурям вечный брат,

             Но я вплету в воинственный наряд

             Звезду долин, лилею голубую.

             Я пропастям и бурям вечный брат.

Эпизод 3.

(Слайд Анна Горенко)

ПОДРУГА. 24 декабря 1903 года общие друзья познакомили Гумилева с гимназисткой Анной Горенко.

 АННА. Будущим поэтом Анной Ахматовой.

ПОДРУГА. Потом они встретились на катке.

АННА. На прогулках нас часто «ловил» поджидавший где-то за углом Коля. Мы его принимались изводить: зная, что Коля терпеть не может немецкого языка, мы начинали вдвоем вслух читать длиннейшие немецкие стихи.

ПОДРУГА. Бедный Коля терпеливо слушал всю дорогу и все-таки доходил с нами до дому.

ПОЭТ. Я всегда был снобом и эстетом. Черты моего лица не одухотворяли меня. Я по вечерам запирал двери и, стоя перед зеркалом, гипнотизировал себя, чтобы стать красавцем. Мне казалось, что с каждым днем я становлюсь немного красивее.

АННА. Несколько раз он предлагал Анне стать его женой, она отказывала ему.

ПОЭТ.

Зачем в ней столько тихих чар?

Зачем в очах огонь пожара?

Она для нас большой кошмар

Иль правда горестней кошмара.

Зачем в отчаянье мечты,

Она склонилась на ступени?

Что надо ей от высоты

И от воздушной белой тени?

АННА. У меня в молодости был трудный характер. Я очень отстаивала свою внутреннюю независимость и была очень избалована. Я отказала ему.

(Слайды. Музыка – «дуновение смерти»)

ПОЭТ.

И тогда повеет ветер странный,

И прольется с неба страшный свет.

ВЕДУЩИЙ 1. Он уехал в Париж.

ВЕДУЩИЙ 2. От отчаяния не спасали ни новые знакомства, ни легкие увлечения. Боль унижения не отступала.

ВЕДУЩИЙ 1. Отправился в Нормандию, в Трувель, к морю – топиться. На счастье на пустынном берегу его задержали блюстители порядка.

ВЕДУЩИЙ 2.Потом, из-за очередного отказа будет еще одна попытка самоубийства.

ПОЭТ.

Это было не раз, это будет не раз

В нашей битве глухой и упорной:

Как всегда от меня ты теперь отреклась,

Завтра, знаю, вернешься покорной.

АННА. Присылает стихи. У него всюду – девушка, чистая девушка. Это его мания. Добивался согласия пять лет, удивительная настойчивость.

ВЕДУЩИЙ 1. В 1908 году вышел сборник стихов «Романтические цветы», посвященный Анне Горенко.

(На сладе – сборник)

ПЕВИЦА.

В моих садах – цветы, в твоих – печаль.

Приди ко мне, прекрасною печалью

Заворожи, как дымчатой вуалью,

Моих садов мучительную даль.

Ты – лепесток иранских белых роз.

Войди сюда, в сады моих томлений,

Чтоб пронеслось с уступа на уступ

Задумчивое имя Беатриче

И чтоб не хор менад, а хор девичий

Пел красоту твоих печальных губ.

ВЕДУЩИЙ 2. 26 ноября 1909 года Гумилев по приглашению поэта Эльснера приехал в Киев, чтобы выступить на литературном вечере.

ВЕДУЩИЙ 1. В зале, где он читал стихи, присутствовала Анна Горенко. Гумилев пригласил ее в гостиницу «Европейскую» пить кофе.

ВЕДУЩИЙ 2. Там он вновь сделал ей предложение и на этот раз удивительно легко получил согласие Анны Андреевны стать его женой.

ВЕДУЩИЙ 1. 30 ноября он уехал в Одессу, а оттуда в Африку.

АННА. Жажда Африки. Он всегда мечтал о ней, она спасала его в несчастье, возвышала в счастье. Он был вечный бродяга.

Эпизод 4.Африка.

(Слайды: Африка)

ПОЭТ.

Оглушенная ревом и топотом,

Облеченная в пламя и дымы,

О тебе, моя Африка, шепотом

В небесах говорят серафимы.

( слайды: сборник «тень от тьмы». «Африканская охота. Из путевого дневника», стихи «Африканской искусство», «Африканский дневник», «Абиссинские песни»)

ВЕДУЩИЙ 1. Африканские впечатления вызывали у поэта прилив творческих сил.

ПОЭТ. Ее леса равно открыты для белых, как и для черных, к ее водопоям по молчаливому соглашению человек подходит раньше зверя. Но она ждет именно гостей и никогда не признает их хозяевами.

ВЕДУЩИЙ 2. Гумилев побывал в Африке трижды. Африка была для него  «отражением рая».

ПЕСНЯ.

Садовод всемогущего бога

В серебрящейся мантии крыльев

Сотворил отражение рая:

Он раскинул тенистые рощи

Прихотливых мимоз и акаций,

Рассадил по холмам баобабы,

В галереях лесов, где прохладно

И светло, как в дорическом храме,

Он провел многоводные реки

И в могучем порыве восторга

Создал тихое озеро Чад.

Эпизод 5. Война.

(Слайды: война. Музыка – ветер).

ГОЛОС. И тогда повеет ветер странный

И прольется с неба страшный свет.

ВЕДУЩИЙ 1. В первый месяц войны Николай Гумилев добился своего и был принят добровольцем. Он предпочел кавалерию, обучился владеть шашкой.

ПЕРВАЯ. Войну он принял с простотой совершенной.

ВТОРАЯ. Он был, пожалуй, одним из тех немногих людей, чью душу война застала в наибольшей боевой готовности. Патриотизм его был безоговорочен.

(Слайд «Записки кавалериста»).

ВЕДУЩИЙ 2. В начале 1915 года в утреннем выпуске газеты «Биржевые ведомости» появилась первая корреспонденция Гумилева с фронта.

ВЕДУЩИЙ 1. Так начинались «Записки кавалериста». Люди узнавали будничную, обыкновенную человеческую жизнь на фронте.

ПЕРВЫЙ. Дорога к разъезду мне была отрезана, с двух сторон двигались неприятельские колонны. Оставалось скакать прямо на немцев, но там далеко раскинулось вспаханное поле.

ВТОРОЙ. Огибая врага помчался перед его фронтом к дороге, по которой ушел наш разъезд. Я, не отрываясь, смотрел на врагов.

ТРЕТИЙ. Невысокий, пожилой офицер, странно вытянув руку, стрелял в меня из револьвера…

ЧЕТВЕРТЫЙ. Но вот конец пахотному полю – и зачем люди только придумали земледелие?! – вот гладкая дорога, по которой я полным карьером догоняю свой разъезд.

ПОЭТ. Офицер, дождавшись меня, говорит со вздохом облегчения: «Ну слава Богу! Было бы ужасно глупо, если б вас убили». Я вполне с ним согласен.

ВЕДУЩИЙ 1. Николай Гумилев  был дважды награжден за храбрость Георгиевским крестом.

ПЕРВЫЙ. Некоторым знакомым поведение Гумилева на фронте казалось ребячеством, своего рода игрой, которая была ему присуща во всем.

АННА. Это совсем не так. Не дать себе расслабиться, уступить минутному малодушию. Так же, как оттачивал форму стиха, постоянно совершенствовал самого себя.

ПОЭТ.

Тружеников, медленно идущих

На полях, омоченных в крови,

Подвиг сеющих и славу жнущих

Ныне, Господи, благослови!

(Слайды: война», сборники «Колчан», «Костер», «Шатер», «Огненный столп»)

Эпизод 6. После войны.

ВЕДУЩИЙ 2. После войны Гумилев переиздает ранние книги, работает в издательстве «Всемирная литература», читает лекции, руководит воссозданным «Цехом поэтов».

ВЕДУЩИЙ 1. В феврале 1921 года его избирают руководителем Петроградского отделения Всероссийского Союза поэтов.

ПОДРУГА. Произошли изменения в его личной жизни. В восемнадцатом он развелся с Анной Ахматовой, через год женился на Анне Николаевне Энгелгорд.

АННА. Это был поспешный брак. Коля был очень уязвлен, когда я его оставила, и женился как-то наспех, нарочно, назло. Он думал, что женится на простенькой девочке, что она – воск, не такая, как я. А она железобетонная.

ВЕДУЩИЙ 2. Трудное было время, но вера в волшебную силу поэзии не покидала Гумилева.

ВТОРОЙ. Гумилев не замечает борьбы партий, классов, мировоззрений.

ТРЕТИЙ. Для него искусство – вне общественных бурь и страстей.

ЧЕТВЕРТЫЙ. А время было страшное…страшное…

(слайды. Ветер смерти)

ПОЭТ. Какая смертная тоска

Нам приходить и ждать напрасно.

А если я попал в ЧЕКА?

Вы знаете, что я не красный!

Нам приходить и ждать напрасно,

Пожалуй, силы больше нет.

Вы знаете, что я не красный,

Но и не белый – я – поэт!

ПОДРУГА. Гумилев в день ареста вернулся домой около двух часов ночи. Он провел этот последний вечер в кружке преданно влюбленной в него молодежи.

ПЕРВАЯ. У подъезда ждал автомобиль. Никто не обратил на это внимания – был НЭП.

ВТОРАЯ. Люди, приехавшие в автомобиле, ждали Гумилева в квартире.

ВЕДУЩИЙ 1. Двадцать седьмого августа 1921 года, 35 лет от роду, в расцвете жизни и таланта, Гумилев был расстрелян.

АННА. Такую смерть он себе предсказывал:

И умру я не на постели,

При нотариусе и враче,

А в какой-нибудь дикой щели,

Утонувшей в густом плюще.

ВЕДУЩИЙ 2. Расстрел был произведен на одной из станций Ириновской железной дороги. Арестованных привезли на рассвете и заставили рыть яму. Часть обреченных была насильно столкнута в яму и по яме началась стрельба.

(Слайд «место расстрела Гумилева»).

ПЕРВЫЙ. Оперуполномоченный Яков Агранов сфабриковал «дело профессора Таганцева». Согласно обвинении выходило, что в Петрограде действует контрреволюционная организация, решившая свергнуть советскую власть.

ВТОРОЙ. В нее якобы входят сотни людей, в том числе бывший офицер Николай Гумилев.

ТРЕТИЙ. Ни одной очной ставки, экспертизы, ни одного вещественного доказательства.

ЧЕТВЕРТЫЙ. Не помогло даже заступничество Горького.

АННА. Я рисую себе застенок тюрьмы, где вместе с ним метались измученные пытками смертники. Думаю, что оно оставался так же спокоен, как всегда, мечтая в последние минуты о счастливых солнечных далях.

ПОЭТ. Я, поэт, моряк и воин,

Не поддамся палачу.

Пусть клеймят меня позором,

Знаю, сгустком крови черной

За свободу я плачу.

ВЕДУЩИЙ 1. Когда государство сталкивается с поэтом, мне так жалко бедное государство. Ну что государство может сделать с поэтом? Самое большое – убить!

ВЕДУЩИЙ 2. Но стихи убить нельзя, они бессмертны, и бедное государство всякий раз терпит поражение.

(Слайды: Николай Гумилев)

ПОЭТ.             Я конквистадор в панцире железном,

             Я весело преследую звезду,

             Я прохожу по пропастям и безднам,

             Я отдыхаю в радостном саду.

ПЕРВЫЙ. Он писал стихи, насыщенные терпкой прелестью, овеянные ароматами высоких гор,

ВТОРОЙ. Жарких пустынь, дальних морей и редких цветов.

ТРЕТИЙ. Странствующий рыцарь, аристократический бродяга, - он был влюблен во все эпохи, страны, профессии.

ЧЕТВЕРТЫЙ. Сегодня Николай Гумилев – признанный поэт, его стихи переиздаются, его пьесы идут на сценах театров, его произведения пришли в школу.

(раздают стихи Гумилева)

III этап

Ребята, у вас стихи Гумилева. Прочтите те, которые по-вашему мнению, наиболее точно отражают творческие искания автора.

(Учащиеся читают стихи)

Ребята, которые работали в группах, представьте, пожалуйста, свои творческие работы.

(Учащиеся – представители групп читают свои стихи на тему мероприятия. Учитель подводит итог занятия. Учащиеся высказывают свое мнение по поводу проведенного занятия)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-историческая игра "Дива былинные"

Данная работа может быть использована при повторении темы Древнерусская культура на уроках истории 7 класса или как самостоятельная игра предметной недели. В игровой форме  представлен материал р...

Литературно-исторический альманах " Славься, о место славных дел! бородино!"

Внеклассное мероприятие для учащихся 8- 9 классов, в котором рассказывается о месте великой битвы 1812 г Бородинском поле....

литературно – историческая гостиная "Рыцарь мечты"

Сценарий проведения внеклассного занятия по истории и литературе в форме литературнои-исторической гостиной "Рыцарь мечты". Посвящается замечательному поэту "серебряного века" Николаю Гумилеву, его тр...

Литературно - исторический вечер "Афганистан болит в моей душе"

В истории России есть очень много дат, которые мы не вправе забывать. Одна из таких, ввод  советских войск на территорию Афганистана. Этот вечер знакомит  учащихся с историей Афганской войны...

Литературно-историческая композиция .посвященная битве под Москвой

Материал можно использовать на уроках Мужества...

Литературно-историческая композиция .посвященная битве под Москвой

Материал можно использовать на уроках Мужества...

«Исторические лица и события в стихотворении Л.-Д.Б. Галсанова «Здесь город был над Селенгою…» (Анализ стихотворения в литературно-историческом аспекте)

История нашего села Новоселенгинска очень интересная и захватывающая, трагическая и насыщенная, любимая и далекая. В разных источниках мы можем найти самые разные описание того или иного исторического...