программа по истории для специальности "Реклама"
методическая разработка по истории по теме

Анбиндер Каролина Николаевна

Данная рабочая программа предназначена для студентов по дисциплине «История» для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 031601 «Реклама».

Рабочая программа разработана на основе примерной программы и в соответствии с учебными планами Краснодарского гуманитарно-технологического колледжа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_istorii.docx88.86 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Краснодарский гуманитарно-технологический колледж»

Краснодарского края

        

        

Рабочая программа учебной дисциплины

История

для специальности

031601 «Реклама»

2012г   

РАССМОТРЕНО                                  

на заседании кафедры

общих   гуманитарных и естественно-научных  дисциплин                                                                      ____________________ Т.С. Яценко

на заседании кафедры

управления и информационных технологий

_____________________  Л.В. Кузьминова

«______»___________________2012г

Автор:    преподаватель  истории    К.Н. Анбиндер

Рецензент:  преподаватель обществознания   М.Я. Кочаров

Пояснительная записка.

Рабочая программа по дисциплине «История» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности

031601 «Реклама»

Рабочая программа разработана на основе примерной программы и в соответствии с учебными планами Краснодарского гуманитарно-технологического колледжа.

Объектом изучения дисциплины являются основные вехи цивилизованного развития России и мира. Материал по истории России представляется в контексте всемирной истории, что позволяет глубже проследить исторический путь страны в его своеобразии и принадлежности к мировому развитию. При этом решаются задачи;

- формировать у учащихся целостные представления об истории человеческого общества, месте в ней истории России, населяющих её народов;

- развивать у студентов умения анализировать и оценивать события прошлого и настоящего, определять свое отношение к ним;

- способствовать социализации молодого человека, осознанию им своей к определенной государственной, культурной, этнонациональной общности, пониманию многообразия современного мира.

История России излагается в специальных темах. В то же время целесообразно проводить сопоставительное рассмотрение отдельных процессов и явлений отечественной и всеобщей истории, таких как социально-экономические и политические отношения в странах Европы и на Руси, в раннее средневековье, политическая раздробленность и формирование централизованных государств, отношения светской и церковной власти, история сословно-представительных органов, становления абсолютизма, индустриализация и др. Особое значение придается характеристике истории нашей страны в контексте мировой истории XXв. В темах о Первой мировой войне, Второй мировой войне и Великой Отечественной происходит сочетание материала всеобщей и отечественной истории.

Особенностью изучения данного курса более широкое привлечение исторической литературы и источников. Студенты знакомятся с историческими версиями и оценками, анализируют документы, учатся определять и аргументировать свое отношение к историческим и современным событиям и их участникам.

                            Содержание                                                      стр.

                   

1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ   5    

2.СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                                                                                                   9  

3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                                                                                                  28    

4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                                                                                                  32      


ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО

Реклама

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплина входит в состав общеобразовательных дисциплин

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины.

 Цель учебной дисциплины:  

  1. воспитание патриотизма, уважения к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;  
  2. освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
  3. овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;  
  4. формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;      
  5.  применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в политкультурном, политэтническом и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.                  

    Задачи данной учебной дисциплины:

  1. формировать у студентов целостные представления об истории человеческого общества, месте в ней истории России, населяющих её народов;
  2. развивать у студентов умение анализировать и оценивать события прошлого и настоящего, определять своё отношение к ним;
  3. способствовать социализации молодого человека, осознанию им своей принадлежности к определённой государственной, культурной, этнонациональной общности, пониманию многообразия современного мира и необходимости диалога между представителями разных культур.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: 

  1. ориентироваться  в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;
  2. выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально- экономических, политических и культурных проблем;
  3. проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
  4. критически анализировать источник исторической информации;
  5. устанавливать причинно- следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений.
  6. представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии.

  В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

- основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших времен;  выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;

- важнейшие достижения культуры  и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

- периодизацию всемирной и отечественной истории;

- современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

- особенности  исторического пути России, её роль в мировом сообществе.

1.4. В результате освоения дисциплины студент должен обладать следующими компетенциями:

 ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

 ОК 2.Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

 ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

 ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды, результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9.Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний ( для юношей).

1.5. Рекомендуемое количество часов/зачетных единиц на освоение примерной программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки студента 224 час, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 164 часов;

самостоятельной работы обучающегося  60 часа.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов/зачетных единиц

Максимальная учебная нагрузка (всего)

224

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

164

в том числе:

практические занятия

30

Самостоятельная работа студента (всего)

60

в том числе:

работа с учебником и дополнительной литературой

творческие задания (мини-сочинения, эссе, составление тестов, написание рецензии, свободного конспекта)

работа с контурной картой

написание реферата, доклада

работа с историческими документами

подготовка презентации

составление и заполнение таблиц

5

12

8

16

6

2

11

Итоговая аттестация в форме                                                              зачета


2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «История»

Наименование разделов и тем.

Содержание учебного материала, практических занятий, самостоятельной работы обучающихся.

Объём зачётных единиц

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Меняющийся облик мира: опыт осмысления.

 Тема 1.1. Этапы развития исторического знания.

Содержание учебного материала.

Зарождение исторической науки, её особенности в Древнем мире, Средневековье, Новом и Новейшем времени. Причины роста интереса к истории, формирования национальных школ исторической мысли. Особенности развития исторической науки в России.  Проблема истинности исторических знаний.

2

    1

Тема 1.2. Закономерности и случайности в жизни народов.

Эволюция взглядов на историю человечества. Религиозно – мистические концепции истории. Движущие силы исторического развития в философии XVIII – XIX вв. Вопрос о роли личности в истории. Философия истории в XX веке. Особенности цивилизационного подхода к истории.

2

    1,2

Тема 1.3.

Проблемы периодизации всемирной истории.

Принципы периодизации истории человечества. Теория стадий мирового цивилизационного развития. Особенности формационной теории. Современные взгляды на этапы развития человечества. Периодизация истории Древнего мира, эпохи Средневековья, Новой и Новейшей истории. Текущий этап всемирной истории и ее особенности.

2

    1,2

Раздел.2. Человечество на заре своей истории.

Тема 2.1. У истоков рода человеческого.

Содержание учебного материала:

Отличие человеческого общества от иных природных сообществ. Истоки и факторы эволюции человека, этапы его становления. Роль речи, трудовой деятельности. Гипотезы о происхождении человека современного типа. Первичное расселение человека на Земле, формирование основных рас людей. Первобытное искусство, ранние религиозные верования, их значение.

2

       1,2

Тема 2.2.  Неолитическая революция.

Содержание учебного материала:

Человек и природа. Переход от  охоты и собирательства к скотоводству и земледелию, первые неолитические культуры. Развитие обмена, торговли, зарождение собственности и формирование семьи. Матриархат и патриархат. Племена и союзы племён. Начало обработки металлов и переход к энеолиту.

2

       1,2

Раздел 3. Первые государства Древнего мира.

Тема 3.1. Деспотии Востока. Расширение ареала цивилизации.

Содержание учебного материала:

Предпосылки возникновения государства, его функции в Древнем мире. Первые государственные образования в долинах Нила, Тигра, Евфрата, Инда, Хуанхэ. Рабовладение и общественные отношения в государствах древности. Фараоны и жрецы в древнеегипетском обществе. Культура и верования в Древнем Египте.

2

1,2

Тема 3.2.  Расширение ареала цивилизации.

Содержание учебного материала:

Причины слабости первых государств древности. Наступление железного века, возвышение военных деспотий в Малой Азии и их характерные черты. Кастовый строй в Индии и его особенности. Китай  в эпоху древности. Мировоззренческие основы зороастризма, буддизма, конфуцианства.

2

1,2

Раздел 4. Античная эпоха в истории человечества.

Тема 4.1. Города- государства Греции и Италии.

Содержание учебного материала:

Становления цивилизации в Греции. Цивилизация Крита. Микенское и дорийское завоевания. Возникновения городов-государств (полисов) и их экспансия в Средиземноморье. Становления демократии в Афинах. Общественно-политической строй Спарты. Особенности городов-государств Италии. Возвышения Рима и утверждения республиканского строя. Сравнительный анализ исторического развития древних городов-государств – Афин, Спарты и Рима.

2

1,2

Тема 4.2. Борьба за господство над Средиземноморьем.

Содержание учебного материала:

Развитие торговли и причины борьбы за господство над побережьем Средиземного моря. Войны между городами – государствами Греции и Персии. Пелопоннесские войны Завоевания Александра Македонского. Причины распада его империи. Эволюция мировоззрения античной Эллады, «чудеса света» Древнего мира.

2

1,2

Тема 4.3. Возвышение Рима.

Содержание учебного материала:

Развитие торговли и причины борьбы за господство над побережьем Средиземного моря. Войны между городами-государствами Греции и Персией. Пелопоннесские войны. Возвышение Македонии и завоевания Александра Македонского. Причины распада его империи. Взаимодействие культур в Восточном Средиземноморье, эволюция мировоззрения античной Эллады, «Чудеса света» Древнего мира.

2

1,2

Самостоятельная работа студента:

составление развернутого плана на тему «Этапы развития римской государственности»

2

1,2

Практическая работа по теме «Античная эпоха в истории человечества».

2

Раздел 5. Крушение империй Древнего мира.

Тема 5.1. Наступление варваров в Евразии. Закат Римской империи.  

Содержание учебного материала:

Народы Центральной и Восточной Европы во времена Римской империи: жизненный уклад, организация власти. Кочевые племена Азии и Китай. Глобальные изменения климата и начало Великого переселения народов. Крушение империи Хань в Китае, упадок Хорезма, Кушанского царства, Парфии. Особенности христианского учения и его распространение в Римской империи и странах. Азии.

2

1,2

Тема 5.2. Закат Римской империи.  

Римская империя: от золотого века к упаду. «Солдатские» императоры и упадок рабовладения. Переход к колонату, возвышения крупных землевладельцев. Административные реформа в империи и перенос столицы в Константинополь. Христиане в Римской империи. Превращение христианства в господствующую религию. Наступление варваров и падение Западной Римской империи.

2

1,2

Самостоятельная работа студента:

сделать сообщения по теме «Античная эпоха в истории человечества».

2

Раздел 6. Период раннего средневековья . V-X вв.

Тема 6.1. Раннефеодальные империи в Европе и их распад.

Содержание учебного материала:

Облик раннего феодального общества. Становление феодальной системы взаимоотношений. Система повинностей крестьянства. Суверены и вассалы.

Причины возникновения крупных раннефеодальных империй и источники их слабости. Роль христианства в обеспечении единства западноевропейской культуры. Церковь и империя Карла Великого, причины ее распада. Норманнские набеги. Создание Священной Римской империи германской нации.

2

1,2

Тема 6.2. Экспансия ислама.

Содержание учебного материала:

Аравийские племена в начале новой эры. Возникновения исламской религии. Создания Арабского халифата и причины его распада. Общественно-политическое устройство исламских стран. Рост религиозных разногласий в исламском мире. Духовная жизнь, наука и культура в исламских странах.

2

1,2

Самостоятельная работа студента:

работа с картой «Образование и распад Арабского халифата».

2

Тема 6.3. Славянские земли в V-IX вв. Возникновение Древнерусского государства.

Содержание учебного материала:

Восточнославянские союзы племен. Общественное устройство раннеславянских государств. Быт, обычаи и религия славянских союзов племен. Теории происхождения Древнерусского государства. Завоевательные походы великих князей Руси. Сравнения путей становления Древнерусского государства и раннефеодальных империй в Западной Европе и Азии. Борьба с кочевниками.

Археологические памятники и письменные источники по ранней истории славян. Специфические черты в общественном укладе славян. Расселения и занятия славян. Западные и южные славяне: Болгарское царство, Великоморавская держава, Древнепольское государство. Борьба Византии и католических государств за контроль над славянскими землями.

2

1,2

Самостоятельная работа студента: на основе исторических документов дать оценку деятельности князя Святослава.

2

Практическая работа. Византия и Западная Европа.  

2

Самостоятельная работа студента:

на основе исторических документов дать оценку деятельности князя Святослава.

2

Раздел 7. Эпоха классического средневековья.  XI-XV вв.

Тема 7.1. Феодальная раздробленность Руси. Крестовые походы и Русь.

Содержание учебного материала:

Русь времен Русской Правды. Феодальная раздробленность как закономерный этап развития общества и государства. Социально-экономические и политические факторы раздробленности. Сравнительный анализ исторического развития Владимиро-Суздальского, Галицко-Волынского, Смоленского княжеств, Новгорода и Пскова. Оценка деятельности русских князей.

           2

1,2

Самостоятельная работа студента.

На основе исторических документов сделать сравнительный анализ исторического развития Владимиро-Суздальского, Галицко-Волынского, Смоленского княжеств, Новгорода и Пскова.

2

Тема 7.2. Западная Европа в XII-XIII вв. Образование централизованных государств в Западной Европе.

Содержание учебного материала:

Светская власть и Римско-католическая церковь в Западной Европе. Рост городов и развития светской культуры. Распространение еретических вероучений причины начала крестовых походов, создания рыцарских религиозных орденов, учреждения инквизиции. Учение Фомы Аквинского. Крестовые походы и Византия. Заключение унии православной и католической церквей. Рост городов и создания органов сословного представительства  в Западной Европе Социально-экономические и политические предпосылки возникновения централизованных монархии. сравнительная характеристика централизованных государств во Франции, Англии, Испании, Династические войны, Западной Европы. Соотношения церковной и светской власти в общественном развитии западноевропейских государств XIV-XV вв. Особенности положения в Центральной Европе, государств Германии и Италии.

2

1,2

Тема 7.3. Монгольские завоевания. Русские земли и монгольское нашествие.

Содержание учебного материала:

Возвышения державы Чингисхана. Быт и жизнь монгольских племен. Монгольские завоевания в Азии. Походы в Китай, среднюю Азию, Закавказье. Битва на Кале Походы Батыя на Русь и в Восточную Европу. Причины побед монголов. Русские земли между агрессией в востока и с запада, проблема выживания Золотая Орда, Польское и Литовское государства. Политика и военная деятельность Александра Невского и Даниила Галицкого. Русские земли в вассальной зависимости от Золотой Орды. Церковь, Культура, политика, Российские историки о последствиях монгольских нашествий на русские земли.

2

1,2

 Самостоятельная работа студента:

 составление таблицы «Этапы образования империи Чингисхана».

2

Тема 7.4. Объединение русских земель вокруг Москвы.

Содержание учебного материала:

Предпосылки образования централизованного государства на Руси собирания земель вокруг  Москвы. Соперничество  Москвы, Польши, Литвы Твери. Противостояния золотоордынскому игу. Куликовская Битва. Причины ослабления и распада Монгольской державы. Роль Русской Православной церкви в Собирания русских земель .Анализ особенностей становления Московского государства и влияния традиций политической становления Московского государства и влияние традиций политического и культурного жизни Московского княжества на последующие развития России. Русь Европа и Азия в эпоху классического Средневековья.

2

1,2

Практическая работа.  Русь, Европа и Азия в эпоху Средневековья

2

Раздел 8. Позднее Средневековье. Европа на рубеже нового времени. XVI-XVII вв.

Тема 8.1. Эпоха Великих географических открытий. Завоевание Америки. Западная Европа: новый этап развития.  

Содержание учебного материала:

Начало великих географических открытий. Великие путешественники. Американские цивилизации доколумбовой эпохи. Империи майя, ацтеков, инков, особенности их развития, культуры религии. Первые европейские колониальные завоевания. Соперничество европейских держав в борьбе за колонии. Итоги колониальной политики для народов Америки и Европы.

2

1,2

Тема 8.2. Западная Европа: новый этап развития.  

Содержание учебного материала:

Мировая  торговля и возникновения мануфактурного производства. Развитие международного разделения труда, формирования единых внутренних рынков. Огораживания в Англии. Изобретение книгопечатания. Изменение облика городов. Эпоха Возрождения и ее особенности. Период Реформации. Движения гуситов. Крестьянская война в Германии. Распространение лютеранства, кальвинизма, становления Англиканской церкви. Контрреформация.

2

1,2

Самостоятельная работа студента:

работа с учебником: охарактеризовать доколумбовые цивилизации Америки.

2

Тема 8.3. Абсолютистские монархии в Западной Европе. Тридцатилетняя война.

Содержание учебного материала:

Предпосылки перехода к абсолютизму в странах Западной Европы. Характерные черты абсолютистских монархий в Англии, Франции, Борьба абсолютных монархов с кланами феодальной знати. Религиозные войны во Франции. Конфликт между Англией и Шотландией, англо-испанская война. Разгром Непобедимой армады и установление господства английского флота на морях. Обострение противоречий в Западной и Центральной Европе. Презентации Габсбургов на господство в Европе. Религиозные разногласия. Революция в Нидерландах Начало Тридцатилетий войны Чешский датский и шведский периоды войны. Влияния смуты в России, войны между Россией, Польшей и Швецией на ход Тридцатилетний войны. Вступление в войну Франции и разорение германских земель. Вестфальский мир 1864 г. и переходы к политике защиты национальных интересов в Европе.

2

1,2

Самостоятельная работа студента:

работа с учебником: выписать в тетрадь особенности абсолютизма в Англии и Франции.

2

Тема 8.4. Усиление центральной власти в России в эпоху Ивана Грозного.

Содержание учебного материала:

Утверждение абсолютизма в России и его особенности. Создание стрелецкого войска, реформа институтов управления. Развития казенных мануфактур. Присоединение к России Казанского, Астраханского и Ногайского ханств. Ливонская война и ее итоги. Введения опричнины, террор, разорение Новгорода. Закрепощение крестьянства. Итоги политики Ивана Грозного.

2

1,2

Самостоятельная работа студента:

сообщения на тему «Личность Ивана Грозного».

2

Тема 8.5. Смутное время в России.

Содержание учебного материала:

Покорение Сибирского ханства. Политика Бориса Годунова и причины роста недовольства в стране. Самозванцы и их роль в истории России. Лжедмитрий и Польша. Воцарение В. Шуйского. Восстание И. Болотникова и польско-шведская интервенция. Польский королевич Владислав- претендент на престол России. К. Минин, Д.М. Пожарский и создание народного ополчения. Земский собор 1613 г. Избрание Михаила Романова на царский престол. Завершения войны с Польшей и Швецией. Значения Смуты в истории России.

2

1,2

Практическая работа. Государства Азии в позднем Средневековье.

2

Раздел 9. Европа на новом этапе развития. Середина XVII-XVIII вв.

Тема 9.1. Кризис сословного строя и буржуазная революция в Англии.

Содержание учебного материала:

Причины обострения противоречий в Англии. Истоки конфликта между королем и парламентом. Новые религиозные течения. «Долгий» парламент и начало гражданской войны. Левеллеры и диггеры. О. Кромвель и его роль в буржуазной революции. Казнь Карла I и установления республики. Протекторат Кромвеля. Установление конституционной монархии в Англии, акт о гражданских правах и его значения.

2

1,2

Тема 9.2. Эпоха Просвещения. Просвещённый абсолютизм.

Содержание учебного материала:

Идеи эпохи Просвещения и их влияния на современников. Особенности идей Просвещения в Англии, Франции и Германии. Возникновения просвещенного абсолютизма в Австро-Венгрии, Пруссии и других германских государствах. Реформы в центральной Европе и их влияние на положение крестьянства, развития мануфактурного производства. Причины ограниченности политики просвещенного абсолютизма.

2

1,2

Тема 9.3. Россия: становление Великой державы.

Содержание учебного материала:

Реформы в России при Алексее Михайловиче. Укрепление основ сословного строя, военно-бюрократической системы управления странной. Развитие мануфактур, крестьянские восстания. Церковный раскол и укрепление государственного контроля над Церковью. Войны с Польшей, Швецией, Турцией, присоединение Левобережной Украины к России. Петр I и его время. Преобразования Петра I и их оценка исторической наукой. Русско-шведская война и превращение России в крупнейшую державу Европы.

2

1,2

Самостоятельная работа студента:

сообщения на тему «Значение победы России в Северной войне».

2

Тема 9.4. Россия и Европа во второй половине XVIII века.

Содержание учебного материала:

Российская империя в период дворцовых переворотов. Воцарение Екатерины II и политика Просвещения в России. Развитие мануфактурного производства, торговли. Жалованные грамоты дворянству и городам, судебная реформа. Крестьянские восстания. Укрепление международного положения России. Россия в семилетней войне (1756-1763). Русско-турецкие войны, разделы Польши.

2

1,2

Самостоятельная работа студента:

работа с дополнительным материалом «Особенности просвещенного абсолютизма в России».

2

Тема 9.5. Промышленный переворот в Англии и его последствия. Мир Востока в XVIII в.  

Содержание учебного материала:

Политическое развитие Англии накануне промышленного переворота. «Славная революция». Тори и виги. Внешняя торговля, укрепление мануфактур, рост городов. Изобретение паровых машин и замена ручного труда машинным. Зарождение  промышленного производства. Рост производительности труда, повышение урожайности в Европе, совершенствование военной техники.

2

1,2

Тема 9.6. Мир Востока в XVIII в.: наступление колониальной системы.

Содержание учебного материала:

Кризис аграрной цивилизации в странах Востока и его проявление. Ослабление Османской империи. Режим капитуляций в торговле и его последствия. Движения ваххабитов. Начало европейских завоеваний Индии, соперничества Англии и Франции. Ост-Индская компания и захват Бенгалии. Китай под властью маньчжурской династии. Политика изоляции. Рост противоречий в Китае и крестьянские восстания. Тайные общества.

2

1,2

Самостоятельная работа студента:

составить таблицу «Историческая значимость промышленного переворота».

2

Раздел 10. Время потрясений и перемен. Конец XVIII- начало XIX в.

Тема 10.1. Война за независимость в Северной Америке.

Содержание учебного материала:

Английские колонии в Северной Америке. Причины роста противоречий между метрополией и колониями. Начало войны за независимость. Декларация независимости. Россия, державы континентальной Европы и войны в Северной Америке. Учреждение США. Первая и вторая Конституции США. Билль о правах и его значение.

2

1,2

Тема 10.2. Великая французская революция.

 

Тема 10.3. Наполеоновские войны.

Содержание учебного материала:

Франция в конце XVII в. Причины кризиса абсолютизма. Созыв Учредительного собрания и начало Великой французской революции. Политические клубы Парижа и их лидеры. Начало войны Франции с континентальной монархиями Европы. Казнь Людовика XVI. Установление якобинской диктатурой и революционный террор, его причины и итоги. Термидорианский переворот и установление режима Директории. Победы французских армий. Сравнение развития революций в Англии и Франции.

2

1,2

Содержание учебного материала:

Свержение режима Директории и учреждение во Франции империи. Кодексы Наполеона I. Победа над Австрией и заключение мира с Англией. Возобновление войны в Европе и присоединение России к антифранцузской коалиции. Битва под Аустерлицем, разгром Пруссии. Тильзитский мир и его итоги. Континентальная блокада и её влияние на экономическое развитие континентальной Европы. Пробуждение гражданского и национального самосознания европейских народов. Вторжение армий Наполеона в Испанию и подъём освободительного движения в Европе против французского господства. Симптомы кризиса империи Наполеона.  

2

1,2

Самостоятельная работа студента:

написать доклад «Феномен Наполеона, значение его личности для народов Европы».

2

Тема 10.4. Отечественная война 1812 г. и крушение империи Наполеона. Революции в Европе.

Содержание учебного материала:

Успешные войны России против Швеции, Турции. Ирана. Причины обострения отношений между Россией и Францией. Создание «Великой армии» и начало Отечественной войны 1812 г. Тактика русской армии. Битва при Бородине и уход русской армии из Москвы. Отступление остатков «Великой армии» и создание новой антифранцузской коалиции. «Битва народов» под Лейпцигом. Вступление русских войск в Париж. «Сто дней» Наполеона. Венский конгресс и его итоги.

Создание Священного союза, его цели  и принципы. Причины усиления реакции в Европе. Восстание в Греции и политика России. русско-турецкая война 1828-1829 гг. Революции во Франции и Бельгии в 1830 г. Восстание 1830-1831 гг. в Польше и Священный союз. Революция 1848 г. во Франции, приход  к власти Луи Наполеона. Революции 1848-1849 гг. в германских государствах, Австрии, Венгрии, Италии. Роль Российской империи в подавлении революционного движения в Центральной Европе. Итоги революции 1848-1849 гг. е европейских странах.  

2

1,2

Самостоятельная работа студента:

творческое задание: сделать сравнительный анализ положения России и Франции в начале  XIX в.

2

Тема 10.5. Россия  в первой половине XIX века.

Содержание учебного материала:

Политика реформ Александра I. Влияние идей Великой французской революции на Россию. Движение декабристов. Внутренняя политика Николая I. Формирование официальной идеологии. Славянофилы, западники, революционные демократы. Экономическое положение России в середине XIX века.

2

1,2

Практическая работа. Россия и «восточный вопрос».

2

Самостоятельная работа студента:

сделать сообщения о героической обороне Севастополя.

2

Практическая работа по теме « Европа на новом этапе развития. Середина XVII-XVIII вв.»

2

Раздел 11. Становление индустриальной цивилизации. Вторая половина XIX в.

Тема 11.1. Европа: противоречия промышленной эпохи. Национализм в Европе.

Содержание учебного материала:

Достижения научно-технического прогресса. Изобретение железных дорог, пароходов, развитие сельскохозяйственной техники. Промышленный переворот в США, странах Западной и Центральной Европы. Развитие городов, изменение социальной структуры общества. Особенности положения в странах Центральной Европы в середине XIX в. Борьба Пьемонта (Сардинии) за объединение Италии. Война Пьемонта и Франции против Австрии в 1859 г. и её итоги. Восстание на юге Италии и поход войск Гарибальди на юг. Создание королевства Италия. Борьба Пруссии за гегемонию в Германии. Война Пруссии и Австрии против Дании  в 1864 г. Австро-прусско-итальянская война 1866 г. Создание Северогерманского союза. Обострение франко-прусских противоречий. Причины дипломатической изоляции Франции в Европе. Франко-прусская война 1870-1871 гг. Создание Германской империи. Падение режима Наполеона III во Франции. Парижская коммуна. Провозглашение республики во Франции.

2

1,2

Тема 11.2.  Страны Востока и западного полушария в XIX в.

Содержание учебного материала:

Причины активизации колониальной политики европейских держав. Британское завоевание Индии. Колониальная система и восстания сипаев 1857-1859 гг. Реформа колониального управления. «Опиумные» войны и восстание тайпинов в Китае. Причины его поражения. Япония в середине XIX в. и страны Запада. Реставрация Мэйдзи и её значение. Политика модернизации в Японии: опят и особенности. Испанские колонии в Латинской Америке в начале XIX в. Подъём освободительного движения в Мексике, Аргентине. Венесуэле в годы наполеоновских войн. Революции в странах Латинской Америки в 1920-е гг. и достижение ими независимости. Политика США в Латинской Америке и провозглашение ими доктрины Монро. Расширение территории США. Американо-мексиканская война. Особенности развития Севера и Юга США. Конфликт между северными и южными штатами. Гражданская война в США 1861-1865 гг. Победа промышленного Севера и её значение. Отмена рабовладения в США.

2

1,2

Тема 11.3. Незавершённые преобразования в России.

Содержание учебного материала:

Начало реформ в России. Отмена крепостного права и противоречия политики самодержавия в аграрном вопросе. Создание системы земского и городского самоуправления. Реформа судебной системы, военная реформа. Восстание в Польше 1863-1864 гг. и обострение отношений России со странами Западной Европы. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. и итоги Берлинского конгресса. Рост оппозиционных настроений в обществе. Народовольчество и «хождение в народ», Политика контрреформ Александра III. Итоги социально-экономического развития России в пореформенное время. Роль иностранного капитала в России. Первые выступления наёмных работников и принятие рабочих законодательств. Система управления Россией, национальная политика самодержавия и её итоги. Особенности политики в отношении казачества, мусульман, поляков, украинцев, белорусов, евреев. Эмиграция из России.

2

1,2

Тема 11.4. Завершение колониального раздела мира. Покорение народов Африки.

Содержание учебного материала:

Колониальная экспансия Великобритании. Превращение Египта в зависимое государство. Англо – бурская война и создание Южно – Африканского союза. Колониальные войны Франции. Создание колониальной империи в Африке. Захватническая политика Бельгии, Голландии, Италии, Японии. Захватническая политика европейских держав в Китае.

2

1,2

Практическая работа. Наука и искусство в XVIII-XIX вв.

           2

Раздел 12. Мировое развитие на рубеже XIX-XX вв.

Тема 12.1. Научно-технические достижения и прогресс индустрии в начале XX в. Последствия модернизации.

Содержание учебного материала:

Причины ускорения научно-технического прогресса. Достижения науки и техники. Овладение электроэнергией, развитие транспорта и связи, новые конструкционные материалы. Конвейерная система организации производства. Переход к массовому, крупносерийному выпуску продукции, создание гигантов индустрии. Изменения в социальной структуре общества в индустриальную эпоху. Типология социальных отношений. Развитие профсоюзного, кооперативного, женского движений. Создание общенациональных и международных объединений профсоюзов. Переход от социальной благотворительности к социальной политике, её первые итоги. Развитие социал-демократического движения в промышленных странах, II Интернационал. Практические потребности рабочего движения и ревизионизм. Правые и левые в партиях II Интернационала.

2

1,2

Самостоятельна работа студента:

заполнить таблицу «Достижения научно-технического прогресса в начале XX в.»

2

Тема 12.2. Развитие стран Западной Европы, США и Японии.

Содержание учебного материала:

Концентрация производства и капитала, образование монополистических объединений. Новая роль банков и вызов капитала. Либерально-демократическая модель отношений государства и монополий: опыт США. Антитрестовское законодательство. Возникновение монополий в Англии и Франции. Роль и функции государства в модернизации производства в Германии. Особенности индустриального развития Японии.

2

1,2

Тема 12.3.Новый этап развития колониальных и зависимых стран.

Содержание учебного материала:

Колониальные и зависимые страны в начале XX в. Британские «белые» доминионы и особенности их развития. Положение коренного населения. Индия: пробуждение национального самосознания.  Учение М. Ганди и тактика ИНК. Проблемы модернизации общества в зависимых странах и традиционализм. Китай в начале XX в. Учреждение  гоминьдана и идеи Сунь Ятсена. Революция 1911-1912 гг. в Китае и ее итоги. Революция 1906- 1911 гг. в Иране, младотурецкая революция 1908г., преобразования в Афганистане. Причины ограниченности результатов перемен начала XX в. в странах Азии. Особенности развития стран Латинской Америки в начале XX в. Революция в Мексике и её итоги.

2

1,2

Самостоятельная работа студента: работа с картой «Неравномерное распределение колониальных владений в 1900 году».

2

Тема 12.4. Россия: противоречия незавершённой модернизации.

Содержание учебного материала:

Предпосылки и особенности модернизации экономики в России. Россия и страны Запада: показатели развития. Создание монополий и роль иностранного капитала в России. Роль государства Российской модернизации. Противоречия российского общества. Аграрный вопрос и положение крестьянства. Начальный этап развития рабочего движения. Проблема путей и методов реформирования общества.

2

1,2

Практическая работа. Россия от русско-японской до Первой мировой войны.

2

Раздел 13. Державное соперничество в начале XX в. Россия в годы I мировой войны.

Тема 13.1. Международные отношения в индустриальную эпоху. Начало Первой мировой войны и революции 1917 г. в России.

Содержание учебного материала:

Причины обострения противоречий на международной арене. Протекционистская политика, борьба индустриальных держав за сферы влияния. Милитаристские и пацифистские воззрения. Мирные и военные средства раздела мира. Первые войны за передел мира. Франко-германские противоречия и возникновение военных союзов в Европе. Германская политика экспансии. Повод к началу Первой мировой войны. Вопрос о виновниках её возникновения.

2

1,2

Тема 13.2. Первая мировая война и начало революции 1917 года в России.

Содержание учебного материала:

Начальный период  Первой мировой войны. План Шлиффена. Наступление русских войск в Восточной Пруссии и Галиции и его влияние на ход военных действий. Кампания 1915 г. и ее особенности.  Тяжёлое положение на Восточном фронте. Россия и союзники. Провал англо-французской операции в Галлиполи и его последствия. Боевые действия в 1916 г. Брусиловский прорыв. Рост противоречий в воюющих странах Кризис в России и его причины. Начало революции в Петрограде в феврале 1917 г. Создание Временного правительства.

2

1,2

Тема 13.3. Россия в 1917г. Гражданская война.

Содержание учебного материала:

Углубление кризиса в 1917 году. Многовластие в стране. Апрельский и июльский кризисы. Выступление генерала Корнилова и создание Красной гвардии. Взятие власти большевиками. Проблема альтернатив развития России в 1917 году. Первые декреты советской власти. Разгон Учредительного собрания и его последствия. Брестский мир и его итоги. Разрыв союза большевиков и левых эсеров. Мятеж чехословацкого корпуса и начало интервенции стран Антанты.

2

1,2

Самостоятельна работа студента:

работа с картой «Гражданская война в России».

2

Раздел 14. Развитие индустриальных стран в 1920-1930 гг.

Тема 14.1. Государства демократии- США, Англия, Франция. Фашизм в Италии. Германии, милитаризм в Японии.

Содержание учебного материала:

США в 1920-е гг. «Великий кризис» 1929-1930 гг. и его влияние на американскую и мировую экономику. «Новый курс» Ф.Д. Рузвельта и создание основ социально ориентированной рыночной экономики в США. Антикризисная политика в Англии и Франции и её итоги. Экономическая теория Д. Кейнса и развитие неолиберализма. Воззрение и политика социал-демократов. Социал-демократы и коммунисты: причины антагонизма.

Тоталитарные идеи, рост воинствующего национализма в Германии и Италии.  Лидеры фашистского движения и их взгляды. Установление фашистской диктатуры  в Италии, особенности её политики. Путь партии А. Гитлера к власти. Фашисты, коммунисты и социал-демократы в Германии. Фашистский режим в Германии:  создание нового аппарата власти, социальная политика, милитаризация общества. Разгул расизма и антисемитизма. Рост воинствующего национализма в Японии, милитаризация страны.

2

1,2

Самостоятельна работа студента:

заполнение таблицы «Причины роста националистических настроений в Германии, Италии и Японии».

2

Тема 14.2. Советское оющество в 1920-е годы.

Содержание учебного материала:

Экономическое положение после Гражданской войны. Переход к НЭПу., начало восстановления экономики. Создание СССР. Борьба за власть в руководстве ВКП(б), причины роста влияния Сталина. Причины отказа от НЭПа, принятие первого пятилетнего плана. Проблема выбора альтернатив развития СССР в 1920-е гг.

2

1,2

Тема 14.3. СССР в 1930-е годы.

Содержание учебного материала:

Коллективизация сельского хозяйства, ее цели и итоги. Раскулачивание и прикрепление крестьянства к колхозам. Тактика Сталина в аграрном вопросе. Источники осуществления индустриализации. Создание системы ГУЛАГа. Трудовой энтузиазм, стахановское движение. Массовые репрессии 1930-х годов, их причины и последствия. Духовный климат а стране.

2

1,2

Раздел 15. СССР в системе международных отношений 1920-1930-е гг.

Тема 15.1. Возникновение очагов военной опасности в Азии и Европе.  

Содержание учебного материала:

1920-е гг. – десятилетие пацифизма в Европе. Пакт Бриана-Келлога. Начало революции и гражданской войны в Китае и политика СССР. Коммунисты Китая и гоминьдан. Вторжение Японии в Маньчжурию. Военные приготовления Германии и попытки создания системы коллективной безопасности в Европе. Вступление СССР в Лигу Наций, заключение договоров о взаимопомощи между Советским Союзом, Францией и Чехословакией. Отказ Германии от условий Версальского договора, оккупация Рейнской области. Англо-германское морское соглашение. Захват Италией Эфиопии. Гражданская война в Испании : причины и международные последствия.  

2

1,2

Тема 15.2.  Внешняя политика  СССР накануне Второй мировой войны.

Содержание учебного материала:

Нападение Японии на Китай в 1937 г. Присоединение Германией Австрии. Конфликт вокруг Судетской области и позиция СССР. Мюнхенские соглашения, их последствия. Захват Германией всей Чехословакии, оккупация Италией Албании. Переговоры между СССР, Англией, Францией о заключении договоров взаимопомощи. причины их неудачи. Конфликт между СССР, Монголией и Японией на Халхин-Голе. Англо-японское соглашение. Пакт о ненападении между СССР и Германией, секретный протокол к нему и их значение.

2

1,2

Самостоятельная работа студента:

работа с картой «Накануне Великой Отечественной войны».

2

Тема 15.3. Начальный период Второй мировой войны. Накануне ВОВ.

Содержание учебного материала:

Нападение Германии на Польшу и ее разгром. Начало Второй мировой войны. «Странная война» на Западном фронте. Захват Германией Дании, Норвегии, Голландии, Бельгии, капитуляция Франции. Причины побед Германской армии в Западной Европе. Провал планов Гитлера по захвату Англии. Политика СССР в 1930-1940 гг. Присоединение Западной Украины и Западной Белоруссии. Советско-финская война и ее итоги.

2

1,2

Раздел 16. СССР в Великой Отечественной войне и страны Запада.

Тема 16.1. Первый период Великой Отечественной войны. Коренной перелом ВОВ и Второй мировой.

Содержание учебного материала:

Начальный переход войны и героическое сопротивление Красной Армии. Причины ее неудач. Катастрофы в Белоруссии и на Украине. Блокада Ленинграда. Мобилизация сил СССР для отпора агрессору.  Создание промышленной базы на Востоке. Труженики тыла. Развитие военной техники. Битва под Москвой и ее историческое значение.

2

1,2

Тема 16.2. Коренной перелом ВОВ и Второй мировой.

Создание антифашистской коалиции. Ленд-лиз и его значение. Агрессия Японии на Тихом океане и вступление США в мировую войну. Бои на  Восточном фронте весной 1942 г. Немецкое наступление на Юго-западном фронте. Бои на Северном Кавказе. Героическая оборона Сталинграда. Контрнаступления Красной Армии и разгром немецких войск под Сталинградом. Перелом в ходе боевых действий в Африке и на Тихом океане. Кризис фашистского блока и капитуляция Италии. Подъем партизанского движения. Особенности партизанского движения в СССР.

2

1,2

Самостоятельная работа студента:

 начало заполнения таблицы «Великая Отечественная война».

2

Практическая работа. Решающие битвы Второй мировой войны. СССР на завершающем этапе. Итоги II мировой

2

Раздел 17. Духовная жизнь. развитие отечественной и мировой культуры в первой половине XX в.

Тема 17.1. Развитие общества и науки. Изобразительное искусство, литература, музыка, театр, кино.

Содержание учебного материала:

Революция в естествознании. Открытие строения атома. Теория относительности А. Эйнштейна. Кризис механистических взглядов на мир. Новые течения в философской мысли. Цивилизационный взгляд на историю. Учения 3. Фрейда и его влияние на современников. Рационализм и прагматизм в философской мысли начала XX в. Идеи русского космизма.

Новые течения в изобразительном искусстве. Отражение эпохи войн и революций в художественном творчестве, архитектуре. Мировая литература начала  XX  в. Реализм и социалистический реализм. Музыкальная жизнь, театральное искусство и искусство кино.

2

1,2

Самостоятельна работа студента:

сделать доклады «Изобразительное искусство, художественная литература, музыкальная жизнь, театр, кино в первой половине

XX в.».

2

Раздел 18. СССР и мировое развитие в период «холодной войны»

Тема 18.1. «Холодная война» и раскол Европы. Система союзов и конфликты в Азии.

Содержание учебного материала:

Причины «холодной войны». Конфликт по вопросу судеб стран Восточной Европы, Ирана, Гражданская война в Греции. Принятие доктрины Трумэна. Положения в странах Западной Европы после Второй мировой войны. Принятие США «плана Маршала» и раскол Европы. Создание Информбюро и установление народно-демократических режимов в Восточной Европе. Политика СССР и восточноевропейские страны. Разрыв И.В Сталина с И.Б Тито.

Берлинский кризис и его последствия. Создание двух Германий – ФРГ и ГДР. Новые союзы в Европе – СЭВ, НАТО, Организация Варшавского договора. «Холодная война» в Азии. Завершение гражданской войны в Китае и провозглашение КНР. Включения Японии в систему союзов США. Истоки японско-советского территориального спора. Война в Корее (1950-1953 гг.) и её последствия.

2

1,2

Самостоятельна работа студента:

сделать тест по теме: «Вторая Мировая и «холодная» войны».

2

Практическая работа. СССР в послевоенные годы.  

2

Тема 18.2. СССР после смерти Сталина.

Содержание учебного материала:

Берия и Маленков – инициаторы начала преобразований. Освоение целинных земель. Борьба за власть в СССР и победа Н.С.Хрущева. Начало «оттепели». Непоследовательность политики десталинизации. Ее влияние на положение в странах Восточной Европы.

2

Тема 18.3. СССР в конце 1950-х – начала 1960-х гг.

Содержание учебного материала:

Кризис экономической политики  КПСС в конце 50-х гг. Курс на строительство коммунизма и развал сельского хозяйства. Политика укрупнения  совхозов, ликвидация колхозов, эксперименты с кукурузой и угроза голода. Административно-командные эксперименты Н.С. Хрущева. Создание  совнархозов, попытки реорганизации КПСС. Противоречия политики десталинизации. Репрессии против творческой интеллигенции. Успехи в научно-технической и военно-технической сферах, освоении космоса. Переворота 1964 г. и отстранение Н.С Хрущева от власти. 

2

1,2

Тема 18.4. Крушение колониальной системы. Евроатлантические страны и Япония в конце 1940-х начале 1960-х гг.

Содержание учебного материала:

Причины распада колониальной системы. Политика СССР в отношениях освобождающих стран. Идея социалистической ориентации развития причины ее слабости. Совесткий Союз и локальные конфликты в странах Азии, Африки и Латинской Америки.  Индо-пакистанский и ближневосточной конфликты. СССР и Суэцкий кризис 1956 г. Революция на Кубе. Карибский кризис и его последствия  для СССР И США.

Создание социально-ориентированной рыночной экономики в странах Запада. Политика «справедливого курса» Г. Трумэна в США. Маккартизм. Подъем движения в защиту интересов этнических меньшинств в США. Идеи Дж. Кеннеди и программа «великого общества» Л. Джонсона. «Экономическое чудо» в послевоенной ФРГ и его истоки. Социал-демократия в Западной Европе 1950-х гг. Начальный этап европейской интеграции. Создание Совета Европе, ЕЭС, ОЭСР. Особенности развития Японии после Второй мировой войны.  

2

1,2

Самостоятельная работа студента: работа с историческими документами и составление таблицы «Основные международные кризисы 1945-1962 гг.».

2

Тема 18.5.  Кризис моделей развития:1960-1970-е гг.

Ограниченность итогов политики реформ Косыгина и их причины. Застой в экономическом и общественно-политическом развитии СССР. Возникновение зависимости Советского Союза от экспорта нефти и сырьевых ресурсов. Господство интересов военно-промышленного комплекса СССР.  Кризис 1968 года а Чехословакии и его последствия. Доктрина Брежнева. Кризис доверия в США. Антивоенное движение, импичмент Никсона.

2

1,2

Практическая работа. Партнёрство и соперничество между СССР и США.

2

Раздел 19. Ускорение научно-технического развития и его последствия.

Тема 19.1. Технологии новой эпохи.

Содержание учебного материала:

Совершенствование военной техники. Освоение космоса, развитие транспортной авиации. Новые конструкционные материалы. Развитие биохимии, генетики, медицины.  Электроника и робототехника. Компьютерная революция и создание глобальной системы информационных коммуникаций.

.

2

1,2

Тема 19.2. Информационное общество

Содержание учебного материала:

Критерии перехода к информационному обществу. Автоматизация и роботизация производства. Индустрия производства знаний: ключевая сфера экономики. Новая социальная структура общества. Подъём среднего класса в странах запада, закат массовых профсоюзов, проблема маргинализации

2

1,2

Практическая работа. Глобализация мировой экономики и её последствия.

2

Самостоятельная работа студента: заполнение таблицы «Глобализация и ее проявления».

2

Раздел 20. Модернизационные процессы в мире конца XXв. От СССР- к Российской Федерации.

Тема 20.1. Перестройка и новое политическое мышление.

Содержание учебного материала:

Углубление кризиса советского общества, его симптомы. Поиск новых путей развития при Ю.В Андропове. Политика М.С. Горбачева. От ускорения к перестройке. Переосмысление исторического прошлого. Идея правового государства и утверждение многопартийной системы в СССР. Экономические реформы: перевод предприятий на хозрасчет, создание кооперативов. Идеи нового политического мышления и улучшение отношений между СССР и США. Односторонние уступки СССР. Воздействие перестройки на страны Восточной Европы. Крушение просоветских режимов, демократические революции в Венгрии, Чехословакии, Польше, Румынии. Объединение ГДР и ФРГ. Роспуск СЭВ и ОВД. Углубление экономического кризиса в СССР. Поляризация сил в советском обществе. Конфликт между Б.Н. Ельциным и М.С. Горбачевым. Обострение межнациональных  противоречий в СССР. Армянско-азербайджанский конфликт, провозглашение суверенитета союзных республик. Переговоры о заключении нового Союзного договора и попытка переворота в Москве. Поражение ГКЧП, роспуск КПСС, распад СССР.

2

1,2

Самостоятельная работа студента: подготовить сообщения о современном положении в странах Восточной Европы по материалам СМИ.

2

Тема 20.2. Модернизационные процессы  в США и странах Западной Европы.

Содержание учебного материала:

Неоконсервативная волна в США и странах Западной Европы. Социально-экономическая политика неоконсерватизма и ее итоги. Рейганомика и тэтчеризм. Формирование экономики информационного общества, роль малого и среднего бизнеса. Неоконсерваторы и профсоюзы: конфликт интересов Ускорение интеграционных процессов. Преобразование ЕЭС в ЕС, создание НАФТА. Причины спада неоконсервативной волны в1990-е-гг. Идея третьего пути демократов в США, социал-демократия Западной Европы в новых условиях. Восточная Европа после социализма: поиск путей сближения с Западом. Кризис в бывшей Югославии и его международные последствия.

2

1,2

Самостоятельна работа студента:

составить развернутый план по теме лекции.

2

Практическая работа. Страны Азии, Африки и Латинской Америки : проблемы модернизации.

2

Тема 20.3. Российская Федерация на новом этапе развития.

Содержание учебного материала:

Экономические реформы 1991-1992 гг. и их итоги. Причины обострения социальных и политических противоречий в российском обществе. Кризис 1993 г., принятие новой Конституции и коррекции политики реформ. Обострение межнациональных противоречий в России. Кризис вокруг Чечни. Политическое, социально-экономическое развитие России во второй половине 1980-х гг. Противостояние  Государственной Думы и правительства. Дефолт 1998г. и его последствия. Новое обострение проблемы Чечни. Назначение В.Путина главой правительства и исполняющим обязанности президента страны. Президентские выборы 2000 г. и их итоги. Стабилизация социально-экономического положения России. Российская Федерация в СНГ. Проблемы Содружества Независимых Государств.

2

1,2

Практическая работа.  Россия и международные отношения начала XXI в.

2

Самостоятельна работа студента:

сообщения студентов по материалам СМИ о встречах руководителей России с лидерами зарубежных стран.

2

1,2

Раздел 21. Особенности духовной жизни человечества во второй половине XX в.

Тема 21.1. Эпоха постмодернизма.

Содержание учебного материала:

Массовая культура и ее особенности, ее влияние на общество и молодежь. Развитие постмодернизма в изобразительном, театральном искусстве. Компьютерная графика, видеоклипы, реклама как  форма искусства. Культура молодежного бунта. Расцвет культур  стран тропической Африки, исламского мира, Южной Америки.

2

1,2

Тема 21.2. Духовная жизнь в советском и российском обществах.

Содержание учебного материала:

Советское искусство периода «оттепели». Духовная жизнь 1960-1980-х гг. Преследования инакомыслящих писателей. Развитие течения «деревенской прозы». Перестройка и новый  этап в развитии литературы и искусства. Духовная жизнь демократической России и её особенности.

2

1, 2

Практическая работа.

Проблемы мирового развития на рубеже третьего тысячелетия.

Самостоятельная работа студента.

Написать сочинение- эссе на одну из перечисленных тем:

*Глобализация – путь к единству человечества или углубление раскола мира.

*Рубеж XX и XXI вв.: новый этап взаимодействия науки и техники.

* Информационная революция- революция в образовании.

2

2

ЗАЧЁТ

2

Всего:

224


3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета гуманитарных и социально-экономических дисциплин.

Оборудование учебного кабинета: 

  1. доска
  2. исторические плакаты и схемы
  3. учебники
  4. учебные пособия
  5. карты
  6. атласы.

Технические средства обучения: 

  1. компьютер
  2. принтер
  3. проекционная техника
  4. видеотехника
  5. телевизор
  6. диски с учебными материалами
  7. интерактивными картами.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Основная литература

  1. История Росси с древнейших времен до наших дней : учебник для вузов / А.Н. Сахаров , А.Н. Боханов, В.А.Шестаков, под редакцией А.Н. Сахарова - М, 2009.
  2. Новейшая история России 1914 - 2005 : учебное пособие для вузов / под редакцией М.В. Ходякова, СПБ гос. университет. М, 2007.
  3. Смолин О.Н. Политический процесс в современной России : учебное пособие для вузов. М : Велби : Проспект, 2006.

 Дополнительная литература

  1. Алексеев В.Г. Однобитная история Новейшего времени . СПБ. : Нева, 2003.
  2. Баглай М.В. Президент Российской Федерации и Соединеных Штатов Америки . М : Норма 2008 .
  3.  История международных отношений . Основные этапы с древности до наших дней . М : Логос, 2007.
  4. Кончаловский А.С. На трибуне реакционера. М : Эксмо, 2007.
  5.  Налбандян З. Чаепитие у королевы. В начале XXI в. в Британии . М : Время ,2007.
  6. Паламарчук О.Т. Россия от национального к общечеловеческому. М : Российская академия образования, 2006.
  7.  Проект Россия . М : ОЛМА Медия Груп, 2007.
  8.  Страны и регионы мира . М . Велби : Проспект , 2006.
  9. Судьбе России : вектор перемен . М ., 2007.
  10.  Тихомиров Л.А. Россия и демократия . М. : Фонд ИВ, 2007
  11.  Фортунатов В.В. Новейшая история в лицах 1917 - 2008. СПБ,2009.

Интернет ресурсы :

  1. www.shpl.ru/links.phtml?cat=130 Адреса исторических библиотек мира.
  2. www.hist.msu.ru/ER/index.html  Библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.
  3. www.internet-history.org.ru Интернет-История.
  4.  www.encyclopedia.ru Мир энциклопедий
  5.  www.history.ru/hidt.htm  Ресурсы WWW по истории.
  6.  www.ortho-rus.ru Русское православие.
  7. www.rubricon.ru Энциклопедический словарь "История Отечества с древнейших времен до паших дней" (БРЭ/Рубрикон)
  8. www.cominf.ru/romanovs/index.rhtml WWW Энциклопедия "Династия Романовых"
  9. www.praviteli.narod.ru Правители России и Советского Союза.
  10. www.lants.tellur.ru  Отечественная история.
  11. www.rubricon.com/about_whist_1.asp Энциклопедический словарь "Всемирная история".
  12. archive.ncsa.uiuc.edu/SDG/Experimental/soviet.exhibit/soviet.archive.html Советский период в материалах архивов.
  13. humanities.edu.ru/db/msg/19938 Велика Отечественная война 1941-1945.
  14.  www.chat.ru/~world_war2 Вторая мировая война в русском интернете.
  15.  www.hronos.km.ru/1918ru.html Гражданская война в Росии 1918-1920.
  16. www.shortway.to/1941 Великая Отечественная война, год 1941.

4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Освоенные умения:                       

 - ориентироваться  в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;

-выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально- экономических, политических и культурных проблем;

- систематизировать разнообразную историческую информацию на основе своих представлений об общих закономерностях всемирно-исторического процесса;

- формировать собственный алгоритм решения  историко-познавательных задач, включая формулирование проблемы и целей своей работы, определение адекватных историческому предмету способов и методов решения задачи, прогнозирование ожидаемого результата и сопоставление его с собственными историческими знаниями;

- участвовать в групповой исследовательской работе, определять ключевые моменты дискуссии, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, использовать для ее аргументации исторических сведений, учитывать различные мнения и интегрировать идеи, организовывать работу группы;

- представлять результаты индивидуальной и групповой историко-познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, исторического сочинения, резюме, рецензии, исследовательского проекта, публичной презентации;                                

Усвоенные знания:

 - основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших времен;  выдающихся деятелей  отечественной и всеобщей истории;

- важнейшие достижения культуры  и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития.

 

- работа со СМИ

- работа с историческими документами

 - выполнение практических работ,

- тематический тестовый контроль,

- устный опрос

- отчёт по внеаудиторной работе

 

- выполнение практических работ,

- создание презентаций

- участие в дискуссиях

- написание рефератов, докладов,  сообщений, исторических сочинений;

- представление презентаций

- индивидуальные карточки

- тематический тестовый контроль

- устный опрос

- выполнение практических работ

- исторические диктанты

- проверка конспектов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...

Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...

Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...

Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...