программа по истории для специальности "Реклама"
методическая разработка по истории по теме
Данная рабочая программа предназначена для студентов по дисциплине «История» для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 031601 «Реклама».
Рабочая программа разработана на основе примерной программы и в соответствии с учебными планами Краснодарского гуманитарно-технологического колледжа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_istorii.docx | 88.86 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Краснодарский гуманитарно-технологический колледж»
Краснодарского края
Рабочая программа учебной дисциплины
История
для специальности
031601 «Реклама»
2012г
РАССМОТРЕНО на заседании кафедры общих гуманитарных и естественно-научных дисциплин ____________________ Т.С. Яценко |
на заседании кафедры управления и информационных технологий _____________________ Л.В. Кузьминова «______»___________________2012г |
Автор: преподаватель истории К.Н. Анбиндер
Рецензент: преподаватель обществознания М.Я. Кочаров
Пояснительная записка.
Рабочая программа по дисциплине «История» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности
031601 «Реклама»
Рабочая программа разработана на основе примерной программы и в соответствии с учебными планами Краснодарского гуманитарно-технологического колледжа.
Объектом изучения дисциплины являются основные вехи цивилизованного развития России и мира. Материал по истории России представляется в контексте всемирной истории, что позволяет глубже проследить исторический путь страны в его своеобразии и принадлежности к мировому развитию. При этом решаются задачи;
- формировать у учащихся целостные представления об истории человеческого общества, месте в ней истории России, населяющих её народов;
- развивать у студентов умения анализировать и оценивать события прошлого и настоящего, определять свое отношение к ним;
- способствовать социализации молодого человека, осознанию им своей к определенной государственной, культурной, этнонациональной общности, пониманию многообразия современного мира.
История России излагается в специальных темах. В то же время целесообразно проводить сопоставительное рассмотрение отдельных процессов и явлений отечественной и всеобщей истории, таких как социально-экономические и политические отношения в странах Европы и на Руси, в раннее средневековье, политическая раздробленность и формирование централизованных государств, отношения светской и церковной власти, история сословно-представительных органов, становления абсолютизма, индустриализация и др. Особое значение придается характеристике истории нашей страны в контексте мировой истории XXв. В темах о Первой мировой войне, Второй мировой войне и Великой Отечественной происходит сочетание материала всеобщей и отечественной истории.
Особенностью изучения данного курса более широкое привлечение исторической литературы и источников. Студенты знакомятся с историческими версиями и оценками, анализируют документы, учатся определять и аргументировать свое отношение к историческим и современным событиям и их участникам.
Содержание стр.
1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5
2.СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 9
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 28
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 32
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО
Реклама
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина входит в состав общеобразовательных дисциплин
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины.
Цель учебной дисциплины:
- воспитание патриотизма, уважения к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
- освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
- овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
- формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;
- применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в политкультурном, политэтническом и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.
Задачи данной учебной дисциплины:
- формировать у студентов целостные представления об истории человеческого общества, месте в ней истории России, населяющих её народов;
- развивать у студентов умение анализировать и оценивать события прошлого и настоящего, определять своё отношение к ним;
- способствовать социализации молодого человека, осознанию им своей принадлежности к определённой государственной, культурной, этнонациональной общности, пониманию многообразия современного мира и необходимости диалога между представителями разных культур.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;
- выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально- экономических, политических и культурных проблем;
- проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
- критически анализировать источник исторической информации;
- устанавливать причинно- следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений.
- представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших времен; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
- периодизацию всемирной и отечественной истории;
- современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
- особенности исторического пути России, её роль в мировом сообществе.
1.4. В результате освоения дисциплины студент должен обладать следующими компетенциями:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2.Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды, результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9.Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний ( для юношей).
1.5. Рекомендуемое количество часов/зачетных единиц на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки студента 224 час, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 164 часов;
самостоятельной работы обучающегося 60 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов/зачетных единиц |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 224 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 164 |
в том числе: | |
практические занятия | 30 |
Самостоятельная работа студента (всего) | 60 |
в том числе: | |
работа с учебником и дополнительной литературой творческие задания (мини-сочинения, эссе, составление тестов, написание рецензии, свободного конспекта) работа с контурной картой написание реферата, доклада работа с историческими документами подготовка презентации составление и заполнение таблиц | 5 12 8 16 6 2 11 |
Итоговая аттестация в форме зачета |
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «История»
Наименование разделов и тем. | Содержание учебного материала, практических занятий, самостоятельной работы обучающихся. | Объём зачётных единиц | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Меняющийся облик мира: опыт осмысления. | |||
Тема 1.1. Этапы развития исторического знания. | Содержание учебного материала. Зарождение исторической науки, её особенности в Древнем мире, Средневековье, Новом и Новейшем времени. Причины роста интереса к истории, формирования национальных школ исторической мысли. Особенности развития исторической науки в России. Проблема истинности исторических знаний. | 2 | 1 |
Тема 1.2. Закономерности и случайности в жизни народов. | Эволюция взглядов на историю человечества. Религиозно – мистические концепции истории. Движущие силы исторического развития в философии XVIII – XIX вв. Вопрос о роли личности в истории. Философия истории в XX веке. Особенности цивилизационного подхода к истории. | 2 | 1,2 |
Тема 1.3. Проблемы периодизации всемирной истории. | Принципы периодизации истории человечества. Теория стадий мирового цивилизационного развития. Особенности формационной теории. Современные взгляды на этапы развития человечества. Периодизация истории Древнего мира, эпохи Средневековья, Новой и Новейшей истории. Текущий этап всемирной истории и ее особенности. | 2 | 1,2 |
Раздел.2. Человечество на заре своей истории. | |||
Тема 2.1. У истоков рода человеческого. | Содержание учебного материала: Отличие человеческого общества от иных природных сообществ. Истоки и факторы эволюции человека, этапы его становления. Роль речи, трудовой деятельности. Гипотезы о происхождении человека современного типа. Первичное расселение человека на Земле, формирование основных рас людей. Первобытное искусство, ранние религиозные верования, их значение. | 2 | 1,2 |
Тема 2.2. Неолитическая революция. | Содержание учебного материала: Человек и природа. Переход от охоты и собирательства к скотоводству и земледелию, первые неолитические культуры. Развитие обмена, торговли, зарождение собственности и формирование семьи. Матриархат и патриархат. Племена и союзы племён. Начало обработки металлов и переход к энеолиту. | 2 | 1,2 |
Раздел 3. Первые государства Древнего мира. | |||||||||
Тема 3.1. Деспотии Востока. Расширение ареала цивилизации. | Содержание учебного материала: Предпосылки возникновения государства, его функции в Древнем мире. Первые государственные образования в долинах Нила, Тигра, Евфрата, Инда, Хуанхэ. Рабовладение и общественные отношения в государствах древности. Фараоны и жрецы в древнеегипетском обществе. Культура и верования в Древнем Египте. | 2 | 1,2 | ||||||
Тема 3.2. Расширение ареала цивилизации. | Содержание учебного материала: Причины слабости первых государств древности. Наступление железного века, возвышение военных деспотий в Малой Азии и их характерные черты. Кастовый строй в Индии и его особенности. Китай в эпоху древности. Мировоззренческие основы зороастризма, буддизма, конфуцианства. | 2 | 1,2 | ||||||
Раздел 4. Античная эпоха в истории человечества. | |||||||||
Тема 4.1. Города- государства Греции и Италии. | Содержание учебного материала: Становления цивилизации в Греции. Цивилизация Крита. Микенское и дорийское завоевания. Возникновения городов-государств (полисов) и их экспансия в Средиземноморье. Становления демократии в Афинах. Общественно-политической строй Спарты. Особенности городов-государств Италии. Возвышения Рима и утверждения республиканского строя. Сравнительный анализ исторического развития древних городов-государств – Афин, Спарты и Рима. | 2 | 1,2 | ||||||
Тема 4.2. Борьба за господство над Средиземноморьем. | Содержание учебного материала: Развитие торговли и причины борьбы за господство над побережьем Средиземного моря. Войны между городами – государствами Греции и Персии. Пелопоннесские войны Завоевания Александра Македонского. Причины распада его империи. Эволюция мировоззрения античной Эллады, «чудеса света» Древнего мира. | 2 | 1,2 | ||||||
Тема 4.3. Возвышение Рима. | Содержание учебного материала: Развитие торговли и причины борьбы за господство над побережьем Средиземного моря. Войны между городами-государствами Греции и Персией. Пелопоннесские войны. Возвышение Македонии и завоевания Александра Македонского. Причины распада его империи. Взаимодействие культур в Восточном Средиземноморье, эволюция мировоззрения античной Эллады, «Чудеса света» Древнего мира. | 2 | 1,2 | ||||||
Самостоятельная работа студента: составление развернутого плана на тему «Этапы развития римской государственности» | 2 | 1,2 | |||||||
Практическая работа по теме «Античная эпоха в истории человечества». | 2 | ||||||||
Раздел 5. Крушение империй Древнего мира. | |||||||||
Тема 5.1. Наступление варваров в Евразии. Закат Римской империи. | Содержание учебного материала: Народы Центральной и Восточной Европы во времена Римской империи: жизненный уклад, организация власти. Кочевые племена Азии и Китай. Глобальные изменения климата и начало Великого переселения народов. Крушение империи Хань в Китае, упадок Хорезма, Кушанского царства, Парфии. Особенности христианского учения и его распространение в Римской империи и странах. Азии. | 2 | 1,2 | ||||||
Тема 5.2. Закат Римской империи. | Римская империя: от золотого века к упаду. «Солдатские» императоры и упадок рабовладения. Переход к колонату, возвышения крупных землевладельцев. Административные реформа в империи и перенос столицы в Константинополь. Христиане в Римской империи. Превращение христианства в господствующую религию. Наступление варваров и падение Западной Римской империи. | 2 | 1,2 | ||||||
Самостоятельная работа студента: сделать сообщения по теме «Античная эпоха в истории человечества». | 2 | ||||||||
Раздел 6. Период раннего средневековья . V-X вв. | |||||||||
Тема 6.1. Раннефеодальные империи в Европе и их распад. | Содержание учебного материала: Облик раннего феодального общества. Становление феодальной системы взаимоотношений. Система повинностей крестьянства. Суверены и вассалы. Причины возникновения крупных раннефеодальных империй и источники их слабости. Роль христианства в обеспечении единства западноевропейской культуры. Церковь и империя Карла Великого, причины ее распада. Норманнские набеги. Создание Священной Римской империи германской нации. | 2 | 1,2 | ||||||
Тема 6.2. Экспансия ислама. | Содержание учебного материала: Аравийские племена в начале новой эры. Возникновения исламской религии. Создания Арабского халифата и причины его распада. Общественно-политическое устройство исламских стран. Рост религиозных разногласий в исламском мире. Духовная жизнь, наука и культура в исламских странах. | 2 | 1,2 | ||||||
Самостоятельная работа студента: работа с картой «Образование и распад Арабского халифата». | 2 | ||||||||
Тема 6.3. Славянские земли в V-IX вв. Возникновение Древнерусского государства. | Содержание учебного материала: Восточнославянские союзы племен. Общественное устройство раннеславянских государств. Быт, обычаи и религия славянских союзов племен. Теории происхождения Древнерусского государства. Завоевательные походы великих князей Руси. Сравнения путей становления Древнерусского государства и раннефеодальных империй в Западной Европе и Азии. Борьба с кочевниками. Археологические памятники и письменные источники по ранней истории славян. Специфические черты в общественном укладе славян. Расселения и занятия славян. Западные и южные славяне: Болгарское царство, Великоморавская держава, Древнепольское государство. Борьба Византии и католических государств за контроль над славянскими землями. | 2 | 1,2 | ||||||
Самостоятельная работа студента: на основе исторических документов дать оценку деятельности князя Святослава. | 2 | ||||||||
Практическая работа. Византия и Западная Европа. | 2 | ||||||||
Самостоятельная работа студента: на основе исторических документов дать оценку деятельности князя Святослава. | 2 | ||||||||
Раздел 7. Эпоха классического средневековья. XI-XV вв. | |||||||||
Тема 7.1. Феодальная раздробленность Руси. Крестовые походы и Русь. | Содержание учебного материала: Русь времен Русской Правды. Феодальная раздробленность как закономерный этап развития общества и государства. Социально-экономические и политические факторы раздробленности. Сравнительный анализ исторического развития Владимиро-Суздальского, Галицко-Волынского, Смоленского княжеств, Новгорода и Пскова. Оценка деятельности русских князей. | 2 | 1,2 | ||||||
Самостоятельная работа студента. На основе исторических документов сделать сравнительный анализ исторического развития Владимиро-Суздальского, Галицко-Волынского, Смоленского княжеств, Новгорода и Пскова. | 2 | ||||||||
Тема 7.2. Западная Европа в XII-XIII вв. Образование централизованных государств в Западной Европе. | Содержание учебного материала: Светская власть и Римско-католическая церковь в Западной Европе. Рост городов и развития светской культуры. Распространение еретических вероучений причины начала крестовых походов, создания рыцарских религиозных орденов, учреждения инквизиции. Учение Фомы Аквинского. Крестовые походы и Византия. Заключение унии православной и католической церквей. Рост городов и создания органов сословного представительства в Западной Европе Социально-экономические и политические предпосылки возникновения централизованных монархии. сравнительная характеристика централизованных государств во Франции, Англии, Испании, Династические войны, Западной Европы. Соотношения церковной и светской власти в общественном развитии западноевропейских государств XIV-XV вв. Особенности положения в Центральной Европе, государств Германии и Италии. | 2 | 1,2 | ||||||
Тема 7.3. Монгольские завоевания. Русские земли и монгольское нашествие. | Содержание учебного материала: Возвышения державы Чингисхана. Быт и жизнь монгольских племен. Монгольские завоевания в Азии. Походы в Китай, среднюю Азию, Закавказье. Битва на Кале Походы Батыя на Русь и в Восточную Европу. Причины побед монголов. Русские земли между агрессией в востока и с запада, проблема выживания Золотая Орда, Польское и Литовское государства. Политика и военная деятельность Александра Невского и Даниила Галицкого. Русские земли в вассальной зависимости от Золотой Орды. Церковь, Культура, политика, Российские историки о последствиях монгольских нашествий на русские земли. | 2 | 1,2 | ||||||
Самостоятельная работа студента: составление таблицы «Этапы образования империи Чингисхана». | 2 | ||||||||
Тема 7.4. Объединение русских земель вокруг Москвы. | Содержание учебного материала: Предпосылки образования централизованного государства на Руси собирания земель вокруг Москвы. Соперничество Москвы, Польши, Литвы Твери. Противостояния золотоордынскому игу. Куликовская Битва. Причины ослабления и распада Монгольской державы. Роль Русской Православной церкви в Собирания русских земель .Анализ особенностей становления Московского государства и влияния традиций политической становления Московского государства и влияние традиций политического и культурного жизни Московского княжества на последующие развития России. Русь Европа и Азия в эпоху классического Средневековья. | 2 | 1,2 | ||||||
Практическая работа. Русь, Европа и Азия в эпоху Средневековья | 2 | ||||||||
Раздел 8. Позднее Средневековье. Европа на рубеже нового времени. XVI-XVII вв. | |||||||||
Тема 8.1. Эпоха Великих географических открытий. Завоевание Америки. Западная Европа: новый этап развития. | Содержание учебного материала: Начало великих географических открытий. Великие путешественники. Американские цивилизации доколумбовой эпохи. Империи майя, ацтеков, инков, особенности их развития, культуры религии. Первые европейские колониальные завоевания. Соперничество европейских держав в борьбе за колонии. Итоги колониальной политики для народов Америки и Европы. | 2 | 1,2 | ||||||
Тема 8.2. Западная Европа: новый этап развития. | Содержание учебного материала: Мировая торговля и возникновения мануфактурного производства. Развитие международного разделения труда, формирования единых внутренних рынков. Огораживания в Англии. Изобретение книгопечатания. Изменение облика городов. Эпоха Возрождения и ее особенности. Период Реформации. Движения гуситов. Крестьянская война в Германии. Распространение лютеранства, кальвинизма, становления Англиканской церкви. Контрреформация. | 2 | 1,2 | ||||||
Самостоятельная работа студента: работа с учебником: охарактеризовать доколумбовые цивилизации Америки. | 2 | ||||||||
Тема 8.3. Абсолютистские монархии в Западной Европе. Тридцатилетняя война. | Содержание учебного материала: Предпосылки перехода к абсолютизму в странах Западной Европы. Характерные черты абсолютистских монархий в Англии, Франции, Борьба абсолютных монархов с кланами феодальной знати. Религиозные войны во Франции. Конфликт между Англией и Шотландией, англо-испанская война. Разгром Непобедимой армады и установление господства английского флота на морях. Обострение противоречий в Западной и Центральной Европе. Презентации Габсбургов на господство в Европе. Религиозные разногласия. Революция в Нидерландах Начало Тридцатилетий войны Чешский датский и шведский периоды войны. Влияния смуты в России, войны между Россией, Польшей и Швецией на ход Тридцатилетний войны. Вступление в войну Франции и разорение германских земель. Вестфальский мир 1864 г. и переходы к политике защиты национальных интересов в Европе. | 2 | 1,2 | ||||||
Самостоятельная работа студента: работа с учебником: выписать в тетрадь особенности абсолютизма в Англии и Франции. | 2 | ||||||||
Тема 8.4. Усиление центральной власти в России в эпоху Ивана Грозного. | Содержание учебного материала: Утверждение абсолютизма в России и его особенности. Создание стрелецкого войска, реформа институтов управления. Развития казенных мануфактур. Присоединение к России Казанского, Астраханского и Ногайского ханств. Ливонская война и ее итоги. Введения опричнины, террор, разорение Новгорода. Закрепощение крестьянства. Итоги политики Ивана Грозного. | 2 | 1,2 | ||||||
Самостоятельная работа студента: сообщения на тему «Личность Ивана Грозного». | 2 | ||||||||
Тема 8.5. Смутное время в России. | Содержание учебного материала: Покорение Сибирского ханства. Политика Бориса Годунова и причины роста недовольства в стране. Самозванцы и их роль в истории России. Лжедмитрий и Польша. Воцарение В. Шуйского. Восстание И. Болотникова и польско-шведская интервенция. Польский королевич Владислав- претендент на престол России. К. Минин, Д.М. Пожарский и создание народного ополчения. Земский собор 1613 г. Избрание Михаила Романова на царский престол. Завершения войны с Польшей и Швецией. Значения Смуты в истории России. | 2 | 1,2 | ||||||
Практическая работа. Государства Азии в позднем Средневековье. | 2 | ||||||||
Раздел 9. Европа на новом этапе развития. Середина XVII-XVIII вв. | |||||||||
Тема 9.1. Кризис сословного строя и буржуазная революция в Англии. | Содержание учебного материала: Причины обострения противоречий в Англии. Истоки конфликта между королем и парламентом. Новые религиозные течения. «Долгий» парламент и начало гражданской войны. Левеллеры и диггеры. О. Кромвель и его роль в буржуазной революции. Казнь Карла I и установления республики. Протекторат Кромвеля. Установление конституционной монархии в Англии, акт о гражданских правах и его значения. | 2 | 1,2 | ||||||
Тема 9.2. Эпоха Просвещения. Просвещённый абсолютизм. | Содержание учебного материала: Идеи эпохи Просвещения и их влияния на современников. Особенности идей Просвещения в Англии, Франции и Германии. Возникновения просвещенного абсолютизма в Австро-Венгрии, Пруссии и других германских государствах. Реформы в центральной Европе и их влияние на положение крестьянства, развития мануфактурного производства. Причины ограниченности политики просвещенного абсолютизма. | 2 | 1,2 | ||||||
Тема 9.3. Россия: становление Великой державы. | Содержание учебного материала: Реформы в России при Алексее Михайловиче. Укрепление основ сословного строя, военно-бюрократической системы управления странной. Развитие мануфактур, крестьянские восстания. Церковный раскол и укрепление государственного контроля над Церковью. Войны с Польшей, Швецией, Турцией, присоединение Левобережной Украины к России. Петр I и его время. Преобразования Петра I и их оценка исторической наукой. Русско-шведская война и превращение России в крупнейшую державу Европы. | 2 | 1,2 | ||||||
Самостоятельная работа студента: сообщения на тему «Значение победы России в Северной войне». | 2 | ||||||||
Тема 9.4. Россия и Европа во второй половине XVIII века. | Содержание учебного материала: Российская империя в период дворцовых переворотов. Воцарение Екатерины II и политика Просвещения в России. Развитие мануфактурного производства, торговли. Жалованные грамоты дворянству и городам, судебная реформа. Крестьянские восстания. Укрепление международного положения России. Россия в семилетней войне (1756-1763). Русско-турецкие войны, разделы Польши. | 2 | 1,2 | ||||||
Самостоятельная работа студента: работа с дополнительным материалом «Особенности просвещенного абсолютизма в России». | 2 | ||||||||
Тема 9.5. Промышленный переворот в Англии и его последствия. Мир Востока в XVIII в. | Содержание учебного материала: Политическое развитие Англии накануне промышленного переворота. «Славная революция». Тори и виги. Внешняя торговля, укрепление мануфактур, рост городов. Изобретение паровых машин и замена ручного труда машинным. Зарождение промышленного производства. Рост производительности труда, повышение урожайности в Европе, совершенствование военной техники. | 2 | 1,2 | ||||||
Тема 9.6. Мир Востока в XVIII в.: наступление колониальной системы. | Содержание учебного материала: Кризис аграрной цивилизации в странах Востока и его проявление. Ослабление Османской империи. Режим капитуляций в торговле и его последствия. Движения ваххабитов. Начало европейских завоеваний Индии, соперничества Англии и Франции. Ост-Индская компания и захват Бенгалии. Китай под властью маньчжурской династии. Политика изоляции. Рост противоречий в Китае и крестьянские восстания. Тайные общества. | 2 | 1,2 | ||||||
Самостоятельная работа студента: составить таблицу «Историческая значимость промышленного переворота». | 2 | ||||||||
Раздел 10. Время потрясений и перемен. Конец XVIII- начало XIX в. | |||||||||
Тема 10.1. Война за независимость в Северной Америке. | Содержание учебного материала: Английские колонии в Северной Америке. Причины роста противоречий между метрополией и колониями. Начало войны за независимость. Декларация независимости. Россия, державы континентальной Европы и войны в Северной Америке. Учреждение США. Первая и вторая Конституции США. Билль о правах и его значение. | 2 | 1,2 | ||||||
Тема 10.2. Великая французская революция.
Тема 10.3. Наполеоновские войны. | Содержание учебного материала: Франция в конце XVII в. Причины кризиса абсолютизма. Созыв Учредительного собрания и начало Великой французской революции. Политические клубы Парижа и их лидеры. Начало войны Франции с континентальной монархиями Европы. Казнь Людовика XVI. Установление якобинской диктатурой и революционный террор, его причины и итоги. Термидорианский переворот и установление режима Директории. Победы французских армий. Сравнение развития революций в Англии и Франции. | 2 | 1,2 | ||||||
Содержание учебного материала: Свержение режима Директории и учреждение во Франции империи. Кодексы Наполеона I. Победа над Австрией и заключение мира с Англией. Возобновление войны в Европе и присоединение России к антифранцузской коалиции. Битва под Аустерлицем, разгром Пруссии. Тильзитский мир и его итоги. Континентальная блокада и её влияние на экономическое развитие континентальной Европы. Пробуждение гражданского и национального самосознания европейских народов. Вторжение армий Наполеона в Испанию и подъём освободительного движения в Европе против французского господства. Симптомы кризиса империи Наполеона. | 2 | 1,2 | |||||||
Самостоятельная работа студента: написать доклад «Феномен Наполеона, значение его личности для народов Европы». | 2 | ||||||||
Тема 10.4. Отечественная война 1812 г. и крушение империи Наполеона. Революции в Европе. | Содержание учебного материала: Успешные войны России против Швеции, Турции. Ирана. Причины обострения отношений между Россией и Францией. Создание «Великой армии» и начало Отечественной войны 1812 г. Тактика русской армии. Битва при Бородине и уход русской армии из Москвы. Отступление остатков «Великой армии» и создание новой антифранцузской коалиции. «Битва народов» под Лейпцигом. Вступление русских войск в Париж. «Сто дней» Наполеона. Венский конгресс и его итоги. Создание Священного союза, его цели и принципы. Причины усиления реакции в Европе. Восстание в Греции и политика России. русско-турецкая война 1828-1829 гг. Революции во Франции и Бельгии в 1830 г. Восстание 1830-1831 гг. в Польше и Священный союз. Революция 1848 г. во Франции, приход к власти Луи Наполеона. Революции 1848-1849 гг. в германских государствах, Австрии, Венгрии, Италии. Роль Российской империи в подавлении революционного движения в Центральной Европе. Итоги революции 1848-1849 гг. е европейских странах. | 2 | 1,2 | ||||||
Самостоятельная работа студента: творческое задание: сделать сравнительный анализ положения России и Франции в начале XIX в. | 2 | ||||||||
Тема 10.5. Россия в первой половине XIX века. | Содержание учебного материала: Политика реформ Александра I. Влияние идей Великой французской революции на Россию. Движение декабристов. Внутренняя политика Николая I. Формирование официальной идеологии. Славянофилы, западники, революционные демократы. Экономическое положение России в середине XIX века. | 2 | 1,2 | ||||||
Практическая работа. Россия и «восточный вопрос». | 2 | ||||||||
Самостоятельная работа студента: сделать сообщения о героической обороне Севастополя. | 2 | ||||||||
Практическая работа по теме « Европа на новом этапе развития. Середина XVII-XVIII вв.» | 2 | ||||||||
Раздел 11. Становление индустриальной цивилизации. Вторая половина XIX в. | |||||||||
Тема 11.1. Европа: противоречия промышленной эпохи. Национализм в Европе. | Содержание учебного материала: Достижения научно-технического прогресса. Изобретение железных дорог, пароходов, развитие сельскохозяйственной техники. Промышленный переворот в США, странах Западной и Центральной Европы. Развитие городов, изменение социальной структуры общества. Особенности положения в странах Центральной Европы в середине XIX в. Борьба Пьемонта (Сардинии) за объединение Италии. Война Пьемонта и Франции против Австрии в 1859 г. и её итоги. Восстание на юге Италии и поход войск Гарибальди на юг. Создание королевства Италия. Борьба Пруссии за гегемонию в Германии. Война Пруссии и Австрии против Дании в 1864 г. Австро-прусско-итальянская война 1866 г. Создание Северогерманского союза. Обострение франко-прусских противоречий. Причины дипломатической изоляции Франции в Европе. Франко-прусская война 1870-1871 гг. Создание Германской империи. Падение режима Наполеона III во Франции. Парижская коммуна. Провозглашение республики во Франции. | 2 | 1,2 | ||||||
Тема 11.2. Страны Востока и западного полушария в XIX в. | Содержание учебного материала: Причины активизации колониальной политики европейских держав. Британское завоевание Индии. Колониальная система и восстания сипаев 1857-1859 гг. Реформа колониального управления. «Опиумные» войны и восстание тайпинов в Китае. Причины его поражения. Япония в середине XIX в. и страны Запада. Реставрация Мэйдзи и её значение. Политика модернизации в Японии: опят и особенности. Испанские колонии в Латинской Америке в начале XIX в. Подъём освободительного движения в Мексике, Аргентине. Венесуэле в годы наполеоновских войн. Революции в странах Латинской Америки в 1920-е гг. и достижение ими независимости. Политика США в Латинской Америке и провозглашение ими доктрины Монро. Расширение территории США. Американо-мексиканская война. Особенности развития Севера и Юга США. Конфликт между северными и южными штатами. Гражданская война в США 1861-1865 гг. Победа промышленного Севера и её значение. Отмена рабовладения в США. | 2 | 1,2 | ||||||
Тема 11.3. Незавершённые преобразования в России. | Содержание учебного материала: Начало реформ в России. Отмена крепостного права и противоречия политики самодержавия в аграрном вопросе. Создание системы земского и городского самоуправления. Реформа судебной системы, военная реформа. Восстание в Польше 1863-1864 гг. и обострение отношений России со странами Западной Европы. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. и итоги Берлинского конгресса. Рост оппозиционных настроений в обществе. Народовольчество и «хождение в народ», Политика контрреформ Александра III. Итоги социально-экономического развития России в пореформенное время. Роль иностранного капитала в России. Первые выступления наёмных работников и принятие рабочих законодательств. Система управления Россией, национальная политика самодержавия и её итоги. Особенности политики в отношении казачества, мусульман, поляков, украинцев, белорусов, евреев. Эмиграция из России. | 2 | 1,2 | ||||||
Тема 11.4. Завершение колониального раздела мира. Покорение народов Африки. | Содержание учебного материала: Колониальная экспансия Великобритании. Превращение Египта в зависимое государство. Англо – бурская война и создание Южно – Африканского союза. Колониальные войны Франции. Создание колониальной империи в Африке. Захватническая политика Бельгии, Голландии, Италии, Японии. Захватническая политика европейских держав в Китае. | 2 | 1,2 | ||||||
Практическая работа. Наука и искусство в XVIII-XIX вв. | 2 | ||||||||
Раздел 12. Мировое развитие на рубеже XIX-XX вв. | |||||||||
Тема 12.1. Научно-технические достижения и прогресс индустрии в начале XX в. Последствия модернизации. | Содержание учебного материала: Причины ускорения научно-технического прогресса. Достижения науки и техники. Овладение электроэнергией, развитие транспорта и связи, новые конструкционные материалы. Конвейерная система организации производства. Переход к массовому, крупносерийному выпуску продукции, создание гигантов индустрии. Изменения в социальной структуре общества в индустриальную эпоху. Типология социальных отношений. Развитие профсоюзного, кооперативного, женского движений. Создание общенациональных и международных объединений профсоюзов. Переход от социальной благотворительности к социальной политике, её первые итоги. Развитие социал-демократического движения в промышленных странах, II Интернационал. Практические потребности рабочего движения и ревизионизм. Правые и левые в партиях II Интернационала. | 2 | 1,2 | ||||||
Самостоятельна работа студента: заполнить таблицу «Достижения научно-технического прогресса в начале XX в.» | 2 | ||||||||
Тема 12.2. Развитие стран Западной Европы, США и Японии. | Содержание учебного материала: Концентрация производства и капитала, образование монополистических объединений. Новая роль банков и вызов капитала. Либерально-демократическая модель отношений государства и монополий: опыт США. Антитрестовское законодательство. Возникновение монополий в Англии и Франции. Роль и функции государства в модернизации производства в Германии. Особенности индустриального развития Японии. | 2 | 1,2 | ||||||
Тема 12.3.Новый этап развития колониальных и зависимых стран. | Содержание учебного материала: Колониальные и зависимые страны в начале XX в. Британские «белые» доминионы и особенности их развития. Положение коренного населения. Индия: пробуждение национального самосознания. Учение М. Ганди и тактика ИНК. Проблемы модернизации общества в зависимых странах и традиционализм. Китай в начале XX в. Учреждение гоминьдана и идеи Сунь Ятсена. Революция 1911-1912 гг. в Китае и ее итоги. Революция 1906- 1911 гг. в Иране, младотурецкая революция 1908г., преобразования в Афганистане. Причины ограниченности результатов перемен начала XX в. в странах Азии. Особенности развития стран Латинской Америки в начале XX в. Революция в Мексике и её итоги. | 2 | 1,2 | ||||||
Самостоятельная работа студента: работа с картой «Неравномерное распределение колониальных владений в 1900 году». | 2 | ||||||||
Тема 12.4. Россия: противоречия незавершённой модернизации. | Содержание учебного материала: Предпосылки и особенности модернизации экономики в России. Россия и страны Запада: показатели развития. Создание монополий и роль иностранного капитала в России. Роль государства Российской модернизации. Противоречия российского общества. Аграрный вопрос и положение крестьянства. Начальный этап развития рабочего движения. Проблема путей и методов реформирования общества. | 2 | 1,2 | ||||||
Практическая работа. Россия от русско-японской до Первой мировой войны. | 2 | ||||||||
Раздел 13. Державное соперничество в начале XX в. Россия в годы I мировой войны. | |||||||||
Тема 13.1. Международные отношения в индустриальную эпоху. Начало Первой мировой войны и революции 1917 г. в России. | Содержание учебного материала: Причины обострения противоречий на международной арене. Протекционистская политика, борьба индустриальных держав за сферы влияния. Милитаристские и пацифистские воззрения. Мирные и военные средства раздела мира. Первые войны за передел мира. Франко-германские противоречия и возникновение военных союзов в Европе. Германская политика экспансии. Повод к началу Первой мировой войны. Вопрос о виновниках её возникновения. | 2 | 1,2 | ||||||
Тема 13.2. Первая мировая война и начало революции 1917 года в России. | Содержание учебного материала: Начальный период Первой мировой войны. План Шлиффена. Наступление русских войск в Восточной Пруссии и Галиции и его влияние на ход военных действий. Кампания 1915 г. и ее особенности. Тяжёлое положение на Восточном фронте. Россия и союзники. Провал англо-французской операции в Галлиполи и его последствия. Боевые действия в 1916 г. Брусиловский прорыв. Рост противоречий в воюющих странах Кризис в России и его причины. Начало революции в Петрограде в феврале 1917 г. Создание Временного правительства. | 2 | 1,2 | ||||||
Тема 13.3. Россия в 1917г. Гражданская война. | Содержание учебного материала: Углубление кризиса в 1917 году. Многовластие в стране. Апрельский и июльский кризисы. Выступление генерала Корнилова и создание Красной гвардии. Взятие власти большевиками. Проблема альтернатив развития России в 1917 году. Первые декреты советской власти. Разгон Учредительного собрания и его последствия. Брестский мир и его итоги. Разрыв союза большевиков и левых эсеров. Мятеж чехословацкого корпуса и начало интервенции стран Антанты. | 2 | 1,2 | ||||||
Самостоятельна работа студента: работа с картой «Гражданская война в России». | 2 | ||||||||
Раздел 14. Развитие индустриальных стран в 1920-1930 гг. | |||||||||
Тема 14.1. Государства демократии- США, Англия, Франция. Фашизм в Италии. Германии, милитаризм в Японии. | Содержание учебного материала: США в 1920-е гг. «Великий кризис» 1929-1930 гг. и его влияние на американскую и мировую экономику. «Новый курс» Ф.Д. Рузвельта и создание основ социально ориентированной рыночной экономики в США. Антикризисная политика в Англии и Франции и её итоги. Экономическая теория Д. Кейнса и развитие неолиберализма. Воззрение и политика социал-демократов. Социал-демократы и коммунисты: причины антагонизма. Тоталитарные идеи, рост воинствующего национализма в Германии и Италии. Лидеры фашистского движения и их взгляды. Установление фашистской диктатуры в Италии, особенности её политики. Путь партии А. Гитлера к власти. Фашисты, коммунисты и социал-демократы в Германии. Фашистский режим в Германии: создание нового аппарата власти, социальная политика, милитаризация общества. Разгул расизма и антисемитизма. Рост воинствующего национализма в Японии, милитаризация страны. | 2 | 1,2 | ||||||
Самостоятельна работа студента: заполнение таблицы «Причины роста националистических настроений в Германии, Италии и Японии». | 2 | ||||||||
Тема 14.2. Советское оющество в 1920-е годы. | Содержание учебного материала: Экономическое положение после Гражданской войны. Переход к НЭПу., начало восстановления экономики. Создание СССР. Борьба за власть в руководстве ВКП(б), причины роста влияния Сталина. Причины отказа от НЭПа, принятие первого пятилетнего плана. Проблема выбора альтернатив развития СССР в 1920-е гг. | 2 | 1,2 | ||||||
Тема 14.3. СССР в 1930-е годы. | Содержание учебного материала: Коллективизация сельского хозяйства, ее цели и итоги. Раскулачивание и прикрепление крестьянства к колхозам. Тактика Сталина в аграрном вопросе. Источники осуществления индустриализации. Создание системы ГУЛАГа. Трудовой энтузиазм, стахановское движение. Массовые репрессии 1930-х годов, их причины и последствия. Духовный климат а стране. | 2 | 1,2 | ||||||
Раздел 15. СССР в системе международных отношений 1920-1930-е гг. | |||||||||
Тема 15.1. Возникновение очагов военной опасности в Азии и Европе. | Содержание учебного материала: 1920-е гг. – десятилетие пацифизма в Европе. Пакт Бриана-Келлога. Начало революции и гражданской войны в Китае и политика СССР. Коммунисты Китая и гоминьдан. Вторжение Японии в Маньчжурию. Военные приготовления Германии и попытки создания системы коллективной безопасности в Европе. Вступление СССР в Лигу Наций, заключение договоров о взаимопомощи между Советским Союзом, Францией и Чехословакией. Отказ Германии от условий Версальского договора, оккупация Рейнской области. Англо-германское морское соглашение. Захват Италией Эфиопии. Гражданская война в Испании : причины и международные последствия. | 2 | 1,2 | ||||||
Тема 15.2. Внешняя политика СССР накануне Второй мировой войны. | Содержание учебного материала: Нападение Японии на Китай в 1937 г. Присоединение Германией Австрии. Конфликт вокруг Судетской области и позиция СССР. Мюнхенские соглашения, их последствия. Захват Германией всей Чехословакии, оккупация Италией Албании. Переговоры между СССР, Англией, Францией о заключении договоров взаимопомощи. причины их неудачи. Конфликт между СССР, Монголией и Японией на Халхин-Голе. Англо-японское соглашение. Пакт о ненападении между СССР и Германией, секретный протокол к нему и их значение. | 2 | 1,2 | ||||||
Самостоятельная работа студента: работа с картой «Накануне Великой Отечественной войны». | 2 | ||||||||
Тема 15.3. Начальный период Второй мировой войны. Накануне ВОВ. | Содержание учебного материала: Нападение Германии на Польшу и ее разгром. Начало Второй мировой войны. «Странная война» на Западном фронте. Захват Германией Дании, Норвегии, Голландии, Бельгии, капитуляция Франции. Причины побед Германской армии в Западной Европе. Провал планов Гитлера по захвату Англии. Политика СССР в 1930-1940 гг. Присоединение Западной Украины и Западной Белоруссии. Советско-финская война и ее итоги. | 2 | 1,2 | ||||||
Раздел 16. СССР в Великой Отечественной войне и страны Запада. | |||||||||
Тема 16.1. Первый период Великой Отечественной войны. Коренной перелом ВОВ и Второй мировой. | Содержание учебного материала: Начальный переход войны и героическое сопротивление Красной Армии. Причины ее неудач. Катастрофы в Белоруссии и на Украине. Блокада Ленинграда. Мобилизация сил СССР для отпора агрессору. Создание промышленной базы на Востоке. Труженики тыла. Развитие военной техники. Битва под Москвой и ее историческое значение. | 2 | 1,2 | ||||||
Тема 16.2. Коренной перелом ВОВ и Второй мировой. | Создание антифашистской коалиции. Ленд-лиз и его значение. Агрессия Японии на Тихом океане и вступление США в мировую войну. Бои на Восточном фронте весной 1942 г. Немецкое наступление на Юго-западном фронте. Бои на Северном Кавказе. Героическая оборона Сталинграда. Контрнаступления Красной Армии и разгром немецких войск под Сталинградом. Перелом в ходе боевых действий в Африке и на Тихом океане. Кризис фашистского блока и капитуляция Италии. Подъем партизанского движения. Особенности партизанского движения в СССР. | 2 | 1,2 | ||||||
Самостоятельная работа студента: начало заполнения таблицы «Великая Отечественная война». | 2 | ||||||||
Практическая работа. Решающие битвы Второй мировой войны. СССР на завершающем этапе. Итоги II мировой | 2 | ||||||||
Раздел 17. Духовная жизнь. развитие отечественной и мировой культуры в первой половине XX в. | |||||||||
Тема 17.1. Развитие общества и науки. Изобразительное искусство, литература, музыка, театр, кино. | Содержание учебного материала: Революция в естествознании. Открытие строения атома. Теория относительности А. Эйнштейна. Кризис механистических взглядов на мир. Новые течения в философской мысли. Цивилизационный взгляд на историю. Учения 3. Фрейда и его влияние на современников. Рационализм и прагматизм в философской мысли начала XX в. Идеи русского космизма. Новые течения в изобразительном искусстве. Отражение эпохи войн и революций в художественном творчестве, архитектуре. Мировая литература начала XX в. Реализм и социалистический реализм. Музыкальная жизнь, театральное искусство и искусство кино. | 2 | 1,2 | ||||||
Самостоятельна работа студента: сделать доклады «Изобразительное искусство, художественная литература, музыкальная жизнь, театр, кино в первой половине XX в.». | 2 | ||||||||
Раздел 18. СССР и мировое развитие в период «холодной войны» | |||||||||
Тема 18.1. «Холодная война» и раскол Европы. Система союзов и конфликты в Азии. | Содержание учебного материала: Причины «холодной войны». Конфликт по вопросу судеб стран Восточной Европы, Ирана, Гражданская война в Греции. Принятие доктрины Трумэна. Положения в странах Западной Европы после Второй мировой войны. Принятие США «плана Маршала» и раскол Европы. Создание Информбюро и установление народно-демократических режимов в Восточной Европе. Политика СССР и восточноевропейские страны. Разрыв И.В Сталина с И.Б Тито. Берлинский кризис и его последствия. Создание двух Германий – ФРГ и ГДР. Новые союзы в Европе – СЭВ, НАТО, Организация Варшавского договора. «Холодная война» в Азии. Завершение гражданской войны в Китае и провозглашение КНР. Включения Японии в систему союзов США. Истоки японско-советского территориального спора. Война в Корее (1950-1953 гг.) и её последствия. | 2 | 1,2 | ||||||
Самостоятельна работа студента: сделать тест по теме: «Вторая Мировая и «холодная» войны». | 2 | ||||||||
Практическая работа. СССР в послевоенные годы. | 2 | ||||||||
Тема 18.2. СССР после смерти Сталина. | Содержание учебного материала: Берия и Маленков – инициаторы начала преобразований. Освоение целинных земель. Борьба за власть в СССР и победа Н.С.Хрущева. Начало «оттепели». Непоследовательность политики десталинизации. Ее влияние на положение в странах Восточной Европы. | 2 | |||||||
Тема 18.3. СССР в конце 1950-х – начала 1960-х гг. | Содержание учебного материала: Кризис экономической политики КПСС в конце 50-х гг. Курс на строительство коммунизма и развал сельского хозяйства. Политика укрупнения совхозов, ликвидация колхозов, эксперименты с кукурузой и угроза голода. Административно-командные эксперименты Н.С. Хрущева. Создание совнархозов, попытки реорганизации КПСС. Противоречия политики десталинизации. Репрессии против творческой интеллигенции. Успехи в научно-технической и военно-технической сферах, освоении космоса. Переворота 1964 г. и отстранение Н.С Хрущева от власти. | 2 | 1,2 | ||||||
Тема 18.4. Крушение колониальной системы. Евроатлантические страны и Япония в конце 1940-х начале 1960-х гг. | Содержание учебного материала: Причины распада колониальной системы. Политика СССР в отношениях освобождающих стран. Идея социалистической ориентации развития причины ее слабости. Совесткий Союз и локальные конфликты в странах Азии, Африки и Латинской Америки. Индо-пакистанский и ближневосточной конфликты. СССР и Суэцкий кризис 1956 г. Революция на Кубе. Карибский кризис и его последствия для СССР И США. Создание социально-ориентированной рыночной экономики в странах Запада. Политика «справедливого курса» Г. Трумэна в США. Маккартизм. Подъем движения в защиту интересов этнических меньшинств в США. Идеи Дж. Кеннеди и программа «великого общества» Л. Джонсона. «Экономическое чудо» в послевоенной ФРГ и его истоки. Социал-демократия в Западной Европе 1950-х гг. Начальный этап европейской интеграции. Создание Совета Европе, ЕЭС, ОЭСР. Особенности развития Японии после Второй мировой войны. | 2 | 1,2 | ||||||
Самостоятельная работа студента: работа с историческими документами и составление таблицы «Основные международные кризисы 1945-1962 гг.». | 2 | ||||||||
Тема 18.5. Кризис моделей развития:1960-1970-е гг. | Ограниченность итогов политики реформ Косыгина и их причины. Застой в экономическом и общественно-политическом развитии СССР. Возникновение зависимости Советского Союза от экспорта нефти и сырьевых ресурсов. Господство интересов военно-промышленного комплекса СССР. Кризис 1968 года а Чехословакии и его последствия. Доктрина Брежнева. Кризис доверия в США. Антивоенное движение, импичмент Никсона. | 2 | 1,2 | ||||||
Практическая работа. Партнёрство и соперничество между СССР и США. | 2 | ||||||||
Раздел 19. Ускорение научно-технического развития и его последствия. | |||||||||
Тема 19.1. Технологии новой эпохи. | Содержание учебного материала: Совершенствование военной техники. Освоение космоса, развитие транспортной авиации. Новые конструкционные материалы. Развитие биохимии, генетики, медицины. Электроника и робототехника. Компьютерная революция и создание глобальной системы информационных коммуникаций. . | 2 | 1,2 | ||||||
Тема 19.2. Информационное общество | Содержание учебного материала: Критерии перехода к информационному обществу. Автоматизация и роботизация производства. Индустрия производства знаний: ключевая сфера экономики. Новая социальная структура общества. Подъём среднего класса в странах запада, закат массовых профсоюзов, проблема маргинализации | 2 | 1,2 | ||||||
Практическая работа. Глобализация мировой экономики и её последствия. | 2 | ||||||||
Самостоятельная работа студента: заполнение таблицы «Глобализация и ее проявления». | 2 | ||||||||
Раздел 20. Модернизационные процессы в мире конца XXв. От СССР- к Российской Федерации. | |||||||||
Тема 20.1. Перестройка и новое политическое мышление. | Содержание учебного материала: Углубление кризиса советского общества, его симптомы. Поиск новых путей развития при Ю.В Андропове. Политика М.С. Горбачева. От ускорения к перестройке. Переосмысление исторического прошлого. Идея правового государства и утверждение многопартийной системы в СССР. Экономические реформы: перевод предприятий на хозрасчет, создание кооперативов. Идеи нового политического мышления и улучшение отношений между СССР и США. Односторонние уступки СССР. Воздействие перестройки на страны Восточной Европы. Крушение просоветских режимов, демократические революции в Венгрии, Чехословакии, Польше, Румынии. Объединение ГДР и ФРГ. Роспуск СЭВ и ОВД. Углубление экономического кризиса в СССР. Поляризация сил в советском обществе. Конфликт между Б.Н. Ельциным и М.С. Горбачевым. Обострение межнациональных противоречий в СССР. Армянско-азербайджанский конфликт, провозглашение суверенитета союзных республик. Переговоры о заключении нового Союзного договора и попытка переворота в Москве. Поражение ГКЧП, роспуск КПСС, распад СССР. | 2 | 1,2 | ||||||
Самостоятельная работа студента: подготовить сообщения о современном положении в странах Восточной Европы по материалам СМИ. | 2 | ||||||||
Тема 20.2. Модернизационные процессы в США и странах Западной Европы. | Содержание учебного материала: Неоконсервативная волна в США и странах Западной Европы. Социально-экономическая политика неоконсерватизма и ее итоги. Рейганомика и тэтчеризм. Формирование экономики информационного общества, роль малого и среднего бизнеса. Неоконсерваторы и профсоюзы: конфликт интересов Ускорение интеграционных процессов. Преобразование ЕЭС в ЕС, создание НАФТА. Причины спада неоконсервативной волны в1990-е-гг. Идея третьего пути демократов в США, социал-демократия Западной Европы в новых условиях. Восточная Европа после социализма: поиск путей сближения с Западом. Кризис в бывшей Югославии и его международные последствия. | 2 | 1,2 | ||||||
Самостоятельна работа студента: составить развернутый план по теме лекции. | 2 | ||||||||
Практическая работа. Страны Азии, Африки и Латинской Америки : проблемы модернизации. | 2 | ||||||||
Тема 20.3. Российская Федерация на новом этапе развития. | Содержание учебного материала: Экономические реформы 1991-1992 гг. и их итоги. Причины обострения социальных и политических противоречий в российском обществе. Кризис 1993 г., принятие новой Конституции и коррекции политики реформ. Обострение межнациональных противоречий в России. Кризис вокруг Чечни. Политическое, социально-экономическое развитие России во второй половине 1980-х гг. Противостояние Государственной Думы и правительства. Дефолт 1998г. и его последствия. Новое обострение проблемы Чечни. Назначение В.Путина главой правительства и исполняющим обязанности президента страны. Президентские выборы 2000 г. и их итоги. Стабилизация социально-экономического положения России. Российская Федерация в СНГ. Проблемы Содружества Независимых Государств. | 2 | 1,2 | ||||||
Практическая работа. Россия и международные отношения начала XXI в. | 2 | ||||||||
Самостоятельна работа студента: сообщения студентов по материалам СМИ о встречах руководителей России с лидерами зарубежных стран. | 2 | 1,2 | |||||||
Раздел 21. Особенности духовной жизни человечества во второй половине XX в. | |||||||||
Тема 21.1. Эпоха постмодернизма. | Содержание учебного материала: Массовая культура и ее особенности, ее влияние на общество и молодежь. Развитие постмодернизма в изобразительном, театральном искусстве. Компьютерная графика, видеоклипы, реклама как форма искусства. Культура молодежного бунта. Расцвет культур стран тропической Африки, исламского мира, Южной Америки. | 2 | 1,2 | ||||||
Тема 21.2. Духовная жизнь в советском и российском обществах. | Содержание учебного материала: Советское искусство периода «оттепели». Духовная жизнь 1960-1980-х гг. Преследования инакомыслящих писателей. Развитие течения «деревенской прозы». Перестройка и новый этап в развитии литературы и искусства. Духовная жизнь демократической России и её особенности. | 2 | 1, 2 | ||||||
Практическая работа. Проблемы мирового развития на рубеже третьего тысячелетия. Самостоятельная работа студента. Написать сочинение- эссе на одну из перечисленных тем: *Глобализация – путь к единству человечества или углубление раскола мира. *Рубеж XX и XXI вв.: новый этап взаимодействия науки и техники. * Информационная революция- революция в образовании. | 2 2 | ||||||||
ЗАЧЁТ | 2 | ||||||||
Всего: | 224 |
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета гуманитарных и социально-экономических дисциплин.
Оборудование учебного кабинета:
- доска
- исторические плакаты и схемы
- учебники
- учебные пособия
- карты
- атласы.
Технические средства обучения:
- компьютер
- принтер
- проекционная техника
- видеотехника
- телевизор
- диски с учебными материалами
- интерактивными картами.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основная литература
- История Росси с древнейших времен до наших дней : учебник для вузов / А.Н. Сахаров , А.Н. Боханов, В.А.Шестаков, под редакцией А.Н. Сахарова - М, 2009.
- Новейшая история России 1914 - 2005 : учебное пособие для вузов / под редакцией М.В. Ходякова, СПБ гос. университет. М, 2007.
- Смолин О.Н. Политический процесс в современной России : учебное пособие для вузов. М : Велби : Проспект, 2006.
Дополнительная литература
- Алексеев В.Г. Однобитная история Новейшего времени . СПБ. : Нева, 2003.
- Баглай М.В. Президент Российской Федерации и Соединеных Штатов Америки . М : Норма 2008 .
- История международных отношений . Основные этапы с древности до наших дней . М : Логос, 2007.
- Кончаловский А.С. На трибуне реакционера. М : Эксмо, 2007.
- Налбандян З. Чаепитие у королевы. В начале XXI в. в Британии . М : Время ,2007.
- Паламарчук О.Т. Россия от национального к общечеловеческому. М : Российская академия образования, 2006.
- Проект Россия . М : ОЛМА Медия Груп, 2007.
- Страны и регионы мира . М . Велби : Проспект , 2006.
- Судьбе России : вектор перемен . М ., 2007.
- Тихомиров Л.А. Россия и демократия . М. : Фонд ИВ, 2007
- Фортунатов В.В. Новейшая история в лицах 1917 - 2008. СПБ,2009.
Интернет ресурсы :
- www.shpl.ru/links.phtml?cat=130 Адреса исторических библиотек мира.
- www.hist.msu.ru/ER/index.html Библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.
- www.internet-history.org.ru Интернет-История.
- www.encyclopedia.ru Мир энциклопедий
- www.history.ru/hidt.htm Ресурсы WWW по истории.
- www.ortho-rus.ru Русское православие.
- www.rubricon.ru Энциклопедический словарь "История Отечества с древнейших времен до паших дней" (БРЭ/Рубрикон)
- www.cominf.ru/romanovs/index.rhtml WWW Энциклопедия "Династия Романовых"
- www.praviteli.narod.ru Правители России и Советского Союза.
- www.lants.tellur.ru Отечественная история.
- www.rubricon.com/about_whist_1.asp Энциклопедический словарь "Всемирная история".
- archive.ncsa.uiuc.edu/SDG/Experimental/soviet.exhibit/soviet.archive.html Советский период в материалах архивов.
- humanities.edu.ru/db/msg/19938 Велика Отечественная война 1941-1945.
- www.chat.ru/~world_war2 Вторая мировая война в русском интернете.
- www.hronos.km.ru/1918ru.html Гражданская война в Росии 1918-1920.
- www.shortway.to/1941 Великая Отечественная война, год 1941.
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Освоенные умения: - ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире; -выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально- экономических, политических и культурных проблем; - систематизировать разнообразную историческую информацию на основе своих представлений об общих закономерностях всемирно-исторического процесса; - формировать собственный алгоритм решения историко-познавательных задач, включая формулирование проблемы и целей своей работы, определение адекватных историческому предмету способов и методов решения задачи, прогнозирование ожидаемого результата и сопоставление его с собственными историческими знаниями; - участвовать в групповой исследовательской работе, определять ключевые моменты дискуссии, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, использовать для ее аргументации исторических сведений, учитывать различные мнения и интегрировать идеи, организовывать работу группы; - представлять результаты индивидуальной и групповой историко-познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, исторического сочинения, резюме, рецензии, исследовательского проекта, публичной презентации; Усвоенные знания: - основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших времен; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории; - важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития.
| - работа со СМИ - работа с историческими документами - выполнение практических работ, - тематический тестовый контроль, - устный опрос - отчёт по внеаудиторной работе
- выполнение практических работ, - создание презентаций - участие в дискуссиях - написание рефератов, докладов, сообщений, исторических сочинений; - представление презентаций - индивидуальные карточки - тематический тестовый контроль - устный опрос - выполнение практических работ - исторические диктанты - проверка конспектов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...
Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...
Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории Древнего мира составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г. и авторской программы под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «История Древнего мира», издательс
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по историии Древнего мира 5 класс...