Разработка конкурса знатоков истории и литературы. ИСТОРИЯ НАРОДА ПРИНАДЛЕЖИТ ПОЭТУ
методическая разработка по истории (9 класс) по теме

Колесникова Елена Васильевна

 Тема конкурса – история России в литературном творчестве Александра Сергеевича Пушкина и отражение исторических реалий в его литературных произведениях.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ «Лицей № 6» города Курска Учитель истории Колесникова Елена Васильевна 2012 год История народа принадлежит поэту…

Слайд 2

….Глядит задумчивый певец На грозно спящий средь тумана Пустынный памятник тирана, Забвенью брошенный дворец - И слышит Клии страшный глас За сими страшными стенами… А.С. Пушкин «Вольность». 1817 г.

Слайд 3

«Союз благоденствия» – одна из ранних организаций будущих декабристов.

Слайд 4

Речь шла об опере «Руслан и Людмила»

Слайд 5

Александр I (1777 – 1825 гг.)

Слайд 6

А. А. Аракчеев

Слайд 7

В день Благовещения, 25 марта, выпускали на волю птиц из клеток

Слайд 9

Передвижение на лошадях в пушкинское время…

Слайд 12

Москва. России дочь любима, Где равную тебе сыскать? (Дмитриев. «Освобождённая Москва») Как не любить родной Москвы? (Баратынский. Поэма «Пиры») Гоненье на Москву! Что значит видеть свет! Где ж лучше? Где нас нет. (А.С. Грибоедов «Горе от ума»)

Слайд 13

Русские писатели о Пушкине

Слайд 14

Лев Николаевич Толстой


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Иван Сергеевич Тургенев

Слайд 2

Николай Васильевич Гоголь

Слайд 3

Иван Иванович Пущин

Слайд 4

Русский литературный анекдот

Слайд 5

Что за прелесть эти сказки…

Слайд 6

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

ИСТОРИЯ НАРОДА ПРИНАДЛЕЖИТ ПОЭТУ

Разработка конкурса знатоков истории и литературы.

Посвящается А.С. Пушкину

        Конкурс организуется учителем истории и проводится как урок-игра  

        или во внеурочное время. Участники конкурса – девятиклассники;

        устраивается состязание двух команд.

        Тема конкурса – история России в литературном творчестве Александра Сергеевича Пушкина и отражение исторических реалий в его литературных произведениях. Некоторые вопросы и задания предполагают воспроизведение сведений, полученных на уроках, другие посильны участникам, глубоко интересующихся историей и литературой, обладающих гуманитарной эрудицией.

        Музыкальное вступление. Чайковский «Апрель».

                                                              … Глядит задумчивый певец

                                                                 На грозно спящий средь тумана

                                                                Пустынный памятник тирана,

                                                                  Забвенью брошенный дворец –

                                                                 И слышит Клии страшный глас

                                                                     За сими страшными стенами…

А.С. Пушкин. «Вольность». 1817 г.

        Ведущий:        Н.М.Карамзин в своей «Истории государства Российского» провозгласил: «История народа принадлежит государю!» Будущий декабрист Никита Муравьёв возражал: «История принадлежит народу». За этим крылась позиция демократическая, антимонархическая.

        Пушкин выдвигает своё кредо: «История народа принадлежит поэту». И это не просто красивая фраза. Что она означает? Поэт сам отвечает на этот вопрос: осмысление, исследование истории литературно-художественными средствами.

        Пушкин первый и единственный поэт-историк. Историзм для Пушкина – средство разобраться в настоящем, понять, «куда влечёт нас рок событий».

        Вся наша история проходит перед читателями Пушкина: Русь древнейшая, старинная открывается нам в «Песне о вещем Олеге», в сказках; Русь крепостная – «Русалке»; в «Борисе Годунове»; восстание Степана Разина –  в песнях о нём; великие деяния Петра – в «Медном всаднике»; в «Арапе Петра Великого»; восстание Пугачёва – в «Капитанской дочке»; правление Александра I,  война 1812 г., история декабризма – в ряде стихотворений, эпиграмм, в последней главе «Евгения Онегина».

        Сегодня мы проведём викторину по произведениям А.С. Пушкина, в которых он выступает не просто как поэт-писатель, но и как историк.

        1-й тур посвящён начальной поре творчества поэта и его изгнанничеству. (На подготовку отводится 30 секунд. Все вопросы оцениваются в 3 очка).

        1. С осени 1819 г. по лето 1820 г. Пушкин состоял в Петербургском литературном обществе «Зелёная лампа».

Вопрос:  С  каким тайным политическим обществом была связана деятельность «Зелёной лампы»?

         «Союз благоденствия» –  одна из ранних организаций будущих декабристов.

        2. Музыкальный критик В.Ф. Одоевский в 1842 г. выступил со статьёй об опере, написанной на сюжет поэмы Пушкина: «На русской музыкальной почве вырос роскошный цветок,  –  он ваша радость, ваша слава. Пусть черви силятся вползти на его стебель и запятнать его, –   черви спадут на землю, а цветок останется. Берегите его. Он цветок нежный и цветёт лишь один раз в столетие».

Вопрос: О какой опере идёт речь? К какому времени истории русского государства относятся события, о которых повествуется в поэме?

        Глинка. Опера «Руслан и Людмила». Действие поэмы отнесено ко временам Киевского князя Владимира Красно Солнышко.

        3. До правительства дошли слухи о дерзких стихах и эпиграммах Пушкина на политические темы.

                                        Воспитанный под барабаном,

                                        Наш царь лихим был капитаном,

                                        Под Аустерлицем он бежал,

                                        В двенадцатом году дрожал,

                                        Зато был фрунтовой профессор!

                                        Но фрунт герою надоел –

                                        Теперь коллежский он асессор

                                        По части иностранных дел.

Вопрос: О каком императоре пишет Пушкин? Как он оценивает деятельность этого императора?

        Дана характеристика личности и деятельности Александра I; упоминается поражение по его вине союзных армий в бою с Наполеоном под Аустерлицем в 1805 г., трусливое поведение во время Отечественной войны 1812г., иронически оценивается и его деятельность во внешней политике. «Коллежский асессор» - невысокий чин на гражданской службе.

        4. Пушкин был современником графа Алексея Андреевича Аракчеева. Он написал на него знаменитую убийственную эпиграмму «На Аракчеева»:

                                        Всей России притеснитель,

                                        Губернаторов мучитель

                                        И Совета он учитель,

                                        А царю он – друг и брат.

                                        Полон злобы, полон мести,

                                        Без ума, без чувств, без чести…

Вопрос: Почему период русской истории с 1815 по 1825 гг. стали называть аракчеевщиной?

        Александр I  пожаловал Аракчеева в управители России. Он назначил графа представителем Военного департамента Государственного совета. Символом деятельности Аракчеева стали «военные поселения». Их смысл состоял в том, что многие военнослужащие наряду со службой должны были заниматься сельским хозяйством, а крестьяне, находившиеся в зоне деятельности воинских частей, должны были нести в свободное от сельхозработ время военную службу.

        Система военных поселений, основанная часто на грубом попрании человеческой личности,  просуществовала до 1857 г.

        Ведущий:        Весной 1820 г. Пушкин отбыл в «мягкую, «воспитательную» ссылку на юг: в начале – Кишинёв, потом – Одесса.        

        На юге зазвучал в полную силу его лирический голос.

        Стихи, созданные на юге, постепенно складывались в единый поэтический сюжет. Они превращались в лирический роман, повествующий о поэте, изгнанном властью на окраину империи, но не изменившем главной своей любви – внутренней свободе. Единственное, что выше сил Пушкина – это «даровать свободу» своим творениям – далеко не все они из-за цензуры могли появиться в печати, по крайней мере, в неискажённом виде. Возможно, в стихотворении «Птичка» (1823 г.) поэт говорит об этом.

В чужбине свято наблюдаю

Родной обычай старины:

На волю птичку выпускаю

При светлом празднике весны.

Я стал доступен утешенью;

За что на бога мне роптать,

Когда хоть одному творенью

Я мог свободу даровать!

Вопрос: О каком старинном русском обычае говорит Пушкин в этом стихотворении?

        Существовал старинный русский обычай – в день Благовещенья, 25 марта, выпускать на волю птиц из клеток. В последних строках этого стихотворения Пушкин с большой силой и поэтичностью выражает своё горячее стремление к свободе.

        Ведущий:        В Михайловском Пушкин много работает над романом в стихах «Евгений Онегин», начатом ещё на юге в 1823 г. Несколько вопросов посвящены этому роману.

        6.                                                   1                               

Мой дядя самых честных правил,

                                        Когда не в шутку занемог,

                                        Он уважать себя заставил

                                        И лучше выдумать не мог.

                                        Его пример другим наука;

                                        Но боже мой, какая скука

                                        С больным сидеть и день и ночь,

                                        Не отходя ни шагу прочь!

                                        Какое низкое коварство

                                        Полуживого забавлять,

                                        Ему подушки поправлять,

                                        Печально подносить лекарство,

                                        Вздыхать и думать про себя:

                                        «Когда же чёрт возьмёт тебя!»

                                                           2

                                        Так думал молодой повеса,

                                        Летя в пыли на почтовых,

                                        Всевышней волею Зевеса

                                        Наследник всех своих родных.

Вопрос: Что в пушкинское время представлял собой способ передвижения «на почтовых»? Какой способ передвижения ещё существовал в тот период?

        В пушкинское время существовало два способа передвижения на дальние расстояния: на «почтовых», т.е. на казённых лошадях, и «на долгих», или «на своих», т.е. на собственных лошадях.

        7. Вторая глава романа знакомит нас с семьёй Лариных, с деревенской жизнью. Мы знаем, что мать Ольги и Татьяны успешно занималась хозяйством. В строфе XXXII мы читаем:

                                        …Она меж делом и досугом

                                        Открыла тайну, как супругом

                                        Самодержавно управлять,

                                        И всё тогда пошло на стать.

                                        Она езжала по работам,

                                        Сушила на зиму грибы,

                                        Вела расходы, брила лбы,

                                        Ходила в баню по субботам,

                                        Служанок била осердясь –

                                        Всё это мужа не спросясь.

Вопрос: Что означает выражение «брила лбы»?

        «Брила лбы»  – отдавала своих крепостных в солдаты. При сдаче в солдаты рекрутам выбривали волосы надо лбом.

        8. Вопрос:

        Как звали отца Татьяны и Ольги Лариных? Какой чин он занимал на государственной службе? Военной или гражданской?

        Только XXXVI строфа 2-й главы даёт нам ответ на этот вопрос. Мы читаем:

                                        …Он был простой и добрый барин,

                                        И там, где прах его лежит,

                                        Надгробный памятник гласит:

                                        Смиренный грешник, Дмитрий Ларин,

Господний раб и бригадир,

                                        Под камнем сим вкушает мир.

        Согласно «Табели о рангах», опубликованном в 1722 г., чин бригадира на военной службе соответствовал чину статского советника на гражданской.

        9.  Седьмой главе поэмы предшествуют три эпиграфа.

1-й: Москва, России дочь любима,

                        Где равную тебе сыскать?

                                        Дмитриев. «Освобождённая Москва».

2-й: Как не любить родной Москвы?

                                        Баратынский. Поэма «Пиры».

3-й: Гоненье на Москву! Что значит видеть свет!

                Где ж лучше? Где нас нет.

Вопрос: Из какого литературного произведения взят третий эпиграф?

        Третий эпиграф к седьмой главе взят из комедии Грибоедова «Горе от ума».

10. Описывая быт деревенских помещиков, Пушкин говорит:

                                        Они хранили в жизни мирной

                                        Привычки милой старины:

                                        У них на масленице жирной

                                        Водились русские блины;

                                        Два раза в год они говели;

                                        Любили круглые качели,

                                        Подблюдны песни, хоровод…

        Вопрос: Когда на Руси пели подблюдные песни и почему они так называются?

        Подблюдные песни – народные обрядовые песни, исполнявшиеся на святках при гаданиях. Девушки, гадая, опускали кольца в блюдо с водой и вынимали их под эти песни.

2-й тур. Кому принадлежат слова?

Русские писатели о Пушкине

(по 2 вопроса к команде)

Всего 4 вопроса

Командам раздаются по две карточки с цитатами о творчестве

А.С. Пушкина.

        1. «Чувство красоты развито у него до высшей степени, как ни у кого. Чем ярче вдохновение, тем больше должно быть кропотливой работы для его исполнения. Мы читаем у Пушкина стихи такие простые, и нам кажется, что у него так и вылилось это в такую форму. А нам не видно, сколько он употребил труда для того, чтобы вышло так просто и гладко…»

        а) М.Ю. Лермонтов;

        б) Л.Н. Толстой;*

        в) Н.А. Некрасов.

        2. «Он (Пушкин) дал окончательную обработку нашему языку, который теперь по своему богатству, силе, логике и красоте формы признаётся даже иностранными филологами и едва ли не первым после древнегреческого; он отозвался типическими образами, бессмертными звуками на все веяния русской жизни».

                а) Ф.М. Достоевский;

                б) А.А. Фет;

                в) И.С. Тургенев*.

        3. «При имени Пушкина тотчас осеняем мысль о русском национальном поэте. В само деле, никто из поэтов наших не выше его и не может более называться национальным; это право решительно принадлежит ему. В нём, как будто лексиконе, заключилось всё богатство, сила и гибкость нашего языка. Он более всех, он далее раздвинул границы и более показал всё его пространство. Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, какой он, может быть, явится через двести лет. В нём русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте и такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла».

        а) Ф.И. Тютчев;

        б) Н.В. Гоголь;*

        в) А.П. Чехов.

        4. «Характеристическая черта гения Пушкина – разнообразие. Не было почти явления в природе, события в обыденной общественной жизни, которые бы прошли мимо его, не вызвав дивных и неподражаемых звуков его музы; и поэтому простор и свобода для всякого бесценные, для него были, сверх того, могущественными вдохновителями. В нашем же тесном и душном заточении природу можно было видеть через железные решётки, а о жизни людей только слышать».

        а) И.И. Пущин;*

        б) Е.А. Баратынский;

        в) П.А. Вяземский.

3 тур. Русский литературный анекдот.

        Ведущий. Расцвет этого жанра пришёлся на пушкинскую эпоху. Тогда анекдот уже не просто был реальным и полноправным участником литературного процесса, но и начал осмысляться как достаточно важный и ценный элемент культуры. Под анекдотом в пушкинское время понимали и исторические сочинения, и литературные портреты. Но в основе литературного анекдота лежал необычный случай, невероятное реальное происшествие.

        Финал анекдота придаёт всему рассказу особую остроту и прелесть, вводя его в атмосферу подлинного творчества.

        Наследие старинных русских рассказчиков и острословов не должно быть забыто.

        1. Пушкин, участвуя в одном журнале, обратился письменно к издателю с просьбой выслать гонорар, следуемый ему за стихотворение. В ответ на это издатель письменно же спрашивал: «Когда желаете получить деньги, в понедельник или во вторник, и все ли двести вам прислать разом или пока сто?»

        На этот вопрос лаконично последовал ответ Пушкина: (какой именно?).

        (Ответ: «Понедельник лучше вторника тем, что ближе, а двести рублей лучше ста тем, что больше»).

        2. Однажды Пушкин, гуляя по Тверскому бульвару, повстречался со своим знакомым, с которым был в ссоре. Подгулявший N, увидя Пушкина, идущего ему навстречу, громко крикнул:

        –  Прочь шестёрка! Туз идёт!

        Всегда находчивый А.С. Пушкин ничуть не смутился при восклицании своего знакомого.

        Вопрос: Что ответил Пушкин?

        (Ответ: –  Козырная шестёрка и туза бьёт… –  преспокойно ответил он и продолжил путь дальше).

        3. Кто-то желая смутить Пушкина, спросил его в обществе:

        –  Какое сходство между мной и солнцем?

        Поэт быстро нашёлся:

        Вопрос: Каков был ответ Пушкина?

        (Ответ: –  Ни на вас, ни на солнце нельзя взглянуть, не поморщившись).

        4. Однажды Пушкин сидел в кабинете графа С. и читал про себя какую-то книгу.

        Сам граф лежал на диване. На полу около письменного стола играли его двое детишек.

        –  Саша, скажи что-нибудь экспромтом… –  обратился граф к Пушкину. Пушкин мигом, ничуть не задумываясь, скороговоркой отвечает:

         – Детина полоумный лежит на диване.

        – Вы слишком забываетесь, Александр Сергеевич, –  строго проговорил он.

        – Ничуть… Но вы, кажется, не поняли меня… Я сказал…

        Вопрос: Что сказал Пушкин?

        (Ответ: – Дети на полу, умный лежит на диване).

        5. Спросили у Пушкина про барыню, с которой он долго разговаривал, как он её находит, умна ли она?

        Пушкин отвечал строго и без желания поострить.

        Вопрос: Что ответил Пушкин?

        (Ответ: – Не знаю, ведь я с ней разговаривал по-французски).

        6. Пушкин говаривал про Д.В. Давыдова: «Военные уверены, что он отличный писатель, а писатели про него думают…»

        Вопрос: Что же думают про Давыдова писатели?

        (Ответ: – Писатели про него думают, что он отличный генерал).

4 тур.  «Что за прелесть эти сказки!»

Блиц-турнир для капитанов.

За ней гонялся поп в сказке «О Балде» (Дешевизна).

Она ложь, да в ней намёк (Сказка).

Кто под старость захотел отдохнуть от ратных дел? (Царь Додон).

Она не рукавица:

С белой ручки не стряхнёшь,

Да за пояс не заткнёшь (Жена).

Его обязались платить черти попу (Оброк).

Им была отравлена царевна в «Сказке о семи богатырях» (Яблочко).

… Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч (Ветер).

8.  Не хочу быть чёрною крестьянкой,

Хочу быть … (столбовою дворянкой).

Дворянский титул Гвидона (Князь).

Чтоб концы своих владений

Охранять от нападений,

Должен был он содержать… (Многочисленную рать).

11.Служила на посылках, находилась в прихожей, отвела царевну в лес по приказу         царицы (Сенная девушка).

     12.  Княжество – владение Гвидона (Удел).

13. Так называлась плата за свободу, которую предлагала старику золотая рыбка         (Откуп).

14. Служат ей бояре да дворяне,

За столом сидит она… (Царицей).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

А.С. Пушкин. Избранное. Серия: Всемирная детская библиотека. Издательства: АСТ, Астрель, 2002 г.

Русский литературный анекдот конца XVIII – начала XIX века. М., 1990.

Волков Г.Н. История народа принадлежит поэту // Преподавание истории в школе. – 1998. - № 8. с. 18

Энциклопедия для детей. Т. 9. Русская литература. Ч. 1. / Глав.ред. М.Д. Аксёнова. – М.: Аванта+, 1998.

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки отечественной истории. XIX – XX вв. CD-ROM for Windows. 2004 год.

Библиотека (интернет – издательство) Электронные издания произведений и биографических и критических материалов:

А.С. Пушкин. Полное собрание сочинений, биографические материалы, художественное творчество Пушкина и имеющее отношение к Пушкину. www.magister.msk.ru

 

Е. В. КОЛЕСНИКОВА

Учитель истории МБОУ «Лицей  №6» города Курска

2012 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по литературе и истории "Общая характеристика истории и литературы 20-го века"

План - конспект интегрированного урока по литературе и истории в 11 классе...

Урок-конкурс "Знатоки сказок" по литературе 5 класс.

Урок-конкурс  по литературе "Знатоки сказок" для 5 класса содержит занимательные задания и формирует устойчивый интерес к изучению литературы....

Интегрированные уроки в старшей школе по предметам: обществознание, биология, экология, литература, история России, всеобщая история

Педагогические технологии *(интеграция), применяемые на уроках истории, обществознания, литературы, биологии, экологии...

Рабочая программа по истории 7 класс "История нового времени", "История России"

Рабочая программа по истории 7 класс "История нового времени", "История России" и календарно-тематическое планирование....

Игра-конкурс «Знатоки сказок» (урок литературы в 5 классе)

Аннотация: в материале к уроку литературы в 5 классе предложена игра-конкурс "Знатоки сказок"Игра состоит из отборочного конкурса и 7 заданий.Задание 1. Назовите сказку по её началу.Задание ...

Методическая разработка интегрированного урока (русский язык, литература, история) "Когда-то и сейчас"

Урок постороен в технологии развития критического мышления, затрагивает тему Холокоста....

Методическая разработка конкурса «Знатоки информатики»

Методическая разработкаконкурса «Знатоки информатики»...